Прогнозирование и программирование миграционных процессов

Прогнозирование и программирование миграционных процессов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление »

Курсовая работа на тему :

«Прогнозирование и программирование миграционных процессов»

Выполнил

т. гр. 04ЭГ1

Попов А.С.

Проверила:

к.с.н, доцент

Ретинская В.Н.

Пенза 2008 г.

Содержание

Введение

1 Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования

1.1 Понятие и сущность прогнозирования и программирования

1.2 Виды прогнозов

1.3 Методы прогнозирования и программирования

2 Особенности и способы программирования и прогнозирования миграционных процессов

2.1 Прогнозирование миграционных процессов

2.2 Программирование миграционных процессов на федеральном уровне

2.3 Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примере Пензенской области)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная демографическая ситуация представляет собой довольно сложную и разнообразную картину. Это в значительной степени вызвано вопросами демографического характера: падение рождаемости, рост смертности, старение населения, увеличение числа миграционных потоков. Однако процесс миграции не является ни беспричинным явлением, ни раз и навсегда данной реальностью, поскольку она имеет свои причины. Миграция как процесс существует с древнейших времен, меняются только её причины, периодичность, направленность и что самое главное на мой взгляд это её последствия.

В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования и программирования миграции как процесса и последствий миграционных процессов в России, а также особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий , которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.

Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты.

Новизна темы заключается в постоянном изменении сущности самой миграции. Возникают новые очаги миграции (Косово), новые направления миграционных потоков, факторы толкающие большое количество людей на смену жительства (постоянное или временное, сезонное) и так далее. Также не стоит на месте и наука: разрабатываются новые методы прогнозирования и программирования социально-экономических явлений (в том числе и миграции), модернизируются старые.

Целью работы является детальный анализ особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1) выделить определение миграции, назвать ее виды;

2) обрисовать миграционную картину современной России;

3) определить виды прогнозирования и программирования

4) рассмотреть методы прогнозирования и программирования

6) рассмотреть прогнозирование миграционных процессов в России

7) рассмотреть программирование миграционных процессов на федеральном и региональном уровне.

8) сделать выводы относительно прогнозирования и программирования миграционных процессов в РФ на федеральном и региональном уровне ( на примере Пензенской области) .

Объектом работы является прогнозирование и программирование социально-экономических массовых явлений.

Предметом выступает прогнозирование и программирование миграционных процессов.

В отечественной науке внимание к миграции проявлено в достаточной мере. Существует очень много литературы касающейся вопросов миграции, прогнозирования и программирования миграционных процессов и их последствий. Такие авторы как Воронин В. В., Денисов Е. Н., Панина И. Г., Савельева И. О. занимаются в своих роботах проблемами миграции её последствиями в РФ. Достаточно много информации для анализа миграции содержаться у Горланова А. Н. в его статье «Итоги переписи 2002 года.». Огромное количество статей в современных журналах отражают весь спектр мнений ученого сообщества не только на возможные последствия миграции , но и способы её прогнозирования и программирования. Следует обратить внимание на большой пласт федеральных законов и других нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность различных органов и учреждений в этой области, а также ряд федеральных и региональных целевых программ .

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также в привлечении результатов исследования к дальнейшей научной разработке обозначенной проблемы.

1. Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования

1.1 Понятие и сущность прогнозирования и программирования

В наши нестабильные дни , характеризующиеся высокой степенью социально-экономической неопределенности , политических рисков, хаоса в умах и сердцах миллионов наших сограждан, равно как и властных структур, особо актуальной становится проблема научно обоснованного предвидения будущего и не только пассивного, исходящего из нынешних скудных возможностей почти полностью дезориентированной социально-экономической системы, но и активного, основанного на возможности формирования желаемого будущего. Сделать это можно, только опираясь на надежный научный фундамент профессиональных дисциплин, в числе которых базовое место занимает «социальное и экономическое прогнозирование и программирование».

В основе прогнозирования лежит разработка прогнозов -- научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Разработанные прогнозы представляют собой информацию, необходимую для планирования социально-экономической системы любого уровня - предприятия, отрасли, региона, общегосударственного экономического комплекса и мировой экономики, различных социальных групп и общества в целом. Особая значимость прогнозов заключается в том, что они обеспечивают возможность перехода от анализа к синтезу социально-экономической системы.[14]

В качестве основного условия обоснованности и надежности прогнозов необходимо соизмерять постановку задачи прогнозирования и возможности ее решения с помощью имеющегося методологического аппарата. Предпосылками получения обоснованных решений являются: хорошее знание как самих методов прогнозирования, так и соответствия их конкретной задаче; умение обрабатывать массивы информации, выделять и описывать проблемы, которые могут возникнуть в будущем; разработка альтернативных вариантов решений и отбор наиболее оптимального из них; определение уровня эффективности самого прогнозного исследования.

Следует помнить, что в прогнозировании одним из важнейших переменных является время, в течение которого меняется объект прогнозирования. Учет фактора времени предъявляет прогнозисту повышенные требования. Хороший прогнозист должен владеть не только инструментарием прогнозирования, но и обладать широкой эрудицией и высокой культурой. Наука, помноженная на искусство, - вот что такое современное прогнозирование.

Существуют два принципиально различных подхода к прогнозированию. Первый - изыскательский, или поисковый, - означает разработку прогноза, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Второй - нормативный - означает разработку прогноза, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемым в качестве цели.

Прогноз (forecast) - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и /или об альтернативных путях и сроках их осуществления

С этим понятием часто ассоциируются близкие по смыслу понятия: предсказание, предвидение, предположение, прогностическая модель.

В определении прогноза встречается понятие объекта. Когда этот объект рассматривается с прогнозным фоном, то в этом случае его называют объектом прогнозирования и говорят о прогнозах объекта прогнозирования и прогнозах прогнозного фона этого объекта. А под прогнозным фоном будем понимать совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.

В качестве объекта прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. В зависимости от природы объекта различают социальные, экономические, научно-технические, военно-политические и другие объекты прогнозирования. В задачу данного учебного пособия входит рассмотрение первых двух объектов - социального и экономического.

Прогнозирование (forecasting) - процесс разработки прогнозов.

Прием прогнозирования - одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза. В качестве приема прогнозирования могут выступать вычисление средневзвешенного значения оценок компетентности экспертов, определение компетентности эксперта, сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.

Метод прогнозирования - способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.

Методика прогнозирования - совокупность специальных правил и приемов (одного или нескольких методов) разработки конкретных прогнозов.

Прогнозирующие система - система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.

Средствами реализации являются: экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Прогнозирующие системы могут быть автоматизированными и неавтоматизированными; дискретными и непрерывными; системами на государственном, межотраслевом, отраслевом, подотраслевом уровне, а также на уровне предприятий, учреждений и уровне технологических процессов. В настоящее время известны прогнозирующие системы ИНПРОГС, ПАТТЕРН, ФЕЙМ, ПРОФАЙЛ и др.[13]

Научное предвидение - опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Планирование - это разработка планов развития той или иной сферы на конкретный период.

Под программой- понимается совокупность мероприятий и действий, направленных на разрешение сложной ситуации в определенной сфере и получения запланированных результатов. [13, 12].

Для того, чтобы создать реально работающую социальную или экономическую программу необходимо:

Проанализировать ситуацию, изучить проблему.

Составить план улучшения условий создавшейся ситуации.

Наметить основные мероприятия, способствующие улучшению социальной проблемы, ее частичному или полному разрешению.

Выявить основные статьи расходов, общую сумму расходов и источник финансирования программы.

Воплотить реализацию программы.

Подвести итоги действия программы, в случае необходимости устранить недостатки, скорректировать ход программы.

Первым направлением деятельности при разработке программы является диагностика как основное средство выявления социальных и экономических проблем общества [17, 31].

Диагностика -- это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный и экономический диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза -- заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном объекте или явлении [14, 34].

Социальная и экономическая диагностика основывается на ряде принципов:

- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

- комплексный подход в изучении социальных и экономических явлений объясняется тем, что и социальная и экономическая сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных факторов , человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [13, 36].

Правовую основу социально-экономического прогнозирования в РФ составляет закон РФ от 20.07.95 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Согласно Закону государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по РФ, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

Результаты прогноза на среднесрочную перспективу отражаются в специальном разделе послания Президента Российской Федерации, где он характеризует состояние экономики РФ, формулирует и обосновывает стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводит важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

- итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

1.2 Виды прогнозов

По логике составления прогноза "от настоящего (прошлого) к будущему" или "от будущего к настоящему" различают два вида противоположных по смыслу прогнозов:

- поисковый (изыскательский) прогноз;

- нормативный прогноз.

Поисковый (изыскательский) прогноз -- прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня и затем постепенно проникает от имеющегося базиса информации в будущее.

Нормативный прогноз - прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование начинается от определения будущих целей и ориентиров и затем постепенно двигается к настоящему.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать