Природа, хозяйство и проблемы окружающей среды южной лесостепной зоны Республики Башкортостан (на примере Кушнаренковского района)
p align="left">Отрадно то, что после успешных акклиматизационных мероприятий (завоз и расселение диких животных возможно, видов которых у нас не было еще), естественное расселение дичи начнется с нашего района. Ведь для диких животных не существует административных границ", некоторые интересные данные приведены в таблице1 и в таблице 2[15].

Актуальным был и будет вопрос об охране территории. В этом отношении егерская служба и госинспектор по Кушнаренковскому району без работы не останутся. Все-таки есть еще люди, для которых не существует ни Правил охоты, ни территорий, на которых она полностью запрещена. А на территории стационара всякая охота и рыбная ловля запрещены.

Разумеется, статус стационара далеко не заповедный, но, тем не менее отрадно, что еще на одном, хоть и относительно небольшом клочке территории республики представители фауны будут чувствовать себя в безопасности, а сотрудники Управления сделают все, чтобы приумножить охотничьи ресурсы республики[8].

Таблица 1.

Пользователи ресурсами животного мира (тыс.га)

Наименование пользователя

Кол-во хозяй-ств

Общая площадь закрепленyых охотугодий

В том числе

ГУ ООХ

«Кушнаренковское»

ГНПОС

«Куляшка»

1. Дирекция по ООПТ РБ Министерства лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан

2

134

113,7

20,3

Таблица 2.

Охрана и воспроизводство диких животных (тыс. руб.)

Организации

2007г.

Дирекция по ООПТ РБ Министерства лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан

2366,3

В том числе государственные природные зоологические заказники

1484,5

ГНПОС «Куляшка»

ГУ Опытное охотничье хозяйство «Кушнаренковское»

881,8

3.3 Проблемы охраны атмосферы

Валовой сброс загрязняющих веществ в атмосферу по району составил 6693т, из них 895 - от стационарных и 5798 - от передвижных источников. Валовой выброс от стационарных источников по сравнению с предыдущим объемом уменьшился более чем на 100 т, в связи с уменьшением объемов производства сельскохозяйственных предприятий, ликвидации Шариповского участка Уфимского ДРСУ и т.д.

Увеличение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников связано с повышением количества личного транспорта. Основными нарушениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха являются: превышение норм токсичности и дымности автотранспортных средств. С мая по август по республике и по нашему району проводится операция «Чистый воздух».

Наиболее проблемными вопросами в области охраны атмосферного воздуха является отсутствие установок по улавливанию легких фракций углеводородов на объектах нефтедобычи (в районе находятся объекты ООО НГДУ «Чекмагушнефть» и «Уфанефть»), устарение автопарка предприятий, отсутствие сети заправочных станций с более экологически чистым топливом - природным газом[46].

На сегодня фактором, особо загрязняющим воздушный бассейн района, а также почвы, является федеральная автодорога Москва - Уфа - Челябинск, откуда в атмосферу поступают огромные выбросы выхлопных газов[23].

3.4 Проблемы охраны вод

Река Белая, качество воды формировалось под влиянием сточных вод предприятий металлургической, топливной, лесной, деревообрабатывающей, отраслей экономики, жилищно-коммунального сектора, смывов с территорий предприятий, сельхозугодий и населенных пунктов[45].

Наблюдения за качеством воды проводятся в 10 пунктах, 21 створе, 25 вертикалях.

Качество воды реки Белой у г.Благовещенска наблюдалось в 2-х створах: в фоновом и контрольном.

На качество воды в фоновом створе влияли промстоки г.Уфы. в отчетном году значение индекса загрязнения снизилось с 4,19 до 3,54, класс качества воды сменился с 4-го разряда „а” на 3-ий разряд „б” („очень загрязненная”). Также понизились средний коэффициент комплексности до 28% и максимальный - до 42%.

Средний уровень загрязненности соединениями марганца снизился с 6 до 5 ПДК, максимальный- с 25 до 13 ПДК, по-прежнему в 70% проб наблюдали превышение ПДК. Незначительно возросли среднегодовые концентрации соединений меди и органических веществ, с нормы до 2 ПДК, максимальные концентрации стабилизировались на уровне 6 и 3 ПДК, повторяемость случаев превышения нормативов наблюдали в 38 и 85% проб соответственно. Наметилась тенденция к стабилизации среднего уровня содержания нефтепродуктов до 5 ПДК, максимальных концентраций - до 25 ПДК, повторяемость превышения ПДК отмечена в 77% проб, из них в 15% - выше 10ПДК. Стабилизировались на уровне ПДК среднегодовые значения содержания в воде соединений железа, легкоокисляемых органических веществ, сульфатов и фенолов, превышение нормативов фиксировали в 23-57%. На уровне предшествующего года, ниже нормы, наблюдались среднегодовые значения хлоридов, соединений азота, никеля и цинка.

На качество воды в контрольном створе оказывали влияние промстоки г. Уфы и г. Благовещенска - Приуфимская ТЭЦ ООО «Башкирская генерирующая компания» и Благовещенский МУП (жилищно-коммунальное хозяйство).

В характеризуемом году значение индекса загрязнения стабилизировалось до 3,85, однако класс качества воды в створе сменился с 4-го разряд „а” на 3-ий разряд „б” („очень загрязненная”) за счет снижения числа критических показателей загрязнения (марганец и нефтепродукты) с 2в 2006 г. до отсутствия в 2007г. по характеризируемому комплексу веществ загрязненность воды стабилизировалась по среднему коэффициенту до 31%

Наметилась тенденция к стабилизации среднего уровня содержания соединений марганца до 6 ПДК, разовые концентрации снизились до 13 ПДК, в 77 проб воды обнаружены превышения нормативов, из них в 15% - выше 10 ПДК. Также стабилизировалась средняя концентрация органических веществ до 2 ПДК, превышения фиксировали почти во всех пробах воды не более 3ПДК. Снизились средний уровень загрязненности нефтепродуктами с 7 до 5ПДК, максимальный - с уровня экстремального загрязнения (55 ПДК) до 27 ПДК, повторяемость случаев превышения ПДК возросла до 92%. Незначительно возросли среднегодовая концентрация соединений меди с 2 до 3 ПДК, и повторяемость превышения нормативов до 62% проб, максимальная концентрация сохранялось на уровне 7 ПДК. На уровне ПДК сохранялись среднегодовые значения содержания соединений железа, легкоокисляемых органических веществ, сульфатов и фенолов, превышения нормативов фиксировали в широком диапазоне, от 15% до 57%. На уровне предшествующего года, ниже нормы, наблюдались среднегодовые значения хлоридов, соединений азота, никеля и цинка.

В отчетном году в фоновом створе реки Белой у г. Бирска значение индекса загрязнения незначительно повысилось, с 3,44 до 3,62, качество воды по прежнему оценивалось 3-м классом разряда „б” („очень загрязненная”). Среднегодовой коэффициент комплексности по 15 характеризуемым веществам незначительно возрос, с 29%, максимальный - снизился до 40%.

Стабилизировался уровень загрязненности соединениями марганца по средним значениям до 5 ПДК, по максимальным - до 12 ПДК с повторяемостью случаев превышения ПДК в 62%, выше 10 ПДК - в 15% проб. Средние значения содержания соединений меди возросли с нормы до 3 ПДК, максимальные с 3 до 8 ПДК, повторяемость превышения ПДК с 46% до 69%. Вдвое, до 4 ПДК снизился средний уровень загрязненности нефтепродуктами, максимальный - с 27 до 7ПДК, повторяемость превышения ПДК сохранялась высокой, до 77%. На прежнем уровне, до 2 ПДК наблюдалась средняя концентрация органических веществ, с повторяемостью случаев превышения нормативов не более 3 ПДК во всех пробах. Стабилизировался средний уровень в пределах нормы содержания соединений железа, органических веществ, сульфатов и фенолов. Ниже нормы сохранялись соединения азота, никеля и цинка.

Река Чермасан - небольшой левобережный приток реки Белой. На качество воды в реке влияли неорганизованные стоки с территории сельскохозяйственных объектов.

В связи с включением в 2007 г. соединений марганца в перечень критического показателя загрязненности и ужесточением требований и качества вод, показатель с 3,09 до 4,37 класс качества воды сменился с 3-го разряда„б” на 4-ый, разряд „а” („грязная”). По комплексу характеризуемых веществ средний коэффициент комплексности возрос до 33 % с узким диапазоном колебаний разовых значений от 27 до 47%. Стабилизировались средний уровень загрязненности соединениями марганца и меди до 8 и 2 ПДК, с максимальными значениями до 28 и 5 ПДК, с повторяемостью случаев превышения ПДК в 71 %, превышения 10 ПДК фиксировали в 14 % проб по марганцу. Незначительно, до 2 ПДК возросли среднегодовые концентрации нефтепродуктов, превышения нормативов фиксировали в 57% проб - не более 6 ПДК. Уровень загрязненности органическими веществами стабилизировался до 2 ПДК, фенолов и легкоокисляемых органических веществ до нормы. Повторяемость случаев выше ПДК отмечали в 86% проб по ХПК, до 43% - по БПК, по фенолам - в единичных случаях. Соединениями азота, железа, цинка и никеля река была загрязнена эпизодически и незначительно. Природный фон в реке по сульфат-ионам сохранялся повышенным, до 4 ПДК, с превышениями нормативов почти во всех пробах[15].

Глава ІV. Использование материалов исследования в работе учителя географии

4.1 Воспитательный материал краеведческого материала

Изучение географии района необходимо начать с изучения истории его образования, географического положения, характеристики его природных условий и ресурсов. Изучая отдельные компоненты природы, необходимо рассматривать их во взаимосвязи между собой (компонентами) и человеком. Работа по экологическому образованию и воспитанию школьников в настоящее время относится к одной из важнейших задач школы. Несомненно, так же, что главенствующую роль в этом отводится учителям географии и биологии. Экологическое обучение и воспитание в живой природе укрепляет связь теоретических знаний с жизнью, позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки в знакомой обстановке. Чем конкретнее и образнее учащиеся представляют предмет изучения, его необходимость в жизни, тем активнее протекает процесс обобщения и осмысления полученных на уроке знаний[16].

Природа Кушнаренковского района многолика и сложна. Когда-то на этих местах были безбрежные леса, кустарники, луга да озера, а также степи с ковылем. Природа у нас, действительно, богата и разнообразна: густые леса сменяются зелеными лугами, меж многочисленных озер протекают реки Кармасан, Каряка, Мишиды, Сикияз, Бакияз(Курлинка), Сарыш, Кудушли, Олдоуш, Толбаза, Карамалы и т.д. Правда, с освоением этих мест флора и фауна существенно изменилась, но и теперь природа вокруг нас изумительно красива.

Краеведение создает благоприятную основу для воспитания у людей бережного отношения к окружающей среде, вызывает чувство любви к родному краю, к тому уголку, в котором они родились, сделали первые шаги, познали азбуку жизни. С познания родного края начинается любовь к Родине.

4.2 Использование материалов работы на уроках географии и во внеклассной работе

Методы изучения природы своего края следующие:

· Картографический;

· Статистический;

· Графический;

· Метод полевых наблюдений;

· Фотографирование.

При выполнении данной работы были использованы все вышеперечисленные методы. Создана богатая «база данных» по своему району в виде проанализированных литературных источников и составленной выборки информации именно по территории Кушнаренковского района; составленных картосхем по геологическому строению, рельефу, климату, водам, почвам, растительности; социально-экономическим показателям, фотографическому материалу, который может в дальнейшем использоваться как наглядность на уроках. Безусловно, все это можно будет применять при работе в школе.

В начале обучения географии учащиеся владеют знаниями о своей местности, полученными до школы и вне школы на основе жизненного опыта и в начальной школе при изучении курса природоведения. Далее учащиеся выполняют краеведческие задания, помещенные в школьную программу и учебники географии (большинство авторов школьных учебников географии в конце параграфов приводят вопросы и задания для сравнения изученного материала с тем, как представлен данный вопрос в вашей местности); кроме того, отдельные задания может составлять и сам учитель.

Сложившаяся ранее система обучения школьников была направлена на проверку знаний, умений, навыков. На нынешнем этапе развития системы образования к учителю предъявляются требования формирования у учащихся профессиональных компетенций - то есть готовности применять свои знания в творческих или нестандартных ситуациях. При работе с учащимися задания должны быть сформулированы не на показ, пересказ, описание, а на оценку, объяснение, прогноз - то есть на творческую активность, самостоятельную деятельность школьников.

Требование «прогнозировать» объединяет умения формировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения «как», «почему», «что будет, если» и т.п. планировать, предвидеть развитие ситуации. Формировать эти умения возможно на примере краеведческого материала.

Так уже в V? классе при изучении темы «Природные комплексы» можно предложить учащимся описание типичных природных комплексов своей местности и оценку их изменений вследствие хозяйственной деятельности человека. Здесь необходимо провести прогноз влияния человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности. В V??? классе, при изучении физической географии России можно прибегать к рассмотрению краеведческого материала при изучении практически любой темы общего обзора - рельеф, геология, природные воды, почвы, растительность и животный мир. В ?Х классе учащиеся впервые знакомятся с изучением социальных и экономических факторов формирования структуры хозяйства, и здесь опора на местный материал просто необходима - учащимся можно предложить проанализировать историю природопользования на территории своего района, и объяснить разнообразие и степень развития различных форм природопользования, выявить природно-ресурсные предпосылки развития экономики района, расселения населения и пр.

Здесь возникает проблема работы с первичным материалом - чтобы провести всесторонний анализ, необходимо иметь в распоряжении различные тематические карты на территорию района - геологическую, физическую, почвенную, растительности, месторождений полезных ископаемых, экономическую и др. Официально изданных карт отдельных районов нет. Район можно найти на соответствующей тематической карте Республики Башкортостан, но это не очень удобно из-за размеров карт, к тому же они зачастую имеют разный масштаб, что не очень удобно при сравнении начинающим исследователям. В этой связи по ходу выполнения данной работы было принято решение о создании краеведческих картосхем Кушнаренковского района, в которых отображаются геологическое строение, климат, рельеф, полезные ископаемые, почвы, растительность данного района.

4.2.1 Разработка урока географии по технологии творческого развития

Урок проводится в8-9-х классах.

Тема: Физико-географическая и экономическая характеристика Кушнаренковского района.

Цели:

Дидактическая - формирование знаний у учащихся о физико-географической и экономической характеристике своего района.

Психологическая - отработка приемов самостоятельной умственной и творческой деятельности.

Воспитательная - формирование естественнонаучного мировоззрения у учащихся.

План урока

?. Постановка учебной задачи - изучение физико-географической и экономической особенностей Кушнаренковского района.

??. Решение учебной задачи - изучение физико-географической и экономической особенностей Кушнаренковского района.

1. Изучение природных условий Кушнаренковского района.

Задание 1.Рассмотреть географическое положение.

Задание 2.Рассмотреть геологическое строение.

Задание 3.Рассмотреть полезные ископаемые.

Задание 4.Рассмотреть климат.

Задание 5.Рассмотреть реки, озера и пруды.

Задание 6. Рассмотреть зональные комплексы.

Задание 7. Рассмотреть агроклиматические ресурсы.

Задание 8. Рассмотреть топливно-энергетические и минеральные ресурсы. Задание 9. Рассмотреть водные ресурсы.

Задание 10. Рассмотреть растительные и промыслово-охотничьи ресурсы

Задание 11. Рассмотреть почвенные ресурсы.

Задание 12. Рассмотреть отрасли хозяйства Кушнаренковского района.

2. Меры по рациональному использованию ресурсов района и охране природы.

???. Обобщение урока.

Оборудование: Карты физическая, геологическая, климатическая, почвенная, полезных ископаемых, растительности, животного мира, экономическая Республики Башкортостан; карты района нарисованные, в ходе написания дипломной работы; коллекция полезных ископаемых[29].

Содержание урока.

? Ориентировочно - мотивационный этап:

1.1. Постановка учебной задачи.

Для того чтобы определить последовательность решения учебной задачи, воспользуемся общим принципом, которого мы придерживаемся в курсе географии: « Мы изучаем природные условия, чтобы выявить природные ресурсы, а выявив, оценить их, наметить меры по рациональному использованию и охране». Из этого общего способа решения следует и задача (что нам нужно изучить в данном районе) и план решения (в какой последовательности решить задачу). Таким образом, получается: природные условия - естественные ресурсы - оценка их - меры по рациональному использованию.

При определении последовательности изучения природных условий района необходимо воспользоваться опорной схемой взаимодействия природных компонентов в природном комплексе, эта схема приводится в учебниках. Двигаясь по стрелкам, в этой схеме следует последовательно и кратко рассмотреть геологическую историю, строение территории , состав пород и полезные ископаемые, климат, почву, растительный мир, животный мир и другие природные компоненты.

?? Операционально-исполнительский этап:

2.1.Изучение природных условий района.

Задание 1.

Рассмотреть географическое положение Кушнаренковского района, по настенной карте, атласам Республики Башкортостан, где размещена физическая карта Республики Башкортостан, использовать карту которая дана в дипломной работе.

Задание 2.

Рассмотреть геологическое строение Кушнаренковского района, по настенной карте, атласам Республики Башкортостан, где размещена геологическая карта Республики Башкортостан, использовать геологическую карту Кушнаренковского района (которая прилагается к данной дипломной работе).

Задание 3.

Выявить полезные ископаемые по атласам Республики Башкортостан, по карте полезных ископаемых. Результат решения вынесем на опорную схему условными знаками. На территории Кушнаренковского района добывают нефть, имеются месторождения природных строительных материалов - песка, песчано-гравийной смеси, глин кирпичных. Использовать карту полезных ископаемых Кушнаренковского района

Задание 4.Рассмотреть климат, при выявлении основных особенностей климата использовать принцип детерминизма и выявить причины, т.е. климатообразующие факторы, определяющие климатические особенности нашего района, используя данные дипломной работы. Необходимо вынести основные показатели климата на схему: О-осадки, t?-температура и другие.

Задание 5.Рассмотреть, перечислить реки, озера и пруды, используя физическую карту Республики Башкортостан, а также карты по Кушнаренковскому району, которые даны в данный дипломной работе.

Задание 6. Рассмотреть зональные комплексы. Используя данные и карты дипломной работы. Рассмотреть растительность, животный мир и почвы. Результаты решения этого задания смоделировать с использованием условных знаков на схеме. Наиболее характерные животные и состав почв вынести на схему словами.

2. Выявление и оценка природных ресурсов.

Выполненная модель иллюстрирует в сжатой форме основные особенности природных условий Кушнаренковского района. Эта схема служит учащимся опорой при изучении и оценке природных ресурсов. При этом климат выступает как агроклиматические ресурсы, воды- водные ресурсы и т.д.

Задание 7. Произвести оценку топливно-энергетических и минеральных ресурсов. Записать какими ресурсами располагает территория изучаемого района.

Задание 8. Определить агроклиматические ресурсы. На западе и востоке, установить причины их различий и сходств.

Задание 9. Определить водные ресурсы.

Задание 10. Определить растительные и промыслово-охотничьи ресурсы, установить причины распределения их на территории района.

Задание 11. Рассмотреть почвенные ресурсы района, установить преобладающий тип почв на рассматриваемой территории.

Задание 12. Определить отрасли хозяйства Кушнаренковского района, выявить основные направления сельского хозяйства и промышленности.

3. Меры по рациональному использованию.

Напомним учащимся, что „рациональный” означает, прежде всего как экономный.

При разработке этих мер весьма важно получить собственные мнения и решения в ответ на вопросы учителя: Как будем использовать лесные ресурсы? Какие перспективы открываются в развитии сельского хозяйства? [32].

??? Рефлексивно-оценочный этап

3.1. Обобщение урока - рефлексия.

Обобщающие вопросы по содержанию урока и по всем пройденным этапам. При обобщении организуется самооценка работы учащихся[16].

Заключение

В процессе работы над темой ВКР, были выполнены следующие объемы работы: собран и систематизирован имеющийся материал по следующим пунктам:

1. Природные условия территории.

2. Хозяйство изучаемого района.

3. Проблемы охраны природы Кушнаренковского района.

Также выполнены поставленные цели и задачи - охарактеризованы природные условия, охарактеризованы отрасли хозяйства и дана характеристика основных проблем охраны окружающей среды Кушнаренковского района.

Анализ природных условий и ресурсов, социальных и экономических показателей развития Кушнаренковского района, а также характера природопользования и современного экологического состояния территории позволяют сделать следующие выводы:

1. Кушнаренковский район обладает выгодным физико - и экономико-географическим положением. Природные условия и ресурсы в целом благоприятны для развития сельского хозяйства и промышленности. Территория района представляет собой обширную равнину (сложенную преимущественно осадочными породами неогена, перми и палеогена) с умеренно-континентальным климатом; здесь распространены лесостепи со сформировавшимися под ними преимущественно черноземными почвами.

2. Природно-сырьевой потенциал района является важной предпосылкой развития специализации отраслей хозяйства. Высокий уровень развития растениеводства определен как природными (благоприятное сочетание тепла и увлажнения, продолжительность вегетационного периода, плодородные черноземные почвы), так и социально-экономическими показателями (высокий уровень образованности трудовых ресурсов, стабильность численности населения развитие производства по переработке продукции сельского хозяйства). Кроме растениеводства, активно развивается молочно-мясное животноводство, свиноводство, пчеловодства и садоводства. Основные направления промышленного производства района - пищевая и мукомольно-крупяная. Важную роль играют транспортные пути и в первую очередь федеральная автодорога Москва - Уфа - Челябинск.

3. Экологическое состояние района характеризуется следующим: фактором, особо загрязняющим среду района, является федеральная автодорога Москва - Уфа - Челябинск, откуда в атмосферу поступают огромные выбросы выхлопных газов; загрязнение водоемов происходит преимущественно за счет фекальных стоков животноводческих комплексов, промышленных стоков и смыва с полей почвенных частиц и удобрений; активно идут процессы деградации почв. Физико-географические условия района и приоритетные направления развития экономики служат косвенным фактором отрицательного влияния на окружающую природную среду.

4.Руководство района проявляет заинтересованность в создании благоприятных условий для жизни и работы на селе: все населенные пункты газифицированы и связаны с райцентром асфальтированными дорогами. Активно строятся объекты социально-культурного назначения - мечети, учреждения культуры.

Оценивая развитие и современное состояние Кушнаренковского района в целом можно сделать вывод, что район динамично развивается и имеет хорошие перспективы. Для успешного развития района необходимо рациональнее использовать ресурсы района, усилить контроль над работой предприятий, ужесточить требования к соблюдению норм экологической безопасности, проводить политику по замене устаревшего оборудования, усовершенствованию дорог.

Материалы работы можно использовать в качестве иллюстративного материала при проведении уроков географии и географии Республики Башкортостан.

Литература

1. Абдуллин Ф.Г., Гильванов Ф.В., Латыпов Р.Х., Притяжение земли, Уфа 2000.-105с.

2. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан. - Справочник: Уфа: ГУП РБ «Издательство «Белая Река»», 2007.-416 с.

3. Агроклиматические ресурсы Башкирской АССР., Уфа: Гидрометеоиздат, 1976. - 196с.

4. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. В 9 т., Уфа, 1990-1998.

5. Бабкина М.И., Кузнецова В.В., Жданова Л.П. Агроклиматические ресурсы БАССР. - Л.: Гидрометеоиздат, 1976.-196с.

6. Балков В.А. Водные ресурсы Башкирии. Уфа: Башкнигоиздат, 1978. 173 с.

7. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Издательство Башкирская энциклопедия, 1996.-672с.

8. Галлямов Р.Т. Стационар Куляшка // Авангард № 67 ,13.04.02., 2с.

9. Гареев А.М. Реки и озера Башкортостана. Уфа: Китап, 2001.- 260с.

10. Гареев А.М., Максютов Ф.А., Болота Башкирии, Уфа,1986.-210с.

11. Гареев Э.З. Геологические памятники природы Республики Башкортостан. Уфа: Тау, 2004.- 296с.

12. Геология СССР, т.13.Башкирская АСССР и Оренбургская область, М.: Недра, 1964.- 655с.

13. Гидрогеология СССР. т.15 БАССР. - М.: 1972.- 344с.

14. Города и районы Республики Башкортостан, Екатеринбург: Скиф/ под ред. Хазиахметова Ш.С., 2006.

15. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Республике Башкортостан в 2007 году. - Уфа: Министерство природопользования и экологии РБ, 2008.- 273с.

16. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. Ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. - 203с.

17. Животный мир Башкортостана / Под ред. М.Г. Баянова и Е.В. Кучерова.-Уфа: Китап, 2001.-311с.

18. Кашапов Р.Ш. Экологические проблемы Башкортостана: их возникновение, развитие и обострение: Учеб.пособие/ Башк. гос. пед ин-т. - Уфа, 1996.-121с.

19. Кашапов Р.Ш., Курамшина Н.Г., Коновалова В.Ф., Мартыненкова Л.Н., Карамова Л.М., Западный Башкортостан: Экология и безопасность жизнедеятельности,Уфа :1987.- 121с.

20. Красная книга Республики Башкортостан. Объединенный том. Уфа: Башкортостан, 2007.-440с.

21. Майстренко Н.В. Виноград растет на севере// Панорама Башкортостана, № 4(12), 2000.

22. Попов Г.В. Леса Башкирии. Уфа: Башкнигоиздат, 1980. - 248с.

23. Саитгалеев А.Р. С любовью к родной земле// Авангард, №57(22), 2004.,2с.

24. Турикешев Г.Т-Г. Краткий очерк по физической географии г. Уфы, Уфа 1986.-154с.

25. Толяров С.К., Лесостепные почвы БАССР, Уфа 1987.-165с.

26. Фаткуллин Р.А. Природные ресурсы Республики Башкортостан и рациональное их использование: Уч. Пособие. - Уфа: Китап, 1996.- 174с.

27. Фаткуллин Р.А. Природные условия Республики Башкортостан. - Уфа: Китап, 1994.- 174с.

28. Физико-географическое районирование БАССР/ Под ред. И.П. Кадильникова. - Уфа: Изд-во БГУ, 1964.-236с.(репринтное издание, 2005).

29. Фриш В.А. Изучение своего района// География в школе. - 1996, № 1.с.32.

30. Хазиев Ф.Х., Мукатанов А.Х. и др. Почвы Башкортостана, т.1.- Уфа: Гилем, 1995. - 240с.

31. Хакимов Р.Р. , Здесь Азия встречается с Европой. - Уфа: Башкнигиздат, 1986.

32. Хисматов М.Ф., Сухов В.П., География Башкортостана.- Уфа: Китап, 2000. - 200с.

33. Экономика Башкортостана: Учебник. - Уфа: Китап, 2001. - 270с.

34. Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Башкортостан. Москва: Экономика, 2004.-639с.

Картографические материалы

35. Атлас Республики Башкортостан.- М.: КГиК МПР РФ,1992. - 40 с.

36. Атлас Республики Башкортостан. М: ПКО «Картография», 2005. - 160с.

37. Атлас Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2005. - 419 с.

38. Геологическая карта Республики Башкортостан, масштаб 1:600000. - М.: ГУГК, 1992.

39. Дорожная карта «Автомобильные дороги Республики Башкортостан», масштаб 1:700000. - Екатеринбург: ФГУП «Уралаэрогеодезия», 2007.

40. Минерально-сырьевая база неметаллических полезных ископаемых Республики Башкортостан, масштаб 1:500000. - Екатеринбург: ФГУП«Уралаэрогеодезия», 1999.

41. Общегеографическая карта Республики Башкортостан, масштаб 1:500000. - Екатеринбург: ФГУП «Уралаэрогеодезия», 1999.

42. Почвенная карта Республики Башкортостан, масштаб 1:500000.- Омск: ФГУП « Омская картофабрика», 2004.

43. Физическая карта Республики Башкортостан, масштаб 1:600000. - М.: Роскартография, 1997.

44. Экономическая карта Республики Башкортостан, масштаб 1:600000.-М.:Роскартография, 1997.

Фондовые материалы

45. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация за 2007 год (по Кушнаренковскому району) // материалы Приуфимского территориального управления Министерства природопользования, лесных ресурсов и экологии Республики Башкортостан.

46. Информация о контроле за использованием и охраной земель предприятий топливно-энергетического комплекса РБ, расположенных на территории Кушнаренковского района// материалы Госкомзема РБ.

47. Материалы организации и введения лесного хозяйства Кушнаренковского лесхоза Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.

48. Материалы Кушнаренковского районного отдела госстатистики (отчет за 2008г. по сельскому хозяйству, земельным ресурсам, населению, сфере обслуживания).

49. Материалы Кушнаренковской метеостанции за 2007г.

50. Материалы центральной библиотеки села Кушнаренково.

51. Справки отдела Государственной статистики Кушнаренковского района за 2006-2008 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать