США
p align="left"> 7. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

7.1. Хозяйство

США обладают могучим экономическим, научно-техническим и военным потенциалом, во многом страна определяет политику современного мира. Современный ВНП страны не имеет себе равных. США являются крупнейшим в мире производителем промышленной и сельскохозяйственной продукции. По добыче нефти, природного газа, угля и выплавке стали страна входит в тройку мировых лидеров, а по производству электроэнергии, уровню развития химической промышленности, выплавке цветных металлов, производству автомобилей и самолетов, по уровню развития электроники, электротехники и аэрокосмической промышленности - лидирует. Отраслями международной специализации США являются электротехническая и электронная промышленность, авиакосмическая, военная, атомная и т.д. Значительно сократилась в хозяйстве страны доля горнодобывающей промышленности, черной металлургии, текстильной и швейной отраслей. Возросла доля химической промышленности, машиностроения и металлообработки. В целом под воздействием НТР в отраслевой структуре ВНП происходит сокращение удельного веса материального производства и возрастание непроизводственной сферы.

7.2. Энергетика

Основой энергетики США является ее хорошая обеспеченность энергоресурсами - углем, нефтью, природным газом, Кроме того, нефть и газ частично импортируются. По суммарной мощности электростанций и по производству электроэнергии (3215 млрд. кВт/ч, 1990 г.) США занимают первое место в мире. В структуре выработки электроэнергии преобладает ее производство на ТЭС, работающих на угле, газе, мазуте, - 70%, остальное производят ГЭС и АЭС. На долю альтернативных источников приходится 1 %.

7.3. Черная металлургия

Как и в других экономически развитых странах, доля этой базовой отрасли сокращается (как по числу занятых, так и по объему продукции). Конкурентоспособность отрасли в США пытаются восстановить путем интенсификации производства, уменьшения его энерго- и материалоемкостей. В связи с переориентацией отрасли на импортную высококачественную железную руду, наряду со старыми центрами и районами металлургии (например, в районе Великих озер) возник и развивается Приатлантический металлургический район (Балтимор, Морисвилл). Развитие отрасли идет по пути создания новых мини-заводов, ориентирующихся на потребителя.

7.4. Цветная металлургия

Цветная металлургия опирается на мощную энергетическую, и собственную и импортную, сырьевую базу. Основные районы размещения предприятий - Горные штаты (где находится большийство месторождений), Тихоокеанский северо-запад, Приатлантический район.

7.5. Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка - самая крупная отрасль американской промышленности. В ней занято 40% ЭАН и производится 40% объема обрабатывающей промышленности. Машиностроение США сильно монополизировано. Важнейшая отрасль - автомобилестроение, причем 75% потребностей страны в автомобилях обеспечивают корпорации «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер». Автомобилестроение распространено в 20 штатах, но главный район - Приозерье, особенно штат Мичиган. Авиационная промышленность часто именуется авиаракетнокосмической. Крупнейшие монополии - «Боинг», «Юнайтед Текнолоджиз». «Макдонелл Дуглас». Центры имеются во многих штатах, но особо выделяются Тихоокеанские штаты и прежде всего Лос-Анджелес, Сиэтл.

Судостроение США сильно уступает по значимости другим отраслям машиностроения, не выдерживает конкуренции о другими странами мира. Основные предприятия сосредоточены на Северо-востоке.

Электротехника и электронная промышленность выпускают продукцию как промышленного, так и бытового назначения.

В области последнего США испытывают сильную конкуренцию иностранных (особенно японских) фирм. В машиностроении очень ярко проявился процесс кооперирования промышленности и науки, возникли научно-промышленные территориальные комплексы, например, «Силиконовая Долина» в Калифорнии.

7.6. Химическая промышленность

США по размерам производства химической продукции являются одним из мировых лидеров. Несмотря на то, что отрасль представлена во многих десятках центров, повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна.

Основные районы химической промышленности - штаты Севера, где химия связана с металлургией, автомобилестроением, текстильной промышленностью, сельским хозяйством (Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Мичиган).

Главный район нефтехимии США сложился в пределах нефтегазоносного бассейна Мексиканского залива.

7.7. Текстильная промышленность

В последнее время произошла «миграция» этой отрасли из североатлантических штатов в южноатлантические, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта.

7.8. Пищевая промышленность

Пищевая промышленность США стоит в одном ряду с крупными отраслями и преворходит текстильную, швейную, обувную. Она опирается на развитое сельское хозяйство. Основные предприятия пищевой индустрии находятся на Севере (мясоконсервные заводы), Западе (переработка молока), в Калифорнии и Флориде (изготовление фруктовых и овощных консервов). В США сложились несколько важных районов концентрации обрабатывающей промышленности: «Промышленный пояс» на Севере (специализируется на металлургии, машиностроении, химической и др. отраслях), район побережья Мексиканского залива «Галф» (получили развитие нефтехимия, нефтепереработка, машиностроение, пищевая, швейная промышленности и др.), в долине р. Теннеси (получили развитие энергоемкие отрасли химии, металлургии, военная промышленность), в Горных штатах (в основном представлены предприятия цветной металлургии), в Тихоокеанских штатах (размещены авиаракетные и радиоэлектронные предприятия, нефтехимия и др.).

7.9. Сельское хозяйство

Несмотря на то, что в этом секторе занято всего 3% ЭАН и его доля в ВВП страны - около 2%, сельское хозяйство - очень важная отрасль для США. По размерам сельскохозяйственного производства США значительно превосходят любую другую страну мира. США первыми перешли к агробизнесу. Производительность труда в сфере АПК растет даже быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает не только потребность страны, но и дает значительную продукцию для экспорта. Основой для высокоразвитого сельского хозяйства послужили большие земельные и кпиматические ресурсы. Обрабатываемые земли, луга, пастбища занимают почти 1/2 основной территории США. Профиль растениеводства в США прежде всего определяется зерновыми культурами (2/3 всех площадей). Главная продовольственная культура - пшеница, но кормовых культур собирают значительно больше. Важную роль играют масличные волокнистые, сахароносные культуры, фрукты и овощи. Профиль животноводства США прежде всего определяет разведение крупного рогатого скота молочного и мясного направления, а также птицеводство. На территории США сложились своего рода специализированные сельскохозяйственные районы («пояса») - пшеничный, кукурузно-соевый, молочного хозяйства, хлопковый. Однако на месте бывшего «хлопкового» пояса возникли новые животноводчес-ко-растениеводческие районы, где хлопководство развито наряду с зерновым хозяйством и животноводством, овощеводством и плодоводством.

7.10. Транспорт

Транспорт США занимает первое место в мире по большинству показателей. Сеть путей сообщения составляет около 1/3 мировой сети. На США приходится около 40% мощности всех тяговых установок и около 30% грузоподъемности всех подвижных средств транспорта капиталистического мира. Большое значение транспорта а США определяется обширностью территории страны, особенностями расселения и процессом субурбанизации, а также взаиморасположением основных районов производства и потребления и т.д. Практически одинаковое значение по грузообороту имеют в настоящее время все основные виды транспорта США (железнодорожный - 27%, автомобильный - 24%, водный -27%, трубопроводный - 21%). Причем растет доля автомобильного, трубопроводного, а также воздушного видов транспорта. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы.

7.11. Внешнеэкономические отношения

США играют очень заметную роль в мировой торговле. Но хотя по объему внешнеторгового оборота страна превосходит все другие экономически развитые страны, зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем в зарубежной Европе. Доля экспорта в ВВП США - около 10%, а в европейских странах - 20-30%. США имеют огромный внутренний рынок. Велика экспортность хозяйства в основном прибрежных и приграничных штатов США. Во внешней торговле США велика роль соседей: Канады, Мексики, а также Японии (на них приходится 40% внешнеторгового оборота). В среднем на экспорт идет около 15% промышленной продукции США. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве.

8. СФЕРА УСЛУГ

Важнейшая закономерность XX в. - трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную, или экономику услуг. В основе этого объективного процесса лежит поступательное движение производительных сил, что в свою очередь влечет за собой рост производительности труда и других факторов производства.

Не менее важная причина развития сферы услуг - глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.) последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения.

Становление экономики услуг - универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.

Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее становлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения -в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия, В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.

Расширение позиций сферы услуг в хозяйственной структуре на протяжении XX 8. не было равномерным, Первые два десятилетия отмечены во многих развитых странах довольно динамичной экспансией услуг главным образом в результате опережающего развития железнодорожного и водного транспорта, торговли, бытового обслуживания. В 20-х гг. исключительно благоприятная экономическая конъюнктура не только способствовала масштабному переливу трудовых ресурсов в рассматриваемую сферу, но и вызвала во многих отраслях настоящий бум капитального строительства, в том числе в сферах образования и здравоохранения. К концу этого периода сектор услуг США и ряда стран Европы сформировался в довольно крупную и важную область хозяйственной деятельности.

В последующие два десятилетия условия развития практически всех отраслей услуг резко ухудшились и формировались под воздействием разрушительных экономических кризисов, милитаризации экономики и послевоенной конверсии военных производств.

Еще более негативно сказалась на развитии услуг Вторая мировая война, потребовавшая преимущественной концентрации производственных ресурсов в промышленности. В странах, на территории которых велись военные действия, материальная база отраслей услуг в той или иной степени подверглась разрушению и после войны не соответствовала даже сильно сократившимся потребностям. В послевоенный период опережающее развитие отраслей услуг во многом возобновилось, и позиции этого сектора в хозяйственной структуре неуклонно расширяются.

 

8.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производста в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, |вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле.

Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.

Главные факторы развития сферы услуг

Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги г и особенно быстро на услуги высокого класса.

Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства. Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство после Второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).

Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70-80-х гг. Экономический кризис, с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.

Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 42,0% в 1980-х годах до 21,9% в 1990-хгодах), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать