Внешняя политика Советского государства в канун и в годы второй мировой войны - (контрольная)
p>Делая выводы, заметим, что крушение Чехословакии означает крушение международной политики, которую Советский Союз проводил с 1933 года. "Московская идея "союза демократий" для борьбы с фашизмом оказалась безжизненной фикцией. Никто не хочет воевать ради абстрактного принципа демократии; все воюют из-за материальных интересов. Англия и Франция предпочитают удовлетворять аппетиты Гитлера за счёт Австрии и Чехословакии, а не за счёт своих колоний". Прогнозируя дальнейшее развитие международных событий, замечаем, что "компромисс на трупе Чехословакии ни в малейшей степени не обеспечивает мира, а только создаёт для Гитлера более благоприятную базу для предстоящей войны. Полёты Чемберлена под небесами войдут в историю как символ тех дипломатических конвульсий, которые переживала разобщённая, жадная и бессильная империалистическая Европа накануне новой бойни, которая готовится залить кровью всю нашу планету".

Анализируя этот постыдный фрагмент истории СССР, делаем выводы. Пассивность Советского Союза стоила ему дорого. Ведь крушение Чехословакии, которое произошло вследствии подписания Мюнхенского соглашения означало крушение международной политики, которую СССР проводил с 1933года. Этот договор ни в малейшей степени не обеспечил мир, а только создал для Гитлера более благоприятную базу для предостоящей войны.

3. Советские инициативы по предотвращению нацистской агрессии в Европе. В середине 30-х годов осью мировой политики, вокруг которой происходила поляризация политических сил, являлось усиление фашизма. К 1936 году в 20 еропейских странах существовало несколько десятков фашистских партий и групп. Высшей степени зрелости фашизм достиг в Италии, Германии, Португалии и Испании. Влиятельную силу фашизм приобрёл в Австрии, Венгрии, Румынии, Финляндии. Перед лицом растущей фашистской опасности исключительно важным было объединение антифашистских сил, создание единого фронта борьбы против этой угрозы. После ухода США из структур бывшей Антанты в результате конфликта с Англией и Францией, которые не допускали лидерства этой державы в мире, и позиции островной Англии, надеявшейся на свою безопасность в случае появления очага войны в Европе, единственной крупной европейской державой, заинтересованной в контактах с СССР в условиях усиливавшейся фашистской Германии, оставалась Франция. Поэтому французское правительство, озабоченное угрозой со стороны фашистской Германии и её сторонников в своей стране, продолжало интенсивные дипломатические контакты с Советским Союзом.

В ходе переговоров двух сторон о проблемах безопасности в Европе возникла идея заключения коллективного соглашения о взаимопомощи в случае нападения на одну из них со стороны потенциального агрессора. Так называемый ''Восточный пакт'', если бы он был подписан заинтересованными странами, в случае неспровоцированного нападения на них гарантировал бы нерушимость их границ и обязанность оказания экономической и военной помощи пострадавшей стороне. Идея ''Восточного пакта''была поддержана правительствами Чехословакии, Румынии и прибалтийскими государствами. Открыто враждебную позицию по поводу заключения подобного соглашения заняли правительства Германии и Польши. Она была продиктована со стороны Польши надеждами на сближение с Германией и подстрекательством Великобритании. Последняя, в свою очередь, надеялась на заключение сепаратного соглашения с фашистской Германией для того, чтобы переориентировать её агрессию на Восток. Правительство США, формально поддержав идею заключения коллективного договора, никаких практических усилий в его пользу не оказало. Все эти обстоятельства не позволили реализовать эту советско-французскую дипломатическую акцию.

Однако советская дипломатия не желала упускать инициативу. В декабре 1934 года по её настоянию всё же было подписано советско-французское соглашение, в котором эти две страны заявили о решимости приложить все усилия для заключения ''Восточного пакта''. Вскоре к соглашению присоединилась Чехословакия. Это стало основой для принятия последующих очень важных для системы европейской безопасности соглашений.

2 мая 1935 года в Париже был заключён двусторонний советско-французский договор о взаимной помощи против агрессии сроком на 5 лет. Условиями договора предусматривалось, что в случае неспровоцированного нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо европейского государства другая окажет ей немедленную помощь и поддержку в борьбе против агрессора. Советско-французский договор предусматривал не только двустороннюю помощь, но и создание общеевропейской системы коллективной безопасности. И Москва, и Париж заявили о своей готовности продолжить усилия в этом направлении.

В том же 1935году был подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией. Однако по настоянию правительства Чехословакии, неохотно шедшего на реальное сотрудничество с СССР, в текст договора была включена оговорка о том, что обязательство о взаимопомощи вступит в силу для СССР и Чехословакии только в том случае, если на помощь жертве агрессии придёт Франция, что ослабляло его эффективность. И всё же, заключение этих договоров было значительным достижением внешнеполитической деятельности Советского Союза, первой успешной попыткой создания системы коллективной безопасности в Европе. Если СССР рассматривал подписание договора в качестве краеугольного камня создания европейской системы коллективной безопасности, то правящие круги Франции и Чехословакии действовали неискренне и непоследовательно. Вскоре после заключения соглашений французский министр иностранных дел заверил посла Германии, что если понадобится для заключения соглашения с Германией, советско-французский договор будет рассторгнут.

Более тесному сближению руководящих кругов СССР и западных держав в тот период мешали взаимное недоверие и подозрительность.

Западные страны соглашались с доводами советской дипломатии о необходимости создания системы коллективной безопасности и проведения других мирных актов, но вместе с тем искали во внешней политке СССР скрырые намерения И. В. Сталина и Коминтерна экспортировать к ним комунистическую идеологию. Как видим, именно идеологический фактор во внешней политике СССР и западных держав играл главную роль в их взаимоотношениях. Именно он не позволил реалистическим тенденциям повлиять на консолидацию сил антифашистской ориентации.

В середине 1936 года Германия и Италия, воспользовавшись мятежом фашиствующей реакционной военщины, возглавляемой генералом Франко, организовали вооружённую интервенцию в Испании с целью свержения республиканского строя и установления нацистской диктатуры. Англия и Франция, хотя и не были заинтересованны в укреплении позиций Германии и Испании на Пиренейском полуострове, практически устранились от решительных действий.

Комитет по невмешательству из представителей 27 европейских стран(в том числе и СССР), призванный контролировать международные обязательства по невмешательству в гражданскую войну в республиканской Испании, превратился фактически в ширму для реализации устремлений Германии и Италии.

В этих условиях правительство СССР в одиночку оказывает помощь республиканскому правительству Испании. В Испанию посылается оружие, прибыват и группа советских учёных, в основном в качестве советников и технических специалистов. На поддержку Испании мобилизовался и Коминтерн. Советское правительство было единственным открыто выступившым на стороне республиканского испанского правительства, что вызвало живой отклик в СССР, настоящий прилив интернациональных чувств. Для советской дипломатии испанский вопрос являлся той почвой, на которой Москва могла надеяться связать Англию и Францию твёрдыми обязательствами по борьбе с агрессией двух фашистских государств- Германии и Италии-и, следовательно, заручится реальными гарантиями взаимной безопасности. Однако Великобритания И Франция не решились реально восприпятствовать итало-германской интервенции в Испании.

Вспомним мюнхенский договор, который проложил путь агрессии Гитлера на Восток, дал возможность немецко-фашистским войскам не только оккупировать Чехословакию, но и подготовить вторжение в Польшу, открывшее кровавую историю второй мировой войны. Все усилия Советского Союза по предотвращению агрессии оказались безрезультатными. Политическая изоляция СССР стала реальностью. В1938году фашистские государства умело вели дипломатическую игру с США, Англией и Францией, разыгривая ''советскую карту''. Они совместно перекраивали в угоду агрессорам карту мира, полагая, что этим создают угрозу агрессии против СССР, оставаясь сами в стороне.

Весной 1939 года в политике Германии и Италии стали отчётливо проявляться тенденции к расширению агрессивных устремлений. 14 апреля 1939года итальянские войска захватили Албанию. 28 апреля Германия заявила о рассторжении англо-германского морского соглашения, заключённого 18 июня 1935года, и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей, заключённый в январе 1934года. С целью воздействия на Германию Англия и Франция в марте 1939года начали переговоры с СССР о заключении договора о совместных действиях против её агрессии.

Советское правительство, понимая реальную опасность надвигавшейся войны, готово было сделать всё необходимое, чтобы сохранить мир, принять эффективные меры против агрессии. В качестве основы для переговоров оно выдвинуло следующие положения. Во-первых, предлагалось заключить сроком на 5-10 лет соглашение о взаимопомощи, включая и военную, в случае войны в Европе против любого из договаривающихся стран. Во-вторых, оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским странам, расположенным между Балтийским и Чёрным морями и границами с Советским Союзом. В-третьих, в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из трёх государств. Наконец, в-четвёртых, не вступать в какие бы то ни было переговоры и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трёх держав согласия.

Со стороны Советского Союза это был серъёзный шаг к объединению усилий трёх держав против фашистской агрессии с целью предотвращения второй мировой войны. Однако переговоры приняли затяжной характер, продолжаясь до середины августа 1939года и показали, что англо-французские правящие круги стремились навязать СССР односторонние обязательства, которые неизбежно вовлекли бы его в войну с Германией, а Англия и Франция остались бы в стороне. Антисоветская позиция Англии и Франции особенно резко проявилась при ведении переговоров военных миссий 12 августа 1939года в Москве. Советская военная делегация во главе с К. Е. Ворошиловым, была уполномочена не только вести переговоры, но и подписать военную конвенцию, направленную на предотвращение войны в Европе. Она предложила три возжожных варианта совиестных действий вооружённых сил Англии, Франции и СССР в случае агрессии фашистской Германии. Первый вариант предусматривал возможность нападения нацистов на Англию и Францию. В этом случае СССР должен был выставить 70% тех вооружённых сил, которые будут направлены Англией и Францией против Германии. Обязательным считалось участие в войне Польши в силу её договора с Англией и Францией. Второй вариант предусматривал случай, когда агрессия Германии будет направлена на Польшу и Румынию. По этому варианту Польша и Румыния выставляли бы на фронт все свои вооружённые силы, Франция и Англия немедленно объявят войну Германии и выступят против неё. СССР выставил бы такое же количество девизий, что Англия и Франция. Советские войска в этом случае должны были быть допущены к зоне боевых действий через Виленский коридор, Галицию и Румынию.

Третий вариант-когда Германия, используя территории Финляндии, Эстонии и Латвии, направит агрессию против СССР. В этом случае Франция и Англия должны были немедленно вступить в войну против Германии и выставить 70% сил и средств, развертываемых Советским Союзом. Польша должна была выступить против Германии, выставив не менее 45 дивизий, а если в войну будет втянута Румыния, то и она должна участвовать в ней всеми своими силами.

Однако правительства Англии и Франции не только не откликнулись на реальные предложения Советского Союза, но предприняли всё, чтобы сорвать переговоры военных миссий, сделать их бесплодными.

Переговоры зашли в тупик и были прерваны. Вся ответственность за их срыв лежит на французской и английской стороне, кроме того, английское правительство одновременно с переговорами в Москве вело тайные переговоры с Гитлером, стремясь сколотить блок империалистических государств против СССР.

Ещё одним шагом по предотвращению нацистской агрессии стал пакт о ненападении. Ведь безрезультатаность англо-франко-советских переговоров сводила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неагрессивных государств. Советский Союз продолжал оставаться в изоляции. Ему грозила опасность воны на два фронта с сильными противниками-с Японией и Германией. Продолжала также существовать опасность антисоветского сговора всего лагеря империализма. Перед СССР был выбор-или пассивно ожидать, пока Германия начнёт свою агрессию у его западных границ, которая могла перерасти в войну против Советского Союза, или же попытаться сохранить мир, отодвинув как можно дальше сроки вооружённого столкновения с Германией.

Итак, не хочу останавливаться на этом вопросе, подробнее его опишу в следующей главе, скажу лишь, что 23 августа 1939 года был подписан в Москве пакт оненападении и мире между Германией и Советским Союзом. Этот пакт считается наибольшей ошибкой Советского Союза. Он повлёк тяжёлые последствия не только для советского народа, усыпив их бдительность, но и для всего коммунистического и антифашистского движения.

Как видим ''нечистоплотность''политики Англии и Франции, лавирование за спиной Советского Союза, сильно ухудшали борьбу с нацистскими агрессорами, более того, не приносили никаких существенных результатов, сводя все попытки СССР по предотвращению агрессии ''на нет''.

    4. Договор о ненападении.

Советско-германский договор являлся уникальным дипломатическим документом с точки зрения его подготовки. При его выработке был начисто проигнорирован конституционно-правовой механизм формирования внешней политики. От разработки этого важнейшего документа, определявшего судьбы Советского государства, были отстранены не только Верховный Совет и правительство СССР, но и Центральный Комитет ВКП(б). Даже большинство членов Политбюро узнало о содержании пакта только после его подписания. Договор и дополнительный протокол готовились в обстановке строжайшей секретности только Сталиным и Молотовым. Сами эти документы явились продуктом волевой импровизации, при их подготовке полностью отсутствовала научная проработка коренного изменения внешнеполитического курса страны.

Примерно такими же путями шла подготовка к заключению пакта в Германии. Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

    Статья I

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

    Статья II

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

    Статья III

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

    Статья IV

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны. Статья V

В случае возникновенния споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта. Статья VI

Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

    Статья VII

Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках, в Москве, 23 августа 1939 года.

    По уполномочию
    Правительства СССР
    В. Молотов
    За Правительство
    Германии
    И. Риббентроп

Договор о ненападении был заключён сроком на 10 лет . Он означал резкий поворот во внешней политике Советского Союза и оказал значительное воздействие на военно-политическую ситуацию в мире, а также в некоторой степени повлиял на внутреннюю жизнь СССР.

"Правда" в передовой статье, опубликованной 24 августа, назвала пакт "инструментом мира" и "мирным актом", который "будет способствовать облегчению напряжённости в международной обстановке" и " делу всеобщего укрепления мира". "Правда" выделяла ещё один аспект договора: "Вражде между Германией и СССР кладётся конец.... Дружба народов СССР и Германии, загнанная в тупик стараниями врагов Германии и СССР, отныне должна получить необходимые условия для своего развития и расцвета"

Правительство СССР пошло на заключение с Германией договора о ненападении и на подписание с нею секретного дополнительного протокола о разграничении сфер интересов в Восточной Европе после того, как стало ясно: германо-польская война неизбежна. Было ясно и то, что Польша не сможет противостоять Германии и что западные державы, скорее всего, уклоняться от выполнения союзнических обязательств по отношению к ней{1}. В результате германо-польской войны и планировавшегося Гитлером одновременно с этим решения "проблемы Прибалтики"{2} (о чём было известно советскому руководству) {3} возникала опасность выхода вермахта к государственной границе СССР в непосредственной близости от Ленинграда, Минска и Киева. Угроза фашистской агрессии была вполне реальной, и требовалось принимать самые решительные меры для её предотвращения.

Договор с Германией советское правительство рассматривало как запасной вариант обеспечения безопасности СССР. Делать ставку лишь на достижение соглашения с Лондоном и Парижем, зная, что они могут предпочесть, если представится такая возможность, договор не с Советским Союзом, а с Германией, причём за счёт и против Советского Союза было шагом весьма неосмотрительным. В Москве понимали, что нацистская Германия - партнёр в высшей степени ненадёжный и коварный и что Гитлер не отказался от своих принципиальных программных установок в отношении СССР{4}. Но там понимали и другое: может возникнуть такая ситуация, при которой иной возможности отвести от СССР военную угрозу, пусть даже на время и ценой определённых моральных потерь, кроме соглашения с Германией о ненападении, попросту не будет.

Соглашение, подписанное 23 августа 1939 г. в Москве, давало Советскому Союзу определённые гарантии безопасности. Немцы обязались воздерживаться в отношении СССР "от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения.... как отдельно, так и совместно с другими державами", а также консультироваться с ним при решении вопросов, которые могли затронуть его интересы{5}. Они соглашались не распространять свою военно-политическую активность на польские территории восточнее рек Писса-Нарев-Висла-Сан и на прибалтийские государства севернее литовско-латвийской границы, т. е. на районы вдоль западных рубежей Советского Союза, являющиеся зоной его безопасности. {6} Ни договор о ненападении, ни ни прилагавшийся к нему секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве двух стран и не налагали на них обязательств по ведению боевых совместных действий против третьих стран либо по оказанию помощи друг другу в случае участия одной из договаривающихся сторон в военном конфликте{7}.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать