Сравнительная экономико-географическая характеристика Северо-Западного и Приволжского федеральных округов
p align="left">Вывод: Проанализировав природные условия и ресурсы, я пришла к выводу, что, несмотря на значительные запасы минерально - сырьевых, топливных, водных и лесных ресурсов, с точки зрения климатических условий, которые недостаточно благоприятны по причине расположения большей части округа на европейском Севере, Северо - Западный федеральный округ уступает Приволжскому, который имеет благоприятные природные условия для ведения любой хозяйственной деятельности, а именно обладает умеренным климатом, а также богат разнообразными полезными ископаемыми.

Так, например, среднемесячная температура воздуха в июле в Приволжском федеральном округе в 2006 г. составляла 17,4 ° С, а в Северо - Западном - только 13,2 ° С (Таблица №1).

3. Экономика

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. Отрасли специализации определяют хозяйственный профиль федерального округа. Поскольку в основе рыночной специализации лежит территориальное разделение общественного труда, следовательно, определение специализаций отраслей должно базироваться на выявлении доли участия округа в общественном разделении труда.

Для количественного определения уровня специализации федерального округа я в своей работе буду использовать такой показатель, как коэффициент душевого производства.

Рассмотрев отрасли хозяйственного комплекса федеральных округов, я в разделе «Приложение» произведу расчеты, на основе которых сделаю вывод о специализации района на соответствующей отрасли.

Экономический потенциал территории Северо-Западного федерального округа - один из крупнейших среди других округов, расположенных в Европейской части России. Его ведущая отрасль хозяйства - промышленность, доля которой в общероссийском объеме промышленного производства 12,7%.

Концентрация на севере округа ценнейших природных ресурсов определяет специфику формирующегося здесь хозяйственного комплекса, основанного на развитии топливно-энергетического, горнодобывающего, лесохимического, рыбоперерабатывающего комплексов, на производстве бумаги, целлюлозы, картона, деловой древесины, наряду со специализированным комплексом, работающим на основные добывающие и инфраструктурные отрасли машиностроения.

Юго-западная часть округа является одним из индустриально развитых регионов Российской Федерации и выполняет важную роль в формировании рынка как крупнейший производитель и поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую очередь машиностроения.

Приволжский федеральный округ - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития. Но это и один из основных аграрных регионов страны.

Промышленный комплекс региона включает развитие практически всех основных отраслей, но наибольшее значение имеют многоотраслевое высокоразвитое машиностроение и нефтегазохимический комплекс, а также предприятия военно-промышленного комплекса.

3.1 Топливно-энергетический комплекс

Топливная промышленность в Северо-Западном федеральном округе является отраслью рыночной специализации. Она обеспечивает добычу нефти, природного газа и газового конденсата, угля. Главными центрами угледобычи являются Воркута и Инта.

Основная добыча нефти и природного газа сосредоточена в Ненецком автономном округе и Республики Коми. Усинское, Возейское месторождения обеспечивают до 88% добычи нефти региона. Основная добыча газа приходится на Вуктыльское месторождение, дающее 90% газа федерального округа. Запасы нефти и газа имеются в Калининградской области, шельфовой зоне Баренцева и Карского морей. Переработка нефти и газа развита недостаточно и осуществляется на Ухтинском НПЗ и Сосногорском НПЗ. Нефтеперерабатывающая промышленность развита и в Ленинградской области (Киришский НПЗ).

Топливная промышленность округа имеет огромные перспективы в связи с разведкой крупных запасов углеводородного сырья. Освоение новых месторождений углеводородного сырья создаст условия не только для рационализации топливно-энергетического баланса округа, ликвидации его напряженности, но и превратит округ в крупного международного поставщика нефти, природного газа, электроэнергии.

Больше значение имеет формирование на территории округа Тимано-Печерского ТПК на базе уникальных запасов топливных и лесных ресурсов.

Электроэнергетика в Северо-Западном федеральном округе является отраслью, дополняющей территориальный комплекс. Она развивается за счет крупных тепловых электростанций, гидроэлектростанций, двух атомных электростанций - Ленинградской и Кольской, множества мелких электростанций и котельных. Большое значение имеет строительство гидроаккумулирующих станций. Ведется строительство Центральной ГАЭС вблизи Санкт - Петербурга.

Топливная промышленность Приволжского федерального округа является отраслью рыночной специализации. Приволжский федеральный округ в сырьевом отношении имеет четко выраженную нефтяную специализацию. Нефтегазодобывающий комплекс Приволжья лидирует по масштабам нефтепереработки и газопереработки. По добыче нефти в округе на первом месте Татарстан и Башкортостан. В 2004 г. Доля Приволжского федерального округа в общероссийской добыче нефти составила 20,3, а в переработке нефти _ 42,0%.

Регион занимает первое место в стране по развитию нефтеперерабатывающей промышленности. Нефтеперерабатывающие заводы расположены в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Кстове, Самаре, Сызрани, Саратове, Орске и др. Нефтеперерабатывающие заводы выпускают дизельное топливо, автомобильный бензин, смазочные масла и пр.

Попутный газ утилизируется на газоперерабатывающих и сажевых заводах (Шкаповский, Туймазинский, Миниибаевский, Отрадненский и др.). На базе Оренбургского газоконденсатного месторождения создан промышленный комплекс, производящий газ, газовый конденсат, серу и пр.

Нефтегазохимический комплекс Приволжья включает всю технологическую цепочку переработки нефти и газа. Развитию комплекса способствуют наличие углеводородного сырья, хорошая обеспеченность водными ресурсами, электроэнергетикой, транспортная обеспеченность.

Электроэнергетика Приволжского федерального округа также является отраслью рыночной специализации. Округ дает более 20% общероссийской выработки электроэнергии. В производстве электроэнергии лидируют крупные тепловые электростанции: Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Крупные теплоэлектростанции работают в нижнем Новгороде, Кирове, Уфе, Казани, Саратове, Самаре др.

Велика роль гидравлических электростанций. крупными являются Чебоксарская, Самарская, Саратовская ГЭС (на Волге), Нижнекамская, Воткинская и Камская ГЭС (на Каме).

Атомная энергетика представлена Балаковской АЭС (4 млн. кВт) - это самая крупная по мощности электростанция в регионе, строится Башкирсая АЭС.

Вывод: Проанализировав топливно-энергетический комплекс, я пришла к выводу, что, несмотря на добычу нефти, природного газа и газового конденсата, угля, с точки зрения недостаточно развитой нефте - и газоперерабатывающая промышленности, а также электроэнергетики, Северо - Западный федеральный округ уступает Приволжскому - лидеру по масштабам нефте - и газопереработки. Также Приволжский федеральный округ имеет выраженную нефтяную специализацию, масштабный нефтегазодобывающий комплекс, развитию которого способствует хорошая обеспеченность округа водными ресурсами, электроэнергией и транспортом, и достаточно развитую электроэнергетику.

Так, например, в Приволжском федеральном округе добывается 95500 тысяч тонн нефти, включая газовый конденсат, а в Северо-Западном - только 26040 тысяч тонн (Табл №.2). Но, вместе с тем, в Северо-Западном федеральном округе добывается 14,1 миллионов тонн угля, а в Приволжском - только 0,3 миллионов тонн (Таблица №3).

3.2 Транспортный комплекс

Транспортная система Северо-Западного федерального округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожными, морскими, автомобильными, воздушными и трубопроводными. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт.

Крупным железнодорожным узлом является Санкт - Петербург, от которого берут начало магистрали на Калининград, Хельсинки, Мурманск, Москву, Пермь, Урал, Сибирь, Белоруссию и Украину и др, благодаря которым обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами и экономические связи с другими федеральными округами России.

В округе расположены крупнейшие морские порты страны - Санкт - Петербург, Мурманск, Архангельск, Калининград.

Большое судоходное значение имеют реки Северная Двина, Вычегда, Печора. На юго-западе проходят Волго-Балтийский путь и Северо-Двинская система.

Важным узлами автомобильных дорого являются Санкт - Петербург и Вологда. Автомобильные дороги соединяют Санкт - Петербург со с областными и районными центрами округа, странами Балтии, Скандинавии.

Важным звеном транспортной системы округа является трубопроводный транспорт. От Вуктыльского месторождения берет свое начало газопровод «Сияние Севера»,по территории округа проходят газопроводы из Западной Сибири.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. Округ - крупнейший в Европейской части поставщик продукции машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, поставщик топливно - энергетических ресурсов и минерального сырья, продукции металлургической промышленности и строительных материалов. На долю округа приходится значительная часть экспортных поставок целевой древесины, товарной целлюлозы, бумаги.

Импортируется оборудование для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса, транспортные средства.

Исключительно выгодное положение Приволжского федерального округа - на пересечении главной водной магистрали страны - Волги (дополненной параллельной железной дорогой) с железными и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном. Волгу пересекают также нефте - и газопроводы.

Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Волго-Камский речной бассейн является основным в стране. Роль речного транспорта в транзитных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт.

Через Приволжский федеральный округ проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивающая связь западных и центральных регионов России с Уралом, Сибирью.

По территории округа проходят ряд крупных нефте - и газопроводов российского и международного значения («Дружба», нефтепровод Сургут - Полоцк, газопровод Уренгой - Ужгород). Приволжский федеральный округ имеет довольно разветвленную сеть трубопроводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.

В структуре вывоза из Приволжского федерального округа преобладают продукция машиностроения и химической промышленности, нефть и нефтепродукты, значительную роль играют зерно, мука и другие виды сельскохозяйственной продукции.

Основными статьями импорта является продукция машиностроения, продовольствие, минеральное сырье и топливо.

Вывод: Проанализировав транспортный комплекс, я пришла к выводу, что, несмотря на многообразие транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный, Северо-Западный федеральный округ по обеспеченности транспортом регионов округа уступает выгодно расположившемуся в транспортном отношении Приволжскому федеральному округу.

Так, например густота автомобильных дорог общего пользования в Приволжском федеральном округе составляет 130 км дорог, а в Северо-Западном - только 43 км дорог (Таблица №5).

Но, вместе с тем, число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения в Северо-Западном федеральном округе составляет 62 шт., а в Приволжском - только 53 шт. (Таблица №6).

3.3 Машиностроительный комплекс

В Северо-Западном федеральном округе машиностроение является отраслью промышленности, определяющей хозяйственную специализацию округа. И в первую очередь приборо -, станкостроение, электротехнические машиностроение, производство оборудования для различных отраслей хозяйства, судостроение и оборонное машиностроение.

Севро - Западный федеральный округ занимает одно из первых мест в Росси по производству морских судов разного типа, уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.

Широко развито в округе точное и сложное машиностроение: приборостороение, радиотехническое, электронное, электротехническое, которое размещено в Санкт - Петербурге («Светлана» - электротехника, электротехнические заводы, выпускающие трансформаторы, электродвигатели; оптико - механическое объединение «ЛОМО», АО «Электросила» - энергетические установки для электростанций.

В округе развито транспортное машиностроение, особенно судостроение и ремонт. Основные центры размещены в Санкт - Петербурге (верфи Балтийского, Адмиралтейского, Канонерского заводов и завод «Северная верфь», где строятся ледоколы, пассажирские теплоходы, нефтеналивные и рыболовные траулеры, рефрижераторы, лесовозы), Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Сыктывкаре, Котласе, Калининграде.

Развито производство железнодорожного подвижного состава, в основном в Санкт - Петербурге, где строятся тепловозы, вагоны для электропоездов пригородного назначения, вагоны для метрополитена и спальные вагоны. Вагоны производятся и в Калининграде.

Кировский завод в Санкт - Петербурге производит мощные тракторы и паровые турбины. Заводы Санкт - Петербурга выпускают оборудование для металлургии, текстильной и целлюлозно - бумажной промышленности. Оборудование для деревообрабатывающей промышленности производится в Петрозаводске (Карелия).

Перспективы развития отрасли связаны с дальнейшим развитием наукоемких и точных отраслей, машиностроения, судостроения.

В Приволжском федеральном округе машиностроение является отраслью рыночной специализации. Оно представлено транспортным машиностроением (в том числе автомобилестроением, судостроением, авиационным машиностроением) , точным и сложным машиностроением (приборостроением, электротехнической промышленностью, электронным машиностроением), станкостроением и инструментальной промышленностью, производством технологического оборудования для нефтегазохимического комплекса, тракторостроением и другими отраслями.

Наиболее развитым является автомобилестроение, включающее производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Приволжье - самый крупный производитель автомобилей в стране ( «АвтоВАЗ» - Волжский автомобильный завод в г. Тольятти (Самарская область), производит легковые автомобили; АО «АвтоГАЗ» (г. Нижний Новгород) производит легковые и грузовые автомобили; «АвтоУАЗ» (Ульяновский автомобильный завод) - производитель легковых внедорожников (вездеходов «УАЗ»), грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов; КамАЗ (г. Набережные Челны) производит грузовые автомобили большой грузоподъемности, малолитражные автомобили «Ока»). В г. Энгельсе Саратовской области производятся троллейбусы. Новый центр по производству легковых автомобилей «Ока» создан в Елабуге (Татарстан), в Павловске выпускаю автобусы для сельской местности. В Нефтекамске производят самосвалы, автобусы, в Уфе - автодвигатели, автозапчасти, в Ижевске - мотоциклы. В Перми сосредоточено производство велосипедов и автоузлов (ОАО «Телта»). Моторный завод разместился в Заволжье (Нижегородская область), завод тормозных узлов - в Канаше, а производство автофургонов - в Шумерле (Чувашия). На заводе в Саранске (Мордовия) производят автосамосвалы.

Приволжский федеральный округ - регион развитого авиастроения. В Самараре расположен авиационный завод (АО «Авиакор»), выпускающий самолеты «Ту - 14», космические ракеты - носители «Протон», «энергия», ракетно - космические комплексы «Союз - Прогресс», космический аппараты «Фотон», «Бион», «Ресурс». В Саратове производят самолеты Як - 42 с модификациями, организовано производство многоцелевых спортивных самолетов. В Татарстане есть моторо - и вертолетостроительное ПО (Казань), в Башкортостане - авиационное производственное предприятие (г. Кумертау), в Перми налажено производство авиадвигателей и комплектующих к ним (ОАО «Пермское агрегатное объединение « Инкар», ОАО «Авиадвигатель», АО «Пермские моторы», «Пермский моторный завод»). В Ульяновске действует крупнейший в мире авиационно - промышленный комплекс «Авиастар», на котором налажен серийный выпуск широкофюзеляжных тяжелых и сверхтяжелых транспортных и пассажирских самолетов типа Ан - 124 «Руслан», Ту - 204.

Судостроение представлено АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, на котором производятся суда на подводных крыльях, пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Есть судостроительные заводы в Татарстане (г. Зеленодольск), в Перми (ОАО «Судостроительный завод «Кама»), в Навашино и Городце Нижегородской области, судоремонтное предприятие в Соликамске и др.

Для обеспечения потребностей нефтегазохимического комплекса региона и все страны здесь создано нефтехимическое машиностроение, предприятия которого размещены в Пермском крае ( ОАО « Спецнефтехиммаш» в г. Краснокамске), в Саратовской области производят динамические и объемные насосы для перекачки воды, нефтепродуктов и агрессивных жидкостей (АО «Сапкон - Нефтемаш»), а также теплоэнергетическое одорудование.В Салавате (Башкортостан) и Бузулуке (Оренбургская область)производится оборудование для нефтеной и газовой промышленности.

Чебоксарский тракторный завод в Чувашии производит мощные тракторы многопрофильного использования, применяемые в золотодобывающей, угледобывающей промышленности и газовой отрасли.

В Приволжском федеральном округе широко развито также точное и сложное машиностроение. Основными центрами являются Казань, Пенза, Саратов, Ульяновск, Чебоксары, Каменка (Пензенская область), Чистополь (Татарстан) и др.В Перми организовано производство навигационного оборудования и средств связи (ОАО «Морион»; ОАО «Пермская приборостроительная компания», ОАО «Пермский телефонный завод «Телта»), в Саратове производится контрольно - измерительная аппаратура, приборы и системы навигации для авиации и флота. Много в регионе и предприятий электронного машиностроения и электротехнической промышленности (Саранск, Чебоксары, Пермь, Лысьва, Киров).

Станкостроение и инструментальное производство особенно развиты в Нижнем Новгороде (фрезерные станки), Кирове ( производство деревообрабатывающих станков); сельскохозяйственное машиностроение - в Саратове, Сызрани, Орске.

Горно-шахтное машиностроение размещается преимущественно в Пермском крае и в Башкортостане (Пермь, Александровск, Уфа).

Вывод: Проанализировав машиностроительный комплекс, я пришла к выводу, что, как в Северо-Западном федеральном округе, так и в Приволжском федеральном округе машиностроение является достаточно развитой отраслью. Так, Северо-Западный федеральный округ занимает одно из первых мест в России по производству морских судов, зато в Приволжском федеральном округе хорошо налажено производство автомобилей, развито авиастроение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать