Промышленность и экономика Франции

Промышленность и экономика Франции

Промышленность, энергетика и цветная металлургия Франции

Франция использовала важную промышленность - горнодобывающую, производящую уголь, соль, железо, уран и калий. Угольная промышленность в 2005 году была окончательно остановлена: большинство шахт в настоящее время прекратило свою работу. В настоящее время существует проблема управления этим преобразованием: согласно налоговым отчетам, добывающие организации на 30 % беднее, чем другие.

С другой стороны во Франции есть разнообразные обрабатывающие отрасли промышленности: самый важный сектор - станки и транспортный материал (автомобили), за которыми следуют продовольственные товары в связи с обширным сельскохозяйственным производством. В 1999 году промышленная деятельность получила прибыль от снижения евро и роста продаж посреднических товаров и оборудования. Динамизм и высокая конкурентоспособность воздухоплавательной, автомобильной и пищевой промышленности способствовали избытку торгового баланса.

В период с апреля 2000 года по апрель 2001 года группа Эр-Франс взяла 4500 новых людей, число, эквивалентное 7 % от их общей численности персонала. Последствие 35-часовой рабочей недели снизило рост деятельности компании, норма создания самолетов свыше 80 %. Для аэробусов был превосходный 2000 год, с общей продажей 496 самолетов и 50 заказов на A 380. А 2001 год был результатным по созданию больших самолетов. Продавцам удалось продать 50 аэробусов меньше чем за 6 месяцев первым шести клиентам.

Бум в экономике позволил в полной мере извлечь выгоду в строительстве и автомобильной промышленности: за первые шесть месяцев 2000 года во Франции было продано 2,3 миллиона автомобилей, что явилось новым рекордом. В строительстве и общественных работах вакансии увеличились на 32 %, сектор получал прибыль в предвыборный период (муниципальные выборы в 2001 году), который всегда важен в общественных работах. Все действия в этой сфере привели к ощутимому росту. Жилью помогли амортизация пособия, низкие процентные ставки, улучшение ситуации занятости и нагнавшее явление.

Обновление работ прибыльно из-за снижения НДС. Производство в текстильных и швейных промышленностях снизилось. Избыток и переселения продолжаются. Крупномасштабное распределение групп пострадали меньше, с сильным потребительским спросом, они диверсифицируют свои дополнительные источники для получения более выгодных цен. В больших супермаркетах также зафиксировано увеличение, главным образом благодаря продажам не пищевых продуктов. Большие магазины были главными бенефициариями в возвращении к состоянию процветания. Популярные магазины увеличиваются, им удалось понизить низкое качество товары от их деятельности.

Важным стимулятором экономического подъема служит увеличение оборотного капитала и складских запасов сырья и оборудования на французских предприятиях. Закупки французскими предприятиями, осуществляемые с этой целью за границей, ведут к приросту объема импорта (почти на 7% за 1997 г.) и одновременно создают задел для значительного увеличения производства в короткий срок. Именно последним обстоятельством объясняется годовой рост на 20% импорта машин и оборудования.

В настоящее время загрузка производственных мощностей и оборудования на французских предприятиях является предельной и достигает 85%, что требует их резкой модернизации и соответственно увеличения производственных инвестиций. Но в 1997 г. они едва выросли на 1,8%, хотя средств на это у предприятий более чем достаточно. О чем свидетельствует норма самофинансирования предприятий (отношение их валовых накоплений к объему валовых инвестиций в основной капитал), которая в 1997 г. превысила 113%.

Вялый рост производственных инвестиций и очень высокая норма самофинансирования предприятий объясняются, прежде всего субъективными факторами: предприниматели боятся расширять или модернизировать производство, опасаясь низкого потребительского спроса, и в большинстве своем не доверяют экономическому курсу правительства Л. Жоспена. Поэтому продолжает, в частности, снижаться норма накопления (отношения валовых инвестиций в основной капитал к добавленной стоимости). В 1997 г. она сократилась до 15,1% против 15,5% в 1996 г.

Предстоящее создание валютного и экономического союза ускорило процесс концентрации в ведущих отраслях экономики. В июне 1997 г. произошло объединение финансовой компании «Суэц» и промышленного холдинга «Лионнэз дезо» . Фирма «Томсон ЦСФ» стала частично приватизированной и попала под контроль синдиката в составе компаний «Алкатель», «Дассо» и «Аэроспасиаль» . Почти 20% акционерного капитала госкомпании «Франс Телеком» поступили в открытую продажу на фондовый рынок, а 7,5% акций переданы в рамках взаимообмена немецкой «Дойче Телеком» .

Предпринимались усилия по концентрации капитала в сфере розничной торговли. Так, крупная торговая фирма «Промод» пыталась приобрести не менее крупную фирму «Казино», что вызвало серьезную обеспокоенность у конкурентов.

По инициативе правительств Франции, ФРГ и Великобритании хозяйственное объединение «Эрбюс индустри» преобразовывается в концерн, который будет также выпускать военную продукцию.

Одновременно происходит проникновение (не всегда дружественное) иностранного капитала в ведущие французские фирмы. В частности, одна из крупных французских страховых компаний АЖФ явилась предметом публичного предложения покупки ее акций со стороны итальянской страховой компании «Женералли» . В результате сложных переговоров удалось предотвратить переход АЖФ под контроль «Женералли» . Но, в конечном счете, компания АЖФ теряет свою самостоятельность и вступает в стратегический союз с немецким страховым обществом «Альянц» .

Весьма слабые позиции (с точки зрения невысокой биржевой капитализации) перед угрозой поглощения имеют такие солидные экономические агенты как банки БНП, ССФ, «Париба», фирмы «Буиг» «Данон», «Перно-Рикар» . Все они являются потенциальными жертвами поглощений со стороны более крупных европейских партнеров после создания валютного и экономического союза.

Единственным позитивным примером агрессивной деятельности французского патроната по концентрации капитала путем поглощения иностранных конкурентов явилась известная в России фирма по производству стройматериалов «Лафарж» . Она купила за 17 млрд. фр. более крупную английскую фирму «Редлэнд» и удвоила свой оборот до 60 млрд. фр. Недаром президент «Лафарж» был признан лучшим французским менеджером года.

Указанные примеры свидетельствуют о том, что французский капитал оказывается достаточно слабым перед лицом конкурентов, которые намерены эффективно использовать возможности будущего ЕВС для укрепления своих позиций в французской экономике. Только дальнейшая концентрация французского капитала позволит избежать подобной перспективы.

Предстоящий с 2000 г. переход к 35-часовой рабочей неделе подталкивает предприятия к автоматизации с тем, чтобы избежать роста издержек по рабочей силе. Данная причина также прямо связана с наметившимся ростом производственных инвестиций.

Если в 1997 г. валовые инвестиции в основной капитал фактически не росли (увеличение на 0,2%), то в 1998 году они очевидно увеличатся на 4%.

Еще более впечатляют ожидаемые цифры в отношении роста производственных инвестиций в промышленности в 1998 году (10%, а в обрабатывающей более 11%, за 1997 г. - 1%, в том числе 2% в обрабатывающей).

Французские предприятия накопили достаточно финансовых средств. Потенциальный объем их самофинансирования в 1997 г. составил 120 млрд. франков. Норма самофинансирования (отношение валовых накоплений к объему валовых инвестиций в основной капитал) для французских предприятий превысила в 1997 г. по уточненным данным 118%.

Довольно высокой остается норма валовой прибыли предприятий (кроме предприятий финансового сектора). В 1997 году она составила 32,3% (в 1996 г. - 31,7%).

Заметно улучшается норматив ликвидности. Две трети активов предприятий составляют высоколиквидные финансовые инструменты. Снижается коэффициент задолженности (соотношение долговых обязательств к собственным средствам). В 1997 г. он составил 36%.

Упомянутые факторы способствуют ожидаемому в 1998 году увеличению нормы накопления предприятий (отношение валовых инвестиций в основной капитал к добавленной стоимости) до 16,1% против 15,1% в 1997г.

Ожидается, что в 1998 году 17,4% валовой прибыли предприятий нефинансового сектора будут использованы для накопления, прежде всего производственного. На оплату труда уйдут около 43,5% валовой прибыли. Еще 14,3% займут социальные отчисления. На долю различных налоговых платежей пойдут 14,7% валовой прибыли, приблизительно по 5% отчислений от валовой прибыли составят выплаты дивидендов и чистые платежи процентов по полученным кредитам. Как видно из этих цифр, основным источником дальнейшего увеличения производственных накоплений остаются дивиденды, но акционеры, прежде всего иностранные, категорически противятся снижению уровня доходов по дивидендам.

Весьма красноречивой является структура инвестиций французских предприятий. По данным за 1997 г., внутри страны они вложили в форме прямых производственных инвестиций 38,6% от всей суммы их инвестиций. На долю прямых капиталовложений за рубежом пришлись 22,7% совокупного объема их инвестиций. Портфельные инвестиции за рубежом составили 18,8% их инвестиционных затрат (те же инвестиции в самой Франции едва превысили 6,1%). Наконец, на НИОКР были израсходованы 13,8% выделенных инвестиционных средств.

Настораживает то обстоятельство, что 50 крупнейших французских компаний нефинансового сектора (на них приходятся свыше 30% всех инвестиций во французскую экономику) заметно наращивают объем своих прямых капиталовложений за рубежом при сокращении своих инвестиций в самой Франции. Ожидается, что в 1998 г. их производственные инвестиции внутри страны сократятся на 1,6%. Одним из возможных объяснений служит транснациональный характер указанных компаний и их закономерное стремление к снижению производственных, социальных и налоговых издержек.

Энергетика

По материалам годового отчета Генеральной дирекции энергетики и сырьевых ресурсов (ГДЭСР) за 199 г. политика правительства Франции в области энергетики складывается под влиянием ряда факторов, основными из которых являются: необходимость удовлетворения спроса на энергоносители при защите коммерческих интересов национального капитала, шаги Евросоюза по обеспечению все большей открытости рынков и возрастание конкуренции иностранных компаний, усиливающиеся требования общественности по охране окружающей среды с выводом обсуждения этой проблемы на международный уровень.

Следствием последнего стало заявление Л.Жоспена об остановке атомного реактора «Суперфеникс» . Выполнение требований и соблюдение экологических норм действительно стало весомым элементом энергетической политики, а не просто временной данью общественным настроениям. Протоколом международной конференции по вопросам изменения климата, проходившей в декабре 1997 г. в Киото (Япония), для стран Евросоюза предусматривается снижение к 2010 г. нынешнего уровня выброса в атмосферу углекислого и других вредных газов на 8%. Для Франции речь идет лишь о стабилизации уровня выброса, однако и это, по мнению экспертов, нелегкая задача, учитывая потребности в энергоносителях при экономическом росте (в среднем на 2% ежегодно в течение последних 10 лет), невозможность в силу финансовых и социальных причин осуществить широкую замену угля природным газом, при использовании которого выбрасывается меньше углекислого газа, а также невозможность увеличения на данном этапе доли атомной и гидроэнергетики, составляющих более 90% общей выработки французской электроэнергии.

Решение экологических проблем будет и далее стимулировать развитие возобновляемых источников энергии. В этой связи большое внимание уделяется совершенствованию и использованию новых типов работающих на газе автомобилей и электромобилей, для чего, помимо поддержки научных разработок, предусматривается введение налоговых льгот для пользователей экологически чистыми машинами, обязательств по их приобретению при обновлении транспортного парка госучреждений и постепенный перевод на них общественного транспорта.

Несмотря на остановку реактора «Суперфеникс», будут продолжены исследования по переработке, захоронению в глубоких геологических слоях и консервации на поверхности земли радиоактивных отходов. В 1997 г. велись активные переговоры с местными властями по согласованию вопросов строительства подземных лабораторий с целью интенсификации исследований, для чего предусматривается увеличение бюджетных ассигнований. Тем самым дается понять, что правительство не собирается сворачивать программу развития атомной энергетики. По всей видимости и остановка «Суперфеникса» - окончательная мера и в дальнейшем не исключен его запуск, поскольку через 10 лет, как считают специалисты, встанет вопрос об обновлении мощностей ныне действующих атомных станций. Загрузка их энергомощностей в 1997 г. составила 83%. Резкое же ее снижение негативно сказалось бы не только на норме выброса углекислого газа, т.к. потребовало бы усиления работы теплоэлектростанций, но и на таком важном факторе энергетической политики, как обеспечение т.н. энергетической независимости.

Последняя представляет собой соотношение собственного производства и добычи к общему потреблению первичных энергоносителей без учета климатических корректив. В 1997 г. она составила 50% (по нефти - 4%, по газу - 7%, по углю - 31% и по электроэнергии -116%).

Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости. Примером этого может служить заключенный фирмой Total контракт на добычу иранского газа, несмотря на американское эмбарго.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитии передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Эти усилия уже увенчались успехом. В 1997 г. Elf открыл крупные месторождения в офшорной зоне Анголы и Конго. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков. С учетом прогноза относительно того, что в ближайшие 5 лет офшорная нефть составит более 80% увеличения нефтедобычи стран-нечленов ОПЕК, Франция получает большую степень независимости в плане снабжения нефтью, в т.ч. в ситуации, когда члены ОПЕК договариваются о снижении объема нефтедобычи.

В области электроэнергетики правительство, помимо подписания контракта с Electricite de France, предусматривающего снижение тарифов, усиление инвестиционной деятельности за рубежом, реализацию социальных программ и снижение задолженности перед государством, намерено заключить соглашения с независимыми производителями. Эта мера, как предполагается, будет стимулировать развитие альтернативных источников энергии, облегчит управление энергосистемой вследствие ее децентрализации, повысит экономичность электросетей и позволит поддерживать в должном состоянии систему малых ГЭС при усилении во взаимодействии с местными властями режима безопасности плотин.

В газовой отрасли, кроме аналогичного контракта с Gaz de France, в преддверии открытия европейского рынка газа и усиления конкуренции инофирм подписаны соглашения о сотрудничестве между GdF, Total и Elf, в т.ч. в рамках дочерних фирм, с целью укрепления их позиций на французском рынке.

В угледобывающей отрасли внимание правительства привлечено к выполнению т.н. «угольного пакта», заключенного в 1994 г. между руководством группы Charbonnage и профсоюзами при участии министра промышленности относительно закрытия нерентабельных шахт. В 1997 г. было закрыто еще 3 разреза в Эльзасе. Персонал был частично отправлен на пенсию, на курсы профпереориентации или переведен на другие шахты.

В 1997г. расходы потребителей энергии увеличились на 8%, составив 85,6 млрд.фр., что явилось следствием не роста потребления как такового, а роста рыночного курса доллара. Энергозатраты же, как соотношение первичного потребления энергии с учетом климатических корректив и товарного ВВП, снизились на 1,7%, что, по мнению экспертов ГДЭСР, представляет собой положительную тенденцию, сопровождающую увеличение темпов экономического роста.

Следует отметить, что ГДЭСР, являясь единым, хотя и разветвленным государственным органом, занимается всем комплексом проблем, связанных с энергетикой и сырьевыми ресурсами Франции. В его ведении находятся службы по вопросам атомной энергии, международным связям, возобновляемым источникам энергии и ее рациональному использованию, сырьевым ресурсам и полезным ископаемым, аналитические бюро и управления энергоносителей, газа, электричества и угледобычи.

Специалисты ГДЭСР считают, что в ближайшие годы при усилении того или иного фактора, влияющего на выработку энергетической политики Франции, она все равно будет включать в себя такие слагаемые, как удовлетворение спроса на энергоносители, развитие возобновляемых источников энергии, дальнейшее использование атомной энергии и обеспечение энергетической независимости государства.

«Эльф-Акитэн» . Юридический адрес: 2, place de la Coupole, Tour ELF Courbevoie, 92400 Paris, la Defense. Телефон: 01.47.44.45.46; факс: 01.47.44.78.78; телекс: ELFA615-400. Пезидент-ген.директор: Philippe Jaffre Филипп Жаффре. Юридический статус: Акционерная компания. Акционерный капитал: 13,21 млрд.фр. Состав акционеров: 46% - иностранные институциональные инвесторы; 29% - французские институциональные инвесторы (Credit Agricole, GEC Alsthom, Lafarge, UAP, Paribas, BNP, CIC, IBCA и ряд других); 20% - частные инвесторы, 5% - служащие компании.

Группа впервые начала свою деятельность в 1940 г. с производства и распределения природного газа во Франции.

«Эльф-Акитэн» занимает 7 место в мире среди нефтяных компаний, а во Франции однозначно является «номер один» по объему оборота, капитализации на бирже, числу акционеров и ряду других показателей. Численность сотрудников «Эльф-Акитэн» в 81 стране мира составила в 1997 году 85 000 человек.

Результаты группы в 1997 году оцениваются как наилучшие за всю ее историю. В частности это относится к показателям прибыли, росту доходов на акции (+7%) и росту их курса (+42%).

В сотрудничестве «Эльф-Акитэн» с российской стороной в сфере добычи углеводородов есть ряд сложных проблем. В частности по НПЗ в г.Лейна (проект «Лейна-2000» на 10 млн. тонн нефтепродуктов в год), в 40 километрах от Лейпцига на территории бывшей ГДР.В 1994 году Elf Aquitaine привлекла в качестве акционеров к данному проекту три российские компании «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Мегионнефтегаз» . Их доля в проекте составила 24%. У Elf Aquitaine - 43% и на долю германской «BvS» должно было прийтись 33%.

Российские компании должны были оплатить свое участие в проекте поставками сырой нефти. Однако вследствие изменения условий регламентации экспорта энергоносителей предпочли это сделать в денежной форме. Несмотря на дополнительную отсрочку в 1 год, ими было выплачено только 25% из необходимых 240 млн. марок. Таким образом, доля российских компанийперешла к Elf Aquitaine, которая фактически получила 67%. Elf Aquitaine намеревалась ограничить свое участие в проекте 50%. и изыскивала возможность подключения к проекту новых партнеров."Эльф Акитэн» готова обсуждать возвращение российских фирм в проект, но на новых финансовых условиях.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать