Научно-технический прогресс - важнейший фактор рационального размещения и развития производительных сил

Научно-технический прогресс - важнейший фактор рационального размещения и развития производительных сил

2

Министерство образования РФ

Ставропольский государственный университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической географии

на тему: «НТП - важнейший фактор рационального размещения и развития производительных сил»

Выполнила: Чаплина Г.В.

Ставрополь, 2003 Содержание

  • Введение 3
    • 1. Понятие НТП 5
    • 2. Исторический аспект и этапы развития НТП 8
    • 3. Характеристика современных направлений НТП 15
    • 4. Роль НТП в совершенствовании организации и размещения производительных сил 23
    • 5. Влияние НТП на решение экономических проблем 27
    • Заключение 37
    • Литература 40
Введение

Факторами размещения
производительных сил принято считать совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств (оцениваемых отраслевыми технико-экономическими показателями), правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов.

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП), представляющий непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Главные направления НТП - комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение новых видов конструкционных материалов и т.п. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию. Следовательно, НТП предъявляет возрастающие требования к уровню образования, культуры, организованности, ответственности работников.

В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

Производственно-технический потенциал нашей страны - один из самых мощных в мире. Россия располагает огромными природными, материальными и трудовыми ресурсами. Но при значительных масштабах экономика отличается накопившейся в течение длительного периода времени инерционностью и как следствие этого - недостаточной восприимчивостью к научно-техническому прогрессу. В изношенном состоянии находится 40% основных производственных фондов. Это крайне отрицательно сказывается не только на производительности труда и качестве выпускаемой продукции, но и на экологической ситуации ряда районов страны. Экстенсивное экономическое развитие, при котором на протяжении многих лет во всех сферах народного хозяйства существовал затратный механизм и преобладали количественные оценки достигнутого уровня производства, вызвало наступление кризиса. Особенно острый характер приобрели проблемы, касающиеся потребительского рынка, социально-культурной сферы, здравоохранения, финансов, экологии.

Современный этап экономического и социального развития России связан с радикальными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Свойственные рынку механизмы саморегулирования должны обеспечить сбалансированность экономики страны; наилучшую координацию деятельности всех производителей; рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; гибкость производства, его восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса.

1. Понятие НТП

Научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса.

Научно-технический прогресс как социально-экономическое явление общественного развития характеризуется коренными преобразованиями науки, техники и производства, суть которых заключается в систематическом накоплении и совершенствовании знаний и опыта, в создании и внедрении новых прогрессивных элементов производства, в научной организации труда и управления. Экономическим и социальным результатами научно-технического прогресса являются рост экономической эффективности общественного производства, увеличение национального дохода, повышение уровня народного благосостояния, создание лучших условий для высокопроизводительного труда и усиление его творческого характера.

Академик В.А. Коптюг выделяет следующие компоненты НТП:

1) наука - она является источником, питающим НТП. В сфере науки формируется потенциал знаний общества и потенциал, к которому мы обращаемся в поисках ответа на запросы практики. Под термином «наука» имеется в виду получение новых основополагающих знаний - независимо от того, в каких стенах - академических, вузовских или отраслевых - они добываются.

2) сфера адаптации достижений науки применительно к решению прикладных задач (прикладные исследования, конструкторские и проектные работы).

3) собственно материальное производство, где адаптированные достижения науки реализуются в виде новых технологий, машин, материалов и т.д.

Исходя из этого деления, можно констатировать: успешное развитие науки есть необходимое, но недостаточное условие ускорения научно-технического прогресса. Необходимо, чтобы оно подкреплялось соответствующим развитием сферы адаптации, производства и хозяйственным механизмом.

Если рассматривать шире, то НТП в целом состоит из двух составляющих:

- составляющей научных достижений (результатом являются новые знания, технологии, оборудование);

- составляющей производственных достижений - инноваций (результатом являются улучшенные характеристики производства новых товаров или услуг, созданного с использованием уже полученных и проверенных научных достижений, знаний, технологий, оборудования).

Соответственно и результаты научно-технического прогресса, определяющего развитие и благосостояние общества в целом, представлены как две взаимно дополняющие друг друга составляющие: результаты НТП в научно-технологической сфере (научные достижения) и результаты НТП в производственной сфере (производственные достижения).

К научным достижениям относятся полученные и проверенные знания: законы, явления, теории, изобретения, открытия, технологии (например, технологии обработки поверхности твердого тела, синтеза химических веществ, получения материалов и др.), компьютерные программы, ноу-хау (know-how), технические средства производства (станки, приборы, компьютеры и др.), учебные программы подготовки специалистов, включая электронные учебники, виртуальные лаборатории и др.

Перечисленные и многие другие научные, научно-технические, научно-технологические результаты являются следствием непрерывной и длительной деятельности ученых, инженеров, технологов, конструкторов, работающих в соответствующих организациях, учреждениях и предприятиях. Это академические организации, научно-исследовательские институты, вузы, проектные и технологические бюро и институты и др.

Что касается сферы производства, то условно ее можно разделить на производство промышленных товаров, продуктов питания и услуг. Выпуском товаров занимается в целом промышленность (тяжелая, легкая и др.). Продукция, выпускаемая промышленностью, чрезвычайно разнообразна: от пуговиц до кораблей и самолетов. На выпуск многочисленных продуктов питания нацелен агропромышленный комплекс. Производство услуг также чрезвычайно разнообразно: образовательные, медицинские, информационные, туристические, развлекательные и т.д. Вне зависимости от вида выпускаемой продукции качество производственной системы может быть охарактеризовано рядом показателей и критериев: себестоимостью продукции, производительностью, рентабельностью производства, уровнем заработной платы персонала и пр. Качество производства (завода, вуза, больницы и т.д.) определяется насыщенностью этого производства современными научно-техническими достижениями, их уровнем, оптимальностью выбора ансамбля достижений в различных подсистемах предприятия.

2. Исторический аспект и этапы развития НТП

Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического прогресса прослеживаются во всех сферах жизни современного человека. Факт
ически двигателем НТП является научно-техническая революция (НТР). НТР - это качественное преобразование современных производительных сил на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу. Но НТР состоит в свою очередь из научных и технологических революций.

В истории естествознания можно обнаружить четыре научных революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания, характеризующееся следующими моментами:

а) идеалом было построение абсолютно истинной картины природы;

б) поиск очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты;

в) все процессы объяснялись механическими причинами. Эта эпоха была временем господства механики во всех отраслях знаний.

В основе науки этого времени лежали разработанные И. Ньютоном методы классической механики и математического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях математики Р. Декарта, Г. Лейбница и др.

Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX века. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Это можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания -дисциплинарно организованной науке, в которой можно выделить следующие моменты:

а) в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, несводимые к механической;

б) происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX вв. В эту эпоху происходят революционные перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Эта революция характеризуется следующим:

а) идеалы и нормы новой, неклассической науки отличались пониманием относительной истинности теорий;

б) допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания;

в) принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.

Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.

В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Можно говорить о следующих моментах:

а) на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности;

б) специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания;

в) в науке наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера;

г) включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.

Под техникой (от греч. techne - мастерство, искусство) понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела, технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.

Из всей совокупности технических средств определяющими в жизни и развитии общества являются те, которые функционируют в сфере материального производства. Техника, таким образом, есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Уровень развития техники - показатель степени овладения человеком силами природы. Если на ранних стадиях истории техника в собственном смысле слова была развита крайне слабо и в производстве преобладал живой труд, то теперь в общей системе трудовых затрат на единицу продукции преобладает, как правило, овеществленный труд. Сокращение доли живого труда в процессе производства - закономерная тенденция технического прогресса. Последний выражается в преобразовании самого содержания и характера труда. По мере того как развиваются орудия труда, изменяется и сам человек: чем более крупные технические преобразования он осуществляет, тем более мощные силы природы он себе подчиняет, тем больше развиваются его способности и знания.

Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Технический прогресс - важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества.

Длительное время развитие науки и техники шло медленно и относительно параллельно, как бы независимо друг от друга. Техника развивалась, в основном опираясь на совершенствование приемов и способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования.

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Дальнейшее развитие производительных сил становилось невозможным на прежней основе. Правда, техника как овеществленное знание так или иначе всегда включала в себя результаты научного познания. И в этом смысле развитие техники с самого начала предполагало и развитие науки. Однако только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.

В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производи-тельных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции.

Первым этапом, революционизировавшим и заметно стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность. Основную роль на этапе механизации сыграла Великобритания. Именно здесь были созданы машины и технологические производства, полностью изменившие предприятия. Это челнок Дж.Кея для ткацкого станка, прядильная машина «Дженни» Дж.Харгривса и т.д., включая паровую машину Дж.Уатта. С их внедрением продукция стала массовой, то есть дешевой и доступной для большинства людей.

С развитием машинного производства с конца XVIII в. наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.

Россия вступила в XX век с довольно развитой промышленностью. По объему промышленного производства наша страна занимала 5-е место в мире, вслед за США, Германией, Англией и Францией. При этом преимущество Франции перед России было обеспечено за счет развития некоторых отраслей легкой и пищевой промышленности. По ряду важнейших индустриальных показателей Россия опережала Францию: по механовооруженности труда, производству металлургической, машино-строительной продукции, добыче полезных ископаемых и некоторым другим. Но в целом Россия была аграрно-индустриальной страной, где сельское хозяйство давало продукции в 1,5 раза больше по сравнению с промышленностью (1913 г.). Да и многие удельные (на душу населения) показатели развития промышленности были значительно ниже, чем в других странах. В целом, по уровню экономического развития Россия отставала от стран-лидеров. Первая Мировая и Гражданская войны, иностранная интервенция нанесли по экономике страны мощнейший удар. В 1920 году объем промышленного производства составлял менее 13,2 % от уровня 1913 года.

Первым реальным действием Советской власти в области научно-технического прогресса был известный план электрификации России (ГОЭЛРО). В плане ГОЭЛРО были даны четкие ориентиры технической политики, разработана система мероприятий по его реализации. Фактически план ГОЭЛРО - это научно-техническая программа, реализуемая государством. Инструментом управления планом является программно-целевой метод, опыт использования которого (под другим названием) к тому времени в России имелся. Он, в частности, использовался во время Первой Мировой войны в деле обеспечения российской армии боеприпасами. Ведь и тогда государство стремилось управлять производством.

Плановое управление развитием науки и техники в Советской России подкреплялось созданием таких учреждений, как научно-технический отдел ВСНХ, Главнаука и т.п. Научно-техническая политика стала пониматься как совокупность прежде всего директивных мер по созданию и продвижению в народное хозяйство новой техники. В какой-то период программно-целевой метод был выдвинут в качестве очередной панацеи от неэффективности хозяйственного механизма. В состав плана 11-ой пятилетки были включены 170 научно-технических программ.

Использование программно-целевого метода помогало создавать современные образцы военной техники, лидировать в космосе, некоторых других областях, безусловно, важных, потребляющих огромные ресурсы, но не ведущих к повышению уровня жизни населения. Темпы научно-технического прогресса стали замедляться, его влияние на экономику страны сокращаться. К 1984 году стало ясно, что использование программно- целевого метода с целевым финансированием из средств Госбюджета вело только к распылению средств и их неэффективному использованию. Спрос на ресурсы значительно превысил возможности плана.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать