Географическое положение и экономика Италии
p align="left">Этот принцип стал особенно актуален с 1997г., поскольку процесс приватизации основных итальянских государственных групп подошел к этапу, когда доля государства в их акционерном капитале более не обеспечивает полного контроля за их деятельностью, то есть становится менее 51%. На закреплении за государством “золотой акции” особенно настаивает Партия коммунистического возрождения, выдвигая это требование в качестве одного из условий своей поддержки в Парламенте правящей левоцентристской коалиции.

По-видимому, поэтапная передача в частные руки ведущих государственных групп вызвана не только настоятельной необходимостью пополнения доходной части бюджета, но и тем, что, по мнению итальянского правительства, такие концерны как ИРИ, ЭНИ, ЭНЭЛ, в основном выполнили свою историческую миссию инструментов экономической политики государства и уже неспособны играть подобную роль в условиях резкого ускорения процессов “интернационализации” экономики. В настоящее время в Италии активно обсуждается вопрос о том, какие задачи могут и должны выполнять в будущем те производственно-финансовые образования, контроль над которыми останется в руках государства.

Стимулирование инвестиций. В связи с требованиями ВТО и ЕС, прямое субсидирование промышленных предприятий со стороны государства стало, особенно в последние годы, практически невозможным, поэтому задача стимулирования инвестиций выполняется, главным образом, методами налоговой политики.

В отличие от 1995-96гг., когда производственные инвестиции стимулировались, главным образом, т.н “законом Тремонти”, освобождавшим от налогообложения реинвестируемую прибыль промышленных предприятий, в 1997г. основным направлением государственной поддержки была помощь созданию высокотехнологичных производств. В соответствии с законом № 266 от 7. 08. 1997г. по линии министерства промышленности было выделено 135 млрд. лир на стимулирование “инновационных капиталовложений”.

Помощь экспорту.

Система оказания государственной поддержки экспортерам на протяжении последних лет подвергалась достаточно острой критике со стороны итальянских деловых кругов ввиду незначительных бюджетных ассигнований на эти цели и неэффективного механизма ее реализации. В этой связи в начале 1998г. по инициативе министра внешней торговли Италии А. Фантоцци был разработан законопроект по реформированию этой системы. Основные положения реформирования механизма оказания государственного содействия экспорту были утверждены в декрете президента Итальянской Республики, вступившем в силу 13 мая 1998 г.

В соответствии с Декретом, Агентство по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) трансформируется в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций с сохранением прежнего наименования. Институт наделяется полной имущественной и административной самостоятельностью. Его руководство должно состоять из президента, возглавляющего административный совет из 6 членов, в состав которого входят два представителя Министерства казначейства и по одному представителю от МИД, Министерства промышленности, МВТ и ИЧЕ, а также исполнительного и консультативного комитетов. Вводится должность генерального директора, отвечающего за вопросы обеспечения деятельности Института. В соответствии с Декретом, САЧЕ получает право привлекать заемные средства через кредитную систему как в Италии, так и за рубежом, включая эмиссию облигаций, с аккумуляцией получаемых средств на именных счетах Института в Казначействе. В дополнение к традиционным операциям по страхованию экспорта САЧЕ будет заниматься также предоставлением гарантий по прямым инвестициям и бартерным сделкам.

С 1 января 1999г. функции (и соответствующие фонды) по «бонификации процента» передаются из госбанка «Медиокредито Чентрале» в государственную организацию «Симест», ведавшую до того вопросами государственной поддержки в создании СП за рубежом (главным образом, в развивающихся странах, странах Восточной Европы и СНГ) малыми и средними предприятиями Италии. Одновременно с передачей компетенции из «Медиокредито чентрале» в «Симест» должны быть откомандированы сотрудники, занимающиеся вопросами финансового содействия экспорту. Декретом предусматривается расширить сферу деятельности «Симест», наделив ее правом участия также в СП, создаваемых в странах ЕС, если контрольный пакет акций этих предприятий будет принадлежать итальянским участникам, а также повысить предел участия «Симест» в СП с 15 до 25% от акционерного капитала.

Декрет предусматривает также возобновление деятельности в сфере внешнеэкономических связей Межминистерского комитета по экономическому программированию (ЧИПЕ), в задачу которого входит подготовка ориентировочной сметы расходов на финансирование госгарантий по экспортным кредитам на предстоящий год, исходя из потребностей итальянских экспортеров и с учетом степени риска внешних рынков; определение операций, подлежащих государственному субсидированию, расходов, идущих на «бонификацию процента», и перечня стран, на операции с которыми это распространяется. Кроме того, ЧИПЕ определяет условия получения государственного страхового покрытия по долям итальянского участия в создаваемых СП, а также устанавливает, в каких случаях «Симест» предоставляется право продления срока выкупа у него итальянским партнером по СП своей доли в капитале, либо изменения предельного срока выкупа.

При ЧИПЕ создается Комиссия по координации и подготовке мероприятий внешнеторговой политики с предоставлением ему права определять в директивном порядке приоритеты и критерии оперативной деятельности. Комиссию возглавляет премьер-министр или по его поручению - министр внешней торговли, в ее состав входят представители Министерства казначейства, МИД, Минпрома, Минсельхоза. Предложения для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Комиссии готовятся МВТ, на которое возложена также задача координации деятельности ИЧЕ, «Симест», «Финест» и других органов.

Кроме того, при МВТ учреждается «единый операционный центр» по обслуживанию предприятий для обеспечения более эффективного использования информационного обеспечения и инструментов осуществления экспортной политики.

По объему товарооборота Италия занимает шестое место в мире. Основное место во внешнеторговых сделках Италии занимают страны-члены ЕС (на долю ФРГ, Франции и Великобритании приходится свыше 40% ее товарооборота). Товарообмен Италии со странами Восточной и Центральной Европы сокращается. На их долю приходится 3,1% итальянского экспорта и 4,1% импорта.

3. Энергетика

В отсутствие достаточных собственных запасов энергетического сырья, решение проблемы эффективного и надежного обеспечения энергоресурсами играет для Италии особую роль. Политика итальянского правительства в области энергетики направлена, прежде всего, на диверсификацию источников снабжения, расширение стран-поставщиков с целью минимизации политических и экономических рисков и создания конкурентной среды, повышения в энергобалансе удельного веса природного газа.

Необходимо отметить, что ведущая энергетическая группа Италии - ЭНИ, исходя из стратегических интересов обеспечения страны энергоносителями, прежде всего нефтью и газом, проводит достаточно активную политику на внешних рынках. В течение 1997г. ЭНИ открыла и получила право на обустройство и эксплуатацию новых месторождений нефти и газа в Египте, Анголе, в Северном море (Великобритания, Норвегия, Голландия). Среди приоритетных регионов дальнейшей производственной экспансии ЭНИ - Россия (в 1998r. ЭHИ пoдпиcaлa с РАО «Газпром» соглашение о стратегическом сотрудничестве), Казахстан, Азербайджан, страны Африки и Ближнего Востока. В 1997 г. группой разработана программа на период 1997-2000гг., предусматривающая общий объем инвестиций в размере 36 трлн. лир (около 20 млрд. долл.), 40% которых будет осуществлено за рубежом, главным образом, в разведку и добычу углеводородного сырья.

В декабре 1997г. в рамках ЕС была завершена разработка программы демонополизации европейской газовой отрасли. В соответствии с этой программой в течение первого года после вступления в силу данного документа каждая страна ЕС должна либерализовать не менее 20% рынка, в течение последующих 5 лет - 28% и через 10 лет - не менее 33% (для Италии были согласованы соответственно 36,38 и 44%). Предусматривается также, что наиболее крупные фирмы-потребители газа получат право самостоятельного выбора поставщика: на первоначальном этапе речь идет о компаниях с объемом потребления не менее 25 млн. куб. м. газа в год, в течение последующих 5 лет - не менее 15 млн. куб. м. в год и через 10 лет после вступления в силу указанной выше договоренности такую возможность будут иметь фирмы с объемом потребления не менее 5 млн. куб. м. в год.

Страны ЕС договорились также о том, что новые правила не затронут действия долгосрочных соглашений о поставках газа, предусматривающих условие take or рау; в то же время, контракты, которые будут подписаны после вступления в силу вышеуказанных договоренностей, будут представляться в КЕС на предмет изучения их соответствия нормам свободной конкуренции.

Потребность в демонополизации европейской газовой и электроэнергетики вызвана, как представляется, необходимостью распространения рыночных принципов и на эти отрасли экономики, которые по степени концентрации производства явно не соответствуют критериям «общего рынка товаров и услуг»; кроме того, постепенное наращивание в Европе мощностей по производству энергоносителей крупными частными компаниями (в Италии - фирма «Эдисон»), в условиях фактической монополизации энергетики государственными группами, не дает возможности и стимулов для дальнейшего расширения производства энергоносителей автономными компаниями.

Агропром.

Доля АПК в валовом внутреннем продукте Италии составляет 15,3%, в том числе сельское хозяйство - 2,8%, перерабатывающая промышленность - 2,4%, производство основных средств для АПК - 1,9%, производство оборотных средств для сельского хозяйства (удобрений, семян, концентратов, пестицидов, топлива и энергии) - 1,1%, реализация и маркетинг продукции - 7,1%. В общей стоимости продукции АПК на долю с/х продукции приходится 18,1%, что превышает аналогичные показатели в других странах ЕС. Удельный вес Италии в общем объеме с/х производства ЕС равен 15%.

В сельском хозяйстве занято 7,5% от общего числа занятых в стране, что заметно выше, чем в других странах ЕС (Франции - 4,9%, ФРГ - 3,3%, Великобритании - 2,l%). В 1995-97 гг. число занятых в сельском хозяйстве сократилось более чем на 7%.

В Италии на долю с/х угодий приходится 49% от общей территории страны. Наиболее ориентированы на сельское хозяйство южные регионы, где удельный вес с/х угодий достигает 56%. Основу сельского хозяйства составляют мелкие фермы. Три четверти всех собственников земли владеют земельными наделами, не превышающими в среднем 5 га. При этом более трети итальянских фермеров имеют участки земли размером менее 1 га. Только 1,6% от общего числа землевладельцев владеют земельными наделами свыше 50 га. У них сосредоточено около 35% всех с/х угодий страны, где производится около 25% стоимости конечного продукта сельского хозяйства (за минусом оборотных средств).

В 1996 г. производство зерна (без крупяного) составило свыше 17 млн. т., в том числе (в млн. т.) пшеницы - 7,8, кукурузы - 7,7 и ячменя - 1,5. Производство зерна в 1997 г. увеличилось незначительно, до 17,3 млн.т., или на 1%, за счет роста урожаев кукурузы. В 1997 г. ее урожай составил около 8 млн. т. Производство пшеницы и ячменя в 1997 г. практически осталось на уровне предыдущего года. В связи с неблагоприятными климатическими условиями производство риса в 1997 г. несколько сократилось и составило приблизительно 1,4 млн. т.

Производство масличных культур выросло в 1997 г. на 2% по сравнению с 1996 г. и составило свыше 1,3 млн. т. При этом рост был вызван исключительно увеличением урожая маслосемян сои до 0,85 млн. т. при сохранении в целом характерной для последних пяти лет понижательной тенденции в сборе урожая маслосемян подсолнечника. За период 1993-97 гг. ежегодный сбор маслосемян этой культуры уменьшался в среднем на 7% и составил в 1997 г. 0,48 млн. т.

Производство сахарной свеклы после резкого падения в 1996 г. на 12% до 12,3 млн. т. несколько стабилизировалось, однако, по-прежнему сохранилось на достаточно низком уровне в 11,5 млн. т.

Сбор табака составил 0,12 млн. т.

Производство овощей и фруктов в 1997 г. осталось на уровне 1996 г., соответственно 10,5 и 9,5 млн. т., со специализацией на выращивании томатов, моркови, бобовых, капусты, лука, огурцов, салатов, картофеля, яблок, груш, персиков, абрикосов, киви и цитрусовых.

Увеличилось производство винограда. В 1995 г. на 10% до 8,4 млн. т. В 1997 г. было собрано 9,5 млн. т., что позволило увеличить производство вин до 60 млн. гектолитров. Сбор оливок увеличился на 6% до 3 млн. т.

В 1996-97 гг. сохранялось стабильное положение в животноводстве. Выпуск животноводческой продукции в 1996 г. увеличился на 1,4% до 5,1 млн. т. за счет роста производства говядины и свинины соответственно на 3 и 2,4%. В 1997 г. уровень производства практически не изменился. В Италии было произведено (в убойном весе) 1,6 млн. т. говядины, 1,6 млн. т. свинины, 1,4 млн. т. мяса птицы. Улучшилось положение в производстве молока. В результате повсеместно начатого процесса переоснащения молочных ферм современным доильным оборудованием в 1996-97 гг. не только была приостановлена тенденция ежегодного сокращения производства молока (в 1993-95 гг. в среднем на 1,2% ежегодно), но и имело место увеличение его производства соответственно на 2,5 и 2%. В 1997 г. производство коровьего молока достигло 104 млн. т.

В перерабатывающей промышленности Италии в 1996-97 гг. впервые с 1984 г. отмечался некоторый спад производства, что явилось результатом падения потребления внутри страны и сокращения экспорта. В наибольшей степени сократилось производство сахара (в среднем на 11%), готовых мясопродуктов (на 5%), кондитерских изделий (на 4%), пива (на 10%), ликероводочных изделий (на 9%). Рост производства отмечался лишь в отраслях по производству детского питания и диетических продуктов (6,5%), макаронных изделий (5%), консервированных овощей и фруктов (4,5%). Потребление макаронных и хлебобулочных изделий (115 кг. в год на душу населения) на 40% выше, чем в среднем в ЕС (81 кг.), овощей и фруктов (150 кг.) - на 30% (в ЕС - 116 кг.). Потребление мяса и мясопродуктов, особенно из свинины, заметно ниже - 33 кг. против 41 кг. в среднем по ЕС.

Объем производства с/х продукции и продовольствия в Италии меньше объемов потребления. Уровень самообеспеченности сельхозпродукцией и продовольствием составляет около 86%.

В общем объеме итальянского импорта на долю продукции АПК приходится около 15%, экспорта - 7%. Основными товарными экспортными позициями Италии традиционно являются свежие и переработанные овощи и фрукты, включая оливки (23% от стоимости агропродовольственного экспорта); вина (12%); макаронные изделия (7%). В импорте преобладают мясо (13%); молоко и молочные продукты (11%); рыба и рыбопродукты (9,5%); пшеница, в основном для фуражных целей (7%); кофе, какао (3%); семена масличных культур (1,5%).

Основной поток экспорта агропродовольственной продукции (66,5%) идет в страны ЕС, в т.ч. в Германию (26%), Францию (13,5%), Великобританию (8%). Свыше 7,5% экспорта приходится на США, 3,5% - на страны ЦВЕ, 2,3% - СНГ.

Большая часть импорта (68%) приходится также на страны ЕС (Францию - 20%, Германию - 13%, Нидерланды - 10%). На импорт из США приходится 3,7%, стран ЦВЕ - 2,4%, СНГ - 2,1%.

Доля России в общем объеме внешней торговли Италии с/х сырьем и продовольствием составляет 1,8%.

О деятельности «Пармалат» в России. Фирма «Пармалат» - одна из крупнейших компаний Италии в области переработки молока и производства продуктов питания. Годовой объем продаж только на внутреннем рынке превышает 160 млрд. лир. Фирма имеет 10 предприятий в Италии с общим количеством занятых на них 2 тыс. человек. Основной упор руководство компании делает на расширение продаж за рубежом, доля которых составила в 1997 году около 70%.

Итальянская компания присутствует на российском рынке с 1992 года: тогда в Москве было создано первое СП с лианозовским молочным заводом, открыта компания «Пармалат-Россия». В 1992 году «Пармалат» подписала также соглашение о сотрудничестве с петербургским молочным заводом, приобретя 29% акционерного капитала общества «Петмол».

По вышеуказанным двум проектам у итальянской компании возникли серьезные проблемы. Как говорил вице-президент и совладелец компании Дж. Танци, и в Москве, и в Петербурге российские компаньоны по разным причинам не намерены расширять производство, к чему призывает «Пармалат», а пытаются ограничиться уже существующим на сегодняшний день объемом выпускаемой продукции. В этой связи «Пармалат», вероятно, выйдет из числа акционеров этих предприятий. Определенные трудности появились у итальянцев и по их участию в АО «Лактис» (переработка молока) в г. Горки-2 (Московская область), где российский партнер также не собирается модернизировать основные фонды.

Теперь итальянцы предполагают изменить тактику и стратегию своего участия в российских предприятиях, поставив для себя главной целью приобретение контрольного пакета приватизируемых российских предприятий.

Интересным с точки зрения руководства компании становится проект в г. Липецке. «Пармалат» уже имеет 49% акционерного капитала предприятия по производству фруктовых соков, ранее принадлежащих фирме «Тетрапак». Российский партнер выставил на продажу еще 26% акций, и итальянцы намерены выкупить указанную долю, вложив в российское предприятие дополнительно 6 млн. долларов.

В г. Бор (Нижегородская область) «Пармалат» приобрела 2 корпуса существующего комплекса зданий и после проведения перестройки предполагает с 1999 года начать переработку молока. (Заявка итальянцев на приобретение всех имевшихся в комплексе пяти корпусов удовлетворена не была).

В Екатеринбурге итальянцы приобрели ранее производившее фруктовые соки предприятие и уже поставили линии по переработке молока с тем, чтобы с 1998 года начать выпуск молочной продукции.

В Туле фирме «Пармалат» предложен контрольный пакет общества «Алимента», которая выпускает яблочный сок. Предложение изучается.

Кроме переработки молока, «Пармалат» также участвует в СП по выпуску минеральной воды в Москве. Муниципальная администрация предлагает итальянцам увеличить их долю участия, передав контрольный пакет. Это предложение находится на рассмотрении итальянской стороной.

«Армалат» продолжает инвестировать в российские проекты (объем капвложений составил 20 млн. долл., планируется увеличить его до 70 млн. долл) в отсутствие поддержки со стороны государственных органов Италии. При этом руководство «Пармалат» сетует и на большие проблемы в том, что касается поставок первичного сырья (молока и яблок). Весьма придирчивы к деятельности итальянцев, по мнению «Пармалат», санитарные и налоговые органы России. Настороженно ожидает «Пармалат» и новых нормативов, касающихся участия в приватизации в России иностранцев. Несмотря на это, руководство компании твердо намерено расширять свое присутствие на российском рынке и расчитывает, что в этом деле ее инициативы будут поддержаны как на федеральном, так и на региональном уровне.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать