Государство и право в Великобритании в новое время - (реферат)
p>а) подтверждает ограничение королевской власти в пользу парламента; б) устанавливает принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра; в) устанавливает принцип несменяемости судей;

г) отрицает права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента.

Акт "Об устроении" содержал требования, которыми должно обладает лицо, вступающее в обладание английской короной:

    а) обязательная принадлежность к англиканской церкви;

б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента. Вывод. Таким образом, принятие в конце ХVII - начале ХVIII вв. Конституционного акта привели к ограничению полномочий королевской власти, частично поставив ее под контроль парламента, и тем самым окончательно запретили установление в Англии конституционной монархии.

3. Формирование конституционной монархии в Англии в ХVIII - начале ХIХ в. В конституционном развитии Англии в 18 веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. Парламент двухпалатный. Верхняя (палата лордов)состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя (палата общин) формируется на основе избирательного права. Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори - ценз земельный.

По закону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах.

Лидерство аристократии в парламенте обеспечивала и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократов были так называемые "карманные" и "гнилые" местечки, они посылали своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. Возвышение парламента. С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента.

В 1716 г. принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Парламентские заседания проходили тайно. Лица, разглашающие информацию о прениях, подвергались преследованию.

В ХУШ веке в Англии оформляется кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремится ограничить его деятельность в области исполнительной тоже, поставив деятельность министров под свой контроль. Этому способствует ряд неписаных конституционных правил:

а) С середины 20-х годов ХVIII в. король не посещает заседания кабинета министров, что освобождает его членов от непосредственного королевского давления и способствует формированию должности премьер-министра. б) Утверждение принципа неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г. ) и положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин. в) Ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц.

г) В первой половине ХVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).

Таким образом, в течение ХVIII в. английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоит из основных должностных лиц государства и несет коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство - это отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу ХVIII в. В результате бурного развития промышленности и сельского хозяйства в конце ХVIII - начале ХIХ в. произошли изменения в классовой структуре английского общества. Сохранение политической власти все еще в руках аристократии становится несовместимым с новыми экономическими интересами. Мелкая буржуазия и рабочие требуют демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права.

В 1832 г. проведена первая избирательная реформа. В результате: а) 56 "гнилых местечек" были лишены представительства в парламенте; б) 30 местечек могли впредь посылать в парламент по одному вместо двух депутатов;

в) освободившиеся 146 мест были отданы городам (66), графствам (65); Шотландии, Германии, Уэллес.

Избирательное правобыло предоставлено мужчинам, достигшим 21 года, и имеющим недвижимость (в графствах это земля, в городах - строение), приносящую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Получили право голоса земельные арендаторы, имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов в год.

Был установлен ценз оседлости - 6 месяцев. В результате реформы число избирателей было увеличено до 652 тыс. человек (1/22 часть населения). Промышленная буржуазия добилась представительства в парламенте, однако ни мелкая буржуазия, ни рабочие не получили избирательных прав. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов и сохранилось открытое голосование.

В 1867 г. был принят новый закон о парламентской реформе, перераспределивший депутатские места: 11 местечек лишены права выбора депутатов в палату общин; 35 - сохранили право выбора лишь одного депутата; освободившиеся мандаты переданы крупнейшим промышленным городам и графствам. В городах избирательное право представлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, а также квартиронанимателям, уплачивающим в год не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости в 1 год). Очень важной была оговорка, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто вносит этот налог через своего домовладельца. Так, в избирательные списки попали не только домовладельцы, но и все жильцы.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось более чем на миллион за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

В 1872 г. в Англии вводится тайное голосование. В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа. Условия имущественного ценза, установленного для избирателей городов, были распространены на сельский пролетариат, обойденный реформой 1867 г. Были введены избирательные округа, каждый из которых выбирал по 1 депутату. Новое увеличение количества мандатов получили промышленные города.

Политические партии. Важным последствием первой избирательной реформы 1832 г. является преобразование ведущих политических партий Англии. Прежние названия потеряли в современной обстановке всякий смысл, поэтому тори превратились в консерваторов, а виги - в либералов. Наряду с названиями партий изменилась и их структура. Появилась необходимость регистрации избирателей, составления избирательных списков. Эти функции взяли на себя вновь созданные местные партийные организации, появилось понятие постоянного партийного членства. Либералы и консерваторыпоочередно сменяли друг друга у власти. При этом либералы представляли интересы крупной буржуазии, располагали поддержкой мелкой буржуазии и оказывали сильное влияние на верхушку рабочего класса. На протяжении 60-70-х гг. либеральная партия перестроилась: во всех избирательных округах были созданы ее постоянные комитеты, в которых работали штатные чиновники. Руководство партии было сосредоточено в центре. Новая система получила завершение после создания в 1877 г. Национальной либеральной ассоциации.

Консервативная партиядо 80-х годов уступала либералам в силе и влиянии. Она опиралась на земельных собственников, крупных феодалов и англиканскую церковь. В конце 70-х годов она была реорганизована по образцу либералов. В 1833 г. создан Национальный совет консервативных ассоциаций.

В 1906 г. была образована Лейбористская партияВеликобритании. Она представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, Независимой рабочей партии, Социал-демократической Федерации и др. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Ограничение полномочий палаты лордов. Развитие буржуазных отношений в Англии диктовало необходимость покончить со старыми феодальными институтами. Таким институтом являлась палата лордов. По своему социальному составу она была оплотом аристократии. В 1911 г. либералам удалось провестиАкт о парламенте, которым устанавливалось:

а) всякий билль, который спикер палаты общин сочтет финансовым, идет на подпись королю, минуя палату лордов (ст. 1);

б) любые другие законопроекты, принятые палатой общин на трех последовательных сессиях парламента и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего раза идет на утверждение королю, минуя палату лордов при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет.

Местное управление. В ХIХ в. в Англии идет процесс расширения самоуправления на местах. Еще в 1835 г. в городах были созданы "советы городов", которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. В 1888 г. была проведена реформа местного управления в графствах. Здесь создавались выборные советы, которым передавалась вся административная власть, ранее принадлежавшая помещику и мировому судье. В приходах с населением свыше 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы местное управление перешло из рук аристократии в руки буржуазии.

Английская судебная система(как она сложилась в ХVII в. ) состояла из судов трех видов: высших, низших и специальных. Высшими судами являлись: вестминстерские суды; канцелярский суд; ассизные суды. К вестминстерским судам(они заседали в Вестминстерском дворце в Лондоне) относились суд королевской скамьи, палата финансового суда и палата прошений. В каждом из этих судов было по 5 судей.

Суд королевской скамьирассматривал уголовные дела от обвинения в самых незначительных проступках и выполнял также роль апелляционного суда (т. е. рассматривал жалобы на приговоры других судов страны).

Палата прошенийявлялась высшим судом по гражданским делам, но могла рассматривать любые гражданские иски, независимо от их суммы.

Палата финансового суда(в феодальном прошлом - палата шахматной доски) превратилась в орган, рассматривающий дела об уплате налогов государству.

Каждый из этих судов включал в свой состав разъездных судей. Англия была разделена на 8 округов. Два раза в год в каждый из них прибывали по 2 разъездных судьи, которые вместе с присяжными заседателями составляли так называемыеассизные суды, рассматривающие как уголовные, так и гражданские дела и осуществляющие надзор за местами заключения.

В середине ХIХ в. в Великобритании были созданы новые суды: суд для рассматривания дел о разводах и браках и суд о завещаниях (до 1857 г. эти вопросы рассматривались духовными судами). Низшую ступень составляли суды мировых судей и суды сессий мировых судей. Компетенция последних не отличалась от компетенции ассизных судов. Суды сессий мировых судей были второй инстанцией в отношении дел, рассматриваемых единолично мировым судьей, который назначался именем короля из представителей местной аристократии.

К специальным судамотносились военные, духовные, университетские и палата лордов, выступавшая в качестве суда первой инстанции, когда пэр или король и члены его семьи обвинялись в измене или совершении другого тяжкого уголовного преступления. Вывод: Эволюционные изменения в государственном развитии Великобритании в ХVIII начале ХIХ вв. привели к дальнейшему ограничению королевских полномочий и окончательному переходу законодательной власти к парламенту, а исполнительной к кабинету министров, ответственному перед парламентом. Демократизация избирательной системы позволила большинству населения участвовать в выборах. Однако ведущая роль в парламенте все же остается за буржуазией. Таким образом, в Англии сложилась буржуазная парламентская система, которая действует с некоторыми модификациями и по сей день.

    4. Развитие права в ХVIII - начале ХХ вв.

Характерной чертой буржуазной Англии является преемственность дореволюционного (феодального) и послереволюционного права. В Англии не была проведена кодификация законодательства. Ее частное право продолжало развиваться в форме судебногопрецедентного права, которое состояло из двух частей: общего права и права справедливости. Постепенно в течение ХVIII-ХIХ вв. складывается английская доктрина судебного прецедента. Под этим следует понимать совокупность юридических конструкций и судебной практики, послуживших установлению более или менее стабильного порядка действия прецедентной системы. Решения высших судов Англии стали считаться обязательными как для всех низших судов, так и для них самих; в то же время высшие суды не были связаны решениями судов низших; судьями одной и той же инстанции было рекомендовано не принимать решений, существенно расходящихся между собой; применяется (считается обязательным) лишь та часть судебного решения, которая содержит его обоснование.

Считалось по-прежнему, что обращение к прецеденту не связано временем его происхождения, однако судебная практика, за некоторыми исключениями, старалась не выходить за пределы ХVIII в.

Упрощению английского права способствовала реформа 1873-1875 гг. , в результате которой суды справедливости были слиты с судами общего права. Возниклоединое прецедентное право, применяемое до сих пор. При этом в случае разногласий предпочтение отдавалось предписаниям права справедливости.

Гражданское правоРазвитие монополий, рост конкуренции между ними сделали необходимым принятие законов, регулирующих их деятельность. Закон 1844 г. требовал обязательной регистрации торговых акционерных компаний и публикования важнейших данных об их учреждении и деятельности. Он предусматривал, что директоры таких компаний имеют право выступать в гражданском обороте в качестве их представителей. Таким образом, компания рассматривалась в качестве юридического лица. Закон 1875 г. о сделках с недвижимостямиввел ипотечную систему, т. е. предусматривал регистрацию прав на недвижимость в ипотечных книгах, что упорядочило переход недвижимости из одних рук в другие. Акт 1879 г. об ответственности участников банковских и акционерных компаний был направлен на упорядочение расчетов при банкротстве и ликвидации банков и акционерных компаний, поглощаемых в процессе концентрации капитала. Закон 1882 г. о векселях, закон 1908 г. о торговых товариществах и акт 1914 г. о несостоятельности были рассчитаны на удовлетворение интересов быстро развивающихся акционерных обществ, упростили порядок расчетов по векселям, создание торговых товариществ и упорядочили отношения между членами таких обществ.

Вещное право. В Английском праве нет понятия движимого и недвижимого имущества. Со средних веков сохраняется деление вещей на - реальные(земли; растения; здания; документы, устанавливающие право на участки и предметы, связанные с землей) - иперсональные:

    а) вещи, находящиеся во владении - телесные вещи;

б) пени - права, не имеющие вещественного выражения. Например, авторское или патентное право).

Своеобразием отличалось право собственности на землю. До сих пор земля в Англии является собственностью короля, а отдельные лица рассматриваются как ее держатели, хотя это право держания ничем не отличается от права собственности: оно является бессрочным и устанавливает возможность пользоваться участком и отчуждать его без какого-либо разрешения. Мерой, направленной против концентрации земельной собственности, стал акт 1892 г. о льготной покупке земли, согласно которому покупатель обязан был внести лишь 1/5 покупной суммы, а остальные 4/5 для уплаты он получал в виде ссуды от совета графства.

Отказ крупных собственников уступать участки для продажи повлек издание в 1907 г. другого закона, который предоставил советам графств право прибегать к принудительному возмездному отчуждению земли.

Своеобразным институтом английского права являлась доверительная собственность (траст), при которой одно лицо (доверительный собственник) управляет и распоряжается имуществом, переданным ему другим лицом (учредителем) в пользу третьих лиц (бенефициантов).

Доверительный собственник располагает имуществом не совсем свободно, а лишь в соответствии с целями, которые определил учредитель. Учредитель также устанавливает, кто будет пользоваться доходами от этого имущества. Уголовное право. В этой отрасли права долгое время сохраняются средневековые жестокие наказания. Еще в 1810 г. распространенными видами наказаний были: колесование, четвертование, извлечение внутренностей из живого тела, выставление у позорного столба.

Консервативный характер английского уголовного права выразился в том, что оно продолжало развиваться не путем издания законов, а путем развития прецедентного права.

В 1907 г. вводится условное осуждение. В отличие от континентальных законов происходит отсрочка не исполнения приговора суда, а назначения наказания и даже осуждения.

В этом же году вводится превентивное заключение, т. е. суд может признать лиц, осужденных не менее трех раз за серьезные преступления и ведущих преступный образ жизни, привычными преступниками и приговорить их, помимо наказания к превентивному (предупредительному) заключению, которому они подвергаются после отбытия наказания. В 1889 г. ввиду массовых подкупов и взяточничества в государственных учреждениях был издан акт "О практике подкупа публично-правовых учреждений". В 1906 г. был создан консолидированный акт о предупреждении подкупа. Акт о пьяницах1898 г. ввел принудительное содержание в государственных исправительных заведениях "привычных" пьяниц на срок до 3 лет.

Мерой наказания для преступников в возрасте от 16 до 21 года был боретальский режим. Он получил наименование по названию деревни, где было открыто опытное исправительное заведение. В соответствии с актом 1908 г. несовершеннолетних помещали в боретальское учреждение на срок от 1 до 3 лет.

В 1916 г. был принят закон о воровстве. Он предусматривал следующие виды преступлений против собственности: ночное воровство со взломом; разбой; простое воровство; присвоение чужого имущества.

В ХVIII - начале ХХ вв. английские суды применяли следующие виды наказаний: смертная казнь;

    каторжные работы;
    тюремное заключение;
    телесные наказания;
    штрафы;
    полицейский надзор;
    превентивное тюремное заключение;
    боретальский режим;
    содержание в убежище для пьяниц;
    испытание.

Особенностью развития английского права в новое время является его консервативность. Феодальные нормы и в гражданском, и в уголовном праве действуют на протяжении ХVIII, ХIХ и даже начале ХХ в.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате буржуазной революции ХVII в. в Англии оформилась конституционная монархия. Конституционные акты (Билль о правах и Акт об устроении) закрепили лидирующее положение парламента в системе органов власти, вручив ему широкие полномочия в законодательной области. На протяжении ХVIII - начале ХIХ вв. происходит дальнейшее ограничение королевской власти и возвышение парламента. Этому способствует становление кабинета министров. В течение ХVIII в. этот высший орган государственного управления обособляется от королевской власти и становится ответственным лишь перед парламентом.

Избирательные реформы ХIХ в. привели к демократизации избирательной системы в стране и обеспечили буржуазии лидирующее положение в парламенте. Усиление власти буржуазии повлекло за собой ограничение полномочий палаты лордов, которая была оплотом аристократии в английском парламенте.

Развитие капиталистических отношений также диктовало необходимость изменений и в английском праве. Однако здесь феодальные нормы изживают себя очень медленно. Наряду с новым буржуазным законодательством, и в ХIХ в. , и в начале ХХ в. еще действуют средневековые законы, особенно в гражданском и уголовном праве. Таким образом, особенность развития капиталистических отношений в Великобритании является медленный, эволюционный процесс замены феодальных традиций и норм новыми буржуазными. В результате процесс этот растянулся на целых три столетия.

     
    Список литературы
    1. Омельченко О. А. Основы римского права. М. 1994.

2. История Европы. М. 1988 г. , т. I. М. 1992 г. , т. II. М. 1993 г. , т. III. 3. Крашенинникова Н. А. Индусское право, история и современность. М. 1988. 4. Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М. 1942 г. и др. изд... 5. Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г...

    6. Беленький М. Р. Что такое талмуд? Очерк истории. М. 1970
    7. Законы Ману. М. 1960 г...
    8. Учение Пятикнижия Моисеева. М. 1991 г.
    9. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993 г...

10. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. МГУ. 1994. 11. Дигесты Юстиниана. М. 1984 г.

12. Скрипилев Е. А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.

    13. Артхашастра подо. Текста В. И. Кольянова. М. 1950 г.
    14. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М. 1994 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать