Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан
аким образом, договору энергоснабжения присущ ряд черт, отсутствующих у других гражданско-правовых договоров. К ним относятся необходимость иметь присоединенную к энергоснабжающей организации сеть, обязанность абонента соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей, исправность приборов учета.

Особые свойства электроэнергии: невозможность зрительно обнаружить ее как вещь, накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления, ограниченность применения начал «владения» и «распоряжения» по отношению к энергии, практическое совпадение момента производства и потребления электроэнергии как единого во времени процесса.

При разработке второй части ГК договор энергоснабжения был определен как разновидность договора купли-продажи, поскольку энергия - это товар. В европейских странах данный договор также рассматривается как вид договора купли-продажи. По мнению В.В. Витрянского, договор энергоснабжения, являясь отдельным видом договора купли-продажи, по набору квалифицирующих признаков никак не может быть признан ни разновидностью договора поставки, ни непосредственно примыкающим к нему договорным институтом.

Договор заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом) энергии. Порядок заключения договора энергоснабжения различен в зависимости от того, заключается он с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 540 ГК, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

Поскольку договор энергоснабжения относится к числу публичных договоров, порядок его заключения содержит особенности. В силу п. 3 ст. 426 ГК не допускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить энергию потребителю. При необоснованном уклонении энергоснабжающей организации от заключения договора на отпуск энергии потребителю применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК: потребитель энергии в этом случае может обратиться в суд с требованием о понуждении энергоснабжающей организации заключить договор.

В соответствии со ст. 31 Закона об электроэнергетике в состав субъектов оптового рынка входят поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном названным Законом, администратор системы оптового рынка, а также организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры (электросети, системный оператор).

При покупке электроэнергии на оптовом рынке покупатель заключает договоры с тремя организациями: 1) с электрическими сетями - на оказание услуг по передаче электроэнергии; 2) с системным оператором - на оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электрической энергетики; 3) с администратором системы оптового рынка - на присоединение к финансово-расчетной системе оптового рынка.

Правила функционирования оптового рынка, передачи электрической энергии по сетям, оперативно-диспетчерского управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики согласно Закону об электроэнергетике определяются Правительством РФ. Поэтому перечисленные выше договоры должны быть квалифицированы как договоры присоединения (ст. 428 ГК). Основные условия таких договоров определены правилами об оптовом или розничном рынке (ст. 13, 29, 32, 35 Закона об электроэнергетике), утверждаемыми Правительством РФ. Эти условия могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Помимо указанной системы договоров поставщики и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, договоры купли-продажи электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

В соответствии со ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, с соблюдением согласованного сторонами режима подачи.

В договоре на снабжение электроэнергией промышленных потребителей условие о количестве характеризуется, как правило, двумя показателями: 1) количеством киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; 2) величиной присоединенной или заявленной мощности.

Потребитель вправе получить предусмотренное договором количество электроэнергии, используя при этом лишь обусловленную договором величину присоединенной или заявленной мощности, что связано со спецификой предмета договора. Обязанность энергоснабжающей организации в отношении количества электроэнергии считается выполненной, если она постоянно поддерживает ток в сети и предоставляет потребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленном договором количестве.

По смыслу п. 2 ст. 541 ГК абонент вправе изменять обусловленное договором количество потребляемой энергии. В этом случае он обязан возместить расходы, понесенные энергоснабжающей организацией, связанные как с недобором, так и перебором энергии.

Когда абонентом по договору на снабжение энергией выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, на него не возлагается обязанности по возмещению расходов энергоснабжающей организации, связанных с недобором или перебором энергии.

Отпускаемая потребителям электрическая энергия должна соответствовать по качеству требованиям технического регламента, государственного стандарта, иных обязательных правил и договора. Качество электроэнергии характеризуется двумя показателями: напряжением и частотой тока.

Поскольку внутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборы находятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложена обязанность обеспечивать их исправность и безопасность. Граница ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание энергетических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию или их предельных уровней.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, газ (и некоторые другие товары).

Положением о ФСТ России определены полномочия ФСТ России по установлению цен (тарифов) на товары и услуги. Она устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению; оптовые цены на газ, тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.

Государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в пределах своих полномочий осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов согласно Типовому положению об этом органе, утв. постановлением Правительства РФ от 4 марта 2004 г. N 136.

Ответственность сторон договора энергоснабжения определена ст. 547 ГК: в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК).

Отсюда следуют два вывода. Во-первых, новым гражданским законодательством установлена равная ответственность сторон договора энергоснабжения, однако возмещение упущенной выгоды, вызванное нарушением условий договора энергоснабжения, в отличие от общего правила гражданско-правовой ответственности не предусмотрено.

Во-вторых, в отличие от общего основания ответственности, закрепленного п. 3 ст. 401 ГК, если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины (п. 2 ст. 547 ГК).

За рамками указанных обстоятельств ответственность энергоснабжающей организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств наступает на общих основаниях как коммерческой организации при осуществлении предпринимательской деятельности. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю убытки, вызванные такими действиями.

Заключение

Итак, в ходе работы мы выяснили, что основными проблемами энергетической отрасли Республики Татарстан являются такие проблемы как: значительный физический и моральный износ основных производственных фондов; ориентация энергосистемы на один вид топлива (природный газ); значительное экологическое воздействие, оказываемое предприятиями энергетической отрасли на окружающую среду.

Стратегическими целями развития энергетики Республики Татарстан являются: надежное снабжение экономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловой энергией; обеспечение полноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии с единой энергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях; повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития энергетической отрасли на базе новых современных технологий.

В параграфе 1.2. автором были предложены организационные мероприятия по повышению эффективности функционирования энергосистемы в Республике Татарстан.

Так же в ходе работы мы выяснили, что уровень теоретической разработки проблем энергетического права в России не в полной мере отвечает потребностям практики. Очевидно, что нам нужно объединить усилия правоведов, как ученых, так и практиков, и на основе изучения взаимного опыта пойти дальше в теоретическом обосновании правовых путей решения энергетических проблем. Тем более что в этой сфере накоплен, на наш взгляд, значительный положительный опыт.

Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительно самостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностями законодательный массив - энергетическое законодательство. Не смотря на это в России до сих пор нет специального закона, регулирующего вопросы экологической безопасности в энергетике. Таким образом, энергетическое законодательство России является неполным, декларативным и противоречивым.

Юридическая практика показывает, что без современной правовой основы обеспечения устойчивого развития и функционирования энергетики, при наличии в этой сфере фрагментарного законодательства и отсутствия единой методологии, объективно невозможно урегулировать отдельными правовыми актами особенности деятельности и взаимосвязи предприятий топливно-энергетического комплекса, отношений производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов.

Устранение этих недостатков связано с процессом систематизации и кодификации этого законодательства, переходом от текущего регулирования отдельных сторон деятельности к единой унифицированной системе правового регулирования. Речь и в данном случае идет о принятии основополагающего для данной отрасли кодификационного акта - Закона об энергетике или Энергетического кодекса.

Предлагаемый автором к разработке Энергетический кодекс должен быть не узковедомственным технологическим нормативным актом по вопросам функционирования энергетических систем и топливных отраслей промышленности, а важнейшим межотраслевым законодательным актом, призванным обеспечить комплексное правовое регулирование в сфере энергетики. Он должен органически увязать в единой системе все многообразие сложившихся здесь отношений, содержать исходные нормы, способствующие формированию и развитию единого топливно-энергетического комплекса страны, определить тот уровень и основные параметры регулирования энергетики, которые будут обязательны для всех законов и иных нормативных правовых актов об энергетике, соподчиненных с Кодексом.

Таким образом, понятно, что работы в сфере развития энергетики и энергетического законодательства еще очень много. Юристам в энергетической области в XXI в. необходимо приложить еще много усилий и знаний, чтобы все привести в должное состояние. Отсутствие границ, прежде всего научных, делает изучение и работу в области энергетического развития законотворчества особенно привлекательной. Автор работы тоже приложил усилия, для решения выявленных проблем развития энергетики в Республике Татарстан, а также разработал предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы энергетического законодательства в Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, - № 237, - 1993.

2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 13. - Ст. 1177.

3. Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 13. - Ст. 1178.

4. Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ (ред. от 31.12.2005; утратил силу) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 16. - Ст. 1316.

5. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 34. - ст. 3426.

6. Закон РФ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 13. - Ст. 1178.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 26.01.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 5. - Ст. 410.

8. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 18. - Ст. 2132.

9. Письмо Президента РФ от 25.11.1999 N Пр-1544 (Опубликовано не было) // Правовая система Гарант.

10. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1999 г. N 436-СФ «О Федеральном законе «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 47. - Ст. 5642.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21.09.1999 N 4322-II ГД «О проекте федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 40 - Ст. 4778.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 36. - Ст. 3531.

13. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.1998 N 1904-р «О проекте федерального закона «О федеральных энергетических системах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 3. - Ст.439.

14. Агарков М.М. Избранные труды. Т. I. С. 38.

15. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. - 640 с.

16. Гражданское право: Учебник. Том II / под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова - «Контакт», ИНФРА-М, - 2007 г. - 369 с.

17. Звягин В. Правовой лабиринт Чубайса. О проблемах законодательного обеспечения реформы электроэнергетики // Мировая энергетическая политика. - 2003. - N 6. - С. 66-69.

18. Классон М., Мещанинова Л. Кремлевский сбор. В Москве прошел II Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке» // Мировая энергетика. - 2004. - N 3. - С.26.

19. Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., - 1956. - 250 с.

20. Лахно П.Г. Энергетическое законодательство Российской Федерации // Нефтегаз, энергетика и законодательство. - 2001-2002. - С.23-24

21. Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юрист, 2005. С. 104 - 106.

22. Салиева Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: Автореф. дисc. ... д.ю.н. Тюмень, 2003.

23. Электроны в свободной продаже. Интервью с Олегом Баракиным // Мировая энергетика. - 2004. - N 2. - С.19-22.

24. http://home.tatenergo.ru

Приложение

Таблица 1 - Динамика основных показателей функционирования ОАО «Татэнерго» за период 2003-2006 годы

Показатели

Ед.изм

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Полезный отпуск электроэнергии

Млн. кВт.ч

19089,8

18972,3

19314,42

19855,22

Полезный отпуск теплоэнергии

Тыс. Гкал

30630,3

28289,2

28072,06

28212,42

Выработка электроэнергии

Млн. кВт.ч

22947

22900

23422,55

24550

Потери и собственные нужды

%

16,8

17,2

17,5

19,1

Выработка теплоэнергии

Тыс. Гкал

32350,7

30458

30127,55

30037,1

Рис. 1 - Индикаторы электроемкости продукции, кВт. ч/тыс. руб

Рис. 2 - Прогноз потребления электрической энергии отраслями промышленности в 2010 году

Рис. 3 - Прогноз потребления электрической энергии отраслями промышленности в 2020 году

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать