Япония: экономико-географическое положение
p align="left"> 3.1. Демографическая проблема современной Японии

Взрослое поколение

Первая из этих причин -- впечатляющий рост сред-ней продолжительности жизни: 77 лет для мужчин и 84 года для женщин. Япония заня-ла по этому показателю первое место в мире и в ближайшие го-ды уйдет вперед еще дальше. Кардинальное улучшение меди-цинского обслуживания в соче-тании со здоровой националь-ной диетой (рис, овощи, морепродукты, растительное масло) сделали для японцев уход на пенсию началом «второй жизни» протяженностью не 5, а 20 -- 25 лет.

В результате увеличивается число людей в возрасте более 65 лет. Причём это старение на-ции происходит гораздо быст-рее, чем в других странах. Доля населения старше 65 лет воз-росла в Японии с 7 до 16 процентов всего за три десятиле-тия. Тогда как во Франции ана-логичный процесс занял 114 лет, в США -- 69 лет. Демографы уверенно прогнозируют, что к 2025 году к возрастной катего-рии за 65 лет будет относиться 25 процентов жителей, то есть каждый четвертый японец. Это означает, что если нынче на од-ного пенсионера приходится 6 -- 7 работающих, то скоро каждого из них должны будут содержать двое тружеников.

Быстрое старение нации со-провождается другим, не менее опасным демографическим фе-номеном: падением рождаемо-сти. Трудолюбивым японцам пришла пора встревожиться по поводу своих способностей к массовому производству. Но не к выпуску автомобилей или теле-визоров, а к созданию собствен-ного потомства. В трудные пос-левоенные годы в стране восхо-дящего солнца ежегодно появля-лось на свет почти три миллиона младенцев. Ныне же -- лишь не-многим более миллиона.

Показатель рождаемости (то есть количество детей, которое среднестатистическая женщина производит на свет за свою жизнь) с послевоенной цифры 4,5 опустился ниже 1,4. (Для воспроизводства требуется не менее 2,1.) Это значит, что насе-ление Японии, достигнув к 2008 году 128 миллионов, затем нач-нет сокращаться примерно на полмиллиона человек в год. Итак, с одной стороны -- «се-ребряная революция», то есть старение нации, с другой -- падение рождаемости. Сочетание этих двух тенденций чревато весьма негативными последст-виями. Во-первых, рост числа пенсионеров при уменьшении числа работающих создаст не-посильную нагрузку для систе-мы социального обеспечения. В 2025 году, когда каждому чет-вертому японцу будет больше 65 лет, отчисления в пенсионный фонд придется увеличить до 35 или даже до 50 процентов зара-ботной платы против нынешних 17 процентов (половину этой суммы сейчас представляют ра-ботодатели). Чтобы такие отчис-ления были посильны для труже-ников, придется удвоить им зар-плату. А это неизбежно скажется на цене продукции, то есть на ее конкурентоспособности. Во-вторых, рост числа пен-сионеров приведет к увеличе-нию налогов, а это в свою оче-редь уменьшит приток инвести-ций, более того, вызовет утечку капиталов. В-третьих, из-за снижения рождаемости обост-рится нехватка рабочей силы, а ввозить ее из-за рубежа японцы опасаются. Ведущие концерны станут еще активнее переме-щать производственные мощно-сти в другие страны, а это малые и средние предпри-ятия, являющиеся ныне их суб-подрядчиками. В-четвертых, снизится уровень личных сбере-жений, который служит одним из ключевых факторов динамиз-ма японской экономики. Наконец, социальный аспект, то есть область семейных отно-шений. Обогнав по эффективно-сти производства Северную Америку и Западную Европу, Япония остается далеко позади них в области социального обеспечения. До недавних пор этот недостаток компенсиро-вался конфуцианскими тради-циями: «три поколения под од-ной крышей». Старший сын (особая роль которого в семье подчеркива-лась с малолетства) не только наследовал отчий дом, но и га-рантировал обеспеченную ста-рость родителям. С того дня, как свекровь торжественно переда-вала невестке самодзи (дере-вянную лопаточку для раскла-дывания риса), хозяйничать в доме начинало следующее по-коление, а отец и мать сохраня-ли лишь совещательный голос в семейных делах.

В 60-х годах 80 % японских семей жили по принципу «три поколения под одной крышей». Ныне же их ос-талось лишь около 30 процен-тов, и по количеству одиноких стариков Япония скоро догонит Англию.

На вопрос, почему молодёжь теперь всё чаще предпочитает жить отдельно от родителей, один японец ответил так: - Ну, во-первых, для этого появились материальные пред-посылки, молодая семья в состо-янии обзавестись собственным жильем. А во-вторых, принцип «три поколения под одной кры-шей» годится для развивающих-ся стран, где старцы не живут так долго, как у нас. В Стране восходящего солн-ца сейчас насчитывается 44 миллиона семей (после войны было вдвое меньше). Причем 12 миллионов из них состоят из двух человек, а 10 миллионов -- вообще одиночки. В XXI веке бо-лее двух третей японцев будут доживать свою жизнь одни. Но справедливости ради надо за-метить, что того желают не толь-ко их дети, но и они сами. В средневековой Японии су-ществовал бесчеловечный обы-чай «убасуте». Жители бедных селений уносили обессилевших стариков в горы и после ритуала прощания оставляли их умирать в одиночестве. Нынешнему по-колению пожилых японцев по-добная участь не грозит. Хотя заложенное в национальной психологии представление о глубоких старцах как о бремени для их близких порой дает о се-бе знать. Даже в средствах мас-совой информации звучат сето-вания тех, кто вынужден ухажи-вать за беспомощной 80-летней матерью или отцом. Однако большинство япон-ских пенсионеров материально обеспечили свою старость. Госу-дарственные пенсии (около 600 долларов в месяц), которые пре-доставляются с 65-летнего воз-раста, обычно дополняются вы-платами из частных пенсионных фондов, а они, по крайней мере, вдвое выше. По заключению японской ме-дицинской ассоциации, пожи-лым людям для счастья нужно четыре условия: быть здоровым, быть экономически независи-мым, иметь друзей, оптимисти-чески смотреть на жизнь, С 70 -- 80-х годов в Японии стали популярны «родзин курабу», то есть «клубы стариков». Там есть школы бальных танцев, кружки икэбаны и чайной цере-монии, курсы иностранных язы-ков. Но сейчас эти клубы вышли из моды -- причем главным об-разом из-за своего названия. Шестидесятилетние, да и те, кто старше их, не хотят называть се-бя стариками. Что же каса-ется второй демографической проблемы -- тенденции опустев-ших колыбелей, то ее олицетво-ряют молодые японки, которые не только не хотят выходить за-муж (средний возраст невест -- за 27 лет), но и, заведя семью, избегают иметь детей, чтобы не ломать служебную карьеру. Именно эта социальная катего-рия тратит больше всего денег на туалеты и парфюмерию, чаще всего совершает зарубежные поездки. Выдвигалась идея об-ложить этих молодых, живущих в свое удовольствие женщин вы-соким налогом за бездетность. Но через парламент законопро-ект не прошёл. Его сочли нару-шением прав человека. Рожать, мол, или не рожать -- личное де-ло женщины. А то будет как в ми-литаристской Японии, где патри-отическим долгом каждой семьи считалось подарить родине хотя бы двух сыновей.

Молодёжь

Наряду со старением нации и падением рождаемости происходит и изменение японской молодежи как таковой. Многие из тех, кто сейчас учится в университетах Японии ни разу не надевали кимоно. Эта часть студентов и студенток не знакома с традиционной японской музыкой и театром. Они никогда не были в саду камней, не видели Кабуки и вообще мало, что знают об истории и традиционной культуре своей страны. Их интересы одновременно космополитичны и ограниченны благодаря вековому «особому пути» Японии. Поколение родителей нынешней молодежи обеспечило экономический прогресс Японии. А у современной молодежи, похоже, уже нет цели трудиться в поте лица ради процветания фирмы. Современная японская молодежь больше интересуется собой, и у неё нет желания решать социальные проблемы и улучшать общество. Если раньше японская молодежь активно участвовала в жизни общества, уже хотя бы тем, что интенсивно трудилась в фирме, в том числе и затем, чтобы достичь материального благополучия, то теперь такая цель, достижение благополучия, значения не имеет, благополучие достигнуто. И теперь, когда молодые люди потеряли эту экономическую цель, некогда объединявшую людей, их система ценностей стала индивидуальной. Молодые японцы теперь стремятся к достижению не тех целей, которые навязываются им со стороны, внешними условиями, а тех, которые диктует им их индивидуальный внутренний мир. Обилие свободного времени вкупе с поголовной мобильной телефонизацией, выводящей контакты подростков из-под контроля родителей, позволяют им заниматься, чем заблагорассудится. В результате японская молодежь имеет все шансы прослыть самой эпатирующей и экстремальной на свете. Усиление индивидуализма -- большая проблема, и сейчас идут споры, что оно несёт Японии. Но дело в том, что причины роста индивидуализма коренятся не столько в субъективных настроениях молодежи, сколько являются следствием объективного хода развития экономики. В прошлом японская экономика строилась на семейном принципе: при системе пожизненного найма человек ассоциировал всю свою жизнь с фирмой, предприятием. Сейчас складывается иная система, которая предоставляет человеку преимущества не потому, что он является служащим фирмы, а по способностям. А от неспособных стараются избавляться, и для Японии это совершенно новый подход. И хотя старшие поколения выступают против развития индивидуализма, его стимулирует само развитие экономики. Поэтому опасения, что по мере взросления молодежь будет возвращаться к коллективным системам ценностей, беспочвенны. Молодежь сейчас уже не выносит никакого давления извне, никакого навязывания. Индивидуализм японской молодежи -- не подражание Западу, а в первую очередь протест против насилия коллективного, группового сознания прежней эпохи. Индивидуализм японской молодежи имеет совершенно иное качество, чем индивидуализм молодых американцев. Американцы выросли в христианской культуре, у них есть представление о Боге, а японцы такого представления не имеют. Появилось много людей, которые хотят зарабатывать деньги разными способами, оптимальными для себя, не встраиваясь в какую-то структуру.

Министерство труда Японии выразило обеспокоенность: многие молодые люди, которые отказываются от «работы на всю жизнь» в крупных корпорациях, якобы угрожают процветанию страны. Во время экономического взлёта Японии в 1980-х годах получение постоянного места в крупной японской корпорации считалось вершиной успеха, гарантировавшей благополучие и стабильный доход. Однако современная японская молодежь, получившая среднее и даже высшее образование, предпочитает трудиться на временных работах, не требующих специального образования, без каких-либо перспектив роста.

С 1982 года число таких молодых людей, утроилось, составив уже 1,5 миллиона человек. По данным исследования, проведенного по заказу японского правительства, число выпускников школ, которые не пытаются искать себе «карьерную» работу, в два раза превосходит число тех, кто такую работу искал, но не получил. Около 80 % японских безработных сами покинули свое место или вообще его не искали. За прошедшие десять лет образ сотрудника крупной корпорации превратился в глазах молодежи из «служащего-самурая» в «корпоративного трутня». Стиль работы крупных японских корпораций предполагает, что молодой человек довольно долго работает на низших должностях, получая небольшую зарплату, зато получает гарантию, что будет работать там всю жизнь, постепенно получая всё возрастающую зарплату. Однако в результате серии банкротств крупных предприятий доверие жителей страны восходящего солнца к такому стилю работы сильно упало. Около 20 % японской молодёжи даже не пытаются найти работу и не планируют свое будущее, довольствуясь случайными подработками. Истории о системе пожизненного найма и легенды о преданности работника фирме скоро могут стать достоянием учебников по истории экономики. «Серебряная революция» в стране пустых колыбелей может привести к тому, что Япо-ния вступит в XXII век с населени-ем 67 миллионов человек, а это вдвое меньше, чем в XXI веке. А достаточно радикальное отличие взглядов детей от жизненных принципов отцов может абсолютно изменить облик будущей Японии.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность здоровой жизни в Японии составляет 74,5 лет.

Резкое улучшение качества жизни в Японии, благодаря которому средняя продолжительность жизни у мужчин составила 79 лет, а у женщин - 85,81, в условиях кризиса преподнесло японцам задачу: на какие средства содержать огромное количество престарелых. К 1995 г. доля пенсионеров среди населения Японии составила 14,6 %, и в ближайшие полвека этот показатель достигнет 32,3%. Старение общества усугубляет японские экономические трудности. Из-за крайне низкого уровня рождаемости прогнозируется все более стремительное сокращение населения в Японии. По данным ООН, к 2025 г. численность 15-64-летних в Японии уменьшится на 10-25 %. Меньше работников - меньше среднегодовые темпы роста ВВП. По расчётам экономиста Мартина Барнса из монреальской консалтинговой фирмы BCA Research среднегодовой темп роста ВВП в Японии в 2000-2025 гг. составит 0,6 %.

К примеру, о сокращении численности населения России и стран Восточной Европы известно давно, хотя, возможно, о реальных масштабах явления мы даже не подозреваем: ожидается, что в период с 2005 по 2050 гг. численность населения России сократится на 22%, а соседней Украины -- на ошеломляющие 43%. Теперь же этот феномен расползается и по богатому миру: в Японии уже отмечено сокращение численности населения, а некоторые другие страны, в частности Италия и Германия, вскоре последуют её примеру. ( Рис 1.) Даже в Китае с начала 2030-х гг., в соответствии с прогнозами ООН, ожидается возобладание аналогичного тренда. В целом же, специалисты отдела народонаселения ООН предсказывают, что к 2050 году в 50-ти странах мира будет насчитываться меньше жителей, чем сегодня.

3.2.РЕЛИГИЯ

Синтоизм - национальная религия японцев, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.

В Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ (дзиндзя), в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений. Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн - зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка.

Главным источником доходов крупных храмов служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. Солидную прибыль приносит и торговля амулетами, заклинаниями, предсказаниями судьбы. При этом одни из них «специализируются» на предотвращении дорожных катастроф, другие «уберегают» от пожаров, третьи «обеспечивают» сдачу экзаменов в учебные заведения и т. П. Внушительный доход синтоистскому духовенству приносят и находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний.

Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, «святость» которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой - симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари - камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков.

Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение «вместе с божеством» сделанных ему подношений.

Буддизм наряду с синтоизмом - национальной японской религией - исповедуют большинство верующих японцев. В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько его сект, или школ, которые, в отличие от новых религий буддийского происхождения, называются традиционными. Все они принадлежат к махаяне, или так называемой северной ветви буддизма. Самые древние по происхождению секты (Кэгон, Рицу, Хоссо), образовавшиеся еще в период Нара, со временем утратили своё влияние.

Наиболее распространенным направлением буддизма в Японии является амидаизм, в котором основу культа составляет поклонение Будде Амитабха (яп. Амида) - повелителю Чистой земли - буддийского рая. Самые популярные амидаистские школы Дзёдо Цзю (Школа Чистой земли) и Дзёдо син Цзю (Истинная школа Чистой земли) были основаны в ХIII веке проповедниками Хонэном и Синраном. Культовая практика амидаистов - традиционное обращение верующих к Будде Амида за помощью.

Большое распространение в Японии получила школа Дзэн, проповедующая достижение идеала буддизма - выявление в себе сущности Будды - путём погружения в углубленное самосозерцание.

3.3 Национальные особенности

Японцы всегда вежливы, приветливы, часто легко ранимы. Они придают большое значение правилам поведения, церемонии. В японском доме, в ресторане полы покрыты татами (циновки из соломы). Японцы никогда не ходят по ним в обуви.

На деловых встречах необходимо иметь визитные карточки. Тех, кто их не имеет, японцы называют "фуранбо" (перекати-поле). Японцы обратят внимание на категорию отеля, в котором остановились партнеры по переговорам. Покупатель в Японии котируется выше, чем продавец. Во время деловой встречи сохраняется традиция обмена подарками. Обычно стоимость подарка невелика.

В Японии резко возрастает Популярность древней чайной церемонии. Различные школы, обучающие этому искусству, и объединения ее поклонников довольно влиятельны, их поддержки ищут многие политические партии. Чайная церемония, вобравшая в себя ключевые элементы традиционной культуры, в век фронтального наступления цивилизации «кока-колы», отвечает потребности японцев остаться японцами. Сохраняется традиционный японский костюм, поскольку сидеть в чайном домике в европейском костюме или джинсах неуместно. Сохраняются основы национального интерьера: даже в самой европейской квартире обязательно будет отдельная комната для церемонии, выстланная «татами», с нишей -- домашним музеем, где вывешиваются свитки с живописью или каллиграфией, и непременной икебаной. Сохраняется литературный японский язык, -- ведь формы и термины вежливой беседы при чайной церемонии несовместимы с вульгарными выражениями. Чайные школы -- это своеобразный клуб, предоставляющий уютное место для встреч, организующий поездки в мастерские известных каллиграфов, художников, архитекторов, на природу. Знание чайной церемонии повышает социальный статус и служит хорошей рекомендацией в обществе. В ней ярко воплощается национальная эстетическая традиция, суть которой -- в стремлении довести до совершенства дело, которым занимаешься. Потребность совершенства присуща любому японцу независимо от того, создает он электронную технику или угощает чаем; недоделки или брак вызывают у него чувство неудовлетворенности собой. Этим и объясняются нередкие мнения о связи национальных традиций и японского экономического чуда. Традиционное японское воспитание приучает девочек с детства заботиться о мужчине -- отце, брате, муже, отдавать им все лучшее.
Умение угодить мужчине, пожертвовать для него собой, подчеркнуть какой-нибудь пустяк, чтобы потешить его самолюбие, -- делает японских женщин очень привлекательными в глазах европейцев. Культура и эстетика ландшафта занимает особое место в японской национальной традиции, её можно назвать умением «думать глазами». Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются пейзажами, цветами и деревьями. Весенний праздник цветения сакуры (вид вишни) -- самый красивый национальный праздник. Осенью люди семьями уезжают в горы, чтобы любоваться золотом и багрянцем листвы. Следует отметить плохие жилищные условия населения современных городов, маленькие квартиры и большую скученность. Как правило, не разрешается держать животных. Немногочисленным собачкам, получившим разрешение на проживание, подрезают голосовые связки, чтобы те не беспокоили соседей своим лаем. Потребность в братьях наших меньших японцы удовлетворяют совершенно удивительным образом: приобретают специальные электронные устройства в виде брелка, в которых «живет» друг. Его надо вовремя кормить, с ним нужно гулять, он требует внимания и выражает свои нужды специальными сигналами; его необходимо воспитывать: если владелец неопытен и мягкотел, то электронный тиран его замучает. Избавиться от такого питомца не так просто, -- брелок можно перепрограммировать за отдельную плату. Иностранный туризм развит в Японии значительно слабее, чем в странах Европы и Америки; только 0,23 % общего числа туристов мира посещает страну Восходящего солнца. Но сами японцы в последнее время стали одной из самых путешествующих наций, беря реванш за многовековую самоизоляцию островной Японии. Например, японские туристы несколько лет занимают первое место по посещаемости Парижа. Японская кухня в противоположность китайской гораздо проще, в ней используется меньше соусов и очень мало жира. Главное место в меню занимают рыбные блюда. Рыбу чаще всего жарят, по возможности целиком. Для японца важно не только приготовление, но и оформление блюда, -- японец «ест глазами». На подносе часто только с декоративной целью находится особенно красивый апельсин или причудливой формы огурец. Еще в древности, позаимствовав у более развитого заморского соседа иероглифическую письменность, религию и ремесла, Япония переплавила их с помощью национальных традиций и сделала «своими». То же самое происходит и сегодня: перенимая самые передовые достижения мировой науки, Япония использует их со свойственным ей национальным рвением и тщательностью. Новаторство и консерватизм, заимствование самого передового и сохранение многовековых традиций -- вот главные национальные особенности страны Восходящего солнца.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать