Внешняя и внутренняя политика Голландии
p align="left">В 1997 году нидерландский экспорт мяса птицы вырос по сравнению с предыдущим годом на 7% и достиг рекордного за последние годы уровня 619 тыс. тонн. Основной прирост произошел за счет увеличения поставок в Россию, Польшу, Латвию, Югославию и Великобританию. В тот же период голландский импорт мяса птицы вырос на 9% и составил 230 тыс. тонн. Экспорт голландской садоводческой продукции превысил в 1997 году 20 млрд. гул. Значительно возросли продажи в Великобританию и в страны Восточной Европы. Экспорт в Германию, главному потребителю нидерландских продуктов садоводства, остался практически на уровне прежних лет (+3%). Экспорт овощей увеличился на 6%. Значительно возросли продажи грунтовых помидоров (поставки в США, Японию и Германию увеличились в два раза) и лука (в Германию, Великобританию и Россию). Экспорт в Германию, главному потребителю голландских овощей, вырос на 5%. Объемы экспорта овощей возросли в первом квартале 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 15%.

В 1997 году в Нидерландах было произведено 8 млн. тонн картофеля (девятое место в мире и второе, после Германии, в ЕС). Одна треть урожая предназначена для переработки в крахмал. Сбор картофеля остался на уровне последних лет при сокращении посевных площадей. Урожайность с гектара повысилась на 3%. Торговый оборот сельскохозяйственного кооператива "Кампина мелкуни" увеличился в 1997 году на 6,5% и составил 6,8 млрд. гул. Главная причина роста объема продаж, по мнению руководства компании, - хорошая конъюнктура молочной продукции в Нидерландах, Бельгии, Германии и странах Восточной Европы. Американская компания по переработке картофеля McCain (оборот - 5,9 млрд. гул., имеет филиалы в 11 странах) приняла решение о строительстве крупнейшего в мире предприятия по выпуску картофельных полуфабрикатов. Планируемая мощность производства - 125 тыс. упаковок картофеля в час. Объем инвестиций - 55 млн. гул. McCain уже имеет в Нидерландах три производства. Нидерландское страховое общество (государственная компания по страхованию экспортных кредитов) прогарантировало контракт на 20 млн. гул. о поставках фирмами Cebeco и Agrico техники для хранения овощей и картофеля для российских компаний "Протва-агро" и "Ижора-агро".

Фирмы Cebeco и Agrico работают в России с 1992 года. Основной проект - агропромышленный комплекс в районе Коломны в Московской области. В 1997 году там произведено 20 млн. кг картофеля, моркови, капусты, свеклы и другой с/х продукции. В реализации проекта также участвует голландская компания Arcadis Euroconsult. Cebeco и Agrico рассматривают возможности расширения своего присутствия в России, в частности прорабатывают новые проекты в Московской и Ленинградской областях.

Концерн "Юнилевер" открыл фабрику по производству мороженого в Австралии. Фабрика, оснащенная в соответствии с последними достижениями в этой области, находится близ Сиднея. Количество работающих - 250 чел. Стоимость проекта - 92 млн. гул. Мороженое - один из основных видов продукции "Юнилевер". В 1997 году концерн реализовал почти в 90 странах мира различных сортов мороженого на сумму в 6 млрд. долл. Общая прибыль концерна в первом квартале 1998 г. составила 1,46 млрд. гул. (в первом квартале 1997 г. - 914 млн. гул.). Торговый оборот - 22,5 млрд. гул. Наиболее динамично росли продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+22% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), в Африке (+21%), Латинской (+15%) и Северной Америке (+8%).

Концерн "Юнилевер" приобрел контрольный пакет акций Московского маргаринового завода. Подробности сделки не сообщаются. На первом этапе "Юнилевер" планирует вложить 20 млн. долл. В реконструкцию предприятия. В ближайшее время в Москве будет налажен выпуск масла "Рама" и майонеза "Калвэ". Это вторая крупная инвестиция "Юнилевер" в российскую экономику: в 1994 году им была приобретена фабрика по производству туалетных принадлежностей "Северное сияние" в Санкт-Петербурге. Торговый оборот компании по производству кофе Drie Mollen (торговые марки - Gala и Mill House) увеличился в 1997 году почти в два раза и составил 600 млн. гул. Прибыль возросла на 61%, достигнув 21,3 млн. гул. В 1997 году компания сделала ряд крупных инвестиций во Франции (фирма Cafes Excella), Испании (фирма Union Tostadora) и Германии (фирма F. С. Klipp). Улучшилась работа филиала Drie Mollen в России. В планах компании дальнейшее расширение присутствия в этих странах, а также в Бельгии, Великобритании и Польше. Компания контролирует 8% продаж кофе на нидерландском рынке.

Один из ведущих голландских пищевых концернов - компания BolsWessanen - объявил о продаже своего подразделения, занимающегося производством спиртных напитков, фирмы Bols (торговые марки Bols, Bokma, Coebergh), инвестиционному фонду CVC Capital Partners. Штаб-квартира фонда находится в Лондоне. Он основан в 1981 году и занимается размещением капиталов американские инвесторов в Европе. Его активы оцениваются в 6 млрд. гул. Оборот фирмы "Болс" составил в 1997 году 500 млн. гул. Она насчитывает 900 сотрудников, из них 300 в Нидерландах. По заявлению руководства концерна Wessanen отныне компания сосредотачивает свою деятельность на производстве продовольственных товаров, прежде всего сыра (торговая марка Leerdammer), мороженого и деликатесов. В то же время онасохраняет 35% акций фирмы "Сатрап".

Торговый оборот пивоваренного концерна "Хейнекен" увеличился в 1997 году на 11% и достиг 13,5 млрд. гул. Главными рынками сбыта продукции для "Хейнекен" остаются Европа (около 70% оборота) и США. Нидерланды остаются крупнейшим экспортером пива в мире. Что касается внутреннего рынка, то потребление пива на душу населения возросло с 85,1 литра в 1996 году до 86,4 литра в 1997 году. Около 90% голландцев предпочитают светлые сорта пива (pils), 2,6% - с пониженным содержанием алкоголя, 7,1% - специальные сорта.

2. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОЛЛАНДИИ

2.1 Основные направления внешней политики

Нидерланды придают большое значение хорошим отношениям со своими соседями. Более того, репутация Нидерландов как торговой нации обусловливает их заинтересованность в международном сотрудничестве, примером чему служит её членство в таких организациях, как ООН, НАТО и Европейский Союз.

Одной из основных черт внешней политики Нидерландов является стремление к развитию международного права. В Гааге состоялась Первая международная мирная конференция, здесь же находятся Международный Суд и Дворец Мира. После Первой мировой войны Нидерланды активно участвуют в работе Лиги Наций, которая после Второй мировой войны получила название Организации Объединенных Наций.

Внешнюю политику Нидерландов с 1945 года можно охарактеризовать как активную миролюбивую политику с главным акцентом на сохранение мира на планете. Правительство Нидерландов придерживается мнения, что сохранение мира можно гарантировать только при условии, когда предпринимаются все шаги для удовлетворения растущего стремления к более справедливому распределению в мире власти, богатства и благополучных социальных условий.

Стремление к более справедливому распределению в мире власти, богатства и благополучных социальных условий побудило Нидерланды к сотрудничеству со странами Европы, Атлантического региона и остальным миром. Нидерланды активно поддерживают политику разрядки и разоружения, защиты прав человека и уничтожения всех форм расовой дискриминации.

Нидерланды являются членом Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Организации экономического сотрудничества и развития, Западноевропейского союза и Совета Европы. Правительство придерживается взгляда, что главную роль в сохранении мира и превентивной дипломатии должна играть ООН. При этом, несмотря на тот факт, что "холодная война" стала фактом прошлого, правительство считает, что в интересах безопасности следует поддержать политические и военные связи с США в рамках НАТО. Нидерланды являются также активным участником Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, поддерживает ее предложения о назначении Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, а также полномочий прибегать к помощи НАТО или Западноевропейского союза в операциях по поддержанию мира. Стремление к тесному сотрудничеству со своими ближайшими соседями Бельгией и Люксембургом воплотилось в Бенилюксе, таможенном союзе, созданном во время второй мировой войны.

Нидерланды и Европейский Союз

Нидерланды были одним из инициаторов европейской интеграции и основателей Европейского Сообщества (Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Евратома), которые со времени подписания Маастрихского соглашения стали известны как Европейский Союз (ЕС). Нидерланды приветствовали постепенное расширение тогда еще Европейского Сообщества. До 1 января 1995 года членами Европейского Союза были двенадцать европейских стран: Бельгия, Дания, Италия, Германия, Франция, Греция, Ирландия, Люксембург, Португалия, Испания, Нидерланды и Великобритания. В этот день последними к нему присоединились Швеция, Финляндия и Австрия. Еще в 50-х годах стало ясно, что европейская экономическая интеграция повлечет за собой сотрудничество в области внешней политики. Однако, это сотрудничество оформилось только в 1970 году в виде Европейского политического сотрудничества. В последующие два десятилетия принципы Европейского политического сотрудничества получили дальнейшее развитие и в 1986 году были оформлены в виде Европейского Документа. Также стало очевидно, что сотрудничество необходимо и в других областях, включая социальную политику и защиту окружающей среды.

К началу 90-х годов экономическое сотрудничество достигло достаточно высокого уровня и было принято решение приступить к первой стадии создания Экономического и валютного союза (EMU). Переговоры о Европейском политическом союзе и Экономическом и валютном союзе завершились на европейской встрече в верхах в Маастрихте, которая состоялась в конце 1991 года, а в конце 1993 году вступил в силу Договор о валютном союзе. Первого января 1999 года в него вступят одиннадцать из пятнадцати стран-членов Европейского Союза.

Экономика Нидерландов получила огромную выгоду от образования Европейского Союза, поскольку ее сельскохозяйственная и промышленная продукция получила более доступный путь к своим партнерам и доля торговли в экономике резко увеличилась за счет роста экспортно-импортного товарооборота со странами ЕС [7,c. 52].

Либерализация торговли (ликвидация торговых барьеров) благотворно повлияла на голландские деловые круги и привела к экономической экспансии, особенно в 60-х годах. Увеличилось производство, а возросшая конкуренция привела к дальнейшей рационализации производственных технологий. Европейский Союз также укрепил позиции Нидерландов, как транзитной страны. Легкий доступ со стороны Северного моря превратил район Роттердамской дельты в ворота Европы (Европорт) и один из центров экономической активности.

2.2 Культурное сотрудничество с зарубежными странами

Культурное сотрудничество с зарубежными странами является важной частью голландской внешней политики, чему способствуют международные культурные соглашения и голландские культурные учреждения за рубежом. Кроме того, важную роль в этой области играет возможность устанавливать культурные связи и участвовать в многостороннем культурном сотрудничестве в рамках таких международных организаций, как Совет Европы и Европейский Союз. Развивая культурное сотрудничество, правительство Нидерландов преследует две цели: первая, действуя как инициатор и координатор, создавать возможности для частных лиц и организаций самостоятельно устанавливать культурные связи и вторая, предотвращая, где возможно, столкновение интересов, обеспечивать взаимодействие двусторонних и многосторонних связей.

2.3 Нидерландское содействие странам Центральной и Восточной Европы

С начала 90-х годов правительство Нидерландов осуществляет политику помощи Центральной и Восточной Европе, цель которой поддержать страны этого региона в период перехода к плюралистическому конституционному государству и рыночной экономике.

Финансовые средства для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы объединены в единый фонд, состоящий из трех компонентов:

Программа социальных преобразований (MATRA) осуществляется Министерством иностранных дел Нидерландов. Она охватывает Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию, Литву, Словению, Хорватию, Румынию, Болгарию, Российскую Федерацию, Украину и Беларусь.

Программа восточноевропейского сотрудничества (ПСО), чисто экономического характера, содержащая в себе экономические инструменты для развития коммерческих отношений. Эта программа охватывает те же страны, что и МАТРА.

Ежегодный взнос в Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), за который отвечает Министерство финансов.

Некоторые Балканские страны (Босния, Герцеговина, Македония и Албания), страны Закавказья и Центральной Азии включены в список развивающихся стран, составляемый Комитетом помощи развитию Организации Экономического Сотрудничества и Развития, поэтому за помощь этим странам отвечает министр сотрудничества. Эта помощь может принимать форму или отдельного проекта или макроэкономической поддержки, последнее, как правило, осуществляется в рамках многосторонних программ.

2.4 Сотрудничество в области экономического и социального развития

Политика развития - составная часть внешней политики Нидерландов. В ее основе лежит концепция устойчивого развития, т.е. такая форма развития, которая удовлетворяет требованиям времени без ущерба для будущих поколений.

Концепция устойчивого развития нацелена как на достижение развивающимися странами экономической самодостаточности, так и на борьбу с нищетой в этих странах. В политике развития большую роль играют вопросы защиты окружающей среды.

При оказании помощи развивающейся стране, ее потребность в ней не является единственным критерием. Учитываются также ее экономическая и социальная политика и отношение к правам человека.

В будущем число развивающихся стран, с которыми сотрудничают Нидерланды, оказывая помощь их развитию на долговременной основе, существенно сократится. Это позволит выделять для меньшего числа стран более значительную часть имеющихся фондов и тратить больше времени и средств на другие формы сотрудничества. В этом контексте будут учитываться и многочисленные конфликты в различных регионах, поскольку, как только они будут урегулированы, этим регионам потребуется помощь для восстановления своих экономик. Кроме того, во многих странах, не относящихся к третьему миру, таких как, страны бывшего Восточного блока и бывшего Советского Союза, осуществляется в настоящее время переход к демократии и рыночной экономике, и они эти процессы также поддерживаются Нидерландами.

Нидерланды первыми после Швеции достигли поставленной международным сообществом цели - выделять на помощь развитию не менее 0,7% валового национального продукта. Теперь перед ними стоит задача поддерживать этот уровень.

2.5 Сотрудничество с Россией

Смешанная Комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов была создана в 1993г. Первая сессия Комиссии прошла в сентябре 1993 г. в Гааге. Российскую часть возглавлял заместитель министра МВЭС В.П. Шилин, Нидерландскую - Генеральный директор экономических отношений Министерства экономики Ф.А. Энгеринг. На первой сессии были рассмотрены вопросы, связанные с задачами и порядком работы Смешанной комиссии и утверждено Положение о Комиссии. Были затронуты специфические вопросы, относящиеся к деятельности международных экономических организаций, и состояние дел по нидерландской программе технической помощи, а также отмечены определенные препятствия в торговле между двумя странами, в частности, относящиеся к применению антидемпинговых мер против российских товаров на уровне ЕС и существующим в России санитарным и промышленным нормам. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России по вопросу урегулирования внешнего долга бывшего СССР.

Вторая сессия Комиссии проведена в Москве в октябре 1994 г. Российскую делегаций возглавлял заместитель министра МВЭС М.Е. Фрадков, нидерландскую - Ф.А. Энгеринг. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России в отношении инвестиций в российскую экономику. В ходе сессии нидерландская делегация посетила Нижний Новгород. В октябре 1997 года прошел визит в Нидерланды главы Правительства России В. С. Черномырдина. Согласно заявлению министерства экономики Нидерландов, голландская сторона приняла решение не формировать делегацию представителей деловых кругов в связи с предстоящим в ноябре 1998 г. официальным визитом в Россию королевы Беатрикс. В заявлении указывается, что министерством был проведен опрос местных компаний, имеющих торгово-экономические связи с Россией, который выявил недостаточный интерес голландских предпринимателей к предстоящим российско-нидерландским переговорам.

Отмечается, что, по мнению местных деловых кругов, в настоящее время между двумя странами нет экономических проблем, требующих обсуждения на государственном уровне. Однако подлинной причиной подобной позиции нидерландских фирм является, по оценкам местных аналитиков, осторожный подход голландских предпринимателей к развитию отношений с российскими партнерами в связи с обострением финансово-экономической ситуации в России. Ассоциация западных кредиторов, в состав которой входит и Союз нидерландских предпринимателей (СНП), обратилась к Министерству финансов России с призывом возобновить переговоры о погашении российской стороной незастрахованной коммерческой задолженности, образовавшейся во времена Советского Союза. По мнению ассоциации, решение данного вопроса будет способствовать росту доверия Запада к реформам, проводимым российским правительством. Общий долг России западным фирмам по незастрахованной коммерческой задолженности составляет около 2 млрд. долл., в том числе 35 голландским компаниям - 80 млн. гул. (без учета процентов). В связи с обращением, СНП выразил сожаление, что, несмотря на двусторонние договоренности и неоднократные заверения российской стороны о готовности решать имеющиеся проблемы, никаких конкретных шагов в этом направлении ею не предпринимается [4,c. 49].

Российская Федерация - основной экономический партнер Нидерландов в Восточной Европе. Исходя из своей внешнеэкономической концепции Нидерланды всячески приветствуют шаги России по интеграции в мировую экономическую систему. Голландия позитивно относится к вопросу присоединения России к Всемирной торговой организации. Это еще раз подтвердил премьер-министр В. Кок во время переговоров с В.С. Черномырдиным 1 октября 1997 г. Нидерланды исходят из того, что ВТО является крупной и универсальной организацией и вступление в нее влечет за собой принятие на себя большого количества обязательств во многих областях. Нидерландская сторона полагает наиболее важным достичь на первом этапе переговоров России с ВТО принципиальных договоренностей по двум вопросам: каким образом и в какой срок Россия сможет выполнять основные обязательства стран-членов ВТО.В Европейском союзе Нидерланды занимают наиболее мягкую, прагматическую позицию в отношении проникновения российских товаров на западный рынок.

В период 1992-97 гг. не было каких-либо оснований говорить о выявленных фактах дискриминации российских участников внешнеэкономической деятельности или существовании национальных правовых ограничений с голландской стороны, сдерживающих развитие российского экспорта в Нидерланды, кроме существующих в рамках ЕС в целом. Нидерланды признают, что Россия реально приблизилась к рыночной экономике. Согласно заявлению голландского премьер-министра, по мере того, как российская экономика все в более полной мере будет становится рыночной, будут отменяться существующие в ЕС ограничения по развитию двустороннего экономического сотрудничества. Нидерланды будут, по его словам, максимально содействовать этому процессу. В Нидерландах отсутствует национальное антидемпинговое и антимонопольное законодательство. Как член Европейского союза страна руководствуется в этих областях общими решениями ЕС. Как правило, представители Голландии при голосовании в Еврокомиссии не поддерживают введение антидемпинговых процедур. Нидерландские компании до сих пор не выступали инициаторами принятия подобных мер.

Одним из ярких примеров российско-нидерландского сотрудничества стала российско-нидерландская программа развития менеджмента.

Целью российско-нидерландской программы развития менеджмента является поддержка президентской программы по подготовке российских менеджеров для работы в рыночных условиях. Эта программа является совместной инициативой правительства и делового сообщества Нидерландов. За организацию и осуществление этой программы отвечает Конфедерация нидерландской промышленности и работодателей VNO-NCW. Программа сочетает в себе курс обучения в бизнес школе и последующее прохождение практики в одной из нидерландских компаний.

Конечная цель этой программы - научить российских специалистов лучше понимать менеджмент и маркетинг и в то же время углубить их профессиональные знания для успешного развития экономических отношений с зарубежными партнерами.

Программа начинается с базового семидневного курса обучения в России, цель которого -- приобретение и совершенствование личных знаний и умений стажеров. В то же время, программа основного курса обучения позволяет осуществить окончательный отбор кандидатов для прохождения дальнейшего обучения в Нидерландах.

Дальнейшее обучение фокусируется на развитии бизнеса и включает такие предметы, как маркетинг, финансы, управление персоналом и операционный менеджмент. Особое внимание уделяется отношениям в области культуры и взаимопонимания между двумя странами.

После завершения базового обучения проводится практика, которую можно лучше всего описать как "применение теории на практике". Она дает возможность познакомиться с работой нидерландской компании изнутри и понять все ее особенности. Практическое задание помогает понять каковы ключевые условия успеха и побуждает его участников самим выдвигать предложения по улучшению работы и поддерживать сложившиеся во время практики отношения после возвращения в России.

После прохождения практикума участники обучения возвращаются в VNO-NCW для отчета и прохождения аттестации. Результаты выполнения практических заданий обсуждаются совместно всеми стажерами. Все участники получают персональные планы развития с тем, чтобы наиболее полно применить на практике знания и опыт, полученный ими в Нидерландах. Программа заканчивается аттестацией и церемонией закрытия.

Имена участников программы вносятся в официальный список выпускников в Посольстве Нидерландов в Москве. Это может помочь вам лучше использовать и расширить круг своих деловых партнеров и личных контактов [1, c. 63].

Для участия в программе обучения кандидат должен иметь высшее или среднее специальное образование. Кандидатами могут стать руководители высшего или среднего звена с опытом работы не менее 3-х лет. Опыт руководства коллективом и (или) проектом является плюсом. Кроме того, кандидат должен хорошо владеть устным и письменным английским языком. И, конечно, кандидаты должны сами стремиться приобретать новые знания и совершенствовать свои управленческие способности. Успешно окончившие курс программы обучения получают дипломы об окончании бизнес школы и Конфедерации нидерландской промышленности и работодателей VNO-NCW.

Сотрудничество между нидерландским и российским Министерствами обороны

В июне 1997 г. Министры обороны Королевства Нидерландов и Российской Федерации подписали Соглашение о сотрудничестве между Министерствами обороны Российской Федерации и Королевства Нидерландов.

Одним из главных пунктов этого документа, регулирующего военное сотрудничество в самом широком смысле между обеими странами, является выполнение годового плана, который предусматривает ряд военных мероприятий в каждой стране.

Кроме того, в 1990 году Королевство Нидерландов и Советский Союз подписали Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. С тех пор Нидерланды и Российская Федерация каждые два года обмениваются делегациями с целью контроля за соблюдением условий данного соглашения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Королевство Нидерландов относится к малым странам Западной Европы, является высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством, чья экономика, ввиду узости внутреннего потребления, ориентирована в значительной степени на внешние рынки.

Занимая 134 место в мире по размерам территории, 54 по численности населения, Голландия - на 14 месте по объему ВВП (365 млрд. долл.). ВВП на одного человека - 23,5 тыс. долл. (4 показатель в мире). В 90-е годы Нидерланды превратились в одну из наиболее динамично развивающихся стран Европы. Индекс роста национальной экономики в последние годы превышает темпы экономического развития Европейского союза в целом. Бюджетный дефицит, инфляция и уровень безработицы в Нидерландах - одни из самых низких в Евросоюзе. Финансовое положение Нидерландов полностью удовлетворяет требованиям Европейского валютного союза о введении единой европейской валюты.

Нидерланды - член Европейского союза, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, ряда других международных экономических ассоциаций и соглашений. При занятости в сельском хозяйстве менее 4% трудоспособного населения, в Нидерландах достигнуто полное самообеспечение основными видами продуктов питания. По стоимости произведенной продукции на 1 га сельхозугодий, Голландия опережает Великобританию в 8 раз, Германию и Францию - в 5 раз. Она - третий в мире после США и Франции экспортер сельскохозяйственной продукции. Нидерланды - крупнейший производитель молочной продукции (11 млрд. кг. молока в год). Сектор услуг - самый быстро развивающийся сектор национальной экономики: за последние 10 лет его оборот удвоился. Транспорт и логистика - издавна специализация Нидерландов. Важнейшими направлениями развития нидерландского рынка деловых услуг являются информатика и индустрия связи. Нидерланды - наиболее компьютеризированная страна в Европе.

Дефицит госбюджета составил в 1998 году 1,5%. Ранее прогнозировалось, что этот показатель будет равен 1,6%. Темпы инфляции в Голландии упали в мае 1998 г. до 2%. Снизились цены на мясо, молочные продукты, кофе, чай, текстильные изделия.

Рост промышленного производства составил в январе-апреле 1998 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 5,4%. Согласно оценке Международного экономического форума, международной организации со штаб-квартирой в Женеве, Нидерланды занимают седьмое место в мире по конкурентоспособности производимых товаров и предоставляемых услут. Первая десятка наиболее экономически конкурентоспособных стран выглядит следующим образом: Гонконг, Сингапур, США, Великобритания, Канада, Тайвань, Нидерланды (в 1996 году занимали 12 место), Швейцария, Норвегия, Люксембург.

В рамках экономической политики стран Европейского союза, в Нидерландах готовится реформа уплаты налога на добавленную стоимость. Она, в частности, предусматривает сохранение нижнего уровня (6%) величины НДС на строго ограниченное число товаров "социальной направленности" и распространение верхнего предела (17,5 - 19%) НДС на подавляющее число товаров и услуг. Прогнозируется рост цен на продовольственные товары, печатную продукцию, билеты на все виды транспорта, цены в гостиницах и ресторанах, входные билеты на спортивные и развлекательные мероприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997.

2. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2003. №32. С.15

3. Борисов С. На сырье из Голландии надежды мало // Экономика и жизнь. 1997. №47. С.30

4. Бусыгин А.В. Побеждающее море: о голландцах и Голландии. - М: Мысль,1990.

5. Иващенко А.А. Товарная биржа. - М.: Международные отношения, 2001.

6. Рузавин Г. Основы рыночной экономики. Москва.:1996г.

7. Сергеев И. Сальдо--не мортале//Бизнес 1998. № 15.

8. Терещенко С. Регулирование международных торговых отношений// Финансовая консультация. 1997. № 23. 13 октября

9. Фомишин С. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. Киев.:1997г.

10. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2002.

11. Царегородцев А.Н., Асоян Е.Б. и соавт. Как делать бизнес в Нидерландах. - М: Обозреватель, 1995.

12. Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом - 1997. №41. С. 6.

13. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. М.: БЕК, 1997.

14. Ярмарки Европы // За рубежом - 2003.№30.С.10

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать