Анализируя этот постыдный фрагмент истории СССР, делаем выводы. Пассивность Советского Союза стоила ему дорого. Ведь крушение Чехословакии, которое произошло вследствии подписания Мюнхенского соглашения означало крушение международной политики, которую СССР проводил с 1933года. Этот договор ни в малейшей степени не обеспечил мир, а только создал для Гитлера более благоприятную базу для предостоящей войны.
3. Советские инициативы по предотвращению нацистской агрессии в Европе. В середине 30-х годов осью мировой политики, вокруг которой происходила поляризация политических сил, являлось усиление фашизма. К 1936 году в 20 еропейских странах существовало несколько десятков фашистских партий и групп. Высшей степени зрелости фашизм достиг в Италии, Германии, Португалии и Испании. Влиятельную силу фашизм приобрёл в Австрии, Венгрии, Румынии, Финляндии. Перед лицом растущей фашистской опасности исключительно важным было объединение антифашистских сил, создание единого фронта борьбы против этой угрозы. После ухода США из структур бывшей Антанты в результате конфликта с Англией и Францией, которые не допускали лидерства этой державы в мире, и позиции островной Англии, надеявшейся на свою безопасность в случае появления очага войны в Европе, единственной крупной европейской державой, заинтересованной в контактах с СССР в условиях усиливавшейся фашистской Германии, оставалась Франция. Поэтому французское правительство, озабоченное угрозой со стороны фашистской Германии и её сторонников в своей стране, продолжало интенсивные дипломатические контакты с Советским Союзом.
В ходе переговоров двух сторон о проблемах безопасности в Европе возникла идея заключения коллективного соглашения о взаимопомощи в случае нападения на одну из них со стороны потенциального агрессора. Так называемый ''Восточный пакт'', если бы он был подписан заинтересованными странами, в случае неспровоцированного нападения на них гарантировал бы нерушимость их границ и обязанность оказания экономической и военной помощи пострадавшей стороне. Идея ''Восточного пакта''была поддержана правительствами Чехословакии, Румынии и прибалтийскими государствами. Открыто враждебную позицию по поводу заключения подобного соглашения заняли правительства Германии и Польши. Она была продиктована со стороны Польши надеждами на сближение с Германией и подстрекательством Великобритании. Последняя, в свою очередь, надеялась на заключение сепаратного соглашения с фашистской Германией для того, чтобы переориентировать её агрессию на Восток. Правительство США, формально поддержав идею заключения коллективного договора, никаких практических усилий в его пользу не оказало. Все эти обстоятельства не позволили реализовать эту советско-французскую дипломатическую акцию.
Однако советская дипломатия не желала упускать инициативу. В декабре 1934 года по её настоянию всё же было подписано советско-французское соглашение, в котором эти две страны заявили о решимости приложить все усилия для заключения ''Восточного пакта''. Вскоре к соглашению присоединилась Чехословакия. Это стало основой для принятия последующих очень важных для системы европейской безопасности соглашений.
2 мая 1935 года в Париже был заключён двусторонний советско-французский договор о взаимной помощи против агрессии сроком на 5 лет. Условиями договора предусматривалось, что в случае неспровоцированного нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо европейского государства другая окажет ей немедленную помощь и поддержку в борьбе против агрессора. Советско-французский договор предусматривал не только двустороннюю помощь, но и создание общеевропейской системы коллективной безопасности. И Москва, и Париж заявили о своей готовности продолжить усилия в этом направлении.
В том же 1935году был подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией. Однако по настоянию правительства Чехословакии, неохотно шедшего на реальное сотрудничество с СССР, в текст договора была включена оговорка о том, что обязательство о взаимопомощи вступит в силу для СССР и Чехословакии только в том случае, если на помощь жертве агрессии придёт Франция, что ослабляло его эффективность. И всё же, заключение этих договоров было значительным достижением внешнеполитической деятельности Советского Союза, первой успешной попыткой создания системы коллективной безопасности в Европе. Если СССР рассматривал подписание договора в качестве краеугольного камня создания европейской системы коллективной безопасности, то правящие круги Франции и Чехословакии действовали неискренне и непоследовательно. Вскоре после заключения соглашений французский министр иностранных дел заверил посла Германии, что если понадобится для заключения соглашения с Германией, советско-французский договор будет рассторгнут.
Более тесному сближению руководящих кругов СССР и западных держав в тот период мешали взаимное недоверие и подозрительность.
Западные страны соглашались с доводами советской дипломатии о необходимости создания системы коллективной безопасности и проведения других мирных актов, но вместе с тем искали во внешней политке СССР скрырые намерения И. В. Сталина и Коминтерна экспортировать к ним комунистическую идеологию. Как видим, именно идеологический фактор во внешней политике СССР и западных держав играл главную роль в их взаимоотношениях. Именно он не позволил реалистическим тенденциям повлиять на консолидацию сил антифашистской ориентации.
В середине 1936 года Германия и Италия, воспользовавшись мятежом фашиствующей реакционной военщины, возглавляемой генералом Франко, организовали вооружённую интервенцию в Испании с целью свержения республиканского строя и установления нацистской диктатуры. Англия и Франция, хотя и не были заинтересованны в укреплении позиций Германии и Испании на Пиренейском полуострове, практически устранились от решительных действий.
Комитет по невмешательству из представителей 27 европейских стран(в том числе и СССР), призванный контролировать международные обязательства по невмешательству в гражданскую войну в республиканской Испании, превратился фактически в ширму для реализации устремлений Германии и Италии.
В этих условиях правительство СССР в одиночку оказывает помощь республиканскому правительству Испании. В Испанию посылается оружие, прибыват и группа советских учёных, в основном в качестве советников и технических специалистов. На поддержку Испании мобилизовался и Коминтерн. Советское правительство было единственным открыто выступившым на стороне республиканского испанского правительства, что вызвало живой отклик в СССР, настоящий прилив интернациональных чувств. Для советской дипломатии испанский вопрос являлся той почвой, на которой Москва могла надеяться связать Англию и Францию твёрдыми обязательствами по борьбе с агрессией двух фашистских государств- Германии и Италии-и, следовательно, заручится реальными гарантиями взаимной безопасности. Однако Великобритания И Франция не решились реально восприпятствовать итало-германской интервенции в Испании.
Вспомним мюнхенский договор, который проложил путь агрессии Гитлера на Восток, дал возможность немецко-фашистским войскам не только оккупировать Чехословакию, но и подготовить вторжение в Польшу, открывшее кровавую историю второй мировой войны. Все усилия Советского Союза по предотвращению агрессии оказались безрезультатными. Политическая изоляция СССР стала реальностью. В1938году фашистские государства умело вели дипломатическую игру с США, Англией и Францией, разыгривая ''советскую карту''. Они совместно перекраивали в угоду агрессорам карту мира, полагая, что этим создают угрозу агрессии против СССР, оставаясь сами в стороне.
Весной 1939 года в политике Германии и Италии стали отчётливо проявляться тенденции к расширению агрессивных устремлений. 14 апреля 1939года итальянские войска захватили Албанию. 28 апреля Германия заявила о рассторжении англо-германского морского соглашения, заключённого 18 июня 1935года, и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей, заключённый в январе 1934года. С целью воздействия на Германию Англия и Франция в марте 1939года начали переговоры с СССР о заключении договора о совместных действиях против её агрессии.
Советское правительство, понимая реальную опасность надвигавшейся войны, готово было сделать всё необходимое, чтобы сохранить мир, принять эффективные меры против агрессии. В качестве основы для переговоров оно выдвинуло следующие положения. Во-первых, предлагалось заключить сроком на 5-10 лет соглашение о взаимопомощи, включая и военную, в случае войны в Европе против любого из договаривающихся стран. Во-вторых, оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским странам, расположенным между Балтийским и Чёрным морями и границами с Советским Союзом. В-третьих, в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из трёх государств. Наконец, в-четвёртых, не вступать в какие бы то ни было переговоры и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трёх держав согласия.
Со стороны Советского Союза это был серъёзный шаг к объединению усилий трёх держав против фашистской агрессии с целью предотвращения второй мировой войны. Однако переговоры приняли затяжной характер, продолжаясь до середины августа 1939года и показали, что англо-французские правящие круги стремились навязать СССР односторонние обязательства, которые неизбежно вовлекли бы его в войну с Германией, а Англия и Франция остались бы в стороне. Антисоветская позиция Англии и Франции особенно резко проявилась при ведении переговоров военных миссий 12 августа 1939года в Москве. Советская военная делегация во главе с К. Е. Ворошиловым, была уполномочена не только вести переговоры, но и подписать военную конвенцию, направленную на предотвращение войны в Европе. Она предложила три возжожных варианта совиестных действий вооружённых сил Англии, Франции и СССР в случае агрессии фашистской Германии. Первый вариант предусматривал возможность нападения нацистов на Англию и Францию. В этом случае СССР должен был выставить 70% тех вооружённых сил, которые будут направлены Англией и Францией против Германии. Обязательным считалось участие в войне Польши в силу её договора с Англией и Францией. Второй вариант предусматривал случай, когда агрессия Германии будет направлена на Польшу и Румынию. По этому варианту Польша и Румыния выставляли бы на фронт все свои вооружённые силы, Франция и Англия немедленно объявят войну Германии и выступят против неё. СССР выставил бы такое же количество девизий, что Англия и Франция. Советские войска в этом случае должны были быть допущены к зоне боевых действий через Виленский коридор, Галицию и Румынию.
Третий вариант-когда Германия, используя территории Финляндии, Эстонии и Латвии, направит агрессию против СССР. В этом случае Франция и Англия должны были немедленно вступить в войну против Германии и выставить 70% сил и средств, развертываемых Советским Союзом. Польша должна была выступить против Германии, выставив не менее 45 дивизий, а если в войну будет втянута Румыния, то и она должна участвовать в ней всеми своими силами.
Однако правительства Англии и Франции не только не откликнулись на реальные предложения Советского Союза, но предприняли всё, чтобы сорвать переговоры военных миссий, сделать их бесплодными.
Переговоры зашли в тупик и были прерваны. Вся ответственность за их срыв лежит на французской и английской стороне, кроме того, английское правительство одновременно с переговорами в Москве вело тайные переговоры с Гитлером, стремясь сколотить блок империалистических государств против СССР.
Ещё одним шагом по предотвращению нацистской агрессии стал пакт о ненападении. Ведь безрезультатаность англо-франко-советских переговоров сводила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неагрессивных государств. Советский Союз продолжал оставаться в изоляции. Ему грозила опасность воны на два фронта с сильными противниками-с Японией и Германией. Продолжала также существовать опасность антисоветского сговора всего лагеря империализма. Перед СССР был выбор-или пассивно ожидать, пока Германия начнёт свою агрессию у его западных границ, которая могла перерасти в войну против Советского Союза, или же попытаться сохранить мир, отодвинув как можно дальше сроки вооружённого столкновения с Германией.
Итак, не хочу останавливаться на этом вопросе, подробнее его опишу в следующей главе, скажу лишь, что 23 августа 1939 года был подписан в Москве пакт оненападении и мире между Германией и Советским Союзом. Этот пакт считается наибольшей ошибкой Советского Союза. Он повлёк тяжёлые последствия не только для советского народа, усыпив их бдительность, но и для всего коммунистического и антифашистского движения.
Как видим ''нечистоплотность''политики Англии и Франции, лавирование за спиной Советского Союза, сильно ухудшали борьбу с нацистскими агрессорами, более того, не приносили никаких существенных результатов, сводя все попытки СССР по предотвращению агрессии ''на нет''.
4. Договор о ненападении.
Советско-германский договор являлся уникальным дипломатическим документом с точки зрения его подготовки. При его выработке был начисто проигнорирован конституционно-правовой механизм формирования внешней политики. От разработки этого важнейшего документа, определявшего судьбы Советского государства, были отстранены не только Верховный Совет и правительство СССР, но и Центральный Комитет ВКП(б). Даже большинство членов Политбюро узнало о содержании пакта только после его подписания. Договор и дополнительный протокол готовились в обстановке строжайшей секретности только Сталиным и Молотовым. Сами эти документы явились продуктом волевой импровизации, при их подготовке полностью отсутствовала научная проработка коренного изменения внешнеполитического курса страны.
Примерно такими же путями шла подготовка к заключению пакта в Германии. Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II
В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III
Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны. Статья V
В случае возникновенния споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта. Статья VI
Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII
Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках, в Москве, 23 августа 1939 года.
По уполномочию
Правительства СССР
В. Молотов
За Правительство
Германии
И. Риббентроп
Договор о ненападении был заключён сроком на 10 лет . Он означал резкий поворот во внешней политике Советского Союза и оказал значительное воздействие на военно-политическую ситуацию в мире, а также в некоторой степени повлиял на внутреннюю жизнь СССР.
"Правда" в передовой статье, опубликованной 24 августа, назвала пакт "инструментом мира" и "мирным актом", который "будет способствовать облегчению напряжённости в международной обстановке" и " делу всеобщего укрепления мира". "Правда" выделяла ещё один аспект договора: "Вражде между Германией и СССР кладётся конец.... Дружба народов СССР и Германии, загнанная в тупик стараниями врагов Германии и СССР, отныне должна получить необходимые условия для своего развития и расцвета"
Правительство СССР пошло на заключение с Германией договора о ненападении и на подписание с нею секретного дополнительного протокола о разграничении сфер интересов в Восточной Европе после того, как стало ясно: германо-польская война неизбежна. Было ясно и то, что Польша не сможет противостоять Германии и что западные державы, скорее всего, уклоняться от выполнения союзнических обязательств по отношению к ней{1}. В результате германо-польской войны и планировавшегося Гитлером одновременно с этим решения "проблемы Прибалтики"{2} (о чём было известно советскому руководству) {3} возникала опасность выхода вермахта к государственной границе СССР в непосредственной близости от Ленинграда, Минска и Киева. Угроза фашистской агрессии была вполне реальной, и требовалось принимать самые решительные меры для её предотвращения.
Договор с Германией советское правительство рассматривало как запасной вариант обеспечения безопасности СССР. Делать ставку лишь на достижение соглашения с Лондоном и Парижем, зная, что они могут предпочесть, если представится такая возможность, договор не с Советским Союзом, а с Германией, причём за счёт и против Советского Союза было шагом весьма неосмотрительным. В Москве понимали, что нацистская Германия - партнёр в высшей степени ненадёжный и коварный и что Гитлер не отказался от своих принципиальных программных установок в отношении СССР{4}. Но там понимали и другое: может возникнуть такая ситуация, при которой иной возможности отвести от СССР военную угрозу, пусть даже на время и ценой определённых моральных потерь, кроме соглашения с Германией о ненападении, попросту не будет.
Соглашение, подписанное 23 августа 1939 г. в Москве, давало Советскому Союзу определённые гарантии безопасности. Немцы обязались воздерживаться в отношении СССР "от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения.... как отдельно, так и совместно с другими державами", а также консультироваться с ним при решении вопросов, которые могли затронуть его интересы{5}. Они соглашались не распространять свою военно-политическую активность на польские территории восточнее рек Писса-Нарев-Висла-Сан и на прибалтийские государства севернее литовско-латвийской границы, т. е. на районы вдоль западных рубежей Советского Союза, являющиеся зоной его безопасности. {6} Ни договор о ненападении, ни ни прилагавшийся к нему секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве двух стран и не налагали на них обязательств по ведению боевых совместных действий против третьих стран либо по оказанию помощи друг другу в случае участия одной из договаривающихся сторон в военном конфликте{7}.