Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога

Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога

Петербургский Государственный Университет

Путей Сообщения

Факультет: «Экономика и социальное управление»

Кафедра «Экономика транспорта»

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая география»

на тему: «Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога».

Выполнил:

Студентка группы

Проверил:

Санкт-Петербург

2006г.

План

Введение

Раздел 1.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога

Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)

2.1 Автомобильный транспорт

2.2 Морской транспорт

2.3 Речной транспорт

2.4 Трубопроводный транспорт

2.5 Воздушный транспорт

2.6 Железнодорожный транспорт

2.7 Отправление и прибытие грузов

2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи

2.9 Внешнеторговые перевозки

2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость

Раздел 3.Расчёт густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения и по району в целом

Список используемой литературы

Введение

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5 пассажирооборота страны. По грузообороту он уступает только трубопроводному (более 52 %), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной (2,5%) и воздушный.

Ведущая роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не только природными, экономическими и др. особенностями страны (протяжённость и природно-климатические условия её территории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов и других населённых пунктов, направление и характер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т.п.), но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта (отличается надёжностью, ритмичностью движения вне зависимости от времени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью, т.е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной и пропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок и др.).

В транспортную сеть России входит 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов.

Транспортно-дорожный комплекс страны переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночной экономики. Этот процесс идёт сложно и не лишён противоречий, демонстрирует, наряду с кризисными явлениями, новые, не имевшие места раньше, возможности.

Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северо-Западного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.

Раздел 1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги (экономического района)

Северо-Западный экономический район занимает северо-западную часть европейской территории России и включает Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и город Санкт-Петербург. Площадь-196,5 тыс.кв. км, что немного превышает 1% территории Российской Федерации.

Северо-Западный экономический район занимает удобное экономико-географическое положение, он расположен между Финским заливом и Чудским озером - на западе, Ладожским и Онежским озёрами - на севере и отрогами Валдайской возвышенности на юго-востоке. Благодаря выходу к морю Санкт-Петербург является крупным экспортно-импортным узлом России. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск. На Карельском перешейке район граничит с Финляндией, на западе- с Эстонией и Латвией, на юго-западе- с Белоруссией.

Население Северо-Западного района-7,99 млн. чел., или 5,4% общей численности населения России. За 1992-1997 гг. численность жителей, проживающих на его территории, сократилась на 3,5%, при этом наибольшее снижение отмечается в Санкт-Петербурге-5,2%. Сокращение численности населения вызвано неблагоприятной демографической ситуацией во всех административно-территориальных единицах района, характеризующейся отрицательными показателями естественного прироста-8,7%, при средних по Российской Федерации-5,1%. При этом показатели естественной убыли превышают средние по району в Новгородской и Псковской областях.

Размещено население неравномерно: 80,4% жителей района приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Район отличается высокой плотностью населения-40,6 человек на 1кв. км, что почти в 5 раз превышает средние показатели по стране. Наибольшая плотность его в Ленинградской области-74,4 чел. на 1 кв. км, в то же время в Псковской и Новгородской составляет-14,9 и 13,3 чел. на 1 кв. км соответственно.

Основная часть населения Санкт-Петербурга - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др. Северо-Западный экономический район отличается высоким уровнем урбанизации в Российской Федерации. 86,7% населения его проживает в городских поселениях, при этом 80% сконцентрировано в крупнейших в стране Санкт-Петербургской городской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Псковской области-65,3%, где в наибольшей степени развито сельское хозяйство района. Уменьшение общей численности населения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. Экономически активное население за последние 4 года уменьшилось на 200,6 тыс. чел., а численность занятых в различных отраслях экономики снизилась на 6,7%, что вызвано не только общим снижением численности, но и продолжающимся экономическим кризисом, спадом промышленного производства и ростом безработных. Уровень безработных здесь достиг 10% от общей численности экономически активного населения, превысив на 0,7% показатель по России. В современных условиях это способствует социальной напряжённости, особенно в Псковской и Новгородской областях.1

Таблица 1. Расчёт плотности населения по отдельным административным единицам

Административно-территориальная единица

Территория

S тыс. кв. км

Численность населения

тыс. чел.

В том числе население

Плотность населения, Тыс. чел./кв. км

Городское

Сельское

Санкт-Петербург

85,9

4715,7

4715,7

__

74,4

Ленинградская область

1674,2

1103,3

570,9

Новгородская область

55,3

736,9

522,5

214,4

13,3

Псковская область

55,3

819,1

537,1

282,0

14,9

Итого:

196,5

7945,9

6878,6

1067,3

40,6

В структуре занятого населения по отрасли экономики повышается доля работающих в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, банковской системе и системе кредитования и страхования. В то же время значительно сократился удельный вес занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.

Рельеф Северо-Западного района представляет всхолмленную низменную равнину со следами деятельности ледника в пределах Валдайской возвышенности и многочисленными озёрами. Климат формируется под влиянием морских воздушных масс Атлантики и отличается повышенной влажностью, сравнительно тёплой зимой и прохладным летом. Средняя температура января от -6гр. Цельсия на юго-западе до -10 гр. Цельсия на северо-востоке; средние июльские - от 16,5 до 18 гр. Цельсия. Вегетационный период не превышает 160 дней. Осадков выпадает от 500 до 650 мм в год, максимум их приходится на Валдайскую возвышенность. Небольшое поступление тепла и слабая испаряемость способствуют образованию большого числа болот, рек и озёр. Озёра служат естественными водохранилищами, регуляторами более равномерного стока рек. Единые озёрно-речные системы представляют собой важные водные транспортные артерии. Здесь берут начало Волго-Балтийская и Беломорско-Балтийская водные транспортные системы. На территории района находятся крупные озёра России: Ладожское, Онежское, Ильмень. Протекают такие реки, как Нева, Волхов, Свирь, Ловать, Мста. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь, Вуокса, Нарва и Волхов.

Распространенные по всей территории района подзолистые почвы малоплодородны и требуют значительного ухода и внесения органических и минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Леса занимают почти 1/3 всей территории района и представлены в северной части района хвойными - ель, сосна, в южной - смешанными хвойно-широколиственными породами. Наибольшие запасы лесных ресурсов приходятся на Ленинградскую область, где лесные массивы занимают почти 40 % территории.

Район относительно беден полезными ископаемыми. Наибольшую ценность представляют промышленные запасы бокситов Тихвинского месторождения (Ленинградская область) с высоким процентным содержанием глинозёма (до 54-55%), в районе Кингисеппа залегают фосфориты с невысоким процентным содержанием основного компонента (5-7%),но легкообогатимые. Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют запасы торфа и горячих сланцев. Запасы торфа оцениваются в 1,8млрд. т., а горючих сланцев-5 млрд. т. Ресурсы торфа широко представлены во всех областях района, а горючие сланцы залегают в Ленинградской области на границе с Эстонией. Строительные материалы распространены повсеместно и представлены известняками, глинами, в том числе огнеупорными, стекольными песками. На севере Ленинградской области имеются залежи гранита. Геологические изыскания подтверждают наличие промышленных запасов марганцевых руд вблизи Санкт-Петербурга в Финском заливе на глубине, не превышающей 50 м, а также ресурсов нефти и алмазов.

Природный ландшафт в сочетании с уникальными рекреационными ресурсами, выдающимися памятниками архитектуры и истории благоприятствует созданию зон отдыха и организации туризма, которые могут стать важной статьей доходов местных бюджетов.

Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд. КВт/ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатацию гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характера рельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-запада. От полного запаса энергии рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно. Значительная часть экономически эффективных гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время. Наряду с отраслями специализации в районе получили развитие отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс. Среди них выделяется электроэнергетика, на долю которой приходится 15,8% объёмов производимой продукции. Электроэнергетическое хозяйство представлено атомной, тепловыми и гидроэлектростанциями малой и средней мощности. Наибольшее значение имеет одна из крупнейших АЭС страны Ленинградская АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и ГРЭС построены в Санкт-Петербурге, Кириши и областных центрах. Гидроэлектростанции построены на реках Волхов, Свирь, Вуокса. Все электростанции объединены в единую энергетическую систему Северо-запада и связаны с ЕЭС европейской части страны. Для укрепления энергетического баланса ведется строительство гидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области.

К отраслям рыночной специализации Северо-Западного района относится химическая промышленность. Её удельный вес в структуре производства промышленной продукции района составляет 7,3%. Продукцией отрасли выступают удобрения, резинотехнические изделия, синтетические смолы, пластмасса, лакокрасочные, фармацевтические препараты, бытовая химия. Основные центры: Санкт-Петербург, Кириши. Предприятия по производству минеральных удобрений, работающие как на местном, так и на привозном сырье (фосфориты Кингисеппского месторождения и Кольские апатиты, а также природный газ, поставляемый из месторождений европейского Севера и Западной Сибири), выпускают фосфорные удобрения (Санкт-Петербург, Волхов), фосфоритную муку-объединение «Фосфорит» г. Кингисепп, азотные удобрения - Новгородский химический комбинат. Одним из старейших объединений отрасли является «Красный треугольник», его продукция - резинотехнические изделия, шины, резиновая область, пользуется широким способом на внутреннем рынке. Однако высокая концентрация предприятий химической промышленности оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. В связи с этим дальнейшее её развитие целесообразно за счёт технического переоснащения и использования экологически чистых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда.

Среди отраслей топливной промышленности выделяется сланцевая. В Ленинградской области работает комбинат «Сланцы». Этот комплекс имеет внутрирайонное значение.

Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс. Чёрная металлургия представлена отдельными цехами крупных машиностроительных производств и ориентируется на выпуск сортового проката (Кировский и сталепрокатный заводы в Санкт-Петербурге), а также труб и метизов в (Ижорский завод).

Цветная металлургия выступает важным звеном хозяйственного комплекса Северо-запада и представлена выплавкой алюминия на Волховском заводе, а также производством глинозёма на базе Тихвинского месторождения бокситов (г. Бокситогорск) и глинозёма на Пикалёвском заводе, работающем на нефелинах Кольского полуострова. Обработка цветных металлов производится в Санкт-Петербурге, где выпускают прокат лёгких и тяжелых металлов и фольгу.

Развитие цветной металлургии в районе сдерживается напряжённостью топливно-энергетического баланса и недостаточной сырьевой базой, а также сложной экологической обстановкой в районе, связанной с достаточно высокой концентрацией предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности.

Лёгкая промышленность представлена в основном - текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой.

Текстильная промышленность выпускает хлопчатобумажные ткани льняные, шерстные и шелковые и концентрируется преимущественно в Санкт-Петербурге; трикотажное производство представлено в Великих Луках и Боровичах (Псковская область); кожевенно-обувная промышленность - в Санкт-Петербурге, где работает крупнейшее АО «Скороход». Фарфорофаянсовая промышленность развита в Ленинградской и Новгородской областях.

Большая часть потребностей в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счёт поступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф, сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ, Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.

Индустриально-строительный комплекс имеет межрайонное значение. Предприятия его размещены в крупных и средних городах, имеющих выход к транспортным магистралям. Здесь выпускают железобетонные изделия и конструкции, другие строительные материалы, в Новгородской области развита стекольная промышленность. Повышение эффективности комплекса связано с расширением его сырьевой базы за счет комплексной переработки бокситов Тихвинской группы месторождений.

Значительное развитие получила лёгкая и пищевая промышленность, развивающаяся как на местном сельскохозяйственном сырье (лён, мясо, молоко, картофель, овощи), так и на привозном сырье.

Раздел 2. Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7 %, в производственных фондах-20%. Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального хозяйства неизмеримо возрастает.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт.

Северо-Западный экономический район располагает развитой транспортной системой. Перевозочная деятельность в Северо-Западном экономическом районе осуществляется всеми видами транспорта.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать