Характеристика Уральского региона
. крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда, составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени выработаны;

2. резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы. За последнее время практически не открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения;

3. сократилось финансирование геологоразведочных работ. В Уральском регионе, где степень освоения прогнозных ресурсов составляет около 35%, финансирование геологических работ начиная с 1989 года сократилось на 30%. На столько же уменьшились объемы разведочного бурения;

4. остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования для добычи и бурения. Основная часть технических средств имеет износ боле 50%, только 14% машин и оборудования соответствует мировым стандартам, 70% парка буровых установок морально устарело и требует замены. В условиях перехода России к рынку, с распадом СССР усугубилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из стран СНГ.

5. низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии повышений цен на нефть). В итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и финансового обеспечения отрасли;

6. нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой остротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды (например, авария в Коми). На решение этой проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;

7. не определен единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным организациям, а также частным лицам;

8. задолженность республик за поставленную нефть и нарастающий кризис неплатежей.

Итак, упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием комплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затруднен глобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится экономический кризис в стране и усилится процесс политического раздробления, то добыча нефти, по всей вероятности, будет и впредь сокращаться.

Размещение отрасли по территории Урала, особенности размещения

Размещение основных запасов нефти на Урале не совпадает с размещением населения, производством и потреблением топлива и энергии. Около 9/10 запасов минерального топлива (в том числе нефти) и свыше 4/5 гидроэнергии находится в восточных районах, тогда как примерно 4/5 общего количества топлива и энергии потребляется в европейской части региона.

Размещение нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и объемами потребления жидкого топлива. В настоящее время переработка приблизилась к районам потребления. Она ведется вдоль трасс нефтепроводов, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением.

Нефтеперерабатывающие заводы ориентированы на потребителя. В Уральском экономическом районе они расположены в городах - Уфа, Ишимбай, Салават, Пермь, Краснокамск, Орск и других. В то же время на Урале работают крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Так, суммарная проектная мощность переработки башкирских НПЗ (Уфимская группа и Салаватнефтеоргсинтез) составляет около 30 млн. тонн нефти в год. В числе реальных и потенциальных поставщиков также Пермский НПЗ (мощность 14 млн. тонн в год), строящийся Нижнекамскнефтехим в Татарстане (проектная мощность 7 млн. тонн в год), Орский НПЗ в Оренбургской области (мощность 5 млн. тонн в год).

Экономически более выгодно приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления:

сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;

транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;

размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.

Развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности обусловливается целесообразностью использования нефти в основном для производства моторных топлив и химического сырья. Как энергетическое сырье более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество его вдвое дешевле нефти.

Размещение отраслей и производств нефтехимической промышленности находится под совокупным влиянием различных факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, топливно - энергетический и потребительский.

По уровню размещения наибольшей спросом на продукцию нефтяной отрасли обладает рынок нефтепродуктов Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) - 38% рынка УрФО. Далее идут немногим отличающиеся рынки Свердловской и Челябинской областей - 31% и 22%. Курганская область характеризуется в десятки раз меньшим объемом рынка (3% или, по оценкам, около 9%).

Основные потребители нефтепродуктов в округе - топливная промышленность (то есть сама нефтянка в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), энергетика (основные потребители топочного мазута - Свердловская и Челябинская области), машиностроение и металлургия (Свердловская и Челябинская области), транспорт (железнодорожный, автомобильный, авиационный - все регионы округа в разных пропорциях), частный автотранспорт (все регионы в зависимости от численности автомобилей), сельское хозяйство (Курганская область).

Основную долю в общем объеме потребления ГСМ округом составляет дизельное топливо (44%), значительна доля автомобильного бензина (33%), топочный мазут занимает более скромное место в общем объеме (17%), что можно объяснить высокой суммарной долей природного газа и угля в топливном балансе электростанций и котельных округа. Менее значительную долю занимает авиационное топливо (керосин) - около 6% Территориальная система производства, расселения и инфраструктуры Урала. М., 2006. С. 19..

Структура регионального потребления видов нефтепродуктов характеризуется высокой долей Тюменской области почти по всем показателям (кроме топочного мазута). Так, среди регионов округа Тюмень (включая ХМАО и ЯНАО) потребляет больше всего автомобильного бензина (36%), дизельного топлива (61%) и авиационного керосина (59%). На Свердловскую и Челябинскую области приходятся близкие по значению доли автобензинов (30 и 31% соответственно) и дизельного топлива (21 и 16% соответственно). Однако по потреблению керосина Свердловская область превосходит Челябинскую почти в три раза (аэропорт Кольцово - крупнейший перевалочный пункт в транспортном коридоре Европа - Азия). Курганская область по объемам потребления почти всех видов топлива (кроме топочного мазута) находится в конце списка.

Основные направления развития и ход экономических реформ.

В связи с высокой выработанностью крупных высокопродуктивных месторождений нефти, качество запасов изменилось в худшую сторону, что требует привлечения значительно больших финансовых и материально-технических ресурсов для их освоения. Из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геолого-разведочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения подходов к установлению экономических условий для функционирования предприятий, относящихся к горнодобывающим отраслям промышленности.

В нефтяной отрасли, характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья - нефти, существующие экономические подходы исключают из разработки значительную часть запасов из-за неэффективности их освоения по действующим экономическим критериям. Оценки показывают, что по отдельным нефтяным компаниям по экономическим причинам не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот от 160 до 1057 млн. т запасов нефти.

Особенностью деятельности нефтяной промышленности Урала является ее ориентация на приоритеты энергетической стратегии Уральского региона и всей России в целом.

Энергетическая стратегия Урала - прогноз возможных решений энергетических проблем в стране в краткосрочном (2-3 года), средне - (до 2010 г) и долгосрочном (до 2020 г) плане, а также в сфере энергопроизводства, энергопотребления, энергоснабжения и взаимоотношений с российским энергетическим хозяйством.

В настоящее время высшим приоритетом энергетической стратегии Урала является повышение эффективного энергопотребления и энергосбережения.

Энергоемкость товарной продукции в России, в том числе и на Урале, в 2 раза выше, чем в США и в три раза выше, чем в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не привел к снижению энергоемкости, а даже повысил ее.

Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную тенденцию, а также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные энергоресурсы могут стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР.

Несмотря на меры, принимаемые управляющими структурами регионов Урала, направленные на поддержку нефтеперерабатывающего сектора - разработка федеральной целевой программы "Топливо и энергия", постановление "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России", текущее положение дел на всех нефтеперерабатывающих заводах сложное. Однако пессимизм переходного периода в ближайшем будущем должен смениться оптимизмом начала экономического подъема. После ожидаемого в 2007 г. окончания периода экономического спада следует ожидать постоянного наращивания темпов роста в течение нескольких последующих лет, которое сменится более умеренным ростом после 2012 г.

Основная цель программы модернизации отечественного нефтеперерабатывающего комплекса - приспособление продукции к требованиям рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов.

Финансовые ресурсы для инвестирования проектов модернизации ограничены, поэтому важнейшей задачей является выделение приоритетных проектов из числа предлагаемых.

Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в развитие нефтяного комплекса Урала требует государственного подхода и одновременного решения вопросов по предотвращению утечки капиталов за границу при экспорте нефти и восстановлению взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями нефтяного комплекса стран СНГ.

Основным источником стабилизации экспорта, как это и провозглашено в экономической стратегии Урала, должны стать сэкономленные энергоресурсы.

Необходим поворот стратегии от наращивания добычи углеводородного сырья к повышению эффективности использования энергоресурсов. Важно учитывать проблему конечности и невосполнимости ресурсов, в ряде старых добывающих районов Урала с развитой инфраструктурой они близки к исчерпанию.

Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами и вновь открытыми районами добычи нефти и газа Урала, оценка продуктивности которых базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении стратегии недропользования Урала:

в геологии - от обслуживания добывающих отраслей путем расширения минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья;

в разработке - от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь с лимитами недр;

в производстве - от валового к рациональному потреблению сырья на базе ресурсосбережения.

Переход к рациональному использованию недр и ресурсосбережению по всей технологической цепочке от поиска полезных ископаемых до их переработки, а затем и вторичной утилизации полностью отвечает государственным интересам Уральского региона. Вышеперечисленные задачи решаемы в условиях конкуренции субъектов регулируемого энергетического рынка.

В настоящее время на Урале закладываются основы формирования конкурентной среды с учетом специфических особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает:

формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях ТЭК;

обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий и организаций ТЭК;

выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке;

осуществление контроля со стороны органов государственного управления за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и организаций ТЭК;

формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК;

разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса;

разработку предложений по разграничению функций управления.

Также один из способов предотвращения процесса сокращения добычи нефти - привлечение иностранных инвестиций.

4. Чем объяснить тот факт, что Уральский регион - урбанизированный?

Урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества, рост городов, повышение удельного веса городского населения.

Предпосылками урбанизации являются:

концентрация в городах промышленности;

развитие культурных и политических функций городов;

углубление территориального разделения труда.

Для урбанизации характерны:

приток в города сельского населения;

концентрация населения в крупных городах;

возрастающая маятниковая миграция населения;

возникновение городских агломераций и мегалополисов.

Становление урбанизации проходит следующие основные стадии:

I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.

В социальном отношении городская агломерация - ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность.

Положительные свойства агломераций сочетаются с их недостатками. Это объясняется тем, что агломерации как бы аккумулировали в себе разрозненные, плохо согласованные между собой частные решения. Их развитие не регулировалось в соответствии с заранее разработанным общим планом. Формирование агломераций можно рассматривать как одно из проявлений саморазвития расселения.

III. Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы.

Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. Примером отчетливо проявившейся линейно-стремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород.

В пределах Уральского экономического региона (УЭР) сложилась мощная региональная система расселения, на функционирование которой значительное влияние оказывает демографическая ситуация. От динамики численности населения во времени и пространстве во многом зависит состояние и структура региональной системы расселения. Под влиянием сложившейся демографической ситуации в значительной степени формируются определенные темпы социально-экономического развития Урала. Демографическая ситуация во все большей степени детерминирует развитие сети населенных мест, темпы роста городских и сельских поселений различных размеров.

УЭР по численности населения занимает второе место (20461 тыс. чел) в РФ, уступая лишь Центральному экономическому району. В районе наблюдается рост абсолютной величины численности населения, в том числе городского и сельского, при отрицательном сальдо естественного прироста, начиная с 1996 г. (таблица 2) Территориальная система производства, расселения и инфраструктуры Урала. М., 2006. С. 24..

Доля областей и республик в общей численности населения УЭР неодинакова. Так в 3-х из них (Башкортостан, Челябинская и Свердловская области) проживает 60% населения УЭР, а по площади они составляют 50% территории УЭР (таблица 3).

Таблица 2. Динамика численности населения УЭР

Год

Тыс. чел.

1863

4000

1913

8750

на 1.01.1961 г.

18067

на 1.01.1981 г.

19556

на 1.01.1996 г.

19981

на 1.01.2000 г.

20239

на 1.01.2003 г.

20461

на 1.01.2004 г.

20421

на 1.01.2005 г.

20488

на 1.01.2006 г.

20461

Таблица 3. Динамика доли областей и республик в населении УЭР,%

на 1.01.1980 г.

на 1.01.1990 г.

на 1.01.2006 г.

Башкортостан

19,8

19,5

20,4

Удмуртия

7,8

7,9

8,1

Курганская обл.

5,6

5,45

5,5

Оренбургская обл.

10,7

10,7

11,1

Пермская обл. в т. ч. Коми-Пермяцкий авт. ок.

15,5

15,3

15,7

Свердловская обл.

22,9

23,25

23,25

Челябинская обл.

17,7

17,9

15,8

Уровень урбанизации на Урале выше, чем в целом по РФ. Но доля городского населения по районам УЭР не одинакова, так в Башкортостане она составляет 64,7%; в Удмуртии 69,7%; в Курганской обл.54,8%; в Оренбургской обл.63,9%; в Пермской обл.76,6%; в Коми-Пермяцком авт. окр.30,6%; в Свердловской обл.87,6%; в Челябинской обл.81,3% Территориальная система производства, расселения и инфраструктуры Урала. М., 2006. С. 26..

Таблица 4. Динамика численности городского населения УЭР,%

Год

%

на 1.01.1961 г.

60

на 1.01.1981 г.

72

на 1.01.1996 г.

74

на 1.01.2000 г.

74,7

на 1.01.2003 г.

74,5

на 1.01.2004 г.

74,4

на 1.01.2005 г.

74,48

на 1.01.2006 г.

74,5

Около 2/5 уральских городов расположено у месторождений полезных ископаемых, и вся их жизнь связана с горнодобывающей промышленностью. Они обычно состоят из нескольких поселков, население которых редко превышает 50 тыс. человек. Более 1/10 городских поселений обязано своим развитием черной и цветной металлургии. Число металлургических центров по сравнению с началом века уменьшилось из-за отработки местных месторождений, многие из них преобразованы в центры машиностроения и металлообработки. Как правило, это тоже небольшие города и поселки. Малые и редкие средние городские поселения возникли при предприятиях лесной и бумажной промышленности. Зато химическая промышленность обусловливает более крупные поселения, что связано с высокой концентрацией производства.

Центры областей и республик многофункциональны. Они представляют крупные индустриальные образования и важнейшие транспортные узлы. В них сосредоточена политко-административная, организационно-хозяйственная, снабженческая деятельность. В этих центрах проживает около 40% городского населения УЭР.

Почти 2/3 городских поселений расположены в горнозаводской полосе, главным образом вдоль восточного и западного склонов хребта, образуя местами цепочки населенных пунктов. Непосредственно в осевой зоне гор их мало. Заметно меньше их и вне горнозаводской полосы, тут они размещаются преимущественно вдоль путей сообщения.

Как и в других районах, на Урале идет процесс формирования городских агломераций вокруг крупных городов. Также имеет место процесс маятниковой миграции - перемещения населения в зоны крупных городов от мест жилья к местам работы и обратно с трудовой целью.

При росте абсолютной численности сельского населения на Урале доля его в общей численности населения постепенно падает. Существенны различия в сельском расселении разных частей УЭР. На севере района и в горных местностях преобладают мелкие населенные пункты, обычно расположенные вдоль рек, где преобладает несельскохозяйственное население. При движении к югу величина сельских населенных пунктов возрастает, а их сеть становится более редкой; господствует в них сельскохозяйственное население.

Средняя плотность населения по району составляет около 25 чел. /кв.км. Причем в Челябинской области этот показатель - 42 чел. /кв.км, а в Коми-Пермяцком авт. окр. - 4,8 чел. /кв.км, что говорит о существенных перекосах в плотности заселения различных районов УЭР.

С 1993 г. в районе складывается неблагополучная ситуация с естественным движением населения: количество умерших начинает превышать количество родившихся, а следовательно, в УЭР происходит естественная убыль населения.

Опять же таки в различных районах УЭР ситуация с естественным движением населения различная. Так в Башкортостане в 1996 году естественный прирост убыль) населения на 1000 жителей составил - 1,2; в Удмуртии - 3,8; в Курганской области - 5,5; в Оренбургской области - 3,4; в Пермской области - 5,5; в Коми-Пермяцком авт. окр. - 4,9; в Свердловской области - 6,5; в Челябинской области - 5,1. Таким образом, для УЭР в настоящее время характерен суженный тип воспроизводства Территориальная система производства, расселения и инфраструктуры Урала. М., 1996. С. 28..

Таблица 5. Показатели механического движения населения областей и республик УЭР в 2005 г. (человек на 1000 жителей)

Въезд

Выезд

Сальдо

Башкортостан

29,6

23,8

5,8

Удмуртия

24,9

21,6

3,2

Курганская обл.

33,7

32,2

1,5

Оренбургская обл.

31,6

25,4

6,2

Пермская обл.

25,1

23,4

1,8

Свердловская обл.

28,5

25,0

3,5

Челябинская обл.

26,9

24,1

2,8

Если в целом характеризовать ситуацию с механическим движением населения УЭР в 2005 году, то нужно отметить, что количество приехавших в области и республики района превысило количество уехавших из них. Положительное сальдо миграции позволило не только перекрыть отрицательное сальдо естественного движения в УЭР, но и за счет него в 2005 г. численность населения увеличилась на 70 тыс. человек.

Таким образом, Уральский регион обладает всеми признаками урбанизации: здесь присутствует приток населения из села в город; концентрация населения в крупных городах; маятниковая миграция; возникновение агломераций. Это позволяет сделать вывод, что Уральский регион - урбанизированный.

Список литературы

1. Бизнес - карта России. Социально-экономический потенциал. Урал. Выпуск 6.М., 2003.

2. Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. М., 1994.

3. Курьеров В.Г. Общие тенденции // ЭКО. №10.1997. стр.3-11.

4. Липец Ю.Г. Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М., 1999.

5. Промышленность России: Статистический сборник // Госкомстат России.М., 2000.

6. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

7. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. - М., 1993.

8. Территориальная система производства, расселения и инфраструктуры Урала. М., 2006.

9. Экономическая география. М.: Агропромиздат, 1990.

10. Экономическая и социальная география России. Под редакцией профессора А.Т. Хрущева. М., 1997.

11. Энциклопедия. Том-12. Россия: природа, население, экономика. М., 1998.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать