Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области
b>1.2. Внешняя миграция населения как фактор развития территории

Среди рассмотренных выше видов миграции населения выделяется внешняя миграция. Она не только изменяет территориальное распределение, но и количественные и качественные характеристики населения, а, следовательно, и трудовых ресурсов, определенным образом влияет на экономику региона, выступая тем самым фактором социально-экономического развития территории. То, как это происходит, следует рассмотреть подробнее.

Как уже было сказано, внешняя миграция представляет собой в наиболее общем виде перемещение населения между странами. Иногда в качестве синонима к термину «внешняя миграция» употребляется термин «международная миграция». В.А. Ионцев разграничивает два этих понятия. Под международной миграцией, он понимает «территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства... или с пребыванием в стране - въезда, имеющим долгосрочный (более одного года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, лечение и тому подобное»[30, с.5]. Он подчеркивает необходимость четкого разграничения международной и внутренней миграции, которое, по его мнению, тесно связано с феноменом «прозрачных границ». Внешнюю миграцию он рассматривает как «некий промежуточный тип, который при определенных условиях может принимать или внутренний, или международный характер, а может выступать и самостоятельно, отражая, например, этническую миграцию»[30, с.6]. Главным признаком, отличающим её от международной миграции, является отсутствие государственного контроля за передвижением через национальные границы граждан стран, входящих в соответствующий союз.

Внешняя миграция может носить как добровольный, так и вынужденный характер, осуществляться легально или нелегально. Она может быть спровоцирована и экономическими и политическими причинами. Однако в настоящее время более распространены экономические внешние миграции.

Внешняя миграция выполняет те же функции, что и миграция в целом, то есть ускорительную, перераспределительную, селективную, а так же социальную и экономическую. Ускорительная функция проявляется в изменении скорости развития населения той или иной страны. Более подвижным, как правило, является социально более активное население. Выполняя перераспределительную функцию, внешняя миграция оказывает влияние на размещение производительных сил, распределение производственных мощностей и инвестиций между отдельными странами, которые могут отличать по уровню своего развития. Особенность этой функции обусловлена её межтерриториальным характером, поскольку происходит взаимодействие населений, по крайней мере, двух стран. Во внешней миграции участвуют различные по своим характеристикам группы. В результате изменяется качественный состав населения разных стран.

Внешняя миграция выступает в качестве фактора развития той или иной территории. Являясь одним из видов движения населения, внешняя миграция занимает среди них особое место, оказывая влияние и на естественное и на социальное движение. Каждый вид движения населения воздействует на развитие территории. Таким образом, влияние миграции на развитие территории может быть непосредственным: изменяется численность населения, его территориальное распределение и другое.

Изменение численности населения определяется соотношением числа въезжающих на данную территорию (иммигрантов) и числа выезжающих из неё (эмигрантов). Превышение числа иммигрантов над эмигрантами при прочих равных условиях ведет к увеличению населения, в противном случае население уменьшается.

Для стран мира воздействие внешних миграций на численность населения является неоднозначным. В данный момент можно говорить о существовании следующей тенденции: ускорение роста населения в развитых регионах мира за счет внешних миграций и его сокращению в менее развитых регионах. Так, в начале XXI века, на 45% прирост населения в более развитых регионах произошел благодаря внешней миграции. С другой стороны, она оказала незначительное негативное влияние (минус 2%) на снижение роста населения в менее развитых регионах [30, с. 64].

Внешние миграции России в последнее время рассматриваются как источник восполнения численности её населения. Естественное движение населения страны характеризуется его убылью, которая лишь отчасти компенсируется миграционным движением.

Миграция также влияет на структуру населения. Оценки распределения мигрантов по полу показывают, что в мире в целом процент женщин среди международных мигрантов несколько увеличился: с 46,6 % в 1965 году, до 47,7 % в 2007 году. Очевидны различия между развитыми и развивающимися странами в распределении мигрантов по полу. Так, в развитых странах число женщин среди мигрантов практически равно численности мужчин, в то время как в развивающихся странах их доля в общей численности мигрантов колебалась между 45,3 % и 45,9 % [30, с. 82].

Внешняя миграция может способствовать изменению возрастной структуры населения, поскольку среди мигрантов, как правило, преобладает население трудоспособного возраста. Эта тенденция прослеживается и в России. Так, в 2007 году среди мигрировавших в Россию из стран Балтии лиц 65% было в трудоспособном возрасте, в то время как среди постоянного населения страны этот показатель составил 59% [7, с. 70]. Однако нельзя говорить, что миграция существенно скажется на изменении возрастной структуры населения территории, если её доля в постоянном населении невелика.

Влияние миграции на развитие территории может быть и опосредованным, то есть через воздействие на естественное и социальное движение населения. В первую очередь это проявляется в изменении темпов естественного прироста. Мигранты могут отличаться от местного населения более высоким (низким) уровнем репродуктивного поведения. Например, у турков в Германии суммарный коэффициент рождаемости составляет 3,5, у немцев -- 1,5, в Бельгии это соотношение между бельгийцами и выходцами из стран Магриба составило, как 1,42 к 4,64. Иммиграция поэтому, как правило, оказывает положительное влияние на естественное движение населения. В Австралии с 1947 по 1971 годы иммиграция и естественный прирост среди мигрантов обеспечили почти половину прироста населения. Иначе обстоит дело с эмиграцией, поскольку среди мигрантов в основном преобладают люди наиболее репродуктивного возраста.

Что касается социального движения, мигранты, обладая определенным социальным статусом, характеризуясь определенным профессионально-квалификационным составом, изменяют социальную структуру территории, с которой они выбывают и на которую пребывают.

Таким образом, уже знакомая схема с учетом вышесказанного примет следующий вид, как показано на рисунке 1.4.

5

Рис. 1.4 - Взаимосвязь видов движения населения и их влияние на развитие территории

Внешняя миграция населения воздействует на рынок труда региона, изменяя не только количественные характеристики трудовых ресурсов, но и качественные (см. рисунок 1.5). То, каким образом внешняя миграция влияет на численность, естественное движение и структуру населения, а, следовательно, и той его части, которая выступает в качестве трудовых ресурсов, уже говорилось. Несомненно, внешняя миграция вносит изменения и в профессиональную структуру населения. Поскольку в миграцию вовлечены люди разнообразной квалификации, то изменяется и образовательный уровень трудовых ресурсов территории. Внешняя миграция воздействует и на подвижность местных трудовых ресурсов, поскольку может способствовать усилению конкуренции на рынке труда. Таким образом, внешняя миграция способна, так или иначе, изменить все основные характеристики трудовых ресурсов региона.

5

Рис. 1.5 - Влияние внешней миграции на основные характеристики трудовых ресурсов региона

Миграция способна следующим образом воздействовать на развитие территории:

1) Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых. По некоторым оценкам, чистый выигрыш от привлечения в страну "среднего" ученого, скажем, в области естественных наук составлял в 90-е годы более 500 тысяч долларов. [33, с. 42].

2) Отток высококвалифицированной рабочей силы, напротив, может иметь негативные экономические последствия, которые связаны с потерей человеческого капитала, утраченными возможностями научно-технических достижений, упущенной экономической выгодой и др.

3) Трудовые мигранты, способствующие устранению дефицита рабочей силы, помогают осваивать новые территории и их природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике. Весьма показателен пример стран Персидского залива, где приток нефтедолларов в 70-е годы оказался бы бесполезным (при ограниченной численности местного населения) для национальных экономик, если бы не привлечение рабочей силы из-за рубежа. По подсчетам экономистов, вклад иммигрантов в рост ВВП Германии в начале 70-х годов составил более 40%.

4) Приток рабочей силы в страну может повысить уровень концентрации трудовых ресурсов, способствовать кластеризации экономики, развитию территориально-производственных комплексов. В то же время, эмиграция способна уменьшить напряженность на рынке труда.

5) Рост занятости иммигрантов стимулирует увеличение числа квалифицированных рабочих мест еще и потому, что все они являются и потребителями. Переселенцам нужны дома и квартиры для проживания - значит, понадобится дополнительное строительство. Им необходимо питаться - возникнут новые рабочие места в сфере производства и реализации продуктов. Они добираются до места работы на общественном транспорте - нужны дополнительные водители и так далее. Таким образом, внешняя миграция воздействует и на размещение производительных сил общества.

6) В условиях трудодефицитной экономики иммиграция способствует конкуренции на рынках труда, повышению уровня требований к работнику и росту его образовательной и профессиональной подготовки, снижению уровня издержек производства и повышению конкурентоспособности национальной экономики благодаря привлечению более дешевой рабочей силы.

Значительная экономия на оплате труда иммигрантов увеличивает доходы предпринимателей. В то же время использование дешевого труда может замедлить модернизацию производства.

На рынок труда и сферу занятости России заметное влияние оказывают эмиграция квалифицированной рабочей силы в западные страны, встречные потоки экономических мигрантов из-за пределов бывшего СССР (особенно из Китая, Турции, Вьетнама, КНДР), трудовых мигрантов из стран СНГ (Украина, Молдавия, страны Закавказья). Часто это влияние оценивается как негативное [18, с. 71]. Трудовая миграция населения - это, прежде всего проявление диспропорции между экономическим и демографическим развитием страны. Отставание экономического развития от более быстрого роста населения приводит, в конечном итоге, к образованию "перенаселенной пролетарской нации", в результате часть рабочей силы вынуждена эмигрировать в поисках работы.

Когда миграция носит массовый характер - это свидетельствует не только о несоответствии между уровнем развития экономики и ростом численности населения, но также является и отражением внутренних противоречий общества, постоянно усугубляемых периодически повторяющимися кризисными ситуациями. В экономическом смысле миграция представляет собой перемещение собственно рабочей силы, то есть "производительного богатства" страны, затратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другие страны, которые используют эту рабочую силу, присваивая себе результаты ее труда.

Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом. В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах. Причина таких миграций - высокая безработица, охватившая весь мир, и различия в национальных уровнях заработной платы и в условиях труда.

Миграция рабочей силы оказывает влияние и на государственные финансы. Для стран-импортеров рабочей силы это влияние в основном заключается в получении налоговых платежей и в расходовании средств, связанном с социальной защитой трудящегося; для стран-экспортеров это влияние несколько разнообразнее.

Экспорт рабочей силы сопровождается валютными переводами трудящихся-мигрантов, выступающими в роли своеобразной платы за экспортируемый товар -- рабочую силу.

Мировой банк определил, что глобальный поток денежных переводов в 1989 году составил 65,6 миллиардов долларов, что занимает в международной торговле второе место после торговли нефтью. Для развивающихся стран денежные переводы стали главной формой перевода ресурсов из промышленно развитых стран, которые выросли с 21 миллиарда в 1980 году, до 30 миллиардов в 1989 году [30, с.34].

Эти цифры касаются только потоков, которые прошли через официальные банковские каналы. Неофициальный поток может добавить 50% и больше.

В последние годы можно выделить такие страны, как Турция, Польша, Испания, Египет (13% валютных поступлений от ВНП), Иордания (12,8%), Острова Зеленого Мыса (15,5%), Бенин (5,7%), валютные поступления от миграции рабочей силы, которых возросли.

Исследования показывают, что мигранты, возвращаясь на родину, привозят с собой ценности и сбережения еще на такую же сумму, какую переводили. Таким образом, суммы переводов мигрантов можно удвоить, чтобы получить реальные поступления в национальный доход страны--экспортера рабочей силы [30, c. 36].

Что касается стран-импортеров рабочей силы, мигранты, с одной стороны, представляют собой дополнительную нагрузку на бюджет этих стран из-за роста выплат пособий по бедности, перегрузки общественных школ и объектов здравоохранения, роста издержек на поддержание общественного порядка. С другой стороны, иммигранты выплачивают в виде налогов больше, чем их приезд и трудоустройство стоит. Налоги в принимающей стране приходится платить даже низкооплачиваемым мигрантам в форме отчислений в фонды социального страхования, подоходного налога, налогов на собственность. Чистым бременем для бюджета в течение нескольких лет являются лишь беженцы из стран с сильно отличающимися языками и типом экономики, которые будут требовать помощи и социального обеспечения, не внося своей доли в бюджет. Высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, напротив, сразу становятся крупными нетто-налогоплателыциками. Нелегальные иммигранты, практически не имея доступа к общественным благам и услугам, тем не менее, платят подоходный налог, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования. В целом иммигранты приносят через каналы государственных финансов пользу принимающей стране.

Внешнюю миграцию традиционно рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов, который способствует экономическому развитию принимающей территории. В то же время, существующие негативные социально-политические последствия миграции ставят под сомнение это позитивное воздействие. В первую очередь, к таким последствиям относятся угроза терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма [40, с. 27]. Кроме того, с миграцией населения связывают увеличение безработицы, падение заработков коренного населения, повышение социальных расходов и прочее.

Таким образом, внешняя миграция населения действительно является фактором социально-экономического развития. В первую очередь она оказывает влияние на количественные и качественные характеристики населения, которое, с одной стороны, является носителем рабочей силы, а с другой, потребителем производимых в обществе благ. Следовательно, миграция воздействует на состояние рынка труда на той или иной территории, на размещение и уровень развития производительных сил и создаёт дополнительный (или уменьшает) спрос на товары и услуги определенных отраслей экономики, сказываясь тем самым на развитии не только отдельных территорий, но и стран. Она вносит свой вклад и в государственные финансы. Влияние внешней миграции на развитие тех или иных параметров территории может быть неоднозначным и отличаться в каждом конкретном случае.

1.3. Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов

Как было указано выше, миграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические и социальные последствия для страны в целом и для каждого её региона в частности. Они способны дифференцированно проявляться в различных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической, этнокультурной и во многом другом. Для того, чтобы не допустить или, по крайней мере, смягчить проявление негативных последствий воздействия миграции и стимулировать её позитивное влияние на развитие территории, необходимо управлять миграционными процессами. Грамотное регулирование внешней и внутренней миграции должно быть научно-обосновано. Для этого необходимо оценить характер миграционных процессов.

Такая оценка осуществляется на основе системы показателей, которая в целом неоднократно описывалась в работах и отечественных и зарубежных специалистов.

При оценке внешней миграции существуют определенные трудности, которые, в первую очередь, обусловлены разнородностью источников данных и несогласованностью систем учета коренного и иностранного населения разных стран. Так, в Ирландии, Португалии и многих других странах в отличие от Дании, Германии, Бельгии, Швеции, Японии отсутствуют специальные регистры населения, позволяющие вести довольно строгий учет как естественного, так и миграционного движения населения.

При этом в разных странах имеют место и различные подходы к учету миграции, по отношению к иностранному населению и иностранной рабочей силе, которой занимаются разные государственные структуры. Например, в Италии и Португалии вопросами учета иностранного населения занимаются министерства иностранных дел, дающие разрешения на пребывание иностранным гражданам, в Бельгии - это и Национальный институт по статистике, и Министерство труда и занятости, Министерство юстиции Центральный комиссариат по беженцам и апатридам.

В США одним из наиболее мощных государственных органов является Служба иммиграции и натурализации. Она включает разветвленную сеть региональных организаций, сухопутные пограничные войска, систему общественных организаций, финансируемых из государственного бюджета и действующих под контролем государства. Комитет, занимающийся проблемами миграции, имеется и в Конгрессе США. Иммиграционное законодательство страны довольно часто корректируется, а на развитие Службы иммиграции и натурализации ежегодно увеличиваются государственные дотации. Иммиграционная служба США находится в процессе реорганизации, в процессе которой будут выделены два самостоятельных блока: Бюро соблюдения иммиграционной политики (БСИП) и Бюро иммиграционных служб (БИС).

БСИП - это своего рода силовое подразделение, в задачи которого будет входить контроль за пограничным режимом, разведывательные функции, координация деятельности с другими силовыми ведомствами по вопросам пресечения незаконной миграции.

БИС будет заниматься рассмотрением ходатайств об иммиграции, предоставлении убежища, натурализации, выдачей и пролонгацией грин-карт, выдачей разрешений на въезд, предоставлением вида на жительство и другими вопросами помощи легальным мигрантам.

В Швеции вопросами иммиграции и натурализации занимается Департамент по делам иммиграции (SIV). Он принимает решения о предоставлении разрешений на жительство, решения по ходатайствам о предоставлении гражданства. Департамент по делам иностранцев рассматривает апелляции по отказам SIV во въезде, решениям о депортации. Вопросами учета иностранного населения в Швеции занимается Центральное статистическое управление страны.

Кроме того, в Швеции действует Совет по выработке политики помощи беженцам - неправительственный орган, а так же Комитет по выработке политики в отношении иммигрантов и беженцев.

В разных странах существуют так же разные подходы к тому, какие источники информации считать основными. Так, в Австралии, Японии, Новой Зеландии и Великобритании и ещё некоторых странах роль основного источника данных выполняет пограничная статистика. В большинстве других стран информация по внешней миграции поступает из административных источников. Ценным источником информации являются регистры населения. В Германии, Венгрии, Японии и Швейцарии разработаны специальные регистры для иностранцев, которые представляют данные, как по притоку, так и по оттоку мигрантов.

В России основными источниками данных о миграции являются переписи населения, текущий учет, ведомственная статистика. Перепись населения - это, процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или отдельного региона по состоянию на определенный момент времени. Она дает, как бы, моментальный снимок населения. В число получаемых в результате проведения переписи сведений о населении, о каждом человеке (пол, дата рождения, гражданство, национальность, уровень образования и тому подобное) входят сведения и о миграции. Текущий учет позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а так же своевременно получать информацию об изменении в характеристике миграционной ситуации в стране и её отдельных территориях, изучать направления миграционных потоков, их структуру.

Систематическому учету, при этом, подлежит только миграция на постоянное место жительство. Различные ведомства и службы (дипломатические представительства стран, иммиграционные службы, органы пограничного контроля) в процессе своей деятельности формируют информацию по отдельным категориям мигрантов, что позволяет изучить данные категории подробнее.

При углубленном изучении миграции следует применять данные всех источников, добиваясь их сопоставимости и идентичности. Только в этом случае оценка миграционных потоков будет более полно отражать реальное положение дел. Обобщив имеющийся опыт, можно выделить систему показателей, содержащих наиболее общую оценку миграционных процессов (см. таблицу 1.1).

Для анализа непосредственно миграционного процесса и его результатов применяется широкий спектр абсолютных (выраженных суммой или количеством) и относительных (выраженных по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному) показателей.

Базой для оценки являются абсолютные показатели. Исходные первичные показатели - числа прибывших и выбывших являются, которые берутся из статистической отчетности (статистические) или из сводных материалов специальных обследований (при использовании социологических методов исследований). Вследствие более высокой точности регистрации прибытий более предпочтительны сведения о числе прибывших.

Сальдо миграции можно получить не только как разность между численностью прибывших и выбывших (как это показано в таблице), но и путем сопоставления данных об общем и естественном приросте населения, впрочем, этот показатель часто называют миграционным приростом. Данные сальдо миграции и миграционного прироста могут различаться вследствие более высокой точности данных естественного движения населения, нежели миграционного. В данной работе понятия «сальдо миграции» и «миграционный прирост» употребляются как синонимы.

Таблица 1.1 - Показатели, используемые при оценке миграционных процессов

Показатели

Порядок расчета

абсолютные

1

численность прибывших

I

2

численность выбывших

E

3

сальдо миграции (чистая миграция, нетто-миграция)

4

миграционный оборот (валовая миграция, брутто-миграция)

5

объём миграций

произведение численностей прибывших и выбывших

относитель-ные (ре-зультати-ности)

1

коэффициент результативности миграции

2

показатель эффективности передвижений населения

Относи-тельные (интенсив-ности)

1

коэффициент прибытий

, - среднегодовая численность населения территории

2

коэффициент выбытий

3

коэффициент миграционного оборота

4

коэффициент механического прироста

относитель-ные (струк-турные)

1

распределение мигрантов по полу и возрасту

2

показатели, характеризующие образовательный уровень мигрантов

доля лиц с определенным уровнем образования

3

показатели, характеризующие профессионально-квалификационный состав

доля лиц определённых профессий

4

распределение мигрантов по местам выхода

Сальдо миграции и (или) миграционный прирост традиционно считают базовыми для характеристики протекающих миграционных процессов. Поэтому, несмотря на то, что сальдо миграции - это ее результат, описание миграционной ситуации обычно начинают именно с него.

Показатель объема миграций из-за трудности его интерпретации не получил широкого распространения и в основном применяется при моделировании миграционных процессов.

Однако познавательная ценность абсолютных показателей при изучении миграционных процессов сравнительно невелика, поскольку миграции по своей природе тесно связаны с общей численностью населения, из которого выходят или в которое входят мигранты. Для получения более полной картины используются относительные показатели. В таблице представлены их основные группы. Следует охарактеризовать некоторые из них.

Значения показателя эффективности миграционного процесса могут находиться в пределах от нуля до единицы. Он служит для измерения сложившегося распределения населения, являющегося следствием неодинаковой величины объема миграций в различных районах.

Коэффициенты результативности миграции, а так же коэффициенты ее интенсивности могут рассчитываться и как общетерриториальные, то есть в целом для данной территории, и как межтерриториальный, описывающий размеры и результаты миграционного обмена, совершающегося между районом выхода населения и районом вселения. В первом случае они оценивают общие результаты миграционных процессов на территории, во втором - рассматриваются как итоговая характеристика взаимного обмена населением между соответствующими территориями.

Следующая группа показателей - структурные. Их анализ предполагает обязательное сопоставление расчетных данных по потоку мигрантов с соответствующими данными по населению мест вселения. Как правило, чем территориально ближе обменивающиеся населением регионы, тем более схожи их структурные показатели, и наоборот. Так, выполненные расчеты показали, что наиболее интенсивный миграционный обмен связывает, например, Актюбинскую область Казахстана с Вологодской областью России (в обоих регионах развита черная металлургия). Сравнение структурных показателей переселенцев в разные места и их сопоставление с местным населением - эффективный метод анализа для выдвижения гипотез о причинно-следственном механизме миграций и в конечном счете - для разработки путей воздействия на приживаемость мигрантов в новых местах [27, с. 45].

Для того чтобы оценить характер любого процесса или явления, в том числе и миграцию, необходимо проследить его состояние в статике и динамике. Статические показатели миграции населения применяются для сравнения одного региона с другим (другими) или одной страны с другой (другими) на одну и ту же дату. Эти показатели позволяют увидеть картину, существующую на определенный момент, исследовать процесс в пространстве. Их применение для анализа правомерно, когда анализируются огромные массивы данных и для упрощения расчетных процедур анализ проводится по единому временному срезу. Статические показатели могут успешно применяться в случаях, когда анализируемые характеристики проявляют относительную устойчивость и стабильность.

Для того чтобы определить, как протекал процесс во времени, используют динамические показатели. Расчет этих показателей важен в изучении миграции населения, так как она представляет собой непрерывно протекающий процесс. Использование темповых показателей призвано выявлять изменение характера миграционных процессов. Например, чем выше показатели прибытий и выбытий по отношению к предыдущему году, тем выше уровень территориальной подвижности населения.

Следует заметить, что рассмотренные выше абсолютные и относительные показатели дают представление о миграции в статике, а темпы прироста и темпы роста этих показателей показывают динамику миграционных процессов.

Следует подчеркнуть, что квалифицированный и научно обоснованный анализ возможен лишь при комплексном использовании обеих групп показателей (статических и динамических). Это позволяет проследить модификацию существующих тенденций во времени в контексте с выявлением новых аспектов миграционных проблем и формирующих их факторов. Выбор показателей зависит от исследуемого вида миграции и поставленных целей.

Для оценки внешней миграции на определенной территории целесообразно использовать следующую систему показателей (см. таблицу 1.2). Данная система показателей позволит оценить масштабы миграции на данной территории, определить, какая доля миграционных потоков относится к такому её виду, как внешняя миграция, оценить состав и структуру миграционных потоков в обмене с иностранными государствами, характер её воздействия на территорию и его изменение во времени. В связи с этим можно утверждать, что данная система показателей является необходимой и достаточной для такой оценки.

На основе проведенной оценки влияния миграции на развитие территории вырабатываются основные направления миграционной политики, которая включает в себя меры по государственному регулированию переселения населения. Суть государственного регулирования миграций на уровне отдельной страны заключается в установлении строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвратить те из них, которые являются нежелательными с точки зрения интересов страны. Подобные ограничения в меньшей мере распространяются на эмиграцию, чем на иммиграцию, против которой почти повсеместно принимаются запретительные меры.

Страны, отличающиеся большим разнообразием условий проживания, большими территориями, разрабатывают и проводят, помимо внешней, внутреннюю миграционную политику. Она призвана обеспечить оптимальное с точки зрения социально-экономического развития страны снижение региональной асимметрии в размещении населения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать