Анализ состояния нефтяной промышленности России

показателя летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений

(до 20%);

— для дизельных топлив — снижение содержания ароматических

углеводородов до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%.

В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов в

США превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только

неэтилированные бензины .

На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина.

Доля неэтилированных бензинов в общем объеме производства автобензинов в

1991 г. составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не

увеличивался в течение последних лет и составил в настоящее время около

45%. Основная причина заключается в отсутствии финансовых средств на

модернизацию и строительство установок, производящих высокооктановые

компоненты, а также мощностей по производству катализаторов. На

предприятиях России в основном вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий

современным требованиям развития двигателестрое-ния. Несколько лучше

состояние производства дизельного топлива как экспортноспособного продукта.

Доля малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г. составила

63.8%, в 1995г. - до 76% .

В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и ассортимент

смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел составил

4684.7 тыс. т, то в 1994 г. — 2127.6 тыс. т. Наибольшее сокращение

производства масел имело место на грозненских (в настоящее время

производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском, Орском, Пермском и

Омском НПЗ.

Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе

нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для

функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от 7

октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой

контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской

Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов, 13264

тыс.куб.м ре-зервуарных емкостей, 404 нефтеперекачивающие станции. В

настоящее время острой проблемой является поддержание действующей системы

магистральных нефтепроводов в работоспособном состоянии.

Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в

соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно

значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до 30

лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их

эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по

поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса

на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти

и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за

период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных

трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть

нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном

режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности, снижение

К.ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно

увеличилась нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым

осуществляются поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье.

Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к

затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и

резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам

специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было

в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится

невозможным.

Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие

экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная

способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских

нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с

терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны

отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской

нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле.

Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В

бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ.

Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени

единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе

транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие

диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти

на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в

смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от

ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного

перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум

60-80 млрд руб.

К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспече-ния (НПрО) включала в

себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных

автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28

миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около

320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в

Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего

количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные,

14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу

наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза №

3, Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская,

Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного

парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.

Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного

транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении

к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных

трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9

км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются

магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского

направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80%

объема перекачки по трубопроводам.

НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры

целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные

системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.

К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами

специальным структурным подразделением — службами ГСМ. Служба между

федеральными и региональными органами исполнительной власти в части

развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК.

гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220

предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели

по два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась

всеми видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также

автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном

использовался для внутренних перевозок.

В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на территории склада

ГСМ, которые характеризовались годовым объемом расхода топлива от 5 до 20

тыс. т в год.

Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов (220 складов для

дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого топлива).

Количество резервуаров для жидкого топлива составляло 6.5 тыс. шт.

суммарной емкостью более 5 млн кубометров.

Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на автомобильном

транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные

комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.

Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы

НПрО. В этот период единая система Гос-комнефтепродукта РСФСР была

реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы

которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного

предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ",

"ЮКОС", "Сургутнефте-газ", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт"

(всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует

деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой

исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз

снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн

куб.м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами

неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок

автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до

66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.

Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет

платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных

видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей

сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке

нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.

Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают

транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку

наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало

нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных

условиях их приобретения на НПЗ.

Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось

через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства

нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства

нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также

Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и

нефтепродуктов

при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов союзных

республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло Министерство

строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное

Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные,

буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке

попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным

нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало

механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-

вспомогательными предприятиями и организациями.

В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической

промышленности СССР (Миннефтехимп-ром СССР) находились предприятия по

переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного

органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства

и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и

резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и

вспомогательные предприятия и организации.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г.

государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и

газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений,

бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-

исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и

организации.

Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли

планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы

нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).

Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических

районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной

Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех

республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали

суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство

предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и

газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно

производственно-территориальными объединениями.

Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись

геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление

буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.

Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности

предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении),

который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они

становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами

экономики.

В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость

отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать

проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения

нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало

невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1

машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе 23 машиностроительных

предприятий отрасли и 9 заводов бывшего Минхиммаша СССР был создан

машиностроительный концерн "Нефтегазмаш" с объемом выпуска продукции свыше

600 млн руб. в год. Главной задачей концерна являлось обеспечение

нефтегазодобы-вающих и буровых предприятий запасными частями, инструментом

и важнейшими видами нефтепромыслового и бурового оборудования. Однако

потребности отрасли в продукции машиностроения за счет собственного

производства удовлетворялись только на 25%.

Кроме концерна "Нефтегазмаш", в 1989 г. была создана ассоциация

"Нефтегазгеофизика", призванная поднять эффективность геофизических работ.

К концу 80-х годов вся практика хозяйствования подводила к тому, что

необходима радикальная перестройка добывающего комплекса, превращение

монопродуктовой отрасли в конкурентоспособную отрасль по всему спектру

продукции — от сырья до продуктов глубокой переработки и сбыта продукции.

2 Особенности и основные тенденции деятельности нефтяной промышленности.

Нефтяная промышленность России в настоящее время представляет собой

противоречивое сочетание созданных огромных мощностей по добыче и

несоответствующих им низких уровней отборов нефти. По общему объему

производства отдельных видов топлива страна занимает первое или лидирующее

место в мире. Однако реальность работы отраслей ТЭК России заключается в

снижении добычи топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Такая тенденция

наблюдается с 1988 г. В 1995 г. темпы снижения объемов добычи несколько

уменьшились, что может явиться началом этапа последующей стабилизации .

Производственный потенциал нефтяной промышленности в начале

восьмидесятых годов был значительно подорван установкой на ускоренную

разработку нефтяных месторождений и увеличение экспортных поставок .

Экспорт нефти в то время в существенной мере предопределял возможности

привлечения внешнеэкономических источников для поддержания инвестиционной

активности, наращивания товарооборота и финансирования государственных

расходов. Он стал одним из главных средств сглаживания последствий

структурных диспропорций в народном хозяйстве.

Однако вложения в нефтедобычу направлялись в основном на экстенсивное

развитие отрасли, поэтому увеличение инвестиций сочеталось с относительно

невысокой отдачей пластов и большими потерями попутного газа. В результате

нефтяная отрасль пережила ряд крупных спадов объемов производства (1985,

1989, 1990 годы), последний из них продолжается до настоящего времени.

Особенностью деятельности нефтяной промышленности является ее

ориентация на приоритеты энергетической стратегии России. Энергетическая

стратегия России — прогноз возможных решений энергетических проблем в

стране в краткосрочном (2-3 года), средне- (до 2000 г.) и долгосрочном (до

2010 г.) плане, а также в сфере энергопроизводства, энергопотребления,

энергоснабжения и взаимоотношений с мировым энергетическим хозяйством . В

настоящее время высшим приоритетом энергетической стратегии России является

повышение эффективного энергопотребления и энергосбережения . Энергоемкость

товарной продукции в России в 2 раза выше, чем в США и в три раза выше,

чем в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не „ привел к снижению

энергоемкости, а даже повысил ее.

Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную тенденцию, а

также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные

энергоресурсы могут стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР.

Существующее состояние нефтяного комплекса оценивается как кризисное,

прежде всего с точки зрения падения добычи нефти. Уровень добычи нефти в

России в 1995 г. соответствует показателям середины семидесятых годов.

Добыча нефти в 1995 г. сократилась на 3.4% по сравнению с 1994 г. Причинами

спада являются ухудшение сырьевой базы, износ основных фондов, разрыв

единого экономического пространства, жесткая финансовая политика

правительства, снижение покупательной способности населения, инвестиционный

кризис. Выбытие производственных мощностей в 3 раза превышает ввод новых.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать