Канада

Канада

Цели и задачи устойчивого развития Канады

В Канаде действует многопартийная система, однако на протяжении всей ее истории у власти сменяют друг друга две партии - либералов и консерваторов, причем различия в программах между ними минимальны.

Либеральная партия Канады (ЛП) оформилась как общеканадская в 1873. Первоначально объединяла защитников «прав провинций», сторонников свободной торговли и большей самостоятельности по отношению к Великобритании; опиралась на теоретическое наследие английского манчестерского либерализма, североамериканского радикализма и французской революции 1848. Либералы отстаивали государственную собственность на средства сообщения и связи, но противились расширению государственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Однако с 1930-х ЛП перешла к более активной социальной политике, включая помощь безработным, выплаты субсидий фермерам и т.д. Продолжая защищать свободное предпринимательство, либералы допускали государственное экономическое регулирование, «канадизацию» экономики и введение государственных программ социального обеспечения. ЛП декларирует свою приверженность либеральным принципам «индивидуальной свободы, ответственности и достоинства человеческой личности в рамках справедливого общества и политической свободы в рамках подлинного участия для всех», а также правового государства. Либералы провозглашают равенство шансов для всех членов общества, поощрение культурного разнообразия и двуязычия. ЛП находилась у власти в 1873-1878, 1896-1911, 1921-1926, 1926-1930, 1935-1957, 1963-1979, 1980-1984 и с 1993. Входит в Либеральный Интернационал.

На выборах в Палату общин в 2000 партия собрала 40,8% голосов и завоевала 172 места. Обещала не допустить размывания и «скрытой приватизации» медицинского страхования и осуществлять «либеральный, умеренный и сбалансированный план» развития страны в духе «золотой середины между выплатой государственного долга, справедливым уменьшением налогов и инвестициями в здравоохранение, исследования и инновации, развитие семьи и детства, а также в сохранение окружающей среды». Либеральное правительство заявляет о намерении «разделить плоды экономического развития» между всеми канадцами.

Лидер - премьер-министр Канады Пол Мартин.

Консервативная партия Канады (КПК) основана в 1854. В 19 в. отстаивала протекционистскую экономическую и торговую политику, чтобы защитить канадскую промышленность и рынок от зарубежной конкуренции. Консерваторы подчеркивали свою приверженность идее сильного правительства и близость к британской короне. Они традиционно отстаивали свободное предпринимательство, однако с 1930-х допускали возможность более активного государственного вмешательства в экономическую жизнь, контроля над ресурсами, защиты инвестров и потребителей. В духе времени КПК была в 1942 переименована в Прогрессивно-консервативную партию (ПКП). Однако, признавая экономические и социальные функции государства, партия стремилась ограничить их и свести к минимуму. В 1980-1990-х она проводила неоконсервативный политический курс, добивалась сокращения социальных расходов, развития свободной торговли и укрепления политического сотрудничества с США

Консерваторы находились у власти в Канаде в 1867-1873, 1878-1896, 1911-1921, 1926, 1930-1935, 1957-1963, 1979 и 1984-1993. В 1987 в ПКП произошел раскол: правые консерваторы из Альберты и Британской Колумбии создали Партию реформ, критиковавшую налоговую политику федерального правительства и приток иммигрантов из стран Азии. С 1990-х годов Партия реформ, преобразованная в 2000 в Канадский реформистский консервативный альянс, была ведущей оппозиционной силой в Палате общин. В 2004 ПКП и альянс воссоединились в КПК. Она выступает за сокращение налогов (особенно, на фирмы и прибыли) и государственного долга, за бездефицитный бюджет, «более эффективное» правительство и «более ответственную» социальную политику, а также за укрепление традиционных семейных. политических и нравственных ценностей. В основу экономики, по мнению КПК, должна быть положена свободная рыночная конкуренция, а государство призвано лишь поощрять частную инициативу, вкладывать средства в образование и исследования, защищать общественные нормы и законы и оказывать помощь лишь наиболее нуждающимся. В сфере государственного устройства консерваторы выступают за введение выборов в Сенат и системы пропорционального голосования на выборах в Палату общин, за использование практики народных референдумов и т.д.

На выборах в Палату общин в 2000 ПКП получила 12,2% голосов, а Реформистский консервативный альянс - 25,5%. Обе партии имели в парламенте соответственно 12 и 66 мандатов. Лидер воссоединенной КПК - Стивен Харпер.

Квебекская партия (КП) - создана в 1968. Добивается признания квебекской нации и ее права на самоопределение, осуществления политического отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады при сохранении экономической «ассоциации» между обоими государствами. В социально-экономической области программа партии была близка к социал-демократии, выдвигая требования обеспечения полной занятости, прогрессивной налоговой реформы, расширения государственного сектора и контроля в экономике и прав профсоюзов на производстве (включая участие в управлении предприятиями). Позднее эти лозунги были смягчены, но общая социал-демократическая направленность КП сохранилась. В сфере духовной жизни квебекские сепаратисты выступают за сосуществование культур при одновременном поощрении развития французского языка, как единственного государственного в Квебеке. Квебекская партия находилась у власти в провинции в 1976-1985 и с 1994. В федеральных выборах не участвует. Лидер партии и премьер-министр провинции Квебек - Люсьен Бушар.

Квебекский блок (КБ) - партия социал-демократического толка, образована в 1990 квебекскими сепаратистами специально для участия в федеральных выборах. В провинциальных выборах в Квебеке не участвует; поддерживает Квебекскую партию. Блок отстаивает идею самоопределения квебекской нации и политического суверенитета Квебека. КБ обвиняет федеральные власти в ущемлении прав и интересов Квебека в экономической, финансовой, социальной, политической, международной и культурной областях. Выступая за «устойчивое развитие» общества и повышение качества жизни, квебекские сепаратисты заявляют о «провалах неолиберализма» и необходимости «преобладающей роли государства» в условиях «квебекской модели» и «динамичного отношения между государством, рынком и гражданским обществом», без какой-либо гегемонии одного из этих факторов и при сокращении разрыва между богатыми и бедными. Пока Квебек остается в составе Канады, КБ выдвигает требования сокращения федеральных налогов на лиц со средними (а не крупными) доходами, развития и расширения системы страхования от безработицы, увеличения федеральных трансфертов для нуждающихся лиц и категорий населения, а также на нужды здравоохранения, отказа от сокращения расходов на социальные нужды, запрета на использование штрейкбрехеров на федеральных предприятиях, ратификации международных соглашений в области экологии и прекращения практики ограничения гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом. В области внешней политики квебекские сепаратисты призывают к увеличению помощи странам «Третьего мира», ограничению интервенций за рубежом строгими нормами международного права, а также созданию американской континентальной валюты.

В 1993-1997 КБ был ведущей оппозиционной партией в канадском парламенте. На федеральных выборах 2000 получил 10,7% голосов и 38 мест в Палате общин. Лидер - Жиль Дюсепп.

Новая демократическая партия (НДП) оформилась в 1961 на базе существовавшей с 1932 Федерации кооперативного содружества и части профсоюзов, входящих в Канадский рабочий конгресс. НДП - социал-демократическая партия, член Социалистического Интернационала. Выступает за осуществление программы «экономических, политических и социальных перемен» и развитие общества «к равенству, социальной справедливости и демократии». Новые демократы намереваются построить «социальное демократическое общество», в котором сочетаются «устойчивый прогресс и социальное, экономическое и политическое равенство». Производство и распределение должны быть «ориентированы на общественные и индивидуальные потребности в рамках окружающей среды и устойчивой экономики, а не руководствоваться извлечением прибылей». НДП требует взять под контроль монополии в области производства и распределения с помощью экономического и социального планирования. Она обещает «расширить применение принципа общественной собственности», укрепить достоинство и свободу человеческой личности. Добивается проведения Канадой более независимой и мирной внешней политики и достижения большей социальной справедливости в мире.

Наиболее прочными позициями НДП обладает в провинциях Саскачеван, Манитоба, Британская Колумбия и Онтарио, где она неоднократно находилась у власти. На федеральных выборах 2000 собрала 8,5% голосов и имеет 13 мест в Палате общин. Лидер - Джек Лейтон.

Зеленая партия Канады (ЗПК) выросла из экологического, правозащитного, женского, антивоенного и иных социальных движений. Первая зеленая партия в Канаде была основана в 1983 в Британской Колумбии, а затем зеленые распространили свою деятельность на всю страну. Партия выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с окружающей средой, социальную справедливость, развитие «демократии снизу», ненасилие, децентрализацию, равноправие между полами, сохранение биологического и культурного разнообразия. В хозяйственной области зеленые - за экономическую систему, ориентированную на местные нужды, «самопомощь» и человеческие потребности в рамках «естественных границ Земли». На федеральных выборах 2000 ЗПК получила 0,8% голосов. В Палате общин в настоящее время не представлена.

Помимо основных, в Канаде действует множество других партий самого различного толка: Партия христианского наследия (правая, основана в 1987), Партия естественного закона, троцкистские организации (Социалистическая левая, Социалистическая альтернатива, Интернациональный рабочий комитет, Социалистическое действие, Новая социалистическая группа. Интернациональные социалисты, Партия социалистического равенства, Рабочее сопротивление), маоисты (Коммунистическая партия Канады (марксистско-ленинская), Марксистско-ленинская партия Квебека.

Социально-экономическое положение Канады

Территория: по размерам общей площади (9985 тыс. кв. км) Канада уступает только России. Территория делится на Арктический регион, центральную равнинную часть, Тихоокеанское побережье, восточную и западную географические зоны. Располагает множеством островов на восточном, северном и западном побережьях. Лежит в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Рельеф центра материковой части и Канадского Арктического архипелага равнинный, западной и восточной частей страны -- гористый. На территории имеется густая сеть рек и озер, разнообразная растительность.

Население -- 33,4 млн. чел. (июль 2007 г.), среднегодовые темпы его прироста в 2000--2006 гг. составили 0,9%. Рождаемость составляет 10,75, смертность -- 7,9 на 1 тыс. чел. (2007 г.). Рост за счет иммигрантов, в основном из стран Азии, в 2005 г. составил 262 тыс. чел. Около 11% всех канадцев считается имеющими британское происхождение (англоканадцы), 9% -- французское (франкоканадцы), 13% -- происходящими из других стран Европы, 4,5% -- из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, 35,8% -- смешанного происхождения, 18,6% -- канадского происхождения; 1,7% принадлежат к коренным жителям -- индейцам и эскимосам (инуи-там). Около 46% верующих является католиками, 36% -- протестантами; мусульман насчитывается 7,5%, православных христиан -- 1,4%. В Канаде два официальных (государственных) языка -- английский и французский; на уровне разговорной речи обоими владеет 17% населения, только английским -- 67% и только французским -- 14%.

Уровень и система образования. Школьное образование обязательно для детей с 6 до 14--16 лет (в зависимости от провинции). На последней ступени средней школы образование делится на академическое и практическое (профессиональное) направления. Окончание старшей средней школы дает право на поступление в университет. В стране 75 университетов и 195 колледжей (2000 г.). Высшее образование платное, со значительными дотациями государства. Расходы на послешкольное образование на 70% финансируются за счет провинций, федерального правительства и муниципалитетов (1998 г.). Широко развита система образования для взрослых. Грамотно более 99% взрослых.

На здравоохранение затрачивается 9,6% ВВП, около 70% общих расходов покрывается за счет государства (1999 г.). Ожидаемая продолжительность жизни в 2007 г. -- 80 лет (мужчины -- 77 лет, женщины -- 84 года).

Уровень жизни -- один из самых высоких в мире. В 1999 г. индекс человеческого развития равнялся 0,936 (второе место в мире вместе с Австралией и Швецией).

История. Первооткрывателем Канады считается французский исследователь Жак Картье (1534 г.), хотя еще в 1497 г. английская экспедиция под командованием Джона Кабота достигла острова Ньюфаундленд. Первое французское поселение (Квебек) возникло в 1608 г. До создания в 1663 г. королевской администрации страной фактически управляли торговые компании. Колонизация Канады проходила в борьбе между Англией и Францией. В 1670 г. была создана британская Компания Гудзонова залива. К 1758 г. английским владением стал весь остров Ньюфаундленд и Тихоокеанское побережье. В 1791 г. окончательно оформились границы британских колоний в Северной Америке. В 1867 г. в соответствии с принятым английским парламентом Актом о Британской Северной Америке была создана федерация под названием "доминион Канада". С 1931 г. -- фактически самостоятельная страна, член Содружества.

Государственное устройство: конституционная парламентская демократия с федеративным устройством. Глава государства -- английский монарх, которого представляет генерал-губернатор, назначаемый им по совету премьер-министра Канады, причем в последнее время -- из числа канадских граждан. В провинциях монарха представляют лейтенант-губернаторы. Формально премьер-министр Канады и возглавляемый им кабинет являются советниками монарха; на практике исполнительную власть возглавляет Кабинет. Он состоит из премьер-министра и министров, являющихся членами парламента от партии, набравшей на выборах наибольшее число голосов. Кабинет определяет правительственную политику и разрабатывает основную часть законодательных инициатив. В провинциях исполнительную власть возглавляют премьеры, местные органы самоуправления -- муниципалитеты, советы графств и др. -- фактически создаются властями провинций и им подчинены.

Высший законодательный орган Канады -- двухпалатный парламент. Палата общин (308 мест) избирается сроком на 5 лет пропорционально численности населения провинций (территорий). Сенат из 105 членов назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра в соответствии с нормой территориального представительства. Главная задача Сената -- анализ правительственных законопроектов силами специальных сенатских комитетов, с акцентом на социально-экономические аспекты. Провинциальные законодательные собрания однопалатные, порядок их функционирования сходен с Палатой общин.

Высший судебный орган Канады -- Верховный суд из 9 человек, назначаемых Кабинетом по совету премьер-министра. Суды независимы от других ветвей власти. Верховному суду подчинены налоговый (казначейский), апелляционный и другие федеральные суды, а также система провинциально-территориальных судебных органов. Судебная система провинции Квебек имеет значительные отличия от судов других провинций.

В административно-территориальном отношении Канада делится на 10 провинций (Ньюфаундленд, Остров Принс-Эдуард, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Квебек, Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и 3 территории: Юкон, Нунавут и Северо-Западная территория. Столица -- Оттава (1,1 млн. чел.), другими крупными городами являются Торонто (5,0 млн. чел.), Монреаль (3,5 млн. чел.), Ванкувер (2,1 млн. чел.).

В крупных городах проживает более 3/4 всех канадцев (2002 г.).

Объем ВИД -- 1127 млрд. долл. по ППС (2006 г.), на душу населения -- 34 610 долл. Темпы экономического роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 2,8% по сравнению с 4,5% до начала 70-х гг. и 2,8% в 1990--2000 гг. Норма валового накопления в 2000 г. составляла 20%. Денежная единица -- канадский доллар, курс которого к доллару США -- 1:0,88 (2006 г.).

Экономическая политика после Второй мировой войны неоднократно менялась. В первые послевоенные годы и до конца 80-х гг. традиционно важную (иногда определяющую) роль в экономике играло государство, которому принадлежала значительная собственность; через госрасходы перераспределялась крупная доля ВВП, теория Кейнса с 1945 г. считалась официальной правительственной доктриной.

Высокие темпы роста, обеспечивавшиеся значительными инвестициями в первичные отрасли хозяйства, были прерваны энергосырьевым кризисом 70-х гг. В дальнейшем кризисы приобрели регулярный характер. Безработица, достигшая в 1983 г. 11,9%, до 1998 г. не опускалась ниже 8%. Но в 1990-х гг. она стала следствием вынужденных мер по либерализации экономической политики, явившейся в значительной мере результатом ослабления торговых барьеров и вступления страны в НАФТА. Хозяйственному росту, начавшемуся после 1993 г. и длившемуся до конца 90-х гг., существенно способствовала активизация правительственной экономической политики: меры по дерегулированию, по частичной приватизации госимущества, избавление от излишков прямого участия государства в хозяйственной жизни. Доля совокупных расходов центра и провинций с 50% ВВП в 1992 г. снизилась к 1999 г. до 38,7%; в то же время в ряде областей сохраняется полноценное участие государства (развитие Севера, атомная энергетика, строительство объектов инфраструктуры и др.). Подписание соглашений о свободной торговле с США (1988 г.) и вступление в НАФТА (1994 г.) ускорили реструктуризацию экономики. Процесс разгосударствления экономики был приостановлен к концу 90-х гг. ввиду противоречивых итогов неолиберальных мер. Стабилизировать социально-экономическое положение помог малый бизнес, на предприятиях которого работает около 2/3 канадцев.

Денежно-кредитная сфера в конце XX в. была сравнительно неустойчива из-за значительных перемен во внутри- и внешнеэкономической политике. Неравномерно менялся и курс доллара США к канадскому доллару: 1984 г. -- 0,77, 1991 г. -- 0,87, 1993 г. -- 0,78, 1999 г. -- 0,67. Главной целью денежной политики с начала 90-х гг. стало подавление инфляции, в том числе путем установления ориентиров роста цен в 1--3% в год. В результате темпы инфляции с 5,6% в 1991 г. снизились к 2002 г. до 2,2% и к 2006 г. -- до 2,0%.

Налогово-бюджетная сфера. Бюджетная система Канады трехуровневая. Расходы федерального бюджета в 90-е гг. относительно ВВП заметно сократились -- с 24,1% в 1992 г. до 17,3% в 2001 г. В результате регулярный дефицит федерального бюджета сменился в 2003 г. профицитом в 6,3 млрд. долл. (в 2005 г. -- 1,8 млрд. долл.). Существенно снизились размеры государственной (федеральной) задолженности по отношению к ВВП: с 71% в 1996 г. до 53% в 2001 г. (в 2006 г. -- 65,4%). В то же время растут расходы бюджетов провинций и территорий, составляющие в совокупности около половины консолидированного бюджета; бюджеты регионов сводятся с дефицитом. Дотации от бюджетов других уровней составляют около 15% в доходах региональных и около 25% -- в доходах местных бюджетов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать