Национальный вопрос и национальная политика современного Китая
p align="left">По Конституции всем национальностям гарантируется право пользоваться своими национальными языками, включая право на использование национального языка в зале суда. Органы самоуправления при выполнении своих служебных функций в соответствии с установлениями положений об автономии соответствующих районов национальной автономии используют распространенные в данной местности язык и письменность, либо несколько языков и письменностей. В то же время при использовании нескольких распространенных языков и письменностей в качестве главных могут использоваться язык и письменность национальности, осуществляющей районную автономию. В таких районах национальной автономии, как Внутренняя Монголия, Синьцзян и Тибет, уже выработаны и реализуются соответствующие установления или конкретные правила по использованию и развитию языков и письменностей своих национальностей. На важные государственные собрания, такие как Всекитайские съезды КПК, сессии ВСНП, предоставляются документы на монгольском, тибетском, уйгурском, казахском, корейском, ийском, чжуанском языках или же даётся устный синхронный перевод.

Органы самоуправления в районах национальной автономии в соответствии с Конституцией и другими законами уважают и защищают свободу вероисповедания нацменьшинств, гарантируют нормальную законную религиозную деятельность. Также гарантируется право и свобода жить и вести общественную деятельность в соответствии с традиционными обычаями и нравами. Декларируется уважение бытовых привычек меньшинств, их праздников, специфических национальных продуктов питания, использования ими особых предметов обихода, их свадебных и похоронных обрядов. Но в то же время всячески поощряется внедрение новых, «научных, культурных и здоровых обычаев в свой быт, в свадебные и похоронные церемонии» [24]. Видно, что данная формулировка двойственна, на практике именно в бытовой сфере права меньшинств чаще всего игнорируются, нарушаются, большинство конфликтов на национальной почве возникает из-за неуважения традиционных нравов и обычаев.

Целый ряд гарантий развития национальной культуры также содержится в Законе об автономии. Законодательно предусмотрено, что вышестоящие государственные органы поддерживают партнерское сотрудничество экономически развитых районов с районами национальной автономии в деле развития образования, науки, техники, культуры, здравоохранения и физической культуры неханьцев. Наряду с шефской помощью Закон закрепил необходимость наращивания государственных вложений в данных сферах. Но эти и многие другие положения, рассмотренные ранее, связаны лишь с официальной партийно-государственной доктриной национальной политики КНР, получившей правовое воплощение. В то же время неофициальные источники, и в первую очередь зарубежные наблюдатели, отмечают целый ряд неформальных моментов, не укладывающихся в рамки официальной доктрины, а также противоречивость реальной национальной политики КНР. Например, часто говорят о проблеме изменения национального состава некоторых автономных районов результате государственной политики переселения в них ханьцев и других ранее не проживавших в этих местах национальностей (например, ситуация в Тибете или Синьцзяне). Это - одна из основных причин недовольства меньшинств в этих районах. Фактически, китайское руководство не только обеспечивает эти районы более квалифицированными кадрами специалистов, но и старается обезопаситься от проявлений сепаратизма. При этом нарушаются юридические положения об автономии и кадровые преимущества местных властей. Другой пример - политика в отношении национальных языков. В целом такое прогрессивное явление как распространение общенациональной культуры и не диалектного, а общенационального китайского языка, часто сопровождается сворачиванием использования местных национальных языков и даже вытеснением их из сферы образования. В официальной доктрине эти и другие подобные противоречия естественно не отражены.

В целом сегодняшняя политика КНР в отношении национальных меньшинств направлена на ускорение экономического и культурного развития этих народов, на подтягивание национальных районов до уровня развитых провинций страны, что должно способствовать экономическому развитию всей страны, а также консолидировать нацию и предупредить возможные сепаратистские акции. При этом этническая самобытность малочисленных народов отодвигается на второй план. Поощряется ассимиляция. Фактов явного угнетения и дискриминации прав меньшинств сегодня не много, о них не говорят официально, но они значимы, показательны. Но недовольство меньшинств в различных районах проявляется регулярно и доходит через средства массовой информации. Обычно неправомерные действия оправдываются благими намерениями. Идеи сплочения национальностей и противодействия сепаратизму являются главными в национальной политике. Официально и великоханьский национализм, и узкий национализм неханьцев критикуются, осуждаются, говорится о том, что их нужно искоренять. На практике бывает по-разному. Вместе с этим происходит коммерциализация национальной культуры, часто она начинает ориентироваться на этнографический туризм. Особенно это касается малочисленных народов. Активно развивается производство национальной одежды, поделок из бересты. Этнографический туризм приносит немалый доход представителям малых народов и дает рабочие места на обслуживающих объектах - гостиницах, ресторанах, прачечных, автозаправках. Коммерческая эксплуатация своей этнической принадлежности для малых народов становится нормой.

3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Как уже было отмечено, быстрое продвижение Китая к статусу сверхдержавы вызывает тревогу и сильные опасения у других стран. Особенно у его ближайших соседей. Сегодня мы видим, что Китай подчиняется слабым международным ограничителям, особенно в собственном регионе. Наряду с другими странами тихоокеанского региона он является членом Форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества. Саммит стран Восточной Азии и региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии теснее привязывают его к азиатским соседям. Шанхайская организация сотрудничества связывает Китай с Россией и странами Центральной Азии. Однако верных друзей и союзников в регионе у Китая практически нет. Даже Россия - ненадежный союзник, Россия воспринимает Китай как страховку от разных бед. Другие крупные региональные партнеры Китая - Индия и Япония - относятся к нему с подозрением и страхом. Между ними существует ряд неурегулированных противоречий. Получается, что своими друзьями Китай может назвать лишь пару диктатур - Мьянму и Северную Корею. Но Мьянма играет на разногласиях между Китаем и Индией, а также его партнерами по АСЕАН, а Северная Корея эксплуатирует страх Китая перед тем, что после крушения нынешнего режима возникнет сильная, демократическая Корея, находящаяся в союзных отношениях с Америкой. При этом, хотя внешнеполитическая обстановка в целом является благоприятной для Китая и не содержит прямых военных угроз, в мире существует ряд внешних рисков и вызовов КНР. Национальный вопрос оказывает наибольшее влияние на региональную политику, его необходимо учитывать прежде всего при решении региональных конфликтов. У Китая имеется ряд региональных проблем и противоречий, если сформулировать кратко, наиболее серьёзные это:

1). Проблема Тайваня. Китай вынужден постоянно ссылаться на военную силу в целях предотвращения провозглашения независимости Тайваня, что существенно портит имидж страны на мировой арене. Тайвань остаётся постоянным раздражителем в отношениях КНР и США. В случае провозглашения независимости острова, КНР окажется в сложнейшей политической ситуации, резко ухудшатся отношения с Западом и возникнут экономические потери.

2). Корейская проблема. В случае обладания КНДР ядерным оружием создаётся зона ядерной нестабильности на границах Китая, увеличивается риск военного конфликта в Корее. Тогда Китай, связанный обязательством защищать КНДР по Соглашению о перемирии 1953 г., будет поставлен в трудное политическое положение. А неспособность северокорейского режима управлять собственной экономикой создаёт угрозу гуманитарной катастрофы на границе с северо-восточными районами Китая. Исходя из этого, Китаю выгодно создание новой политико-юридической основы мира в Корее и структурная трансформация северокорейского режима, начало реформ и открытости в КНДР.

3). Нерешённые территориальные споры с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН в Южно-Китайском море, Индией. Компромиссное решение отложить проблему позволяет Китаю минимизировать территориальные угрозы. Китай готов вести бесконечные переговоры, идя при этом на улучшение отношений в других сферах. Он отказался от практики провоцирования южных соседей, стягивая военно-морские силы к островам в Южно-Китайском море, на которые претендуют сразу шесть стран. Представляется, что долгосрочный курс на экономическую интеграцию с приграничными странами, с АСЕАН, Японией, Южной Кореей, Индией, будет способствовать плавному снятию остроты территориальных споров.

4). Индо-Пакистанский конфликт и международные амбиции Индии. Военная эскалация между Индией и Пакистаном несёт прямую угрозу безопасности Китая. КНР выгодны сохранение статус-кво, развитие индо-пакистанского диалога, усиление миротворческой роли ООН и роли Китая, как одного из мировых лидеров, прилагающих миротворческие усилия в регионе.

5). Проблемы Ближнего Востока. Угрозы и вызовы этого региона затрагивают проблемы энергетической безопасности Китая и его политического имиджа. Осторожная позиция, в том числе и по проблемам Ирака, позволяет Китаю сохранить лицо и свои позиции в регионе. Однако в дальнейшем возникнет необходимость более рельефно обозначить свою позицию по ближневосточному урегулированию.

6). Проблемы Центральной Азии. Китай в рамках ШОС держит оправданный курс на противодействие угрозам терроризма, экстремизма и сепаратизма. Позиции уйгурских сепаратистов значительно ослаблены. При этом уйгурские диаспоры Казахстана и Кыргызстана стали использоваться в виде удобного фактора для решения внешнеполитических проблем - например, противодействуя активности уйгуров в Кыргызстане, президент Акаев получал возможность для более мягкого подхода Китая к проблеме пограничных территорий, и т.д. Но необходимо отметить, что нынешний состав ШОС - КНР + четыре члена Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) + Узбекистан - не самый оптимальный для обеспечения китайских интересов. В таком составе Россия и её союзники могут сдерживать китайские инициативы, не отвечающие их интересам.

Учитывая внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку, территориальная целостность - это вопрос стратегической важности для Китая. Историки отмечают, что вплоть до первой половины ХХ века периферийные районы, населенные неханьскими национальностями, ещё не были органической часть китайской государственной структуры: у них не было тесных экономических, а зачастую и политических связей с внутренними провинциями. Иногда даже реальные взаимоотношения пограничных национальных районов с внутренними территориями были не такими тесными, как их взаимоотношения с зарубежными странами. Например, Синьцзян имел тесные отношения с Россией и Советским Союзом, в определённый период с Англией; у Тибета с Англией, а у Юньнани с Францией осуществлялась свободная торговля, заключались соглашения о взаимных контактах в различных сферах[14,с.12]. Естественно, руководство Китая это не устраивало. Китай всегда был готов на крайние меры, чтобы сохранить свой контроль над данными территориями. Во времена кризиса центральной власти выступления населения на окраинах страны усиливались. Если подробно рассматривать ситуацию с Синьцзяном, то основную поддержку уйгурские сепаратисты получали из стран Центральной Азии. И Российская империя, и СССР также имели реальные рычаги воздействия и пользовались этим в зависимости от состояния взаимоотношений с Китаем, но действий, направленных на признание независимости уйгурских образований с российской стороны не было ни в ХIХ, ни в ХХ веке. А конфликты на Северном Кавказе, в Чечне, повлияли на то, что Россия в данном вопросе поддерживает официальный Китай. КНР добилась от России признания уйгурских боевиков террористами. Россия сегодня в положении «вне игры» в Западном Китае. Информационную материальную поддержку уйгурам оказывали с Запада, в основном из США. США обвиняли Китай в нарушении прав человека и демократии, Китай в свою очередь настаивал на невмешательстве в его внутренние дела. Поскольку США - основной противник Китая на международной арене, им всегда были на руку любые внутренние противоречия и конфликты в КНР. Но после событий 11 сентября 2001 года Китай вступил в антитеррористическою коалицию, и отношения между странами по данному вопросу стабилизировались. Хотя Китай по-прежнему настораживает потенциальная возможность стимулирования американцами деятельности уйгуров в Синьцзяне, появление военных баз США и НАТО в близости от китайских границ.

Можно считать, что прямой угрозы территориальной целостности в Китае сегодня не существует. Национальные проблемы и сепаратизм в большей степени влияют на международный имидж страны. В связи с борьбой с терроризмом, исламским экстремизмом и сепаратизмом, наркоторговлей и пиратством, а также в связи с изменением международного положения страны, сепаратизм в СУАР и Тибете имеет меньшую внешнюю поддержку, чем раньше. Буддизм не пользуется популярностью в мире за исключением Индии и ряда малых стран, поэтому жёсткая позиция Пекина по вопросу международных визитов Далай-ламы воспринимается не в контексте борьбы за независимость Тибета, а в контексте нарушения прав человека. Угроза территориальной целостности Китая из-за Тибетской проблемы может исходить лишь от Индии. Но здесь Китай принимает ряд важных мер - от социально-экономических (поднятие уровня жизни и развитие экономики Тибета), развития экономических отношений и мер доверия с Индией, до мер военно-политического сдерживания. Проблема Тибета представляет особенно большую угрозу с точки зрения имиджа государства. Последние события это подтверждают. Волнения в Тибете вызвали волну выступлений на Западе. Активисты организаций, выступающих за независимость Тибета, совершили атаки на китайские посольства в США и Европе. Во многих азиатских и европейских городах прошли митинги против действий китайских властей. Погромы в Тибете не прекращаются. Накануне Олимпиады общественное мнение особенно остро реагирует на происходящее. Отрицательные последствия для Китая уже очевидны. Что будет дальше, покажет время.

Таким образом, можно утверждать, что национальный вопрос не только имеет важнейшее значение во внутренней политике Китая, он влияет на все сферы жизни государства. Во внешней политике внутригосударственные национальные противоречия - это крайне уязвимое место. Многие государства пытаются манипулировать данной проблемой, используют её в своих интересах, добиваясь от Китая определённых действий, уступок, либо через внутренние конфликты пытаясь повлиять на его международное положение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель данной работы - рассмотреть существующие противоречия в сфере китайской национальной политики, определить их причины и степень влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства, постараться дать как можно более объективную оценку затронутым проблемам. При этом работа носит учебный характер, не претендует на завершённость исследования по данной теме, на бесспорность сделанных выводов и суждений. Существуют трудности доступа ко многим нормативным документам и источникам из-за слабого владения автором китайским языком и отсутствия необходимых материалов на русском и английском языках. Тем не менее, на основе анализа различных доступных источников и специальной литературы, учитывая точку зрения известных российских исследователей по данному вопросу, можно подвести итоги и сказать, что для Китая решение национального вопроса и продуманная эффективная национальная политика являются стратегически важными вопросами. Хотя национальная ситуация и межэтнические взаимоотношения всегда отличались сложностью, осуществление национальной районной автономии сыграло решающую роль в сохранении территориальной целостности государства. Конечно, во многих конкретных ситуациях средства и методы проведения национальной политики заслуживают критики и осуждения. Одна из причин этого в том, что коммунистическая партия всегда справедливо опасалась, что предоставление слишком большой свободы окраинам способно подорвать ее монополию на власть, а отсутствие сильной центральной власти неизбежно приведёт к распаду страны на несколько частей. Китайский национализм в данном случае стал главным инструментом жесткой централизации государства и средством удержания власти. В то же время, только таким путём, через подчинение всех регионов воле центра, Китаю удалось достигнуть современного уровня экономического развития. Возможно, Китай никогда бы и не смог добиться таких результатов другим путём. Все силы и ресурсы были направлены на модернизацию и реформы. Приоритет экономических задач диктовал и диктует все остальные направления развития. Сохранение единства государства, возросшая мощь и влияние стали достойным результатом. Многие исследователи утверждают, что демократические принципы организации власти, путь западной либеральной демократии в принципе неприемлем для азиатских стран. Он ведёт к анархии. В Китае пока речь не идёт ни о какой демократии, вопросы прав и свобод человека начали подниматься только в последнее время. Но полностью игнорировать права меньшинств в современных условиях для Китая невозможно. Важно, что Китай заявляет о стремлении к укреплению межнациональных отношений, основанных на равноправии, сплоченности и взаимной помощи. Гораздо сложнее реализовать это на практике. Необходимы новые методы и подходы со стороны китайского руководства для решения национального вопроса. Возможно, дальнейший экономический рост и рост уровня жизни населения станет надёжной основой для социальной стабильности китайского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1.
Бичурин Н.Я. «Китай в гражданском и нравственном состоянии». - М.: Восточный дом, 2002. - 423с.

2. Богословский В.А., Москалёв А.А. «Национальный вопрос в Китае (1911-1949)». - М.: Наука (АН СССР, Ин-т Дальнего Востока) главная редакция вост. лит., 1984. - 260с.

3. Васильев Л.С. История Востока (2т.) - М.: Высшая школа,2003. - 567с.

4. Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии. Историческая динамика политических взаимовлияний. - Москва: Муравей, 2004. - 600с.

5. Делюсин Л.П. «Китай: полвека - две эпохи». - М., ИВ РАН, 2001. - 293с.

6. Делюсин Л.П. «Дэн Сяопин и реформация китайского социализма» - М.: Муравей, 2003. - 206с.

7. Делюсин Л.П. «Китай в поисках путей развития». - М.: Муравей, 2004. - 444с.

8. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. - М., Московский Центр Карнеги, 2005. - 646с.

9. Китай в XXI веке - глобализация интересов безопасности. / под ред. Г.И. Чуфрина - М.: Наука, 2007. - 327с.

10. Китай в мировой и региональной политике (История и современность). - М., ИДВ, 2003. - 189с.

11. Китай в Северо-Восточной Азии: история и современность. - Владивосток: Дальнаука, 1999. - 170с.

12. Крюков М.В. «Этническая история китайцев в ХIХ - нач. ХХ в.». - М.: Наука, Вост. лит., 1993. - 414с.

13. Ли Шуцинъ. К вопросу об особенностях автономии национальных районов в нашей стране. // Информационные материалы ИДВ АН СССР. Экспресс-информация. Вып. 7. Ч. П. 1989.

14. Москалёв А.А. «Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999)». - М.: Москва, 2004. - 224с.

15. Москалёв А.А. «Национальный вопрос: поиски и находки». // Китай на пути модернизации и реформ. - М.: Вост. лит. РАН, 1999. - с.458-472.

16. Москалев А.А. «О новой редакции Закона КНР об автономии». // Информационные материалы Института Дальнего Востока РАН. Серия В: Общество и государство в Китае в ходе реформ.- Вып.12-13.-М,, 2002.

17. Мосяков Д. «Новые тенденции в политике Китая в Юго-Восточной Азии». // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 1. - С. 9-11.

18. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. / отв. ред. Иванов Н.А. - РАН Ин-т Востоковедения. М.: Наука, Вост. лит., 1993. - 392с.

19. Dawa Norbu «China's Tibet policy». - Richmond: Curzon, 2001. - 470p.

20. Facts about China / edited by Xiao-bin Ji; contributors, Eric Dalle - New York; H.W. Wilson, 2003.

21. Gilley Bruce «China's democratic future: how it will happen and where it will lead». - New York: Columbia University Press, 2004. - 297p.

Ресурсы Интернета:

22. Андреева Г. Особенности национальной автономии в КНР // Материк. Информационно-аналитический Интернет-портал. - http://www.materik.ru

23. Лукин В.Н. Современные стратегии снижения риска международного терроризма: китайский культурный национализм // периодическое Интернет-издание журнал Сredo New, №2, 2006г. - http://www.orenburg.ru/culture/credo

24. Материалы Китайского информационного Интернет-центра // режим доступа - http://www.russian.china.org.cn/russian/index.htm

25. Официальный сайт Государственного Управления Статистики КНР // режим доступа - http://www.stats.gov.cn/english/index.htm

26. Смирнов Д.А. «Социальное лицо Китая». // периодическое Интернет-издание Психологическая газета: Мы и Мир. - 2007. - №2 (126). // режим доступа - http://www.gazetamim.ru/opinion/smirnov.htm

27. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Т.4 - Москва, 2001. // Электронная библиотека юридической литературы - http://www.pravoznavec.com.

Нормативные документы:

1. Текст Конституции КНР 1982 // Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай - 2008 . - №3 (33). // режим доступа - http://www.chinapro.ru/law

2. Закон КНР "О национальной районной автономии" (Принят на 2-й сессии ВСНП шестого созыва 31 мая 1984 г.) // Китайская Народная Республика. Законодательные акты. Перевод с китайского. / сост.: Егоров К.А., под ред.: Гудошников А.М. - М.: Прогресс, 1989. - 504 c.

3. Закон «О бюджете Китайской Народной Республики» (Принят на второй сессии ВСНП 8-го созыва 22 марта, 1994 года, обнародован указом № 21 Президента КНР, вcтупил в силу с 1-го января, 1995 года). // Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай - 2008 . - №3 (33). // режим доступа - http://www.chinapro.ru/law

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать