Экономико-географическое описание Румынии
21
Содержание- 2.1 Местоположение
- 2.2 Язык
- 2.3 Государственный строй
- 2.4 Территориальное устройство
В настоящее время Румыния - республика. Согласно Конституции от 22 ноября 19991 года глава государства - президент. Законодательная власть принадлежит парламенту Румынии, состоящему из Палаты депутатов и Сената. Правительство Румынии - высший административный орган страны. Оно назначается парламентом и ему подотчетно. В настоящее время действующим президентом страны является Эмиль Констанинески (избран 3 и 17 ноября 1996 года).
2.4 Территориальное устройствоФедеративная форма административно-территориального устройства характерна для Румынии. Федеративное государство - форма административно-территориального устройства, при котором одновременно с функционированием центральных (федеральных) органов власти, действующих в соответствии с общегосударственной конституцией, значительные права имеют субъекты (штаты, провинции, республики, земли и др.), имеющие свои конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы Экономическая и социальная география: Учебник для вузов / Под ред. А. Т. Хрущёва. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2004.-352 с..
3. ПромышленностьУгледобывающая промышленность Румынии оставалась проблемой для всех правительств в стране, начиная с 1990 года. Дело в том, что на румынских шахтах добывают бурый уголь, который не находит спроса не то что за рубежом, но и в самой Румынии. Себестоимость его добычи в несколько раз превышает его рыночную цену. Так что правительству приходится в огромной мере дотировать угледобычу.
Другой важной отраслью промышленности является химическая отрасль, которая имеет достаточную сырьевую базу в виде запасов нефти, природного газа, каменной соли, серосодержащего сырья, древесины. Ведущая роль в развитии этой отрасли принадлежит нефтехимии, где производство полимеров (пластмасс, синтетического каучука и волокон, моющих средств и различных полупродуктов) сосредоточено на крупных комбинатах. Развито также производство минеральных удобрений, особенно азотных, при изготовлении которых широко используется природный газ, и неорганических химикатов, в первую очередь хлорно-содовых продуктов. Румыния вывозит в другие страны азотные удобрения, синтетический каучук, изделия из резины, соду, лаки, краски и иные изделия.
Деревообрабатывающая промышленность, в прошлом производившая в основном пиломатериалы, теперь выпускает фанеру, паркет, древесные плиты, мебель, сборные дома, спортивные принадлежности и музыкальные инструменты, пользующиеся спросом на мировых рынках. Легкая промышленность дает на экспорт швейные изделия, обувь, трикотаж, ковры и другие товары народного потребления; пищевая - консервы, виноградные вина, соль, растительное масло, сыры и мясные изделия.
Сельскохозяйственные угодья занимают более 3/5 территории страны (15 млн. га), при этом преобладают пахотные земли. Ведущая отрасль растениеводства - зерновое хозяйство. Главные зерновые: пшеница - важнейшая продовольственная культура (занимает преимущественно более плодородные черноземные почвы на низменностях) и кукуруза - основная фуражная культура (распространена в земледельческих районах повсеместно).
Из других зерновых в значительных размерах сеют ячмень и в небольших количествах, в горных районах, - овес и рожь. Новая культура - рис, возделываемый на юге в поймах рек.
Из технических культур выделяются подсолнечник, по сборам которого Румыния занимает третье место в мире и сахарная свекла.
Среди разнообразных полезных ископаемых выделяются запасы природного газа - метана, залегающего в недрах Трансильванского плато. Здесь же встречаются крупные залежи каменной соли. В отрогах гор много месторождений цветных металлов будет возрастать Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 120..
Транспорт
Воздушные перевозки, в связи с относительно небольшими размерами страны и низким уровнем жизни, достаточно мало распространены. Аэропорты (всего их 26) обслуживают, в основном, международные рейсы. Аэропорт Бухарест-Отопень расположен примерно в 15 км. от столицы. Связь с городом обеспечивается современными автобусами, что намного дешевле, чем такси. Стоимость проезда на такси от аэропорта до Бухареста составляет примерно $12-15.
Железные дороги достаточно разветвленные (всего в стране около 11,4 тыс. км. железных дорог), но достаточно устаревшие как по подвижному составу, так и по организации движения. Но зато это основной и самый удобный вид дальнего транспорта в стране. Междугородные поезда Sageti Albatsre («Синяя Стрела») связывают большинство крупных городов страны и относительно комфортны. Однако таких поездов немного. В настоящее время в Румынии действуют четыре типа поездов, в каждом из которых есть вагоны 1 и 2 классов.
P («personal» -- пассажирские), ходят на расстояния до 300 км., останавливаясь на всех станциях. При этом это самый дешевый, но медленный, грязный и переполненный тип поездов.
A («acelerat» -- скорый) -- ходят на дальние расстояния и при этом несколько быстрее, чем пассажирские, но все равно грязные (при этом во многих вагонах просто нет отопления).
R («rapid» -- скорый) -- почти такие же по скорости движения, как скорые, но заметно чище и дороже (останавливаются только в главных городах).
I («InterCity» -- междугородные, в т. ч. «ВА» и «Синяя Стрела») -- самый скоростной и современный тип поездов в стране. Даже те, которые не попадают под категорию «Синей Стрелы», все равно заметно быстрее, чище и современнее остальных типов. Междугородние поезда обслуживают только главные города.
Резервировать места и билеты следует заранее (по меньшей мере за день до отправления) в агентствах SNCFR или по телефону. Спальные места на ночных поездах также заказываются заранее. Многие A и R поезда ходят только летом, но в расписании об не указывается. Проход к поездам разрешен только по билетам.
Междугородние автобусы в большинстве своем достаточно старые. Цена проезда немного выше, чем на поезде. Билеты покупаются в кассах автовокзала или (по ходу следования) у водителя.
В крупных и средних городах общественный транспорт достаточно неплохо организован, но часто переполнен (работает обычно с 5.00 до 23.00). Билеты продаются в специализированных или табачных киосках и после посадки компостируются.
В Бухаресте транспорт достаточно современный и недорогой. Автобусы, троллейбусы и трамваи обычно переполнены, но дешевы (билеты, действительные для одной поездки, стоят около 6 тыс. лей и приобретаются перед посадкой в киоске, а затем компостируются в салоне). Часто на маршрутах работают контролеры. Путешествие на экспресс-автобусах требует покупки специальной магнитной карточки в киосках RATB. Магнитные карточки для метро (Бухарест, три линии) продаются в киосках на входе (12 тыс. лей на 2 поездки). Метро работает с 5.00 до 23.30 со средним интервалом между поездами 5-8 минут. Названия станций видны не всегда ясно, так как обычно написаны на отдельной табличке в рамочке и размещены в достаточно неудобных местах.
Наиболее универсальный и дешевый вид транспорта по всей стране -- такси. Оплата производится по счетчику и составляет около 6,5 тыс. лей за километр. Водители такси обычно говорят только по-румынски, телефонные операторы говорят и по-английски. Если счетчика нет, лучше всего об оплате договориться заранее. Во всех городах Румынии такси можно заказать по телефону или найти на стоянках у аэропортов, автовокзалов, вокзалов, остановок и т. д.
Государственное такси можно отличить по шашечкам на боку. Частные такси помечены буквами Р и РО на крыше. Они работают без счетчиков, более дорогие, но их легче поймать. Не рекомендуется садиться в машины, принадлежащие частным перевозчикам. В этой среде часты случаи откровенного мошенничества.
Аренда автомобилей производится не тех же условиях, что и в большинстве европейских стран. Почти все крупные международные компании по аренде автомобилей имеют свои офисы в столице страны и в крупных городах. Заказать автомобиль можно прямо в аэропорту или в крупном отеле. Для аренды необходимо иметь возраст старше 21 года и международную кредитную карту. Обычно суточный страховой сбор вносится отдельно. При оплате наличными необходимо внести залог.
Автомобильное движение правостороннее. Максимальная скорость в городах и селах ограничена 50 км\час, вне города -- 90 км\час и 120 км\час -- на автострадах (скоростных автомагистралей всего 113 км.). Владельцы машин должны всегда иметь при себе водительские права международного образца, документы на машину (договор аренды) и «зеленую карту». Допускаемый уровень алкоголя в крови -- 0 промилле. Ремни безопасности обязательны для всех, находящихся в салоне.
Все дороги маркированы согласно международным стандартам, но находятся в довольно плохом состоянии. Даже в Бухаресте основные улицы пересечены трамвайными путями, плохо освещены и имеют изношенное дорожное полотно. В провинции дороги ещё хуже -- многие дороги просто разбиты сельхозмашинами и почти не восстанавливаются. Даже там, где дорожные работы ведутся, они почти не обозначены и часто дорожная техника неделями стоит на полотне без движения и без каких бы то не было световых сигналов. Румынские водители достаточно агрессивны на дороге Атлас. Автомобильные дороги. Россия и других стран. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2003. С. 55-59..
Румыны - народ, основное население Румынии (20,66 млн. человек). Общая численность 21 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации ок. 6 тыс. человек. Язык румынский. Верующие - в основном православные.
4. Экономические связи РумынииРазвитие внешней торговли за последние два года испытывало влияние целого ряда внутренних и внешних факторов, в числе которых: оживление экономики в целом, которое способствовало увеличению общего объема внешней торговли, соответственно, экспорта и импорта, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на экономический рост в стране и стимулировало дальнейший рост инвестиций, в том числе иностранных. более высокие темпы роста импорта по сравнению с темпами роста промышленной продукции свидетельствует о все еще высокой степени зависимости национальной экономики от импорта энергетических ресурсов и комплектующих изделий. нестабильность международной конъюнктуры оказала отрицательное влияние на экономику Румынии в связи с ростом цен на импортные энергоресурсы (плюс отрицательное влияние засухи), вместе с замедлением темпов роста мировой экономики; изменение обменного курса национальной валюты и особенно по отношению к ЕВРО не способствовало увеличению экспорта, особенно если учесть постоянно растущий торговый обмен Румынии со странами Европейского Союза; рост дефицита торгового баланса не привел, как это ожидалось, к напряжению на межбанковском валютном рынке; наоборот, излишки валюты были скуплены Румынским Национальным Банком с целью увеличения своих валютных резервов. концентрация экспорта на сравнительно небольшой группе товаров с высокой добавленной стоимостью. Важно отметить то, что в 2002 г. на долю четырех товарных групп приходится 80% всего экспорта Румынии, в том числе на товары легкой промышленности 35%, машиностроения 22%, металлургии 13%, деревообработки 10%; для 2002 г. характерно улучшение структуры экспорта за счет роста объемов экспорта машин и оборудования в общем объеме экспорта на 1,3 процентных пункта, что составило около 690 млн. долл. Всего в 2001-2002 гг. экспорт машин и оборудования составил 5,3 млрд. долл., что значительно больше, чем в 1997-1998 гг.; все большая ориентация экспорта в страны Европейского Союза, на долю которых в настоящее время приходится около 67% всего румынского экспорта по сравнению с 64% в 2000 г. При этом необходимо отметить то, что на долю трех стран ЕС приходится половина всего румынского экспорта (Италия 25%, Германия 15,6% и Франция 7,6%). Внешнеторговый оборот Румынии в 2002 г. (экспорт ФОБ +импорт СИФ) увеличился на 18% по сравнению с предыдущим годом. При этом экспорт в объеме 13,9 млрд. долл. увеличился на 21,8%, по сравнению с предыдущим годом, а импорт достиг 17,9 млрд. долл. и вырос, соответственно, на 14,8%. Рост импорта в основном объясняется, как необходимостью обеспечения с 5,7% в 2001 г. и 4,9% в 2002 г., так и рядом конъюнктурных и климатических факторов, таких как: -неблагоприятное влияние роста мировых цен на ряд товаров и особенно на энергоносители (нефть, газ природный, каменный уголь и др.), на которые цены в 2001 г. оказались на 0,5% выше, чем в 2000 г.; в 2002 г. цены на нефть повысились на 8,8% по сравнению с 2001 г., на каменный уголь около 2,1 %; -из-за засухи 2000 г. потребовался дополнительный импорт в 2001 г, особенно мазута (+ 1016 тыс. т) для компенсации сокращения производства электроэнергии на гидростанциях в результате падения уровня воды в реках, а также дополнительный импорт сельхозпродукции для удовлетворения потребностей населения (+275 млн. долл. в 2001 г.). Анализ товарной структуры импорта и его структуры по странам позволяет делать ряд важных выводов, а именно: -концентрация импорта на сравнительно небольшой группе товаров с высокой добавленной стоимостью. В 2002 г. на долю четырех товарных групп приходится 73% всего импорта Румынии, в том числе на товары легкой промышленности 22%, машиностроения 31%, минерального сырья 13%, металлов и металлоизделий 7%; -наибольший удельный вес в импорте -31% приходится на продукцию машиностроения, большая часть которой составляют основной капитал для инвестиций; В 2002 г. дефицит торгового баланса составил 4,8 млрд. долл. Он образовался вследствие отрицательного сальдо по таким группам товаров, как: машиностроение (-2,5 млрд. долл.), химическая промышленность (-1,6 млрд. дол.), минеральное сырье (-1.1 млрд. долл.), сельхозпродукция (-0,7 млрд. долл.) и др., которые частично были компенсированы положительным сальдо по товарам легкой промышленности(+1,0 млрд. долл.), товарам деревообработки, включая мебель, (+0,7 млрд. долл.), металлу и металлоизделиям (+0,5 млрд. долл.). Основная географическая зона происхождения импорта -это страны Европейского Союза, на долю которых приходится 58% всего импорта Румынии, в том числе Италия-21%, Германия-15%, и Франция-6%. Отмечается также сравнительно большой удельный вес Российской Федерации в импорте Румынии на уровне 7%, который состоит в основном из нефти и натурального газа. Текущий счет по внешним платежам. В 2002 г. дефицит по текущему счету составил 1,7 млрд. долл. (4% в ВВП) или на 600 млн. Долл. меньше, чем в 2001 г., благодаря уменьшению дефицита баланса товаров и услуг, а также положительному балансу по текущим платежам. В товарообороте Румынии основными статьями экспорта являются машины и оборудование, средства транспорта, текстиль, одежда, обувь, минеральное сырье на долю которых приходится более 70% его объема. Около 78% румынского экспорта приходится на пять товарных групп: текстиль и швейные товары (34,9%), машины и оборудование (15,7%), продукция металлургии (12,9%), минеральное сырье (8,5%) и химическая продукция (6,1%). По сравнению с 2001 годом, увеличились поставки текстильных и швейных изделий (на 26,5%), машин и оборудования (на 21%), обуви (на 20,4%), сократились поставки продовольственных товаров (на 22,8%). В десятку основных партнеров в румынском экспорте входят Италия (25%), Германия (15,6%), Франция (7,6%), Великобритания (5,8%) и Турция (4,2%), Голландия и Венгрия (3,1%), Австрия (3,0%). Россия занимает 34 место в румынском экспорте с удельным весом 0,3%. Анализ структуры румынского импорта показывает, что за период 1998-2002 гг. существенных изменений в ней, а также каких-либо качественных сдвигов в импорте товаров не произошло. В импорте Румынии более 73% приходится на следующие пять товарных групп: машины и оборудование (22,5%), ткани, швейные изделия, обувь (21,5%), минеральное сырье (14%), продукция химии (8%) и металлургии (7,5%). Основными странами-поставщиками товаров в Румынию в 2002 г., были: Италия (20,7% румынского импорта), Германия (14,8%), Россия (7,2%), Франция (6,4%), Великобритания (3,8%) и Венгрия (3,6%). Что касается СНГ, то торговля Румынии с этими странами носит ярко выраженную сырьевую направленность и по своему объему примерно равна объему товарооборота Румынии только с одной Россией. В перспективе возможно некоторое увеличение объема торговли с этими странами в связи с наметившимся экономическим ростом в стране. Внешняя торговля. Темпы роста внешней торговли Румынии в 2002 г. были выше, чем в других государствах-кандидатах на вступление в ЕС - 14 млрд. долларов США экспорт и 17,8 млрд. долларов импорт, что, соответственно на 23,3% и 14,5% больше по сравнению с прошлым годом. 2/3 экспортных поставок приходились на страны ЕС. За счет развития международного туризма Румыния получила в 2002 г. 612 млн. долларов США, что на 21,5% больше прошлого года. 247 млн. были получены от так называемого контрактного туризма, что на 19,5% больше, чем в 2001 г., а 152 млн. от индивидуального туризма, или на 27% больше, чем за прошлый год. Тем не менее, в Румынии отмечается самый низкий объем экспорта на душу населения - всего 620 долл. США. Для сравнения можно отметить самый высокий аналогичный показатель среди стран - кандидатов на вступление в ЕС в Чехии - 3400 долл. США. Более того, по мнению самих румынских экспертов, рост объемов экспорта Румынии с 11 млрд. долларов в 2001 г. до 14 млрд. долларов в 2002 г. никак не связан с увеличением конкурентоспособности румынских товаров. Эти "огромные достижения" существуют лишь в статистических выкладках, при этом дефицит внешнеторгового баланса держится в течение последних лет на уровне 4 млрд. долларов - то есть значительно выше допустимого уровня в 25% от объема экспорта. Дело в том, что две трети румынского экспорта направляется в страны Европы с расчетами в ЕВРО, а статистика ведется в долларах. За прошлый год евро по отношению к доллару подорожало на 20%. По отношению к румынскому лею курс евро за год увеличился на 25%, а курс доллара всего на 6%. Таким образом, более 60% статистического роста румынского экспорта приходится на игру курсов. Нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в 2002 году не претерпела радикальных изменений. Юридической основой являются Закон № 54/1990 о свободной инициативе, Закон № 15/1990 о реорганизации бывших государственных предприятий в самостоятельные экономические субъекты и торговые общества, Закон № 31/1990, предусматривающий различные формы создания торговых обществ и вытекающих из этого прав и обязанностей. Разработку и осуществление внешнеторговой политики в 2002 г. проводил специально созданный Департамент внешней торговли и продвижения экспорта МИД Румынии, а затем эти функции были переданы созданному в мае 2002 г. при Правительстве Румынии Департаменту внешней торговли, который при последней реорганизации структуры правительства влился в состав министерства экономики и торговли Румынии После изменения политической ситуации в 1989 г. экономическая политика страны была переориентирована на Запад со всеми вытекающими последствиями. Начало экономического кризиса по времени совпало с полным развалом многолетних торгово-экономических связей с СССР, а затем и с Россией. Все это не могло не сказаться, и продолжает сказываться самым отрицательно образом на торгово-экономических отношениях между двумя странами в целом, на объемы и структуру внешнеторгового оборота, в частности. Так, если в 1989 году товарооборот СССР с Румынией составлял 5,3 млрд. долларов США, из которых 3,2 млрд. долл. приходились на торговлю с Россией, то за истекшее время ситуация коренным образом изменилась: объем торговли упал в 2,5 раза, сузилась номенклатура поставляемых товаров, возник хронический дисбаланс в торговле Исключением из этого правила не стал и последний, 2002 г. Так, Россия, занимая пятое место среди торговых партнеров Румынии по объему товарооборота (4,2%), и третье место по объему импорта (7,2%), расположилась всего на 34-м месте по румынскому экспорту (0,3%). За год товарооборот вырос на 4,7%, при этом экспорт России увеличился на 8,7%, а импорт сократился на 51,6%по сравнению с 2001 г. Преобладающими товарами российского экспорта в Румынию являются нефть (50,8%), природный газ (32,0%), уголь (7,7%), черные металлы (3,8%), химическая продукция (1,4%). Сегодня за счет поставок из России удовлетворяется 100% импортной потребности Румынии в природном газе, 85% в нефти и нефтепродуктах и 60% в угле, химии, включая удобрения и пластмассы. Удельный вес других товаров незначителен. В импорте выделяются по своему объему машины и оборудование (32,1%), мебель (17,5%), продукция черной металлургии (15,8%), медикаменты (6,8%), изделия из кожи (2,8%) Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география. - М.: Гардарика, Лит. Издательское агентство «Кафедра-М», 2005. С. 160-161.. Сокращение импорта только за год более чем в 2 раза, в частности, связано с прекращением поставок в Россию глинозема с принадлежащего компании "Русский алюминий" завода в г. Орадя. С 2000 г. продукция завода стала убыточной из-за многократного повышения тарифов на тепло- и электроэнергию и он был вынужден закрыть производство глинозема. Развитию совместного предпринимательства и взаимной торговли призвано способствовать сотрудничество в финансово-банковской сфере. В конце 2002 г. в Бухаресте состоялась церемония открытия российско-румынского банка "Нова Банк", на которой присутствовал лично Президент страны И. Илиеску. Румыния небезосновательно озабочена своим отрицательным сальдо в торговле с Россией, составляющим треть всего дефицита внешней торговли страны. Однако поиски выхода из такой ситуации по своему характеру порой полностью оторваны от современных реалий и практически сводятся к ожиданию односторонних преференций с российской стороны, что в условиях рынка практически невыполнимо. Создается впечатление, что иждивенческие настроения на государственном уровне - это единственное, что осталось из былых, прочных и стабильных экономических связей между двумя странами. Однако в торгово-экономических отношениях двух стран продолжают оставаться проблемы и нерешенные вопросы Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2005. С. 103..ЗаключениеПосле событий 1989г. и свержения режима Николае Чаушеску в Румынии к власти пришли реформаторы, объединенные в партию - Фронт Национального Спасения во главе с Ионом Илиеску. Новое руководство страны с приходом к власти первым делом отменило ряд непопулярных декретов прежнего режима. Так, было сокращено продолжительность рабочего дня, сняты ограничения потребления электроэнергии и газа населением и предприятиями, отменены ограничения прессы. Ряд реформ в аграрном секторе прибавило популярности ФНС в сельской местности и позволило его представителям с большим перевесом выиграть парламентские выборы мая 1990г. Кандидат от ФНС, как представитель умеренной партии, И. Илиеску выиграл президентские выборы с большим перевесом. В 1992 г. на выборах, во втором туре, И. Илиеску вновь был избран президентом страны За этим последовали годы экономического спада и политической нестабильности в стране; команды правительств либералов и центристов меняли друг друга чуть ли не каждый год и в конце концов были вынуждены признать свою несостоятельность в проведении экономических реформ. В 2000 г. на президентских выборах И. Илиеску в третий раз избирается президентом страны и к власти приходит правительство социал-демократов во главе с премьер-министром А. Нэстасе. Начало некоторого экономического роста в стране после 2000г, в условиях относительной политической и экономической стабильности, многие в Румынии связывают именно с приходом к власти социал-демократов, которые в этом году широко отмечали двухлетие своего правления. Однако до полной социально-экономической стабильности и устойчивого экономического роста, по мнению европейских экспертов, Румынии еще далеко и сегодня по многим экономическим параметрам она во многом напоминает Россию до 1998 г. Не случайно рассмотрение вопроса ее вступления в Европейский Союз был отложен до 2007 года.Список литературы1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2005.
2. Атлас. Автомобильные дороги. Россия и других стран. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2003.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география. - М.: Гардарика, Лит. Издательское агентство «Кафедра-М», 2005. - 752 с.
4. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Экономическая и социальная география: Учебник для вузов / Под ред. А.Т. Хрущёва. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2004.-352 с.