Специфика развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации на примере Алтайского края

Специфика развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации на примере Алтайского края

96

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Национально-территориальное образование как социально-экономическая система

1.1 Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии

1.2 Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики

1.3 Экономические характеристики национально-территориальных образований в сравнении с остальными субъектами РФ

2. Республика Алтай как национально-территориальное образование

2.1 Основные характеристики и показатели экономики Республики Алтай

2.2 Основные экономические проблемы региона

2.3 Тенденции социально-экономического развития

3. Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная Россия представляет собой ассиметричное федеративное государство. Асимметричность заключается в том, что наряду с административно-территориальными образованиями - субъектами Российской Федерации (края и области) существуют национально-территориальные образования - республики и автономии, причем статус тех и других не равнозначен. Республики построены по национально-территориальному принципу. Как правило, это небольшие по территории и населению образования (хотя есть и исключения - республики Саха-Якутия и Татарстан), которые представляют собой субъекты Федерации с одной (республики Алтай, Калмыкия и др.), двумя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и др.) и более (Республика Дагестан) «титульными» нациями.

В настоящее время из 83 субъектов в составе Российской Федерации 26 относятся к национально-территориальным образованиям (21 республика, одна автономная область, 4 автономных округов). На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что социально-экономическое состояние национально-территориального образования - субъекта РФ определяется общими для страны макроэкономическими тенденциями. Кроме того, современные региональные ситуации в значительной степени дифференцированы объективными факторами: природно-ресурсным и трудовым потенциалом, географическим положением, политической ситуацией, ориентацией на выполнение определённых федеральных функций и др. Таким образом, макроэкономические тенденции обостряют региональные проблемы, а специфические особенности конкретных регионов обусловливают основные различия в проведении экономических реформ.

Усугубляет ситуацию то, что до конца не сформирован механизм экономических отношений субъекта РФ и федерального центра, отсутствует чётко сформулированная государственная региональная политика, нет системы исследования, планирования и прогнозирования экономического развития региона. Определяя развитие национально-территориального образования как устойчивой и усложняющейся системы, важно знать естественные предпосылки, историю хозяйственного освоения его территории и современное социально-экономическое положение. Понимание причин трансформации многих сторон жизнедеятельности регионов в новых условиях поможет определить степень их кризисного состояния, позволит определить круг проблем и найти пути смягчения сложившейся ситуации.

Исследования проблем экономического развития национально-территориальных образований РФ получили развитие еще в доперестроечный период в исследованиях таких ученых как И.Г. Александров и Н.Н. Баранский, занимавшихся вопросами экономического районирования и размещения производительных сил. Позже этими проблемами занимались П.М. Алампиев, Т.М. Бандман, Н.Н. Колосовский, А.Е. Пробст, Я.Г. Фейгин, Ю.Г. Саушкин и другие. Качественно новый этап региональных исследований связан с именем Н.Н. Некрасова, который исследовал теоретические и методологические проблемы развития районов страны и заложил научные основы региональной экономики. Программно-целевое регулирование и планирование территориального развития привлекало и привлекает многих учёных. Весомый вклад в разработку этой проблемы внесли Р.И. Шнипер, Т.М. Бандман, С.А. Суспицин, Н.В. Федоров и др.

Социально-экономическим проблемам развития на примере национально-территориальных образований - субъектов РФ посвящены работы Л.В. Азаровой, О.А. Барановой, П.В. Болыпаника, Е.В. Горшениной, С.А. Суспицина, А.Г. Зинченко, А.Ф. Куракина, В.В. Малыхина, Л.А. Еловикова и др.

Основная цель исследования - выявить специфику формирования современного социально-экономического состояния, организации и приоритетов развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации.

Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач:

- обобщить и систематизировать основные понятия и подходы регионального развития, обосновать методологические основы его исследования.

- обосновать приоритеты развития национально-территориальных образований - субъектов РФ;

- определить этапы хозяйственного освоения территории национально-территориального образования на примере Республики Алтай;

- на основе индикаторов природно-ресурсного, социальной инфраструктуры и бюджетно-финансовой системы провести анализ и показать современное социально-экономическое состояние Республики Алтай.

- выявить основные тенденции и приоритеты необходимых изменений, реализация которых сможет обеспечить преодоление кризиса, стабилизацию и последующее развитие экономики Республики Алтай.

Объект исследования: экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики Алтай.

Предметом исследования являются экономические аспекты функционирования национально-территориальных образований на примере Республики Алтай.

Информационной базой исследования послужили материалы территориальных органов статистики по Новосибирской области и Республике Алтай, Министерства экономики Российской Федерации, Минэкономики Республики Алтай, Правительства Республики Алтай.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: статистический, исторический, анализа, синтеза, аналогии и сравнения.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, шести подпунктов, заключения и списка использованных источников и литературы, одного приложения.

1. НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1.1 Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии

Под национально-территориальным образованием в Российской Федерации подразумевается создание этносом (нацией, народностью), проживающим на территории своего традиционного обитания, собственного национально-государственного образования и наделение его статусом субъекта Российской Федерации. В России исторически сложились три типа указанных образований - республика, автономная область, автономный (ранее - национальный) округ.

Понятие «субъект Федерации», впервые введенное в российское конституционное право Конституцией 1993 г., связано с исторически сложившейся асимметричностью устройства Российской Федерации, наличием в ее составе государственных образований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения). Охват всех этих форм понятием «субъект Федерации», не известным ранее действовавшим конституциям, подчеркнул их общую природу как равноправных членов Российской Федерации. В то же время это не исключает некоторых различий в их правовом статусе, а тем более экономических и иных социальных различий, сложившихся в процессе исторического развития. Это предопределяет основную цель государственной региональной политики - выравнивание не только правового статуса, но и фактических экономических и иных социальных возможностей субъектов Российской Федерации.

Децентрализация и экономическая регионализация России способствовали расширению самостоятельности ее субъектов в решении вопросов территориальной организации и управления.

Рис. 1. Регионы России на 1 марта 2008 г.

В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, из которых к национально-территориальным образованиям относятся 26 субъектов, в том числе 21 республика, одна автономная область, 4 автономных округа (рисунок 1). С 1 марта 2008 года На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 56

Как видно из рисунка 1 к национально-территориальным образованиям относятся: республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская республики, Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, Еврейская автономная область.

Региональный подход к рассмотрению экономических проблем национально-территориальных образований РФ предполагает изучение территориальной специфики и интересов потребителей. Специфика российской регионализации заключается в существовании определенных противоречий во взаимоотношениях региональных властей с Федерацией и отсутствием научно обоснованного и практически действенного механизма анализа, планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в условиях рыночной экономики.

В России вопросы развития национально-территориальных образований тесно связаны с экономическим и административным районированием. С 1970-х гг. прошлого века экономические районы в СССР были официально признаны прогрессивной формой пространственной организации производительных сил, позволяющей получить народно-хозяйственный эффект. Практика многих лет показывает, что, несмотря на некоторые несоответствия и недостатки, при централизованном государственном управлении данная схема и механизмы работали достаточно эффективно. Гладкий, Ю.Н. Регионоведение: Учеб. - М.: Гардарики, 2003 - С. 84

Термин «регион» появился в русском языке позднее, чем термин «район». Он связан, прежде всего, с новым направлением в экономической науке - региональной экономикой, определение которой дал академик Н.Н. Некрасов в 1975 г. Его заслугой является определение основных критериев региона и их классификация. Некрасов Н.Н. Использование природных ресурсов и размещение производительных сил в СССР.-- М.: Прогресс, 1980, - С. 123

Со временем термин «регион» приобрёл излишнюю многозначность. В учебных пособиях, словарях, публикациях определения понятия «регион» зачастую носят противоречивый характер и представляют собой общую трактовку.

В публикациях, посвященных региональным исследованиям, термин «регион» используется авторами по-разному. Так в одной из работ Р.И. Шнипера под регионом понимается республика, автономия, область, район, город; Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 1996. - С. 14. в других источниках регионом называют экономические зоны, укрупненные районы, экономические районы, промышленные узлы, территориально-производственные комплексы, свободные экономические зоны; В.Н. Лексин и А.Н. Швецов в работе «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития», несмотря на отсутствие чёткого определения, под регионом понимают субъект РФ, административно-территориальные образования, город. Лексин, В.Н., Швецов, А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 12

В Указе Президента РФ от 03.06.1996 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ».

Всё вышеизложенное свидетельствует о невозможности дать однозначную трактовку понятию «регион». Если руководствоваться нормативно-правовыми документами, то относительно однородными региональными структурами, характерными для России, следует считать регион как экономический район, регион как федеральный округ, регион как субъект Федерации. В данном исследовании термины «регион» и «субъект РФ» будут использоваться только по отношению к национально-территориальному образованию с присущим ему социально-экономическим комплексом.

Итак, в данном исследовании национально-территориальное образование рассматривается как фактически существующая и действующая основная ячейка территориальной структуры страны, а именно - субъект Российской Федерации (республика, автономия), ставший в последние годы главным субъектом политических и экономических отношений. В данном исследовании субъект РФ (республика, автономия) - это не только хозяйственное образование, порожденное развитием территориального разделения труда, - он также представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны.

Важнейшие его признаки таковы:

- историческое прошлое каждой национально-территориальной общности, определяющее трудовые навыки населения, традиции, особенности взглядов и взаимоотношений людей;

- природно-ресурсный потенциал, оказывающий влияние на общую направленность производственной деятельности людей, на характер их материальных потребностей, особенности быта и расселения;

- комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений, сложившийся исторически и имеющий многообразные связи с внешней средой;

- наличие территориальных границ и территориальных органов управления.

Кроме того, национально-территориальное образование - субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

1.2 Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики

Региональная экономика представляет собой совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе - субъекте РФ, а ее главной составной частью является размещение производительных сил на конкретной административной территории. Поэтому при всем разнообразии трактовок и мнений ученых под регионом в данном исследовании следует понимать национально-территориальное образование как определенную подсистему народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.

С позиции системного подхода национально-территориальное образование как субъект РФ - это:

- относительно обособленная воспроизводственная система;

- относительно обособленная социально-экономическая система;

- подсистема хозяйственных взаимосвязей с другими субъектами РФ, включая надсубъектные образования, такие как федеральный округ.

Регион как хозяйственная подсистема представляет собой совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

В настоящее время в связи с быстрым и не всегда подготовленным вхождением регионов в рынок предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений. А именно - емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, то есть - разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

При всем различии мнений экономистов в трактовке понятия «региональная экономика» общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а в практическом плане единым остается территориальный аспект формирования рынка.

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой воспроизводства, наличием территориальной интеграции форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни, имеющая соответствующие органы управления своей территорией (автономия, республика). Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 51-52

Все эти и другие различия необходимо учитывать в региональной экономике, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений. Важно также иметь в виду, что экономическая наука уже в ближайшее время должна определить новое экономическое районирование с учетом особенностей посткризисного развития суверенных национально-территориальных образований в России.

Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни не только титульного этноса, но и всего населения соответствующего национально-территориального образования.

Экономика национально-территориального образования должна базироваться на использовании трех основных принципов:

1) тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;

2) создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

3) активная реализация региональных интересов.

При этом функции региональной экономики следующие:

- в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т.д.); оказание общественных услуг (образование, медицина, жилье, туризм, культурные мероприятия и др.);

- в области ценообразования: регулирование цен и тарифов; разработка всевозможных льгот и штрафных санкций; определение налоговой политики;

- в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

- в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг; послепродажное сервисное обслуживание; организация рекламы; формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать