Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития
p align="left">Теория «второго лучшего» -- помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.

Хотя интеграция и не является наилучшим вариантом торговой политики, многочисленные исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, перевешивают эффекты негативные. Общие закономерности этого следующие:

* Чем выше уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект создания торговли будет превалировать над эффектом ее отклонения. Чем ниже уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект отклонения торговли будет превалировать над эффектом ее создания.

* Чем ниже уровень общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, установленного интегрирующимися странами, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.

* Чем больше стран интегрируются друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.

* Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с относительно меньшими издержками, и их экспортировать.

* Чем больше был объем торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объединения, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.

Помимо рассмотренных выше эффектов создания торговли и ее отклонения, которые проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу статических эффектов интеграции можно отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. В результате сокращения совокупного спроса на импорт из стран: не входящих в интеграцию, может произойти улучшение условий торговли группы стран, в ней участвующих.

В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран -- как участвующих, так и не участвующих в интеграции -- повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран -- участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с тео-рией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.

Но обратимся к частностям, а лучше всего к более развитой интеграционной организации - к МЕРКОСУР.

Таблица 2.

МЕРКОСУР: внешняя торговля (млн. долл.)

Товарооборот\год

1991

1998

1999

2000

2001

2002

Зональный

10201

41261

31173

35600

30386

20000

Внезональный

68038

136379

123723

134500

146214

155500

Общий

78239

177640

154896

170100

176600

175500

Зональный\Общий,%

13,0

23,2

20,1

20,9

17,2

11,4

Как видно из таблицы 2, за отмеченный период объем зонального товарооборота увеличился более чем в четыре раза. Затем наступило определенное сокращение с отдельным этапом промежуточного подъема в 2000 г., а в 2002 г. зональный товарооборот сократился более чем два раза по сравнению с уровнем 1998 г. При этом тенденция развития внезонального товарооборота, за исключением 1999 г., была в целом позитивной и возрастающей, хотя и с незначительным замедлением его темпов в конце исследуемого периода. Все это говорит о явном наличии кризисных тенденций в развитии интеграционного блока в современных условиях, важнейшей причиной которых является крайне сложное состояние экономик основных его участников и в определенной мере крах неолиберальных экономических преобразований. С наибольшей отчетливостью и полнотой это выразилось в коллапсе аргентинской экономике в декабре 2001 г., который последовал после сорокамесячной депрессии. Необходимо отметить, что в целом динамика развития МЕРКОСУР в основном повторяет исторический путь Аргентины, которая является одним из основных участников данного соглашения. Если в первой половине 90-х годов в стране наблюдался бурный подъем, названный отдельными исследователями как «экономическое чудо», то, начиная со второй половины последнего десятилетия прошлого века, обозначилось его постепенное замедление, переросшее позднее в сильный экономический и социально-политический кризис. Примерно по такой же схеме проходило и развитие всего МЕРКОСУР.

Следует заметить, что выход из кризиса и возобновление интеграционного динамизма связываются не только с ревизией неолиберальных реформ, но и с преобразованием всей интеграционной модели МЕРКОСУР, в которой довольно узка сфера экономического взаимодействия, практически не осуществляется увязка макроэкономических ориентиров, незначительны механизмы согласованного противодействия финансово-экономическому коллапсу, который зачастую оборачивается переносом проблем с более сильных участников интеграции на более слабых.

И все же в 2003 г. наметились первые позитивные тенденции, свидетельствующие о преодолении низшей точки интеграционного кризиса. С повышением экономической конъюнктуры, во многом благодаря девальвации аргентинского песо и отмены системы «currency board», наблюдается явное оживление зонального товарооборота. Однако, активизация интеграционных усилий определяется больше предстоящим завершением переговоров по АЛКА и связана с расширением блока вширь: Перу и Венесуэла приняты в МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов, Мексика стала наблюдателем, а с АСН подписано соглашение о ЮАЗСТ.

Влияние региональной интеграции на мировое хозяйство. Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое воздействие на процесс интернационализации производства. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных отношений между странами, входящими в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отно-шениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений, о чем свидетельствуют данные табл. 3.

Таблица 3.

Доля внутрирегиональной торговли

1970

1980

1990

1993

ЕС

НАФТА

МЕРКОСУР

АСЕАН

59,3

36,0

9,4

21,1

61,0

33,6

11,6

16,9

66,0

41,4

8,9

18,7

67,2

45,4

17,5

20,0

Изменение экономического положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.

Углубление международного разделения труда, специализации и кооперации, рост взаимосвязи и взаимозависимости национального и мирового хозяйства порождает интернационализацию сначала производства, а затем всей экономической жизни, т. е. производительных сил и производственных отношений. Интернационализация проявляется как в сфере производства материальных благ, так и в сфере распределения, обмена и производственного потребления, главным образом связанного с новейшими технологиями.

В последнее десятилетие интернационализация в мировом хозяйстве протекает значительно более высокими темпами под воздействием научно-технической революции (НТР), которая придаёт всему процессу качественно новые черты. Колоссальный ассортимент выпускаемых изделий, глубочайшая специализированность отдельных производств делает нерентабельным, а подчас и невозможным обеспечение потребностей любой страны - пусть даже самой крупной и экономически развитой - всеми видами продукции лишь своими силами. По мере ускорения НТП меняется не только содержание, но и характер МРТ. Всё больше углубляется единичный раздел труда, который выражается в развитии специализации не по конечной продукции, а по узлам, деталям, полуфабрикатам, комплектующим изделиям. Это также усиливает интернационализацию.

Причиной углубления интернационализации в мире послужила концепция «открытой экономики», предложенная в США в послевоенные годы. Многие страны стали активно перестраивать свою экономику от варианта замкнутых национальных хозяйств к экономике открытой внешнему рынку товаров, услуг и технологий.

Для нормального функционирования мировой экономики (единичного рыночного пространства), считает А.Ф. Авдокушин (1999г.), необходимо, в конечном счёте, достичь полной свободы торговли между странами - такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства с рыночной экономикой.

Кроме международного обмена товарами и услугами посредством торговли интернационализация экономики осуществляется и по другим каналам:

* через обмен средствами производства и технологическими знаниями в процессе международной специализации и кооперации, связывание их производств и научные центры в целостную производственно-потребительскую систему;

* путём производственного сотрудничества, международной миграции производственных ресурсов;

* через формирование глобальной информационной и управленческой инфраструктуры, обеспечение перемещение специалистов и их сотрудничество.

Экономические интересы общества в сфере мирового хозяйства реализуются посредством международной торговли.

Характер и объём внешней торговли, его структурные и динамические показатели отражают степень участия страны в международном разделении труда, её международной производственной специализации. При этом большую роль играют факторы различного характера, главные из них следующие:

* уровень обеспеченности страны собственными природными и экономическими ресурсами;

* наличие ресурсов международного спроса;

* уровень открытости хозяйства и степень его диверсифицированности;

* характер экономической политики, проводимой государством;

* «экономическая масса» страны, под которой понимается территория, климатические особенности, население и его производственный потенциал, состояние промышленности и сельского хозяйства, наличие природных ресурсов и т.п.

Интеграционные образования играют роль региональных рынков и товаров услуг. Кроме них появились свободные экономические зоны (СЭЗ), являющиеся проводниками ускоренного экономического роста на основе активной международной торговли. СЭЗ выполняют функции свободных торговых рынков, обеспечивают их высокие прибыли и быстрый оборот торгового капитала.

Основной тенденцией в современном развитии мировой торговли является её либерализация: снижение таможенных пошлин, отмена ограничительных квот, рост конкуренции на мировом рынке. Либерализация обычно осуществляется на основе договоренностей стран-партнёров.[8]

Заключение

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

Основными этапами развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включая создание общего таможенного тарифа в отношении третьи стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и создание надгосударственных органов управления.[4]

Южная Америка располагает удачным географическим положением, физико-географическими и орографическими характеристиками. Материк расположен на важнейших трансконтинентальных путях сообщений, а также имеет весьма благоприятные для развития экономики форму и очертания границ, как морских, так и межгосударственных. Также благоприятно для дальнейшего развития объединённой Южной Америки и наличие немалых запасов полезных ископаемых, так как будущее бурное развитие экономики региона будет нуждаться в огромных ресурсах, и южноамериканские страны смогут торговать внутри своего объединения, а не продавать в третьи страны. Также я считаю, что экономические интересы стран будут ускорять интеграционные процессы в регионе, и не последнюю роль здесь сыграют природные ресурсы. Также немалое значение имеют этнические и исторические предпосылки. Латинская Америка всегда была достаточно специфическим районом в силу своих исторических и этнических связей, и в ХХI столетии эти предпосылки могут стать доминирующими.

Самой динамично интегрирующейся группировкой в регионе является «Общий рынок Юга» - МЕРКОСУР, членами которого являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, а также с 2006 г. - Венесуэла. В настоящее время МЕРКОСУР является третьим в мире интеграционным объединением после НАФТА и ЕС по величине совокупного валового продукта. К концу 1990-х гг. зона свободной торговли в рамках МЕРКОСУР приблизилась к таможенному союзу (единый внешний тариф был установлен для 85% товаров). Что касается дальнейшего углубления интеграционных процессов в данном объединении, то необходимо отметить, что более 10 лет обсуждается вопрос о создании коллективной валюты в рамках МЕРКОСУР, однако пока конкретных сроков перехода на нее не установлено и представляется, что в ближайшем будущем этот вопрос будет носить скорее дискуссионный, нежели практический характер.

Кроме МЕРКОСУР, в Латинской Америке действуют еще 2 неполных таможенных союза - Андское сообщество и Карибское сообщество (КАРИКОМ), также стремящиеся создать общий рынок. Однако, если МЕРКОСУР и Андское сообщество развиваются достаточно динамично, то КАРИКОМ активизировал интеграционные усилия только в последние несколько лет.

Основной особенностью Андского сообщества является создание институциональной структуры с наднациональными функциями по модели ЕС, тогда как МЕРКОСУР отличается децентрализованной организационной структурой, в основу которой положен принцип консенсуса.

Весьма существенное влияние на развитие интеграционных процессов в Южной Америке имеют США, в начале 1990-х годов предложившие идею создания на всей территории Северной, Центральной и Южной Америки общеконтинентального единого торгового пространства - Зоны свободной торговли Америк. Пока контуры панамериканской ЗСТ четко не просматриваются, однако ее формирование является одной из важнейших стратегических целей США, заинтересованных в закреплении своего статуса геоэкономического и политического лидера в регионе.

Международной экономической интеграции присущ региональный характер, она объединяет преимущественно соседние, территориально близко расположенные государства. Интеграционным объединениям свойственны региональные различия в интенсивности взаимного притяжения и сращивания национальных хозяйств, в степени отлаженности институциональных механизмов, а также различия в уровнях интеграционного развития, т. е. в степени интегрированности национальных экономик.

МЭИ представляет собой трудный, неравномерный, противоречивый и длительный процесс, поскольку она протекает в рамках и на основе различных культурно-исторических типов общества. При постепенном формировании межгосударственной интеграционной общности на уровне региона (субрегиона) большое значение имеет сопоставимость этническо-религиозных и социокультурных менталитетов народов государств, вступающих в подобное взаимодействие. Наиболее результативной оказывается деятельность тех межгосударственных объединений и союзов, участники которых относятся либо к одним и тем же, либо к сопоставимым типам цивилизаций, поскольку в этом случае чисто экономическое сближение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней, что ведет к формированию нового пространства не только экономической, но и общечеловеческой, гуманитарной солидарности.

Мне кажется, что поставленные в данной курсовой работе цели были достигнуты, а конкретнее - раскрыты новейшие тенденции в развитии региональной экономической интеграции в контексте глобализации мировой экономики на примере Южной Америки.

Литература:

1. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран, 2-е издание. СПб.,2001г.

2. Мировая экономика, 2-е издание. М., 2007 г. Под редакцией

Булатова А.С.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 1998 г.

4. Киреев А.П. Международная экономика. М., 2003 г.

5. Киреев А.П. Международная экономика. М., 2002 г.

6. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. М., 2003 г. Под редакцией Лаврова С.Б., Каледина Н.В.

7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М., 2000 г. Под редакцией Колёсова В.П., Осьмовой М.Н.

8. Томашевич А.В. География мирового хозяйства: курс лекций. Мн., 2002 г.

9. Томашевич А.В. География мирового хозяйства: курс лекций. Мн., 2001 г.

10. Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 2001 г. Под редакцией Вольского В.В.

11. Друзик Я.С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты. Мн., 2002 г.

12. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. М., 2004г.

13. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М., 2003г.

14. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., 1996 г.

15. CEPAL. Panorama de la incercion internacional de America Latina y el Caribe 2001-2002. Santiago de Chile, 2002 г.; DEL TLC al Mercosur. Mexico, 2002 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать