Пространственно-отраслевая структура и экономическая карта мира
p align="left">8. Текстильная промышленность. Включает в себя производство тканей из натурального волокна и производство тканей из химического волокна. Текстильная промышленность представлена во всех странах мира. Выделяют пять центров: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей  и тканей из химического волокна. В последнее время темпы роста текстильной промышленности в экономически развитых странах падают, а в развивающихся возрастают.

Сельское хозяйство относят к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается  большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две большие группы:

1) товарное сельское хозяйство, которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;

2) потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

В экономически развитых странах преобладает высокотоварное сельское хозяйство, принимающее форму агробизнеса. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возможного уровня механизации и химизации. В настоящее время в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии.

В развивающихся странах преобладает мелкотоварное сельское хозяйство. В последнее время говорят о «зеленой революции» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. «Зеленая революция» представляет собой одну из форм НТР. Она включает в себя выращивание новых скороспелых зерновых культур, расширение ирригации, широкое применение техники и удобрений. Наибольшее распространение «зеленая революция» получила в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии.

В структуре сельского хозяйства выделяют две отрасли: растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство зерновых культур и производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем месте овощные и плодовые культуры.

География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство.

Особую роль в структуре сельского хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает рыболовство в морях и океанах. В географии мирового рыболовства во второй половине ХХ в. произошли большие изменения. Если до и после второй мировой войны главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее центр этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана. В настоящее время рыболовство распространено повсеместно, но выделяют шесть районов: Япония, Китай, Россия, США, Чили, Перу.

В последнее время широкое развитие получило искусственное рыборазведение (аквакультура).

3. География транспорта и экономических связей

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное разви-тие мирохозяйственных связей. Специалисты отмечают постоянное нараста-ние масштабов и диверсификацию контактов меж-ду отдельными государствами, их группами, нацио-нальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками и, нако-нец, отдельными фирмами, в хозяйственной сфере.

После явного спада в начале 90-х годов, объем мировой торговли вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы роста. Суммарная стоимость мирового экспорта увеличилась в 1980-1998 годах примерно в 3 раза - с 2,0 трлн. долларов США до почти 6,0 трлн. долларов США.

Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника - Всемирной торговой организации (ВТО).

Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо просле-живалась во второй половине текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое до-минирующее положение в системе международного обмена. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1995 г. - только менее 1/8.

Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии существенными темпами рос экс-порт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа превра-щается в главный центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США.

Кроме того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в ми-ре по вывозу машин и оборудования. Ныне Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.

Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт - это отстающая отрасль экономики.

В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.

К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.

Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км., причем максимальные длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.

Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил  в США и России.

К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье - Индийскому.

География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).

Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.

К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.

Согласно официальным данным, за период с 1914 г. до конца второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3. Потом они удваива-лись за 10 лет, затем - за 6-7 лет. За четверть века (с середины 50-х годов) они вы-росли в 4 раза, и в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов подобных вложений. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. долларов, то есть произош-ло почти 4-кратное их возрастание только за одно десятилетие. В 1996 г. общая сумма накопленных прямых зарубежных инвестиций приблизилась к 3 трлн. долла-ров США.

Столь высокие темпы роста прямых инвестиций связаны, прежде всего, со сдвигами в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем при-оритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному (постоянному) характеру такого получения (до тех пор, пока существует само производство).

На современном этапе примерно 9/10 прямых инвестиций в мире контролируются международными корпорациями.

К 2004 г. распределение стран по сумме размещаемых за рубежом и получаемых инвестиций было следующим:

 

Импортеры

Млн. долларов

Экпортеры

Млн. долларов

1. США

564637

1. США

705570

2. Великобритания

244141

2. Великобритания

319009

3. Франция

162423

3. Япония

305545

4. Германия

134002

4. Германия

235003

5. Китай

128959

5. Франция

200902

6. Испания

128859

6. Нидерланды

158615

7. Канада

116788

7. Канада

110388

8. Австралия

104176

8. Швейцария

108253

9. Нидерланды

102598

9. Италия

86672

10. Бельгия/Люксембург

84605

10. Гонконг

85156

В настоящее время есть основания говорить о трехполосной глобальной структуре прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония.

Так, на «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций, что существенно больше их доли в мировой торговле. США стали крупным участником движения капитала; возрос уровень интеграции в ЕС на основе перекрестных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно укрепить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики».

Наиболее развитые туристические регионы мира: Европа, Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближневосточный регион, Южная Азия.

4. Социально-экономическая характеристика регионов мира

Территория зарубежной Европы имеет протяженность с севера на юг около 5 тыс. км, с запада на восток - 3 тыс. км. По размерам страны зарубежной Европы относительно невелики. Их экономико-географическое положение определяется двумя факторами: во-первых, соседским положением стран по отношению друг к другу; во-вторых, приморским положением большинства стран.

В Западной Европе присутствуют как страны с конституционной монархией, так и республики. В основном преобладают унитарные государства, но существуют и федеративные.

Природные условия и ресурсы создают благоприятные условия для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рекреации и туризма.

Среди полезных ископаемых особенно выделяют запасы каменного угля, железной руды, бокситов и калийных солей.

Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного и субтропического поясов. Наилучшими предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия. Испания, Италия, Франция и др. обладают большими природно-рекреационными ресурсами.

В странах Западной Европы преобладает первый тип воспроизводства населения. По национальному составу население Западной Европы однородно. Подавляющее большинство народов относится к индоевропейской семье, в основном - к славянской, германской и романской группам. На размещение населения большое влияние оказывает урбанизация. Характерной чертой урбанизации является очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях.

Хозяйство региона занимает первое место в мире по экспорту и импорту товаров. Зарубежная Европа занимает первое место по запасам золота и валюты и по развитию международного туризма.

Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Германия, Франция, Великобритания и Италия.

Место Западной Европы в международном разделении труда определяется развитием промышленности. В ее структуре выделяют машиностроение, химическую промышленность, топливно-энергетическое хозяйство, металлургическую промышленность и легкую промышленность.

В структуре сельского хозяйства выделяют крупное специализированное высокотоварное производство. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сформировалось три типа сельского хозяйства: северо-европейский тип с преобладанием мясо-молочного животноводства, среднеевропейский тип, основанный на растениеводстве и животноводстве и южно-европейский тип, основанный на растениеводстве.

Каркас транспортной сети зарубежной Европы составляют международные магистрали меридианного и широтного направления.

В Западной Европе насчитывается около 400 городских агломераций. Самые значительные из них находятся в пределах центральной оси и простираются по территории 8 стран более чем на 15 тыс. км. В границах этой оси живут более 120 млн. человек и сосредоточено более половины экономического потенциала региона.

Экономические районы Западной Европы делят на четыре группы:

1) высокоразвитые районы, где развиваются новые отрасли экономики;

2) старопромышленные районы;

3) районы нового освоения;

4) отсталые аграрные районы.

В пределах зарубежной Европы, согласно документам ООН, выделяют четыре субрегиона: Восточную Европу (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария), Западную Европу (три страны «Большой Семерки», страны Бенилюкса, Австрию и Швейцарию), Северную Европу (Скандинавские страны, Дания, Финляндия и страны Балтии) и Южную Европу (Средиземноморские страны).

Существует другое деление зарубежной Европы на субрегионы: Западная и Центрально-Восточная Европа. В состав Западной входят 24 страны, которые давно вступили на путь рыночной экономики и по старой терминологии называются «капиталистическими». В состав Центрально-Восточной Европы входят 15 постсоциалистических стран, которые до 80-х годов ХХ века входили в мировую систему социализма.

Зарубежная Азия занимает территорию в 27 млн. км2. Население составляет более 3 млрд. человек. Экономико-географическое положение определяется тремя чертами. Во-первых, соседским положением стран. Во-вторых, приморским положением. В-третьих, глубинным положением стран.

Главное минеральное богатство стран зарубежной Азии - нефть. Ее добыча определяет место региона в международном разделении труда.

Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства создают две проблемы: недостаток земельных ресурсов и рациональное использование агроклиматических ресурсов, особенно влаги.

Воспроизводство населения характеризуется вторым типом и состоянием демографического взрыва. Этнический состав насчитывает более 1 тыс. народов, которые принадлежат различным языковым группа и семьям. Большинство стран зарубежной Азии относятся к многонациональным государствам. Зарубежная Азия является родиной трех мировых религий. В большинстве стран государственной религией является мусульманство. Размещение населения отличается большой неравномерностью. Особое влияние на размещение оказывает урбанизация.

По развитию промышленности в регионе выделяют шесть групп стран:

1) Япония;

2) Китай и Индия;

3) новые индустриальные страны Азии (Корея, Сингапур);

4) группа нефтедобывающих стран;

5) страны с развивающейся горнодобывающей и легкой промышленностью;

6) наименее развитые страны (Лаос, Йемен).

Основная часть экономически активного населения в странах зарубежной Азии занята в сельском хозяйстве. В структуре сельского хозяйства выделяют рисосеяние, тропическое земледелие, выращивание просовидных культур, субтропическое земледелие и пастбищное животноводство.

Территория Африки простирается с севера на юг на 8 тыс. км, а с запада на восток - 7,5 тыс. км. По размерам африканские страны невелики, но крупнее европейских. Экономико-географическое положение характеризуется двумя чертами. Во-первых, приморским положением. Во-вторых, глубинным положением.

Природные условия и ресурсы Африки очень разнообразны. Африка занимает первое место по запасам золота, алмазов, бокситов, руд марганца, кобальта и ванадия. Минеральное сырье отличается высоким качеством и добывается открытым способом. Самая богатая полезными ископаемыми страна - ЮАР.

Агроклиматические ресурсы характеризуются двумя особенностями: недостатком влаги и обеспеченностью теплом.

В мире Африка отличается самыми высокими темпами роста населения. В этническом составе насчитывается от 300 до 500 этносов. Большинство из них находятся на уровне племен и народностей. Государственными языками являются языки бывших метрополий: французский, английский и португальский.

Плотность населения в Африке в несколько раз меньше, чем в Европе и Азии, в результате - очень низкий уровень урбанизации.

В структуре промышленности ведущее положение занимает горнодобывающая промышленность. Эта отрасль определяет место Африки в международном разделении труда. Второе место в структуре промышленности занимает тропическое и субтропическое земледелие.

Африка занимает последнее место среди регионов мира по развитию промышленности, по урожайности сельского хозяйства и по развитию транспортной сети. В большинстве стран преобладает колониальный тип отраслевой структуры хозяйствования. Его основная черта - это однобокое аграрно-сырьевое развитие экономики, достигшее стадии монокультуры. Монокультурная специализация - это узкая специализация хозяйства страны на производстве сырьевых или продовольственных товаров, предназначенных для экспорта.

Латинская Америка занимает территорию в 21 млн. км2. Включает в себя 46 стран, 39 из них - суверенные государства. Границы между странами проходят в основном по горным хребтам и рекам. Экономико-географическое положение определяется двумя чертами. Во-первых, близостью территории с США. Во-вторых, значительным удалением от других крупных регионов.

Среди полезных ископаемых выделяют запасы нефти и природного газа, запасы золота и серебра, руды черных и цветных металлов. Латинская Америка занимает первое место по запасам водных ресурсов и леса.

Воспроизводство характеризуется вторым типом. Этнический состав сложился под влиянием трех компонентов:

1) индейские племена и народности, населявшие страну до прихода европейцев;

2) европейские переселенцы;

3) африканцы.

Для размещения населения Латинской Америки характерны три черты:

1) наименее населенный регион мира;

2) наиболее сильно выражено, чем в других регионах, неравномерность размещения населения;

3) население размещается высоко в горах.

По уровню урбанизации Латинская Америка не уступает развитым странам. Однако здесь преобладает ложная урбанизация, при которой доля городского населения намного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах.

В структуре промышленности ведущее положение занимает горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, основанные на новых отраслях.

В сельском хозяйстве выделяют два сектора: высокотоварное плантационное хозяйство и малотоварное хозяйство.

В Латинской Америке существует большая продолжительность железных дорог, но их техническая оснащенность очень низкая. Недостаточно развит в регионах внутренний водный и трубопроводный транспорт.

Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства ориентировано в основном на экономические столицы (Мехико, Сан-Паулу и др.).

Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км2 с населением 300 млн. человек.

По размерам территории США занимает четвертое место среди стран мира. В их состав входят три части: основная территория (или собственно США), Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.

Экономико-географическое положение США весьма выгодное. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ, естественных гаваней и положением страны между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов.

По численности населения США занимает третье место в мире. Страна относится к первому типу воспроизводства, но 30% естественного прироста населения достигается за счет иммиграции. Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. В США живут представители различных этнических групп, которые ученые-этнографы объединяют их в три большие группы: американцы (потомки переселенцев разных национальностей), переходные  иммигранты (люди сравнительно недавно переселившиеся в США), жители-аборигены. Национальный состав жителей определяет различие в вероисповедании.

Размещение населения США определяется географией городов. США - типичная страна городских агломераций. Их в стране насчитывается около 35, где проживает более половины городского населения. В США начался процесс субурбанизации, проявляющийся в том, что в центральных частях городов население убывает, а в пригородных зонах возрастает.

В США в 50-е гг. XX в. географы отметили формирование более крупных городских образований - мегаполисов. В настоящее время в стране насчитывается три мегаполиса: Северо-Восточный (от Бостона до Вашингтона), Приозерный (между Чикаго и Питтсбургом) и Калифорнийский (Сан-Франциско - Сан-Диего).

Сельское население США живет на отдельно расположенных фермах. По условиям быта сельское население не особенно отличается от городского.

В настоящее время США занимает первое место по объему ВВП, по объему промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала и выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции, по развитию непроизводственной сферы, по финансовой мощи и степени воздействия на мирохозяйственные связи.

Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной продукции, так и особо сложной, уникальной. В  промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Среди них выделяют: во-первых, автомобилестроение, во-вторых, авиаракетно-космическую промышленность, в-третьих, микроэлектронику, в-четвертых, биотехнологию и биоиндустрию.

По размерам сельского хозяйства США превосходят любую другую страну мира. Производительность труда в агробизнесе растет быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает продовольствием не только страну, но и дает значительную продукцию для импорта. На США приходится около половины мирового экспорта зерна. Основной тип сельского хозяйства - это ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.

По развитию всех видов транспорта США занимает ведущее место в мире. Транспортная система США (совместно с Канадой) образует особый североамериканский тип. Для нее характерно развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, длительность этих перевозок.

Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, доля которой в ВВП превысила 70%.

На территориальную структуру хозяйствования США оказывают влияние такие факторы, как наукоемкий, экологический и ЭГП. Для современного географического рисунка хозяйства США, в отличие от зарубежной Европы, характерна концентрация экономической жизни в «окраинных» приокеанских и приозерных районах.

Природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности в США очень благоприятны. Бассейны и месторождения полезных ископаемых широко распространены по всей стране.

Особую роль в экономике США играет международный туризм. США по развитию международного туризма уступает только зарубежной Европе. Особенно развит соседский туризм с Канадой. Большое развитие получил внутренний туризм, сильно развита индустрия гостеприимства, включая автосервис.

США обладают большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Главные районы приморского туризма - Флорида, Калифорния и Гавайи, горного - Штаты Запада, приозерного - штаты Приозерья.

В США существуют следующие экономические районы:

1. Северо-Восток - самый небольшой микрорайон. В нем находится экономическая столица страны - Нью-Йорк и политическая столица - Вашингтон. Этот район является промышленным поясом страны.

2. Средний Запад - это район крупной промышленности и сельского хозяйства. Здесь находятся такие крупные промышленные районы, как Чикаго, Детройт, Кливленд.

3. Юг - занимает первое место по добыче нефти и природного газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций, нефтехимических комбинатов. Здесь концентрируется 9/10 выпуска тканей, табачных изделий.

4. Запад - самый молодой район США. В нем выделяют Дальний Запад, Горный Запад и Тихоокеанский Запад. В этом микрорайоне находится главный научный и военно-промышленный центр страны - штат Калифорния. В состав Запада входят также Аляска (главный район нового освоения) и Гавайи (главный центр туризма).

Австралия - единственная страна в мире, занимающая целый континент. По размерам она входит в число стран-гигантов.

По государственному строю современная Австралия фактически суверенное государство. Но поскольку входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией, официально ее главой считается английская королева. Австралия - федеративное государство, состоящее и шести штатов и двух территорий, образующих Австралийский Союз.

Население Австралии составляет всего 18 млн. чел., в том числе коренных жителей материка (аборигенов) всего 250 тыс. (1,5%). Все население страны - это переселенцы из Европы и современные иммигранты. Средняя  плотность  населения   Австралии  немногим более 2 чел. на км2. Но размещение его отличается крайней неравномерностью. Австралия - одна из самых высокоурбанизированных стран мира.

По общему размеру ВВП Австралия занимает 20-е место в мире. В структуре отраслей хозяйства Австралии выделяют следующие:

- горнодобывающая промышленность. Она входит в «первую тройку» стран мира по добыче угля, железной руды, бокситов, урана, золота и алмазов.

- сельское хозяйство. Австралия занимает первое место по поголовью овец, производству и экспорту шерсти.

Главный экономический район Австралии - Юго-Восточный. Он раньше других был колонизирован, и в настоящее время там сконцентрировано 70% всего населения страны и основная часть всего промышленного и сельскохозяйственного производства, а также перевозка грузов и пассажиров.

Из остальных районов Австралии более освоены северо-восточное, южное и юго-западное побережье. Внутренние и северные районы либо слабо заселены, либо вовсе безлюдные. На этом фоне выделяются только отдельные очаги горнодобывающей промышленности или экстенсивное овцеводство.

5. Глобальные проблемы природопользования

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:

1)  проблемы наиболее «универсального» характера;

2)  проблемы природно-экономического характера;

3)  проблемы социального характера; 

4)  проблемы смешанного характера.

К основным глобальным проблемам относят следующие.

I. Экологическая проблема. Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы.

В настоящее время все большее число стран начинает объединять усилия для решения экологической проблемы. Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы - это такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах человечества и каждого человека.

II. Демографическая проблема. Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.

III. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении  наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.

IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН, почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый - это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй - интенсивный путь, который заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новых высокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации и мелиорации.

V. Энергетическая и сырьевая проблема - прежде всего - проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП, причем на всех стадиях технологической цепочки.

VI. Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.

VII. Проблема использования Мирового океана, который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горнодобывающей и химической промышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан - суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства - морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм.

Такая деятельность породила другую проблему - крайне неравномерное освоение ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана - рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.

VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления.

Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия, М: Сов. Энциклопедия, 1971.

2. География мирового хозяйства / Под ред. Зимина Б.Н. М., 2004.

3. Колотова Е.В. Социальная география. Учебное пособие. М., 2005.

4. Храбовченко В.В. Экономическая география. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать