Государство и право в России - (курсовая)
p>Реформы начала XIX века. При Александре (1801 год) был создан непременный (в смысле постоянный) совет (позднее именуемый государственным), носящий совещательный характер. ему же вменялось составление нового закона. В 1802 году был принят манифест о министерствах, то есть была создана министерская система управления. Во главе министерств–комитет министров. Впервые появились министерство внутренних дел, которому подчинялась полиция и ряд других министерств. Тогда же в 1802 году был принят другой указ “О правах сената”, в котором полностью восстанавливаются права сената.

На этом реформы приостановились из-за внешнеполитических проблем (из-за Наполеона). Н после подписания Тензитского мира реформы воспрянули во главе с о Спиранским в 1810 году, когда был создан законосовещательный орган (впервые, орган был таким и задуман)–государственный совет. С этих пор все законы проходили через него, а также впервые были отделены законы, как документы, прошедшие через государственный совет, от других документов.

Государственный совет поначалу играл очень значительную роль, но после ссылки Спиранского (1812 год) его функции изменились и он не имел уже такого влияния. Канцелярия его императорского величества. Ее роль увеличилась еще при Александре I. Николай I изменил ее структуру в 1726 году, она разделилась на отделения:

1-ое - отделение – получение прошений о награждении, пенсии, … 2-ое – исключительно вопросами кодификации законодательства 3-е –борьба с революционным движением (фактически гос. безопасность, а вскоре ему будет переподчинены жандармы)

    4-е – благотворительность, женские учебные заведения
    В таком виде она просуществовала до 1771 года.

Николай I считал, что не нужно писать новый закон, нужно лишь кодифицировать старое, ведь накопилось огромное количество правового материала по разным сборникам. Эту идею Николаю подсказал допрос декабристов, которые называли одной из причин недовольства– плохое законодательство.

    Работа 2-го отделения была поэтапной:

сбор всех законов по хронологическому признаку начиная с 1649 года. Всего было собрано 40 томов не считая нескольких томов приложений

кодификация действующих законов по отраслевому признаку. Их уже было собрано к 1832 году– 15 томов, но сюда не добавлялись никакие законы кроме уже существующих. В действие сей сборник вступил в 1835 году. Он имел следующее деление: том 1, основные законы Российской империи (собрание законов устанавливающих незыблемость королевской власти, порядок ее наследования и отношения между членами королевской семьи )

    2 том, законодательство о губернских учреждениях.
    Далее идут различные уставы для служб.

Среди них был 15 том, который в последствии был дополнен документом который назывался “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”. Он был гораздо подробнее чем 15 том и составлено довольно грамотно и действовало до 1917 года.

Буржуазно-демократические реформы второй половины XIX века. Это было переломное время , когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян ). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене.

Этот закон был принят 18 февраля 1861 года, а наряду с ним были приняты еще с десяток других законов регламентирующих порядок раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам (о царских и дворцовых крестьянах ничего не говорилось ). Содержание этих документов было таково:

    крестьяне получали личную свободу

свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как освободившись от помещиков они стали зависимы от крестьянских общин

получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений заниматься государственной службой

    Но вопрос о земле не был решен сразу.

крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка. Если возникали споры, то нужно было идти к мировому посреднику (специально созданная должность для решения подобных вопросов). Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную– государство (которое имело процент с крестьянина). Процесс выкупа продолжался вплоть до 1917 года и по подсчетам большевиков они выплатили даже больше, чем нужно было (но точно сказать трудно). Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство–устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т. п. Судебная система. Существовала 2 вида судов:

система общих судов ( окружной судья, потом судебная палата) система мировых судов (мировой судья, потом съезд мировых судей) каждый из которых действовал самостоятельно, конституционная инстанция – одна – сенат. Мировые суды рассматривали мелкие дела (о проступках и мелкие гражданские дела) стоимостью до 300 рублей, остальные дела рассматривались в общих судах. Особая подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные преступления и т. п.

Каждый судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто избирался, остальных – назначали. Каждый судья автоматически был членом палаты.

Окружной суд - суд профессиональных юристов с присяжными заседателями. Суд присяжных - одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд оказывался выше по рангу губернского начальства. Все дела, которые вел суд присяжных подлежали обжалованию только в конституционном порядке, остальные - в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого времени стал высшей судебной инстанцией.

Прокуратура. Если раньше – губернская, то теперь при каждом общем суде. Вместо стряпчих –товарищи прокурора. Изменились и функции : общий надзор исключительно в судебной сфере (над дознанием, следствием, исполнением приговора и т. п. ) и функции государственного обвинения в суде, что стало основной функцией прокуратуры.

Адвокатура впервые создана в 1866 году (первые присяжные поверенные). Адвокаты делились на

присяжных-поверенных, профессиональные юристы имеющие стаж работы и обязательно высшее юридическое образование

    ? ??

Для того чтобы стать частным поверенным, требовалось сдать экзамены. Адвокаты в дореволюционной России– только мужчины.

Земская и городская реформа. Земские органы занимались теми делами, которыми не занимались государственные органы, то есть социальными вопросами. Городские – очень похожи на земские.

Контрреформы – неопределенное понятие –земская и городская контрреформа в 1890 году на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная контрреформа–отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената–для ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы, поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали–исполняющих обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О чрезвычайном положении” - в частности разрешалось закрывать суды, школы и т. п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных. Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда присяжных, но она не прошла.

К контрреформам в 1871 году относится и тот факт, что дознание о государственных преступлениях передано жандармерии, хотя не было даже такого понятия, как жандармское расследование.

    Революция 1905-907 годов.

Первые советы в России появляются в 1905 году в мае-июне (Иваново-Вознесенский и несколько на Урале). Советы создавались как орган забастовочной войны–общегородской забастовочный комитет (поначалу), потом советы рабочих и солдатских депутатов. Петроградский и Московский советы–нечто большее, так как они принимали решения и следили за их выполнением (решения: о 8 часовом рабочем дне, о запрете некоторых газет, журналов, о нормах продажи). Выполнение контролировалось через рабочих, запрещая последним выполнение тех или иных действий. Арестовать совет было трудно, так как в нем присутствовали и солдатские депутаты. Советы не принадлежали какой-то конкретной партии.

Революция стала неизбежна после бессмысленного расстрела демонстрантов. Тогда призывов бороться с бюрократией было очень много и на них правительство было вынуждено отвечать. Оно стало задумываться о подготовке каких-то актов или проектов распоряжений для исправления существующей взрывоопасной ситуации. В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат–принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т. п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям:

    дворянская курия
    крестьянская
    городская

Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив –усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями.

В результате – в октябре 1905 года –всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года: даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …)

    изменился статус государственной думы:
    законодательный орган (без него ни один закон не проходит)
    должны быть представлены те классы, которые раньше не были
    получает контроль за деятельностью исполнительной власти

Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.

В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т. п.

Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство. В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия– рабочих.

Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе. Волости а уезды а губернии а губернское собрание выборщиков – для крестьян. Предприятия а губернский съезд а губернское собрание выборщиков – для рабочих. Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть –в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты). Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее). 23 апреля 1906 года (до начала работы думы) принят новый вариант основных законов, который дума не могла изменять. Царю принадлежала законодательная власть, вся полнота исполнительной власти, он назначал правительство, менял его, царь имел право в любом месте, где он находится, брать на себя полномочия любого органа; он также оставался верховным главнокомандующим и стоял во главе суда, то есть все приговоры шли от его имени.

Дума и государственный совет делили с императором только законодательную власть, за исключением права думы на запрос в правительство на который последнее обязано было ответить.

Закон выйдя из думы направлялся в совет, где либо полностью отклонялся либо принимался (причем дума не могла обойти вето совета), далее законопроект шел на утверждение императору, который также обладал правом полного вето без возможности обхода. В период роспуска думы или думских каникул царь обладал возможностью издавать чрезвычайные указы (которые в последствии дума должна была принять или отклонить, тогда указ прекращал свое действие), но эти указы не могли менять основных законов.

Переворот 3 июня 1907 года. Это был переворот в представительной власти. Царь распустил думу и решил поменять основные законы и внес из: представительство от курий было изменено для рабочих и городских жителей, многие районы России были лишены (Средняя Азия, …) избирательного права. Это и был переворот. Первая мировая война и февральская революция

Военно-промышленные комитеты (ВПК). Война потребовала создания новых органов управления которые не обладали государственными функциями непосредственно, но контактируя с реально властвующими выполняли задачи по обеспечению фронта. Таким общественным органом стали ВПК, которые выполняли следующие функции: перевод промышленности на военный рельсы

    поставка снаряжения на фронт
    примирение капиталистов и рабочих

Особые совещания –государственный орган, для координации действий думы, правительства, общественности и т. д. Туда входили представители ВПК и многие другие. Их было создано несколько: по вопросам обороны– самое главное. Для реализации решений и контроля был создан особый аппарат. Из-за войны –спад промышленности, следовательно в больших городах проявляются очереди и возникают взрывоопасные ситуации (одна из них вылилась в феврале 17 года). 26 февраля происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей, переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших.

Создаются сразу 2 органа управляющих этим восстанием: петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и временный комитет членов государственной думы (которые выехали на встречу с императором, который ехал с фронта, и в Пскове предложили ему отречься от престола в пользу сына, но царь отрекся в пользу брата Михаила, который 2 марта отложил принятие решения до созыва учредительного собрания ). На время безвластия (со 2 марта) комитет государственной думы создал временной правительство, но параллельно действовал и петроградский совет, который фактически управлял армией. То есть двоевластие в армии привело к двоевластию в стране (войскам предписывалось выполнять только те приказы командования которые одобрялись петросоветом) .

Советы 17 года –выборный орган, но без единого документа об избрании, поэтому долгое время не существовало органа координирующего действия советов и петросовет взял на себя эту роль. В результате во всех губерниях были созданы свои советы, причем создавались 2 типа советов независимых друг от друга:

    рабочих и солдатских депутатов
    крестьянских депутатов

(и так будет до 18 года). Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

Параллельно работала дума, временное правительство, государственный комитет, которые заменили губернаторов комиссарами от временного правительства. Серьезно изменилась министерство внутренних дел: жандармерия уничтожена полностью. Накануне свержения временное правительство создало предпарламент, который был совещательным органом (большевики отказались входить туда). Судебные органы и прокуратура почти не изменились, но стали создаваться народные суды (председатель + два заседателя).

Двоевластие продолжалось по официальной версии до 25 октября. 3 июля произошла политическая демонстрация, на которую все пришли с оружием, в результате чего временное правительство разогнало ее и перешло в наступление на партию большевиков, так как их считали зачинщиками. ВЦИК поддержал временное правительство. Так закончилось двоевластие, но сама советская система продолжала существовать.

Но в сентябре во главе большинства советов стояли представители большевиков и естественно, что с этого времени начинается большевизация советов и возникает опять двоевластие (хотя ВЦИК до сих пор состоит в основном из меньшевиков и эсеров ).

Октябрьская революция и образование советского государства и права. Среди большевиков была 2 подхода к смене правительства:

    военный (Ленин)
    на учредительном собрании (Троцкий)

Но в октябре временное правительство, видя неотвратимость захвата власти большевиками, само пошло в наступление захватив большевистский телеграф. Но большевики были готовы к такому повороту и 24-25 октября власть была полностью в руках последних.

Ленин никакого значения лигитивности власти не придавал (то есть диктатура – власть пролетариата), но Троцкий хотел опираться на некоторый закон. 25 октября II съезд начал работу в 22. 00. Он начал работу с принятия власти, но тогда же было принято решение о созыве учредительного, а на смену временного правительства был избран совет народных комиссаров. Тогда им был переизбран ВЦИК, большинство которого теперь составляли большевики. Декрет о земле и о мире был принят также. Декрет о мире–воззвание к рабочим воюющих держав и их правительствам, причем по декрету мир заключался без аннексий и контрибуции, чего на деле не получилось. Декрет о земле имел большее значение. Он состоял из двух частей: конфискация земли у помещиков без выкупа

крестьянский наказ о земле (аграрная программа эсеров), там не было ни слова о национализации земли.

То есть вся земля подлежала перераспределению между теми кто ее обрабатывает, а распоряжается ею выборный орган–совет. Конкретно как делить землю устанавливали на листах, но постоянно земля не закреплялась ни за кем. Постепенно к 22 году утверждается принцип: земля– государственная собственность. Произошла отмена смертной казни.

Декларация прав народов России. В ней говорилось о том, что все народы России имеют право на самоопределение (вплоть до отделения); все народы имеют право на равное развитие; отменялись все права и привилегии каких-то народов. Этой декларации (31 декабря 1917 года) воспользовалась Финляндия, а сама декларация была принята в ноябре 1917.

ВЧК. Борьба с контрреволюцией начинается с момента начала революции. Если раньше Ленин считал, что жандармерию и полицию заменит повальное вооружение народа или хотя бы пролетариата, то сейчас он понял ошибочность этого мнения. Сначала– Революционные Военные Комитеты (РВК), а позднее –ВЧК (Всероссийский чрезвычайный комитет по борьбе с контрой и саботажем, ведь люди не хотели работать на новую власть). Сеть ВЧК к весне 18 года стала системой органов безопасности революции. Сначала ВЧК–исполнительный орган, но в начале 18 года получает возможность вынесения приговора (после объявления декрета о борьбе со шпионами). Тогда же впервые начали создаваться концентрационные лагеря. По началу ВЧК–в рамках закона, но после столкновений между наркоматом юстиции (органом заменившем прокуратуру) партия встала на сторону ВЧК и фактически ликвидировала всякий контроль на его деятельностью.

    Декрет о суде №1 – принят в ноябре 1917 года:

ликвидировала всю систему судопроизводства, кроме народных судов революционные трибуналы решали дела о контрреволюционной деятельности (1 председатель + 6 заседателей)

законы свергнутых правительств могут применяться до тех пор, пока не противоречат революции и революционному сознанию (окончательно все ссылки на прежние законы запретили в ноябре 18 года)

2-й декрет о суде –в феврале 18 года, который учредил окружные и областные суды (которые фактически не были тогда созданы) с ведением заседания на том языке, котором говорило большинство данного региона. Создавались коллегии правозащитников. Декрет о суде № 3 – июль 18 года, без особых нововведений.

Образование красной армии. По началу думали, что армия не нужна, поэтому в декабре 17– отмена всех чинов, званий и чинопочитаний; все командиры –избирались. Поэтому в январе 18 года решили создать крестьянскую армию: декрет “О создании красной армии” и “О создании красного флота”, в армию принимали только рабочих и крестьян (остальных–сначала не принимали). Но в апреле 18 года приняли решение о всеобщей воинской повинности. С созданием института комиссаров (не имели военного образования и были надсмотрщиками над командирами и занимались агитацией в рядах). Был создан революционный военный совет во главе с Троцким.

Рабочий контроль над фабриками и заводами. О рабочем контроле было принято решение в 18 году, он осуществляет все сферы контроля над производством. Тогда началась национализация предприятий, поэтому создалось ВСНХ (высший совет народного хозяйства) - в декабре 17 года. И к 20 году вся национализация была завершена и был создан наркомат рабочей инспекции для контроля. Тогда же встала проблема борьбы с нарождающейся советской бюрократией.

Учредительная собрание. Оно должно быть избрано в ноябре 17 года и выборы прошли, но вопрос о созыве остался (так как большевики получили всего четверть голосов). Это было первое всеобщие и повсеместные выборы. Оно приступило к работе 5 января 18 года, но большевики выдвинули ультиматум написанный Лениным “Декларация прав трудящихся эксплуатируемого народа”, который закреплял власть за советами и т. п. Собрание даже не обсуждало его и поэтому большевики разогнали собрание (попытки его возрождения были летом 18 года при поддержке Чехов и др. контрреволюционных сил). Роспуск являлся незаконным, что признавали даже большевики.

3 съезд принял отклоненную декларация и решение о подготовке новой конституции, о федеральных органах власти (необходимости его создания).

Подготовка конституции началась в апреле 18 года и приняли ее на 5 всероссийском съезде в июле 18 года. Она включала:

    декларацию

конструкцию советской власти (всероссийский съезд советов (главный орган), в период между его созывами– центральный исполнительный комитет, а правительство – совет народных комиссаров). Все эти органы – законодательные (отсюда противоречия) избирательное право (неравное и не всеобщее: эксплуататоры бывшие – лишены, рабочих больше чем крестьян) Советское государство и право в период гражданской войны

Государственный аппарат – такой же как предусмотренный конституцией, но появляются: совет труда и обороны

система главкизма (несколько десятков главков ориентированные на безусловное выполнение заказов партии)

Появляются комитеты бедноты (органы которым руководил наркомпрод, но фактически–местные партийные органы ). Они сыграли определенную роль в решении продовольственного вопроса.

    Создавались ревкомы (временные комитеты, назначаемые).

Красный террор (осень 18 года) начался после покушения на Ленина, заключался в беспощадном уничтожении врагов революции, опять вспомнили смертную казнь и активно ее применяли (1000–10000 человек). ВЧК реализует приговоры и ведет весь процесс расследования. Тогда же ВЧК принимает на себя функции охраны границы, занимается особо опасными преступниками и т. п. /

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать