Проблемы современной Австрии
p align="left">Своеобразие Австрии заключается в том, что в ней крупная буржуазия осуществляет свое господство в экономике в значительной мере косвенными путями. Австрия - страна развитого государственно-монополистического капитализма, но в ней получила наибольшее развитие одна из его форм, а именно государственная собственность. На долю государственного сектора приходится 32% валового национального продукта и более 30% всех занятых, в том числе 18% всех занятых в промышленности (все эти показатели гораздо больше, чем в других развитых капиталистических странах). В стоимости промышленной продукции его доля составляет 25%.

Государство вмешивается в экономику (хотя и менее активно, чем это имеет место во многих других странах Западной Европы) также с целью ее регулирования. Так, в условиях экономического кризиса середины 70-х годов австрийское правительство выделило на цели стимулирования конъюнктуры 12,7 млрд. шилл. Но, как известно, такие меры оказываются мало эффективными.

Как и в других капиталистических странах Европы, в собственности австрийского государства находятся также основные средства транспорта, связи и т. д. Наличие государственной собственности, как известно, не противоречит интересам буржуазии. Поставляя частному сектору металл и электроэнергию, уголь и горючее и т. д. по самым низким ценам, производя перевозки грузов по невысоким транспортным тарифам, буржуазное государство способствует обогащению австрийской буржуазии.

Высокая доля австрийского государства в собственности на капитал, вложенный в промышленность и банковское дело, в основном связана с национализацией бывшей германской собственности.

Как уже отмечалось, Австрия относится к числу западноевропейских стран с очень высокой долей участия иностранного капитала в экономике, сама же она эскпортирует капитал очень мало. Таким образом, страна стала ареной борьбы международных монополий. На иностранных предприятиях занято более 20% всех промышленных рабочих и служащих, то есть больше, чем на предприятиях, принадлежащих государству. Иностранный капитал затронул своим влиянием в той или иной степени все отрасли хозяйства, но основная его часть вложена в промышленность, и в первую очередь электротехническую (германский, частично американский, нидерландский, швейцарский капиталы), общее машиностроение и приборостроение (германский, швейцарский, шведский), магнезитовую (американский, французский), нефтяную (американский, английский), химическую (германский, английский, нидерландский, швейцарский), а также алюминиевую (швейцарский) и некоторые другие отрасли. Особенно глубокое влияние иностранный капитал оказывает на развитие таких прогрессивных отраслей, как электротехническая, электронная, нефтехимическая, а также на торговлю нефтепродуктами (70% бензоколонок Австрии принадлежит американским и английским монополиям, они же контролируют ввоз нефти в Австрию).

По темпам прироста промышленного производства в послевоенный период Австрия занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Ее доля в мировом капиталистическом промышленном производстве стабильно держится на уровне 0,6--0,7% (ее доля в населении этой части мира в несколько раз меньше).

До второй мировой войны Австрия была страной преимущественно мелкого производства. Положение заметно изменилось в период “аншлюса”, когда германские монополии возвели на ее территории ряд очень крупных предприятий, которые поставляли сталь, алюминий, нефтепродукты, электроэнергию, азотные соединения для военной промышленности гитлеровской Германии. К ним относятся: металлургический и азотно-туковый комбинаты в Линце, алюминиевый комбинат в Рансхофене, фабрика искусственного волокна в Ленцинге, ряд крупных гидроэлектростанций, нефтепромыслы. Однако в отраслях, производящих конечную продукцию, концентрация производства остается в общем невысокой.

В стоимости промышленной продукции доля изделий тяжелой промышленности составляет 2/3. Ведущие индустриальные отрасли - машиностроение и металлообработка (свыше четверти всей промышленной продукции), причем выделяется по своему значению производство оборудования и металлоизделий, включая производство литья, затем электротехнических изделий. Относительно меньше развито транспортное машиностроение. Химической промышленности принадлежит тоже видное место в промышленном производстве. Заготовка древесины и производство целлюлозы, бумаги и изделий из нее, мебели и других изделий, взятые вместе, превосходят по стоимости продукции совокупную продукцию черной и цветной металлургии. В горнодобывающей промышленности выделяется по своему значению нефтедобывающая и связанная с ней нефтеперерабатывающая.

В производстве потребительских товаров доминирует продукция пищевкусовой промышленности, затем текстильной и швейной.

Сырьевая и энергетическая база промышленности в целом недостаточна. Общая потребность австрийской промышленности в энергии покрывается за счет внутренних источников менее чем на 30%. Все же Австрия относительно больше, чем любая другая западноевропейская страна (кроме Норвегии), обеспечена нефтью: она покрывает собственные потребности в ней более чем на 1/4.

На нефть и природный газ приходится около 60% всего потребления энергии в стране, на твердое топливо и гидроэнергию - по 20%.

Примерно в такой же степени, как и нефтью, Австрия обеспечена и собственным природным газом. Внутренние ресурсы бурого угля покрывают потребности Австрии менее чем наполовину. Весь потребляемый каменный уголь, включая кокс, импортируется в основном из Германии, России и Польши.

Гидроэлектростанции, построенные на альпийских реках и на Дунае, обеспечивают свыше половины (60%) от общего производства электроэнергии. Они очень многочисленны, но особенно крупных среди них нет. Для рек Австрии характерны каскады ГЭС. Если ГЭС на альпийских реках плотинного типа, то на Дунае почти все они построены на транзитном стоке (без водохранилищ). Потенциальные ресурсы Дуная и сейчас используются далеко не полностью. В целом гидроэнергетические ресурсы Австрии уже освоены на 45%.

Часть электроэнергии экспортируется (главным образом в Германию) из западных районов страны, где ее избыток.

Черная металлургия Австрии находится на сравнительно высоком техническом уровне. Изобретенный здесь прогрессивный способ получения стали в специальных конверторах с применением кислородного дутья (так называемый способ ЛД - по начальным буквам главных центров черной металлургии Австрии - Линца в Верхней Австрии и Донавица в Штирии) стал достоянием металлургов многих даже более развитых стран.

Черная металлургия Австрии - одна из экспортных отраслей - перерабатывает в значительной степени импортную железную руду и целиком импортные легирующие металлы. В связи с отсутствием металлургического топлива и ограниченностью запасов железной руды Австрия воздерживается от дальнейшего наращивания мощностей, зато все больше специализируется на производстве высококачественных и специальных марок сталей.

Цветная металлургия представлена главным образом производством алюминия на основе импортируемых бокситов, в значительной части из Венгрии.

Австрия - экспортер алюминия. Расширение алюминиевой промышленности продолжается: в Рансхофене введен в строй крупный цех холодного проката. Из местных руд выплавляется немного меди (завод в Брикслеге, Тироль) и свинца (в Гайлитце, Каринтия). Металлический магний производится из магнезита, добываемого в очень крупных масштабах в ряде месторождений в Штирии и Каринтии и служащего предметом экспорта.

С использованием местного природного сырья связана лесобумажная промышленность, опирающаяся на крупные лесные ресурсы страны. На всякого рода лесные товары - целлюлозу, картон, бумагу, пиломатериалы и изделия из древесины, в том числе славящиеся своим качеством и отделкой лыжи, - приходится значительная часть всего экспорта страны. В Австрии насчитывается около 3 тыс. лесопильных предприятий, большей частью мелких, и десятки целлюлозных и бумажных предприятий. Половина всей продукции целлюлозно-бумажной отрасли экспортируется.

До недавнего времени здесь отсутствовала химическая переработка нефти и природного газа, лежащая в основе современного производства синтетических материалов. Но и вновь построенные нефтехимические предприятия в Австрии в своей значительной части принадлежат немецким химическим концернам.

Машиностроение является ведущей отраслью австрийской промышленности как по количеству занятых лиц, так и по стоимости продукции и месте в экспорте. Однако импорт машин и оборудования значительно превосходит по стоимости их экспорт.

Автомобильная промышленность развита слабо (сборка из импортных деталей), самолеты не производятся вообще. Транспортное машиностроение ограничивается производством подвижного состава для железных дорог, речных и морских судов различного назначения, мотороллеров и т. п. В электротехнической промышленности преобладает производство энергосилового оборудования для гидроэлектростанций.

Текстильная промышленность - ведущая отрасль легкой промышленности, обслуживает по преимуществу внутренний рынок. Высоко развита промышленность по производству химического волокна, что позволяет Австрии до минимума сократить импорт текстильного сырья. Теперь уже почти 3/4 всех текстильных изделий производится из химических волокон.

Пищевкусовая промышленность относится к числу развитых отраслей, она опирается на значительно расширившееся в послевоенные годы собственное производство сельскохозяйственных продуктов. Отдельные отрасли, например сахарная, пивоваренная промышленность, монополизированы. В восточной части страны среди крестьян-виноградарей распространено виноделие.

Сельскохозяйственное производство в Австрии развивалось в последние десятилетия высокими темпами, в результате чего степень самообеспечиваемости страны продовольствием значительно возросла и сейчас превышает 90°/о.

Сельское хозяйство Австрии в своей основе является частным. Значительные земельные площади принадлежат монастырям. Характерно, что закон охраняет крупные помещичьи хозяйства: в качестве так называемых майоратов они не подлежат передаче, продаже и разделу между наследниками.

Рост товарного сельскохозяйственного производства в Австрии происходит за счет прежде всего крупных хозяйств, в которых уровень агротехники приближается к уровню развитых стран Западной Европы.

Средняя урожайность пшеницы и ячменя составляет теперь в Австрии 35 - 40 ц/га, удойность коров превышает 3 тыс. кг в год.

Ярко выражена специализация на производстве продуктов животноводства. Разводятся молочный скот, свиньи. Дальнейшее увеличение поголовья скота ограничивается нехваткой кормов, часть которых (зерно и особенно белковые корма - жмых, шрот, рыбная мука) импортируется.

В растениеводстве главную роль играет производство зерна - продовольственного (пшеница, рожь) и кормового (ячмень, овес, кукуруза). Под зерновыми занято 2/3 всей посевной площади, иногда собственного зерна не хватает, часть его вввозится из-за границы. Сахарная свекла и картофель относятся к числу наиболее важных культур. Немаловажную роль играет овощеводство, плодоводство, но особенно характерно для Австрии виноградарство. Под виноградниками занято 46 тыс. га, в подавляющем большинстве они расположены на северо-востоке страны, особенно в примыкающей к ЧССР части левобережья Дуная, которая носит название Вайнфиртель.

Транспортная система Австрии достаточно развита. Основную роль в перевозках грузов играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают страну с востока на запад и с севера на юг. Почти все они служат и для международных транзитных перевозок.

Специфическая трудность строительства дорог в Альпах заключается в необходимости строить многочисленные и дорогостоящие мосты, виадуки и особенно тоннели.

Автомобильный транспорт конкурирует с железнодорожным как в перевозках как грузов, так и особенно пассажиров. Сеть автомобильных достаточно дорог густа.

Специфическим транспортом высокогорной части Альп являются подвесные (канатные) и зубчатые дороги. Они служат для подъема горнолыжников, туристов, но по канатным дорогам спускают с крутых склонов также древесину и другие грузы, по ним подвозят все необходимое для жителей высокогорных долин.

Заметная часть грузооборота приходится на Дунай, который судоходен на всем австрийском участке (350 км) и служит как для внутренних перевозок, так и для торговли с соседними странами и международной торговли других дунайских стран.

В многочисленной и разнородной группе малых западноевропейских стран Австрия не занимает ведущего места по уровню экономического развития. Среди концернов Австрии мы находим очень мало монополий международного класса, иначе говоря, вывоз капитала не играет большой роли в ее экономике. Австрия также отличается невысоким уровнем развития производительных сил, что проявляется в повышенной роли в их производстве и экспорте сырья - минерального, лесного или сельскохозяйственного и соответствующих полуфабрикатов.

3.2 Внешние экономические отношения. Членство в международных экономических организациях

Мысль о европейской интеграции глубоко коренится в сознании австрийцев. Возможно, этому способствовало то, что Австро-Венгерская монархия была многонациональным государством и поэтому именно в Австрии отчетливее, чем в любом другом государстве, проявилось стремление к более интенсивному сотрудничеству европейских народов. Распад монархии и возникновение маленькой Альпийской республики не только не ослабили эти стремления, но, наоборот, усилили их; не в последнюю очередь это произошло по экономическим соображениям.

Восстановление республики в 1945 году, несмотря на ощутимые последствия второй мировой войны, проходило в более благоприятных условиях, чем основание Первой республики. Оккупационные державы отдавали себе отчет в том, что Австрии в первую очередь надо оказать экономическую помощь, для того чтобы поддержать ее и в будущем как самостоятельное государство.

Пожалуй, самым важным шагом к европейской интеграции, и, следовательно поддержанию более тесных контактов Австрии со странами-соседями, явилось создание 18 апреля 1951 года Европейского объединения угля и стали, а также подписание 25 марта 1959 года Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества и Евратома - решения, которые представляли собой ядро экономической интеграции Европы и одновременно ставили в тяжелое положение те европейские государства, которые находились вне этого сообщества.

Члены Европейского сообщества согласно Римским договорам не обладают полным суверенитетом в проведении экономической и социальной политики. Отдельные вопросы переданы странами-членами в органы сообщества (комиссия, совет, парламент, суд) практически полностью, другие -- лишь частично. В этом отношении решения сообщества конкурируют с политикой его членов. Соответственно, последствия интеграции в различных сферах экономической и социальной политики существенно различаются. Быстрее всего утвердился общий рынок промышленных товаров. Внутренние пошлины устранялись по большей части планомерно, общая внешняя таможенная граница была возведена раньше.

Сельское хозяйство с самого начала являлось особым сектором для ЕЭС. Либерализовать его было нельзя: считается, что оно нуждается в защите со стороны государства. Тем не менее создать общий рынок на сельскохозяйственную продукцию было необходимо. Сообщество в лице комиссии и совета получило поэтому в области аграрной политики самые большие полномочия. Аграрная политика в определенной степени стала главной для ЕС в целом. Целью было провозглашено сохранение крестьянских хозяйств стран-членов оказанием содействия в рационализации, защите от конкуренции со стороны заокеанских производителей сельскохозяйственной продукции в первую очередь, а также от более низких цен мирового рынка. Чтобы гарантировать доход европейским крестьянам, примерно равный доходам работников других секторов, были установлены единые цены на общем рынке сообщества, а цены на импортные продукты подняты за счет специальных надбавок. Эти надбавки не устанавливаются в процентах тарифами, а являются переменной величиной, зависящей от разницы между административно установленной внутренней ценой ЕЭС и ценой импортных продуктов.

Европейским сельским товаропроизводителям, экспортирующим свою продукцию, возмещается разница между внутренней ценой ЕЭС и более низкими ценами мирового рынка. Средства на эти цели предоставляются общим Аграрным фондом. В начале 80-х гг. через Аграрный фонд было передано свыше двух третей всех средств, находящихся в распоряжении Европейского сообщества. К началу 80-х гг. свыше 90% сельскохозяйственной продукции проходило через 24 общие организации, контролирующие соответствующие рынки. Таких организаций нет только по алкоголю и картофелю.

Механизм совместных аграрных рынков после определенного переходного периода будет распространен также на новых членов сообщества. Организации работают на различных принципах. 72% из них, ведающие большей частью основных продуктов питания и важнейшими видами овощей и фруктов, основаны на принципе поддержания цен. Сложная система расчетных, пороговых и интервенционных цен гарантирует сельским товаропроизводителям скупку продукции государственными складами, как только цена опускается ниже предела интервенционной цены. Расчетная цена есть некая заданная величина, которая не всегда достигается в действительности.

Пороговая цена - та, по которой сельскохозяйственная продукция может ввозиться в страны “общего рынка”. Она ниже расчетной цены: в ней не учитываются транспортные расходы и страхование товара, которые добавляются к цене ввозимого товара.

Таможенные барьеры, которые были воздвигнуты вокруг ЕЭС, привели к дискриминации экспортной экономики других европейских государств, так что они оказались перед необходимостью принятия мер по защите своей внешней торговли. Поэтому произошло образование Европейской ассоциации свободной торговли. В ней приняли участие Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Швейцария, Португалия, наконец, в качестве ассоциированного члена также Финляндия, то есть те государства, которые поддерживали самые тесные экономические связи со странами ЕЭС и которые больше всего страдали от таможенного и торгово-политического раскола Европы.

Уже через год после своего образования среди членов ЕАСТ стало расти понимание того, что ассоциация не выполняет одной из главных своих задач, а именно устранения экономической отсталости стран-членов ЕАСТ путем сотрудничества с “шестеркой”.

С 1970 г. Европейское сообщество проводит определенную политику в области рыболовства с целью регулировать доступ рыбаков из континентальной Европы к отдаленным местам рыбного промысла в зоне влияния новых потенциальных членов (тогда помимо Дании, Великобритании и Ирландии вне ЕЭС оставались еще Норвегия и Исландия) и согласовывать претензии отдельных стран-членов с точки зрения изменившегося правового статуса территориальных вод (расширение 6- и 12- мильных прибрежных зон до 200 морских миль), а также пресекать чрезмерный лов рыбы. После длительных переговоров был достигнут компромисс, который сохранил за рыбаками стран Европейского сообщества 12-мильные зоны, установил обязательные для всех ежегодные квоты улова на остальных участках моря.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать