Формы (устройство) государства - (курсовая)

Формы (устройство) государства - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    СТУДЕНТА ГРУППЫ ЮМ 1-98 II КУРСА
    ФАКУЛЬТЕТА ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КОРОЛЬ АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА: ФОРМЫ(УСТРОЙСТВО)ГОСУДАРСТВА

    РУКОВОДИТЕЛЬ КОНСУЛЬТАНТ
    ____________________________
    (ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО)
    ____________________________
    (УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ, СТЕПЕНЬ)
    Защищена Оценка
    “______”___________2000 г. “_______________”
    МУРМАНСК 2000 ГОД.
    Оглавление
    ВведенИЕ 3
    1. Общие понятия 4
    2. Форма правления 4
    2. 1 Монархические формы правления 5
    2. 2 Республиканские формы правления 9
    3 Форма государственного устройства 17
    3. 1 Унитарное государство 17
    3. 2 Федеративное государство 18
    3. 3 Конфедеративное государство 21

4. Форма государственного режима 22 4. 1 Антидемократические режимы 23

    4. 2 Демократические же режимы 23
    Заключение 24
    Список использованной литературы 25
    Введение

В данной работе я попытался разобрать типологию государств, которая тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства, которые устанавливаются на основе анализа его организационного устройства и методов осуществления государственной власти.

Задача моей работы показать, что четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Актуальностьвыбранной мной темы в том, что своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Цельмоей работы рассмотреть, как на характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - “формы государства” Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение на Кавказе - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения.

Изучив данную тему я сделал вывод, что особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

    Общие понятия

“Государство- это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом”. [1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 67. ] Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:

    форму правления;
    форму государственного устройства;
    форму государственного режима.

Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

    Форма правления

“Форма правления - принцип организации государственной власти” [2 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 1440. ], выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними. В зависимости от того:

как создаются высшие органы государства и каково их строение; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина,

    формы государственного правления подразделяются на:
    монархические;
    республиканские.
    Монархические формы правления

“Монархия- это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству”. [3 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 101. ] Основными признаками классической монархической формы правления являются: наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);

    наследственный порядок преемственности верховной власти;
    юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе. Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:

    Древневосточная монархия

Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др. ) называют восточной деспотией.

“Деспотия - (греч. despotйia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти” [4 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 382. ], реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата. Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;

в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение:

Восточная деспотия- такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.

    Древнеримская монархия (30г. до н. э. - 476г. н. э. )

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:

    принципат;
    доминат.

“Принципат- (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)”. [5 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 1071. ]

“Доминат- (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в. )”. [6 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 410. ] Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия;

    сословно-представительная монархия;
    абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархиякак форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское). Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: раздробленность территории;

    слабость центральной власти;
    непрочность государственного устройства;
    наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные государства.

“Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)”. [7 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 104. ] Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате: преодоления феодальной раздробленности;

    развития товарно-денежных отношений;
    создания централизованной монархии.
    Сословно-представительные собрания, состоявшие из:
    духовенства;
    дворянства;

представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев),

представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся: законодательской деятельностью;

    контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные:

    аппарат центральной исполнительной власти;
    разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
    постоянная армия,
    всецело подчиненные монарху.

“Абсолютная монархия- это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)”. [8 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 105. ] Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

    Основными признаками абсолютной монархии являются:
    отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
    ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
    юридически не ограниченная власть монарха;

наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.

    Конституционная монархия

Конституционная монархия- это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.

Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. ) Конституционная монархия бывает:

    парламентской;
    дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;

лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства;

в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует;

    законодательные акты принимаются парламентом;
    правительство ответственно только перед парламентом.

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:

правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;

    правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.

    Республиканские формы правления

“Республика- (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”. [9 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 107. ] Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального глав государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа; юридическая ответственность главы государства;

обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

    преимущественная защита интересов граждан государства;
    взаимная ответственность личности и государства.

Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления:

    Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н. э. )
    Основными органами Афинского государства являлись:
    народное собрание;
    Совет пятисот;
    гелиэя.

Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной: принятие законов;

    избрание и проверка деятельности должностных лиц;
    решение вопросов войны и мира;
    издание постановлений частного характера.

Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило: обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания; решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);

Гелиэябыла высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:

право отвергать законопроекты, принятые народным собранием; контрольные функции.

Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление:

    выборность;
    срочность полномочий;
    коллегиальность;
    подотчетность;
    возмездность за исполнение государственных функций.

Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н. э. ) Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы:

    монархи;
    народное собрание;
    совет старейшин.

Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью: являлись военачальниками;

осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины; ведали делами культа.

Народное собраниев силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось:

    принятием законов;
    избранием должностных лиц;

решением вопросов войны и мира, союза с другим государством; определением порядка наследования должности царя.

    Совет старейшин обладал следующими полномочиями:

рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания; мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его; участие в переговорах с другими государствами;

    рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.
    Римская аристократическая республика (V-II вв. до н. э. )

Важнейшими государственными органами Римской республики являлись: народные собрания;

    сенат;
    магистратура.
    В компетенцию народных собраний в основном входило:
    принятие законов;
    избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);

объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать