Промышленность Португалии
p align="left">Собственных промышленных запасов углеводородного сырья в стране пока не обнаружено. По данным Евростата за 1996 г., энергетика Португалии является одной из самых зависимых в ЕС, и степень импорта энергоносителей составляет 96,7%. Для обеспечения работы ТЭС ежегодно импортируется 10-11 млн. т. нефти и 4-4,5 млн. т. угля.

Разведка нефтегазоносных месторождений ранее велась в шельфовой зоне северного побережья Португалии, но была прекращена в 1995 г. в связи с неперспективностью. Работы по поиску нефтегазоносных пластов в этой зоне планировалось возобновить в 1998 г. совместными усилиями португальских и испанских компаний при поддержке руководства провинций Португалии и соседней Испании.

Уголь для ТЭС добывался в Португалии в объемах до 100 тыс. т. ежегодно, однако в последние годы его добыча признана экономически нецелесообразной и практически прекращена.

Развитие теплоэнергетики ведется в рамках согласованной с ЕС программы «Энергия» путем строительства транснационального газопровода, который свяжет Португалию с Испанией. В настоящее время сжиженный газ поступает из Алжира и Марокко на терминал в порту Сетубал. Подводный газопровод длиной 45 км. свяжет г. Танжер (Марокко) с г. Тарифа (Испания). На территории Португалии уже ведется прокладка газопровода Сетубал - Брага (380 км.), распределительных сетей (370 км.) и строительство ТЭС в г. Тапада (рядом с г. Порту) мощностью 990 мвт. (3 генератора по 330 мвт.). Пуск первого генератора состоялся в марте 1998 г.

До 1991 г. природный газ в теплоэнергетике Португалии не использовался, в 1997 г. потребление составило 133 млн. куб. м., на 1998 г. было запланировано потребление для этих целей в объеме 508 млн. куб. м. и на 1999 г. - 1016 млн. куб. м., то есть в 6 раз больше, чем в 1997 г. Газификация теплоэнергетики позволит экономике Португалии постепенно уменьшить объемы импорта нефти и угля с тем, чтобы в дальнейшем свести импорт этих энергоносителей до минимума.

В правительстве Португалии лежит план создания к 1999 г. суперхолдинга на международном уровне в области нефти и газа. Новая компания, оценочная стоимость которой составит 320 млрд. эскудо, объединит компании «Петрогал» и «Газ-де-Португал» . На следующем этапе предусмотрено присоединение к этому холдингу компании «Электрисидаде-де-Пopтyгал» (производство и распределение электроэнергии), для чего создана в рамках этой компании рабочая группа, изучающая возможности перевода всех ТЭС на природный газ. Позиции государственного сектора в этой компании после двух этапов приватизации ее акций (государство располагает 50% плюс 100 акций) оставляют ему достаточное пространство для маневра, связанного с созданием этого нового суперхолдинга.

В июне 1998 г. подписан контракт между компаниями «Трансгаз» и «Газ-де-Португал» и консорциумом нигерийских компаний с компанией «Шелл» на поставку в Португалию, начиная с 2000 г., 300 млн. куб. м. сжиженного природного газа ежегодно. Одновременно подписывали контракт с испанскими компаниями «Газ-Натурал» и «Энагаз» на приемку этого газа на терминале в испанском порту г. Уэльга, его регазификацию и последующую транспортировку по газопроводу в Португалию.

Подписание этих контрактов является первым альтернативным решением с тем, чтобы диверсифицировать поставки газа исключительно из Алжира, как это планировалось ранее. Изучается также проект строительства газохранилища в центре Португалии с оценочной стоимостью в 25 млрд. эскудо.

Гидроэнергетика страны активно развивается, начиная с 60-х годов, когда был согласован с Испанией (все основные реки начинаются на территории этой страны и их течение зарегулировано каскадом плотин) и стал реализовываться совместный план развития гидроэнергетики. По оценкам португальских экспертов, этот план практически выполнен.

В настоящее время разрабатывается проект строительства ГЭС в верховьях реки Доуру на севере страны недалеко от границы с Испанией. Другой проект национального значения - строительство водохранилища и ГЭС Алкева на реке Гуадиана (восточная граница с Испанией) мощностью 240 мегаватт. В 1997 г. согласован с ЕС вопрос финансирования строительства этой ГЭС с привлечением инвестиций из фондов ЕС. Общая оценка затрат на реализацию этого проекта - 2 млрд. долл.

Программа «Энергия», разработанная правительством Португалии при содействии ЕС и частично финансируемая из фондов ЕС, рассчитана на 1994-99 гг. Основная цель этой программы - уменьшить зависимость энергетики страны от импорта энергоносителей с 96,7% до 90%: за счет увеличения потребления природного газа (что даст экономию средств до 40%), более рационального использования электроэнергии в промышленности и быту и широкого освоения возобновляемых источников энергии (ветровые, термальные электростанции, использование солнечной энергии для бытовых целей и др.).

Ветровые электростанции (ВЭС) появились на территории Португалии в 70-х годах (пос. Лоурел в окрестностях г. Лиссабона). Функционируют ВЭС в окрестностях г. Синеш, г. Ламегу, на о. Мадейра.

В рамках программы «Энергия» планируется довести к 1999 г. установленную мощность ВЭС до 100 мвт. Перспективными регионами для этих целей признаны долина реки Доуру и архипелаг о. Мадейра. Муниципалитет г. Кашкаиш (пригород Лиссабона) изучает вопрос о строительстве в этой зоне ВЭС.

Геотермальные электростанции (гео-ТЭС) являются перспективными на архипелаге Азорских островов, имеющем все признаки геотермальной зоны. На о. Сао-Мигел уже функционирует гео-ТЭС, покрывающая 20% потребностей острова, разрабатывается проект строительства гео-ТЭС мощностью 20 мвт. на о. Тершейра, что должно полностью обеспечить потребности острова в электроэнергии.

Изучаются также возможности строительства новых гео-ТЭС на о. Сао-Мигел (установленная мощность двух действующих в сумме равна 5,7 мвт.) с тем, чтобы довести энергообеспечение острова за счет гео-ТЭС до 50%. На очереди - проекты гео-ТЭС на островах Пику и Файал.

Утилизация отходов. Вопрос утилизации промышленных и бытовых отходов является достаточно злободневным для Португалии, стремящейся поддержать и сохранить имидж одной из самых незагрязненных стран Европы с целью привлечения иностранных туристов. Этот вопрос впервые обсуждался правительством в 1996 г. в связи с тем, что большие скопления твердых отходов расположены в окрестностях гг. Лиссабона и Порту.

В настоящее время разрабатывается пилотный проект производства по сжиганию твердых отходов, скопившихся в северных пригородах Лиссабона, что позволит, по мнению авторов проекта, производить ежегодно 300 мегаватт/час электроэнергии и тем самым сократить объемы импорта энергоносителей, используемых на ТЭС.

Энергия солнца. На территории Португалии нет в настоящее время солнечных электростанций. Вместе с этим, уже запущены в производство и широко рекламируются установки по нагреву воды в бытовых целях. В условиях, когда цены на электроэнергию в Португалии являются самыми высокими в ЕС (по данным Международного агентства по энергетике за 1997 г. при индексе цен Норвегии, принятом за 100, индекс цен в Португалии равен 411), население, особенно располагающее отдельными жилыми строениями, все больше приобретает эти установки.

Транспорт. Авиация

Проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-98» летом 1998 года стимулировало комплекс работ по совершенствованию всех видов транспорта и коммуникаций. Европейский союз на протяжении 5-6 последних лет выделял инвестиции, способные устранить отставание транспортной сети Португалии от партнеров по ЕС.

Морской транспорт. За 1997 год объемы грузооборота незначительно увеличились (5%) и составили 61 млн. тонн: доставлено в страну - 44, вывезено - 17 млн. тонн. Всего в стране насчитывается 357 транспортных судов общим водоизмещением 952 тыс. брутто регистровых тонн. За минувший год в портах страны обработано 14866 судов. Перевезено пассажиров - 556 тыс., в т. ч. 206 тыс. транзитных. Из 19 портов страны, наиболее значимыми по объему грузопотоков являлись в 1997 г. следующие.

Порт Лиссабона. В 1997 г. произведена реконструкция пассажирских причалов, направленная на увеличение потока судов обслуживающих местные линии.

Грузооборот порта снизился почти на 10% и составил 11,5 млн. тонн. Среди грузов преобладали контейнерные перевозки. Из причин, послуживших снижению грузооборота отмечены неудовлетворительные связи порта с автострадами Севера и Юга страны, а также низкая пропускная способность железнодорожной ветки порта.

Порт Синеш. Единственный порт, способный принимать и обрабатывать крупнотоннажные суда, с осадкой до 22 метров. Насчитывает 4200 работающих. Обработано более 2000 судов, с общим весом грузов (в основном угля, нефти, нефтепродуктов и химических веществ) - 21,4 млн. тонн.

Проводится модернизация порта, направленная на быструю обработку контейнеров различного объема, продолжено строительство причала длиной 300 метров, а также линий по выгрузке угля.

Порт Лейшоеш. Предназначен в основном для генеральных грузов, автотранспорта и контейнеров. Грузооборот в 1997 году составил 13,3 млн. тонн. Объем пассажирских перевозок незначительный - 32 тыс. за год.

Порт Сетубал. Грузооборот порта составил 5 млн. тонн, рост 11% к 1996 году. Программа модернизации порта предполагает инвестиции до 2000 года в объеме 7 млрд. эскудо (около 40 млн. долл.) для завершения строительства контейнерного терминала и укрепления береговой зоны г. Сетубала.

Порт Авейро. Грузооборот порта составил 2,6 млн. тонн. Рост к 1996 году - 27%.

Порт Виана ду Каштелу. Грузооборот порта возрос по сравнению с 1996 годом на 80% и составил более 0,5 млн. тонн.

Другие порты континентальной части страны: Фигейра да Фос, Портимао и Фаро, менее значимы. Их общий грузооборот составил 4,4 млн. тонн.

Порты, расположенные на Азорских островах и острове Мадейра, предназначены в основном для жизнеобеспечения населения островной части и вывоза на континент с/х продукции, производимой на островах. Их грузооборот составил соответственно 1,7 и 1,5 млн. тонн.

Железные дороги. Число работающих в отрасли - 13150 человек. Протяженность сети железнодорожных линий составляет 3065 км. Локомотивов - 275, в т. ч. дизелей - 194, электровозов - 81. Вагонов - 5101, в том числе пассажирских - 503 шт.

В 1997 г. возрос объем грузовых перевозок на 12% и составил 9,61 млн. тонн или 2342 млн. тонн/км, в т. ч. перевезено 34432 контейнера, общим весом 396 тыс. тонн. Структура грузоперевозок распределилась следующим образом: цемент - 26%, уголь - 18%, древесина - 16%, бумага - 7%, контейнеры - 6%, минералы - 6%, другие грузы - 21%

Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта в 1997 году составили 48132 млн. эскудо (260 млн. долл.). Программа модернизации данного вида транспорта до 2001 г. включительно предусматривает общий объем инвестиций в 666 млрд. эскудо (3,8 млрд. долл.). Основными составляющими программы можно считать следующие:

- реализация проекта движения поездов по мосту через реку Тежу (1997-98гг.), общая стоимость проекта 245 млрд. эскудо (1,4 млрд. долл.);

- строительство моста через р. Доуру;

- модернизация линии на Бейра Алта (1998 г.);

- строительство ветки скоростного поезда Лиссабон-Порту «Пендолино» со скоростью движения 220 км/час, стоимость проекта 13,5 млрд. эскудо (76,7 млн. долл.), готовность - апрель 1998 г.;

- строительство скоростной ветки между Порту и Виго, со скоростью движения поездов 140 км/час, ввод в эксплуатацию в 2002 году;

- сооружение новой ветки по Лиссабону и пригородам до 1999 года, с предполагаемым пассажиропотоком до 40 млн. человек в год;

- модернизация линий на Север и Юг страны, интенсификация движения пригородных поездов Лиссабон-Кашкайш и Лиссабон-Синтра, строительство и реконструкция железнодорожных мостов тоннелей и др.

Метрополитен. Действующая в г. Лиссабоне сеть метрополитена увеличилась в 1997 году на 4,2 км. и составила 26,2 км. линий. Количество обслуживающего персонала - 2,1 тыс. человек, перевезено 123,9 млн. пассажиров. Продолжаются работы по реализации проекта строительства метро юга Тежу (MST).

В 1997 году проведены конкурсы, определены кампании Португалии, Франции, Италии, Германии и др. стран, участвующие в реализации проекта создания метро в г. Порту, распределены их зоны ответственности и объемы инвестиций, которые составят 169 млрд. эскудо (960 млн. долл.). Всего будет сооружено 4 линии общей протяженностью 70 км., первая из них планируется к пуску в 2000 году, а к 2002 году будут курсировать уже 72 поезда.

Автомобильный транспорт. Протяженность автодорог составляет 10633 км, в том числе островной части страны - 687 км.

Количество зарегистрированных в стране автомобилей (легковых и грузовых) насчитывает 4985 тыс., тракторов - 233 тыс., тягачей - 280 тыс, мотоциклов - 219 тыс. ед. Следует отметить рост автомобильного парка за счет импорта в Португалию бывших в употреблении автомашин (50,3 тыс. ед. против 17 тыс. - в 1996 году), в основном из Германии, Италии, Франции. Учитывая данное обстоятельство, правительство страны разработало и реализует нормативные меры, препятствующие данному виду импорта.

Грузооборот автомобильного транспорта неуклонно растет и в 1997 году составил 315 млн. тонн, в том числе экспортно-импортных грузов - 11 млн. тонн.

Перевезено пассажиров междугородными автобусами - 562 млн. человек и городскими в гг. Лиссабон и Порту - 594 млн. чел.

В 1997 году объем инвестиций в строительство автодорог составил 132 млрд. эскудо (672 млн. долл.). Полностью завершено строительство скоростной автострады Лиссабон-Брага, в 1998 текущем году планировался ввод всех участков автострады Лиссабон-Алгарве. До 2002 года предполагается открыть пять новых скоростных автострад, связывающих Португалию и Испанию.

В апреле 1998 года открыто движение по мосту имени «Васко да Гама"через р. Тежу, самому большому по протяженности в Европе. Пропускная способность его составит в 1998 году - 8 млн. автомобилей, в 2100 г. - 33 и в 2030 г. - 49 млн. автомобилей.

Авиация

Общая протяженность маршрутов составляет 229 тыс. км. Количество выполненных за год рейсов - 56110. В 1997 году перевезено 4098 тыс. пассажиров. Грузооборот составил 65 тыс. т. общих грузов и 8, 4 тыс. т. почты. Основных аэропортов в стране - 3. Аэропорт Лиссабона. В 1997 году пассажиропоток и грузооборот аэропорта возросли почти в 2 раза. Принято самолетов - 35 тыс. Обслужено пассажиров - 6343 тыс. человек, в том числе транзитных - 233 тыс. Обработано грузов - 99 тыс. тонн, в том числе почтовых - 10 тыс. тонн.

В 1997 году завершена реконструкция здания аэровокзала. В соответствии с существующей программой ALS-2000, после окончания работы выставки «ЭКСПО-98» реконструкция аэропорта продолжится вплоть до конца 1999 года. Выполненные работы позволят увеличить пассажиропоток до 12 млн. пассажиров в год и принимать одновременно до 30 авиалайнеров за час.

Аэропорт Фаро. В минувшем году отмечен рост пассажиропотока. Всего принято 13,1 тыс. самолетов. Обслужено пассажиров - 3831 тыс. человек, в том числе транзитных - 179 тыс. Обработано грузов - 2,1 тыс. т. Начаты работы по совершенствованию системы безопасности полетов, которые будут завершены в 1998 году.

Аэропорт Порту. Принято самолетов - 13,4 тыс. Обслужено пассажиров - 2116 тыс. человека т. ч. транзитных - 202 тыс. Обработано грузов - 25,8 тыс. т., в том числе почтовых - 430 тонн. Принят план реконструкции аэропорта на период 1999-2001 гг., который предусматривает преобразование его в один из самых современных и удобных в Европе, способный обслуживать до 6 млн. пассажиров в год. Предусмотрено финансирование этих работ в объеме 7,8 млрд. эскудо (42 млн. долл.)

Остальные 10 аэропортов значительно меньшей мощности и кроме островных, используются в основном для обслуживания междугородных пассажирских и почтовых перевозок.

Судоремонт

Судостроение и судоремонт является важным сектором экономики Португалии, объединяющим 56 предприятий и подразделяющимся на две отрасли: строительство маломерных и средних судов для рыболовного, портового и каботажного флота, а также крупный и средний судоремонт. При этом судоремонт является доминирующим направлением деятельности португальских верфей, поскольку стоимостной объем производимой в этой сфере продукции составляет 80%.

В 1997 году португальское правительство предприняло ряд мер по выводу судоремонтных верфей из затянувшегося кризиса путем интеграции с европейскими предприятиями с целью приобретения наиболее совершенных технологий и на их базе пополнения портфеля заказов.

3а 10 последних лет рыболовный флот Португалии уменьшился почти на 50%, что за тот же период вызвало снижение загрузки судоремонтных верфей на 27%. Кроме этого, отрасль ощущает серьезную конкуренцию со стороны испанских предприятий.

Основными предприятиями являются верфи «Виана ду Каштелу» (обладает наибольшими производственными мощностями по строительству судов) и «Лижнаве» - крупнейшее судоремонтное предприятие в Европе.

Верфь «Лижнаве» располагает современными судоподъемными средствами, имеет 8 сухих доков, наибольший из которых - размером 520 на 90 метров, что позволяет осуществлять ремонт танкерного флота в 1 млн. тонн дедвейта.

Длина ремонтных причалов, оборудованных централизованными коммуникациями, современным подъемно-транспортным оборудованием превышает 2500 метров. Основные производственные мощности «Лижнаве» ориентированы на ремонт танкерного флота. В 1997 году на «Лижнаве» начато создание двух новых предприятий по ремонту судов (3800 рабочих мест). Программа расчитана до 2003 года и оценивается в 83,3 млрд. эскудо (470 млн. долл.). За первое полугодие 1997 года верфи «Лижнаве» увеличили объем ремонтных работ на судах почти в 2 раза. Объемы ремонта нефтяных танкеров в 1997 году возросли на 18%.

Как и планировалось, в 1997 году начата реконструкция верфи «Митрена» в г. Сетубал. Общая стоимость проекта составит примерно 88 млн. долл.

В результате проведенных преобразований 48% акций «Лижнаве"принадлежат группе частных предприятий «Мелло», 37% - частным акционерам и 15% акций находятся в руках государства. Число рабочих мест на «Лижнаве» в 1997 году сократилось с 3200 до 2300.

Судоверфь «Виана ду Каштелу», одна из старейших в Португалии, была основана в 40-х годах как судостроительное предприятие. Кроме этого, предприятие занимается мелким и средним судоремонтом. На «Виана ду Каштелу» занято около 1300 человек. Верфь располагает двумя сухими доками размером 157 на 25 и 129 на 18,5 метров для строительства судов, третий док расположен за пределами верфи и предназначен для ремонта судов, который составляет до 15% объема производства «Виана ду Каштелу» Предприятие имеет причалы длиной до 400 метров, что позволяет производить достроечные и ремонтные работы.

Помимо строительства судов для национального флота верфь «Виана ду Каштелу» реализует заказы немецких и норвежских фирм на строительство 6 судов для контейнерных перевозок, 6 судов для транспортировки химических продуктов и 4 для перевозки цемента. Общая стоимость контрактов 270 млн. нем. марок. Для выполнения заказов верфь «Bиaнa ду Каштелу"привлекает мощности испанских верфей в г. Виго, где строятся носовые части корпуса.

В 1997 году в секторе строительства и ремонта маломерного рыболовного и портового флота году изменений не произошло. По-прежнему за год строится 30-35 судов.

Занимая удобное географическое положение на пересечении морских путей, португальские верфи представляют интерес для иностранных компаний по проведению судоремонта, особенно танкерного флота, который осуществляет перевозки нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока на север Европы.

Туризм

В последние годы правительство уделяет приоритетное внимание развитию этой сферы деятельности государственных и коммерческих структур.

Наряду с прямыми и косвенными инвестициями как национальных, так и иностранных инвесторов, проводилась большая работа по разработке и введению в действие с июня 1997 года нового «Закона о туризме». Последний четко разграничивает права центральных и местных органов, позволяет избежать дублирования их функций и многих бюрократических моментов в работе.

По данным Института внешней торговли (ИСЕП) в 1997 году Португалию посетило 8 млн. иностранных туристов. Пик туристического сезона приходится на июль-сентябрь. Рост эагрузки отелей отмечается также в начале-середине февраля (Карнавал) и третьей декаде декабря (Рождество). В межсезонье (зима, весна, осень) гостиницы в местах массового отдыха загружены на 20-30%. Исключение составляет о. Мадейра, где заполняемость отелей не опускается ниже уровня 50%.

В 1997 году основной поток туристов зафиксирован из Великобритании, Германии, Голландии, из Скандинавских стран и Испании. Как положительный итог рекламной компании по привлечению туристов в Португалию, проведенной в 1996-97 гг., расценивается увеличение общего количества туристов из Великобритании, Голландии, Швеции в течение всего периода высокой туристической активности (май-октябрь). Рост посещаемости мест отдыха португальскими гражданами составил около 20% к 1996 году.

Отмечается увеличение интереса российских туристических фирм к Португалии, как к континентальной ее части, так и к островам. В 1997 г. Португалию посетило около 12 тыс. туристов из России. В очередной раз на ежегодной туристической ярмарке, прошедшей в Лиссабоне в январе 1998 года, присутствовали представители российских турфирм, которые активно интересовались возможностью и условиями организации отдыха в Португалии.

Португальские представители туристического бизнеса с оптимизмом встретили наступление туристического сезона - 1998 года. В январе в Лиссабоне и окрестностях отмечалась полная загрузка гостиниц, во многих из них не было свободных мест уже на период с мая по сентябрь. В 1998 году планировалось прибытие более 12 млн. туристов. В немалой степени этому способствовало проведение в Лиссабоне Всемирной выставки «ЭКСПО-98» .

«ЭКСПО-98» . Об участии России во всемирной специализированной выставке (Лиссабон, Португалия, 22 мая-30 сентября 1998 г.). Правительство Российской Федерации в ответ на официальное приглашение Правительства Португалии приняло решение об участии страны в «ЭКСПО-98» . В ноябре 1995 г. создали Организационный комитет во главе с заместителем Председателя Правительства РФ.

Минфин России в 1997 году в соответствии с утвержденной сметой расходов по бюджетному финансированию подготовительных работ и распоряжением Правительства РФ от 22 октября 1997 года выделило ЗАО «Экспоцентр» 1,2 млн. долл.

В целом бюджетные затраты на участие России в «ЭКСПО-98» составили 3,5 млн. долл. Был осуществлен отбор экспонатов в российскую секцию на ЭКСПО-98. По заключениям экспертных комиссий Миннауки, Минэкономики, МВЭС России и Российской Академии наук национальная экспозиция представила Россию как мировую морскую державу с богатейшими традициями освоения океана, природными ресурсами, обладающую новейшими технологиями и ноу-хау, высоким научным, культурным и интеллектуальным потенциалом.

В число экспонентов вошли музей Мирового океана (г. Калининград), Минприроды России, Госкомгидромет, институт Океанологии им. П. П. Ширшова, РАО «Газпром» (г. Москва), ИКБ «Лазурит» (г. Нижний Новгород), Мурманское морское пароходство и т,д.

Важной составной частью павильона стал информационный центр, где сосредоточена вся доступная информация о России и ее регионах, включая экономику, ресурсы, социальные вопросы, законодательство, инвестиционные проекты и т. д. Специалисты ФАПСИ совместно с МВЭС и Минэкономики России сформировали базы данных, разработали демонстрационные версии.

На спонсорской основе фирмой «Триумвират» создана «виртуальная модель» павильона России на «ЭКСПО-98», благодаря чему широкий круг пользователей сети Интернет имел возможность знакомиться с российской экспозицией, получать необходимую информацию.

В целях повышения политического реноме России, значимости участия страны в «ЭКСПО-98», демонстрации нового видения общечеловеческих экологических, гуманитарных, экономических проблем и возможных путей их решения начата реализация международной программы «Человек и Океан. Глобальная Инициатива», состоящей из уникальных научно-технических, экологических, образовательных, культурных и спортивных проектов.

В рамках программы состоялось участие российской команды на яхте «Глобальная инициатива» в чемпионате мира. Группа пловцов из международной ассоциации «Зимнее марафонное плавание"совершила заплыв протяженностью около 150 км. по озеру Байкал. В ноябре 1997 г, из Санкт-Петербурга в меридиональное кругосветное плавание вышла яхта «Урания-II» . Известный российский путешественник Федор Конюхов начал свое новое одиночное кругосветное плавание, старт которому дан на «ЭКСПО-98».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать