Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы
p align="left">С сокращением размеров западного переноса многие регионы, лежащие на пути дрейфа, потеряли возможность возмещать часть своих потерь в западном направлении. Так, Амурская область и Бурятия стали чистыми донорами; Иркутская область компенсировала в 2001--2007 гг. только примерно четверть потерь за счет миграции с востока, тогда как в 1990-е гг. -- половину; немногим лучше положение Красноярского края. Даже Новосибирская область стала терять население во внутрироссийской миграции. Небольшой миграционный прирост получила только Свердловская область.

Пока не видно причин, по которым «западный дрейф» населения России мог бы быть остановлен или, тем более, повернут вспять. В стране в отличие от предыдущих десятилетий просто нет демографических (людских) ресурсов, которые можно было бы направить «на восток». Ресурсы села и малых городов практически полностью исчерпаны: если там и сохраняется потенциал выезда молодежи, то в условиях высокого спроса на труд в крупных городах Европейской России он полностью поглощается последними. Города Сибири и Дальнего Востока не выдерживают конкуренции с городами европейской части страны ни по экономическому потенциалу, ни по развитости социальной инфраструктуры, ни, наконец, по климату. Пока на востоке России нет ни одного центра, сопоставимого по миграционной привлекательности не только с Московской и Санкт- Петербургской агломерациями, но и с таким регионом, как Краснодарский край, восточнее Новосибирска нет ни одного города с миллионным населением.

Почти весь миграционный прирост в межрайонной внутренней миграции получают 10 наиболее привлекательных регионов страны -- 93% в 2005--2007 гг. При этом Московская область и Москва приняли 28 и 26% внутренних мигрантов соответственно, а вместе -- 54%.

Центром притяжения общероссийского масштаба является также Санкт-Петербургская агломерация. Кроме того, на такую роль могут претендовать Краснодарский край и Белгородская область, а с некоторой оговоркой -- Калининградская область и Ставропольский край. Мощными региональными лидерами являются Республика Татарстан, Свердловская, Самарская, Ярославская области. К региональным лидерам второго плана можно отнести Карелию, Волгоградскую, Саратовскую, Кемеровскую области, Хабаровский край. Подавляющее же большинство регионов России теряет население, причем потери по регионам распределяются довольно равномерно.

За 2005--2007 гг. города в целом росли на 62% за счет международной, на 26% -- внутрирегиональной и на 12% -- внутренней межрегиональной миграции. Село потеряло 70% мигрантов в пользу городских поселений своего региона, 30% -- других регионов, при этом международная миграция восполнила потери села на 67%. Мигранты, как внутренние, так и внешние, стремятся в крупные города, где много возможностей для трудоустройства, получения высоких заработков, самореализации. Из 13 регионов, возглавлявшихся городамимиллионниками, в 2001--2005 гг. восемь имели устойчивый миграционный прирост, в 2006 г. -- 10, в 2007 г. -- 11. При этом и само число городов-миллионников в 2004 г. сократилось до 12 (в результате сокращения населения Перми), а в 2005 г. -- до 11 (из группы городов-миллионников выбыл также Волгоград).

Население региональных столиц прирастает за счет его постепенного стягивания из других городов и сельской местности «подведомственной» территории и регионов-соседей. Даже в регионах, где наблюдается устойчивый миграционный отток населения, столицы прирастают за счет мигрантов. Пример -- города Иркутской и Красноярской агломераций. Региональные столицы (включая Москву) в равной мере росли за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции, при этом роль внутренней миграции составляла 60% от общего миграционного прироста (рис. 6.14) Нестоличные крупные города имели близкий к нулевому миграционный баланс внутрироссийской миграции и прирастали только за счет международной миграции. Средние и малые города теряли население в межрегиональном обмене, но восполняли эти потери за счет обмена с сельской местностью. Поскольку в России потенциал сельско-городской миграции близок к исчерпанию, малым и средним городам практически нечем пополнять население. Только в начале 1990-х гг., когда миграционный приток русского и русскоязычного населения, в том числе вынужденных переселенцев, был ориентирован в значительной мере на малые и средние города и сельскую местность (здесь переселенцам проще было решить жилищную проблему), они получали миграционную подпитку. В последние годы рост экономики восстановил спрос на труд прежде всего в крупных городах, что послужило стимулом для миграции из малых городов. Население России 2007 : Пятнадцатый ежегодный демографический до-

клад / отв. ред. А. Г. Вишневский ; Гос. ун-т -- Высшая школа экономики. -- М. :

Изд. дом Гос. ун-та -- Высшей школы экономики, 2009. -- с.240-246 Потенциальная мобильность молодого населения малых городов и сельской местности достаточно высока. По данным опроса учащихся 11-х (выпускных) классов школ малых городов, твердо намерены покинуть свои города 70% девушек и 54% юношей. Флоринская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ из малых городов России // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 402. О достаточно высоком миграционном потенциале молодежи сельской местности свидетельствуют данные обследования сельской местности 10 регионов России , согласно которому 54% от всех респондентов желают, чтобы их дети уехали из села. Выезд молодежи усугубляет многие хронические проблемы малых городов и сельской местности. Особенно серьезным вызовом времени является проблема жизнеобеспечения пожилого населения в небольших сельских поселениях в условиях сильно разреженного расселения и бездорожья на большей части территории страны. Краснослободцев В.П. Cельские «миры» России и миграция // Демоскоп Weekly. № 185--186. 2005. 10--23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).

Особо во всей внутренней миграции нужно выделить миграцию трудовых ресурсов, хотя здесь и проведены некоторые аналогии с другими видами миграций внутри страны.

В настоящее время в Российской Федерации четко можно выделить два типа трудовых миграций: из сел в города, из малых городов в крупные. Имеют место также переезды из сельских поселений сразу в крупные города, административные центры, но по объему такие потоки оказываются заметно меньшими. Безусловное лидерство среди крупных городов по количеству привлекаемой рабочей силы удерживает Москва. Результаты опросов исследований свидетельствуют о том, что в столичный регион желают переехать не только жители соседних областей, но и представители регионов других федеральных округов, вплоть до Дальнего Востока.

Уровень мобильности населения в течение последних нескольких лет постоянно снижался. Изменились и основные направления миграционных потоков. Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, сложившуюся в регионах Центральной России. По итогам 2007-2008 . Как и прежде в большинстве субъектов центрального федерального округа наблюдается миграционный прирост, который частично сглаживает естественную убыль населения, характерную абсолютно для всех субъектов ЦФО. Миграционная убыль по данным на конец 2008 года имела место только в Брянской и Костромской областях. Однако практически во всех регионах, где наблюдается положительное сальдо миграционных потоков, межрегиональная миграция характеризуется превышением числа выбывших над числом прибывших. Такое положение дел в Брянской, Владимирской, Ивановской, Орловской, Рязанской и других областях. Понятно, что для большинства внутренних мигрантов ЦФО центром притяжения является Москва и Московская область. В Тверской области ситуация более сложная, что связано с межстоличным положением региона, и фактически он становится донором трудовых ресурсов и для Москвы, и для Санкт-Петербурга. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство которых выходцы из стран СНГ и Балтии.

В то же время такие регионы как Белгородская, Ярославская области отличаются положительным миграционным сальдо, как по международной миграции, так и по межрегиональной. Эти субъекты наряду с Калужской, Липецкой и Тверской областями входят в группу наиболее приближенных регионов к Москве и Московской области по размеру средней номинальной начисленной заработной платы в центральном федеральном округе по данным статистики за январь-ноябрь 2008г., что еще раз подтверждает значимость экономического фактора при миграции.

Цифры, приводимые федеральным и территориальными органами государственной статистики, неточны по объективным причинам. В статистике данные о мигрантах, зарегистрированных по месту пребывания, вообще не учитываются вне зависимости от срока пребывания, о чем свидетельствуют методологические пояснения Госкомстата. Но даже если бы такой учет велся отдельной строкой межрегиональной миграции во избежание двойного счета, то всё равно полученные цифры вряд ли смогли бы адекватно отразить ситуацию, поскольку очень немногие внутренние мигранты оформляют временную регистрацию по прибытию в другой регион.

В современных экономических условиях, сказавшихся, в том числе, и на рынке труда, когда происходит снижение уровня заработной платы, сокращения персонала на предприятиях, в средствах массовой информации появились прогнозы о будущем оттоке населения из столичного региона. Была высказана точка зрения, что внутренние трудовые мигранты, попавшие под сокращение и не имеющие здесь собственного жилья, будут возвращаться в родные регионы. В свою очередь для специалистов давно живущих и работающих в Москве столица также будет терять былую привлекательность, что связывают с тремя основными причинами: крайне высокие цены на недвижимость и невозможность улучшить жилищные условия, высокий уровень конкуренции и невозможность продвижения по карьерной лестнице, а также тяжелая психологическая атмосфера.

С другой стороны в последние годы постоянный приток мигрантов в Москву и Московскую область происходил на фоне высокого экономического потенциала региона, высокого уровня старения населения и дефицита рабочей силы в трудоспособном возрасте, что создавало условия для внутренних мигрантов занять существующие вакансии и не оказаться лишними на рынке труда. В настоящее время снижение численности населения трудоспособного возраста происходит на всей территории России. В Москве темпы старения населения самые высокие в стране, и для нормального функционирования региона ей необходим постоянный приток мигрантов. Поэтому «оптимизации численности персонала», как часто называют на предприятиях текущие сокращения, происходят под давлением демографического фактора. Такие пополнения рядов кандидатов на замещение имеющихся вакансий приводят к снижению уровня спроса на рабочую силу. В результате уменьшается разрыв между спросом и предложением труда в столичном регионе. Т.е. происходит определенная компенсация дефицита рабочих рук. В связи с этим вряд ли стоит ожидать серьезных деформаций на столичном рынке труда и новых волн миграционных потоков в регион или из него. В то же время некоторое выравнивание на рынке труда в количественном плане не обеспечивает большей сбалансированности в качественном плане: структура вакансий работодателей и рабочие места, которые ищут кандидаты, заметно расходятся. Возможно, сближению спроса и предложения в структурном плане будет способствовать получение новой квалификации некоторыми сокращенными работниками.

Сокращенные внутренние мигранты вероятно будут искать новое место работы, и скорее согласятся на менее комфортные условия труда и меньшую заработную плату, чем вернутся обратно. Ситуация на рынке труда с точки зрения работника ухудшилась не только в столице, но и большинстве регионов России, что также будет являться фактором, препятствующим оттоку населения из Москвы и Московской области.

Поэтому число выбывших из столицы возможно несколько увеличится, однако масштабы данного явления будут не такими значительными, и говорить о формировании устойчивого обратного дрейфа в регионы пока не приходится.

Что касается специалистов-«москвичей», готовых сменить место жительства в связи с невозможностью решения жилищного вопроса в Москве, то скорее всего их тоже окажется не так много.

Их уровень востребованности в принимающем регионе действительно будет выше, но заработная плата, вероятно, окажется меньшей, поскольку уровень денежных доходов превышает столичный только в нескольких субъектах России: Ненецком автономном округе, всей Тюменской области, Сахалинской области и Чукотском АО.

Здесь условия проживания не так уж комфортны для жителей Центральной России, и привлекательность таких регионов оказывается очень сомнительной.

Остальные же субъекты федерации по уровню заработных плат в большей или меньшей степени проигрывают столичному, поэтому даже более высокая должность не может гарантировать специалисту из Москвы более высокую зарплату. Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / Бугаева Н.Г. / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления

2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке

Отдельно стоит рассмотреть миграционную ситуацию на Дальнем Востоке, так как этот район представляет большой интерес за счет актуальности его заселения во все времена. Вначале мы обратимся к истории, потому как она хорошо объясняет современные тенденции развития.

При всех недостатках миграционной политики царского правительства именно в середине XIX - начале XX вв. заселение Дальнего Востока привело к позитивному социально-экономическому эффекту и на дли- тельный период заложило основы успешного саморазвивающегося общества в восточной части страны.

Главным условием успеха стал ориентир на долгосрочное закрепление переселенцев в новых территориях. Он лег в основу системообразующей цели колонизации дальневосточных земель, что определило комплексный подход к переселенческой политике. К переселению на Дальний Восток стимулировались социальные группы, способные благополучно адаптироваться в новых условиях и создать социальные основы для закрепления господства России в новых землях.

Существуют сведения о государственном стимулировании притока в регион экономически независимого и активного населения. С 1862 г. переселение проводилось за счет самих мигрантов. Естественно, решиться на переезд могли только те, кто имел необходимый для этого материальный ресурс и рассчитывал на свои силы в обивании нового места.

До 1905 г. разрешение на переселение в Амурскую и Приморскую области предоставлялось крестьянам, способным привезти с собой на новое место жительства не менее 600 рублей. Деньги требовались для приобретения хозяйственного инвентаря и на обустройство, так как государственных ссуд не хватало. В марте 1861г. были изданы "Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях". В основе этого документа лежал принцип добровольного льготного переселения с правом приобретения земли в собственность. В частности, предписывалось:

1) всем желающим селиться в Амурской и Приморской областях отводить свободные участки казенной земли во временное владение или в полную собственность;

2) желающим поселиться целым обществом, которое должно состоять не менее как из 15 семейств, отводить сплошной участок земли на пространстве не более 100 десятин на каждое семейство;

3) на пространстве от вершин реки Уссури и по ее течению к морю такие участки предоставлять в вечное и постоянное пользование всего общества. Общество имеет право продать участок другому обществу, состоящему не менее как из 15 семейств;

4) во всех других местностях отведенные крестьянским обществам участки предоставлять в пользование на 20 лет бесплатно, однако последние права ни продавать, ни отчуждать не имеют.

Позднее, в апреле 1861 г. появился указ Сената, предоставивший значительные льготы переселенцам. В соответствии с пунктом 10 этого указа все переселившиеся на Дальний Восток за собственный счет освобождались от отбытия рекрутской повинности в течение десяти наборов; кроме того, они навсегда освобождались от уплаты подушной подати и лишь по истечении двадцатилетнего срока (со дня издания указа) должны были уплачивать поземельную подать. Кабузан В.Н. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII-начало XX вв.). Хабаровск, 1973

Наделение переселенцев землей путем передачи ее в собственность побуждало к переезду большей частью людей трудоспособных, экономически активных. Такой подход способствовал формированию в мигрантах психологии хозяина, а не "временщика".

Помимо добровольного переселения, образование российского социума на Дальнем Востоке происходило благодаря вынужденной миграции казаков, солдат и заключенных. Около трети ссыльнокаторжных оставалось на восточных землях. В начале XXв. контингент ссыльнокаторжных достигал миллиона человек. Васильченко Э.А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940). Иваново, 2000.

Правда, сейчас мы можем говорить о недальновидности такой политики, так как высокая доля ссыльнокаторжных в социальной структуре дальневосточного населения внесла свои негативные элементы в формирование местной культуры и предопределила генетический характер современной преступности на Дальнем Востоке.

26 января 1882 г. были изданы новые правила, в соответствии с которыми льготы, предоставлявшиеся ранее русским и иностранным переселенцам, теперь закреплялись только за русскими. Кроме того, правилами поощрялось переселение за собственный счет (своекоштное переселение).

С 1886 г. казеннокоштное переселение вообще было заменено своекоштным, причем за последним сохранялись все льготы, установленные ранее для казеннокоштных переселенцев. Все новоселы по прибытии на место получали 100-десятинный земельный надел на каждую семью; с них снимались все недоимки, и им оказывалась помощь в приобретении сельскохозяйственного инвентаря.

Такая политика поощряла самостоятельность и экономическую активность тех, кто не рассчитывал на государственную помощь и не питал иждивенческих настроений. Большая часть переселившихся в то время крестьян надолго осела на дальневосточных землях, пустив корни и составив основу современного социума в этом регионе. Главной причиной успешной адаптации крестьян, переехавших за свой счет, представляется мотивация их переселения. Руководствовались они, по сути, стремлением к самореализации. Стать хозяином новой неосвоенной земли и воплотить на ней свои замыслы - это и было одним из главных мотивов переселенцев.

Наибольший социально-экономический эффект для государства дала деятельность тех крестьян, которые переселились своекоштно. Нецелесообразность дотационного отношения к переселенцам наглядно показала история советского переселения. Советские переселенцы на Дальний Восток получали весьма большие подъемные, причем сам переезд тоже оплачивался. Многие переселенцы превратили миграцию в основную деятельность, позволявшую безбедно существовать за счет государственных дотаций. Получив подъемные на переселение, они уезжали на Дальний Восток, возвращались через определенный срок обратно, чтобы вновь отправиться по тому же маршруту с новыми государственными средствами. Именно в советский период заселения здесь сформировалась психология "временщика".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать