Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в. - (курсовая)
p>А теперь о том, как мы компенсировали потери, забирая немецкое имущество. Вообще, по правовым международным нормам, трофеи - это техника, оружие, продовольствие, захваченное у противника в ходе боевых действий или при капитуляции. Репарации - возмещение материального ущерба, нанесенного противником на оккупированной территории. Обычно репарации ВЫПЛАЧИВАЛИСЬ ! И лишь Советский Союз компенсировал свои потери в натуре: из советской зоны оккупации вывозилось все - от мощных оборонных заводов до минипекарен, хотя по решению стран-победительниц промышленность, необходимая для элементарного выживания немецкого населения, репарациям не подлежала. Что же касается культурных ценностей, то они никак не подпадают под определение трофеев и репараций. Реституция, согласно международному праву, означает юридически признанный акт возвращения имущества, художественных и других ценностей. Реституция ни в коем случае не обмен“баш на баш”, а добровольное возвращение того, что тебе не принадлежит. Официально СССР после окончания войны не предъявил Германии никаких претензий. Лишь недавно комиссия по реституции вручила немецкой стороне первый список культурных потерь. А в 1945г. прикидывали“на глаз”, брали все подряд без всяких ограничений. Речь о создании союзнического контрольного совета шла после Потсдамской конференции, но он так и не заработал. С союзниками должна была войти в контакт так называемая Межсоюзная репарационная комиссия. Но документов, проясняющих ее деятельность, не сохранилось. Есть лишь материалы, где говориться, что генеральный директор комиссии Г. И. Аркадьев с одним из своих коллег присваивал трофейные ценности и даже ухитрился отправить в Москву самолетом антикварную мебель для себя. Но и его злодеяния меркнут по сравнению с тем, сколько наворовал бывший начальник оперативного сектора НКВД-МВД в Берлине А. Сиднев. В протоколе его допроса меня привлекла следующая часть:

“Вопрос: ? Вам предъявляются фотоснимки изъятых у вас при обыске 5 уникальных большой ценности гобеленов работы фламандских и французских мастеров XVII и XVIII веков. Где вы утащили эти гобелены?

Ответ: ? Гобелены были обнаружены в подвалах германского Рейхсбанка, куда их сдали во время войны на хранение какие- то немецкие богачи…

Вопрос: ? Но этим гобеленам место только в музее. Зачем же они вам понадобились? Ответ: ? По совести сказать, я даже не задумывался над тем, что я ворую( курсив мой- А. К. ) Подвернулись эти гобелены мне под руку, я их и забрал”. [xxiii]Вот так ! Наш народ так широк душою, что не осознает того, что берет чужое ! Но читаем дальше, и перед нашим взором предстает удивительная картина: Сиднев дает показания против Уполномоченного НКВД 1-го Украинского фронта Серова. “Под его руководством я проводил работу в Польше. А затем, когда советские войска захватили Берлин, Серов добился моего перевода на работу в НКВД и назначил начальником берлинского оперсектора. На этой работе Серов приблизил меня к себе, я стал часто бывать у него и с этого времени началось мое грехопадение…

Вряд ли найдется такой человек, который был в Германии и не знал бы, что Серов являлся, по сути дела, главным воротилой по части награбленного. Самолет Серова постоянно курсировал между Берлином и Москвой, доставляя без досмотра на границе всякое ценное имущество, меха, ковры, картины и драгоценности для Серова. С таким же грузом в Москву Серов отправлял вагоны и автомашины.

Надо сказать, что Серов свои жульнические операции проводил очень искусно. Направляя трофейное имущество из Германии в Советский Союз для сдачи в фонд государства, Серов под прикрытием этого большое количество ценностей и вещей брал себе…”[xxiv]

В ходе Нюрнбергского процесса советская сторона предъявила 39 томов, в которых был подсчитан ущерб, нанесенный СССР в результате войны - в том числе и урон "культурный".

Музейные ценности вывозились по распоряжениям ГКО, СНК СССР. Разрешения давало также Главное трофейное управление тыла Красной армии. Например, его начальник позволил Малому театру самостоятельно отбирать для себя трофейные ценности. В числе их получателей были Музей изобразительного искусства имени Пушкина, Третьяковская галерея, Главное управление снабжения Комитета по делам искусств. Союзниками не было согласовано ни одного разрешения.

Сохранилось письмо Бонч-Бруевича Сталину, написанное в феврале 1945г. Бонч-Бруевич еще с эмигрантских времен работал в зарубежных архивах, а с 1931г. был директором Литературного музея. Он изучал в архивах все, что было родом из России. В письме - программа полной экспроприации русского и славянского из всех музеев и архивов европейских стран. Из Ватикана он предлагал изъять весь русский и славянский отдел, а из Голландии и Дании забрать материалы, связанные с Петром I. [xxv]Многое из того, что он перечислял, принадлежало музеям вполне законно: было подарено или куплено и даже продано Советской властью в 20-е и 30-е годы. Письмо, несомненно, пригодилось, когда группы наших музейных работников колесили по советской зоне оккупации в поисках добычи.

Отбирали наиболее ценные в художественном и научном отношении книги, рукописи, коллекции. Но случались и курьезы. Например, в Музей изобразительных искусств им. Пушкина завезли ящики с театральным реквизитом, бронзовый бюст Геббельса, портреты Гитлера и его соратников и даже мумию под стеклянным колпаком без саркофага, неизвестно кому принадлежавшую.

Постановления, документы о возвращении найденных советских ценностей шли под грифом "совершенно секретно" и подписывались лично Сталиным. Возможно, подобные документы находятся в архивах спецхранов, в Госархиве РФ, но туда доступ закрыт с конца 1993г. Закрыты для историков и фонды Главного трофейного управления министерства обороны.

В марте 1945г. войска 4-го Украинского фронта на станции Пщына, что юго-западнее Освенцима, захватили эшелон с архивами партии. Там же обнаружили около 100 тыс. книг и 80 тыс. журналов из библиотек Белорусской Академии наук, Риги, Вильнюса, Таллинна, Пскова и других городов. Среди книжного фонда находились 14 ящиков с музейными экспонатами пушкинианы: портреты поэта и его современников, бронзовые бюсты и старинные бытовые вещи. На ящиках бирки-“Ленинград”. Одновременно в городе Хайльсберге разведчики 3-го Белорусского фронта наткнулись на собрание книг и экспонатов из института зоологии Украинской Академии наук.

В декабре в замке города Делинген (американская зона оккупации) представители СВАГ разыскали музейные ценности из Киева, Минска и других городов. Вывезли все на 28 грузовиках. [xxvi]Тогда же американские власти известили командование советских оккупационных войск о найденных ценностях в Баварии, но потребовали компетентной экспертизы, подтверждающей их принадлежность Советскому Союзу. Подтвердили. И это . пожалуй, все, что известно о находках на территории Польши и Германии в 1945г. по части советских архивов, музеев и библиотек.

В июне 1945г. в Эрмитаж доставили картины из Берлина с трофейного склада № 1? центральной скотобойни. Сейчас эти картины выставляются под названием “неизвестные шедевры”. Из тайной статистики Главного трофейного управления узнаем, что по распоряжениям ГКО и Совнаркома в СССР за 1945г. было привезено 24 вагона музейных ценностей (данные из“Краткого отчета о деятельности Главного Трофейного управления в период Великой Отечественной войны”- Центральный архив Министерства Обороны, ф. 67, оп. 12020, д. 9). [xxvii] Всего в адрес комитета по делам имуществ при Совмине СССР поступило из Германии 1 млн. 208 тыс. музейных ценностей (В “Московских новостях” эта цифра публикуется ВПЕРВЫЕ! !! !). [xxviii]Вывоз художественных произведений осуществляли также Наркомат обороны, Наркомат просвещения, АН СССР и другие ведомства.

Потсдамское соглашение четко оговорило право стран-победительниц на компенсацию понесенного ущерба, возмещение убытков. Поскольку Акт о безоговорочной капитуляции Германии отменял прежний порядок управления страной, то единственной законной властью становились уполномоченные на то генералы - в американской зоне свой, в советской - наш. Решения их администраций и были единственным и достаточным основанием для вывоза в СССР всех тех ценностей, которые становились отныне законной собственностью страны-победительницы”.

Если жесткие решения СВАГ, касающиеся реституции похищенного фашистами богатства, представлялись абсолютно справедливыми в 1945г. , то теперь они подставлены под сомнение (кстати, многие из этих решений были отменены вскоре после принятия как противоправные самим же руководством СВАГ). Но когда газета “Известия” пишет о том, что“… прибывшие из Москвы бригады искусствоведов изымали в огромных размерах и тайно "перемещали" в Советский Союз не только то, что было вывезено из него, но и то, что принадлежало Германии и ее гражданам” и о том, что это “при всем желании нельзя было отнести к военным трофеям или репарационным поставкам”[xxix], мы можем возразить: “Позвольте, а как же наши культурные потери? ведь мы имели полное моральное право их компенсировать, разве мы не имеем право на виру* [* Вира? существующее с древнейших времен понятие, означающее материальную компенсацию за убийство или увечье] ” Другое дело, что на первых порах объемы вывозимого определялись "на глазок"? количеством вагонов, уровнем ватерлинии судна. И лишь на самолетах и автомашинах? хотя бы количеством ящиков. “Немцы были возмущены. Была надежда, что в течение ближайших лет стороны договорятся, определят размеры вывезенного. Но именно в эти ближайшие годы процесс приобрел однонаправленный характер. Поток шел на Восток, и там многое куда-то бесследно исчезало. На информацию о судьбе немецких ценностей было наложено строжайшее табу”. [xxx]

Но самое главное состоит в том, что если мы даже и брали "на глазок", то? за исключением отдельных случаев (например, с Балдинской коллекцией/подробнее см. ниже/)? брали мы на законных основаниях и с ведома союзнических властей- ведь на то были распоряжения СВАГ- законной власти в Германии, а акт изъятия сопровождался официальной документацией. С другой стороны, подписав мирный договор с ФРГ в 1955 году, мы тем самым отказались не только от репараций, но и от всех компенсаций за все безвозвратно утраченные культурные ценности. "Четырехсторонняя процедура реституции" 17 апреля 1946г. гарантировала право России на замену имуществ уникального характера, реституция которого невозможна, другим имуществом страны-агрессора. Но процедура была прежде всего ориентирована на организацию реституционного процесса на базе специально созданных сборных пунктов в каждой из зон оккупации в соответствии с тщательно прописанной процедурой. СССР этого не сделал, так как от него потребовали предъявить подробные списки замен, включая те, что были уже вывезены из Германии после 9 мая 1945 года. [xxxi]

Уже после войны СССР совершил ряд ошибок в сфере возвращения наших культурных ценностей. Во-первых, мы не создали специальную службу, которая бы профессионально занималась поисками ценностей. Такие команды были у англичан, американцев, французов, поляков. Второе. Мы отпали от общемирового реституционного процесса, который происходил в Австрии, куда свозились все трофейные ценности и где все это "разбиралось" владельцами. От СССР профессор Лазарев в Мюнхене составил лишь список адекватов. [xxxii] А самое главное? мы замалчивали о том, что находилось в наших запасниках ! Не было бы в наши дни никаких переговоров, если бы мы полвека назад честно объявили миру о том, что именно вывезли из Германии. Но мы, как всегда молчали…

Шедевры не принадлежат никому: советские политики, не национализировавшие в свое, удобное для этого, время трофейные ценности (видимо, это был своеобразный неприкосновенный политический капитал, который можно использовать для различных целей - например, для поднятия престижа молодой ГДР), не подозревая, придали шедеврам единственно приличествующий им статус - мировое гражданство. Что сейчас и является корнем проблемы: произведения искусства, как и должно быть, принадлежат всему человечеству !

Важно помнить и о том, что американская позиция в 1945 году принципиально отличалась от русской: право на репарацию-компенсацию имели только те государства, которые были оккупированы немцами. Поэтому США автоматически исключались из дележа германской культурной собственности. Тем не менее, по данным исследователей, в частности и самих немцев, 20 % ценностей вывезли из Германии Великобритания, Франция, СССР, а 80 %? США. [xxxiii]Более того, Соединенные Штаты не подписали протокол, дополняющий Гаагскую конвенцию 1954г. Таким образом, те 80 % ценностей, которые Америка вывезла из Германии ( в том числе и наши ! ) имеют большие шансы навсегда остаться за “окияном”. Кстати, в числе не подписавших была и Великобритания. Наша же страна подписала , тем самым подтвердив, что“культурные ценности не могут являться ни трофеями, ни предметом захвата в других странах и подлежат реституции ( т. е возврату? А. К. ) в те страны, где они находились”. [xxxiv]И действительно, в самое ближайшее время наша страна начала “отдачу” того, что было призвано стать компенсацией за понесенный ущерб.

Ниже приведены любопытные факты, касающиеся тех ставших впоследствии знаменитыми коллекций, которые были захвачены Красной Армией во время похода на Германию.

“Балдинская коллекция”? коллекция, которая была незаконно присвоена офицером Балдиным, впоследствии ставшим директором Государственного музея архитектуры. Эта коллекция представляла собой часть бременской Кунстхалле. Скажем, что Балдин долгие годы хранил ее в запасниках музея.

“Коллекция Кенигса”? это собрание рисунков старых мастеров, изначально принадлежавшее банкиру Францу Кенигсу - немецкому еврею, в 30-х годах эмигрировавшему в Нидерланды. Коллекция, в которой есть рисунки Рембрандта и других“голландцев”, Тинторетто, Тьеполо, Веронезе, немецких и французских художников. Коллекция принадлежит Голландии, но немцы вынудили Роттердамский музей продать драгоценные рисунки и вывезли их в Германию. В 1945 году советские войска входят в Берлин. И конфискуют голландские рисунки. [xxxv]

“Дрезденская коллекция”? в совершенно секретном постановлении ГКО № 9256 от 26 июня 1945г. говориться, что две тысячи экспонатов из Дрезденской галереи, среди которых были "Сикстинская мадонна" Рафаэля, картины Рубенса, Рембрандта, Тициана, Ван Дейка, Веласкеса, скульптуры Мирона, Праксителя, предполагалось включить в собрание Музея изобразительных искусств им. Пушкина, чтобы позднее с прежними его коллекциями создать в Москве музей мирового искусства, подобный Британскому, Эрмитажу или Лувру. Однако осуществить столь грандиозные планы власть не решилась, и ценности ушли в спецхраны. [xxxvi]В отношении “Дрезденской галереи” интересно следующее противоречие: официально говорилось, что цель вывоза дрезденских художественных ценностей заключалась в их спасении-“после вступления СА в Дрезден 164-й батальон 5-й Гвардейской Армии Украинского фронта, которым командовал майор Перевощиков (хорошая фамилия ! - А. К. ), получил задание разыскать спрятанные сокровища… и обеспечить их безопасность… Несколько лет спустя, в знак благодарности всем, кто участвовал в с п а с е н и и (разрядка моя- А. К. ) Дрезденской картинной галереи, орденом Германской Демократической Республики“За заслуги перед Отечеством”были награждены… (далее- скучное перечисление- А. К. ) Еще до возвращения сокровищ искусства из Советского Союза советские оккупационные власти уделяли большое внимание развитию гуманистических культурных традиций прошлого и всячески стремились помочь трудящемуся народу в полной мере овладеть этим духовным наследием”. [xxxvii]Итак, мы стремились бескорыстно “помочь”и“спасти”! Но как же тогда быть с постановлением ГКО № 9256 от 26 июня 1945г. , где говориться, что необходимо“… обязать Комитет по делам искусств при СНК СССР (т. Храпченко) вывезти на базы Комитета в г. Москву дляпополнения государственных музеев (выделение мое- А. К. ) наиболее ценные художественные произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного искусства, а также антикварные музейные ценности в количестве не более 2 000 единиц с трофейных складах в г. Дрездене” ? ![xxxviii]Видимо, только в Советском Союзе умели бескорыстно “спасать”, одновременно пополняя фонды музеев!

“Золото Шлимана”? было вывезено в самом начале оккупации Берлина. Причем, золото находилось на английской территории, а попало к советским властям. Объясняется это тем, что до июня 1945г. границы между зонами, занятыми союзниками соблюдались очень относительно: войска располагались там, где они закончили военные действия. В итоге в нашей зоне “шарили” американцы, а мы в свою очередь? в британской зоне. Есть версия, по которой золото принес сам директор музея, ? ему было все равно, какой именно союзнической власти он отдаст ценности, важно было сохранить их и передать в руки реальных властей. [xxxix]Учитывая ценность коллекции, золото Шлимана было отправлено в Москву незамедлительно. Отказаться от него только потому, что эта зона номинально принадлежала англичанам, и ждать их представителей в разрушенном городе было опасно для сокровища.

“Коллекция Готской библиотеки”? она принадлежала семейству герцога Кобург- Готского. В 1928г. она была передана в дар городу Готе, но документ на ее хранение оформили таким образом, что семья герцогов оставляла за собой первоочередные права. После войны собственность герцога- активного нациста, имевшего чин групенфюрера СА, - подлежала конфискации. Председатель земли Тюрингия В. Пауль обратился к Жукову с просьбой оставить библиотеку городу. Но узнав, что права города на коллекцию неполные и что жена герцога увозила произведения искусства из нее в американскую зону, Жуков отправил книги в Союз. [xl]

“Библия Гутенберга”? Иоган Гутенберг, как известно, был немецким изобретателем книгопечатания. В середине XVв. В Майнце напечатал 42-строчную Библию- первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. Наши войска захватили экземпляр, который и поныне находится в России.

Среди других наиболее известных коллекций, вывезенных нашей страной стоит назватьПергамский алтарь. Вывезены были также ценности, обнаруженных в монастыре австрийского города Клостернойбург. Они принадлежали Венскому историческому музею и монастырю и были, по документам, вывезены в Россию. Та же участь постигла культурные ценности, найденные в шахтах около Магдебурга, Лейпцига и его окрестностей. В шахтах хранилась научная литература Прусской академии наук, Лейпцигского университета, библиотек Берлина, Любека, коллекции берлинского музея народоведения, картинная галерея города Дессау.

Все страны, пострадавшие от фашизма, в течение 10 послевоенных лет занимались возвращением своих культурных ценностей. Американцы тщательно описали найденные ими произведения искусства. Но все ли? Точно известно, что в 1945 году американцы тайно отправили из Германии 3 крупных транспортных самолета. Все наземные документы: о характере груза, о составе экипажа и. т. д. , которые обычно сохраняются очень долго, были уничтожены. [xli]Те же американцы отказались вернуть в Литву библиотеку и архив Еврейского научного института, который до войны находился в Вильнюсе. Он был вывезен Розенбергом, а в мае 1945г. попал в руки “янки”. Они не делали из этого тайны: указали в отчетах, что весь архив и библиотека из Оффенбахского хранилища вывезены в . Нью- Йорк В 1947г. министр иностранных дел литовской республики в своем письме в Управление репараций и поставок поднял вопрос о необходимости возвращения награбленного Розенбергом в Литву, но получил лаконичный ответ: “ничего не отдадим ! ”[xlii]Причина- отказ США признать факт присоединения стран Прибалтики к СССР. Не признали его и другие державы. Оно и понятно: куда выгоднее не признать и не отдать. Англичане нашли в своей зоне архивы Калининградской области и Таллина. Но в ответ на просьбу вернуть- свернули шишь. [xliii]Вот так страны возвращали чужое имущество! Они больше занимались тем, что искали свое. Наша же страна все больше возвращала “чужое”, чем искала свое. Существует версия о том, что именно в США нашли пристанище многие перемещенные в ходе войны шедевры. «Между тем теперь мы можем документировать все акции реституции от имени западных союзников. В наших руках списки грузов из сборных пунктов (в Висбадене, Мюнхене, Оффенбахе…) с советскими квитанциями свидетельства о том, что они были получены адресатом. Похоже, что с осени 1945 года до осени 1948 года американская сторона передала СССР более 520 тысяч объектов культурного значения”[xliv].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать