Рекреационное хозяйство Украины

Рекреационное хозяйство Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

на тему:

«Рекреационное хозяйство Украины»

Выполнила Григоренко Е.С.

Проверила Вишневская Е.Н.

Донецк 2008 г.

Оглавление

Введение

1. Общая характеристика рекреационных ресурсов

2. Рекреационное законодательство Украины

3. Обеспеченность регионов Украины рекреационными ресурсами

4. Основные рекреационные регионы Украины

4.1 Рекреационные ресурсы Крымского полуострова

4.2. Рекреационные ресурсы Приазовского региона

4.3 Рекреационные ресурсы Закарпатья

4.4 Рекреационные ресурсы Донецкой области

Вывод

Список литературы

Введение

Последние годы развития экономики Украины характеризуются развитием сферы рекреации, увеличения ее значимости. Ежегодно миллионы людей путешествуют по Украине с целью оздоровления а также ознакомления с историческими и культурными памятниками. Именно поэтому приоритетной задачей перед государством стоит поддержка рекреационной сферы, ее расширение и развитие.

Целью данной работы является исследование рекреационного потенциала Украины, ее природно-географических и историко-культурных ресурсов.

В первом разделе дана общая характеристика рекреационных ресурсов: природно-рекреационные территорий, рекреационных социально-бытовых ресурсов.

Второй раздел посвящен законодательным аспектам рекреационной деятельности в Украине.

В третьем разделе проведен анализ обеспеченности различных областей Украины рекреационными ресурсами.

В четвертом разделе - более подробное описание основных рекреационных территорий Украины.

1. Общая характеристика рекреационных ресурсов

Рекреационными в научной литературе принято называть общественные отношения по удовлетворению потребностей граждан в отдыхе, восстановлении общественных и духовных сил, использованию для этого природных и других ресурсов.

Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, культурных, оздоровительных, познавательных, исторических и иных ресурсов, которые используются либо могут использоваться для предоставления рекреационных услуг в процессе рекреационной деятельности.

Рекреационные ресурсы целесообразно разделить на две группы:

1. Природные рекреационные территории и ресурсы (рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны, иные природные территории, объекты, комплексы, использование которых возможно в рекреационных целях);

2. Рекреационные социально-бытовые ресурсы (строения, сооружения, архитектурные и строительные комплексы, другие объекты социально-культурного назначения, используемые для рекреационых целей).

Природные рекреационные территории - это часть пространства окружающей природной среды, предназначенная для массового отдыха населения, для восстановления жизненных сил и здоровья людей.

К ним относятся: рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны; земли рекреационного, историко-культурного и частично природоохранного назначения; отдельные участки земель лесного, водного фонда; иные рекреационные территории, комплексы, пригодные для использования в целях рекреации.

Природные рекреационные ресурсы - это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, пригодные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей.

К природным лечебным ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм человека лечебный эффект и пригодные для промышленного освоения (минеральные воды, лечебные грязи).

К природным оздоровительным ресурсам относятся природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе, оказывающие на организм человека оздоровительный эффект (парки, пляжи, лесопарки, лесные и горные массивы).

К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие и происходящие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях - продолжительность и интенсивность солнечного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды.

2. Рекреационное законодательство Украины

В настоящее время актуальность правовых исследований рекреационных отношений обусловлена их значимостью для оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования природных ресурсов. Рекреационное законодательство в настоящее время находиться в состоянии развития и представлено множеством нормативных актов.

Для правового режима природных рекреационных территорий характерно:

наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;

направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду, какие-либо изменения природного ландшафта;

запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;

установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;

общегосударственный характер собственности на них;

установление дополнительных обязанностей пользования ими;

смешанный характер их правового режима.

В Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" дано понятие рекреационной зоны.

Рекреационная зона - это участки суши или водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма.

Создание рекреационных зон на участках лесного фонда регулируется нормами лесного законодательства (Лесной кодекс Украины, Положение Кабинета Министров Украины от 21.07.1995 "Об утверждении порядка разделения лесов на группы, отнесение их к категории защищенности и выделения особо защитных земель участков лесного фонда" и др).

Согласно ст. 3 Лесного кодекса Украины рекреационная функция леса признается за преобладающую, а рекреационное лесопользование рассматривается как обязательное условие восстановления сил и здоровья человека, повышение трудового потенциала общества.

Особенности режима рекреационного использования ресурсов (в т.ч. лесопользования) отражены в Законе Украины "О природно-заповедном фонде Украины", в частности для зон регулируемой и стационарной рекреации национальных природных и региональных ландшафтных парков, экспозиционных зон ботанических садов, дендрологических парков, рекреационных зон зоологических парков (ст. 21-38 указанного закона).

Так, зона регулируемой рекреации может использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению состояния среды и снижению рекрационной ценности.

При пользовании отдельными рекреационными территориями разрабатываются допустимые границы рекреационной нагрузки. Допустимой рекреационной нагрузкой в научной литературе считается предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий отдыха без нарушения восстановительных свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекреационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлены нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150.

Кроме установления предельных размеров рекреационной нагрузки представляет интерес лимитирование, которое предусмотрено для использования природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения. При этом установление лимитов на использование природных ресурсов в оздоровительных, рекреационных и образовательно-воспитательных целях предусматривает определение границ территорий и количества рекреантов с учетом степени рекреационной нагрузки на эти территории. Лимит на данный вид использования природных ресурсов может быть краткосрочным - до 1 года, и долгосрочным - от 1 до 10 лет, в зависимости от категории территории или объекта, установленного режима его охраны, использования и нарушения его природных комплексов. В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что рекреационное право - это совокупность норм, регулирующих рекреационные отношения с целью обеспечения эффективного функционирования рекреационного хозяйства, рационального использования и охраны рекреационного фонда, реализации прав граждан на отдых, восстановление основных жизненных сил. Рекреационное право является подотраслью хозяйственного и экологического права, т.к. правовые инструменты именно этих отраслей являются базовыми для ее формирования. Также в формировании рекрационного права значительная роль принадлежит научным исследованиям. В этом смысле рекреационное право представляет собой совокупность теорий, научных подходов, знаний о рекреационных отношениях.

В последние 10 лет вопросы рекреации и ее правового регулирования ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, однако решены не были. Были приняты отдельные нормативные акты, которые решали отдельные вопросы в этой области, но не проблему. В результате была накоплена большая база нормативных документов, которая нуждается в систематизации и обобщении.

Основными этапами систематизации рекреационного законодательства являются:

принятие концепции формирования правового регулирования рекреационной деятельности;

принятие Закона Украины "О рекреационном фонде Украины";

внесение изменений и дополнений в другие нормативные акты действующего законодательства;

разработка правового регулирования осуществления рекреационной деятельности на отдельных территориях.

Общие положения законодательства о рекреационной деятельности

Конституция Украины;

Закон Украины "О собственности";

Закон Украины "О природно-заповедном фонде Украины";

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды";

Закон Украины "О патентировании отдельных видов предпринимательской деятельности";

Декрет КМУ "О стандартизации и сертификации";

Лесной кодекс Украины;

Водный кодекс Украины;

Земельный кодекс Украины;

Закон Украины "О животном мире";

Закон Украины "Об экологической экспертизе".

3. Обеспеченность регионов Украины рекреационными ресурсами

Обеспеченность природным туристско-рекреационным потенциалом является важной составляющей частью развития туризма в регионе. Особую актуальность в этой связи приобретает состояние экологии территории. Загрязнённая среда ограничивает развитие туризма, даже если территория обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Поэтому изучение территориальных различий влияния природно-туристского потенциала на развитие туризма в регионе представляется актуальным.

Большой вклад в изучение природно-рекреационного потенциала Украины внесли А.А. Бейдик, А.П. Голиков, О.А. Любицева, Я.Б. Олейник, В.П. Руденко, П.Г., Шищенко и др. Однако проблема характеристики и оценки влияния природного туристско-рекреационного потенциала на развитие туризма и теперь находится в сфере научных исследований.

К оценке природно-рекреационного потенциала существуют разные подходы. Например, В.П. Руденко потенциал природных рекреационных территорий Украины определял через денежную оценку свободного времени.

Стоимость свободного времени измерялась величиной валового общественного продукта, созданного всеми работающими за единицу времени и рассчитанного на количество всего населения региона, которое использует ресурсы рекреации. Затем высчитывалась нормативная потребность населения в рекреационных учреждениях, местах санаторно-курортного лечения, длительного и кратковременного отдыха и туризма в человеко-часах, которая корректировалась с учётом городского и сельского населения отдельных районов согласно существующей практике планирования мест отдыха и лечения

По расчётам В.П. Руденко, в суммарном исчислении природно-рекреационный потенциал составляет 9,6 % от интегрального природно-ресурсного потенциала страны. В его структуре значительная доля принадлежит отдыху и туризму (75 %), а на санаторно-курортное лечение приходится 25 %. Развитие природного туристско-рекреационного потенциала варьирует по регионам Украины (см. табл. 1).

Максимальный удельный вес природно-рекреационного потенциала в суммарном природно-ресурсном потенциале (ПРП) имеет АР Крым (1,76 %), а минимальный - Тернопольская (0,11 %) и Ровенская (0,12 %) области.

Таблица 1. Природно-рекреационный потенциал Украины

Согласно А.А. Бейдику все регионы Украины можно разделить на 5 групп по рейтингу оценки ресурсно-рекреационного потенциала (см. табл. 2). Интегральная оценка природного блока рекреационно-туристского потенциала регионов Украины определялась как сумма составляющих балов оценки спелеологических, орографических, климатических, гидрологических ресурсов, ресурсов флоры и фауны.

Таблица 2. Интегральная оценка природных рекреационно-туристских ресурсов Украины

Таким образом, можно отметить некоторые различия в оценке природно-рекреационного потенциала по В. П. Руденко и А. А. Бейдику из-за разных методик и полноты учёта составляющих компонентов. Тем не менее, изучение природного потенциала страны показывает, что имеются значительные возможности в каждом регионе, чтобы развивать в них туристскую деятельность.

Регионы Украины неодинаково обеспечены природным туристско-рекреационным потенциалом. Однако в целях развития туристской деятельности, привлечения туристов в регионы необходимо максимально использовать имеющиеся там природно-рекреационные ресурсы. Для этого следует выделить наиболее привлекательные для туристов природные объекты, природно-рекреационные районы и развивать соответствующую инфраструктуру.

4. Основные рекреационные регионы Украины

4.1 Рекреационные ресурсы Крымского полуострова

Рекреационное хозяйство Крыма опирается на мощную ресурсную базу. К рекреационным ресурсам Крыма относятся: пляжи (протяженность составляет 517 км), минеральные воды (дебет - 30 тыс. м3/сутки); лечебные грязи (запасы - 24 млн. м3); море, морской и лесной воздух, климат; ландшафты (рельеф, растительность и т. д.).

Рекреационные предприятия распределены по территории Крыма неравномерно. Наибольшую концентрацию они составляют на Южном и Юго-восточном берегу Крыма - здесь размещено 51% всех мест здравниц республики, на западном берегу - 39%, Восточном - 8% и в глубинных территориях - менее 3%. Наименее освоена в рекреационном плане Восточное побережье и совершенно не освоена территория Арабатской стрелки, побережье Казантипского залива. Примерно 97% здравниц сконцентрированы на узкой трех километровой прибрежной полосе моря - это наиболее комфортабельные здравницы. В глубинных территориях (горных и предгорных) размещены небольшие, менее комфортабельные здравницы: это преимущественно детские лагеря, туристические базы, расположенные на туристических маршрутах. Глубинные территории республики обладают всеми необходимыми условиями для рекреационного развития, это: - живописные ландшафты долин горного и предгорного Крыма;

- наличие источников минеральных вод;

- достаточная инфраструктурная освоенность (транспорт, связь);

- наличие свободных земель и удобные площадки для строительства корпусов с более низкими затратами.

Рекреационный комплекс Крыма в основном представлен предприятиями специализирующихся на лечении - здравницы, санатории. В Крыму насчитывается около 800 рекреационных предприятий (здравниц) емкостью более 200 тыс. мест, 40% из них круглогодичного функционирования.

На долю оздоровительных здравниц (дома отдыха, пансионаты, базы отдыха и т. д.) приходится 72% всех мест рекреационной сети. Территориальную структуру сети здравниц формируют Южный и Юго-восточный берег Крыма (64%), Западный (33%), Восточный берег Крыма (около 1%), глубинные территории (около 2%). На долю профилактического лечения (санаториев) приходится 28% мест. Санатории сосредоточены в основном на Южном берегу Крыма и в Евпатории (курорт Евпатория специализируется на лечении детей - доля детских мест 73%).

Особое место в рекреационном хозяйстве Крыма занимает туризм. Крым обладает необычайно большими возможностями для развития самых разнообразных видов туризма. Это необычайно красивые пейзажи, а также возможности каждому выбрать маршрут по силам - от самых легких (некатегорийных) до преодоления самых сложных ("альпийских" скальных стен). Мягкий климат позволяет в Крыму заниматься туризмом круглый год. В то же время обилие снега на горных территориях способствует появлению несвойственных Крыму чисто зимних видов туризма - лыжному и горнолыжному. Особенно привлекательны для туристов пейзажные ресурсы, которыми исключительно богата Главная гряда Крымских гор. Это великолепные панорамы: ущелья, водопады, причудливые формы, созданные выветриванием. Значительной части туристов, особенно старшего возраста, интересны пейзажи Крымского предгорья, созданные мягким рельефом Внутренней и Внешней гряд Крымских гор. Безусловно, очень важным для развития познавательного туризма являются исторические памятники Крыма. Это античные города Херсонес и Пантикапей, "пещерные" города Чуфуг-Кале, Мангуп, Эскн-Кермен, укрепленные пункты генуэзских владений: Солдайя (Судак), Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава) и многие другие. Сочетание гор и моря позволяет значительную часть туристских маршрутов заканчивать продолжительным отдыхом на берегу моря.

Развитию туризма в Крыму способствует также хорошо развитая транспортная инфраструктура, позволяющая в кратчайшее время на автобусе, троллейбусе, пригородном поезде добраться к началу маршрута. Однако количество транспортных средств не всегда достаточно, особенно в пиковое время сезона.

Проблемы развития и функционирования рекреационного комплекса Крыма

1. Несмотря на очевидное социально-экономическое преимущество рекреационного хозяйства, в экономической структуре республики оно занимает лишь пятое место по количеству занятых в нем после промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, транспорта.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать