Правовые и организационные проблемы безопасности на промышленных предприятиях - (реферат)
p>С уходом министерств от управления отраслями изменилась ситуация с разработкой, постановкой на серийное производство, закупкой по импорту оборудования для подконтрольных производств, что привело к усилению негативных моментов в этом вопросе.

Медленнее идет обновление выпускаемого отечественными производителями оборудования, приближение его к аналогам ведущих зарубежных фирм, сокращаются сроки и программы испытаний, а иногда они вообще не выполнимы из-за отказа предприятий проводить их на своих производствах вследствие финансовых затруднений. Слабо участвуют в освоении оборудования для опасных производств предприятия оборонного комплекса. Увеличились закупки оборудования у иностранных фирм, нередко приобретается морально устаревшая продукция, не отвечающая российским нормам безопасности. В этих условиях роль Госгортехнадзора России должна возрастать. Необходимо упорядочить разрешительную деятельность, привести ее к единству требований, обеспечить централизованный учет и регистрацию выданных разрешений, использовать для этого единые бланки.

Становление сертификации также требует определенных корректив в разрешительной деятельности, особенно во взаимодействии с Госстандартом, министерствами и ведомствами, с учетом положений, изложенных в Законе “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Второй год ведется работа по внедрению процедуры декларирования безопасности для организаций, имеющих опасные промышленные объекты. Цель декларации—заставить собственника, руководителя организации оценить имеющиеся опасности, риск их проявления, составить сценарии развития возможных аварий и их последствий, сопоставить имеющиеся меры защиты и противодействия с необходимыми и определить план действий по снижению опасности объектов.

Согласно совместному приказу Госгортехнадзора России и МЧС России (от 04. 04. 96 № 222/59) утвержден “Перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию в 1997 году”. В него включены 210 предприятий, в том числе различных отраслей химии— 50, нефтебазы — 44, аммиачно-холодильные установки — 46, водоканалы со складами хлора — 56, шламонакопители отходов — 14. [7] В первом полугодии 1997 г. в Госгортехнадзор России поступило только шесть деклараций, из них одна без экспертного заключения (направлена на экспертизу в Центр “Хлорбезопасность”). Низкая активность подачи деклараций отмечалась и а 1996 г. Видимо, управления и округа работают недостаточно настойчиво в этом направлении. Есть и другие причины, а именно—финансовые трудности предприятий, заключающиеся в том, что при размещении заказа на разработку декларации безопасности в специализированной организации необходимо внести предоплату за ее разработку, что не всегда представляется возможным. Несовершенна и методическая база о порядке разработки деклараций безопасности и их экспертизы. Это подтверждает и анализ содержания поступающих деклараций и качество экспертных заключений. Пути решения проблем, связанных с декларированием безопасности производств, видятся в приложении совместно с МЧС России усилий, направленных на совершенствование методической базы, и во внедрении механизма, стимулирующего предприятия к декларированию производств. К этой работе следует подключиться и НТЦ “Промышленная безопасность”, надо изыскивать средства в министерствах, на предприятиях.

    6. Проблемы безопасности на опасных работах

Один из важных вопросов безопасного ведения работ —сохранность взрывчатых материалов. На сегодняшний день это политическая, социальная проблема. Несмотря на продолжающееся в 1997 г. сокращение объемов взрывных работ, положение дел с сохранностью взрывчатых материалов на промышленных предприятиях имеет четкую тенденцию к ухудшению. Выявлено 36 случаев утрат против 34 в 1996 г. Вместе с тем количество утраченных взрывчатых веществ возросло почти в 3 раза (с 2943 до 8606 кг), электродетонаторов и капсюлей-детонаторов— почти на 27% (с 274 до 432 шт. ), а детонирующих и огнепроводных шнуров —более чем в 130 раз (4057 м против 31 м). Имели место 29 хищений. Причем похищены 141 кг

ВВ, 423 детонатора, 306 м детонирующих и огнепроводных шнуров. Утраты взрывчатых материалов —следствие неудовлетворительного управления взрывными работами на предприятиях, отсутствие должной профилактической работы, снижение квалификации и дисциплины руководителей и исполнителей взрывных работ. В последние годы округа ослабили внимание к этому направлению надзорной деятельности. Инспектора стали меньше выявлять утрат взрывчатых материалов, ухудшилось качество расследования инцидентов, связанных с использованием взрывчатых веществ, слабо осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами. В результате стало возможным хищение ВМ на предприятиях, подконтрольных Центральному промышленному, Уральскому, Кузнецкому, Читинскому, Мурманскому округам, с целью использования их в преступных целях.

Органы госгортехнадзора имеют достаточно прав, чтобы улучшить положение дел с сохранностью ВМ. Надо более требовательно и принципиально подходить к проведению контроля, шире применять предоставленные права, вплоть до запрещения работ, изъятия разрешений и лицензий. Опираться на помощь работников правоохранительных органов, ограничить допуск случайных людей к обращению с ВМ.

Управлению по надзору в горнорудной промышленности надо повысить требовательность к округам, ускорить подготовку законопроекта “Об обороте промышленных взрывчатых материалов”, активнее воздействовать на разработку и внедрение новых, безопасных и высококачественных взрывчатых материалов и технологий взрывных работ.

В условиях реформирования экономики особую роль должен играть надзор за охраной недр. Действующее законодательство формально запрещает выборочную отработку месторождений полезных ископаемых, есть формулировки общего плана по ответственности за возмещение ущерба из средств недропользователя, однако действенного механизма, сдерживающего рвачество при добыче, нет. Широко распространена, запрещенная законом, выборочная отработка месторождений, возросло число фактов самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, несвоевременного и неполного внесения платы за право пользования недрами. Массовый характер приобрела ликвидация горных предприятий без принятия мер безопасности. Для решения вопросов добычи и комплексности использования минерального сырья Госгортехнадзор России не в полной мере применяет предоставленные ему права при ежегодном согласовании планов развития горных работ, а также при выдаче лицензий на право пользования недрами; без должной настойчивости и принципиальности подходит к списанию запасов полезных ископаемых с учета предприятий. Не менее важная проблема—наметившаяся тенденция к сокращению и ликвидации геологических и маркшейдерских служб.

Острой остается проблема ликвидации и консервации предприятий. Требования природоохранительного законодательства при этом выполняются неудовлетворительно. Проекты по ликвидируемым и консервируемым предприятиям зачастую разрабатываются и реализуются на низком техническом уровне, с нарушением действующих норм и правил (ряд шахт Кузнецкого, Подмосковного и других угольных бассейнов).

Вопрос “О состоянии и мерах по выполнению требований природоохранительного законодательства при прекращении эксплуатации и ликвидации горнодобывающих и геологоразведочных предприятий и объектов” рассматривался Правительственной Комиссией по окружающей среде и природопользованию, были даны поручения. Однако, несмотря на проведенную Госгортехнадзором России работу, единственное, что удалось выполнить—это совместно с Госкомстатом установить государственную отчетность о ликвидации и консервации горных предприятий, В то же время правительственное поручение в адрес Минэкономики России, Минтопэнерго России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации по созданию горнодобывающими предприятиями страхового фонда для финансирования работ по ликвидации и консервации их объектов осталось не выполненным. Управление по надзору за охраной недр Госгортехнадзора России не проявило настойчивости при решении этого вопроса. В результате рассмотрение его перенесено до окончания формирования структур и ведомств, утверждения положений о них.

Контроль за готовностью энергетических предприятий к отопительному сезону стал постоянной функцией органов госгортехнадзора. Они ежегодно проводят проверки, информацию направляют в разные инстанции от администраций субъектов федерации до Правительства Российской Федерации, но положение дел меняется крайне медленно. В результате системы энергоснабжения нередко дают сбои. Видимо и контроль со стороны Госгортехнадзора России нуждается в ужесточении. Учитывая ошибки и просчеты прошлых лет, основное внимание инспекторский состав должен сосредоточить на организации и осуществлении контроля за своевременностью проведения ремонта: техническом диагностировании оборудования, отработавшего нормативный срок службы; выполнении планов реконструкции, модернизации и замены оборудования тепловых электростанций, отопительных и промышленных котельных. Объем перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом составляет около 20 % общего количества перевозимых по сети железных дорог грузов. Поэтому обеспечение безопасности—неотъемлемая часть общей проблемы предупреждения аварийности на железнодорожном транспорте. Проводимая на железных дорогах и промышленных предприятиях работа по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов позволила в 1997 г. сократить число происшествий с ними. хотя технические проблемы железнодорожного транспорта (неудовлетворительное состояние подвижного состава, вагонов, цистерн, путевого хозяйства и т. д. ) остаются. Инспекторам госгортехнадзора необходимо обращать внимание на организацию обучения персонала, проверку знаний правил безопасности при перевозке опасных грузов специалистами и руководителями всех уровней.

Проверки показывают, что до настоящего времени на многих предприятиях не организовано четкой, целенаправленной системы обучения вопросам, связанным с перевозкой опасных грузов. Учитывая, что более половины аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов происходит из-за низких знаний руководящими работниками, специалистами и персоналом предприятий правил перевозки, этому вопросу следует уделить особое внимание. Необходимо организовать аттестацию руководящих работников на знание действующих нормативных документов, так как к руководству предприятиями с опасными производствами приходят лица, не имеющие соответствующего инженерного образования (юристы, экономисты, финансисты, гуманитарии и др. ). Именно аттестации руководителей следует уделить внимание, тем более, что затрат на это не потребуется.

В настоящее время Госгортехнадзор России представляет собой достаточно четко сформировавшуюся, широко разветвленную, дееспособную систему. Но как и всякая другая, система госгортехнадзора должна постоянно развиваться, совершенствоваться и утверждаться. Центральный аппарат Госгортехнадзора России не должен только фиксировать ту или иную ситуацию. Его задача состоит, кроме того, в разработке стратегии и тактики деятельности системы в целом. Округа и инспекции, как структурные подразделения, должны действовать, реализуя тактические задачи. В этом случае центральной фигурой системы должен быть инспектор. От его профессионализма, принципиальности, требовательности зависит эффективность надзора. Необходимо думать о том, как организовать и стимулировать хорошую работу инспектора.

    7. Повышение эффективности работы Гостехнадзора России

Эффективность работы системы госгортехнадзора в условиях рыночных отношений может быть обеспечена активной наступательной и творческой позицией округов и инспекций. Однако в настоящее время наблюдается тенденция ослабления требовательности округов к руководителям подконтрольных предприятий, снижения их ответственности за обеспечение технической безопасности производств. Так, руководители Сахалинского округа за полтора года ни разу не посетили угольные предприятия, подконтрольные Углегорской и Южно-Сахалинской РГТИ, не участвовали в комплексных проверках подконтрольных объектов. Приходится констатировать снижение исполнительской дисциплины. Систематически допускаются задержки сообщений о происшедших авариях и случаях травмирования (таких случаев зафиксировано с начала года около 20), задержки в передаче оперативной информации о надзорной деятельности, представлении актов специального расследования, материалов по проверкам и других документов. Информация об авариях, приведших к созданию чрезвычайных ситуаций, должна передаваться незамедлительно. Однако это не выполняется. Представляемые округами материалы, в том числе годовые отчеты, акты по расследованию аварий и несчастных случаев, другие документы, составляются небрежно, с отступлениями от установленных требований. Например, плохо подготовлены материалы, представленные на коллегию по Волгоградскому АООТ “Каустик”.

Следует также отметить, что в центральном аппарате Госгортехнадзора России исполнительская дисциплина находится не на должном уровне. Это отрицательно сказывается и на исполнительности округов, Многие из них несвоевременно или вообще не представляют необходимые материалы на запросы Госгортехнадзора России. Основа устойчивой работы системы госгортехнадзора—взаимодействие центрального аппарата и округов. Сейчас округа закреплены за заместителями начальника Госгортехнадзора России и управлениями. Но организация кураторства сегодня не позволяет иметь полную и достоверную информацию о проблемах и работе округа. По-другому должна проверяться работа округов. Проверки нужно тщательно проводить в зависимости от положения дел с травматизмом и аварийностью в регионе, не распыляя силы и средства. Взаимодействие, деловой контакт с администрацией субъектов федерации —один из важнейших аспектов деятельности округов и инспекций, и такое взаимодействие должно быть на уровне первых руководителей. В условиях реформ субъекты федерации имеют достаточно широкие полномочия, чтобы воздействовать на предприятия, расположенные на их территории. Задача органов госгортехнадзора добиваться их поддержки и помощи в решении проблем через совместную работу. Больше внимания должно уделяться и взаимодействию с представителями Президента в субъектах федерации, их поддержка очень важна в работе округов. Однако не везде руководители округов имеют поддержку у глав администраций. Такое положение надо срочно поправить, тем более, что в ходе выборных компаний к руководству приходят люди, ранее не соприкасавшиеся с системой Госгортехнадзора России и задача округов активнее заявлять о себе; доводить до сведения местных органов власти решения и постановления Госгортехнадзора России, касающиеся технической безопасности; регулярно информировать общественность от имени органов госгортехнадзора через средства массовой информации о состоянии технической безопасности на предприятиях региона, об авариях и несчастных случаях с тяжелыми последствиями, обстоятельствами, причинами и, по возможности, —выводами; участвовать в разработке местными органами исполнительной власти мероприятий, направленных на усиление безопасности региона с целью обеспечения необходимых и достаточных условий их выполнения.

Надо добиваться того, чтобы органы исполнительной власти на местах и общественность не на словах, а на деле знали о работе органов госгортехнадзора, чтобы, учитывая возможности (права и обязанности), могли всегда обратиться за помощью по любому вопросу, входящему в компетенцию госгортехнадзора. Необходимо, чтобы журнал “Безопасность труда в промышленности” активизировал работу в этом направлении. Оказать помощь журналу—прямая задача всех работников системы госгортехнадзора. Ему нужна постоянная подпитка информацией, причем актуальной, своевременной, необходимой для большого круга читателей, а не только специалистов в той или иной области. Здесь должны оживить свою работу округа, управления и отделы Госгортехнадзора России, также журналу нужна помощь в увеличении тиража. Трудно понять, что на подконтрольных предприятиях (а их более 150 тыс. ) в условиях недостаточности информации по вопросам промышленной безопасности, трудностей приобретения правил и норм, тираж журнала уменьшился на 12 % и составляет 6 тыс. экземпляров.

Слабо работают по пропаганде журнала Тюменский, Средне-Волжский, Самарский, Приморский, Приамурский, Тульский, Иркутский, Западно-Сибирский, Алтайский округа, где подписка на второе полугодие 1997 г. снизилась более чем на 20 %. Наверное, это также влияние низкой требовательности.

Важным аспектом деятельности системы госгортехнадзора остается взаимодействие с другими органами исполнительной власти, надзорными органами. С некоторыми организациями Госгортехнадзор России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с соглашениями (Госстрой России, Минтруда России (Рострудинспекция), МЧС России, МВД России, МПР России, Налоговая служба, Госатомнадзор России и др. ). Как показывает опыт, не всегда соглашения выполняются. Есть трения на местах по разного рода проблемам. Возникают вопросы с рассмотрением причин несчастных случаев между округами и Рострудинспекцией, их становится все меньше, а с принятием нового Положения о расследовании несчастных случаев.... , где в последней редакции учтены практически все предложения Госгортехнадзора России, они совсем исчезнут. Требуют активизации взаимодействие с налоговой инспекцией по вопросам охраны недр (сумма штрафов 385 млн. руб. за 1996 г. —очень мала для масштабов горной промышленности России) и положение дел с рациональным недропользованием. Критерии во взаимодействиях—государственные интересы. Если они каким-то образом ущемляются, надо проявлять инициативу и выходить в соответствующие ведомства, Правительство РФ, отстаивая свое мнение с государственных позиций.

Известно, что практика привлечения к уголовной ответственности из-за аварий на производстве пошла на спад. Причин много, но суть в неправильной финансовой оценке ущерба, что позволяет ввиду его незначительности не возбуждать уголовного дела. Надо выходить в Верховный Суд; Генпрокуратуру, другие заинтересованные органы и находить решения.

Одна из мер профилактики, предупреждения промышленных аварий и производственного травматизма—предоставление органам госгортехнадзора права наложения в административном порядке штрафов. Наложение штрафов—это не только мера воздействия, но и пополнение государственной казны. По действующему законодательству размеры штрафов сейчас настолько малы, что зачастую покрывают лишь затраты, которые соразмерны почтовым расходам по взысканию этих штрафов и затрагивают только должностных лиц. Вопрос повышения размера штрафов, налагаемых на эту категорию лиц, в ближайшее время будет решен.

Правомочна постановка вопроса об ответственности юридических лиц за необеспечение безопасности, содействие возникновению аварийной ситуации—эти штрафы затрагивают интересы собственников и размеры их должны быть значительными. Надо изучить состояние дел в данном вопросе и готовить соответствующие предложения в Правительство РФ по изменению законодательства. Экономические реформы требуют и новых экономических методов воздействия на предпринимателей, предприятия, понуждающие заниматься обеспечением безопасности производств. Одним из таких механизмов должно стать обязательное страхование за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации опасных производственных объектов. Принципы этого механизма: больше опасность—выше страховые тарифы. Госгортехнадзор России должен быть активным участником его внедрения. Владея информацией о безопасности на объектах, а также являясь профессионалом в этих вопросах, Госгортехнадзор России должен обеспечивать взаимодействие со страховыми организациями в части определения страховых тарифов. Проводимые реформы в экономике привносят в обеспечение безопасности производств отдельные негативные элементы. Обострилась, например, ситуация с закрытием и ликвидацией предприятий. Проявилась проблема с остановкой или консервацией предприятий на длительное время, в связи с чем возникают серьезные опасности с возобновлением работ. Действующая нормативная база не учитывает таких моментов.

В ходе реформ будут появляться новые проблемы и задача системы госгортехнадзора быть отзывчивой на происходящие изменения, своевременно и правильно реагировать на них, смягчать, а если можно, то и предупреждать их негативные проявления. Острее ощущается потребность в повышении оперативности и информированности системы, ее “прозрачности”. Для решения этой задачи надо использовать современные информационные технологии. Одним, двумя компьютерами не обойтись. Поэтому сегодня стоит задача о комплексной системе информатизации надзорной деятельности и управления. Ее следует реализовывать с учетом финансовых возможностей и без участия округов не обойтись.

    Заключение

Подводя итоги выполнения решений коллегии Госгортехнадзора России от 18. 02. 97 № 2 (по итогам 1996 г. ), следует отметить, что многое делается, но еще больше предстоит сделать. Однако еще недостаточно инициативности и деловитости проявляется как в округах, так и центральном аппарате. Надо еще раз внимательно рассмотреть проблемные вопросы, выделить из них приоритетные, перспективные, оценить, что можно решить самостоятельно, а где следует обратиться за помощью в министерства. Правительство РФ. На основе такого анализа разработать программу действий на ближайшие годы с учетом правительственной программы “Структурная перестройка и экономический риск в 1997—2000 годах”, предусмотрев 1997-1998 гг. как этап формирования правового и нормативного обеспечения системы госгортехнадзора, где работает много высококвалифицированных кадров, профессионалов своего дела.

    Список литературы

1. Вахитов Шакир Казыханович “Рассмотрение дел о преступных нарушениях правил охраны труда, ”Отв. pед. М. А. Шапкин

    М, Юрид. лит. , 1986,

“Актуальные вопросы охраны труда и правовой охраны промышленной собственности” Москва 1997

Дворянчиков Борис Алексеевич “Стандартизация в области охраны труда” М. , Изд-во стандартов, 1990

Кодекс законов о труде Российской Федерации: По состоянию на 1марта 1995г. М. , СПАРК, 1995

Лесенко Георгий Васильевич “Организация безопасности труда на производстве” Кieв, Тэхника, 1997

Малькевич Михаил Михайлович, Вербовой Иван Вакулович, Бурчков Леонид Павлович “Пособие общественного инспектора по охране труда, ” 2-е изд. перераб. и доп. СП-б. ,Универсал, 1995

Жуков Виктор Иванович “Охрана труда на железнодорожном транспорте”, Учеб. пособие для ВУЗов М. , Транспорт, 1998

Борисов Борис Александрович “Трудовой договор, Коммент. и рекомендации”, Авт. -сост. Б. А. Борисов М. , Информ. -зд. дом "Филинъ", 1996

Послание Президента Федеральному Собранию Российская газета от 18. 02. 1997г. http: //www. pravo. ru/trud

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать