Экономико-географическое положение Австралии
p align="left">Республика Корея - третий по объему торговли партнер Австралии. В 1998 г. промэкспорт из Австралии в РК составил 6,4 млрд.австр.долл., торговое сальдо положительное - 2,6 млрд.австр. долл. Основными позициями были золото - 1,45 млрд.австр.долл., уголь - 1,19 млрд., железная руда - 480 млн., алюминий - 392 млн., нефтепродукты - 231 млн., шерсть - 150 млн.австр.долл. Австралия и РК имеют примерно одинаковые по размеру инвестиции - в пределах 100 млн.австр. долл.

Весьма перспективным торговым партнером Австралии считается Китай. В 1998 г. экспорт австралийских товаров в эту страну составил 3,87 млрд.австр.долл. (рост на 8%). Основными экспортными позициями были шерсть, пшеница, сахар, хлопок, железная руда, глинозем, уголь, нефть и газ. Экспорт услуг в 1998 г. увеличился на 46%. Сумма австралийских инвестиций в Китае составляет почти 5 млрд.австр.долл. Китайские капвложения в Австралии (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, производство кожи и шерсти) равняются 2 млрд.австр.долл. Основными конкурентами Австралии на китайском рынке являются Новая Зеландия, Аргентина и Уругвай (шерсть), Канада, США и Франция (пшеница), США и Узбекистан (хлопок), Куба и Таиланд (сахар), США, Россия и страны Центр. Азии (железная руда), США, Канада Япония и Н. Зеландия (рыбная продукция), США, Канада, Япония, страны ЕС (транспортное оборудования), США и страны ЕС (телекоммуникационное оборудование и информационные технологии).

Австралийское правительство прилагает энергичные усилия по либерализации мировой торговли; будет ежегодно дополнительно приносить австралийской экономике более 1 млрд.австр.долл.

4. Нефтегазовая промышленность Австралии

Австралия принадлежит к числу стран с достаточно развитой нефтегазовой промышленностью. Этой сфере национальной экономики постоянно уделяется большое внимание со стороны правительства, которое прилагает значительные усилия для поиска новых месторождений, строительства крупных перерабатывающих предприятий, а также привлечения к развитию этой индустрии новых австралийских и иноинвесторов. Основными госорганизациями, в компетенцию которых входят вопросы добычи и переработки нефти и газа являются министерство промышленности, науки и ресурсов (ответственно за разработку и реализацию национальной энергетической программы и соответствующих технологий), Национальный совет по развитию энергоресурсов (разрабатывает рекомендации министерству по новым проектам добычи нефти и газа) и Национальный нефтегазовый совет (рекомендательный орган при министре).

Первая коммерческая добыча нефти была осуществлена в 1964 г. в районе Моуни в 300 км. от г. Брисбана (шт. Квинсленд). В последующие годы в штате Квинсленд было открыто достаточно крупное месторождение Сурат баспн. Нефть была обнаружена также в шт. Виктория, где в настоящее время добывается основное количество нефти. Природный газ впервые был обнаружен в 1954 г. также в штате Квинсленд. тогда же он стал добываться для промышленного потребления и экспорта. Районы газодобычи в основном совпадают с упомянутыми выше районами добычи нефти.

Добыча нефти в Австралии в 1993 г. - 28,8 млн.т., в 1997 г. - 32,9 млн.т. Природного газа в эти же годы добывалось соответственно 24,5 и 29,9 млн.куб.м. Потребление австралийскими штатами и территориями готовых продуктов нефтегазовой промышленности: Новый Южный Уэльс (включая Австралийскую столичную территорию) - 30%, Виктория - 24%, Квинсленд - 21%, Западная Австралия - 13%, Южная Австралия - 7%. Северная территория - 3%, Тасмания - 2%.

Экспорт Австралией сырой нефти составил в 1997/98 ф.г. 14,8 млн.т. на 2,25 млрд.австр.долл. (в 1992/93 г. эти показатели равнялись соответственно 10,1 млн.т. и 1,85 млрд.австр.долл.). Всего же в том финансовом году сырой нефти и готовых нефтепродуктов было экспортировано 24,3 млн.т. Основными покупателями австралийской нефти и нефтепродуктов являются Япония (на ее долю приходится 16%), США (2%). Сингапур (11%). Н. Зеландия (10%), Китай 6%), Индонезия (6%), Ю. Корея (5%).

Австралия и импорт нефти и нефтепродуктов: в Саудовской Аравии, ОАЭ, КНР, Вьетнаме, ряде африканских стран.

Среди австралийских компаний, специализирующихся на добыче нефти и газа и их переработке, наиболее известными являются «Би Эйч Пи Петролеум», «Саус Кросс Пайплайнс». «Шелл Девелопмент (Ауст)», «Вест Аустрелиан Петролеум», «Калтекс Ойл (Ауст)», «Апачи Энерджи».

Компании, осуществляющие добычу нефти и газа, а также их переработку, тщательно подходят к вопросам экологии и стараются учитывать все последние мировые достижения в области охраны окружающей среды. На состоявшейся в конце 1998 г. 30-й конференции Австралийской ассоциации нефтегазовой индустрии было заявлено, что на поиск нефти и газа в Австралии, а также на строительство новых трубопроводов в ближайшие годы запланировано израсходовать 7 млрд.австр. долл. Эта работа будет проводиться в случае наличия у нефтегазовых фирм современного очистительного оборудования.

5. Федерализм

О системе госуправления в штатах и территориях. Австралия является федеративным государством, парламентской монархией, которая в административном отношении подразделяется на шесть штатов. В Австралии существуют также две территории - Австралийская столичная территория и Северная территория, последняя из которых может быть преобразована в штат уже в 2001 г. Территории пользуются достаточной самостоятельностью и управляются главным министром территории и ее главным администратором, которые выполняют функции соответственно премьера штата и его губернатора.

Конституция Австралии вступила в силу с 1 янв. 1901 г. Она во многом заимствована из конституционной практики США и Великобритании.

Премьер-министр может предложить Генерал-губернатору распустить Палату представителей и назначить новые выборы в любое время. В Австралии существует всеобщее избирательное право для всех граждан, достигших 18 лет.

Каждый из шести австралийских штатов представляет собой самостоятельную административно-территориальную единицу с собственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В парламенте штата представлены представители правящей коалиции во главе с премьером, а также депутаты от оппозиции, что во многом повторяет парламентские традиции Великобритании.

В каждом австралийском штате также функционируют самостоятельные органы исполнительной власти - правительства штатов. Председатель правительства штата (премьер) избирается всеобщим голосованием сроком на три года, а в Западной Австралии - на четыре года. Премьер - лидер правящей партии в данном штате - является членом парламента штата, как правило, его нижней палаты. В компетенцию правительств австралийских штатов входят следующие вопросы: установление ставок налогообложения; разработка и представление на рассмотрение парламента бюджета штата; создание и совершенствование транспортной и дорожной инфраструктуры; земельные вопросы и вопросы инвестиционной политики; охрана окружающей среды и вопросы экологической политики; обеспечение правопорядка; вопросы государственного образования, здравоохранения, науки и культуры; рекомендации о предоставлении австралийского гражданства и иммиграции.

Помимо премьера штата, существует должность губернатора штата - представителя королевы Великобритании, которая формально является главой Австралийского государства. Губернатор утверждает принимаемые парламентом штата законы и постановления правительства штата. В ноябре 1999 г. в Австралии состоится референдум по введению республиканской формы правления. В случае, если его результаты будут в пользу установления в Австралии республики, то в перспективе должности генерал-губернатора Австралии и губернаторов штатов будут упразднены.

Вопрос о конституционной реформе и переходе Австралии к республиканской форме правления, когда во главе государства будет стоять гражданин Австралии, в течение последних пяти лет не сходит с повестки дня политических дискуссий в австралийском обществе. Австралийские политологи сходятся на том, что, если страна станет республикой, то скорее всего парламентской, а не президентской. На президента Республики Австралия будут возложены те же функции, которые выполняет в настоящее время генерал-губернатор. За австралийскими штатами и территориями закрепляется право самостоятельного определения своего статуса в новом государственном образовании - они могут оставаться конституционной монархией, если за это выскажется большинство их населения на референдуме. За преобразование страны в республику выступают 53-58% населения Австралии.

Судебная система. В каждом штате существует отдельная система судов, и Конституция Австралии признает как судебную власть штата, так и федеральную судебную власть. Верховный суд Австралии является последней инстанцией для апелляций по всем делам. Суды штатов наделены полномочиями принимать к рассмотрению дела, подпадающие и под федеральное законодательство. Назначение на судейские посты федерального уровня производится генерал-губернатором Австралии по рекомендации федерального правительства. Отстранение от должности судей федерального уровня на основании недостойного поведения или профессиональной непригодности производится лишь при обращении обеих палат парламента.

Согласно законодательству большинства штатов, судьи Верховного суда штата могут сниматься с поста губернатором штата при обращении парламента штата, даже без указания причин. Судьи более низкого уровня назначаются губернатором штата после длительных консультаций Генерального прокурора штата с соответствующим Верховным судьей. В соответствии с действующей Конституцией и нормативными актами штатов и территорий Австралии их судебная власть является трехступенчатой. Высшей судебной инстанцией австралийского штата выступает Верховный суд штата (территории). Через него проходят наиболее серьезные гражданские и уголовные дела. Второй ступенью являются окружные суды присяжных штатов и территорий. Эти суды рассматривают уголовные дела, а также ряд гражданских дел с суммой иска выше определенного предела. Суды штатов и территорий общего судопроизводства (магистраты) являются третьей ступенью в судебной иерархии. Они представлены мировыми судьями и рассматривают дела, связанные с мелкими правонарушениями, например, с хулиганством и нарушениями правил дорожного движения. Присяжные заседатели не принимают участия в работе этих судов.

6. Армия

Организация ВС строится на Законе об обороне от 1903 г., который регламентирует основные задачи вооруженных сил, их структуру, а также формы взаимодействия между федеральным правительством и высшим военным руководством. В Законе, в частности, указывается, что основной задачей вооруженных сил страны является обеспечение безопасности ее территории и прилегающего к Австралии региона. В структурном отношении австралийские ВС подразделяются на сухопутные войска, ВВС и ВМС. Общий контроль и административное управление ВС является компетенцией министра обороны, непосредственное руководство осуществляет командующий ВС, который считается главным военным советником министра обороны и федерального правительства в целом. В обязанность командующего входит предоставление регулярных отчетов о состоянии ВС и рекомендаций по их укреплению, реорганизации и т. п. При министре обороны действуют два комитета - Совет обороны и Комитет по вопросам обороны. В функции Совета обороны входит рассмотрение вопросов контроля и административного управления ВС. Комитет по вопросам обороны занимается обороной прилегающих территориях, а также в зоне «непосредственных военных интересов» страны. Они призваны вести наземные боевые действия, осуществлять разведку и наблюдение за противником, оказывать боевую поддержку ВВС и ВМС, а также гражданским властям в борьбе с различными «антинациональными проявлениями».

ВВС по своей технической оснащенности вполне соответствуют современным требованиям. Имеются планы закупок новых видов самолетов - истребителей, бомбардировщиков, вертолетов и другой авиатехники. ВМС нуждаются в кардинальном обновлении материальной базы. До конца 1999 г. на вооружение австралийских ВМС должно было поступить шесть новых подводных лодок класса «Коллинз», оснащенных самым современным оборудованием, реализация этого проекта превышает 5 млрд.австр.долл. Имеются планы закупить партию новых ракетоносцев, патрульных катеров, катамаранов для переброски австралийских войск в «горячие точки» АТР, минных тральщиков.

Суть новой военной доктрины Австралии состоит в существенном расширении задач ВС, что на деле означает возможность их участия, в случае необходимости, в операциях по «поддержанию порядка» в различных районах мира, и в первую очередь в АТР. В таких операциях австралийские контингента будут действовать в тесном контакте с военными подразделениями США. Руководство министерства обороны назвало новую доктрину «фундаментальным поворотом в военной стратегии Австралии».

Военное сотрудничество Австралии с США в наибольшей степени проявляется в фактическом управлении американцами несколькими разведывательными базами на австралийской территории. Эти базы были задействованы в операциях американцев в Персидском заливе против Ирака, а также играют ведущую роль в сборе различной развединформации. Планируется проведение австралийско-американских переговоров относительно создаваемой Вашингтоном в Азии системы ПРО для зашиты американских военных объектов в Японии и Ю. Корее.

7. Гражданство

В 1999 г. Австралия отметила 50-летие австралийского гражданства, введенное Законом о гражданстве 1948 г., первым актом в законодательной системе страны, регулирующим вопросы гражданства. Эта дата вернула на страницы печати тему двойного гражданства.

Закон о гражданстве, другие действующие законодательные акты не исключают полностью возникновения двойного гражданства у австралийских граждан. При этом законодательство предусматривает утрату австралийского гражданства при приобретении иного гражданства, если это приобретение явилось результатом намеренного действия, направленного на получение иностранного гражданства. В случае, если иностранное гражданство было получено ненамеренно (по рождению, в результате брака и т.д.), австралийское гражданство за лицом, как правило, сохраняется. Закон не ставит выход из прежнего гражданства условием приобретения австралийского гражданства и не отказывает в предоставлении своего гражданства по рождению по причине приобретения ребенком по рождению иного гражданства по тем или иным обстоятельствам. При добровольном, т.е. выраженном каким-либо действием со стороны австралийского гражданина, приобретении гражданства иностранного государства австралийское утрачивается, и это некоторые австралийцы рассматривают как дискриминацию.

Эта особенность местного законодательства породила широкое распространение практики двойного гражданства среди иммигрантов. Наиболее часто встречаются случаи второго гражданства Великобритании, Новой Зеландии, Ирландии. В 1997-98 гг. австралийское гражданство приобрели 112 тыс.чел. (в 1996-97 гг. - 108 тыс.чел.), из которых наиболее многочисленны группы из: Великобритании - 23 тыс. (27 тыс.), КНР - 21 тыс.(16 тыс.). Новой Зеландии - 8,7 тыс.(10 тыс.), Вьетнама - 4,7 тыс.(5 тыс.), Филиппин - 3,7 тыс.(3,8 тыс.), Индии - 3,3 тыс.(2 тыс.), государств, входивших в состав бывшей СФРЮ, - 3,1 тыс.(3 тыс.). Австралийское гражданство приобрели 481 (в 1996-97 гг. - 411) россиянин и 493 (484) гражданина бывшего СССР. Австралийский Совет по гражданству считает, что сейчас около 5 млн. жителей имеют двойное гражданство, т.е. почти каждый четвертый из 18,8 млн.чел., населяющих страну.

Очевидно, что любые изменения в законодательстве о гражданстве затронут значительные слои населения. Ведь, например, 34% жителей Сиднея рождены вне Австралии, в Мельбурне они составляют 31 %, в Перте - 33%, Брисбене, Аделаиде и Канберре - более 20%. Несколько меньше процент семей, где дома говорят на родном, а не английском языке.

Австралийское законодательство не предусматривает ограничений в правах граждан, имеющих двойное гражданство, за исключением, разве, права баллотироваться в члены парламента. Однако за пределами страны уже сейчас возникают коллизии с внутренним законодательством страны второго гражданства там, где государство признает за своим гражданином только свое гражданство и игнорирует австралийское. Подобные случаи имели место во Вьетнаме и КНР и выражались в том, что при задержании или осуждении таких граждан представителю австралийского консульства было отказано в допуске и оказании им консульской помощи. Аналогичная ситуация может сложиться и в отношении российского гражданина, австралийское гражданство которого не признается российским законом о гражданстве.

Снятие барьеров к приобретению австралийцами двойного гражданства и, соответственно, увеличение числа «двойных» граждан неминуемо повлекут рост подобных и других осложнений, вызванных несоответствием внутренних законодательств, которые до сих пор австралийская сторона пыталась урегулировать через двусторонние договоренности (например, с Вьетнамом). Однако главным аргументом «против» выдвигается не этот негативный аспект, который, как предполагается, компенсируют такие плюсы, как расширение возможностей австралийцев с двойным гражданством в странах второго гражданства и предоставление им равных с местными резидентами прав. Доводам об ослаблении национального суверенитета, вызванного устранениями торговых барьеров, расширением поля действия международного права, австралийские газеты единодушно противопоставили аргументы нравственного толка, связав вопрос гражданства не с юридическим статусом, а с темами семьи, работы, участия в общественной жизни.

Снятие ограничений к двойному гражданству неминуемо вызовет увеличение поступающих обращений по вопросам приобретения российского гражданства. Ожидать этого можно со стороны трех основных категорий австралийцев, желание приобрести российское гражданство которых сдерживается сейчас перспективой утраты их австралийского гражданства: многочисленной группы соотечественников и их потомков, выехавших в Австралию из Китая в 50-60-х гг., которых, по данным Русского благотворительного общества им. Иоанна Кронштадтского, в то время насчитывалось 7 тыс.чел.; австралийских граждан, состоящих в браке в россиянами; австралийцев, потомков российских иммигрантов послереволюционной и послевоенной волны.

8. Соседи

Отношения с КНР. В «Белой книге» по внешней политике, подготовленной МИДТ в 1997 г. и определившей международную стратегию Канберры на ближайшие 10-15 лет, говорится, что Китай является одним из ключевых партнеров Австралии. В «Белой книге» подчеркивается, что политика «одного Китая» остается основной составляющей двусторонних отношений. В то же время Австралия сохраняет экономические и торговые связи с Тайванем, что не противоречит политике «одного Китая».

Канберра удовлетворена нынешним состоянием австралийско-китайских отношений. В 1996 г., когда они резко ухудшились, Австралия оказалась единственной страной, которая полностью поддержала действия США во время «тайваньского кризиса». Однако период охлаждения длился недолго. Отношения между обоими государствами пошли на подъем и стали улучшаться после визита в КНР премьер-министра Австралии Дж. Ховарда в марте 1997 г.

Как «уникальный механизм» квалифицируют в МИДТ Австралии регулярное проведение двусторонних межправительственных консультаций по правам человека. Предложение о таком диалоге было сделано Дж. Ховардом во время визита в КНР весной 1997 г. и принято Пекином при том понимании, что Канберра откажется поддерживать антикитайскую резолюцию по правам человека. Последний раунд австралийско-китайских консультаций по правам человека на уровне зам. министров иностранных дел двух стран состоялся в Канберре в авг. 1998 г. Основным итогом переговоров стала совместная программа сотрудничества по укреплению диалога в этой сфере. Этим документом предусматривалось участие Китая в качестве наблюдателя в азиатско-тихоокеанском форуме правозащитных институтов, предоставление КНР консультационной помощи в технических вопросах подготовки документов для направления в соответствующие комитеты ООН, расширение австралийской программы технического содействия, согласованной в 1997 г. в Пекине. Китайской стороне был передан список граждан КНР, права которых, по мнению Канберры, нарушаются. В свою очередь китайская делегация обратила внимание на активизацию в Австралии националистических элементов, что выразилось, в частности, в появлении партии «Единая нация».

В последние годы развиваются связи между оборонными ведомствами обеих стран. В фев. 1998 г. состоялась поездка делегации Минобороны КНР в Австралию, в мае и ноябре имел место обмен визитами военных кораблей, в которых приняли участие по три судна с каждой стороны.

Вместе с тем в этой области отношений двух стран существует немало противоречий. В авг. 1998 г. зам. министра иностранных дел Китая, выступая после переговоров с австралийцами в Канберре, критиковал присутствие в странах региона иностранных войск и негативно отозвался о военно-политических союзах. Укрепление военно-политических союзов, подчеркнул он, после окончания периода «холодной войны» не отвечает духу времени. Эта ремарка явно относится к углублению и расширению военного сотрудничества Австралии и США, о чем была достигнута договоренность в июле 1998 г. на ежегодной встрече министров иностранных дел и обороны (АУСМИН).

Канберра в целом удовлетворена неплохими экономическими отношениями с Китаем, однако озабочена растущим дисбалансом в торговле с этой страной, которая является пятым по объему товарооборота торговым партнером Австралии.

Среднегодовые темпы роста австралийско-китайского товарооборота в два раза превышают средние показатели по всей внешней торговле. С 1987 г. по 1995 г. австралийский экспорт в Китай вырастал в среднем на 13% в год, а импорт - на 24%. За этот же период среднегодовой рост всего внешнего товарооборота Австралии составил 8%. В 1996 г. Австралия экспортировала в КНР сельхозпродукты на сумму в 1,3 млрд.ам.долл. и стала вторым после американцев экспортером агротоваров на китайский рынок. В 1997 г. австралийский экспорт в Китай составил 3,7, а импорт - 4,7 млрд.австр.долл. Доля китайского экспорта в Австралию составила в 1997 г. 1,1% (12 место среди всех торговых партнеров Китая) от всего объема экспорта, а австралийского импорта - 2,3% (9 место).

Австралия неоднократно высказывалась в поддержку членства КНР в ВТО, но при этом делала упор на «компенсацию» за подобную позицию в виде некоторых льгот для себя. Канберра настаивала прежде всего на более свободном допуске на китайский рынок австралийской шерсти, риса и пшеницы. Результатом многолетних переговоров стало согласие китайцев существенно уменьшить импортные тарифы на пшеницу и шерсть. Австралийцы полагают, что и впредь смогут использовать проблематику ВТО для получения очередных уступок от китайцев и продвижения своей продукции на рынок КНР.

В фев. 1999 г. зам. премьер-министра и министр торговли Австралии Т. Фишер в очередной раз подчеркнул важность быстрейшего принятия Китая в ВТО, заявив, что «было бы хорошо, если Китай станет членом ВТО еще до начала нового раунда торговых переговоров в рамках этой организации».

Австралия относится к числу немаловажных торговых партнеров Китая. Основные статьи китайского экспорта на 2,3 млрд.долл. в 1998 г. составляют текстиль и одежда, обувь, электроника, игрушки, продукция туризма, пластмассовые изделия.

Одновременно из Австралии импортируется на 2,6 млрд.долл. в 1998 г. преимущественно продукция машиностроения, металлургическое оборудование, железная руда, неочищенная шерсть.

Есть заинтересованность Канберры в выходе на китайский рынок газовых поставок. Речь идет о танкерной транспортировке сжиженного газа через южные ворота Китая - Гуанчжоу. Экономические преимущества данного проекта для КНР обусловлены растущими по мере хозяйственного развития потребностями в электроэнергии и дешевых энергоносителях, наиболее оптимальным из которых является природный газ.

В конструктивном ключе идет обсуждение возможностей для расширения поставок в Китай железной руды и продажи технологий по ее переработке. Китайцы проявляют неподдельный интерес к технологии «горячего спекания», что, в свою очередь, сообразуется со встречными планами австралийских производителей, для которых КНР является вторым по величине рынком сбыта железной руды. Непреодолимы пока количественные и тарифные ограничения КНР на ввоз австралийской неочищенной шерсти, предоставление по меньшей мере одному австралийскому банку лицензии на право ведения операций в нацвалюте КНР, а также дискриминационный режим в отношении австралийских страховых компаний.

Отношения с Индией. Торговый оборот между двумя странами приблизился в 1998 г. к 3 млрд.австр.долл. Было объявлено, что теперь Индия становится для Австралии более масштабным партнером, чем Индонезия, при этом сама Австралия войдет вскоре в десятку крупнейших торговых партнеров Индии. Состоялось заседание австралийско-индийского экономического совета. Было подписано соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций. Правда, на этот раз австралийцам не удалось убедить Дели в снижении таможенных тарифов, в частности, на уголь и шерсть (наряду с зерном это основные статьи австралийского экспорта в Индию).

Отношения с ЮАР. Дипотношения Австралии с ЮАР были установлены в 1947 г. Тот факт, что Канберра с середины 70-х гг. поддерживала санкции против апартеида в ЮАР, сегодня рассматривается как серьезный моральный капитал в отношениях с Преторией.

Обе страны - члены Содружества, их не разделяет языковый барьер, они имеют близкие юридические и банковские системы, наконец, фанатично преданы крикету. Между тем определенное сходство в структуре и экспортной ориентации экономик (минеральное сырье, продукция сельского хозяйства) должно было бы, на первый взгляд, не столько сближать, сколько разделять их в конкурентной борьбе за рынки. Пока фактор конкуренции присутствует лишь в немногих секторах экономики. Определенно можно указать на два экспортных продукта - золото и вино, в отношении которых партнеры внимательно следят друг за другом. В целом же экономика ЮАР рассматривается здесь как дополнение к экономике Австралии. К чести австралийцев они не теряют ни времени, ни возможностей и с максимальной интенсивностью осваивают рынок ЮАР, а через него и весь регион Южной Африки.

С 1994 г. отношения между двумя странами официально характеризуются как партнерские. Австралия входит в десятку крупнейших деловых партнеров ЮАР. В свою очередь ЮАР - крупнейший деловой партнер Австралии в Африке. С 1991 г. торговый оборот между двумя странами прирастает рекордными темпами: от 30 до 35 % ежегодно и приближается сейчас к 1,5 млрд.австр.долл. (примерно с двукратным дефицитом в пользу Австралии). Главными статьями австралийского экспорта в ЮАР являются алюминий, уголь, мясо, кожа, автомобили. Из ЮАР Австралия импортирует удобрения, бумагу и картон, чугун и ферросплавы.

В последнее время интерес к южно-африканскому рынку здесь еще более вырос. Кризис в Азии побуждает дальновидных предпринимателей искать альтернативные рынки, в том числе в Африке. Австралийские инвестиции в ЮАР, которые за последние 5 лет удвоились и превышают сейчас 110 млн.австр.долл., активно размещаются в таких отраслях, как горная, автомобильная, химическая, пищевая.

Вопросы торгово-инвестиционного сотрудничества решаются в рамках смешанной межправительственной комиссии, созданной в 1997 г., которая заседает ежегодно, поочередно в ЮАР и Австралии. Существует также соглашение о сотрудничестве между высшими экономическими ведомствами двух стран. Инициатива Австралии по заключению соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций пока не реализована. Зато в 1998 г. Канберре удалось вовлечь ЮАР в Кернскую группу.

Аспекты экономической и инвестиционной политики стран ЮЧТО. Уровень экономического развития островных государств Южной части Тихого океана сильно дифференцирован. Вместе с тем, все страны региона характеризуются рядом экономических особенностей: малочисленностью населения, ограниченностью ресурсной базы (природных ресурсов, капитала и рабочей силы), малой территорией суши. Эти страны расположены в отдалении от крупных мировых финансовых и промышленных центров, и ни одна из них не является промышленно развитой.

Экономики стран ЮЧТО находятся в высокой степени зависимости от иностранного капитала, который поступает в регион главным образом в виде гуманитарной и финансовой помощи со стороны США, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В последнее время, однако, в субрегионе все сильнее проявляется тенденция стремления стран к экономической независимости от «стран-доноров», что обусловливает потребность привлечения иностранного капитала.

Для многих островных государств ЮЧТО создание привлекательного инвестиционного климата стало сегодня первоочередной и, вместе с тем, крайне непростой задачей. Правительства, с одной стороны, стремятся сохранить без изменения основы традиционного уклада жизни, обычаи своих народов, учесть экологическую составляющую внутренней политики. С другой стороны, эти стремления необходимо сбалансировать с объемом привлечения иностранного капитала с целью увеличения занятости местного населения, развития социальной сферы и других отраслей национальной экономики.

Инвестиционная политика стран ЮЧТО сильно различается, но в целом является стимулирующей. Пожалуй, только Республика Науру не имеет специальных мер содействия для иностранных инвесторов. Это объясняется сравнительно высоким уровнем дохода на душу населения, благодаря экспорту фосфатов и доходам от инвестиций, произведенных ранее. Дальнейшее увеличение объема инвестиций в Науру затруднено в связи с чрезвычайно малой территорией этого островного государства и малочисленностью его населения.

На состоявшейся в 1997 г. в г. Кэрнсе (Австралия) встрече министров экономики стран ЮЧТО был принят региональный план мероприятий в сфере экономической политики. Этот план включает в себя комплекс мер по экономической и институциональной реформе с целью привлечения финансовых ресурсов в субрегион и стимулирования торговли как внутри ЮЧТО, так и с промышленно развитыми странами. Островные государства практикуют различные подходы к оценке привлекательности зарубежных инвестиций. В некоторых их них действуют перечни приоритетных отраслей и направлений инвестирования. В других применяется индивидуальный подход к оценке привлекательности каждого проекта.

Меры стимулирующей экономической политики в странах ЮЧТО включают в себя, в частности, освобождение инвесторов от импортных таможенных пошлин (Фиджи, Республика Маршалловы Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Самоа), налоговые льготы (Кирибати, Ниуэ, Острова Кука), беспошлинный доступ произведенных в стране товаров на рынок США (ФШМ), правительственную поддержку отдельных проектов (Кирибати). В Республике Островов Фиджи предоставляется статус свободной экономической зоны или «свободной от налогообложения фабрики», периодически проводятся «налоговые каникулы». В Королевстве Тонга предусмотрена зашита от конкуренции со стороны других иностранных инвесторов на первом этапе реализации проекта. Вануату практически является свободной экономической зоной: здесь нет подоходного налога, налога с корпораций, налога с продаж и налога на прибыль. В ПНГ льготы иностранным инвесторам предоставляются при условии обучения местного населения, исследования рынка страны и перспектив инвестирования в отдельных отраслях.

Практически все страны ЮЧТО имеют специфические предпочтения для инвестиий. Это, в частности, создание рабочих мест для местного населения, увеличение доходов от экспорта и уменьшение расходов на импорт, повышение производительности труда и навыков местного населения, всяческое содействие экономическому развитию страны, сохранение культурного наследия и защита окружающей среды.

Ограничения для иноинвестиций в странах ЮЧТО незначительны и включают сферу обслуживания, торговлю, промышленность, рыбную ловлю в прибрежных водах, а также выращивание на экспорт традиционных с/х культур. В ряде стран (Фиджи, Вануату) иноинвесторам запрещается приобретать контрольные пакеты акций местных компаний.

Важным критерием инвестиционной политики стран ЮЧТО является подход государства к вопросу собственности на землю, В таких странах, как ФШМ, Кирибати, Республика Палау, Острова Кука, зарубежным юридическим и физическим лицам запрещается иметь землю в частной собственности. Правительства Вануату, РМО, Соломоновых Островов, Тонги разработали специальные схемы долгосрочной аренды земли на 50-75 лет.

В большинстве стран ЮЧТО действуют постоянные Комиссии по иноинвестициям, которые рассматривают проекты и выносят их на утверждение правительства с соответствующими рекомендациями. Крупные инвестиционные проекты рассматриваются, как правило, непосредственно правительством. В случае положительного решения иностранной компании выдается лицензия на право инвестиционной деятельности, В Королевстве Гоша, Тувалу, на Вануату - требуется специальное разрешение минфина.

В большинстве стран ЮЧТО нет специальных законодательных актов, регулирующих конкуренцию на внутреннем рынке. Вместе с тем, для основных продуктов питания и товаров первой необходимости применяются протекционистские меры, чаще всего «потолки цен» и льготы для национальных производителей. На Кирибати, Тувалу, в Республике Соломоновы Острова государством регулируются также цены на энергоносители.

Правительства и министерства финансов строго отслеживают сделки по приобретению акций местных компаний иностранными. Для приобретения контрольного пакета в большинстве случаев требуется специальное разрешение.

Экспортно-импортная политика стран ЮЧТО имеет ряд характерных особенностей. В большинстве стран региона установлены импортные пошлины на отдельные виды товаров. В Самоа, на Соломоновых Островах, Фиджи, Кирибати, Вануату и Тонга при ввозе машин и оборудования для реализации проекта предоставляются налоговые льготы. Практика установления экспортных пошлин не распространена, и можно привести лишь отдельные примеры применения этой протекционистской меры, К примеру, на Соломоновых Островах установлена экспортная пошлина на золото, древесину и продукты питания, в ПНГ - на древесину и тунца, на Вануату - на мясо.

Уровень оплаты труда в странах ЮЧТО значительно ниже аналогичного показателя в промышленно-развитых странах, но выше, чем, например, в Китае и Индонезии. В странах региона наблюдается нехватка квалифицированной рабочей силы и иноинвесторам приходится прибегать к обучению местного населения.

Получила распространение практика минимального уровня оплаты труда. Как правило, он находится в пределах от 0,3 до 1,5 ам. долл. в час. Профсоюзное движение не существует ни в одной из стран ЮЧТО и тенденций к ее становлению и развитию не наблюдается.

Рынки капитала в странах ЮЧТО развиты крайне слабо. Лишь в некоторых странах имеется возможность получения и размещения финансовых средств в госфининститутах.

В соответствии с имеющимся соглашением все товары, произведенные в странах ЮЧТО, могут быть беспошлинно экспортированы в Австралию и Н. Зеландию. Таможенные льготы предоставляются при ввозе в Японию, США, Канаду и страны Вост. Европы, Фиджи, Кирибати, ПНГ, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Вануату и Самоа являются членами Ломейских конвенций и пользуются льготами при экспорте своих товаров в ЕС. В последнее время в ЮЧТО наметились тенденции экономической интеграции, в частности, к образованию свободных экономических зон и таможенных союзов. Вануату, ПНГ и Соломоновы Острова заключили Соглашение о преференциях в торговле, в соответствии с которым установлен беспошлинный обмен товарами.

Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры в регионе остается серьезным препятствием для экономического развития стран ЮЧТО. Как правило, транспортные барьеры устраняются только с установлением торгово-экономических связей. В других областях инфраструктура развита также недостаточно, в особенности в области энергетики и телекоммуникаций. Импорт энергоносителей обусловливает сравнительно высокую стоимость электроэнергии.

В сфере образования также наблюдаются значительные диспропорции. Только на Фиджи и Вануату установлены более или менее высокие стандарты среднего образования. Высшее образование представлено немногочисленными отделениями Южнотихоокеанского университета на Фиджи, Кирибати и в Самоа.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать