Управление государством - (реферат)
p>- на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство;

- единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика); - его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности);

- если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом);

- все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене.

То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:

централизованным - если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

децентрализованным - если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др. ) Права по самоуправлению в автономных образованьях несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

К числу унитарных государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия. Также подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки: Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

    3. 2 Федеративное государство

Федеративное государство (федерация)- (от поз дне лат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. [8 см. : Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 1417. ] Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. [9 см. : Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 119. ] Федеративная форма государственного устройстваявляется еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т. д. ). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованьях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации. Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т. п. ) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус. Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены, и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

принцип исключительной компетенции федерации, т. е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации; принцип совместной компетенции, т. е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах; принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации. Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий. Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т. е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности. Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т. п. ), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

Форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии, Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Пакистане.

Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них: - территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. ;

- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; - субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; - существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; - основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др. ). В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: - территориальные (союзное государство);

    - национальные (союз государств);
    - территориально-национальные.

Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

    Территориальная федерация

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др. , а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др. [10см. : Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. ,1984. С. 193. ]

- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

    Национальная федерация

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации: - субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

- в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т. е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

    Территориально-национальная федерация

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. [11 см. : Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3. ]

    3. 3 Конфедеративное государство

“Конфедеративное государство (конфедерация)- (от поздне лат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”. [12 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 631. ] (Например: Швейцария) Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов. [13 см. : Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 123. ] В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др. );

- сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;

- тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации;

- конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг. , Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг. ) Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

    4. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса [14 Политологический словарь, М, 1991 ] В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать