Польша - экономическая и политическая характеристика
p align="left"> На этой основе делается вывод о том, что определение Евросоюза (вопреки правовой действительности, доктрине и содержания договоров) в качестве «международной организации» открывает путь для неотвратимой передачи компетенций суверенного государства другой структуре с чертами государства. Интерпретация ст. 90. абз. 1 в качестве правовой основы для вступления в ЕС противоречит повсеместно признанным принципам сосуществования независимых государств и народов, принципам самоопределения государств и их суверенного равенства, в частности, Хартии ООН.

В силу отсутствия в ст. 90, абз. 1 польской конституции определения суверенных компетенций и границ, в пределах которых их можно передать внешнему субъекту (организации - государству) и с учетом ожиданий ЕС в плане получения от Польши очередных важных областей суверенитета, эта норма носит признаки самоликвидации суверенного польского государства. 80% компетенций национальных парламентов в области хозяйственного права реализуют органы ЕС, не будучи легитимными в части формирования права.

Польская внешняя торговля в основном концентрируется на странах Евросоюза. На них приходится 70% польского экспорта и 60% импорта. По данным Евростата за 2002г., Польша была четвертым по значимости рынком сбыта для товаров из стран ЕС после США, Швейцарии и Японии. Польша занимала 7 место по стоимости экспорта на рынки ЕС - после США, Швейцарии, Японии, Китая, России и Норвегии.

С вступлением в ЕС, увеличенный сразу на десять новых членов, польская внешняя торговля будет еще в большей мере сосредоточена на остальных 24 странах этого союза. Вывоз товаров в партнерские по ЕС страны, реализуемый в форме внутренней торговли и без тарифных и нетарифных барьеров, составит 80% стоимости совокупного польского экспорта, а импорт из стран ЕС достигнет 70% стоимости всего польского ввоза. Собственно внешняя торговля Польши будет касаться оборота лишь с третьими странами вне ЕС.

Получение беспошлинного и бес контингентного доступа к рынку ЕС ускорило динамику роста экспорта из Польши в ЕС в 1992-2000гг. (в долларовом исчислении) в 2,5 раза, а импорта - в 3,5 раза. Этот рост следует объяснить сохраняющимся высоким удельным весом традиционных для польского экспорта сырьевых и трудоемких товаров. Доля технологически интенсивных готовых товаров увеличилась с 16% в 1992г. до 23% в 2002г. Это стало результатом активности функционирующих в Польше фирм с иностранным капиталом. Свободный доступ на рынки стран ЕС дает польским экспортерам шанс в части увеличения поставок своей продукции, но при обязательном условии соблюдения требований, действующих на рынке Евросоюза.

Польские предприятия получили возможность использования дополнительного финансирования своих производственных и технологических инноваций в рамках программ ЕС, и прежде всего в контексте VI Рамочной программы исследований проблем технологического развития. Это обеспечивает им шансы налаживания кооперации с фирмами стран ЕС и предприятиями стран ЦВЕ. Особые надежды в части повышения конкурентоспособности экономики возлагаются на осуществление оперативного национального плана развития на 2004-06гг., в котором определены основные блоки, в т.ч. технологической адаптации РП к ЕС. Преимущественно государственная поддержка будет оказана НИОКР, охране окружающей среды, МСП, реструктуризации слабых предприятий, переквалификации работников и развитию городских регионов, подверженных деградации.

Вопросы господдержки, и прежде всего в контексте правил конкуренции были на основе компромисса согласованы на саммите в Копенгагене и зафиксированы в правительственном докладе об условиях вступления РП в ЕС. В отношении специальных экономических зон были согласованы переходные периоды для малых и средних предприятий до 2011г. и 2010г. соответственно, увеличена до 75% доля бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций тех крупных предприятий, которые получили лицензии на деятельность в СЭЗ до конца 1999г. и 50% для инвесторов, которые получили компенсации в 2000г. Соответствующие льготы по предоставлению существенной госпомощи определены для экологических проектов.

После вступления Польши в ЕС и его финансовую систему нацпредприятия получат доступ к более дешевым кредитам, что будет содействовать снижению издержек их финансирования и улучшению их конкурентоспособности в условиях единого рынка.

Для большинства национальных фирм серьезным вызовом может быть соблюдение условий, допускающих выход польских товаров на общий рынок. Эти условия включают в себя необходимость соблюдения обязательных норм сообщества и предоставления гарантий того, что проектирование и производство конкретного товара осуществляется в соответствии с принципиальными требованиями директив «нового подхода», а также согласно всем процедурам и испытаниям при оценке соответствия. Наиболее простым методом достижения соответствия техническим требованиям и гарантирования соблюдения обязательных условий будет производство продуктов на основе европейских гармонизированных норм, принятых европейскими организациями стандартизации, такими как CEN, CELENEC, а затем согласованных с польскими нормами. Это позволит польским товарам выйти на единый рынок ЕС без необходимости дополнительных испытаний и сертификации, т.е. на принципах взаимного признания. Достаточным для этого документом будет декларация производителя.

Гармонизация технических положений и норм, равно как и принцип взаимного признания означают, что польский производитель не должен доказывать, что его продукт соответствует стандартам, действующим в стране импортера. Но каждая страна-член ЕС сохраняет за собой право запрета или ограничения на реализацию, если в ходе рыночного контроля будет выявлено, что маркированное знаком СЕ изделие является недоброкачественным.

Согласно данным из последнего Регулярного доклада Европейской комиссии о прогрессе Польши на пути к членству в ЕС, в 2002г. аграрная торговля между Польшей и ЕС активизировалась. Это стало результатом подписания соглашения о «двойном нуле», существенно либерализовавшего эту торговлю. По итогам 2001г. экспорт польских сельхозпродуктов в ЕС вырос на 20% до 1,5 млрд.долл., импорт из стран ЕС увеличился на 8% и достиг 2,1 млрд.долл. Положительное сальдо ЕС в торговле сельхозпродуктами с Польшей сокращается.

В экспорте Польши в ЕС преобладают фрукты, овощи и мясо, а также готовые продукты из них. В импорте - высокобелковые кормовые добавки, различные пищевые продукты, жиры и масла.

Польское сельское хозяйство традиционно слабо связано с мировым рынком. За редким исключением это торговля излишками, а не специализированный экспорт. При этом он характеризуется ассортиментной раздробленностью, неоднородностью торговых фирм и высокой степенью участия посредников.

Несмотря на ряд положительных примеров, можно констатировать, что до сих пор не удалось повысить конкурентоспособность польского экспорта с/х и продтоваров. Примеры его экспансии на восточных рынках, имевшей место до 1997г. свидетельствует о потенциальной активности польских экспортеров и их высокой эластичности в части преодоления имеющихся барьеров. Использование после вступления в ЕС экспортных субсидий упрочит конкурентоспособность польской экспортной оферты на рынках третьих стран.

Недостаточное развитие инфрастуктуры аграрного рынка в Польше, несмотря на определенный прогресс, является одним из главных препятствий в интеграции польского продовольственного сектора с мировым рынком. Важной проблемой развития польского аграрно-продовольственного экспорта можно считать необходимость увеличения глубины переработки сельхозтоваров и реализации процессов модернизации, ориентированных на сокращение сохраняющегося технологического разрыва и повышение качества торговой оферты.

В результате вступления в ЕС Польша получит рынок сбыта для своей экспортной продукции почти в десять раз превосходящий тот, который она откроет для стран ЕС. В преобладающем большинстве случаев экспортные цены в Польше ниже средних цен ЕС. К тому же в результате интеграции будет обеспечено снижение издержек в животноводстве, основанном на зерновых кормах. Все это должно содействовать росту конкурентоспособности данных продуктов.

Последовательный переход к прямым субсидиям в полном объеме для польских крестьян будет означать, что существенное улучшение доходности их хозяйств, а, следовательно, и способности конкуренции на общем рынке ЕС наступят в отдаленной перспективе.

Принятие совместной аграрной политики, а также ее конкретных инструментов должно обеспечить защиту от чрезмерного импорта из третьих стран. В правительственном докладе отмечается, что «по просьбе РП Евросоюз согласился записать в Договоре о вступлении положения о защитных оговорках для сельского хозяйства, которые могут быть задействованы в случае наступления серьезных и устойчивых сбоев в функционировании аграрного сектора или появления проблем, способных вызвать ухудшение ситуации в нем. Учитывая специфические проблемы сельского хозяйства в Польше, средства, используемые КЕС в целях предотвращения осложнений на рынке, могут охватывать мониторинг товарных потоков между Польшей и другими странами-членами ЕС». Формулировка более чем нейтральная для того, чтобы действительно обеспечить защиту польского с/х рынка, в т.ч. и от импорта из третьих стран, т.е. стран вне зоны ЕС.

Значение внешней торговли рыбой и морепродуктами в общем объеме внешней торговли Польши невелико. В 1997-2001гг. импорт рыбопродуктов колебался в границах от 260 до 370 млн. долл., что составляло 0,6-0,7% общей стоимости польского ввоза. Их же экспорт составлял 230-280 млн.долл., и соответственно их удельный вес в совокупном экспорте не превышал 0,7-1%. Без учета перегрузки рыбы в море с борта на борт и того меньше - 0,6%.

Серьезным изменением, связанным с вступлением Польши в ЕС, будет утрата существующих ныне привилегированных принципов торговли со странами ЕАСТ, и прежде всего с Норвегией. Принятие внешнего таможенного тарифа, используемого в торговле рыбой, несомненно повлечет за собой рост издержек на закупку рыбного сырья, имеющего важное значение для польских рыбоперерабатывающих заводов, т.к. страны ЕАСТ имеют высокий удельный вес (около одной трети) в его поставках. Смягчения этих негативных последствий в торговле со странами ЕАСТ предполагается добиться в ходе согласования с ЕС новых беспошлинных контингентов на импорт рыбы и рыбопродуктов из Норвегии и Исландии. «Рыбная» проблематика является вопросом переговоров о присоединении Польши к Договору о европейском экономическом пространстве.

Открывая свой рынок с 38,5 млн. потребителей с относительно низкой покупательной способностью, Польша получает доступ к рынку, насчитывающему 414 млн. потребителей, в т.ч. 377,5 млн. в нынешних странах-членах ЕС, к тому же с более высокой чем у поляков покупательской способностью.

В результате после вступления Польши в ЕС в ее внешней торговле - в зависимости от масштабов господдержки на условиях, допускаемых правом и практикой ЕС - проявятся две противоположные тенденции. Первая будет связана с ростом совокупного объема польского экспорта как аграрного, так и промышленного на рынки стран ЕС и рынки третьих стран. Другая же будет связана с падением удельного веса в польской внешней торговле с/х и продтоваров с вытекающими отсюда многими последствиями.


РЕЛЬЕФ И КЛИМАТ

Рельеф Польши разнообразный. На севере, вдоль побережья и в центральной части страны, преобладают низменности. Для побережья Балтийского моря характерны красивые, песчаные и широкие пляжи. На севере и на западе, на Поморском, Великопольском и Мазурском поозерьях, среди живописных холмов и лесов, расположились тысячи озер, самое крупное из которых - Снярдвы площадью около 113 кв.км.
    На юге Польша представлена возвышенностями и горными массивами: Судеты с высшей точкой Снежка (1603 м н.у.м.) и Карпаты, центральной частью которых являются Татры - горы альпийского характера, с самой высокой в Польше вершиной - Рысы (2499 м н.у.м.). Польская природа - это также многочисленные лесные массивы, сильно развитая речная сеть, с двумя крупнейшими реками Вислой и Одрой, а также богатый животный и растительный мир. Среди представителей фауны -- рысь, дикий кот, лось, кабан, олень и зубр, или европейский бизон. В Мазурах встречается олень и лось. В горных районах -- волк и бурый медведь.

Океанские воздушные массы придают климату мягкость. Преобладают западные ветры, приносящие прохладу и дожди летом и снегопады зимой.   
Восточные ветры приносят жару летом, и морозы зимой.   
Средняя температура июля - плюс 17,9o, января - минус 4,5o.   
Количество выпадаемых осадков зависит от высоты над уровнем моря. Наименьшее их количество (до 500 мм) приходится на Гданьский залив, Малопольскую низменность и долину Вислы от Модлина до Щвеча. А наибольшее приходится на горные районы юга страны, так в горных частях Татр количество осадков достигает 1800 мм.   
    К особенностям польского климата относятся майские заморозки, ранняя весна и поздняя осень.

    На территории Польши можно выделить 6 климатических зон:   
    1. Карпаты и Судеты - горный климат с большим количеством выпадаемого снега и исключительно солнечной зимой.   
    2. Шлёнская низменность и Подкарпатская долина, для которых типичны тёплое лето и долгий вегетационный период. Зимы в Подкарпатской долине морозная, а на Шлёнской низменности - мягкая.   
    3. Возвышенности Малопольская, Любельская и Розточе  характеризуются более холодной зимой и тёплым летом.   
  4. Особенностью Велкопольской и Мазовецкой низменностей являются очень мягкие зимы, становящиеся к западу еще более мягкими и короткими. 
   5. Погода в приозёрье более холодная, чем в остальной части страны.   
    6. На Балтийском побережье климат более мягкий, достаточно холодная весна и тёплая осень.

НАСЕЛЕНИЕ, РЕЛИГИЯ И ЯЗЫК

Численность населения: 38 678 тыс. человек (51,3% - женщины). Из них:
- до трудоспособного возраста (0-17 лет) - 27,5%,
- трудоспособного возраста (женщины - 18-59 лет, мужчины - 18-64 года) - 58,7%
- после трудоспособного возраста - 13,8%.
Плотность населения - 124 чел/кв.км.
(данные на III кв.98; в 1986 году население - 37 401 млн. человек).
Рождаемость - 10,61 на тыс. человек.
Смертность - 9,72 на тыс. человек. (1999 год).
Уровень миграции - минус 0,4 на тыс. человек.

Приблизительный этнический состав: поляки - 97% населения. В стране также проживают немцы - 0,8% (в основном в районах Поможа и Силезии), украинцы - 0,65%, белорусы - 0,53%. Все остальные народности насчитывают менее 1% - это цыгане - 0,06%, литовцы - 0,05%, словаки - 0,05% и евреи - 0,04%.

Большинство верующих католики - 95% (причем 75% являются активными прихожанами), есть православные и протестантские общины.

Средняя продолжительность жизни - 73 года. Мужчины - 69 лет, женщины - 77 лет.

По прогнозам к 2010 достигнет 39,39 млн. человек

Перед второй Мировой войной Польша была одной из самых многонациональных стран Европы. В Силезии, Померании и Мазовии (входивших тогда в состав Германии) проживала немецкая община, на Юго-Востоке - украинская община. Во всех городах были значительные еврейские общины. Поляки проживали в Литве, Белоруссии, Западной Украине, в Киеве, Минске, Даугавпилсе. Война значительно изменила этнографическое лицо страны - Польша стала почти мононациональной страной. Западная Украина и Белоруссия отошли к СССР, оставшиеся в Польше украинцы сейчас рассеяны в северных воеводствах. Сократилось число литовцев и белорусов, теперь они живут в приграничных районах. После немецко-фашистской оккупации и коммунистического правления еврейское население значительно уменьшилось, оставшиеся еврейская община полонизирована. Живущие в Силезии граждане немецко-польского происхождения, в зависимости от политической конъюнктуры называют себя то немцами, то поляками.

Поляки - одна из самых религиозных наций в мире. Римская католическая церковь пользуется в Польше огромным политическим влиянием и социальным престижем. С приходом коммунистов к власти после второй Мировой войны все религиозные организации были поставлены под государственный контроль. Но католическая церковь в Польше оставалась независимой в своей политике. Оппозиционно настроенные по отношению к коммунистам поляки получили мощную поддержку со стороны Рима в 1978 г., когда Папой Римским был избран польский кардинал Король Войтыла. Чтобы оценит значимость этого события, надо отметить, что впервые за 400 лет главой католиков всего мира стал не итальянец. После падения коммунизма в 1989 г. влияние церкви возросло многократно, церковь активно участвовала в принятии закона об абортах. Но такая бескомпромиссная политика привела к сокращению числа прихожан, уменьшению доходов и в середине 1990-х годов закон был смягчен. В стране есть две крупных протестантских общины - польские лютеране в Мазовии и евангелические лютеране в Силезии. Православная церковь представлена среди небольшой белорусской общины. Украинцы - в большинстве униаты. Небольшие еврейские общины имеют свои синагоги в крупных городах. В нескольких населенных пунктах действуют общины Адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Йеговых.

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии - 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. человек. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160-180 тыс. человек. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными.

ЭКОНОМИКА

С середины 1970-х годов польская экономика находилась в состоянии небольшого экономического подъема. Причины роста - кредиты, выдаваемые правительством предприятиям и необеспеченная зарплата, выплачиваемая рабочим и служащим. В начале 1980-х годов разразился экономический кризис, сопровождаемый гиперинфляцией и ростом дефицита бюджета. Первое некоммунистическое правительство приняло решение о выходе из коммунистического блока и переходе к рыночной экономике. Для этого был принят и проведен в жизнь план экономических реформ, известных как "шоковая терапия". Реформы включали в себя:

· резкое снижение инфляции через прекращение финансирования государственного бюджета центральным банком страны, установление реальной процентной ставки;

· привязку курса национальной денежной единицы к доллару (введение конвертируемости злотого);

· либерализацию цен и внешней торговли;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать