Внешняя политика Туркменистана

Внешняя политика Туркменистана

Содержание

Введение

Природные факторы Туркменистана

Социально-экономическое развитие Туркменистана

Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса

Независимость Туркменистана

Цели и задачи внешней политики Туркменистана

Основные направления внешнеполитической деятельности туркменского государства

Экономическая модернизация Туркменистана

Выводы

Литература

Введение

Внешняя политика независимого Туркменистана представляет собой сложный и малоизученный предмет. Основным принципом изучения внешней политики Туркменистана является системный подход, включающий системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты. Через них конкретизируются требования системной методологии применительно к рассмотрению общественно-политических явлений. Системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты включают в себя определенную последовательность познавательных этапов (процедур) рассмотрения внешней политики Туркменистана.

Природные факторы Туркменистана

Туркменистан расположен на юго-западе Центральной Азии. Его территория составляет 488,1 тыс. кв. км. Туркменистан занимает выгодное географическое положение. Страна объективно является "мостом" между Европой, европейскими государствами СНГ, центральной частью России, с одной стороны, и обширными регионами Центральной и Южной Азии, с другой стороны. На суше Туркменистан граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном, имеет выход к Каспийскому морю.

Туркменистан богат различными полезными ископаемыми. В стране имеются большие запасы ртути, серы, озокерита, и что немаловажно для засушливого пустынного климата, источники пресной питьевой и минеральной лечебной воды. Туркменистан известен и другими природными богатствами, пользующимися огромным спросом на мировом рынке.

Фактором стратегического значения, способным определить исторические судьбы Туркменистана, является наличие в республике больших запасов нефти и газа. Поразведанным запасам газа Туркменистан занимал 2-е место даже в такой крупнейшей топливно-энергетической державе, которой являлся СССР. И в настоящее время по добыче газа Туркменистан занимает 4-е место в мире. На сегодня с уже эксплуатируемых месторождений ежегодно добывается более 80 млрд. кубометров газа, 6 млн. тонн нефти. Дополнительно к этому на территории республики открыты еще несколько крупных перспективных месторождений нефти и газа. Их разработка позволит в будущем увеличить добычу нефти втрое, а газа вдвое. Разведанные запасы золота позволяют республике создавать свой собственный золотой запас.

Туркменистан - небольшое государство по численности населения, которая по современным оценкам составляет несколько более 4 млн. человек, что, как известно, меньше половины населения Москвы. Некоторое представление о национальном составе населения, степени его однородности в сравнении с другими государствами региона позволяет иметь следующая таблица (данные переписи населения 1989 г.).

Демографический потенциал в республике считается благополучным. Показатели рождаемости (32,0 чел./тысячу чел. населения) значительно превышают показатели смертности (7,7). Ежегодный прирост населения составляет 24,3. При этом примерно половину населения составляют люди моложе 30-ти лет. Такие проблемы, как старение населения, остановка или отрицательный показатель естественного прироста, - республике практически не грозят.

В целом динамично развивается экономика Туркменистана, так, например, на сегодняшний день, объем экспорта сырья и различных товаров превышает объем импорта на одну четверть и составляет 8 млрд. долларов. Туркменистан - ведущий производитель не только в СНГ, но и в мире, ряда химических веществ: серы, йода, бромистого железа, редкоземельных металлов. Республика является крупным производителем электроэнергии.

Социально-экономическое развитие Туркменистана

Туркменистан является многонациональным государством, хотя и со значительным преобладанием коренной национальности (74 % общей численности населения в 1992 году). В то же время более 3 млн. туркмен проживают за пределами республики, в том числе в Иране - 1 млн. 100 тыс., в Афганистане - 900 тыс., в Ираке - 220 тыс., в Турции - 140 тыс. человек, в Узбекистане - 121,6 тыс., в Китае - 72 тыс., в России - 39,7 тыс. человек. Также имеются места компактного проживания туркмен в Таджикистане, Кыргызстане, Сирии, Иордании, Германии, Англии и Швеции.

Следует подчеркнуть особенности национального характера туркмен, общего восприятия ими общественной жизни. Туркмены - "...народ уравновешенный, стойкий, рассудительный, не поддающий паническим настроениям. Имеют склонность к сплочению вокруг одной личности - лидера, особенно в критических ситуациях". Подобные характеристики встречаются у многих исследователей, как в прошлом, так и в настоящем, и несомненно имеют под собой серьезные основания.

Существенные предпосылки внешней политики Туркменистана формируются в зависимости от особенностей религиозного сознания населения. Это особенно важно учитывать в региональном аспекте жизни туркменского государства. Представляется возможным утверждать, что религиозный фактор в Туркменистане имеет меньшее значение, чем в сопредельных ему мусульманских государствах. Ислам хоть и является наиболее распространенным религией среди туркмен, но преимущественно на бытовом уровне, без политико-идеологического и тем более государственно-политического воплощения.

Социально-экономические и социально-политические предпосылки внешней политики Туркменистана. Избранная стратегия политического развития Туркменистана как демократического, светского государства, общие содержательные контуры политического процесса в стране (и прежде всего его относительная устойчивость, отсутствие в республике политической конфронтации) создают прочную основу для формирования самостоятельного внешнеполитического курса Туркменистана. В стране обеспечивается некоторая экономическая стабильность, эволюционным путем осуществляется отдельные социально-экономические преобразования.

Разрыв внутрисоюзных интеграционных связей нанес болезненный удар по экономике. Почти 70% товаров народного потребления и продовольствия Туркменистан получал из других регионов. Им же взамен по заниженной в 5 - 7 раз реальной стоимости в другие республики поставлялись газ, нефть, хлопок и другие ценнейшие продукты. Туркменистан был практически полностью лишен возможности выходить со своими товарами на международный рынок, налаживать самостоятельные экономические отношения с сопредельными государствами. До сих пор в Туркменистане имеются глубокие диспропорции между развитием добывающих, сырьевых отраслей и состоянием перерабатывающей промышленности.

Имеются серьезные проблемы в добыче нефти и газа. За последние семь лет уровень добычи нефти в Туркменистане упал с 17 до 5 млн. тонн в год. Сохраняется расточительно высокая себестоимость туркменской нефти, зачастую недостаточна квалификация технического персонала.

Таким образом, сегодня возникает необходимость направить усилия, в том числе и внешнеполитические, на экономическую модернизацию, более полное и рациональное использование собственного потенциала Туркменистана и богатых ресурсов региона, интеграцию в региональное и международное социально - экономическое сотрудничество.

На сегодняшний день туркменская армия насчитывает около 40.000 человек, имеет 2.000 самолетов, 1.500 танков Т-72. Но из-за отсутствия специалистов высокой квалификации вынуждена полагаться в ее эксплуатации на российских офицеров. Туркменистан официально обратился в НАТО с просьбой о помощи в подготовке кадров для национальной армии республики.

Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса

Среди объективных условий формирования внешнеполитического курса Туркменистана следует особо выделить геополитические предпосылки. Они связаны со многими обстоятельствами, и прежде всего, с распадом СССР и образованием на его территории новых независимых государств. Существует также ряд факторов, в новом свете раскрывающих региональную ситуацию на Ближнем Востоке.

К ним относятся: уход Советской Армии из Афганистана и снижение влияния России в этой стране; появление претендентов на роль новых региональных лидеров (Турция, Иран, Узбекистан, Казахстан); качественные изменения состава определяющих факторов региональной обстановки: разгром иракской военной машины, начало процесса мирного урегулирования арабо-израильских отношений. Эти и другие изменения произошли на фоне кардинальной ломки стержневой оппозиции международной жизни по линии Восток - Запад, окончания "холодной войны". Перемены на глобальном и региональном уровне привели международные отношения к необходимости новой системы ценностей и целей и на базе к трансформации их общей структуры.

Сегодня геополитические положения Туркменистана резко изменилось. Если раньше республика была частью глобальной системы, которая во многом "автоматически" для страны определяла ее место в региональных отношениях с другими государствами (Ираном, Афганистаном), то теперь Туркменистан стал местом столкновения региональных центров силы: Ирана, Турции, Казахстана, Узбекистана. Каждый из этих центров, не говоря уже о России, включился в борьбу за преобладающее влияние в геополитическом и экономическом пространствах Туркменистана, контроль над которым позволит им приобрести несомненные выгоды.

Важным геополитическим резервом обеспечения относительной самостоятельности во внешней политики Туркменистана является перспектива налаживания его отношений с такими по-прежнему влиятельным субъектом глобальной геополитической системы мира, как Движение неприсоединения. Ныне в его состав входят свыше 100 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. Состоявшаяся в июне 1994 года в Каире 11-я конференция министров иностранных дел Движения неприсоединения констатировала одновременно сохранение важной роли неприсоединившихся стран в современном мире и необходимость глубокого обновления философии и концепции неприсоединения. В международных отношениях неприсоединение проявляется в трех видах: как внешнеполитическая доктрина большинства развивающихся стран, как конкретный внешнеполитический курс этих стран и как своеобразное межгосударственное политическое объединение независимых государств. Туркменистан, извлекая для себя немалые геополитические выгоды, мог бы активизировать усилия по встраиванию в многообразные процессы обновления Движения неприсоединения.

Потребности развития независимого Туркменистана состоят в том, чтобы скрупулезно учитывать особенности географического и геополитического положения страны, обеспечивать возможность для национально-исторического, социально-экономического, а также государственно-политического возрождения и строительства Туркменистана, заботиться об авторитете страны, способствовать вхождению ее в качестве полноправного члена в международное сообщество. Туркменистан имеет также "внешние" объективные потребности: обеспечение безопасности и стабильности государственного и общественного развития; выход на мировые рынки, достижение свободы коммуникаций с внешним миром; создание условий для бесперебойного и достаточного по объемам экспортно-импортного обмена, в том числе для снабжения Туркменистана (Создания стратегических запасов) некоторыми важнейшими ресурсами жизнеобеспечения страны (например, пресной водой).

Независимость Туркменистана

Объективной основой внешней политики Туркменистана является сам факт существования независимого Туркменского государства.

27 октября 1991 года в результате всенародного референдума Туркменистан был провозглашен независимым государством. Итоги референдума нашли отражение в Конституционном законе Туркменистана о независимости и основах государственного устройства Туркменистана. В Законе, в частности, записано: "Провозгласить в границах территории Туркменской ССР независимое демократическое государство - Туркменистан.

Независимость Туркменистана провозглашается во имя высших целей - обретения туркменским народом подлинной национальной государственности, обеспечения каждому человеку независимо от различий в национальном, расовом и социальном происхождении и вероисповедания прав и свобод, предусмотренных Конституцией Туркменистана, Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права, построения гуманного демократического общества, в котором верховенствует закон".

Цели и задачи внешней политики Туркменистана

"Базовые ценности" развития страны конкретизируются в основных приоритетах и принципах ее внешней политики. Исходя из охарактеризованных особенностей Туркменистана, для молодого независимого государства они могут быть сформулированы следующим образом: приверженность общецивилизованным ценностям; ориентированность в перспективе на демократический путь развития; учет национально-исторического и культурного своеобразия страны; реализм и прагматизм.

Цели внешней политики независимого Туркменистана на современном этапе его истории могут быть сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение стабильности развития страны, поступательного эволюционного характера ее продвижения по пути модернизации на основе требований, предъявляемых современным уровнем цивилизации.

Эта цель вытекает из особенностей геополитического, экономического и социально-политического положения страны, и в особенности, из необходимости обеспечивать подлинную самостоятельность политического курса Туркменистана. Представляется, что для Туркменистана эвристически ценной может быть получающая в последнее время в науке и политических документах концепция "самоподдерживающегося развития" (от англ. - sustainable development). С учетом содержания этой концепции независимое туркменское государство должно стремиться обеспечить поступательное развитие прежде всего на основе всесторонне продуманной программы мобилизации собственных внутренних ресурсов, а также с учетом опыта и возможностей взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами.

2. Достижение благополучия на основе политической и национально-культурной самостоятельности, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами, и прежде всего странами СНГ.

Указанная цель органично связана с коренными потребностями народа Туркменистана, культурно-историческими и национально-психологическими особенностями туркмен, традициями и сегодняшними реалиями взаимоотношений Туркменистана с сопредельными государствами.

Современная цивилизация представляет собой единство многообразия и уникальности. Поэтому наша эпоха отличается парадоксальным сочетанием двух феноменов - интернационализации многих процессов в мировом масштабе с одновременным усилением черт своеобразия различных человеческих культур.

Сложность внутреннего содержания целей внешней политики Туркменистана позволяет выделить целый ряд основных внешнеполитических задач. К ним относятся:

o реализация внешней политики на основе базовых ценностей национально-культурных ценностей и исторических традиций туркменского народа;

o содействие укреплению туркменской государственности, формированию в Туркменистане развитой структуры общественных отношений и современного гражданского общества;

o обеспечение поступательного, эволюционного характера развития независимого Туркменского государства, предупреждение и устранение конфликтных ситуации на основе выявления и учета стабилизирующих и дестабилизирующих факторов системы внешнеполитической деятельности;

o политико-дипломатическое и международно-договорное обеспечение межгосударственных отношений Туркменистана;

o постепенное освоение в процессе становления системы внешнеполитической деятельности Туркменистана норм и образцов внешней политики демократического правового государства современного типа, цивилизационных достижений передовых стран региона и мира;

o активное участие в решении региональных и субрегиоанльных проблем с учетом реальных возможностей и ресурсов страны.

Проведя характеристику процесса определения целей и задач внешней политики Туркменистана, мы можем сделать следующие выводы:

1. Основные ориентиры внешней политики государства не могут быть умозрительно сконструированы или механически позаимствованы из многообразия опыта международной жизни. Они должны органически соответствовать объективным основам внешней политики, постоянно уточняться, отвечая требованиям времени. Только в этом случае они будут выступать в качестве условия формирования системы внешнеполитической деятельности.

2. Процесс выработки целей и задач внешней политики Туркменистана должен учитывать "хрупкость", внутреннюю противоречивость природных и социальных основ общественной жизни страны. Степень радикальности внешнеполитических решений в обязательном порядке должна соизмеряться с реальными возможностями Туркменистана, традициями и укладом жизни туркменского народа.

3. Центральной идеей, вокруг которой должны группироваться цели и задачи внешней политики Туркменистана является приоритетность для страны курса на стабильное, поступательное, эволюционное развитие во имя ценностей национально-государственного возрождения и строительства.

Основные направления внешнеполитической деятельности туркменского государства

Все многообразие связей и отношений, опосредующих положение страны на международной арене, может быть представлено двумя большими группами - двусторонние и многосторонние внешнеполитические отношения.

Оба эти направления разнообразно представлены в современной внешнеполитической практике независимого Туркменистана. Туркменистан как суверенное государство заключил договоры о добрососедстве и сотрудничестве с такими странами, как Российская Федерация, Казахстан, Иран, Турция. В то же время Туркменистан является полноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на правах одного из правопреемников бывшего СССР. 2 марта 1992 года Туркменистан без голосования, на основании единодушного одобрения Генеральной Ассамблеи стал членом Организации Объединенных Наций. Туркменистан является активным участником ряда региональных политических и экономических организаций, таких как Организация экономического сотрудничества, объединения государств (Россия, Иран, Туркменистан, Азербайджан, Казахстан), входящих в пределы Каспийской зоны экономического сотрудничества. На основе единства двусторонних и многосторонних отношений строятся отношения Туркменистана со странами Содружества Независимых Государств (СНГ).

В зависимости от геополитического положения соседствующих или взаимодействующих с Туркменистаном государств необходимо выделить такие направления его внешней политики, как:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать