Суды второго звена - (контрольная)
p>Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; 3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

    Постановления президиума подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда. Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий; 2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; 6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;

7) распределяет обязанности между заместителями председателя; 8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; 10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий; 2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

    3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; 3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; 4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; 5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

2. 3 Организация работы судов второго звена общей юрисдикции.

Вопрос обеспечения деятельности судов непосредственно связан с проблемами независимости суда.

Закон ! !! !! ! четко определяет органы, которые должны заниматься материальным, техническим и организационным обеспечением судебной деятельности. Эти органы входят в структуру судебной власти. Тем самым создаются условия для предупреждения попыток оказать воздействие на судей, используя организационные рычаги.

Деятельность судов обеспечивается целым рядом направлений работы, которая призвана создать условия для нормального судопроизводства.

Это прежде всего материальное и финансовое обеспечение работы судей, создание технической базы для надлежащего рассмотрения дел и исполнения судебных решений.

Важным направлением является работа с кадрами. Она включает в себя подбор судей, их профессиональное обучение и переподготовку.

Большое значение для повышения качества работы судов имеет организация работы по обмену опытом, обобщению судебной практики, распространению положительных примеров организационной деятельности, обеспечение судов нормативными материалами и специальной литературой.

Значительного внимания требует обеспечение социальных гарантий работникам суда. Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (суды районного, областного звена и военные суды) возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

Вопрос об организационном и ресурсном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции, рассматривающих свыше 95% всех судебных дел и материалов в Российской Федерации, является одним из важнейших элементов судебной реформы, поскольку напрямую связан с обеспечением независимости судов. Ранее в СССР были опробованы различные модели организационного и материального обеспечения правосудия. Эти функции выполняли то органы юстиции, то непосредственно высшие судебные органы.

    И тот и другой порядок подвергался справедливой критике.

Совмещение у вышестоящего суда надзорных полномочий с управленческими и организационными функциями приводило к отрицательным последствиям: нижестоящие суды оказывались не только в процессуальном, но и в административном подчинении вышестоящих судебных структур, что делало провозглашенную советской Конституцией независимость судей условной; в свою очередь, вышестоящие суды несли прямую ответственность за состояние дел в нижестоящих судах, особенно за законность и обоснованность принимаемых в них решений. Это побуждало суды областного уровня к искусственному завышению показателей стабильности в руководимых ими районных и городских судах путем оставления без изменения при кассационном рассмотрении дел приговоров и решений, содержавших судебные ошибки.

Не менее отрицательно повлияла на объективность и обоснованность судебных постановлений передача функций управления судами в органы юстиции. Поскольку на Министерство юстиции и его органы на местах было возложено организационное руководство судами, исполнительная власть получила прямые рычаги воздействия на судей.

Попытка укрепить независимость судей путем упразднения контрольных функций со стороны Министерства юстиции и возложения на его органы только решения задач ресурсного обеспечения судов привела к ослаблению контроля за организацией работы судов общей юрисдикции, что в сочетании с острой нехваткой средств вызвало ухудшение общего состояния дел в ряде судов.

Анализ возможных путей улучшения организации работы судов общей юрисдикции привел к идее создания в рамках судебной системы автономного органа управления, который, с одной стороны, обеспечивал бы материально - техническое снабжение судов, а с другой - непосредственно занимался организацией их работы, включая контроль за деятельностью администрации и аппаратов судов по обеспечению процесса правосудия.

В этих целях Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" предусмотрел образование Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который и был создан Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г.

В ст. 1 названного Закона отмечается, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества включает в себя решение вопросов организации работы судов, их кадрового, финансово - технического обеспечения, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

Важнейшим элементом организационного обеспечения является осуществление контроля за деятельностью судов, не связанной с отправлением правосудия (проверка деятельности канцелярий, организация работы с документами, своевременность назначения дел и материалов к слушанию, сроки оформления рассмотренных дел, финансово - хозяйственная работа судов и т. д. ). Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы не являются составной частью Верховного Суда РФ и нижестоящих судов общей юрисдикции.

Указание на его нахождение при Верховном Суде РФ означает определение места Судебного департамента как составной части судебной системы. Руководителем Судебного департамента является Генеральный директор. Он назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества.

Судебный департамент и его органы и учреждения должны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

В главе 2 Закона о Судебном департаменте изложены полномочия и порядок его деятельности. Конкретные направления деятельности Судебного департамента определяются кругом задач, которые он призван решать.

В сфере организации работы судов Судебный департамент призван обеспечить эффективное делопроизводство в судах, разработать систему рациональной организации работы аппаратов судов, включая их структуру, должностные обязанности работников, систему оплаты труда.

Большое значение имеет четкая работа с поступающими в суды заявлениями, жалобами и другими документами, своевременное направление на исполнение вступивших в законную силу приговоров и решений, оформление в установленные сроки рассмотренных дел и материалов, а также система контроля за исполнительской дисциплиной работников аппарата суда.

В сфере кадрового обеспечения судебной деятельности предполагается участие Судебного департамента в формировании корпуса судей. Департамент должен совместно с научными учреждениями вести работу по повышению квалификации и переподготовке судей. Департамент участвует в комплектовании штата служащих судов и осуществляет работу по их профессиональному обучению и переподготовке. На Судебный департамент возложена обязанность изучать и внедрять передовой опыт организации работы судов, включая компьютеризацию судов и переход к стенографированию судебных процессов.

Департамент должен полностью взять на себя финансирование и материально техническое обеспечение судов общей юрисдикции. Для этого законом предусмотрено его активное участие в формировании бюджета судов, распределении выделяемых судам средств. Департамент должен обеспечить материальную базу правосудия - от капитального строительства и ремонта зданий судов до обустройства их мебелью и снабжения канцелярскими принадлежностями.

Судебный департамент также обязан заниматься реализацией предусмотренных для судей и работников аппаратов судов социальных гарантий; развивать систему оздоровительных учреждений для них; решать вопросы обеспечения судей жильем и средствами связи.

На Судебный департамент также возложены ведение судебной статистики и некоторые другие функции, обеспечивающие деятельность органов правосудия.

Законом о судебной системе РФ предусмотрено создание аппарата суда. Поскольку судебная власть самостоятельна и независима от исполнительной и законодательной власти, для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия необходим определенный механизм. Им являеться аппарат суда. Его следует рассматривать как структурное подразделение суда. На аппарат возлагается обеспечение работы суда. Таким образом, председатели судов, судьи, освободятся от обязанностей, не связанных с отправлением правосудия, что позволяе6т им полностью сосредоточиться на своих основных функциях по реализации судебной власти. Кроме того, аппарат суда является своеобразным посредником во взаимоотношениях судов с исполнительной властью, избавляя суд от возможного давления на него со стороны представителей исполнительной власти. Создание аппарата суда соответствует требованиям международно - правовых документов, в частности Основным принципам независимости судебных органов, согласно которым каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

Аппарат суда создается во всех судах. Однако объем их функций неодинаков. Так, согласно ст. 30 Закона обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, в то время как обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Таким образом, обеспечение большинства судов - судов общей юрисдикции возложено не только на аппараты этих судов. Поэтому работники аппаратов судов общей юрисдикции будут находиться в определенных взаимоотношениях с работниками Судебного департамента при Верховном Суде РФ, при этом подчиняясь председателю суда, в котором они работают.

Деятельность аппарата суда конкретизирует принятый Федеральный закон о судебном департаменте при Верховном Суде РФ . Указанный Закон предполагает создание целых подразделений, занимающихся организационно - правовым обеспечением работы суда. Законом предусмотрено образование соответствующих управлений (отделов) в рамках Судебного департамента, которые должны выполнять поставленные перед ними задачи.

    -------------------------------
     Российская газета, 1998, 14 янв.

Следует отметить, что с принятием указанного Закона была введена такая должность, как администратор суда. Именно на администратора суда возложены полномочия по организационному обеспечению деятельности краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Полномочия администратора суда весьма разнообразны. Прежде всего это принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний, организация охраны зданий, помещений, обеспечение различными техническими средствами судей, работников суда, ремонт зданий, помещений, их строительство, обеспечение юридической литературой, организация ведения судебной статистики, делопроизводства, работы архива. На администратора суда возложена задача обеспечения надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно - правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Придавая важное значение деятельности по обеспечению работы суда, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, что работники аппарата суда являются государственными служащими и должны способствовать реализации судьями государственной власти. Суды субъектов Федерации в штатном расписании имеют должности специалистов, выполняющих специализированные обязанности судебного органа, а также подразделения обеспечивающие опраление правосудия

Консультанты суда изучают жалобы и дела, поступившие в суд для проверки в порядке надзора; докладывают жалобы и дела председателю суда для решения вопроса о затребовании дела по жалобе в порядке надзора и вынесения протеста либо отказа в истребовании дела и в принесении протеста по делу. Заведующий канцелярией руководит секретарями судебных коллегий, организует прием посетителей, докладывает председателю о поступившей в суд корреспонденции, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает гражданам с разрешения председателя копии различных документов. Секретари судебных коллегий ведут протокола судебных разбирательст дел по превой инстанции, выписывают повестки участникам процесса, извещают прокуроров и адвокатов о времени слушания дела, организуют доставку в суд подсудимого, находящегося под стражей.

Секретарь президиума ведет делопроизводство, оповещает членов президиума и прокурора о дате заседания.

Секретари судебного заседания проводят работу по подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании, обеспечивают вручение копий обвинительных заключений подсудимому; выдают адвокату, прокурору, общественному защитнику, общественному обвинителю дела для ознакомления; сдают дела по завершении оформления протоколв судебных заседаний и всего дела в канцелярию суда; ведут протоколы судебного заседания при рассмотрении дела по первой инстанции; по окончании судебного заседания оформляют дело и после подписания дела судьей, который председательствовал по делу, секретари сдают его в канцелярию. К работникам аппарата суда как к государственным служащим предъявляются высокие требования. На них распространяется Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. , Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. Работники аппарата суда подлежат обязательной аттестации. Им могут присваиваться классные чины, в зависимости от образования, стажа работы, в том числе и по специальности, квалификации и т. д. Работникам аппарата суда могут присваиваться и другие специальные звания, а работники аппаратов военных судов также могут иметь воинские звания. Возможно, что присвоение классных чинов, других специальных званий будет распространяться не на всех работников аппарата суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать