Система расходов бюджета - (курсовая)

Система расходов бюджета - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БЮДЖЕТА, ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    По дисциплине БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
    ТЕМА РАБОТЫ:
    Система расходов бюджета
    Выполнила студентка 5 курса, группа 552
    Малыгина Екатерина Васильевна
    Личное дело № 95 ФФБ 10291
    Преподаватель: к. э. н. , доцент Пантелеев А. П.
    Работа защищена. Оценка ___________________.
    “________”_____________________1999 г.
    Москва, 1999 г.
    ПЛАН
    Аналитическая часть
    Введение
    Основная часть
    2. 1. Социально-экономическая сущность расходов бюджета
    2. 2. Классификация расходов бюджета
    2. 3. Состав и структура расходов бюджета

2. 4. Принципы планирования и финансирования расходов бюджета. Заключение

    Практическая часть
    Пояснительная записка к бюджету района
    ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое избранной властью в рамках экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищённым слоям населения. Одной из важнейших категорий является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц государственных организаций и учреждений, - доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят учреждения, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и перераспределении доходов и богатства.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса РФ.

Целью настоящей работы является анализ расходов бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики; выявление наиболее важных моментов в планировании расходов как Федерального бюджета, так и региональных (на примере бюджета Ступинского района Московской области); анализ изменений в составе и структуре расходов в связи с экономическими реформами, проводимыми в России.

    2. 1. Социально-экономическая сущность расходов бюджета

Новый Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных социально-экономических задач. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории- бюджета- представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Ранее, до принятия БК РФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным звеном российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов федерации–во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования и управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения отчётов об их использовании регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета.

В странах социалистической модели экономики, в том числе в бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата, основной задачей финансовой системы было обслуживание государственных потребностей. [1 Лушин С. И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 1998, №5. – с. 7-8. ]Кардинальные изменения в экономике России, в её политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг. , вызвали серьёзную трансформацию бюджетного механизма.

Следует помнить, что расходы бюджета осуществляются за счёт денег налогоплательщиков, и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение функциональных обязательств.

Каждый вид расходов имеет качественную (назначение) и количественную (величина) характеристики. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

    Природой и функциями государства
    Уровнем социально-экономического развития страны
    Административно-территориальным устройством государства
    Формами предоставления бюджетных средств и т. п.
    2. 2. Классификация расходов бюджета

Для составления, исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используетсябюджетная классификация. Бюджетная классификация даёт возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. В основу всех классификаций государственного бюджета положен следующий принцип: упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, позволяющее проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счёт имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заёмных средств или средств, накопленных в предыдущие периоды [2Рябушкин Б. Т. Международные бюджетные классификации. //Экономическая статистика, 1998, Инфра-М].

    Классификация МВФ

Классификация по БК РФ [? Классификация разработана на основе рекомендаций МВФ с учётом российской специфики

* Эти классификации едины для всех уровней бюджетной системы] (4 глава) Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

    Классификация доходов бюджетов РФ*

Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения Функциональная классификация расходов бюджетов РФ*

Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения Экономическая классификация расходов бюджетов РФ *

Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ * Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ* Классификация государственного долга (по типу держателей долговых обязательств – внутренний и внешний) Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ

    Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Приказом МФ РФ от 06, 01, 1998 года № 1н“О бюджетной классификации РФ”. Всего в составе бюджетной классификации 12 блоков, из них 11-классификации расходов бюджета, 1-классификация доходов.

Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Отсюда– функциональная классификация расходов бюджетов РФ: Государственное управление и местное самоуправление

    Судебная власть
    Международная деятельность
    Национальная оборона
    Правоохранительная деятельность и безопасность
    Фундаментальные исследования и содействие НТП
    Промышленность, энергетика и строительная индустрия
    Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология

    Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
    Развитие рыночной инфраструктуры
    Жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

    Образование
    Культура и искусство
    Средства массовой информации
    Здравоохранение и физическая культура.
    Социальная политика
    Обслуживание и погашение государственного долга
    Пополнение государственных запасов и резервов
    Региональное развитие

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров Прочие расходы.

Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджетов, которая отражает их влияние на процесс расширенного воспроизводства: Текущие расходы(обеспечение текущих потребностей: закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты). Как правило, эти расходы соответствуют затратам, отражённым в обычном бюджете или бюджете текущих доходов и расходов.

Капитальные расходы(капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты). Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных доходов и расходов государства (бюджет развития).

Ведомственный признакпозволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство или другое государственное учреждение, получающее бюджетные ассигнования. Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета содержит 168 адресов (это первый уровень ведомственной классификации). Второй уровень–классификация целевых статей расходов федерального бюджета, которая отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета:

    Заработная плата и начисления на неё
    Канцелярские и хозяйственные расходы
    Командировки и служебные разъезды
    Стипендии
    Расходы на питание
    Приобретение медикаментов и перевязочных средств
    Приобретение оборудования и инвентаря
    Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования
    Капитальные государственные вложения
    Капитальный ремонт
    Содержание сооружений благоустройства
    Геологоразведочные работы
    Проектирование
    Государственная дотация
    Операционные расходы
    Платежи по ссудам
    Возмещение разницы в ценах и прочие расходы.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств

Важным направлением модернизации государственных финансов в России стало разделение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет (включая бюджеты внебюджетных фондов), бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский, 55 краевых и областных, 10 окружных бюджетов АО, бюджет автономной Еврейской области и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тысяч). В соответствии с этим разделением расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

    2. 3. Состав и структура расходов бюджета

Как уже отмечено выше, расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти. Структура расходов каждого уровня интересна не как математические отношения. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и так далее.

Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Из Федерального бюджета на 100 % финансируются расходы на национальную оборону и на 93 % расходы на фундаментальные исследования. С принятием Налогового Кодекса и Бюджетного Кодекса осуществляется переход к новой системепринципов бюджетного федерализмаи иной организации межбюджетных отношений. К принципам бюджетного федерализма можно отнести [4Родионова В. М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации“Финансы”, №4, 1997. ]:

    Создание трёхуровневой системы бюджетных отношений

Равенство (не тождество) бюджетных прав субъектов федерации Самостоятельность каждого бюджета и высокую степень автономии региональных и местных бюджетов

Равенство региональных, местных и федеральных интересов, их тесную увязку между собой

    Прозрачность межбюджетных отношений

Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета. Таблица. Структура расходов федерального бюджета РФ за 1995, 1997 и 1999 годы. Наименование расходов

1995 год [? Врублёвская О. В. Бюджетный процесс в РФ // глава 2. “Инфра-М”, 1998 год. ] 1997 год [? Там же]

1999 год [? Рассчитано на основании ФЗ “О Федеральном бюджете на 1999 год” ] Государственное управление

    1, 6
    2, 2
    2, 4
    Международная деятельность
    8, 4
    1, 9
    6, 4
    Национальная оборона
    19, 6
    19, 7
    16, 3
    Правоохранительная деятельность
    5
    8, 8
    9
    Фундаментальные исследования и содействие НТП
    2, 5
    2, 9
    2, 1
    Промышленность, энергетика и строительство
    12, 6
    9, 4
    2, 4
    Сельское хозяйство и рыболовство
    3, 7
    3
    1, 6
    Образование
    3, 7
    3, 5
    3, 7
    Здравоохранение и физическая культура
    1, 7
    2, 2
    1, 7
    Социальная политика
    1, 8
    3, 4
    7, 3
    Обслуживание государственного долга
    9, 2
    14, 8
    29
    Финансовая помощь субъектам РФ
    12
    12
    7, 5
    Расходы целевых бюджетных фондов
    4, 8
    7, 8
    7, 7

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы. Среди расходов федерального бюджета всё большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета. За последние несколько лет государственный долг вырос в несколько раз: ещё в 1995 году расходы по его обслуживанию составляли 9, 2% от общей суммы расходов бюджета против 14, 8% в 1997 году и уже 29% в 1999.

Значительно снизилась доля средств, направляемых на финансирование отраслей хозяйства. Так, на промышленность в 1995 году выделялось 12, 6% расходов, в 1997 году– 9, 4%, а в 1999 году –уже 2, 4%, то есть с 1995 года по 1999 финансирование сократилось более чем в 5 раз. Финансирование же сельского хозяйства сократилось в 2 с лишним раза. Значительно вырос удельный вес расходов на социальную политику (1, 8%®3, 4%®7, 3%). Вместе с тем объём расходов на образование и здравоохранение остаётся неоправданно низким.

Незначительно сократилась финансовая помощь субъектам РФ. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. Цель предоставления субъектам РФ финансовой помощи– выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в расчёте на душу населения. Существуют следующие формы предоставления финансовой помощи: Дотация – объём денежных средств, выделяемых из одного бюджета другому на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и доходов, переданных в порядке бюджетного регулирования;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать