Индийский штат Ориссу
p align="left">Обувь (обычно - сандалии) носят преимущественно горожане.

Духовная культура

Религия. Религиозный состав населения Ориссы в противоположность большинству других штатов Индии единообразен.

95% жителей исповедуют иудаизм, примерно 2% населения исповедует мусульманство, а христиан в Ориссе всего несколько тысяч человек. Сохраняются также и некоторые анимистические верования, особенно среди малых народов Ориссы.

Орисса долгое время считалась священной землёй - обителью индуизма. Завоевателям-мусульманам приписывают даже следующее изречение, относящееся к Ориссе: «Эта страна не подлежит завоеваниям. Она принадлежит исключительно богам».

Для Ориссы характерно огромное число культовых учреждений, обслуживаемых армией священнослужителей. Достаточно пересечь реку Байтарани, чтобы почувствовать особую атмосферу этой области Индии. На правом берегу реки возникаю один за другим храм, посвященные Шиве. Дальше идёт город Джаджпур (что в переводе обозначает «город жертвоприношений»), являющийся центром поклонения супруге Шиве - Кали.

Другими достопримечательностями Ориссы являются пещеры в горах Кхандагири и Уйдагири, датируемые II веком до нашей эры, шиваитский храм Лингарадж в Бхубанешваре, выстроенный в VII веке, и храм Солнца в Конараке (середина XIII века).

Кроме индуистских храмов и святынь, в Ориссе сохраняется много буддийских памятников, в том числе 10 ступ, которые считаются местом проповедей Будды. Сам буддизм здесь давно исчез.

В Ориссу стекается множество паломников из самых отдалённых концов страны; центром паломничества является город Пури, где находится крупнейший вишнуитский храм Джаганнатха. Тысячи жителей Пури прямо или косвенно живут за счёт верующих. Особенно велик приток верующих во время праздника Ратх Джатра - праздник колесницы или, точнее, процессии колесницы (ратх означает колесница, джатра - путешествие). Этот крупнейший индуистский праздник, являющийся самым значительным из всех годовых празднеств, отмечаемых в Пури, приходится на июнь-июль месяц (по индийскому календарю, месяц ашадха). Ни в одном месте Индии не отмечают его так широко и с соблюдением столь полного ритуала как здесь, хотя празднуют его и в других штатах.

Под именем Джаганнатха - владыки мира почитается бог Кришна. Основной ритуал праздника Рахт Джатра - праздника колесницы заключается в том, что большое деревянное изображение Кришны, а также его брата Баларамы и сестры Субхадры, которые тоже причислены к богам, выносят из храма и на больших колесницах в сопровождении верующих везут в другой храм, расположенный примерно в двух километрах от храма Джаганнатха. Здесь изображения богов остаются в продолжении восьми дней. По прошествии этого срока их снова помещают на колесницу и также в сопровождении огромной ликующей толпы возвращают в первый храм.

Среди индусов очень распространено поверье, что тот, кому посчастливится увидеть изображение Джаганнатха во время этих процессий, избежит несчастливого перерождения при втором рождении.

Это путешествие Джаганнатха их храма и обратно воспроизводит один из эпизодов жизни Кришны. Индийский миф гласит, что в детстве Кришна воспитывался в Гокле у пастуха Наиды. Однажды он вместе со своим братом Баларамой отправился в Матхуру, чтобы расправится со злым царём Матхуры Кансой. В Матхуре Кришна совершил один из своих подвигов - убил Кансу и после этого возвратился в Гокулу.

Перемещение изображения Кришны и его брата на некоторое время в другое место и затем торжественное возвращение его в храм символизирует это путешествие из Гокулы в Матхуру и обратно.

Праздник из-за большого скопления верующих, жаждущих увидеть изображение Джаганнатха, растягивается иногда на две недели.

Индуистские храмы и другие культовые сооружения, столь многочисленные в Ориссе, интересны не только как центры индуистской религии, но и как памятники искусства.

Литература и народное образование. Наиболее древние письменные памятники на языке ория относятся примерно к 13 веку (иногда их датируют даже 9 веком). Устный и письменный язык ория, близкий к современному, оформился в 14 веке.

В течение пяти столетий (с 14 по 19 век) орисская литература развивалась в том же направлении, что и вся индийская литература, сохраняя лишь некоторые местные особенности: писатели в своём творчестве отражали тематику крупнейших древних литературных памятников Индии - Рамаяны, Махабхараты и Пуран.

На основе этих памятников было создано огромное количество литературных произведений всевозможных жанров. Существует, по крайней мере, 12 вариантов орисской Рамаяны и три варианта Махабхараты, не считая бесчисленного количества более мелких литературных произведений, использующих отдельные элементы этих сюжетов.

С 19 века орисская литература от религии и мистики переходит к темам сегодняшней жизни. Возрастающая активность индийских народов в политической и экономической жизни страны породила и новую литературу.

Основоположником современной орисской литературы считается Факирмохан Сенапати (1843-1918), произведения которого, так же как и его коллег и современников Радханатха Роя и Мадхушудана Рао, знаменуют собой начало нового периода в истории орисской литературы.

Сенатапи был не только писателем, но и купнейшим общественным деятелем. Происходя из трудовой среды, Сенатапи тем не менее сумел получить образование и был первым издателем и зачинателем издательского дела в Ориссе.

С конца 19 века появляется ряд орисских писателей, поэтов, драматургов, чьи произведения отражают сложную и тяжёлую обстановку, в которой находился народ ория в период колониального режима, и свидетельствуют о росте национального самосознания ория, о их борьбе за национальную самостоятельность и единство.

В колониальной Индии возможности развития национальной орисской литературы, как и вообще национальной орисской культуры, были весьма ограничены. Лишь в последнее время стала интенсивно возрождаться культурная жизнь народа ория. В 1959 году в Ориссе выходило 124 различных газет (вместо двух еженедельных в тридцатые годы), из них 70 газет выходило на языке ория. А в городе Каттаке были открыты два театра.

Согласно данным переписи населения Индии за 1961 год, грамотных в Ориссе было 21,5% населения.

В настоящее время в Ориссе ведётся большая работа по повышению грамотности населения. К середине пятидесятых годов здесь было около 18 тысяч учебных заведений (в основном это начальные школы) с общим числом учащихся свыше 800 тысяч человек.

Если в начале 20 века в Ориссе не было ни одного высшего учебного заведения, то к началу шестидесятых годов Орисса имела 34 высших учебных заведений различных профилей. Центром высшего образования для ория является Уткал Университет в городе Каттак, где обучается свыше 8 тысяч студентов. При университете 24 колледжа, которые готовят специалистов по экономике, истории, филологии, математике, физике, химии, биологии. В настоящее время народ ория имеет многочисленную национальную интеллигенцию.

Ремесла. Среди ория широко развита художественная обработка металла, имеющая очень давние традиции. Центром художественной обработки золота и серебра является Каттак. Филигранные ювелирные изделия ория используются заслуженной славой не только по всей Индии, но и далеко за её пределами. Выделываемая здесь серебряная проволока очень изящна и тонка - из одной серебряной монеты (рупии) изготавливают до 35 метров проволоки. За последние годы всё большее распространение получает также производство разнообразных художественных изделий из рога.

Распространённым видом художественного ремесла в Ориссе является резьба, особенно по камню, которая достигла здесь высокого совершенства.

Социальная культура

Обряды. Основные обряды ория, как и у других народов Индии, исповедующих индуизм, связаны с рождением ребёнка, свадьбой, похоронами.

В день рождения ребёнка совершается обряд джанмадина (буквально «день рождения»). Родители приглашают в гости родных и соседей, брахману и соседям преподносят подарки. Деревенский астролог должен точно зафиксировать время рождения ребёнка, и впоследствии этот день ежегодно отмечается.

На шестой день после рождения ребёнка происходит церемония шастхи, в честь богини Шастхи, которой, как покровительнице, приписывают большое влияние на судьбу ребёнка. В это же время составляется гороскоп.

Следующая церемония бараратра отмечается на двенадцатый день после рождения ребёнка (только для девочек); смысл её - совершение очистительных церемоний для семьи новорожденной. Та же самая очистительная церемония для мальчиков совершается на двадцать первый день после рождения (в данном случае она называется экойса). Только после этого ребёнка можно показывать посторонним. Первое кормление ребёнка рисом, которое происходит, обычно, между седьмым и девятым месяцем после рождения, является поводом для новой церемонии - аннапрасам. Торжественно отмечается также момент прокалывания ушей у девочек (карнабхед). Состоятельные семьи отмечают специальной церемонией и начало обучения мальчика грамоте.

Приобщение детей к религиозной жизни, своеобразное посвящение ребёнка, отмечается церемонией намкаран, совершаемой духовным наставником - гуру. Время для этого обряда точно не определено, но он является обязательным до вступления в брак.

И, наконец, последний обряд, предшествующий вступлению в брак и завершающий период воспитания, - это церемония брата, совершаемая лишь для мальчиков «высших» каст в возрасте от 9 до 13 лет, - вручение священного шнура «дваждырождённых». Обряд этот стоит очень дорого и ложится тяжёлым бременем на семьи брахманов, для которых он совершенно обязателен и которые не всегда в состоянии нести этот расход. В Ориссе священный шнур «дваждырожденных» носят также мужчины касты кхандаит, хотя они и не совершают в детстве церемонии брата.

Следующее важное событие в жизни индуса - свадьба, которая сопровождается рядом обрядов, в большей или меньшей степени выполняемых всеми ория, независимо от принадлежности к касте.

Родители жениха и невесты, как и везде в Индии, иногда договариваются о браке своих детей задолго до свадьбы. Родители жениха в период, предшествующий браку, делают подарки невесте. Среди некоторых каст распространён обычай внесения выкупа за невесту. Свадебные обряды совершаются как в доме жениха, так и в доме невесты, на них присутствуют родственники обеих сторон, соседи, односельчане. Свадьба завершается торжественным переходом невесты в дом родителей жениха, где она и остаётся жить.

Замужество вдов в Ориссе практически существует, хотя в кастах брахманов и каран это считается нежелательным. Предпочтительно, чтобы молодая вдова вышла замуж за младшего брата мужа, а если такового нет, она может выйти замуж в другую семью. Жениться на вдове может только тот мужчина, который до этого уже был женат, иными словами, вдова не может быть первой женой.

Соблюдение всех свадебных обрядов и церемоний, обычай делать подарки, плата за невесту и другие многочисленные траты, связанные со свадьбой, так же как и выполнение других обрядов, требуют больших финансовых затрат. Деньги на свадьбу копят годами, и всё же редко обходятся без долгов.

Немалое значение придаётся правильному с точки зрения индуизма соблюдению похоронного обряда. Ория, как и все индусы, сжигают умерших на погребальных кострах. В течение 10 дней после смерти человека его семья считается нечистой, и не должна ни с кем общаться. И только после совершения очистительной церемонии праяшчитта семья становится полноправным членом общества.

Землевладение и землепользование. Система землевладения в Ориссе несколько отличается от землевладения соседних Бихара и Бенгалии, несмотря на то, что они долгое время составляли одну провинцию. Объясняется это, по-видимому, тем, что на Ориссу не распространялся акт британского правительства, проведённый в Бенгалии и частично в Бихаре в 1793 году, закон о постоянных заминдари, так как Орисса попала под власть англичан десять лет спустя после этой реформы. В Ориссе действовал закон о временных заминдари.

Однако губительные последствия земельного законодательства были, в конечном счете, одинаковы для всех трёх провинции. В Ориссе крестьяне - собственники земли были превращены в арендаторов государственных и помещичьих земель без твёрдых условий аренды.

Обезземеливание крестьянства Ориссы во времена британского владычества приняло угрожающие размеры. По данным переписи 1921 год, размер обрабатываемой площади на одно хозяйство в Бихаре и Ориссе в среднем равнялся 1,24 га, значит был значительно меньше, чем в других провинциях (в Бомбее, например, 4,9 га). Но к 1951 году средняя площадь на одного человека в Ориссе составляла уже 0,32 га.

В 1931 году сельскохозяйственные рабочие в Ориссе составляли 1/3 всего сельскохозяйственного населения провинции. К моменту же образования Индийской Республики число безземельных крестьян, превратившихся в сельскохозяйственных рабочих, нанимающихся на временную и постоянную работу в богатые хозяйства, стало ещё больше. До последнего времени среди ория существовали и так называемые чакары - люди, попавшие в долговую кабалу. В последние годы часть крестьян покидает деревни, уходит на заработки в промышленные районы и города не только Ориссы, но и соседних штатов Бенгалии и Бихара. Здесь они работают горнорабочими, кули, носильщиками паланкинов и т.д.

Проведённая в Ориссе, как и по всей Индии после получения независимости, земельная реформа и ряд других мероприятий в какой-то степени приостоновили процесс обезземеливания орисских крестьян. Однако земельный вопрос ещё окончательно не решён.

Касты. В Ориссе, как и в остальной Индии, ещё сохраняется каставая система, хотя она не так прочна, как, например, в соседних Мадрасе или Бенгалии. Чужеземец в Ориссе может стать членом «низших» каст, члены «низших» каст могут иногда перейти в «высшие» касты. Браки возможны не только между членами равных в общественном отношении каст, но и между «высшими» и «низшими» кастами.

Большая живучесть кастовой системы особенно ощущается в деревнях, где ещё соблюдаются многие кастовые предписания и законы, в том числе и такие, как уже исчезающий у других народов современной Индии обычай наследования профессии отца. Правда, это вызвано скорее жизненной необходимостью, экономической потребностью, нежели какими-либо строгими кастовыми законами. Но если в семье деревенского цирюльника или прачки имеется несколько сыновей, то только один или два продолжают заниматься профессией своего отца, а остальные обычно отправляются в город и там занимаются любым трудом.

Основные касты ория - брахманы, кхандаит, гаура, гхаса, колта, каран.

Самая крупная каста ория - кхандаит (в 1931 году она насчитывала свыше 1 миллиона человек) делится на две подкасты: в одну входят земледельцы, в другую входят деревенские стражи, охрана. Первая подкаста преобладает в касте и занимает вообще высокое общественное положение, почти равное «дваждырождённым» раджпутам. Особенно много представителей этой касты в округе Каттак, где они составляют примерно 25% населения штата.

Из других земледельческих каст ория следует отметить немногочисленную, но занимающую высокое положение относительно процветающую касту колта, владеющую лучшими землями, главным образом на границе Ориссы и Бихара. Третья земледельческая каста - гхаса, иногда называемая махишья.

Почти равное с земледельцами общественное положение занимают пастушеские касты, известные в Индии под общим названием гаола. В Ориссе эта каста носит название гаура. Члены её в настоящее время по существу являются такими же земледельцами, как и представители земледельческих каст.

Процент так называемых «угнетённых» каст (значит «неприкасаемых») в Ориссе несколько ниже, чем в среднем по всей Индии. По данным переписи 1951 года, они составляли около 15 % населения штата.

В прибрежных округах Ориссы имеется небольшая община чамаров, которая сейчас занимаются плетением корзин и добычей пальмового сока, хотя их традиционным занятием считается обработка кожи, производство и починка обуви.

Среди «низших» каст ория, как и повсюду в Индии, наблюдается стремление к повышению своего социального положения в обществе путём перехода в «высшую» касту. Осуществляется это различными способами. Один из них - браки с членами более «высокой» касты или подкасты, что возможно лишь для людей со средствами. Так, например, в Пури имеют место случаи заключения браков между членами касты гхаса и более «высокой» кастой кхандаит, а кхандаит, в свою очередь, с более «высокой» кастой - каран.

Брахманов в Ориссе очень много, и они пользуются большим влиянием. Считается, что орисские брахманы принадлежат к северной ветви. Они имеют ещё одно название - уткала. Особенно много брахманов в трёх прибрежных округах - Каттаке, Баласоре и Пури. В Баласоре, например, 10% населения имеют брахманское происхождение.

Орисская каста каран - ветвь большой касты профессиональных писцов каястха, распространенной по всей северной Индии и особенно многочисленной в нижней Бенгалии. Каста эта, относительно поздняя по происхождению, занимает высокое место в системе кастовой иерархии, члены её считаются «дваждырождёнными».

Большое распространение получило среди ория в начале 20 века движение за создание новых каст, наблюдавшееся и в других областях Индии. Оно имело целью повышение социального веса «низших» каст. При этом каста или часть касты выбирает себе новое имя, члены её присягают священному шнуру, устанавливают определённые законы для профессиональных занятий, брачных правил, еды, питья. Путём внешних изменений каждая каста пытается добиться более высокого положения в обществе.

Однако это движение не привело к сколько-нибудь существенным результатам. «Высшие» касты обычно отказывались признать эти новые касты равными себе. Так было, например, с кастой носильщиков паланкинов в Каттаке и Баласоре, члены которой претендовали на то, чтобы их признали «высшей» кастой. Они стали носить священные шнуры «дваждырождённых» и отказались от своей традиционной профессии носильщиков паланкинов, что вызвало протест среди тех, кто пользовался их услугами.

Несмотря на то, что касты ещё имеют большое значение в социальной жизни ория, как и вообще в Индии, определяя место человека в обществе, уже сильно ощущается происходящая в наше время серьёзная ломка кастовых перегородок.

Выходцы из разных каст, особенно в городах, сейчас оставляют свои традиционные занятия. Орисские брахманы, например, в большинстве своем (примерно 75%) занимаются теперь сельским хозяйством, которое стало для них основным средством существования. Вообще члены таких многочисленных каст, как брахманы и каран, всё больше начинают заниматься физическим трудом.

Список литературы

1. Народы мира. Этнографические очерки в 18 томах 1963г.

2. Этнические процессы в странах Южной Азии. Н.Н. Чебоксаров 1976 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать