Общая характеристика Китая

Общая характеристика Китая

История Китая

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 в. до н.э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитках из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено также несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан. Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая предположительно правила с 21 по 16 в. до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее большинство историков считает, что эта династия действительно существовала. Предположение это основано на двух доводах. Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой династии. Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и социальных институтов, свидетельствует в пользу того, что ей предшествовала по крайней мере еще одна династия.

Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г. до н.э. Лишь начиная с этого времени правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий. Этой практике последовали и государства -- вассалы чжоуско-го двора.

Первая полная история Древнего Китая "Исторические записки" ("Шицзи") была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, "отцом" китайской историографии. Они стали первой из 24 официальных династийных историй, которые завершаются "Историей династии Мин" (1368--1644). Не была составлена официальная история последней династии, Цинской, или маньчжурской (1644-- 1911), после ее свержения в начале 20 в. Труд "Всепроницающее, или Всеобъемлющее, зерцало, управлению помогающее" ("Цзычжи тунцзянь"), составленный Сыма Гуаном в период правления династии Северная Сун, в котором исторические события рассматривались как назидания правителям, появился в 1084 г. За ним последовало по крайней мере 9 других энциклопедических работ, написанных в аналогичной форме. Эти исторические труды дополнялись многочисленными компиляциями, комментариями и книгами по специальным вопросам. Количество источников по истории Китая можно сравнить с бездонным океаном.

Географические координаты

Китай - государство в Центральной и Восточной Азии. 35 градусов Северной широты, 105 градусов Восточной долготы.

Территория. (граница Индии с Китаем является спорной; после длительных переговоров два небольших участка российско-китайской границы были демаркированы только в 1997 г.; большая часть границы с Таджикистаном является спорной; 33-ех километровый участок границы с КНДР в горах Пэктусан не определен; Китай оспаривает острова Спратли у Малайзии, Филиппин, Тайваня, Вьетнама и, возможно Брунея; спорной является морская граница с Вьетнамом в заливе Тонкин; Парасельские острова захвачены КНР, но оспариваются Вьетнамом и Тайванем; КНР выдвигает претензии на японские острова Сенкаку; наземный участок границы с Вьетнамом не определен; Китай рассматривает Тайвань как мятежную провинцию).

Общая площадь - 9 596 960 кв. км, площадь суши - 9 326 410 кв. км, площадь рек и озер - 270 550 кв. км. Использование земель: Пахотные земли - 10%, земли, используемые в растениеводстве - 0%, земли, используемые в животноводстве - 43%, леса - 14%, остальные земли - 33%.

В Китае часты тайфуны (около пяти в год на южном и восточном побережье); наводнения; цунами; землетрясения; засухи. Китай находится в умеренном, субтропическом и тропическом климатически поясах. Юго-Западная часть Китая занята Тибетским нагорьем (средняя высота около 4 500 м.), обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами; на Западе и Северо-западе - высокие равнины (Таримская, Джунгарская, Алашань) и горы Восточного Тянь-Шаня. Восточная часть страны менее высока; на Северо-востоке - Маньчжуро-Корейские горы, Большой и Малый Хинган, равнины и бассейны реки Сунгари, южнее Лессовое плато, Великая Китайская равнина; на Юге - горы Наньлин, Юньнань-Гуйчжорское нагорье. Климат на Западе континентальный, на Востоке преимущественно муссонный. Средние температуры января от -24С на Севере и в Тибетском нагорье до 18С на Юге, июля на равнинах от 20С до 28С. Годовое количество осадков уменьшается от 2 000 - 2 500 мм. (на Юге и Востоке) до 50 - 100 мм. (на Севере и Западе). Осенью часты тайфуны. На Востоке - разветвленная сеть рек - Янцзы, Хуанхэ, Сунгари, Сицзян; на Западе - пустыня Такла-Макан, на Севере - часть пустыни Гоби. Главные экологические проблемы - загрязнение воздуха, вызванное широким применением угольного топлива; кислотные дожди; нехватка воды (особенно в северных районах); загрязнение воды неочищенными сбросами; вырубка лесов; эрозия почв (начиная с 1949 г. безвозвратно утеряно около пятой части сельскохозяйственных земель); торговля исчезающими видами флоры и фауны.

На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные Тайвань и Хайнань. Столица - Пекин.

Политика и экономика

Если события 80-х годов и давали некоторые основания для выводов о резком росте роли экономических факторов во внешнеполитическом курсе Пекина, то изменение расстановки сил на мировой арене на рубеже 80-90-х гг., а также тенденции последнего десятилетия века и особенно события его конца все чаще вызывают у аналитиков ощущение приоритетности политической мотивации в международных действиях Китая.

В конце 80-х годов устранение практически всех тогдашних противоречий в советско-американских и советско-китайских отношениях, а также бесконфликтность китайско-американских отношений, казалось, давали основания говорить об исчезновении геополитической структуры «большого треугольника». Однако события на площади Тяньаньмэнь, повлекшие за собой обострение отношений КНР с США и другими странами западного мира, их война с Ираком, а также кардинальные изменения в СССР, закончившиеся его распадом, вновь заставили китайских руководителей подумать о возрождении политики «треугольных отношений» как одного из возможных средств противодействия чрезмерно усилившемуся влиянию США на международной арене.

В целях усиления своих позиций перед лицом американского давления Китай был вынужден реанимировать политику, диктуемую правилами игры в «большом треугольнике» Вашингтон - Пекин - Москва. Существование и функционирование структуры «треугольника» определяются прежде всего степенью конфронтационности сторон и их силовым потенциалом. Логика «треугольных отношений» подразумевает, что две более слабые и/или пассивные стороны объединяются для обороны против более сильной и/или агрессивной стороны. Если в 70-х годах роль наступающей стороны играла Москва, то с середины 80-х годов эта роль все более переходила к США. В новых, резко изменившихся условиях 90-х годов китайская сторона обратила особое внимание на укрепление отношений с более «слабым» из двух партнеров, то есть Россией. Укрепление сотрудничества с Москвой могло способствовать усилению международных позиций Пекина, а также росту экономического и военного потенциалов КНР. Таким образом, вновь образовалась геополитическая основа для сближения двух сторон, на этот раз на базе неантагонистического противостояния доминированию США в азиатском регионе и в мире в целом.

В декабре 1991 г. Китай заявил о признании новой России, а в 1992 г. китайским руководством было принято решение по всемерному стимулированию расширения и углубления отношений между Россией и КНР . В целях активизации российско-китайского сотрудничества Китай использовал уже наработанные в бывшем СССР контакты, прежде всего по линии военно-промышленных связей. Кроме того, были предприняты усилия по налаживанию и укреплению прямых торгово-экономических связей между отдельными предприятиями и органами местной власти обеих стран, что стало важным шагом по формированию новой базы двусторонних отношений.

В течение 1992г. Москве и Пекину удалось преодолеть некоторое недоверие, вызванное идеологическими причинами, антикоммунизмом нового российского руководства. К визиту Б.Н. Ельцина в Пекин (декабрь 1992 г.) были созданы условия для дальнейшей интенсификации отношений. Совместная декларация об основах взаимоотношений между КНР и РФ закрепила взаимные обязательства не вступать в союзы, направленные против другой стороны, а также содержала положение о том, что ни Россия, ни Китай не допустят, чтобы их территория была использована третьими государствами в ущерб безопасности партнера.

К середине 90-х годов стало ясно, что именно политическая мотивация, следуя логике «треугольных отношений», играет ведущую роль в российско-китайском сближении - а его экономическое содержание «отстает». Совместные декларации 1994 и 1996 гг. последовательно зафиксировали формулы «новых отношений конструктивного партнерства» и «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке». Китай кроме того заявил, что с пониманием относится к позиции России, осуждающей расширение НАТО на восток , и поддержал ее действия в Чечне. Россия в свою очередь подтвердила, что правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, и что Тайвань остается неотъемлемой частью территории Китая. Обе страны одинаково раздражены американским военным присутствием вблизи своих границ. Существенно при этом то, что в КНР с середины 90-х годов уже не видят необходимости внерегиональных противовесов российскому военному присутствию на Дальнем Востоке. Так, на очередном заседании Форума по безопасности АСЕАН (АРЕ) в августе 1995 г. Цянь Цичэнь заявил: «Китай более не считает американское военное присутствие в Восточной Азии силой, обеспечивающей мир и стабильность» .

В совместной российско-китайской декларации 1997 г. была закреплена приверженность обеих сторон идеям многополярного мира и формирования нового международного порядка. Де-юре страны существенно сблизили свои позиции уже по очень широкому кругу мировых проблем. В то же время следует отметить, что это сближение во многом остается лишь декларативной реакцией на изменившуюся расстановку сил в мировой политике, страны не выступают как союзники. Пока идея будущего «стратегического взаимодействия» - лишь риторика, нацеленная против усилий США по консервации и усилению однополюсной структуры глобального устройства.

Другое дело - степень успешности американских усилий на этом направлении. Представляется, что в диалоге с Вашингтоном, остающимся центральным направлением китайской внешней политики, Пекин в 80-90-е гг. добился более серьезных успехов, чем его партнер. Руководство Китая парировало многочисленные попытки США вмешаться во внутренние дела страны. Крупной победой китайской дипломатии стало восстановление юрисдикции над Гонконгом (1997 г.) и Макао (1999 г.) - с резким наращиванием своего экономического влияния в обоих анклавах. Постоянно усиливается влияние КНР в странах и территориях восточно-азиатского «римлэнда», чувствительное для геополитических амбиций США.

Существенно, что Китай не попал в отношения финансовой и технологической зависимости от Запада. В немалой степени этому способствовала продуманная политика в отношении зарубежных китайцев, связи с наиболее влиятельными представителями деловых кругов («патриотическими капиталистами»), обеспечивавшими Пекину ценнейшую информационную и политическую поддержку в странах своего пребывания, а также широкие и взаимовыгодные контакты со средним бизнесом на почве инвестиционного сотрудничества. Большую роль в организации финансовой стабильности китайского хозяйства и предотвращении чрезмерной открытости внутреннего рынка сыграли банковские круги Гонконга. В середине 90-х годов руководство страны в очередной раз квалифицированно и жестко управилось с крупной инфляционной вспышкой. А недавний экономический кризис в странах Восточной и Юго-Восточной Азии (1997-1998 гг.), выявив высокую устойчивость и прочность китайской экономики, сделал КНР исключительно привлекательным партнером для пострадавших в ходе кризиса государств. Многие их лидеры по достоинству оценили сохранение своих позиций на китайском рынке, а также финансовую помощь, которую они получили от Пекина и Сянгана, - не сопровождавшуюся (в отличие от содействия Запада) какими-либо условиями в части внутри-экономической политики. Быть может, еще важнее то, что США в последние годы серьезно потеряли в уровне доверия со стороны КНР - как в глазах Пекина, так и широкой общественности (особенно низко их рейтинг упал после бомбежек Югославии). Во многом это также было обусловлено противоречивой и непоследовательной политикой США в отношении Китая в 90-е годы.

Политика «вовлечения» (engagement) КНР в существующие структуры международного сотрудничества, официально провозглашенная администрацией Клинтона, постоянно буксует, поскольку на практический американский курс активно и небезуспешно воздействуют влиятельные силы, которые видят в КНР скорее врага или конкурента, чем партнера . При этом элементы «сдерживания» (cantainment), а главное - прямого вмешательства во внутренние дела Китая, связанные с внутриполитическими состязаниями в США, разведывательной деятельностью Пентагона и ЦРУ, нередко имеют своим конечным следствием расширение поля маневра для китайской дипломатии, в том числе в экономически важных областях. Вдобавок КНР искусно использует в маневрах магнетизм своего быстро растущего внутреннего рынка и уже очень нередко воздействует на настроения американского бизнеса не «пряниками» в виде крупных контрактов, а их демонстративным размещением в третьих странах - как это, например, было с закупками гражданских самолетов в Европе перед решающими переговорами с США о вступлении в ВТО осенью 1999 г.

Послевоенная история Китая не дает оснований полагать, что Пекин может прямо пойти на серьезные уступки в вопросах национального суверенитета. Еще меньше такая вероятность теперь - в условиях определенного обострения международной обстановки и роста экономической мощи страны, а также ее относительно невысокой зависимости от внешних рынков. Поэтому можно согласиться с авторитетным мнением Дж. Сигала, считающего, что «Китай отвоюет обратно то, что он полагает принадлежащим ему, даже если при этом появится угроза его экономическому процветанию».

Гимн

Qilai! Buyuan zuo nuli de renmen!

Ba women de xuerou zhucheng women xоn de changcheng!

Zhфnghua Minzu dao liao zui wзixian de shihou,

Meigeren beipo zhe fвchы zuihou de houshзng.

Qilai! Qilai! Qilai!

Women wanzhong yоxоn,

Mao zhe diren de paohuo, Qianjin!

Mao zhe diren de paohuo, Qianjin!

Qianjin! Qianjin! Jin!

Вставай, кто рабом стать не желает!

Из своей плоти Великую стену поставим!

Для судьбы нации грозный час наступил,

И из груди рвётся клич наш последний:

Вставай! Вставай! Вставай!

Нас миллионы, но сердцем мы едины,

Под огнём канонады смело мы в бой пойдем,

Вперёд! Вперёд! Вперёд

Государственный гимн Китайской Народной Республики, написан во время Китайско-японской войны известным поэтом и драматургом Тянь Ханем , музыку к гимну написал Не Эр. Во время культурной революции фактическим гимном Китая была песня «Алеет Восток» - «Дунфан Хун».

Природные ресурсы

Природные ресурсы. Китай принадлежит к числу наиболее богатых полезными ископаемыми стран. Здесь добывают: каменный уголь, нефть, магниевые и железные руды, вольфрам, медь, графит и олово. В пределах Синайского щита сосредоточены крупнейшие в стране месторождения каменного угля (который по своему происхождению восходит к юрскому периоду), нефти (преимущественно мезозойского и мезо-кайнозойского периода). Месторождения цветных и редких металлов крупнейшим из которых является месторождение вольфрама, занимающее по своим размерам первое место в мире, расположены в пределах Южно-Китайского массива, здесь так же добывают сурьму, олово, ртуть, молибден, марганец, свинец, цинк, медь и др. А в Тянь-Шане, Монгольском Алтае, Куньлуне, Хингане находятся месторождения золота и других драгоценных металлов. Особенности рельефа отразились прежде всего на распределении водных ресурсов страны. Наиболее влажными являются Южная и Восточная части, имеющие густую и сильно разветвленную систему. В этих районах протекают крупнейшие в Китае реки - Янцзы и Хуанхэ. К их числу относятся так же : Амур, Сунгари, Ялохэ, Сицзян, Цагно. Реки восточного Китая в большинстве своем многоводны и судоходны, а режим их характеризуется неравномерностью сезонного стока - минимальных расходов зимой и максимальных - летом. На равнинах нередки паводки, вызванные бурным весенним и летним таяньем снегов.

Западная, засушливая часть Китая бедна реками. В основном они маловодны, судоходство на них развито слабо. Большинство из рек этой местности не имеют стока в море, а течение их носит эпизодических характер. Наиболее крупные реки этого района - Тарим, Черный Иртыш, Или, Эдзин-Гол. Крупнейшие в стране реки, несущие свои воды в океан, зарождаются в Тибетском нагорье. Китай богат не только реками, но и озерами. Выделяют два основных типа: тектонические и водно-эрозионные. Первые расположены в центрально азиатской части страны, а вторые в системе реки Янцзы. В западной части Китая крупнейшими озерами являются : Лобнор, Кунунор, Эби-Нур. Особенно многочисленны озера на Тибетском нагорье. Большинство же равнинных озер, также как и реки, маловодны, многие бессточны и засолены. В восточной части Китая наиболее крупные Дунтинху, Поянху, Тайху, расположенные в бассейне реки Янцзы; Хунцзоху и Гаойху - в бассейне реки Хуанхэ. В половодье многие из этих озер становятся естественными водохранилищами страны.

Одним из основных факторов, влияющих на климатические особенности Китая, является прежде всего положение страны в пределах трех поясов : умеренного, субтропического и тропического. Кроме того значительное влияние оказывает большой размер материковой территории, и внутренних районов, а также приморское положение восточных и южных районов.

Средняя температура января колеблется от -4 и ниже на Севере (а на Севере Большого Хингана до -30 ) и до +18 на Юге. Летом температурный режим более разнообразен : средняя температура июля на Севере +20 , а на Юге +28 .

Годовое количество осадков уменьшается по мере продвижения с Юго-востока (2000 мм на Юго-востоке, материковой части Китая, 2600 мм на острове Хайнань) на Северо-западе (на Таримской равнине местами до 5 мм и меньше).

По температурному режиму в Китае различают южную и северную части. Первая - с умеренным и теплым даже зимой климатом, а вторая с холодными зимами и резким температурным контрастом между летом и зимой. По годовому же количеству осадков выделяют восточную, относительно влажную, и западную - засушливую зону.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать