Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны
p align="left">Площадь - 4,1 млн кв. км.

Население - 8,9 млн человек.

Оценка природно-ресурсного потенциала. Район расположен в азиатской части России, граничит с Монголией и Китаем и простирается до берегов Северного Ледовитого океана.

Дальневосточный экономический район

Состав: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Еврейская автономная область; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский и Корякский автономные округа (в состав района входят острова: Новосибирский, Врангеля, Сахалин, Курилы и Командорские).

Площадь - 6125,9 тыс. кв. км.

Население - 7038 тыс. человек.

Протяженность района с севера на юг - 4800 км, с востока на запад -3000 км. Территория омывается морями Северного Ледовитого и Тихого океанов, граничит с Китаем, КНДР; здесь проходит морская граница с США (Берингов пролив) и Японией (пролив Лаперуза).

Уязвимые места региона - его огромная протяженность, слабая заселенность, суровость климата, вечная мерзлота на большей части территории, удаленность и слабая транспортная связь с остальной территорией России Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 12. - С. 8..

2.4 Таксономия экономических районов

В нашей стране сложилась трехзвенная таксономия экономических районов, в соответствии с которой объектами регулирования могут быть:

· макрорегионы (крупные экономические районы, федеральные округа),

· мезорегионы (субъекты Федерации, города федерального значения),

· микрорегионы (города, городские и сельские административные районы, сельсоветы) Дронов В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. - С. 23..

3. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским

Под территориально-производственным комплексом понимается экономически обусловленное сочетание предприятий в одной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с экономическими условиями района, его транспортным и экономико-географическим положением.

Замысел Н.Н. Колосовского состоял в том, чтобы путем генерализации исключительного многообразия производственных (и природных) процессов прийти к типологии районных территориально-производственных комплексов. С точки зрения развития идей промышленного районирования особенно велика роль введенных им в науку понятий о взаимообусловленном и простом территориальном сосуществовании производств, "вертикальных" и «горизонтальных» связях, о типах производственных процессов и энергопроизводственных циклах.

Характерными чертами ТПК являются следующие:

- экономическая взаимосвязанность и обусловленность предприятий, входящих в состав комплекса;

- единство и компактность территории и общая инфраструктура;

- соответствие набора предприятий природным экономико-географическим и транспортным условиям района;

- решение комплексом одной или нескольких общерегиональных или общегосударственных задач.

ТПК относятся к нодальным (узловым) территориальным образованиям, которые выделяются в зависимости от тесноты существующих в комплексе взаимосвязей, поэтому границы ТПК не обязательно должны совпадать с административными границами края, области или района. Эта особенность создает проблему управляемости процессом формирования звеньев ТПК. Оптимальным выходом является создание специальных органов управления комплексом либо придания ему статуса объекта программно-целевого управления, что позволяет осуществлять регулирование его развития на основе государственной целевой программы.

Все элементы, составляющие ТПК, объединяются в несколько групп: отрасли специализации, комплексные производства, инфраструктура, местные природные ресурсы, население. Население, природная среда и непроизводственная структура участвуют в формировании ТПК, они включаются в него, как потребители продукции и ресурсов и своеобразные конкуренты в использовании ресурсов.

Отрасли специализации ТПК - это отрасли, ориентированные на внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда. Состав и структура специализации, масштабы их развития и основные направления производственных связей обуславливаются эффективностью природных и экономических ресурсов исследуемой территории.

Комплексные производства создаются для обеспечения условий функционирования предприятий отраслей специализации и удовлетворения потребностей населения в продукции местного производства.

Сочетание отраслей специализации и комплексных производств образует производственную структуру ТПК. При аналогичной специализации комплексы могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава комплексных производств.

Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как отраслей специализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК.

Местные природные ресурсы - минеральное сырье, топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют формирование структуры ТПК, состав отраслей специализации, масштабы их развития.

Население - самостоятельный элемент ТПК - выступает с одной стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.

Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной поддержке. Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке.

Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.

Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет:

- сокращения транспортных затрат;

- рационального использования местных ресурсов и возможностей маневрирования ими;

- комбинирования и кооперирования производственных связей;

- использования общей инфраструктуры.

Специфической формой пространственной организации производства являются акватерриториальные производственные комплексы (АТПК), значительный опыт формирования которых имеется в Японии, Германии, Франции. Их отличия от ТПК состоят в следующем: хозяйственная деятельность в АТПК ведется не только на суше, но и на море. Морская акватория является важным звеном экономического и транспортного взаимодействия объектов. Обязательным и важнейшим объектом АТПК является морской порт или несколько портов.

В районах с высокой концентрацией ценных природных ресурсов активно формируются ТПК. Так, например, на севере Западно-Сибирской равнины путём ускоренной разработки нефтяных, газовых и лесных ресурсов создаётся ТПК севера Западной Сибири, в составе которого нефтяные и газовые промыслы, газоперерабатывающие заводы, нефтехимические комбинаты (в Томске и Тобольске), лесопромышленные комплексы, Сургутская ГРЭС, базы строительной индустрии, система внутрипромысловых и магистральных нефтепроводов и газопроводов. В Восточной Сибири продолжается развитие Братско-Усть-Илимского ТПК, опирающегося на крупные и дешёвые гидроэнергетические ресурсы р. Ангары; комплекс образуют Братская и Усть-Илимская ГЭС, алюминиевый завод, лесозаготовительные предприятия, лесопромышленные комплексы в Братске и Усть-Илимске, предприятия строительной индустрии.

В зоне влияния БАМ сформировано несколько ТПК (Верхнеленский, Южно-Якутский, Нижнеамурский и др.).

ТПК района Курской магнитной аномалии создаётся на уникальных по запасам богатых железных рудах, благоприятных почвенно-климатических ресурсах и сложившейся инфраструктуре Центрально-чернозёмного района, Оренбургский ТПК - на ресурсах крупного газоконденсатного месторождения в Оренбургской области. Формирование Южно-Таджикского ТПК проводится на базе каскада крупных ГЭС (Нурекская, Рогунская и др.) на реке Вахш; создаются энергоёмкие производства (алюминиевый завод, электрохимический комбинат, азотнотуковый завод), в широких масштабах осуществляется ирригация и развитие аграрно-промышленных комплексов Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. - С. 35..

4. Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран

Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой - наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной программы «Факел», предусматривающей концентрацию усилий на ряде наукоемких отраслей (микроэлектроника и информатика, оптоволоконная связь, генная инженерия и биотехнология, медицинское оборудование) стали создаваться зоны развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был создан в 1988 г. (Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хайдань). В результате реализации Программы «Факел» к концу 1995 года было произведено промышленной продукции на сумму 79,5 млрд. юаней, (поступления от экспорта продукции - 1,08 млрд. долл. США). Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.

В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения, поступления от экспорта продукции которых - более 4 млрд. долларов США. В большинстве зон действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство осуществляет стартовое финансирование высокотехнологичных проектов и страхует риски иностранных инвесторов.

Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков:

· предприятия, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15% в от его обычной величины, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, только 10%;

· вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации;

· если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения;

· фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.

В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков (в основном вокруг ВУЗов). Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза.

В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.

При всех таких успехах все-таки следует сказать, что в России технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти.

Зеленоградский научно-технологический парк (один из первых в России) зарегистрирован в июне 1991 года в виде ассоциации предприятий г. Зеленограда. Учредителями парка выступили: Московский государственный институт электронной техники (Технический университет), Префектура, ряд государственных и коммерческих предприятий г. Зеленограда. Парк организован на базе Государственного технического университета Московского института электронной техники, территориально расположенного в г. Зеленограде Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. -№ 3. - С. 18..

Технополис это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Инкубатор бизнеса это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы клиенты.

В основе научных парков лежат четыре принципа - создание максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресс;

- максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции;

- объединение фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом;

- создание для развития идей благоприятных условий для их выживания на российском рынке.

Основную часть финансирования научные парки получают от государства: в Великобритании 62%, в Германии - 78%, во Франции 74%, в Нидерландах около 70%, в Бельгии почти 100%. Государственная помощь выступает в различных формах. В Японии, например, целый ряд государственных фондов, банков и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию, кредиты на длительный срок и под льготные проценты. Подчас кредит и проценты требуется возвращать лишь в тех случаях, когда исследования заканчиваются успешно, а в случае неудачи деньги можно вообще не возвращать. Правительства создают фирмам, вкладывающим капитал в научные парки, льготный режим амортизации оборудования и т.д. Не остаются в стороне и местные власти, вклад которых иногда даже превышает объем правительственной поддержки. Например, финансирование технополиса в японском городе Тояма складывается из следующих источников: половину средств выделяет местная префектура, 30% поступает из регионального бюджета, 10% дает правительство и столько же различные корпорации, ассоциации и частные лица. И никто не воспринимает научные парки, да и вообще науку, как обозу. Более того, США, Великобритания, Япония, Германия и Франция отчаянно конкурируют друг с другом, стремясь создать, либо завлечь к себе как можно больше предприятий, научных и иных центров, национальных и зарубежных.

В результате повышенного внимания и хорошего финансирования многие регионы из отсталых быстро преобразились в прогрессирующие. Например, в первых четырнадцати технополисах Японии было создано более двух тысяч высокотехнологичных предприятий по производству фармацевтических препаратов, средств связи, вычислительной техники, электронных приборов и компонентов, медицинского оборудования, оптических инструментов и т.д., в общем, всего того, что символизирует научно-технический прогресс. На долю британских научных парков приходится ощутимая часть производимых в стране компьютеров, электроники, робото- и электротехники, медицинского оборудования и т.д. Благодаря научным паркам и специальным программам развития малого наукоемкого бизнеса, который есть у большинства штатов, новое лицо в мире обрели и США.

Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Как правило, они определены относительно какой-либо основной отрасли (например, "химический кластер", "агропромышленный кластер").

В условиях мирового финансового кризиса кластерная политика является наиболее актуальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП), способной эффективно преодолевать кризисные явления. С институциональной точки зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). Важно отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие ГЧП во многом зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу полномочий и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. - С. 17..

5. СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика

СЭЗ «Находка»

СЭЗ «Находка», первая в России, была образована в октябре 1990 года. Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 -ФЗ..

Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки рассматриваемой СЭЗ приведены в приложении.

Особенности зоны:

· выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

· отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;

· наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

· достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).

Потенциал СЭЗ «Находка» характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн.т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка. Безработица в зоне «Находка» составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ. Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".

Балтийский «Янтарь»

Согласно положению о СЭЗ «Янтарь», принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.

Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки СЭЗ приведены в приложении.

Отличительные черты рассматриваемой зоны:

· выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;

· уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

· изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;

· использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

Таким образом, две «старейшие» и, судя по всему, наиболее активно действующие СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. - С. 55..

Заключение

В настоящее время выделяются две экономические зоны - Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций.

В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.

В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков. В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.

Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 -ФЗ.

2. Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // Транспортное дело России. - 2008. - № 4.- С. 45-47.

3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. - М.: Гардарики, 2009. - 156 с.

4. Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. - С. 23.

5. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. - С. 17-18.

6. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. - 335 с.

7. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 224 с.

8. Мировой опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон // Экономист. - 2007. - №9. - С. 22-25.

9. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 522 с.

10. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. - М.: Наука, 2008. - 126 с.

11. Савченко М.Е. Вопросы теории и методики изучения территориально-производственных комплексов // Эко. - 2007. - №5. - С. 33-34.

12. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. - 322 с.

13. Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 12-14.

14. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. - С. 16-18.

15. Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2008. - № 12. - С. 8-11.

Приложение 1

Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характеристики

СЭЗ "Находка"

ОЭЗ в Калининградской области

Этапы создания и развития (по нормативным документам)

Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР)

Положение о СЭЗ - 23.11.90 г.

Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г.

Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г.

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г.

Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г.

Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г.

Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г.

Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС

Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г.

Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г.

Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление Правительства РФ от 25.05.94 г.

Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г.

Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г.

Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г.

Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г.

Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г.

Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г.

Территория

г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

Специализация

Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность.

Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны

1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся "монополия" Находки на внешнюю торговлю России со странами региона.

2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали.

3. Наличие некоторого промышленного потенциала города.

4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства.

5. Опыт внешнеторговой деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой.

2. Наличие незамерзающего морского порта.

3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов).

4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений.

5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК).

6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы).

7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны

1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки).

2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов.

3. Неразвитость АПК и легкой промышленности.

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов.

5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая.

1. Использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности.

3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышлен-

ности.

4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства.

5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции

(более 70% вывоза).

6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.

7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%).

8. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать