Экономико-географическая характеристика Турции
p align="left">Национальный состав населения. Официальная статистика не публикует соответствующих данных, отождествляя национальную принадлежность с языковой. На базе этого принципа в стране в 1965 насчитывалось 28 318 тыс. турок. В стране проживали также (тыс. человек): курды (2181), арабы (369), черкесы (57), греки (49), армяне (32), грузины (32), лазы (28) и евреи (9,1).

Язык. Турецкий язык относится к алтайской языковой макросемье, к которой принадлежит большинство языков Центральной Азии. После провозглашения страны республикой были проведены две реформы языка. В 1928 арабский алфавит был заменен латинским, а в 1930-х годах состоялось упрощение и очищение языка: официальный османский язык (османлика), насыщенный арабскими и персидскими словами, был заменен использовавшимся в обиходе народным языком (тюркче).

Религии. Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

В Стамбуле находится резиденция Вселенского патриарха, который признается главой Константинопольской православной церкви (восточного обряда) и верховным патриархом всех православных церквей мира. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь - архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь - викарием Мардина. Экзархом Римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

Города. Около 35% населения проживают в сельской местности, однако продолжается процесс урбанизации. В 1997 из 5 городов Турции с населением более 1 млн. человек самыми большими и известными были следующие (тыс. человек): Стамбул (8260), бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на европейском берегу Босфора; Анкара (2984), нынешняя столица Турции, расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна 2082), важный порт на побережье Эгейского моря.

Государственный и политический строй Турции

Органы государственного управления. Турецкая Республика была провозглашена 29 октября 1923. Это произошло после победы национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем (известным с 1934 как Ататюрк) в войне за независимость с державами Антанты, которые разгромили Османскую империю в Первой мировой войне, и с греческими войсками, которые попытались захватить значительную часть Анатолии. Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа - Великого национального собрания.

Депутаты Великого национального собрания получали от электората полномочия на четырехлетний период и сами на тот же срок избирали президента, который как глава государства, в свою очередь, назначал премьер-министра и правительство. Конституция провозглашала независимость судебной системы и гарантировала права и свободы граждан. В течение 1920-х годов был разработан новый судебный.

Кемаль оставался президентом вплоть до своей смерти в 1938, а НРП продолжала управлять страной до 1950, пока не потерпела на выборах поражения от Демократической партии (ДП). 27 мая 1960 правительство было свергнуто армией под тем предлогом, что правившая с 1950 по 1960 ДП злоупотребляла властью. Для реорганизации кабинета министров и политической системы Турции был создан Комитет национального единства, состоявший из 38 членов во главе с Джемалем Гюрселем.

Новая конституция, одобренная на всенародном референдуме 9 июля 1961, содержала несколько важных поправок. Были расширены основные права и свободы граждан, включая свободу убеждений, печати и публичных выступлений и гарантии равенства для немусульман. Парламент теперь состоял из двух палат: Сената и Национальной палаты, которая может преодолеть вето Сената 2/3 депутатских мандатов. Президент избирался сроком на 7 лет 2/3 голосов обеих палат; после избрания он был обязан покинуть ряды своей партии и оставаться вне политики.

В 1971 военные вновь вмешались в политику, надеясь подавить общественное недовольство. В Конституцию 1961 были внесены поправки, ограничивавшие политические свободы и права граждан. Было введено чрезвычайное положение, действовавшее до октября 1973. Однако широкие народные волнения и паралич правительства привели в сентябре 1980 к новому военному перевороту и очередному объявлению чрезвычайного положения.

Военный режим сформировал для разработки проекта новой конституции в 1981 Консультативное собрание, которое одобрило новую конституцию в сентябре 1982. Конституция вступила в действие после ее принятия на общенародном референдуме в ноябре 1982.

Конституция 1982 включала длинный перечень гражданских и политических прав, которые могли быть ограничены в случае необходимости защиты «национальной безопасности», «единства государства» и «общественной нравственности». Правительству предоставлялась право вводить чрезвычайное или осадное (военное) положение. Конституция предусматривала всенародные выборы однопалатного Великого национального собрания, которому предоставлялась вся полнота законодательной власти, право назначать премьер-министра и формировать Совет министров, ответственный перед парламентом, а также создавать Конституционный суд. Президенту, избираемому Великим национальным собранием сроком на 7 лет, вручались большие полномочия по исполнительной линии и право вето на законодательные акты. При этом «временными постановлениями» планировалось, что глава военного режима генерал Кенан Эврен становится президентом на первый семилетний срок после вступления конституции в действие.

Политические партии. С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. НРП была основана в 1923 Мустафой Кемалем. Она находилась у кормила правления в Турции до 1950 и твердо придерживалась политики секуляризма и государственного контроля над экономикой. Партия справедливости состояла в основном из бывших членов Демократической партии, которая находилась у власти с 1950 по 1960. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными.

Военный режим, пришедший к власти в 1980, запретил все политические партии и наложил запрет на участие их лидеров и бывших депутатов парламента в какой-либо политической деятельности. В 1983, во время подготовки к ноябрьским выборам в Великое национальное собрание, было разрешено создать три новые партии. Однако военные сохранили контроль над выборами. Из избирательной кампании были исключены авторитетные левая Социал-демократическая партия (СОДЕП) и правая Партия верного пути (ПВП) под тем предлогом, что они фактически выступили преемницами запрещенных Народно-республиканской партии и Партии справедливости.

В итоге на парламентских выборах 1983 соперничали лишь три партии: Национал-демократическая партия (НДП), получившая поддержку военных, умеренно-левая Народническая партия (НП) и консервативная, ориентированная на частное предпринимательство Партия отечества (ПО). По итогам голосования НДП оказалась на третьем месте, а абсолютное большинство мест в Великом национальном собрании получила ПО. Ее лидер Тургут Озал, экономист, который находился на посту заместителя премьер-министра по экономике в течение первых 21 месяцев правления военных, возглавил в декабре 1983 новое правительство страны.

Местные выборы, проведенные в 1984, в которых участвовали также СОДЕП и ПВП, продемонстрировали относительное увеличение влияния основных партий. ПО подтвердила свое положение ведущей политической силы в Турции, существенно оторвавшись от СОДЕП. Напротив, ПВП, НП и НДП выступили слабо. На местных выборах 1989 убедительную победу одержали Социал-демократическая народническая партия (СДНП - создана в 1985 в результате слияния СОДЕП и НП) и ПВП.

В 1989 пост президента занял Тургут Озал. На выборах в Великое национальное собрание в 1991 ПО утратила свои позиции. В результате было сформировано коалиционное правительство из представителей ПВП и СДНП, а премьер-министром стал лидер ПВП Сулейман Демирель, который после смерти Озала в апреле 1993 был избран президентом. Его преемником в Партии верного пути стала Тансу Чиллер - первая женщина в кресле премьер-министра страны.

На выборах в декабре 1995 относительное большинство мест в Великом национальном собрании получила происламская Партия благоденствия. Стремясь предотвратить ее приход к власти, Чиллер пошла на блок с Партией отечества, согласившись на ротацию поста премьер-министра с руководителем этой партии Месутом Йылмазом.

Однако трения между двумя лидерами и обвинения в коррупции, выдвинутые против Тансу Чиллер, вскоре привели к падению правительства. К июню возникла новая коалиция между Партией верного пути и Партией благоденствия, а премьер-министром стал глава последней Неджметтин Эрбакан. После его отставки под давлением секуляристски настроенных военных правительство, в которое, помимо членов Партии отечества, вошли представители еще двух небольших партий, вновь возглавил Йылмаз.

Судебная система. Старые законы Османской империи, основывавшиеся на шариате, были отменены еще в первые годы правления Мустафы Кемаля Великим национальным собранием, в котором большинство мест занимала НРП. Религиозные суды были упразднены в 1924, а принятая в том же году Конституция гарантировала независимость всех других органов судопроизводства. Судебная система состоит из мировых судов с ограниченными полномочиями, которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела; судов первой инстанции с более широкими полномочиями; основных уголовных судов по особо тяжким уголовным преступлениям; судов правосудия по гражданским и коммерческим делам; Кассационного суда, который является высшей судебной инстанцией, рассматривающей апелляции на судебные решения. Конституция 1982 предусматривает также создание Конституционного суда, проверяющего правовой статус законодательных актов. В основу судебного кодекса Турции положены гражданский кодекс Швейцарии, уголовный кодекс Италии и коммерческий кодекс Германии.

Вооруженные силы. После 1947 вооруженные силы Турции были полностью реорганизованы с помощью США. Военная служба является обязательной и продолжается 20 месяцев. В 1996 турецкая армия насчитывала ок. 400 тыс. человек личного состава и 258,7 тыс. резервистов. Военно-морской флот имел в своем составе 5 эсминцев, 23 подводные лодки, и в нем служило ок. 51 тыс. человек. В военно-воздушных силах числилось 56,8 тыс. человек, на вооружении находились примерно 500 боевых самолетов и зенитные управляемые ракеты «Найк-Геркулес».

Внешняя политика. До Второй мировой войны Турция поддерживала добрососедские связи с Югославией, Румынией и Грецией, с которыми заключила Балканский пакт в 1934. Отношения с Болгарией время от времени осложнялись. Дружественное сотрудничество с СССР, основы которого заложили В.И. Ленин и Мустафа Кемаль, сохранялись в течение всего периода между двумя мировыми войнами и ухудшились только после заключения советско-германского пакта в 1939. Отношения с арабскими странами были прохладными из-за недовольства арабов прозападной, антиисламской политикой, проводившейся Ататюрком. Они еще больше ухудшились после 1939, когда Турция смогла убедить Францию и Лигу наций признать аннексию ею сирийской провинции (санджака) Александретта (ныне иль Хатай), ок. 60% населения которой составляли арабы.

Турция вступила во Вторую мировую войну 23 февраля 1945, на стороне союзников и стала одним из государств-основателей ООН. Позднее, в соответствии с доктриной Трумэна, США взяли на себя ответственность за оказание помощи Турции, ранее принадлежавшую Великобритании. В 1952 Турция была принята в НАТО, а в 1955 подписала договор о безопасности с Пакистаном, Ираком, Ираном и Великобританией - Багдадский пакт, который после выхода из него Ирака в 1959 стал называться Организацией Центрального договора (СЕНТО). Когда Организацию покинули Пакистан и Иран, СЕНТО была распущена (1979).

В 1954 Турция, Греция и Югославия заключили оборонительный военный союз. Однако вскоре между Турцией и Грецией возникли противоречия из-за Кипра, в то время британской колонии. Кипрский конфликт стал приоритетным вопросом во внешней политике страны. Претензии Греции на остров основывались на том, что 80% его населения составляли греки-киприоты, которые желали политического объединения с Грецией (энозиса). Претензии Турции основывались на факторе территориальной близости острова, расположенного в 80 км от ее южного побережья, и на страхе турок-киприотов, составлявших 1/5 всех жителей, что они подвергнутся притеснениям со стороны греческого большинства.

В 1959 Турция, Великобритания и Греция подписали соглашение, гарантировавшее независимость Кипра и запрещавшее как присоединение острова к Греции, так и его раздел. Конфликт между греками-киприотами и турками-киприотами вновь разгорелся в 1963-1964 и повторился в 1967 и летом 1974, едва не приведя к войне между Турцией и Грецией.

После нескольких месяцев конфронтации с Турцией из-за контроля над месторождениями нефти в Эгейском море правившая в то время в Греции военная хунта приняла решение о присоединении Кипра. В середине июля греческие офицеры, командовавшие Национальной гвардией греков-киприотов, свергли правительство Кипра. После обращения турок-киприотов за содействием к Турции ее воинские соединения высадились на острове и оккупировали его северную часть.

Турецкие войска оставались на острове в течение 1990-х годов для оказания поддержки правительству Турецкой Республики Северного Кипра, провозглашенной турками-киприотами. В 1980-е годы Турция, ставшая к тому времени ассоциированным членом Европейского экономического сообщества, обратилась с просьбой о полном членстве в этой организации. Но на 1998 ЕС так и не дал положительного ответа, так что перспективы вхождения в него остались призрачными. Тогда лидеры Турции пошли на расширение сотрудничества с мусульманскими государствами, присоединившись к Организации Исламская конференция. После распада СССР Турция стала инициатором создания Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими и закавказскими государствами. Кроме того, Турция установила тесные экономические и культурные отношения с тюркоязычными республиками Центральной Азии. В 1997-1998 под сильным давлением со стороны США Турция пошла на укрепление военных связей с Израилем, несмотря на критику этой акции со стороны Ирана и других соседних государств.

Экономика Турции

Экономика после провозглашения республики. Объявив своей целью создание современного светского государства западного типа, Мустафа Кемаль Ататюрк сделал упор на прогрессивные реформы в экономике. Турецкое государство приобрело железные дороги, сооруженные европейскими компаниями еще в период Османской империи, проложило новые и соединило их в единую национальную сеть. Оно включилось в строительство промышленных объектов и организовало банковскую систему, призванную сделать Турцию независимой от зарубежных финансовых учреждений.

В первое десятилетие после провозглашения республики Ататюрк в решении задачи экономического развития полагался на частную инициативу, однако в стране отсутствовал класс предпринимателей, а в торговых операциях на территории Османской империи на протяжении столетий доминировали национальные меньшинства и иностранцы. К тому же многие греки, армяне и евреи эмигрировали из страны. Великая депрессия 1929-1939 сократила турецкий экспорт, что негативно отразилось на национальной экономике.

В начале 1930-х годов власти активно приступили к стимулированию хозяйственного развития. Для ускорения индустриализации государство строило заводы, шахты и электростанции. Эта политика, известная как этатизм, предусматривала создание специальных государственных экономических структур, наиболее важными из которых были «Сумербанк» и «Этибанк», контролировавшие государственные предприятия в обрабатывающей и добывающей промышленности (а также в энергетике).

Курс на активное вмешательство государства в экономическую жизнь продолжался вплоть до начала 1990-х годов, когда правительство перешло к политике приватизации.

Экономическое развитие страны было замедлено Второй мировой войной. После 1948 Турция получила от США, западноевропейских стран и Международного банка реконструкции и развития в виде помощи и займов несколько миллиардов долларов. С середины 1950-х годов Турции были предоставлены значительные займы европейскими странами, в частности Германией и Великобританией. При иностранном содействии, прежде всего со стороны США, удалось улучшить сеть шоссейных дорог, подключивших к общенациональной транспортной системе малодоступные районы.

Существенные капиталовложения были также сделаны в энергетику, добычу угля, ирригацию и в новые предприятия отраслей обрабатывающей промышленности - текстильные, сахарные и цементные. В течение 1950-х годов экономический рост составлял в среднем 6,3% в год, однако быстрый подъем в начале 1950-х годов сменился периодом инфляции, экономических неурядиц и относительного застоя в конце 1950-х годов.

После военного переворота 1960, частично ставшего реакцией на неясные результаты хаотичной и непоследовательной экономической политики, Турция вступила в период планового развития. В период 1-го пятилетнего плана (1963-1967) среднегодовой рост ускорился и составлял 6,7%, что было все же ниже планового показателя. Объем капиталовложений также не достиг 20% от ВВП.

В период 2-го пятилетнего плана (1968-1972) инвестиционный процесс протекал медленнее, чем намечалось, тем не менее удалось достичь поставленной цели: обеспечить ежегодное увеличение ВВП на 7%. Третьим пятилетним планом (1973-1977) этот показатель предусматривался приблизительно на уровне 8% ВВП, но реально составил ок. 6,5%.

Во второй половине 1970-х годов прилив капиталовложений в экономику и ее развитие замедлились, распространенной стала безработица. Причиной кризиса отчасти явился мировой спад середины 1970-х годов, который привел к резкому снижению поступления в страну денежных средств от турецких мигрантов в Западной Европе, а отчасти удорожание импорта, например нефти и готовых изделий.

Турция оказалась в тисках громадного внешнего долга, который не могла выплатить без получения новых займов от Международного валютного фонда (МВФ) и США.

С 1980 по 1987 годовое значение роста ВВП колебалось между 3,3% и 8,1%, но в 1988 сократилось до 2,5%, а в 1989 - до 1,1%, после чего правительство ввело ограничения, направленные на замедление инфляции. После снижения показателя до 0,9% в 1990, что было связано с войной в Персидском заливе (1990-1991), ВВП Турции начал постепенно увеличиваться: в 1995 на 8,1%, в 1996 - на 7,1 и в 1997 - на 8%.

Сельское хозяйство. В 1994 аграрный сектор экономики, включая лесное и рыбное хозяйство, обеспечивал создание 15,7% ВВП и давал рабочие места ок. 40% трудоспособного населения страны. На Анатолийском плоскогорье, где традиционно выращивают зерновые и разводят скот, большинство крестьян являются собственниками по крайней мере части обрабатываемых ими площадей. В более богатых прибрежных районах, в частности на побережье Эгейского моря, распространены крупные землевладения, в которых применяется труд наемных сельскохозяйственных рабочих. В этих районах возделывают такие товарные культуры, как хлопчатник, табак и плодовые.

В целом по стране почти 10% крестьянских семей располагают лишь небольшими земельными участками или вообще не имеют земли. Требования проведения аграрной реформы особенно сильны в Восточной Турции. В 1973 правительство приняло программу, по которой 3,2 млн. га земель намечалось перераспределить среди приблизительно 500 тыс. безземельных крестьян в течение следующих 15 лет. 1/4 этих земель находилась в частном владении, а остальная часть принадлежала государству. Однако вследствие политической нестабильности в 1970-х годах программа не была выполнена.

Производство зерновых и животноводство обеспечивают 2/3 всей сельскохозяйственной продукции. Обе отрасли развиты преимущественно на Анатолийском плоскогорье, где активно идет внедрение улучшенных семян, минеральных удобрений и породистого скота. Сбор зерновых в 1995 составил в целом ок. 28 млн. т, из которых примерно 2/3 приходились на пшеницу и 1/4 - на рожь.

Животноводство остается важнейшей отраслью прежде всего в горных восточных районах, где занятие земледелием ограничено из-за сложных природных условий. В 1994 в Турции насчитывалось 36 млн. голов овец, от которых получают шерсть для ковроткачества, а также шкуры и мясо. Стадо крупного рогатого скота, составлявшее 12 млн. голов, содержалось ради молока, мяса и шкур. В стране имелось 10 млн. коз, из которых 1/4 приходилась на ангорских, дающих мохер.

Оставшаяся 1/3 аграрной продукции практически в равных долях формируется за счет сборов фруктов и овощей и урожая технических культур, основу которого составляют хлопок (837 тыс. т в 1995), табак (178 тыс. т) и сахарная свекла (11,7 млн. т).

Обрабатывающая промышленность и энергетика. В течение 1950-1960-х годов индустриализация страны протекала быстрыми темпами. В 1970-х годах в обрабатывающих отраслях было занято приблизительно 15% всей рабочей силы, в 1993 - 21%, а их доля в ВВП возросла с 12% в 1952 до 30,6% в 1995. До 1996, когда Турция подписала таможенное соглашение с Европейским союзом, промышленность страны была в значительной части защищена от иностранной конкуренции тарифами и квотами, из-за чего цены на большинство местных товаров были искусственно завышены.

Около 3/4 всего индустриального производства и занятого в нем населения сосредоточены в Стамбуле и Измире и в примыкающих к этим городам прибрежных районах Мраморного и Эгейского морей. Другими важнейшими промышленными центрами являются Анкара, район Чукурова, а также Зонгулдак на побережье Черного моря, где добывается каменный уголь и поблизости, в Карабюке и Эрегли, выросли два крупных металлургических комбината. В 1993 выплавка стали достигла ок. 10,3 млн. т.

По всей стране разбросано множество небольших предприятий, которые также вносят серьезный вклад в производство. Ведущими отраслями турецкой промышленности являются текстильная и пищевая.

Выработка электроэнергии возросла с 4 млрд. кВт/ч в 1963 до 86,3 млрд. кВт/ч в 1995. Большая ее часть потребляется промышленными предприятиями, но увеличивается ее потребление на бытовые нужды. Населенные пункты, включая сельские, как правило электрифицированы. В 1995 3/5 всей электроэнергии страны производилось на тепловых электростанциях, а остальная часть - на гидростанциях. Крупнейшими гидроэнергетическими объектами в Турции стали ГЭС Кебан на р. Евфрат и ГЭС Хирфанлы на р. Кызыл-Ырмак, вступившие в строй в начале 1970-х годов.

Горнодобывающая промышленность. Турция богата полезными ископаемыми. Среди них особенно важны черный и бурый уголь, хромиты, медная и железная руда, также добываются свинцовые и цинковые руды и сера. В 1950 на юго-востоке Анатолии была найдена нефть, а в 1994 было произведено 3,7 млн. т. нефти. Большая часть ввозимой сырой нефти перерабатывается на заводах в Мерсине и Измите.

Транспорт. Протяженность государственных железных дорог Турции в 1994 составляла 10,4 тыс. км. Они напрямую связаны с рельсовой сетью Сирии, Ирана и европейских стран. Шоссейных дорог с твердым покрытием в 1995 насчитывалось ок. 46 тыс. км, а парк легковых автомобилей превысил 3 млн. единиц. В 1992 торговый флот Турции имел водоизмещение порядка 3 млн. т. Внутренние и международные воздушные перевозки осуществляют фирма «Турецкие авиалинии» и несколько частных авиакомпаний. Аэропорты Стамбула и Анкары обслуживает несколько десятков международных авиалиний.

Внешняя торговля и внешние платежи. В 1995 экспорт Турции составил 21,6 млрд. долл., а импорт - 35,7 млрд. долл. Помимо ежегодных расходов на покрытие большого торгового дефицита, страна в 1990-1995 выплатила 28,3 млрд. долл. по иностранным долгам. В 1995 денежные переводы от выехавших на работу в Европу турецких граждан составили 3,3 млрд. долл. На протяжении 1970-х, 1980-х и 1990-х годов Турция сталкивалась с серьезными трудностями по выполнению своих обязательств перед иностранными кредиторами. Для получения новых займов она была вынуждена принять жесткую экономическую программу, предложенную Международным валютным фондом.

В 1994 ок. 22% турецкого экспорта формировали сельскохозяйственные товары, в частности хлопок, орехи, табак, сушеные фрукты, продукция животноводства и мохер. Остальные 78% приходились на полезные ископаемые, в частности на рафинированную медь и хромовую руду, а также на промышленные изделия, в основном текстиль. В структуре ввоза в 1994 преобладали промышленные товары и сырье для индустриальных предприятий, а также топливо. Нефть и газ составили 16% импорта, машины и транспортное оборудование - 34, железо и сталь - 16, а потребительские товары - менее 30%.

В 1994 1/2 всего оборота внешней торговли Турции приходилось на страны Европейского союза, приблизительно по 10% - на долю США и арабских стран.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать