В 1997 году в Нидерландах было произведено 8 млн. тонн картофеля (девятое место в мире и второе, после Германии, в ЕС). Одна треть урожая предназначена для переработки в крахмал. Сбор картофеля остался на уровне последних лет при сокращении посевных площадей. Урожайность с гектара повысилась на 3%. Торговый оборот сельскохозяйственного кооператива "Кампина мелкуни" увеличился в 1997 году на 6,5% и составил 6,8 млрд. гул. Главная причина роста объема продаж, по мнению руководства компании, - хорошая конъюнктура молочной продукции в Нидерландах, Бельгии, Германии и странах Восточной Европы. Американская компания по переработке картофеля McCain (оборот - 5,9 млрд. гул., имеет филиалы в 11 странах) приняла решение о строительстве крупнейшего в мире предприятия по выпуску картофельных полуфабрикатов. Планируемая мощность производства - 125 тыс. упаковок картофеля в час. Объем инвестиций - 55 млн. гул. McCain уже имеет в Нидерландах три производства. Нидерландское страховое общество (государственная компания по страхованию экспортных кредитов) прогарантировало контракт на 20 млн. гул. о поставках фирмами Cebeco и Agrico техники для хранения овощей и картофеля для российских компаний "Протва-агро" и "Ижора-агро".
Фирмы Cebeco и Agrico работают в России с 1992 года. Основной проект - агропромышленный комплекс в районе Коломны в Московской области. В 1997 году там произведено 20 млн. кг картофеля, моркови, капусты, свеклы и другой с/х продукции. В реализации проекта также участвует голландская компания Arcadis Euroconsult. Cebeco и Agrico рассматривают возможности расширения своего присутствия в России, в частности прорабатывают новые проекты в Московской и Ленинградской областях.
Концерн "Юнилевер" открыл фабрику по производству мороженого в Австралии. Фабрика, оснащенная в соответствии с последними достижениями в этой области, находится близ Сиднея. Количество работающих - 250 чел. Стоимость проекта - 92 млн. гул. Мороженое - один из основных видов продукции "Юнилевер". В 1997 году концерн реализовал почти в 90 странах мира различных сортов мороженого на сумму в 6 млрд. долл. Общая прибыль концерна в первом квартале 1998 г. составила 1,46 млрд. гул. (в первом квартале 1997 г. - 914 млн. гул.). Торговый оборот - 22,5 млрд. гул. Наиболее динамично росли продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+22% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), в Африке (+21%), Латинской (+15%) и Северной Америке (+8%).
Концерн "Юнилевер" приобрел контрольный пакет акций Московского маргаринового завода. Подробности сделки не сообщаются. На первом этапе "Юнилевер" планирует вложить 20 млн. долл. В реконструкцию предприятия. В ближайшее время в Москве будет налажен выпуск масла "Рама" и майонеза "Калвэ". Это вторая крупная инвестиция "Юнилевер" в российскую экономику: в 1994 году им была приобретена фабрика по производству туалетных принадлежностей "Северное сияние" в Санкт-Петербурге. Торговый оборот компании по производству кофе Drie Mollen (торговые марки - Gala и Mill House) увеличился в 1997 году почти в два раза и составил 600 млн. гул. Прибыль возросла на 61%, достигнув 21,3 млн. гул. В 1997 году компания сделала ряд крупных инвестиций во Франции (фирма Cafes Excella), Испании (фирма Union Tostadora) и Германии (фирма F. С. Klipp). Улучшилась работа филиала Drie Mollen в России. В планах компании дальнейшее расширение присутствия в этих странах, а также в Бельгии, Великобритании и Польше. Компания контролирует 8% продаж кофе на нидерландском рынке.
Один из ведущих голландских пищевых концернов - компания BolsWessanen - объявил о продаже своего подразделения, занимающегося производством спиртных напитков, фирмы Bols (торговые марки Bols, Bokma, Coebergh), инвестиционному фонду CVC Capital Partners. Штаб-квартира фонда находится в Лондоне. Он основан в 1981 году и занимается размещением капиталов американские инвесторов в Европе. Его активы оцениваются в 6 млрд. гул. Оборот фирмы "Болс" составил в 1997 году 500 млн. гул. Она насчитывает 900 сотрудников, из них 300 в Нидерландах. По заявлению руководства концерна Wessanen отныне компания сосредотачивает свою деятельность на производстве продовольственных товаров, прежде всего сыра (торговая марка Leerdammer), мороженого и деликатесов. В то же время онасохраняет 35% акций фирмы "Сатрап".
Торговый оборот пивоваренного концерна "Хейнекен" увеличился в 1997 году на 11% и достиг 13,5 млрд. гул. Главными рынками сбыта продукции для "Хейнекен" остаются Европа (около 70% оборота) и США. Нидерланды остаются крупнейшим экспортером пива в мире. Что касается внутреннего рынка, то потребление пива на душу населения возросло с 85,1 литра в 1996 году до 86,4 литра в 1997 году. Около 90% голландцев предпочитают светлые сорта пива (pils), 2,6% - с пониженным содержанием алкоголя, 7,1% - специальные сорта.
2. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОЛЛАНДИИ
2.1 Основные направления внешней политикиНидерланды придают большое значение хорошим отношениям со своими соседями. Более того, репутация Нидерландов как торговой нации обусловливает их заинтересованность в международном сотрудничестве, примером чему служит её членство в таких организациях, как ООН, НАТО и Европейский Союз.Одной из основных черт внешней политики Нидерландов является стремление к развитию международного права. В Гааге состоялась Первая международная мирная конференция, здесь же находятся Международный Суд и Дворец Мира. После Первой мировой войны Нидерланды активно участвуют в работе Лиги Наций, которая после Второй мировой войны получила название Организации Объединенных Наций.Внешнюю политику Нидерландов с 1945 года можно охарактеризовать как активную миролюбивую политику с главным акцентом на сохранение мира на планете. Правительство Нидерландов придерживается мнения, что сохранение мира можно гарантировать только при условии, когда предпринимаются все шаги для удовлетворения растущего стремления к более справедливому распределению в мире власти, богатства и благополучных социальных условий.Стремление к более справедливому распределению в мире власти, богатства и благополучных социальных условий побудило Нидерланды к сотрудничеству со странами Европы, Атлантического региона и остальным миром. Нидерланды активно поддерживают политику разрядки и разоружения, защиты прав человека и уничтожения всех форм расовой дискриминации.Нидерланды являются членом Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Организации экономического сотрудничества и развития, Западноевропейского союза и Совета Европы. Правительство придерживается взгляда, что главную роль в сохранении мира и превентивной дипломатии должна играть ООН. При этом, несмотря на тот факт, что "холодная война" стала фактом прошлого, правительство считает, что в интересах безопасности следует поддержать политические и военные связи с США в рамках НАТО. Нидерланды являются также активным участником Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, поддерживает ее предложения о назначении Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, а также полномочий прибегать к помощи НАТО или Западноевропейского союза в операциях по поддержанию мира. Стремление к тесному сотрудничеству со своими ближайшими соседями Бельгией и Люксембургом воплотилось в Бенилюксе, таможенном союзе, созданном во время второй мировой войны.Нидерланды и Европейский Союз Нидерланды были одним из инициаторов европейской интеграции и основателей Европейского Сообщества (Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Евратома), которые со времени подписания Маастрихского соглашения стали известны как Европейский Союз (ЕС). Нидерланды приветствовали постепенное расширение тогда еще Европейского Сообщества. До 1 января 1995 года членами Европейского Союза были двенадцать европейских стран: Бельгия, Дания, Италия, Германия, Франция, Греция, Ирландия, Люксембург, Португалия, Испания, Нидерланды и Великобритания. В этот день последними к нему присоединились Швеция, Финляндия и Австрия. Еще в 50-х годах стало ясно, что европейская экономическая интеграция повлечет за собой сотрудничество в области внешней политики. Однако, это сотрудничество оформилось только в 1970 году в виде Европейского политического сотрудничества. В последующие два десятилетия принципы Европейского политического сотрудничества получили дальнейшее развитие и в 1986 году были оформлены в виде Европейского Документа. Также стало очевидно, что сотрудничество необходимо и в других областях, включая социальную политику и защиту окружающей среды.К началу 90-х годов экономическое сотрудничество достигло достаточно высокого уровня и было принято решение приступить к первой стадии создания Экономического и валютного союза (EMU). Переговоры о Европейском политическом союзе и Экономическом и валютном союзе завершились на европейской встрече в верхах в Маастрихте, которая состоялась в конце 1991 года, а в конце 1993 году вступил в силу Договор о валютном союзе. Первого января 1999 года в него вступят одиннадцать из пятнадцати стран-членов Европейского Союза. Экономика Нидерландов получила огромную выгоду от образования Европейского Союза, поскольку ее сельскохозяйственная и промышленная продукция получила более доступный путь к своим партнерам и доля торговли в экономике резко увеличилась за счет роста экспортно-импортного товарооборота со странами ЕС [7,c. 52].Либерализация торговли (ликвидация торговых барьеров) благотворно повлияла на голландские деловые круги и привела к экономической экспансии, особенно в 60-х годах. Увеличилось производство, а возросшая конкуренция привела к дальнейшей рационализации производственных технологий. Европейский Союз также укрепил позиции Нидерландов, как транзитной страны. Легкий доступ со стороны Северного моря превратил район Роттердамской дельты в ворота Европы (Европорт) и один из центров экономической активности.2.2 Культурное сотрудничество с зарубежными странамиКультурное сотрудничество с зарубежными странами является важной частью голландской внешней политики, чему способствуют международные культурные соглашения и голландские культурные учреждения за рубежом. Кроме того, важную роль в этой области играет возможность устанавливать культурные связи и участвовать в многостороннем культурном сотрудничестве в рамках таких международных организаций, как Совет Европы и Европейский Союз. Развивая культурное сотрудничество, правительство Нидерландов преследует две цели: первая, действуя как инициатор и координатор, создавать возможности для частных лиц и организаций самостоятельно устанавливать культурные связи и вторая, предотвращая, где возможно, столкновение интересов, обеспечивать взаимодействие двусторонних и многосторонних связей.2.3 Нидерландское содействие странам Центральной и Восточной ЕвропыС начала 90-х годов правительство Нидерландов осуществляет политику помощи Центральной и Восточной Европе, цель которой поддержать страны этого региона в период перехода к плюралистическому конституционному государству и рыночной экономике.Финансовые средства для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы объединены в единый фонд, состоящий из трех компонентов: Программа социальных преобразований (MATRA) осуществляется Министерством иностранных дел Нидерландов. Она охватывает Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию, Литву, Словению, Хорватию, Румынию, Болгарию, Российскую Федерацию, Украину и Беларусь. Программа восточноевропейского сотрудничества (ПСО), чисто экономического характера, содержащая в себе экономические инструменты для развития коммерческих отношений. Эта программа охватывает те же страны, что и МАТРА. Ежегодный взнос в Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), за который отвечает Министерство финансов. Некоторые Балканские страны (Босния, Герцеговина, Македония и Албания), страны Закавказья и Центральной Азии включены в список развивающихся стран, составляемый Комитетом помощи развитию Организации Экономического Сотрудничества и Развития, поэтому за помощь этим странам отвечает министр сотрудничества. Эта помощь может принимать форму или отдельного проекта или макроэкономической поддержки, последнее, как правило, осуществляется в рамках многосторонних программ.2.4 Сотрудничество в области экономического и социального развития Политика развития - составная часть внешней политики Нидерландов. В ее основе лежит концепция устойчивого развития, т.е. такая форма развития, которая удовлетворяет требованиям времени без ущерба для будущих поколений.Концепция устойчивого развития нацелена как на достижение развивающимися странами экономической самодостаточности, так и на борьбу с нищетой в этих странах. В политике развития большую роль играют вопросы защиты окружающей среды.При оказании помощи развивающейся стране, ее потребность в ней не является единственным критерием. Учитываются также ее экономическая и социальная политика и отношение к правам человека.В будущем число развивающихся стран, с которыми сотрудничают Нидерланды, оказывая помощь их развитию на долговременной основе, существенно сократится. Это позволит выделять для меньшего числа стран более значительную часть имеющихся фондов и тратить больше времени и средств на другие формы сотрудничества. В этом контексте будут учитываться и многочисленные конфликты в различных регионах, поскольку, как только они будут урегулированы, этим регионам потребуется помощь для восстановления своих экономик. Кроме того, во многих странах, не относящихся к третьему миру, таких как, страны бывшего Восточного блока и бывшего Советского Союза, осуществляется в настоящее время переход к демократии и рыночной экономике, и они эти процессы также поддерживаются Нидерландами.Нидерланды первыми после Швеции достигли поставленной международным сообществом цели - выделять на помощь развитию не менее 0,7% валового национального продукта. Теперь перед ними стоит задача поддерживать этот уровень.2.5 Сотрудничество с РоссиейСмешанная Комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов была создана в 1993г. Первая сессия Комиссии прошла в сентябре 1993 г. в Гааге. Российскую часть возглавлял заместитель министра МВЭС В.П. Шилин, Нидерландскую - Генеральный директор экономических отношений Министерства экономики Ф.А. Энгеринг. На первой сессии были рассмотрены вопросы, связанные с задачами и порядком работы Смешанной комиссии и утверждено Положение о Комиссии. Были затронуты специфические вопросы, относящиеся к деятельности международных экономических организаций, и состояние дел по нидерландской программе технической помощи, а также отмечены определенные препятствия в торговле между двумя странами, в частности, относящиеся к применению антидемпинговых мер против российских товаров на уровне ЕС и существующим в России санитарным и промышленным нормам. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России по вопросу урегулирования внешнего долга бывшего СССР.
Вторая сессия Комиссии проведена в Москве в октябре 1994 г. Российскую делегаций возглавлял заместитель министра МВЭС М.Е. Фрадков, нидерландскую - Ф.А. Энгеринг. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России в отношении инвестиций в российскую экономику. В ходе сессии нидерландская делегация посетила Нижний Новгород. В октябре 1997 года прошел визит в Нидерланды главы Правительства России В. С. Черномырдина. Согласно заявлению министерства экономики Нидерландов, голландская сторона приняла решение не формировать делегацию представителей деловых кругов в связи с предстоящим в ноябре 1998 г. официальным визитом в Россию королевы Беатрикс. В заявлении указывается, что министерством был проведен опрос местных компаний, имеющих торгово-экономические связи с Россией, который выявил недостаточный интерес голландских предпринимателей к предстоящим российско-нидерландским переговорам.
Отмечается, что, по мнению местных деловых кругов, в настоящее время между двумя странами нет экономических проблем, требующих обсуждения на государственном уровне. Однако подлинной причиной подобной позиции нидерландских фирм является, по оценкам местных аналитиков, осторожный подход голландских предпринимателей к развитию отношений с российскими партнерами в связи с обострением финансово-экономической ситуации в России. Ассоциация западных кредиторов, в состав которой входит и Союз нидерландских предпринимателей (СНП), обратилась к Министерству финансов России с призывом возобновить переговоры о погашении российской стороной незастрахованной коммерческой задолженности, образовавшейся во времена Советского Союза. По мнению ассоциации, решение данного вопроса будет способствовать росту доверия Запада к реформам, проводимым российским правительством. Общий долг России западным фирмам по незастрахованной коммерческой задолженности составляет около 2 млрд. долл., в том числе 35 голландским компаниям - 80 млн. гул. (без учета процентов). В связи с обращением, СНП выразил сожаление, что, несмотря на двусторонние договоренности и неоднократные заверения российской стороны о готовности решать имеющиеся проблемы, никаких конкретных шагов в этом направлении ею не предпринимается [4,c. 49].
Российская Федерация - основной экономический партнер Нидерландов в Восточной Европе. Исходя из своей внешнеэкономической концепции Нидерланды всячески приветствуют шаги России по интеграции в мировую экономическую систему. Голландия позитивно относится к вопросу присоединения России к Всемирной торговой организации. Это еще раз подтвердил премьер-министр В. Кок во время переговоров с В.С. Черномырдиным 1 октября 1997 г. Нидерланды исходят из того, что ВТО является крупной и универсальной организацией и вступление в нее влечет за собой принятие на себя большого количества обязательств во многих областях. Нидерландская сторона полагает наиболее важным достичь на первом этапе переговоров России с ВТО принципиальных договоренностей по двум вопросам: каким образом и в какой срок Россия сможет выполнять основные обязательства стран-членов ВТО.В Европейском союзе Нидерланды занимают наиболее мягкую, прагматическую позицию в отношении проникновения российских товаров на западный рынок.
В период 1992-97 гг. не было каких-либо оснований говорить о выявленных фактах дискриминации российских участников внешнеэкономической деятельности или существовании национальных правовых ограничений с голландской стороны, сдерживающих развитие российского экспорта в Нидерланды, кроме существующих в рамках ЕС в целом. Нидерланды признают, что Россия реально приблизилась к рыночной экономике. Согласно заявлению голландского премьер-министра, по мере того, как российская экономика все в более полной мере будет становится рыночной, будут отменяться существующие в ЕС ограничения по развитию двустороннего экономического сотрудничества. Нидерланды будут, по его словам, максимально содействовать этому процессу. В Нидерландах отсутствует национальное антидемпинговое и антимонопольное законодательство. Как член Европейского союза страна руководствуется в этих областях общими решениями ЕС. Как правило, представители Голландии при голосовании в Еврокомиссии не поддерживают введение антидемпинговых процедур. Нидерландские компании до сих пор не выступали инициаторами принятия подобных мер.
Одним из ярких примеров российско-нидерландского сотрудничества стала российско-нидерландская программа развития менеджмента.
Целью российско-нидерландской программы развития менеджмента является поддержка президентской программы по подготовке российских менеджеров для работы в рыночных условиях. Эта программа является совместной инициативой правительства и делового сообщества Нидерландов. За организацию и осуществление этой программы отвечает Конфедерация нидерландской промышленности и работодателей VNO-NCW. Программа сочетает в себе курс обучения в бизнес школе и последующее прохождение практики в одной из нидерландских компаний.
Конечная цель этой программы - научить российских специалистов лучше понимать менеджмент и маркетинг и в то же время углубить их профессиональные знания для успешного развития экономических отношений с зарубежными партнерами.
Программа начинается с базового семидневного курса обучения в России, цель которого -- приобретение и совершенствование личных знаний и умений стажеров. В то же время, программа основного курса обучения позволяет осуществить окончательный отбор кандидатов для прохождения дальнейшего обучения в Нидерландах.
Дальнейшее обучение фокусируется на развитии бизнеса и включает такие предметы, как маркетинг, финансы, управление персоналом и операционный менеджмент. Особое внимание уделяется отношениям в области культуры и взаимопонимания между двумя странами.
После завершения базового обучения проводится практика, которую можно лучше всего описать как "применение теории на практике". Она дает возможность познакомиться с работой нидерландской компании изнутри и понять все ее особенности. Практическое задание помогает понять каковы ключевые условия успеха и побуждает его участников самим выдвигать предложения по улучшению работы и поддерживать сложившиеся во время практики отношения после возвращения в России.
После прохождения практикума участники обучения возвращаются в VNO-NCW для отчета и прохождения аттестации. Результаты выполнения практических заданий обсуждаются совместно всеми стажерами. Все участники получают персональные планы развития с тем, чтобы наиболее полно применить на практике знания и опыт, полученный ими в Нидерландах. Программа заканчивается аттестацией и церемонией закрытия.
Имена участников программы вносятся в официальный список выпускников в Посольстве Нидерландов в Москве. Это может помочь вам лучше использовать и расширить круг своих деловых партнеров и личных контактов [1, c. 63].
Для участия в программе обучения кандидат должен иметь высшее или среднее специальное образование. Кандидатами могут стать руководители высшего или среднего звена с опытом работы не менее 3-х лет. Опыт руководства коллективом и (или) проектом является плюсом. Кроме того, кандидат должен хорошо владеть устным и письменным английским языком. И, конечно, кандидаты должны сами стремиться приобретать новые знания и совершенствовать свои управленческие способности. Успешно окончившие курс программы обучения получают дипломы об окончании бизнес школы и Конфедерации нидерландской промышленности и работодателей VNO-NCW.
Сотрудничество между нидерландским и российским Министерствами обороны
В июне 1997 г. Министры обороны Королевства Нидерландов и Российской Федерации подписали Соглашение о сотрудничестве между Министерствами обороны Российской Федерации и Королевства Нидерландов.
Одним из главных пунктов этого документа, регулирующего военное сотрудничество в самом широком смысле между обеими странами, является выполнение годового плана, который предусматривает ряд военных мероприятий в каждой стране.
Кроме того, в 1990 году Королевство Нидерландов и Советский Союз подписали Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. С тех пор Нидерланды и Российская Федерация каждые два года обмениваются делегациями с целью контроля за соблюдением условий данного соглашения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Королевство Нидерландов относится к малым странам Западной Европы, является высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством, чья экономика, ввиду узости внутреннего потребления, ориентирована в значительной степени на внешние рынки.
Занимая 134 место в мире по размерам территории, 54 по численности населения, Голландия - на 14 месте по объему ВВП (365 млрд. долл.). ВВП на одного человека - 23,5 тыс. долл. (4 показатель в мире). В 90-е годы Нидерланды превратились в одну из наиболее динамично развивающихся стран Европы. Индекс роста национальной экономики в последние годы превышает темпы экономического развития Европейского союза в целом. Бюджетный дефицит, инфляция и уровень безработицы в Нидерландах - одни из самых низких в Евросоюзе. Финансовое положение Нидерландов полностью удовлетворяет требованиям Европейского валютного союза о введении единой европейской валюты.
Нидерланды - член Европейского союза, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, ряда других международных экономических ассоциаций и соглашений. При занятости в сельском хозяйстве менее 4% трудоспособного населения, в Нидерландах достигнуто полное самообеспечение основными видами продуктов питания. По стоимости произведенной продукции на 1 га сельхозугодий, Голландия опережает Великобританию в 8 раз, Германию и Францию - в 5 раз. Она - третий в мире после США и Франции экспортер сельскохозяйственной продукции. Нидерланды - крупнейший производитель молочной продукции (11 млрд. кг. молока в год). Сектор услуг - самый быстро развивающийся сектор национальной экономики: за последние 10 лет его оборот удвоился. Транспорт и логистика - издавна специализация Нидерландов. Важнейшими направлениями развития нидерландского рынка деловых услуг являются информатика и индустрия связи. Нидерланды - наиболее компьютеризированная страна в Европе.
Дефицит госбюджета составил в 1998 году 1,5%. Ранее прогнозировалось, что этот показатель будет равен 1,6%. Темпы инфляции в Голландии упали в мае 1998 г. до 2%. Снизились цены на мясо, молочные продукты, кофе, чай, текстильные изделия.
Рост промышленного производства составил в январе-апреле 1998 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 5,4%. Согласно оценке Международного экономического форума, международной организации со штаб-квартирой в Женеве, Нидерланды занимают седьмое место в мире по конкурентоспособности производимых товаров и предоставляемых услут. Первая десятка наиболее экономически конкурентоспособных стран выглядит следующим образом: Гонконг, Сингапур, США, Великобритания, Канада, Тайвань, Нидерланды (в 1996 году занимали 12 место), Швейцария, Норвегия, Люксембург.
В рамках экономической политики стран Европейского союза, в Нидерландах готовится реформа уплаты налога на добавленную стоимость. Она, в частности, предусматривает сохранение нижнего уровня (6%) величины НДС на строго ограниченное число товаров "социальной направленности" и распространение верхнего предела (17,5 - 19%) НДС на подавляющее число товаров и услуг. Прогнозируется рост цен на продовольственные товары, печатную продукцию, билеты на все виды транспорта, цены в гостиницах и ресторанах, входные билеты на спортивные и развлекательные мероприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997.
2. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2003. №32. С.15
3. Борисов С. На сырье из Голландии надежды мало // Экономика и жизнь. 1997. №47. С.30
4. Бусыгин А.В. Побеждающее море: о голландцах и Голландии. - М: Мысль,1990.
5. Иващенко А.А. Товарная биржа. - М.: Международные отношения, 2001.
6. Рузавин Г. Основы рыночной экономики. Москва.:1996г.
7. Сергеев И. Сальдо--не мортале//Бизнес 1998. № 15.
8. Терещенко С. Регулирование международных торговых отношений// Финансовая консультация. 1997. № 23. 13 октября
9. Фомишин С. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. Киев.:1997г.
10. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2002.
11. Царегородцев А.Н., Асоян Е.Б. и соавт. Как делать бизнес в Нидерландах. - М: Обозреватель, 1995.
12. Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом - 1997. №41. С. 6.
13. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. М.: БЕК, 1997.
14. Ярмарки Европы // За рубежом - 2003.№30.С.10