Субъекты конституционного права на примере Конституции Российской Федерации. Перспективы развития - (курсовая)
p>Вам известны, поскольку длятся уже очень долго, конфликты в Северной Ирландии и Басконии. События в Ольсфере тоже пытались объяснять экономическими причинами, более низким уровнем жизни “католической части населения”, не всегда даже уточняя, что речь идет в данном случае об ирландцах, весьма отличных от англичан по своей психологии менталитету (см. пьесу Б. Шоу “Другой остров Джона Буля”). Усиливаются националистические настроения и в Шотландии: в ходе опроса, проведенного в 1995 году, 72% шотландцев высказались за независимость. Шотландская национальная партия, которая в 1984 г. набрала лишь 11% голосов, сегодня уже имеет около 30% и стала второй после лейбористов политической силой в Шотландии (Ди Вельт, 27 апреля 1996 г. ).

Баски начали борьбу за независимость от Испании еще при режиме Франко, продолжают ее и по сей день. Наша пресса, предоставляя слово официальным испанским представителям, таким как госсекретарь по вопросам безопасности Р. М. Флука (см. его интервью в газете “Сегодня” 31 октября 1996 г. ), стремится издать представление о демократии, как о панацее, способной излечить зло сепаратизма. Однако если испанским властям и удастся на время справиться с баскскими сепаратистами, новая вспышка конфликта в Баскании в будущем практически неизбежна - слишком особый, отличный ото всех народ баски. Так обстоят дела на Западе. О ситуации в Восточной Европе и говорить не приходится: искусственно созданные после Первой мировой войны и реанимированные после Второй образования - Югославия и Чехословакия - опять развалилась. Народы, не созданные для того, чтобы жить в одном государстве, взрывают навязанные им рамки, сплошь и рядом в ущерб самим себе. Пресловутый экономический интерес отодвигался при этом на второй план.

Распад СССР проходил по той же схеме. Ни одна из ставших независимыми республик в экономическом плане ничего не выиграла, наоборот, все оказались в яме точнее, в ямах, каждая в своей. Присутствовал, конечно и элемент самообмана, порожденный разборками на тему, кто кого кормит и кто кого грабит, но вряд ли он сыграл решительную роль. Главным вопросом был вопрос политический, а не экономический. Политика - это прежде всего проблема власти. Была бы власть, а экономика приложится. Так рассуждали элиты союзных республик, а их породы поддержали свои элиты на разных референдумах о независимости и таким образом “самоопределились”, т. е. определили свою собственную судьбу. Печальную, но свою.

Тем же проторенным путем следуют теперь элиты республик, входящих в состав Российской Федерации. В авангарде этого процесса идет Чечня, которая из Федерации уже фактически вышла, и наивны надежды Б. А. Березовского вернуть ее обратно экономическими средствами, если только эти разговоры не умышленный обман с его стороны. Другие республики действуют в том же направлении, но тихой сапой. И, как говорит С. Кара-мурза, “дело неминуемо дойдет до полного разбегания России”, если ее правители не осознают простую истину, что нельзя пускать экономику на самотек и ставить политику в зависимость от экономики, ибо это означает в конечном счете полную утрату власти центральным правительством и возникновение в противовес ему альтернативных, региональных центров власти. Историк и журналист Иванов Анатолий Михайлович

    Материалы парламентских слушаний на тему:
    “Русский вопрос - пути правового решения”,
    Москва, 18 февраля 1997 г.

“Определяющая роль в новой эпохе принадлежит этническим конфликтам. Эти конфликты обещают быть жестокими. Мы должны быть готовыми к тому, что в ближайшие 50 лет в мире появится 50 новых государств. Рождение большинства из них будет сопровождаться кровопролитием - так подвел итог краха двух доминирующих философских концепций 20 века сенатор США Д. П. Мойнихен. Марксистский подход и либеральный, восходящий к эпохе Адама Смитта, оказались ошибочными”.

“Международная система испытывает замешательство в вопросе о том, что такое нация-государство” - сказала перед вступлением в должность представителя США в ООН М. К. Олбрайт.

Современный мир оказался не готов решать проблемы самоопределения народов мирным и демократическим путем. ООН и другие международные организации показали свое интеллектуальное и правовое бессилие. Число “голубых беретов” ООН с 1988 г. по 1992 г. возросло в 4 раза, а эффективность этих “миротворческих” операций снизилась, либо оказалась равна нулю.

В Российской Федерации силовое умиротворение также не принесло должного эффекта. Настало время сосредоточить усилия на выработке конкретных механизмов самоопределения народов в новых исторических условиях и сегодня русских народ с его уникальной историей и геополитическим положением должен внести ощутимый вклад в разрешение этой общечеловеческой проблемы, на основе создания демократических институтов гражданского общества, как главной составляющей правового государства, декларируемого Конституцией Российской Федерации. [1 Доклад центра по правам человека и народов при Падуанском университете, представленный на вторую Хельсинскую гражданскую Ассамблею

    (Братислава, 1992 г. )]
    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
    И ПРАВА НАРОДОВ

1. Права человека и права народов: новое международное право Современное международное право признает права человека и права народов. Это закреплено в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в двух международных Пактах 1966 г. - о гражданских и политических правах и о экономических, социальных и культурных. Эти правовые инструменты наряду с рядом Европейских, Межамериканских и Африканских конвенций, Конвенциями о предотвращении дискриминации, против пыток, о правах ребенка устанавливают источники нового международного права.

Международные правовые нормы исходят из того, что всякий человек наделен правами от природы, поэтому эти права неприкосновенны и неотъемлемы, они существуют до их письменной фиксации в виде законов. Человек есть тот исходный субъект, от которого берет начало суверенитет и который появляется раньше, нежели государство. Поскольку права присущи каждому в равной мере, то и человечество есть исходный правовой субъект, который предшествует системе государств и отдельному государству. Ряд неотъемлемых прав признается также и для таких человеческих о общностей, как народы. Человек и народ есть исходные субъекты международной правовой системы, а государства должны рассматриваться как производные сущности.

Главные принципы международного права - право на жизнь, равноправие людей и народов, принципы мира, солидарности, социальной справедливости, демократии. Фундаментальный принцип осуществления прав человека - это взаимосвязанность и неразделимость всего комплекса прав: гражданских, политических, культурных, социальных, индивидуальных и коллективных - как для отдельного человека, так и для народов (что отражено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и конвенций).

Международные юридические нормы по правам человека подкреплены принципом мирного разрешения споров, запрещающего применение силы (ст. 2 Устава ООН). Эти же нормы предполагают принцип наднациональной (надгосударственной) власти - как необходимый для подготовки и эффективного воздействия соответствующих механизмов международного принуждения.

В соответствии с этими нормами и принципами принципы суверенитета государства и невмешательства во внутренние дела уступают место суверенитету человека и человечества и де-юре более не существуют. Принцип активного вмешательства во внутренние дела последовательно связан с нормами, касающимися прав человека, что нашло свое отражение в ряде резолюций международных органов. Следует уяснить, что ст. 2. 7 Устава ООН о внутренней юрисдикции государства неявным образом отменена в тех случаях, когда затронуто человеческое измерение. В сегодняшней иерархии норм международного права человека - как нормы надконституционные, и им подчинены права государства. В случае конфликта между международно признанными правами человека и правами государства должны доминировать первые. Однако новое международное право - все еще часть общего международного права, оно еще в поисках механизмов эффективного воздействия. В данный момент идет борьба между новым и старым, между правом вооруженного суверенитета государства и правом гуманизма. Приверженцы старого мирового порядка настроены оппозиционно и по отношению к панъевропейской системе интеграции, и к ООН с ее наднациональной компетенцией и властью; они верны концепциям вооруженной национальной безопасности и милитаризированной государственности.

Но логика нового международного права находится в противоречии с логикой границ. Новое право в поисках сторонников - тех, кто верит в гуманистические ценности и действует во имя гуманизации политической, юридической и экономической систем - начиная с местного уровня и кончая уровнем ООН, и их действия узаконены Всеобщей декларацией прав человека.

    2. Право самоопределения. Кто такие “народы”?

Заключительный Хельсинский Акт СБСЕ включает принципы нового международного права - это принципы 7 и 8 - и пытается согласовать их с принципами внутригосударственного права, в частности, с правом территориальной целостности. Такое “согласование” следует основывать на следующих принципах: 1) первичность международно признанных прав человека относительно прав государства;

    2) мирное разрешение споров;
    3) запрет на применение силы;
    4) планетарное гражданство;
    5) международно-наднациональная власть;
    6) активное вмешательство во внутренние дела;

7) коллективная социальная и экономическая международная безопасность; 8) демократия, как внутренняя, так и внешняя;

    9) равенство всех народов.

Субъектом самоопределения является народ - как отличный от государства субъект. На основании многофакторного определения народа, данного в докладе ЮНЕСКО, можно выделить два ключевых элемента, отличающих народ, в частности, от того типа человеческой общности, которая в документах ООН называется “коренным населением”. Это: наличие общего культурного наследия (патримонии) и наличие политической программы, реализация которой включает достижение экстенсивной территориальной автономии.

    3. Понятие права на самоопределение

Принцип самоопределения народов санкционирован статьями 1, параграф 2, 55 и 76 Устава ООН. Этот “принцип” стал “правами человека”, формально признаваемыми для всех народов, благодаря идентичной статье 1 в обоих Пактах о правах человека 1966 г. Право на самоопределение признано также ст. 20 Африканский Хартии о правах человека и правах народов, которая вступила в силу в 1986 г. Это же право подтверждается в принципе 8 Хельсинского Заключительного Акта и в ст. 1, параграф 2. Декларация о праве на развитие (“Право человека на развитие предполагает и полную реализацию права самоопределения”). Важный неправительственный документ, Всеобщая декларация прав народов (Алжирская хартия, 1976) также утверждает, что “каждый народ имеет неотъемлемое и неприкосновенное право на самоопределение”.

Право на самоопределение носит двоякий характер, внешний и внутренней. Внутреннее самоопределение - это право народа свободно, т. е. демократическими методами и без внешнего вмешательства, определять свой политический и экономический режим внутри государства. Внешнее самоопределение - это право народа свободно, т. е. демократически и без внешнего или внутреннего вмешательства того государства, частью которого он является, определять форму своей политической независимости в системе международных отношений: или создавать новое государство, или присоединиться, на федеративной или конфедеративной основе, к другому пред-существующему государству. За исключением случаев “не самоуправляемых народов и территорий”, самоопределение связано с изменением границ, что, согласно старому международному праву, есть нарушение территориальной целостности государства.

Требование самоопределения, в особенности внешнего, есть также причина для вооруженного конфликта. Обычно первым ответом - пред-существующего государства бывают репрессии по отношению к народному движению, а третьи государства занимают позицию невмешательства. Далее, в большинстве случаев, внутренний конфликт стремится стать интернациональным. А международная система, за исключением вышеупомянутых случаев деколонизации, пока не готова к мирному урегулированию процессов самоопределения. Фактически международное право признает право на самоопределение, но без должной разработки адекватной системы воздействия, аналогичной хотя бы той, что предусмотрена применительно к индивидуальным правам человека.

    4. Мирное использование права на самоопределение

Право на самоопределение есть “революционное” право - как потому, что ведет к структурным геополитическим изменениям, так и потому что народ должен отстаивать свой правовой и политический статус субъекта, отличный от государства. Право на самоопределение имеет вечную потенциальность, и народ всегда имеет право на внешние и внутренние изменения. И тот факт, что в Заключительных Документах конференций СБСЕ по человеческому измерению в Мадриде, Копенгагене и Москве не дано каких-либо разъяснений относящихся к самоопределению принципа 7 СБСЕ, говорит и о революционном характере этого права, и о нежелании государств затрагивать эту ключевую проблему. Сперва же зададимся вопросом: действительно ли полезны или даже желательны процессы самоопределения, если при нынешней международной системе они вначале приводят к вооруженным конфликтам, а в конце - к созданию новых суверенных вооруженных государств, что опять-таки приводит к возрастанию опасности новых вооруженных конфликтов. Несмотря на всю демократическую сложность проблемы, ответ должен быть утвердительным по четырем причинам:

1) право на самоопределение является международно признанным; 2) во всем мире усиливается поддержка этого права;

3) репрессии - ответ не приемлемый ни в правовом, ни в моральном плане; 4) применяемое в полном объеме новое международное право позволяет найти адекватные решения.

Необходимы особые средства поддержки этого права, чтобы оно осуществлялось мирным путем. Эта доработка не может ограничиваться средствами типа “коллективных обращений” в Комитеты ООН и в международный суд, а должно привести к созданию приемлемой системы международной безопасности. Совместно должны быть рассмотрены такие факторы, как политическая независимость, разоружение, интеграция, международная социальная и экономическая безопасность. Должны быть соблюдены следующие условия:

1) непосредственное и явное обращение к международному праву; 2) признание власти наднациональных органов ООН и соответствующих региональных институтов;

3) отказ от использования силы, применение исключительно инструментов демократии: соглашений, референдума, плебисцита, выборов;

    4) уважение прав человека, в особенности, прав меньшинств;
    5) демилитаризация потенциальной территориальной единицы;

6) демократическая конституция; признающая приоритет гуманистического международного права;

    7) включение в систему международной интеграции.

Международное сообщество, настаивая на соблюдении этих условий, в свою очередь обязано:

1) на территории, где существует проблема самоопределения, должна быть оперативно размещена наднациональная структура, гарантирующая: а) мониторинг,

    б) наблюдение над процессом народного волеизъявления,
    в) если необходимо, силы ненасильственного разъединения;

2) создание механизмов коллективной безопасности под контролем ООН и европейских институтов;

3) федеральная трансформация пред-существовавших региональных институтов интеграции, частью которых в скором времени может стать новая территориальная единица;

4) демократизация международных институтов (ООН, СБСЕ, Совет Европы и т. п. ) посредством форм прямой легимитизации и народного политического представительства в международном процессе принятия решений. На европейском уровне это требует от СБСЕ, Европейского Сообщества и Совета Европы скорейшего создания панъевропейского Агентства по делам самоопределения и национальных меньшинств. А независимые организации должны в рамках своих средств способствовать распространению подхода “права человека и демократия” также и на процессы самоопределения.

    5. Права меньшинств

Международное право не признает прав меньшинств как коллективного субъекта, но только некоторые особые права принадлежащих к меньшинству отдельных лиц. Наиболее важная норма содержится в ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах. Формально признанными правами членов меньшинств являются: культурные права, права, относящиеся к религиозной практике и использованию языка, и не содержат указания на территориальную автономию. При этом часто забывают отметить, что в случае меньшинств нарушаются многочисленные другие признанные права человека.

Проблема и в том, что во многих случаях трудно провести границы между меньшинством и народом. Между тем это ключевой вопрос, ибо будь меньшинство народом, оно автоматически приобретает право на самоопределение как коллективный субъект. Наиболее приемлемое официальное определение меньшинства дано в специальном документе подкомиссии ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, согласно которому меньшинство - это численно меньшая часть населения, обладающая отличными от большей части этническими или религиозными признаками и обнаруживающая, пусть даже и в неявной форме, стремление сохранить культуру, традиции, религию и язык.

Проблема меньшинств усложняется и потому, что так называемое меньшинство в одном государстве может идентифицировать себя с народом - большинством в другом. В таких случаях меньшинство, кроме требования защиты от дискриминации в более или менее явной форме выдвигает еще и требование территориальной автономии или даже самоопределения.

Самые большие проблемы возникают как в этом случае, так и тогда, когда на одной и той же территории проживают несколько меньшинств. В обоих случаях необходимо признание и защита прав меньшинств как коллективного субъекта и реализация тех мер защиты, которые содержатся в Заключительном документе СБСЕ по человеческому измерению в Копенгагене (параграф 31 и 32), согласно которым на меньшинства распространяется весь комплекс прав и основных свобод человека без какой-либо дискриминации. Ряд важных рекомендаций содержится в докладе экспертов СБСЕ по вопросу меньшинств (Женева, 1991).

    6. Правовой статус “Транснациональной территории”

При наличии на спорной территории более чем одной этнической группы или меньшинства, наиболее рациональным решением представляется “транснационализация” спорной территории внутри государства, которому она принадлежит, или же создание “транснациональных территорий”. Что такое “транснациональная территория”? Это новый правовой статус территориальной единицы. Исходя из того, что она населена более чем одной этнической группой, данная территория признается общим достоянием человечества. Территория остается в принципиальной компетенции государства, частью которого она является, что, однако, обусловлено ее защитой со стороны международной власти. Транснациональными могут быть город, община, провинция, и т. д. Правовой статус определяется следующими элементами:

1) соглашением между населяющими данную территорию этническими группами и меньшинствами;

2) соглашением между государством, частью которого она является, и соседними государствами;

3) решением международных органов гарантировать транснациональность и особую форму автономии этой территории;

4) наличием постоянного международного органа по защите и развитию, расположенного на данной территории;

5) членством в соответствующих международных структурах (в Европе это Европейское Сообщество, Совет Европы, или же, что лучше всего, - система, формируемая всеми этими тремя организациями). Транснациональная территория должна быть демилитаризована: на нее следует распространить экономические и коммерческие льготы.

    7. Выводы

1. В эпоху планетарной взаимосвязанности транснационализации, интернационализации прав человека и прав народа необходимо думать о новых формах государственности, которые преодолевали бы логику “границ” и “вооруженных суверенитетов”.

2. Потенциально новые независимые единицы не должны быть милитаризованы и, следовательно, их безопасность должна быть гарантирована международным сообществом - посредством системы ООН и связанными с ней региональными системами.

3. “Старые” государства обязаны: разоружаться, способствовать процессам внутренней федерализации; стать частью системы наднациональной интеграции. 4. Основным содержанием стратегии мира является: наднациональная демократическая интеграция государств; растворение территориальных автономий внутри государств; создание при необходимости транснациональных территорий. СБСЕ, Европейскому Сообществу, Совету Европы, ООН - всем им мы задаем фундаментальный вопрос: в самом ли деле вы стремитесь к действенности международных норм, касающихся прав человека и прав народов? Если да, то вы обязаны быть готовы к мирному управлению геополитической перестройки планеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать