Границы России, их контактная и барьерная роль, политические взаимоотношения со странами-соседями первого и второго порядка
о внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР. В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России: Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Эстонии - Печорский район (на территории России - Псковская область). В Латвии - Пыталовский район. В Финляндии - на земле Карелии - Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Представляется очевидным ухудшение политика и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газа и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.

2.2 Барьерная

«Согласно статье 87 конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...» Конституция РФ 1993г. [Текст]. М., Известия 1995. С. 37.

Практическое исполнение функции защиты из вне возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

Различают политическую, экономическую и иные виды защиты границы (например, санитарную, осуществляемую по линии Минздрава РФ).

Политическую защиту Государственной границы РФ в основном осуществляется органами пограничного контроля ФСП и пограничные войска. В этой сфере действуют также военно-воздушные и военно-морские силы Минобороны РФ.

Установлен административно-правовой режим Государственной границы, представляющий собой правила содержания, пересечения ее гражданами и товарами, ведения на ней хозяйственной и промысловой деятельности, разрешения инцидентов с пограничными государствами в связи с ее нарушением.

Действует также пограничный режим, распространяющийся на пограничные полосы, территориальное море РФ, внутренние воды с выходом на Государственную границу. Это правила въезда, временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной полосе; правила, обеспечивающие в ней общественную безопасность и общественный порядок (например, при проведении массовых мероприятий).

Пограничная полоса - часть территории РФ, непосредственно прилегающей к Государственной границе, шириной до пяти километров. Она отмечается предупреждающими знаками.

Определенный режим установлен также в контрольно-пропускных пунктах через Государственную границу (правила въезда в них, выезда из них, ввоза и вывоза грузов и т.п.). В этих пунктах подразделения пограничных войск осуществляют пограничный контроль (проверка документов, досмотр транспортных средств и т.д.). В этом контроле участвуют также органы таможенного, санитарного, ветеринарного, миграционного контроля. Органы внутренних дел обеспечивают при этом общественный порядок.

Соблюдение административно-правовых режимов защиты Государственной границы РФ обеспечивают пограничные войска. Их задача - не допустить противоправного изменения линии границы и ее нарушения. Административные полномочия их значительны: задержания и личный досмотр лиц; осмотр и задержания невоенных судов, допустивших нарушение режимов; временное ограничение или запрещение движения при пограничных поисках нарушителей границы; право производить предварительные выстрелы и применять оружие и боевую технику; ведение административного производства по пограничным правонарушениям.

В осуществлении экономической защиты границы важное значение имеет деятельность, осуществляемая Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Свои полномочия он осуществляет непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом РФ.

ГТК России в рамках своей компетенции: обеспечивает экономическую безопасность страны и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности; обеспечивает соблюдение таможенного законодательства; реализацию таможенного режима при перемещении товаров и транспортных средств через границу; организует борьбу с контрабандой; участвует в организации экспортного контроля.

В функции ГТК входит борьба с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических и психотропных средств, предметов художественного и исторического достояния, оружия, оказание содействия борьбе с международным терроризмом.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, таможенного досмотра товаров и транспортных средств, а также - в исключительных случаях - личного досмотра; осмотра территорий и помещений таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы также в праве проверять финансово хозяйственную деятельность лиц, перемещающих товары или транспортные средства через таможенную границу, контролировать перемещение через границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств.

Таможенные органы вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров; устанавливать льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей; отзывать лицензии на осуществление определенных видов деятельности; взыскивать стоимость товаров и транспортных средств - объектов нарушения таможенных правил; привлекать виновных в нарушении таможенных правил и административной ответственности и самостоятельно осуществлять административное производство.

На сегодняшний день Россия, Белоруссия, Казахстан создают таможенный союз.

Глава 3. Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка

28 июня 2000г. президентом В.Путиным была утверждена новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. В этом документе дается оценка тенденций и закономерностей развития современного мира, формируется цели и задачи внешнеполитической деятельности российского государства. В нем отмечается, что Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Эта политика основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Указывается, что отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированностью. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.Ачкасова В.А. Мировая политика и международные отношения. М., 2000. С. 298.

В концепции конструируется, что современная Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такая система должна обеспечивать надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Среди приоритетов российской внешней политики на глобальном уровне называется сохранение и усиление регулирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях. Это предполагает, неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности; рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов; повышение эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. В документе отмечается, что реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.

При рассмотрении проблем международной безопасности подчеркивается, что Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Утверждается, что в этих целях Российская Федерация будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как российским национальным интересам, так и интересам безопасности других государств. Кроме того, Россия, указывается в документе, подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового поражения и средств их доставки. Российская Федерация - твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, включая создание глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, она намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и призывает присоединиться к нему все государства мира.

Россия считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, так и региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру.

Поскольку уже в 1990-е гг., т.е. раньше, чем многие государства мира, Россия столкнулась с террористической угрозой, в Концепции внешней политики уделяется особое внимание необходимости усиления противодействия этой угрозе. Борьба с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах, представляется важнейшей внешнеполитической задачей. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Россия считает прямой обязанностью любого государства защиту своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, включая непредоставление убежища террористам.

Поскольку терроризм часто переплетается с общеуголовной преступностью, Россия, как подчеркивается в документе, будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.

Внешняя политика России в сфере международных экономических отношений должна обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.

Как традиционно важные рассматриваются в концепции отношения со странами Европы. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. В связи с этим в документе подробно рассмотрены вопросы взаимоотношений Российской Федерации с важнейшими международными институтами, существующими на европейском континенте, - Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией Североатлантического договора (НАТО). Характеризуется роль каждой организации в формировании новой региональной системы отношений, и оцениваются перспективы развития отношений России с ними. Отмечается, что взаимодействие с государствами Западной Европы, В первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой серьезный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с США приоритетным направлением определяется сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружением и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов.

Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия. В концепции отмечается, что это обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, также необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Предполагается активизировать участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона - форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - основа региональной и глобальной стабильности. Главная задача во взаимовыгодном сотрудничестве с Китаем - приведение масштабов экономического взаимодействия наших стран в соответствии с уровнем политических отношений. России также стремится углублять традиционное партнерство с Индией, способствовать к преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем и укреплению стабильности в регионе.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформлений международно признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное значение имеет для России общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Озабоченность Российской Федерации вызывает обстановка на Корейском полуострове, в связи с чем наша страна будет стремиться равноправно участвовать в решении корейской проблемы, поддерживать сбалансированные отношения с обоими корейскими государствами.

Напрямую затрагивает российские национальные интересы и создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ затяжной конфликт в Афганистане. Вместе с другими государствами Россия будет прилагать усилия для политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма из этой страны.

В концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.

В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Политические отношения России существуют со всеми странами мира, которые в свою очередь делятся на соседей первого и второго порядка.

Соседи первого порядка - это страны, которые граничат с Россией их 14: Казахстан, Китай, Монголия, КНДР, Норвегия, Финляндия, Беларусь, Украина, Грузия, Латвия, Азербайджан, Грузия, Польша, Литва, Япония и США (морские границы).

Соседи второго порядка - это страны, которые граничат с государствами первого порядка, но не граничащие с территорией России, всего их около 40 стран.

Россия действительно особая страна. Она огромна не только по географическому протяжению, но и по тому, что вбирает в себя множество народов, этносов, культур, традиций, верований и т. д. Крах тоталитаризма и распад СССР неправомерно рассматривать как прелюдию к расчленению России или прекращению российской государственности. Более того, при определенных условиях происходящие ныне процессы могут стать отправным рубежом государственного и духовного возрождения России, восстановления единого государственного сознания и в то же время возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не только не противоречат друг другу, не только не исключают, а, наоборот, предполагают друг друга.

Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов. Более того, кое-кто может выступить с оружием в руках против российского присутствия в регионе. Тем не менее, если исходить из кавказских реальностей во всей их совокупности, а не руководствоваться абстрактными схемами, то оказывается, например южные осетины, как и абхазы, могут видеть врага в Грузии и стремиться в Россию, армяне Нагорного Карабаха могут видеть врага в Азербайджане и не возражать против того, чтобы Россия выступала, по крайней мере, в качестве посредника в решении их проблемы.

Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтвердил бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.

При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех - против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.

Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.

Если еще 10 лет назад СССР был лидером таких крупных международных организаций как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства социалистического блока, Варшавский договор (военный альянс соцстран), да и сам Советский Союз, где ведущую роль играла Россия, являл собой пример теснейшей интеграции, то сейчас положение коренным образом изменилось. Две первые интеграции основывались только на идеологическом единстве, и после падения коммунистической идеологии связывающая их основа была разрушена. Распад СССР также был неизбежен: слишком разные культуры пытались объединить в рамках унитарного государства, слишком разные цели ставили перед собой входившие в него республики, да и центральная власть подавлением национального самосознания на протяжении многих десятилетий утратила всякое доверие (ввод войск в Литву в январе 1991 года показал, что в этой сфере за годы перестройки по существу ничего не изменилось).

Однако, в настоящее время Россия пытается собрать вокруг себя если и не все, то, по крайней мере, большую часть республик бывшего СССР, построив объединение на основе взаимной выгоды. Содружество Независимых Государств (СНГ) в момент его создания воспринималось почти всеми как недееспособная организация, однако прошло некоторое время, а СНГ не только не распалось, наоборот - звучат призывы сделать интеграцию более тесной. В рамках СНГ происходит сотрудничество по политическим, экономическим, оборонным вопросам. Причем если для большинства республик экономическая сторона сотрудничества (в частности, отсутствие таможенных пошлин, получение энергоносителей по льготным ценам и т.д.) является наиболее важной, то для России СНГ имеет скорее политическое значение, позволяя сохранить историческую преемственность и лидерство на значительной части Евразии.

Что же касается европейской интеграции, то тут дело сложнее. Россия по существу отказалась от военного сотрудничества с НАТО в рамках "Партнерства во имя мира", считая, что в этом партнерстве ей предлагается второстепенная роль. Политическая интеграция в Совет Европы поставлена под угрозу из-за военных действий в Чечне, а экономическая интеграция - дело очень далекого будущего. По отношению к иностранным импортерам Россия проводит очень жесткую тарифную политику, стараясь защитить собственного производителя, а европейские страны, считая цены на российские товары демпинговыми, стремятся в свою очередь поставить заслон на пути российского экспорта.

Таким образом, внешняя политика России сохраняет свой глобальный характер. Среди ее приоритетов по-прежнему находятся отношения с большинством стран и регионов современного мира.

Заключение

Российская Федерация, на сегодняшний день является поставщиком основной части ресурсов, ведь экономические отношения в полной мере влияют на политическую жизнь страны в целом. Роль границ в Российской Федерации огромна, они влияют не только на политические отношения, но и оберегают и выполняют функцию защиты от внешних посягательств. На сегодня Россия не ведет никаких военных действий, а ведет политику "Партнерство во имя мира".

При всех сложностях Россия активно использует выгоды географического положения и проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Россия ведет справедливую политику и поэтому многие страны поддерживают ее, ведь сильная Россия полезна для Европы и Азии. Страны запада не ожидали, что Россия так быстро встанет на ноги, и что с ней нужно будет считаться.

В настоящий момент Российская федерация является президентской республикой, переживающей переходный во всех сферах политической жизни период. Второго декабря 2007 года состоятся выборы в Государственную Думу и от того как проголосует избиратель зависит будущее России, ведь каждая партия диктует свою политику в практической и теоретической деятельности.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 1993г. [Текст]. - М.: Известие, 1995. - 37с.

2. Ачкасова В.А. Мировая политика и международные отношения / В.А. Ачкасова, С.А. Ланцов. - М.: 2000. - 384 с.

3. Бегинин О. Граница с Казахстаном: [Определение государственного прохода] / О. Бегинин // Континент Сибирь. 2006. - №14 (апрель). - С. 9.

4. Вавилов Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Е.В. Вавилов. - М.: Гардарики, 1999. - 157 с.

5. Винокуров С. И чтоб муха не пролетела! / С. Винокуров. // Российская газета. 2006. - 30 ноября. - С. 25.

6. Гладкий Ю.Н. Регионоведение: Учебник для вузов / Ю.Н. Гладкий. - М.: Гардарики, 2000. - 208 с.

7. Гончаренко А. Использование ресурсов трансграничных вод: [Состояние и перспективы] / А. Гончаренко // МЭиМО. 2002. - №5. - С. 83 - 91.

8. Горохов А. Российские границы и национальное развитие: [Внешняя политика России] / А. Горохов // Москва. 2002. - №4. - С. 139 - 153.

9. Козлов Ю.М. Административное право учебник для средних учебных заведений / Ю.М. Козлов. - М.: Юристъ, 1999. - 320 с.

10. Курицин И. И. Российская Федерация: социально-экономическая география: Учебное пособие для вузов / под редакцией А.В. Волгина. - М.: Шк. Пресса, 2001. - 432 с.

11. Кусков А.С. Социально-экономическая и политическая география мира и России: Учебное пособие для вузов / А.С. Кусков. - М.: КноРус, 2005. - 271 с.

12. Киреев Г. 4200километров границы с Китаем: [Особенности российско-китайской границы] / Г. Киреев // Международная жизнь. 1999. - №2. - С. 36 - 40.

13. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебное пособие / Т.Г. Морозова. - 2000. - 527 с.

14. Патрушев Н. Откуда начинается страна / Н. Патрушев, В Фронин. // Российская газета. 2006. - 26 мая. - С. 1 - 9.

15. Родионова И.А. Экономическая география: Учебное пособие / И.А. Родионова. - М.: Моск. Лицей, 2000. - 671 с.

16. Сохарева Н. С чего начинается Родина. / Н. Сохарева. // 2007. - 14 июня. С. - 5.; 15 июня. - С. - 7.

17. Трибунский А. Широка страна моя родная… А отступать некуда: [Со всех сторон по периметру Россия окружена спорными территориями] / А. Трибунский // Деловые люди. 2001. - №11. - С. 38 - 43.

18. Физическая география: Для подготовительных отделений вузов и поступающих в вузы / под редакцией К.В. Пашканга. - М.: Высшая школа, 1995. - 304 с.

19. Фронин В. Граница. / В. Фронин, Н. Патрушев. // Российская газета. 2007. - 29 мая. - С.6.

20. Чепалыга А.Л. Регионоведение: Учебник для вузов / А.Л. Чепалыга. - М.: Дашков и К, 2003. - 100. с.

21. Экономическая и социальная география России / под редакцией А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2006. - 607. с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Границы России и их роль

32

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка

32

30

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать