Общая характеристика и демографическая проблема в Японии
p align="left">В 1998 г. экспорт Японии составил 388 млрд. долл. (FOB) и импорт -- 280,5 млрд. долл. (CIF). По сравнению с 1997 г. это означало сокращение экспорта на 7,8% и импорта -- на 17,2%. В 1997 г. на Японию приходилось 7,6% экспорта и 6% импорта стран, входящих в Международный валютный фонд (МВФ).

Низкий уровень промышленного импорта. Бедность Японии природными ресурсами традиционно формирует состав ее импорта в основном за счет сырья и энергетических ресурсов. Далее эти материалы направляются на производство промышленной продукции для экспорта. Как следствие этого, доля промышленной продукции в импорте Японии остается низкой, что вызывает много критики за рубежом. Эта доля составляла 31,0% в 1985 г. и достигла своего пика в 62,1% в 1998 г.

10 Крупные города

Токио

В Токио живет 8 444 531 человек, т. е. почти каждый десятый японец. Главные достопримечательности столицы Японии: Императорский дворец, Токийская башня (333 м), Нихомбаси, и Гиндза - районы развлечений и покупок, парк Йойоги.

Эдо - это прежнее название Токио, которое означает "речные ворота", так как на этом месте когда-то была рыбацкая деревня. Токио стал великим городом благодаря жестоким и талантливым историческим деятелям и их страсти к реформам и градостроительству. Иэясу Токугава был могущественным генералом, подавившим сопротивление сражавшихся друг с другом удельных князей и объединивший в 1590 году всю Японию. В награду за заслуги он получил во владение плодородные земли долины Канто.

После смерти полководца Хидэёси Тоётоми Токугава сам стал сёгуном, т.е. военачальником. Он решил не перебираться в Осаку. Тогда Эдо и стал главным городом страны, который строила вся Япония. По приказу Токугавы срывались холмы, засыпались болота и мелководные участки залива. Токугавская династия правила почти 300 лет, за это время сформировались две основных и совершенно противоположных социальных прослойки в японском обществе - самурайская, изысканная и чопорная, выросшая на заимствованиях из китайской культуры, и плебейская. В то время как первые изучали тонкости чайной церемонии и состязались в фехтовании на запрещенных простолюдинам мечах, вторые создавали прославившие Японию ремесла, зарождался театр "кабуки".

Итак, при застройке Эдо Токугава пытался копировать императорскую столицу Японии Киото, которая, в свою очередь, создавалась по образу древней китайской столицы Чанъянь (ныне Сиань). После смерти Токугава были оставлены все попытки упорядочить застройку Эдо, чему в значительной степени способствовали "цветы Эдо" - опустошительные пожары.

Многие достопримечательности Токио связаны со знаменитыми пожарами, о которых часто вспоминают "эдокко" - коренные токийцы. "Оттуда, с этой пагоды, упало горящее кимоно, которое зажгло тростниковые крыши". "На этом месте жила семья зеленщика, дочь которого в 1683 году подпалила соседние дома, чтобы в суете пожара убежать на встречу с возлюбленным.
По всей столице Японии каждый год 1 сентября проводятся учения пожарных, и отрабатывается эвакуация детей, женщин и стариков. Это - дата "Великого землетрясения Канто" - 1923 года. Практически полностью была разрушена Гиндза - центральная коммерческая улица Токио. За два дня буйства огня погибло 140 000 человек.

Еще один страшный пожар, о котором до сих пор с ужасом вспоминают в Токио, вспыхнул в ночь с 9 на 10 марта 1945 года, когда город бомбили тяжелые американские бомбардировщики "Б-29". К утру 10 марта треть огромного города была огромным черным пятном. Впервые за многие десятилетия с моста Нихомбаси снова была видна гора Фудэи. От императорского дворца остались кучи камней. Чудом уцелело построенное знаменитым американским архитектором Фрэнком - Ллойдом Райом здание отеля "Империал".

Первая со времен Токугавы серьезная попытка упорядочить столицу была предпринята во время подготовки к Токийской Олимпиаде в 1964 году. Были построены стадионы, проложены широкие по токийским мерка проспекты, новый телецентр и ставшая достопримечательностью телевизионная вышка. Вокруг Олимпийской деревни разбили самый большой в Токио парк Йойоги.

Районы Токио

Центром города можно было бы считать окруженный спиралевидным рвом холм с сохранившимися древними каменными стенами и железобетонным императорским дворцом; но, так как послевоенная конституция объявила императора "символом государства и единства нации", лишив его власти, реальную власть надо искать в примыкающих к дворцу "слободах" - Касумитасэки, Нагата-тё, Маруноути, Отэмати.

На тех, кого не вдохновляет эстетика индустриальной культуры, Токио при первой встрече едва ли произведет благоприятное впечатление: урбанистический хаос из стекла и бетона, оживляемый яркими мазками уличной рекламы да время от времени - оригинальными формами современной архитектуры, отстроенной после войны. Но это не означает, что японская столица безлика и лишена своеобразного национального колорита.

Любителям проникнуться национальным духом рекомендуем начать экскурсию по Токио с посещения Asakusa. Этот район больше чем какой-либо другой сохранил неповторимый аромат старой Японии. В давние времена он считался самым злачным местом в столице и славился публичными домами. Район сформировался вокруг буддийского храма Асакуса Каннон, основанного, по преданию, в 628 году.

Асакуса

Ценители традиций "великого Эдо" любят лежащий к северу от центра район Асакуса. Почти в каждом квартале там есть свой храм, а в нем - переносная часовня "микоси". К ней относится группа носильщиков - танцоров, которые на праздник "мацури" надевают особые костюмы с цветом своего района. Говорят, это зрелище сравнимо с карнавалом в Рио-де-Жанейро.

Практически все правительственные учреждения сосредоточены в районе Касумитасэки. Неподалеку расположено массивное, чем-то напоминающее ступенчатую ацтекскую пирамиду здание парламента. В Нагата-тё разместилась Парламентская библиотека, самое крупное книгохранилище страны. В нескольких минутах ходьбы от окружающего императорский дворец рва начинаются сильно напоминающие нагромождение разноцветных кубиков кварталы Маруноути и Отэмати. Это деловой центр Японии.

Канда

Канда - средоточие университетов, институтов, училищ, книжных магазинов, студенческих общежитий, магазинов, дискотек, клубов. Раньше Канда была районом ремесленников и торговцев; о занятиях прежних обитателей говорят названия кварталов "тё", в которых люди селились по профессиям: "кандзи-тё" - кузнецы, "конъя-тё" - красильщики. С высоты 60-этажного небоскреба "Саншайн-сити" ночной Токио напоминает дельту реки. Среди ярких пятен легче всего узнать знаменитую Гиндзу.

Гиндза

Гиндза не всегда была всемирно известной торговой улицей, символом Токио. Волшебное превращение состоялось во многом благодаря знаменитому пожару 1872 года. К тому времени закончилась продолжавшаяся более 200 лет самоизоляция Японии. Мэр Токио, побывав в Лондоне, решил создать на месте выгоревшей дотла Гиндзы образцовую улицу. Выписанный из Англии архитектор застроил половину улицы длиной в 1200 м краснокирпичных двухэтажных домов. Жизнь в Гиндзу вдохнула первая в Японии железная дорога, соединившая открытый для иностранцев порт Йокогама и станцию Симбаси, рядом с Гиндзой. Вскоре рядом с районом гейш и двумя популярными базарами возникли магазины, торгующие заморскими диковинками.

Цукидзи - "чрево Токио"

В нескольких метрах от Гиндзы начинается знаменитый Центральный оптовый рынок Цукидзи. Рабочий день начинается в полшестого утра. У ящиков со свежей рыбой, розовыми осьминогами, сиреневыми кальмарами собираются представители разных компаний. Появляется аукционер и выкрикивает названия партий и расценки, а представители фирм делают знаки пальцами, звенит колокольчик - покупка состоялась. Ради того чтобы купить рыбу посвежее и подешевле, сюда приезжают повара лучших рыбных ресторанов. Теперь могут купить что-нибудь и обычные покупатели.

Санъя

Еще выше к северу от пятиярусной пагоды Асакусы лежат кварталы "Санъя". Романтическое название "горная долина" носит район самой нищей токийской бедноты, дно японской столицы. В Санъя никто никуда не торопится, здесь не заботятся о своей внешности и одежде. Жизнь не по правилам - главное правило, которого придерживаются обитающие там 9000 обездоленных. "Горная долина" служит главным поставщиком чернорабочих.

Иокогама

Иокогама -- второй по величине город Японии (3 575 515 тыс. человек).

Мир узнал о существовании этого порта почти полтора века назад. Дремлющую в самоизоляции феодальную Японию разбудили пушки военной эскадры американского коммодора Мэтью Перри, появившейся у побережья Страны восходящего солнца в июле 1853 г.

Под угрозой пушек японская сторона вынуждена была согласиться на ультиматум Перри. Для американских торговцев и китобоев было получено разрешение посещать порты Симода и Хакодатэ. А с 1 июля 1859 г. был официально открыт для посещения иностранных судов и порт Иокогама. Сквозь эти бреши в страну хлынул поток западной цивилизации. Поэтому с полным основанием можно говорить, что Иокогама стал колыбелью современной Японии.

Именно здесь, в Иокогаме, в 1864 г. увидела свет первая японоязычная газета страны -- «Кайгай симбун». Поэтому Иокогаму нередко именуют Меккой японской журналистики.

Жители Иокогамы первыми в стране опробовали и переняли такие западные городские инфраструктуры, как электрическое освещение, железнодорожное сообщение, телефонная связь и современная система водоснабжения. Первые парикмахерские и фотостудии, явившиеся открытием для страны, только что вышедшей из феодальной изоляции, появились также в Иокогаме.

Впрочем, Иокогама живет не только воспоминаниями. Просуществовав более века как бы в тени ближайшего могущественного соседа -- Токио, Иокогама ныне решительно пересматривает концепцию своего развития. Миллиарды иен, кубометры стали и бетона должны превратить старую и многими ностальгически любимую Иокогаму в мощный узел деловой Японии. Этот город и ранее не страдал от недостатка промышленных предприятий, транспортных контор, торговых домов. Теперь же Иокогама делает рывок в XXI в.

Именно так называется претворяемый прямо на глазах в жизнь необычайно амбициозный проект «Минато Мирай 21» («Порт будущего, XXI в.»). Когда выведенные руками архитекторов контуры «Минато Мирай 21» полностью перейдут с чертежных калек в кирпич, железобетон, стекло, а произойдет это к концу 2000 г., на 16 гектарах отвоеванной у моря земли на берегу залива вырастет гроздь великолепных кристаллов -- небоскребов, способных устоять под напором любой стихии. Территория «Мирай Минато 21» станет местом жительства для 10 тысяч человек и местом работы для почти 190 тысяч служащих. Это будет деловой, культурный, торговый, рекреационный центр новой Иокогамы.

Общие черты «Порта будущего» уже угадываются. Над городом вознеслась почти на 300-метровую высоту верхушка самого высокого в стране небоскреба Лэндмарк Тауэр, на верхних этажах которого разместились роскошные номера «Роял парк отеля». Огромным полукруглым парусом ловит морской бриз «Иокогама Гранд Интерконтиненталь отель» с 6 сотнями гостевых комнат. Готов предоставить места для широкомасштабных съездов, конференций, международных форумов рассчитанный на 5000 мест зал «Иокогама конвеншн центра». Примет посетителей огромный Музей искусств Иокогамы. Но этот проект, осуществление которого началось в 1983 г., лишь острие пущенной в будущее стрелы. Весь город находится в процессе перестройки, в поисках своего нового «я».

Завершено строительство ажурного моста через Иокогамский залив, быстро превратившегося в одну из достопримечательностей Японии. К чемпионату мира по футболу 2002 г. в Иокогаме будет построен стадион на 77 тысяч зрителей. К тому же город уже обладает одним из лучших в стране и в мире бейсбольных стадионов.

Второй по величине после Токио, город, насчитывающий 3,3 млн. жителей, превращается в международный центр туризма. Ежегодно здесь бывает до 28 млн. гостей. Иокогама включен в маршруты более десятка зарубежных круизных линий класса «люкс». Едва ли не ежедневно у причалов порта швартуются великолепные лайнеры, выплескивающие на улицы города сотни вооруженных фотоаппаратами и видеокамерами экскурсантов. Ранее все они устремлялись в манящие огнями и непривычными запахами лабиринты Чайна-тауна. Теперь куда экзотичнее и притягательнее для туристов выглядят улицы новой Иокогамы.

«Отцы города» приложили немало усилий, чтобы старая и любимая многими Иокогама не затерялась в бетонных каньонах растущих, как грибы, небоскребов. Это, в частности, относится к тому же Чайна-тауну, остающемуся одним из наиболее любимых жителями города и его гостями мест. Две сотни ресторанчиков и сувенирных лавочек Чайна-тауна ежегодно посещает до 14 миллионов человек. А это в день около 50 тысяч посетителей...

Все большее количество зарубежных фирм переносит свои японские штаб-квартиры из Токио в Иокогаму. Среди них такие гиганты, как ITT, KODAK, UNION CARBIDE. В правительственных кругах Японии сейчас все чаще заговаривают о конце «токийской эры», о необходимости переноса столицы в другое место. И вполне естественно, что привлекательность Иокогамы в связи с этим с каждым годом увеличивается.

Осака

Осака -- третий по величине (2 640 097 тыс. человек) город и префектура расположились на небольшой равнине, ограниченной с севера и востока невысокими горами и простирающейся на запад до одноименного залива Сэто Найкай. Это как раз посередине основного японского острова Хонсю. Выгодное географическое положение города явилось одной из причин превращения его в процветающий торговый центр.

Через город, изрезанный многочисленными каналами, протекает река Ёдогава, берущая свое начало в озере Бива.

С давних времен в устье реки Ёдогава находился город Нанива (кё). С XV в. он сменил название на Осака.

Сегодня город занимает площадь 200 кв. км и в нем проживает 3 млн. человек. Город составляет как бы компактное ядро префектуры одноименного названия площадью 1850 кв. км и населением 8 млн. человек. В свою очередь префектура Осака является центром огромного промышленно-торгового конгломерата Кансай, второго по значению и промышленному потенциалу после Канто.

История Осаки неразрывно связана с именем Тоётоми Хидэёси (1537-1598), легендарного японского военачальника, сподвижника Оды Нобунага, который в XVI в. положил конец феодальной раздробленности страны и подчинил ранее враждовавшие кланы своей верховной власти. После смерти Нобунаги в 1582 г. Хидэёси фактически стал правителем всей Японии. Достигнув зенита своего могущества, он решил сделать город своей резиденцией. Осака привлекла его внимание стратегически выгодным географическим положением, близостью к древним японским столицам Нара и Киото.

В 1583 г. Тоётоми Хидэёси начал возводить на берегу реки Ёдогава крепость -- Осакский замок. Строительство было закончено через три года. Площадь замка составила 3,3 км на 2,4 км. Его главная пятиэтажная башня вознеслась на 58 м. Замок неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Последний раз он был восстановлен из прочных железобетонных конструкций в 1931 г. Сегодня он является своеобразным символом города.

Вокруг замка стал быстро строиться город. Перемещение сюда при Хидэёси политического центра страны способствовало процветанию города и обогащению его купцов. На берегах реки Ёдогава и ее протоков появились обширные склады различных товаров, которые развозились отсюда на небольших парусных судах не только по побережью всей Японии, но и в соседние страны. С 1634 г. купеческий дом Ёдоя превратился во всеяпонский центр торговли рисом.

Рядом с Осакой процветал еще один купеческий город -- Сакаи, входящий ныне в Осакский мегаполис. Этот город прославился тем, что еще в феодальные времена местные купцы организовали здесь самоуправление и добились для Сакаи статуса «вольного города».

Приход к власти в Японии после смерти Тоётоми Хидэёси военачальников (сёгунов) из клана Токугавы, которые в 1603 г. сделали своим центром Эдо (нынешний Токио), естественно, нанес удар по престижу Осаки, но не подорвал позиций ее купцов. Приспособились они и к условиям «закрытой» Японии, когда в 1639 г. японцам под страхом смертной казни было запрещено покидать пределы страны. Осака сохранила свои позиции центра внутрияпонской торговли. Средневековая купеческая Осака жила не только торговлей, ее жители любили вкусно поесть и хорошо развлечься. В Осаке возникло своеобразное искусство для простолюдинов, в отличие от придворного искусства императорского Киото или самурайской культуры сёгунского Эдо, -- кукольный театр Бунраку, где разыгрывались драмы из жизни простых людей. В отличие от Киото и Эдо, популярен был в Осаке и национальный драматический театр Кабуки. Эти театральные традиции живы в Осаке и по сей день.

Осака знаменита не только своим славным прошлым. Как город с глубокими деловыми традициями, она всегда устремлена в будущее. Впечатляющим примером таких усилий явилась «ЭКСПО-70» -- первая всемирная выставка, проведенная в Японии и в Азии в целом. Она проходила под девизом: «Прогресс и гармония для человечества». Одной из ее целей была демонстрация японцам возможностей научно-технического прогресса. В частности, организаторы выставки сделали попытку показать посетителям прообраз «общества информатизации», подготовить их к тем качественным изменениям, которые внесет век компьютеров в их повседневную жизнь и в условия их труда.

Да и само строительство «ЭКСПО-70» оказало сильное воздействие на древнюю Осаку, вдохнуло новую жизнь в регион Кансай. Осака приобрела еще более современный вид, подтянулась к западному уровню качества городской инфраструктуры и жилищного строительства.

Осака делится как бы на две части: на исторический юг и деловой север. Наиболее интересна южная часть города. Здесь находится традиционный торговый центр Осаки -- квартал Синсайбаси. В квартале Дотонбори уже 300 лет сосредоточена ночная жизнь города.

В южной части расположены и самые знаменитые храмы города. Среди них синтоистский храм Сумиёси, в котором покоятся души погибших моряков. Здесь же находится и древнейший буддийский храм Ситэннодзи, построенный принцем Сётоку тайси еще в VI в. Каждый год 22 апреля на территории храма проходит большой праздник, в ходе которого демонстрируются бугаку -- придворные танцы и церемонии эпохи Хэйан (VIII-ХII вв.). Что касается северной, деловой, части Осаки, то здесь в квартале Додзима и на речном острове Наканосима находится построенное в 1821 г. в стиле ренессанса здание городского муниципалитета, действующая с 1878 г. фондовая биржа, вторая по величине и значению в стране, офисы крупнейших компаний и банков.

С 1697-го по 1939 г. в Додзиме действовал центральный оптовый рисовый рынок, который устанавливал цены на рис для всей страны (в годы второй мировой войны он был переведен в Токио).

Северную и южную часть города прорезает в меридиональном направлении бульвар Мидосудзи -- центральная магистраль города. Это бульвар, обсаженный деревьями гинко. Самый крупный праздник в городе -- Тэндзин -- проходит ежегодно 24-25 июля. Он входит в тройку наиболее известных праздников во всей Японии. Днем по улицам движутся празднично украшенные процессии горожан, несущие паланкины микоси. А вечером на реке проходит парад красочно расцвеченных речных судов и лодок. Горожане, сидящие в них, распевают песни под гром японских барабанов. Небо над городом расцвечивается праздничным фейерверком.

11 Демографическая проблема современной Японии

Взрослое поколение

Первая из этих причин -- впечатляющий рост сред-ней продолжительности жизни: 77 лет для мужчин и 84 года для женщин. Япония заня-ла по этому показателю первое место в мире и в ближайшие го-ды уйдет вперед еще дальше. Кардинальное улучшение меди-цинского обслуживания в соче-тании со здоровой националь-ной диетой (рис, овощи, морепродукты, растительное масло) сделали для японцев уход на пенсию началом "второй жизни" протяженностью не 5, а 20 -- 25 лет.

В результате увеличивается число людей в возрасте более 65 лет. Причем это старение на-ции происходит гораздо быст-рее, чем в других странах. Доля населения старше 65 лет воз-росла в Японии с 7 до 16 про-центов всего за три десятиле-тия. Тогда как во Франции ана-логичный процесс занял 114 лет, в США -- 69 лет. Демографы уверенно прогнозируют, что к 2025 году к возрастной катего-рии за 65 лет будет относиться 25 процентов жителей, то есть каждый четвертый японец. Это означает, что если нынче на од-ного пенсионера приходится 6 -- 7 работающих, то скоро каждого из них должны будут содержать двое тружеников.

Быстрое старение нации со-провождается другим, не менее опасным

демографическим фе-номеном: падением рождаемо-сти. Трудолюбивым японцам пришла пора встревожиться по поводу своих способностей к массовому производству. Но не к выпуску автомобилей или теле-визоров, а к созданию собствен-ного потомства. В трудные пос-левоенные годы в стране восхо-дящего солнца ежегодно появля-лось на свет почти три миллиона младенцев. Ныне же -- лишь не-многим более миллиона.

Показатель рождаемости (то есть количество детей, которое

среднестатистическая женщина производит на свет за свою жизнь) с послевоенной цифры 4,5 опустился ниже 1,4. (Для воспроизводства требуется не менее 2,1.) Это значит, что насе-ление Японии, достигнув к 2008 году 128 миллионов, затем нач-нет сокращаться примерно на полмиллиона человек в год. Итак, с одной стороны -- «се-ребряная революция», то есть старение нации, с другой -- падение рождаемости. Сочетание этих двух тенденций чревато весьма негативными последст-виями. Во-первых, рост числа пенсионеров при уменьшении числа работающих создаст не-посильную нагрузку для систе-мы социального

обеспечения. В 2025 году, когда каждому чет-вертому японцу будет больше 65 лет, отчисления в пенсионный фонд придется увеличить до 35 или даже до 50 процентов зара-ботной платы против нынешних 17 процентов (половину этой суммы сейчас представляют ра-ботодатели). Чтобы такие отчис-ления были посильны для труже-ников, придется удвоить им зар-плату. А это неизбежно скажется на цене продукции, то есть на ее конкурентоспособности. Во-вторых, рост числа пен-сионеров приведет к увеличе-нию налогов, а это в свою оче-редь уменьшит приток инвести-ций, более того, вызовет утечку капиталов. В-третьих, из-за снижения рождаемости обост-рится нехватка рабочей силы, а ввозить ее из-за рубежа японцы опасаются. Ведущие концерны станут еще активнее переме-щать производственные мощно-сти в другие страны, а это разо-рит малые и средние предпри-ятия, являющиеся ныне их суб-подрядчиками.

В-четвертых, снизится уровень личных сбере-жений, который служит одним из ключевых факторов динамиз-ма японской экономики. Наконец, социальный аспект, то есть область семейных отно-шений. Обогнав по

эффективно-сти производства Северную Америку и Западную Европу, Япония остается далеко позади них в области социального обеспечения. До недавних пор этот недостаток компенсиро-вался конфуцианскими тради-циями: «три поколения под од-ной крышей».

Старший сын (особая роль которого в семье подчеркива-лась с малолетства) не только наследовал отчий дом, но и га-рантировал обеспеченную ста-рость родителям. С того дня, как свекровь торжественно переда-вала невестке самодзи (дере-вянную лопаточку для раскла-дывания риса), хозяйничать в доме начинало следующее по-коление, а отец и мать сохраня-ли лишь совещательный голос в семейных делах.

В 60-х годах 80 процентов японских семей жили по принципу «три поколения под одной крышей». Ныне же их ос-талось лишь около 30 процен-тов, и по количеству одиноких стариков Япония скоро догонит Англию.

На вопрос, почему молодежь теперь все чаще предпочитает жить отдельно от родителей, один японец ответил так: - Ну, во-первых, для этого появились материальные пред-посылки, молодая семья в состо-янии обзавестись собственным жильем. А во-вторых, принцип «три поколения под одной кры-шей» годится для развивающих-ся стран, где старцы не живут так долго, как у нас. В Стране восходящего солн-ца сейчас насчитывается 44 миллиона семей (после войны было вдвое меньше). Причем 12 миллионов из них состоят из двух человек, а 10 миллионов -- вообще одиночки. В XXI веке бо-лее двух третей японцев будут доживать свою жизнь одни. Но справедливости ради надо за-метить, что того

желают не толь-ко их дети, но и они сами. В средневековой Японии су-ществовал бесчеловечный обы-чай «убасуте». Жители бедных селений уносили обессилевших стариков в горы и после ритуала прощания оставляли их умирать в одиночестве. Нынешнему по-колению пожилых японцев по-добная участь не грозит. Хотя заложенное в национальной психологии представление о глубоких старцах как о бремени для их близких порой дает о се-бе знать. Даже в средствах мас-совой информации звучат сето-вания тех, кто вынужден ухажи-вать за беспомощной 80-летней матерью или отцом. Однако большинство япон-ских пенсионеров материально обеспечили свою старость. Госу-дарственные пенсии (около 600 долларов в месяц), которые пре-доставляются с 65-летнего воз-раста, обычно дополняются вы-платами из частных пенсионных фондов, а они, по крайней мере, вдвое выше. По заключению японской ме-дицинской ассоциации, пожи-лым людям для счастья нужно четыре условия: быть здоровым, быть экономически независи-мым, иметь друзей, оптимисти-чески смотреть на жизнь, С 70 -- 80-х годов в Японии стали популярны «родзин курабу», то есть «клубы стариков». Там есть школы бальных танцев, кружки икэбаны и чайной цере-монии, курсы иностранных язы-ков. Но сейчас эти клубы вышли из моды -- причем главным об-разом из-за своего названия. Шестидесятилетние, да и те, кто старше их, не

хотят называть се-бя стариками. Поэтому огромным успехом пользуется ассоциация «Вторая жизнь». Среди ее членов, кстати говоря, немало людей, которые берут уроки русского языка по телевидению. Компания «Эн-Эйч-Кей» приглашает вести за-нятия наших известных дикто-ров. В этой роли, в частности, выступали Анна Шатилова, Ан-гелина Вовк,

Татьяна Судец. Оказалось, что русский язык -- именно потому, что он один из самых трудных, -- мно-гие японские долгожители взя-лись учить по совету врачей как профилактическое средство от старческого маразма.

Ассоциация «Вторая жизнь», цель которой найти японцам занятие на 20--25 лет после ухода на пенсию, -- на-глядное олицетворение «сереб-ряной революции». Что же каса-ется второй демографической проблемы -- тенденции опустев-ших колыбелей, то ее олицетво-ряют молодые японки, которые не только не хотят выходить за-муж (средний возраст невест -- за 27 лет), но и, заведя семью, избегают иметь детей, чтобы не ломать служебную карьеру. Именно эта социальная катего-рия тратит больше всего денег на туалеты и парфюмерию, чаще всего совершает зарубежные поездки. Выдвигалась идея об-ложить этих молодых, живущих в свое удовольствие женщин вы-соким налогом за бездетность. Но через парламент законопро-ект не прошел. Его сочли нару-шением прав человека.

Рожать, мол, или не рожать -- личное де-ло женщины. А то будет как в

ми-литаристской Японии, где патри-отическим долгом каждой семьи считалось подарить родине хотя бы двух сыновей.

Молодежь

Наряду со старением нации и падением рождаемости происходит и изменение японской молодежи как таковой. Многие из тех, кто сейчас учится в университетах Японии ни разу не надевали кимоно. Эта часть студентов и студенток не знакома с традиционной японской музыкой и театром. Они никогда не были в саду камней, не видели Кабуки и вообще мало, что знают об истории и традиционной культуре своей страны. Их интересы одновременно космополитичны и ограниченны благодаря вековому «особому пути» Японии. Поколение родителей нынешней молодежи обеспечило экономический прогресс Японии. А у современной молодежи, похоже, уже нет цели трудиться в поте лица ради процветания фирмы. Современная японская молодежь больше интересуется собой, и у нее нет желания решать социальные проблемы и улучшать общество. Если раньше японская молодежь активно участвовала в жизни общества, уже хотя бы тем, что интенсивно трудилась в фирме, в том числе и затем, чтобы достичь материального благополучия, то теперь такая цель, достижение благополучия,

значения не имеет, благополучие достигнуто. И теперь, когда молодые люди потеряли эту экономическую цель, некогда объединявшую людей, их система ценностей стала индивидуальной. Молодые японцы теперь стремятся к достижению не тех целей, которые навязываются им со стороны, внешними условиями, а тех, которые диктует им их индивидуальный внутренний мир. Обилие свободного времени вкупе с поголовной мобильной телефонизацией, выводящей контакты подростков из-под контроля родителей, позволяют им заниматься, чем заблагорассудится. В результате японская молодежь имеет все шансы прослыть самой эпатирующей и экстремальной на свете. Усиление индивидуализма -- большая проблема, и сейчас идут споры, что оно

несет Японии. Но дело в том, что причины роста индивидуализма коренятся не столько в субъективных настроениях молодежи, сколько являются следствием объективного хода развития экономики. В прошлом японская экономика строилась на семейном принципе: при системе пожизненного найма человек ассоциировал всю свою жизнь с фирмой, предприятием. Сейчас складывается иная система, которая предоставляет человеку преимущества не потому, что он является служащим фирмы, а по способностям. А от неспособных стараются избавляться, и для Японии это совершенно новый подход. И хотя старшие поколения выступают против развития индивидуализма, его стимулирует само развитие экономики. Поэтому опасения, что по мере взросления молодежь будет возвращаться к коллективным системам ценностей, беспочвенны. Молодежь сейчас уже не выносит никакого давления извне, никакого навязывания. Индивидуализм японской молодежи -- не подражание Западу, а в первую очередь протест против насилия коллективного, группового сознания прежней эпохи. Индивидуализм японской молодежи имеет совершенно иное качество, чем индивидуализм молодых американцев. Американцы выросли в христианской культуре, у них есть представление о Боге, а японцы такого представления не

имеют. Появилось много людей, которые хотят зарабатывать деньги разными способами, оптимальными для себя, не встраиваясь в какую-то структуру.

Министерство труда Японии выразило обеспокоенность: многие молодые люди, которые отказываются от «работы на всю жизнь» в крупных корпорациях, якобы угрожают процветанию страны. Во время экономического взлета Японии в 1980-х годах получение постоянного места в крупной японской корпорации считалось вершиной успеха, гарантировавшей благополучие и стабильный доход. Однако современная японская молодежь, получившая среднее и даже высшее образование,

предпочитает трудиться на временных работах, не требующих специального образования, без каких-либо перспектив роста.

С 1982 года число таких молодых людей, которых здесь называют «фрита», утроилось, составив уже 1,5 миллиона человек. По данным исследования, проведенного по заказу японского правительства, число выпускников школ, которые не пытаются искать себе «карьерную» работу, в два раза превосходит число тех, кто такую работу искал, но не получил. Около 80 процентов японских безработных сами покинули свое место или вообще его не искали. За прошедшие десять лет образ сотрудника крупной корпорации превратился в глазах молодежи из «служащего-самурая» в «корпоративного трутня». Стиль работы крупных японских корпораций предполагает, что молодой человек довольно долго работает на низших должностях, получая небольшую зарплату, зато получает гарантию, что будет работать там всю жизнь, постепенно получая все возрастающую зарплату. Однако в результате серии банкротств крупных предприятий доверие жителей Страны восходящего солнца к такому стилю работы сильно упало. Около 20 процентов японской молодежи даже не пытаются найти работу и не планируют свое будущее, довольствуясь случайными подработками. Истории о системе пожизненного найма и легенды о преданности работника фирме скоро могут стать достоянием учебников по истории экономики. «Серебряная революция» в стране пустых колыбелей может привести к тому, что Япо-ния вступит в XXII век с населени-ем 67 миллионов человек, а это вдвое меньше, чем на пороге XXI века. А достаточно радикальное отличие взглядов детей от жизненных принципов отцов может абсолютно изменить облик будущей Японии.

12 Заключение

Япония - страна огромных возможностей. Она имеет многовековое культурное наследие, но при этом современная Япония необычайно технологически развитая страна. Япония абсолютно не похожа на другие страны Азии. Японцы ценят чистоту крови, свои обычаи и даже в наше время находятся люди, которые придерживаются обычаев. Я очень люблю эту страну. Мне интересно узнавать что-то новое о ней, о ее жителях, о культуре, о писателях, музыкантах и художниках, об обычаях, о заведенных правилах. Узнавая что-то новое о Японии и ее жителях, невозможно не обратить внимание на своеобразие их жизни. Япония изобилует красивыми буддистскими храмами, Японскими садами, дворцами. Я надеюсь, что когда-нибудь у меня появится возможность побывать в этой стране и пообщаться с ее жителями.

13 Список используемой литературы

1. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник, 2004 год.

2. Япония. Физическая и экономическая география. Г. Треварт, Москва, 2007 год.

3. Современная Япония. Справочник. Москва, 2003 год.

4. Большой справочник: География. Москва, «Дрофа» 2004 год.

5. Малая энциклопедия стран. Н.Г. Сиротенко, В.А. Менделев. Москва, «Торсинг», 2001 год.

6. Сайт Японского посольства в России www.Embjapan.ru

7. Японский парадокс: Реальности и противоречия капиталистического управления. Б.З. Мильнер, 2003 год.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать