Федеральное собрание - (курсовая)
p>Комитеты избирают председателя и заместителей председателя. Председатель комитета утверждается Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Комитетам Совета Федерации предоставлено право по основным направлениям своей деятельности в случаях необходимости образовывать подкомитеты. Совет Федерации вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов. В соответствии с Постановлением Совета Федерации “Об образовании комитетов и комиссии Совета Федерации” от 24 января 1996 г. в Совете Федерации второго созыва были образованы одиннадцать комитетов и одна комиссия. Основные сферы деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы закреплены в Регламенте Совета Федерации.

Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются постановлением Совета Федерации.

В Совете Федерации второго созыва образована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Как и комитеты, она является постоянно действующим органом палаты. Основное назначение комиссии состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации. В числе других ее полномочий —анализ и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, поступающих от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консультации членов Совета Федерации, руководителей структурных подразделений, должностных лиц по практическому применению конкретных положений Регламента; проведение аналитической работы по проблемам совершенствования парламентских процедур и т. п.

К числу временных комиссий относятся: Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту, образуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например, Комиссия по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству, Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.

К временно функционирующим органам следует отнести и рабочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разрешения определенных вопросов, организации парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются представители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.

Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право создавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, назначать независимую экспертизу законопроектов. В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе обращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой документации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.

В обязанности комитетов и комиссий входит представление отчетов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать председатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совместные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации. Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и т. д. Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

2. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    2. 1. Должностные лица.

Возглавляет палату Председатель Государственной Думы. В отличие от Совета Федерации в число должностных лиц Государственной Думы входит Первый заместитель Председателя Государственной Думы. Так же, как и Совет Федерации, Государственная Дума избирает заместителей Председателя Государственной Думы. Согласно постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. “О заместителях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, Государственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председателя палаты. Председатель Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на указанные должности вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. Порядок избрания данных должностных лиц урегулирован в Регламенте Государственной Думы. В нем, в частности, установлено, что перечисленные выше должностные лица не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Функции Председателя Государственной Думы, равно как и Председателя Совета Федерации, весьма схожи и условно могут быть поделены на организационные и представительские. Полномочия по осуществлению организационных функции обязывают Председателя Государственной Думы: вести заседания палаты;

    ведать ее внутренним распорядком;
    организовывать работу Совета Государственной Думы;

осуществлять общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначать на должность и освобождать от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя. В рамках данных полномочий Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты. Ему предоставлено право издавать распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. В обязанности Председателя Государственной Думы входит представление Государственной Думе докладов о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной работы на очередную сессию и др. Представительские полномочия наделяют Председателя Государственной Думы правом представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями. В рамках указанных полномочий Председатель Государственной Думы участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обязанности заместителей Председателя Государственной Думы сводятся к следующему:

они замещают Председателя Государственной Думы во время его отсутствия; по его поручению ведут заседания палаты;

координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы; решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Государственной Думы и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы. 2. 2. Совет Государственной Думы.

Совет Государственной Думы можно охарактеризовать как коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. С правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.

В случае отсутствия Председателя Государственной Думы заседания Совета Государственной Думы проводит один из его заместителей. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы. В этом случае заместитель Председателя Государственной Думы и представители депутатских объединений имеют право решающего голоса. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы. Право присутствовать на заседаниях Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы палаты предоставлено также депутатам Государственной Думы.

Конкретные полномочия Совета Государственной Думы состоят в формировании проектов примерной программы законопроектной Работы Государственной Думы на текущую сессию, календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц, порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. В обязанности Совета Государственной Думы входят также созыв внеочередных заседаний палаты, принятие решений о проведении парламентских слушании, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности. Это— назначение соответствующих комитетов ответственными за подготовку законопроектов к рассмотрению Государственной Думой; направление законопроектов для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, субъектам права законодательной инициативы, а также направление законопроектов, подготовленных ответственными комитетами палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к ним Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект и т. д. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании. 2. 3. Депутатские объединения.

Организации и деятельности депутатских объединений в Государственной Думе посвящена глава 3 Регламента палаты. В ней установлено, что депутатские объединения — фракции и депутатские группы — образуются для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Эти критерии являются определяющими при создании фракции. Количество депутатов, представляющих избирательное объединение, не имеет при этом значения. Все фракции Государственной Думы, независимо от численности входящих в них депутатов, подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. В отношении депутатской группы Регламент устанавливает ограничение —количество входящих в нее депутатов должно быть не менее 35 (п. 4 ст. 16). Только в этом случае объединение депутатов может называться депутатской группой и подлежит регистрации. В Государственной Думе первого созыва было сформировано 9 депутатских объединений: 8 фракций и одна депутатская группа

В Государственной Думе второго созыва — семь депутатских объединений: четыре фракции (Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, “Наш дом — Россия”, “Яблоко”) и три депутатские группы (Аграрная депутатская группа, “Народовластие”, “Российские регионы”). Следует отметить, что в Совете Федерации не существует формализованных депутатских объединений. Это объясняется тем, что структурирование этой палаты происходит не на партийной основе. Членами Совета Федерации являются представители субъектов Федерации, обладающие реальной властью и отстаивающие интересы конкретных регионов, а не принципы своей политической принадлежности. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутатам, не вошедшим ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшим из депутатского объединения, предоставляется право войти в любое из них при согласии депутатского объединения. Согласно Регламенту депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении (п. 1 ст. 18). Вместе с тем, предусматривается возможность выбытия депутата из депутатского объединения в случае выхода из него или перехода в другое зарегистрированное депутатское объединение на основании письменного заявления либо на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении депутата из состава своего депутатского объединения. Иными словами, депутат вправе сам решить, в каком депутатском объединении ему состоять и состоять ли вообще. Так, согласно аналитическим материалам Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в Государственной Думе второго созыва 15 депутатов перешли из фракций в другие депутатские объединения, 4 депутата из депутатских групп пополнили собой фракции.

Парламентская практика свидетельствует, что председателями депутатских объединений становятся, как правило, лидеры тех партий или движений, на основе которых формировался избирательный блок или избирательное объединение, т. е. наиболее известные политические деятели и самые активные парламентарии. Они являются координаторами и своеобразными организаторами работы фракций и депутатских групп; играют значительную, а зачастую решающую роль при формировании позиции депутатского объединения по тем или иным вопросам, выносимым на рассмотрение Государственной Думы. При решении вопросов, относящихся к компетенции Совета Государственной Думы, мнение руководителей депутатских объединений, как и мнение Председателя Государственной Думы, является решающим в отличие от председателей комитетов Государственной Думы, которые входят в Совет Государственной Думы с правом совещательного голоса.

Уровень сплоченности депутатских объединений определяется прежде всего дисциплиной, присущей объединениям. Причем она более выражена во фракциях, нежели в депутатских группах, так как именно во фракциях их члены связаны помимо принадлежности к одному парламентскому объединению еще и жесткой партийной дисциплиной. Это влияет на показатель “внутрифракционной сплоченности”как при обсуждении и голосовании за тот или иной проект, так и при принятии других решений.

При всем многообразии политических партий и движений, представленных в Государственной Думе, между депутатскими объединениями складываются устойчивые связи, часто выражающиеся в совпадении позиций фракций и групп по обсуждаемым вопросам. Взаимодействие между депутатскими объединениями зависит в основном от социально-политической обстановки в обществе и от отношения политических партий и движений, которые представляют фракции, к определенным событиям, которым они должны дать свою оценку. Причем для некоторых партий эти события являются стимулом к взаимодействию, укреплению связей, для некоторых — препятствием к ним, а иногда и причиной разрыва. Это в свою очередь влияет на общие результаты работы Государственной Думы.

О роли депутатских объединений в Государственной Думе можно судить по тем полномочиям, которые предоставлены им Регламентом. Объем таких полномочий достаточно велик и их можно было бы разделить на несколько групп.

2. 3. 1. Полномочия по формированию руководящих органов палаты. Депутатские объединения вправе выдвигать кандидатов на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей. По представлению депутатских объединений палатой избираются председатели комитетов, комиссий и их заместители. В комитетах и комиссиях депутатские объединения располагают числом мест, пропорциональным их представительству. Руководители депутатских объединений входят с правом решающего голоса в состав Совета Государственной Думы. 2. 3. 2. Полномочия по подготовке и решению процедурных вопросов. Депутатские объединения могут потребовать от Совета Государственной Думы созыва внеочередного заседания палаты с определением даты его проведения; вносить предложения о проведении закрытого заседания, а также по составлению календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц. 2. 3. 3. Полномочия в сфере законотворческого процесса.

Они выражаются прежде всего в том, что группа депутатов — представителей депутатского объединения может внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект по любому вопросу. Кроме того, законопроект, поступивший в Государственную Думу от других субъектов законодательной инициативы, и материалы к нему в обязательном порядке направляются в депутатские объединения. При рассмотрении законопроекта на заседании Государственной Думы заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений. Регламентом предусмотрено, что законопроект, не принятый Государственной Думой, дальнейшему рассмотрению не подлежит. Однако в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. 2. 3. 4. Полномочия по решению вопросов, входящих в соответствии с Конституцией в компетенцию Государственной Думы.

Депутатские объединения вправе вносить проекты постановлений по вопросам о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, о недоверии Правительству, о назначении на должность и освобождении от должности председателя Центрального банка Российской Федерации и по ряду других вопросов, отнесенных ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы. При обсуждении данных вопросов преимущественное право на выступления принадлежит представителям депутатских объединений. Состав специальной комиссии, образуемой палатой для дачи заключения на предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, формируется с учетом пропорционального представительства депутатских объединений. А при решении вопроса о назначении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации депутатские объединения могут вносить предложения о кандидатах на эту должность. Для реализации своих полномочий депутатские объединения используют не только выступления и голосование на заседаниях Государственной Думы, но также и иные формы работы, к которым следует отнести: направление заявлений и обращений депутатских объединений к Депутатам Государственной Думы с целью довести особые мнения фракции или депутатской группы по определенному вопросу до сведения Государственной Думы; подготовка и проведение парламентских слушаний, конференций, семинаров, “круглых столов”. Эта форма используется в законотворческой деятельности с целью выяснения мнения регионов, специалистов, общественности по конкретным проблемам, которые требуют законодательного решения; встречи лидеров фракций с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, руководителями министерств и ведомств;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать