Право в системе нормативного регулирования общественных отношений - (реферат)

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Юридический институт МВД России
    Тульский филиал
    Кафедра государственно-правовых дисциплин
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПО ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА НА ТЕМУ:
    "ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ"
    Подготовил: курсант
    0-12 учебной группы
    1-го курса
    Терещенко Павел Владиславович
    Научный руководитель: кандидат наук
    БУШУЕВ И. И.
    ТУЛА - 1998.
    ПЛАН.
    Введение. стр. 3

Нормативное регулирование и виды социальных норм. стр. 5 Соотношение права и других социальных норм: стр. 13

    2. 1. Соотношение права и религии; стр. 13
    2. 2. Соотношение права и обычаев; стр. 15
    2. 3. Соотношение права и морали; стр. 17
    2. 4. Соотношение права и корпоративных норм; стр. 26
    3. Право и социально-технические нормы. стр. 28
    Заключение. стр. 32
    Введение

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. [1 Теория государства и права / под ред. В. В. Лазарева. М. , с. 376. ]Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием. [2 Там же, с. 376. ]

Разновидностью теории правового государства является концепция "господства права". Примечательно, что теория "господства права" и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как, воплощение определенного правопорядка. [3 Там же, с. 382.

    ]

Но все же, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном, т. е. юридическом смысле). В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий. Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые как Алексеев С. С. , Кудрявцев В. Н. , Лукашева Е. А. , Нерисянец В. С. , Бабаев В. К. , Плахов В. Д. и многие другие деятели юридической науки.

    Нормативное регулирование и виды социальных норм.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера , выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования , усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы.... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования. Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая - это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно -организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства , обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования. [4 Алексеев С. С. Теория права. М. , 1993 с. 32 - 34. ] Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм. [5 Общая теория права и государства. / под ред. В. В. Лазарева. М. , 1996 с. 12. ] Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М. Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества. [6Теория государства и права. / под ред. Н. Н. Марченко. 1996 с. 321. ] В свою очередь профессор В. К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей. [7 См: Общая теория права. / под ред. В. К. Бабаева. Н-н. 1993 с. 186. ]

Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т. д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т. е таких законов, которые действуют с естественно -исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. "Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола. " [8К. Маркс. цитата см: Общая теория права. / под ред. В. К. Бабаева. Н-н. 1993 с. 186. ]В этом свете не совсем ясной остается мысль В. Д. Плахова о том что социальные нормы "путь социологические законы" особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи". [9 См: Общая теория права. / под ред. В. К. Бабаева. Н-н. 1993 с. 186. ]Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с законами естественно - техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие "норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом.

В философской и естественнонаучной литературе под нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее - патология. [10 Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М. , 1982 с. 15. ]Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип основанный как на внутренних побуждениях так и на внешних детерминантах.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы ( элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие ). [11 ]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать