Общая экономико-географическая характеристика России
65
Министерство Образования и науки РФ
Самарский государственный педагогический университет
Общая экономико-географическая характеристика России
Реферат по экономической и социальной географии
Выполнил:
Проверил:
Самара 2007
План
Введение 3
I. Особенности политического и экономико-географического положения страны:
1. Основные сведения о стране и ее положении в современном мире 4
2. Форма правления, территориального устройства 4
3. Государственная символика 6
4. Экономико-географическая и политико-географическая ситуация в стране 9
5. Сухопутные соседи 11
6. Оценка морских рубежей страны 11
7. Историко-географические особенности развития страны 14
8. Хозяйственная оценка природных ресурсов 14
II. Население России:
1. Формирование современного населения 16
2. Естественное движение населения 17
3. Половой и возрастной состав 18
4. Расовый, этнический и национальный состав 19
5. Религиозные и культурные традиции 21
6. Размещение населения 24
7. Внешние и внутренние миграции 24
8. Урбанизация 25
III. Общая характеристика хозяйства России
1. Размер хозяйства 26
2. Структура хозяйства, уровень развития хозяйства 27
3. Внешнеэкономические связи страны 27
IV. Экономико-географическая характеристика экономических районов России: 36
Центральный район 36
Северо-Западный район 38
Северный район 40
Центрально-Черноземный район 42
Волго-Вятский район 44
Поволжский район (Поволжье) 45
Северо-Кавказский район (Северный Кавказ) 48
Уральский район (Урал) 51
Западно-Сибирский район (Западная Сибирь) 54
Восточно-Сибирский район (Восточная Сибирь) 57
Дальневосточный район (Дальний Восток) 60
Калининградская область 63
Заключение 66
Список используемой литературы 67
Введение
Реферат посвящается характеристике РФ -- крупнейшей из суверенных республик СНГ по размерам территории и численности населения, по количеству и разнообразию природных богатств, экономическому потенциалу.
В данном реферате представлены особенности политического и экономико-географического положения России, даны характеристика населения страны и общая характеристика хозяйства, а также представлена подробная экономико-географическая характеристика ее экономических районов.
Причем характеристика экономических районов выполнена в том же методическом ключе, что и характеристика отдельных государств: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Эта схема облегчает изучение разных регионов страны, позволяет их сравнивать между собой, отмечая и запоминая их особенности.
I. Особенности политического и экономико-географического положения страны
1. Основные сведения о стране и ее положении в современном мире
Столица: город Москва.
Территория: Площадь: 17 075 400 км2 (1 место в мире)
Площадь рек и озер: 0,5%.
Число административно-территориальных делений: 86
Население: Численность: 144 526 278 чел. (7 место в мире) Плотность: 8,5 чел./км2.
Крупные города: Москва (8 376 000), Санкт-Петербург (4 619 800), Новосибирск (1 396 800), Нижний Новгород (1 346 400), Екатеринбург (1 260 000), Самара (1 150 000), Омск (1 137 900), Казань (1 109 500), Уфа (1 094 900), Челябинск (1 081 200), Ростов-на-Дону (1 012 500), Пермь (1 002 500).
Территория граничит с: Азербайджаном, Белоруссией, Китаем, Эстонией, Финляндией, Грузией, Казахстаном, Северной Кореей, Латвией, Литвой, Монголией, Норвегией, Польшей, Украиной.
Общая протяженность границ: 19917 км
Береговая линия: 37653 км
Дополнительная информация.
Валюта: рубль.
Официальный язык: русский.
Религия: православие.
Государственный праздник: 12 июня (День Независимости).
Административно-территориальное устройство: федеративная республика.
В составе международных организаций: АТЭС, Б-8, МБРР, МВФ, МФКК, ОБСЕ, ООН, СЕ, СНГ.
Россия расположена в северо-восточной четверти земной поверхности (т.е. в Северном полушарии относительно экватора и в Восточном полушарии относительно Гринвичского меридиана) и занимает часть северо-запада и весь северо-восток Евразии. Несмотря на огромную протяженность морских границ (43 тыс. км), Россия безусловно является континентальным государством. С севера и востока возможность выхода в Мировой океан ограничена ледовыми условиями морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. С юга территорию России ограничивают горные системы Кавказа, Алтая, Восточной Сибири, пустыни Центральной Азии. Единственной дорогой в мировое хозяйство является запад, однако выходы из Балтийского и Черного морей в Атлантику контролируются европейскими государствами. Таким образом, по своему расположению Россия - это северо-восточное континентальное евроазиатское государство.
Раздвоенность России между Европой и Азией, между Севером и Югом является основной проблемой страны, решаемой сильной государственной властью и выполнением функции моста между странами первого и третьего мира.
Что касается современного состояния новой России в пределах этапа роста, то можно с высокой степенью уверенности говорить о начальной стадии данного этапа, когда ежегодный рост составляет 5 - 8%. Более низкие темпы роста (3 - 5%) будут характерны для 2004 - 2008 гг., после чего продолжится их замедление до 2 - 3% в год.
2. Форма правления, территориального устройства
Форма правления. Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент Российской Федерации провозглашен главой государства. Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Гос. Думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
Конституция определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.
Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав РФ входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Количественное изменение субъектов Федерации в последние годы связано с укрупнением некоторых из них. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ с 1 декабря 2005 г. объединены в Пермский край, Камчатская область и Корякский автономный округ с 1 июля 2007 г. образуют Камчатский край, Красноярский край, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округ до 31 декабря 2007 г. создадут новый субъект, в апреле 2006 г. провели референдум об объединении Иркутская область и Агинский Бурятский автономный округ.
Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).
Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.
В Конституции заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение в РФ. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения РФ и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.
Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.
3. Государственная символика
Государственный флаг РФ. Еще до августовского путча 1991 года последовало предложение заменить "революционный" красный флаг на бело-сине-красный (высказал народный депутат России Виктор Ярошенко). Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным символом России триколор, Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге РФ, а в указе от 20 августа 1994 года устанавливалось, что Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где размещается Администрация Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ.
В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорится: "В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага РФ и отмечать его 22 августа".
В январе 1998 года было решено снять проблему законодательного закрепления государственной символики с повестки дня внутриполитической жизни, так как и в обществе, и в парламенте существуют полярные точки зрения на этот счет.
4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу среди прочих законов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ". 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла законопроект в окончательном чтении. 20 декабря 2000 года Совет Федерации ФС РФ одобрил проект закона, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ Владимир Путин.
В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Государственный герб РФ. 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба: 30 ноября 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ "О Государственном гербе Российской Федерации". Согласно Положению о гербе, он представляет собой "изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".
4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу наряду с рядом законопроектов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном гербе РФ". В качестве герба был предложен двуглавый золотой орел на фоне красного щита. 8 декабря Государственная Дума приняла в первом и третьем (минуя второе, что позволяет регламент Госдумы) чтениях проект закона "О государственном гербе РФ". 25 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Государственном гербе РФ" (№ ФКЗ-2), закон вступил в силу со дня его опубликования - 27 декабря 2000 года.
В соответствии с законом, Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей РФ, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Страницы: 1, 2