Географическое положение и экономика Швеции

Географическое положение и экономика Швеции

Реферат

Географическое положение и экономика Швеции

Общие сведения

Королевство Швеция - Konungariket Sverige. Географическое положение - находится в Северной Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Территория - 449 960 кв.км. Население - 8 716 000. Столица: Стокгольм - Stockholm - 685 000; с пригородами - 1 млн. 725 тыс. чел. Другие крупнейшие города - Гетеборг (434 000), Малмс (237 000). Высшая точка - гора Ксбпскайсе (2111 м). Государственный язык - шведский. Основная религия - христианство. Основные статьи экспорта - автомобили, продукция машиностроения, сталь, железо, изделия бумажной промышленности. Форма правления - конституционная монархия.

Административное деление: 24 лена (lan - губерния). Стокгольм выделен в самостоятельную административную единицу, приравненную к лену. Официальный язык - шведский. Денежная единица: шведская крона = 100 эйре. Национальные праздники: 6 июня - День шведского флага (официально как национальный праздник отмечается с 1983 г. Праздник связан с двумя историческими датами: 6 июня 1523 г. Густав Эриксон, возглавивший в 1521 г. антидатское народное восстание, был избран королем Швеции под именем Густав I Ваза; 6 июня 1809 г. была принята новая конституция, действовавшая до 1 января 1975 г.); 30 апреля - День рождения короля (1946 г.)

Дипломатические отношения с СССР установлены 16 марта 1924 г. В декабре 1991 г. Российская Федерация признана правопреемницей СССР.

Швеция занимает восточную часть Скандинавского полуострова. От ледяных равнин Арктики она тянется на юг к Дании. Горный хребет, проходящий вдоль ее границы с Норвегией, спускается к прибрежным низменностям. Вдоль протяженного побережья Балтийского моря разбросаны многочисленные острова. В центральной и южной части страны находятся цепи озер, которые образовались более 10 тысяч лет назад во время последнего ледникового периода.

Швеция - одна из крупнейших европейских стран, но при этом одна из самых малонаселенных. Больше половины ее территории занято хвойными лесами. Здесь обитают волки, медведи, рыси и олени. Эти леса обеспечивают сырьем высокоприбыльную мебельную и бумажную промышленность. Плодородные земли на юге Швеции дают высокие урожаи злаковых культур и овощей. Другим источником благосостояния страны являются богатые месторождения железной руды в Лапландии. Частично руда используется в сталеплавильной промышленности Швеции, но главным образом продается за границу. Реки используются как источники электроэнергии для этой и прочих отраслей промышленности. Благодаря богатству природных ресурсов Швеция стала процветающей страной. По уровню жизни Швеция занимает одно из первых мест в мире. Жители ее платят большие налоги, но пользуются многими социальными благами, в том числе бесплатным медицинским обслуживанием и различными пособиями. В начале 90-х годов дорогостоящие шведские товары стали пользоваться меньшим спросом по сравнению с товарами, произведенными в других странах. Чтобы решить эту экономическую проблему, новый премьер-министр страны Карл Бильдт в 1991 году несколько урезал социальные отчисления. Тем не менее, Швеция остается одной из самых богатых стран Европы.

НАРОДЫ И ИСТОРИЯ

Живущие за Полярным кругом саамы (лопари) являются потомками исконных обитателей Швеции. Около двух тысяч лет назад в эти края пришли германские племена, от которых и ведут свое происхождение современные шведы. Как и их скандинавские соседи, норвежцы и датчане, шведы стали викингами. С IX века н. э. они совершали набеги на берега Европы и основывали свои поселения повсюду, вплоть до Восточной России. В 1397 году Дания объединила Швецию и Норвегию под своим господством. В 1523 году Швеция вернула себе независимость при Густаве Вазе, впоследствии возведенном на престол под именем короля Густава I. Одержав множество побед при короле Густаве Адольфе в начале XVII века и при короле Чарльзе XII в начале XVIII века, Швеция превратилась в одно из могущественнейших государств Северной Европы. В 1818 году, после краткого периода правления парламента, на шведский престол был возведен Жан-Батист Бернадотг. Он обладал меньшей властью, чем предшествующие монархи. Нынешняя королевская семья Швеции происходит из рода Бернадотта, но сегодня она делит свою власть с демократически избранным парламентом, который называется - риксдаг. С 1993 года саамы тоже образовали свой орган управления - так называемый самтинг. В 1995 году Швеция вошла в Европейский Союз Государств. В наши дни большинство шведов живет в городах и работает в сфере обслуживания или промышленного производства. Шведское правительство славится своим справедливым отношением к трудящимся. Средняя заработная плата в этой стране очень высока, и в отпусках шведы тратят больше денег, чем жители любой другой страны мира.

Государственное устройство

Королевство Швеция - конституционная монархия. Действует конституция, вступившая в силу 1 января 1975 г. Конституция была дважды одобрена риксдагом двух созывов: 6 июня 1973 г. и 27 февраля 1974 г. Она состоит из трех законов: Закона о форме государственного правления, Закона о престолонаследии, Закона о свободе печати. 15 ноября 1979 г. была принята поправка к Закону о престолонаследии. 20 апреля 1978 г., 7 ноября 1979 г. и 23 ноября 1994 г. были приняты поправки к Закону о форме государственного правления.

Глава государства - король. Престол наследуется по мужской и женской линии в порядке первородства с 18-летнего возраста (с ноября 1994 г.)

Законодательная власть осуществляется риксдагом (однопалатный парламент). Риксдаг состоит из 349 депутатов, избираемых путем всеобщего прямого и тайного голосования по принципу пропорционального представительства. Очередные выборы в парламент проводятся каждые четыре года в третье воскресенье сентября. 39 мест в риксдаге распределяются между партиями, набравшими не менее 4% голосов избирателей по стране, а 310 мест - между партиями, набравшими 12% голосов в любом из избирательных округов.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Правительство имеет право распускать риксдаг и назначать внеочередные выборы. Премьер-министр назначается риксдагом. Кандидатура на пост премьер-министра выдвигается председателем риксдага после консультации с его заместителями и представителями каждой партийной фракции в парламенте. Правительство ответственно перед риксдагом.

ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ

В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав.

Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, -- лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, -- в сочетании с рядом революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией, таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность, созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства.

Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», -- вот лишь некоторые из них.

Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров.

Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, туризм -- области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы.

Макроэкономика и финансовый климат Швеции

Темпы прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием азиатского кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов роста ВНП в 1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до 1,8% по другим оценкам.

На долю рынков кризисных стран приходится не более 3% шведского экспорта и прямое воздействие на шведскую экономику от потери этих рынков невелико. Основная проблема для шведских компаний - ожидаемый стремительный рост экспорта дешевой после обесценения национальных валют продукции из кризисных азиатских стран и, соответственно, обострение конкуренции на мировых рынках.

Новым моментом в развитии экономики Швеции стало растущее значение внутреннего потребления. В 1993-97 гг. темпы ежегодного прироста внутреннего спроса росли от 3,2% до 2%. В 1998 году ожидалось сохранение этой динамики, при сокращении темпов роста шведского экспорта до 6%, с 12,2% в 1997 году. Наиболее активен спрос на товары долгосрочного пользования: автомобили, холодильники и т.д. При этом темпы роста частного спроса выше темпов роста реальных доходов населения от повышения заработной платы.

Экономический кризис 1991-93 годов привел к вымыванию из производства устаревших технологий и оборудования, к ускоренному обновлению основных производственных фондов в шведской промышленности (более 40% роста инвестиций в отдельные годы). В послекризисный период рост производства достигнут в значительной степени за счет роста производительности труда - одна из причин относительно скромных успехов правительства в борьбе с безработицей, несмотря на то, что в отдельные послекризисные годы рост ВНП достигал 3,9%.

Промышленное производство на обновленной технической основе является дополнительным фактором устойчивости экономики Швеции, ее способности к адаптации для работы на мировых рынках в условиях усиливающейся конкуренции. В этом же направлении работает и политика интенсивного вложения средств в НИОКР (3,3% от ВНП).

По мнению экспертов ОЭСР, Швеция вошла в полосу «среднеконъюнктурного развития» по американскому типу, при котором исключаются резкие колебания в темпах роста экономики. В ближайшие три-четыре года прирост ВНП Швеции будет находиться в пределах 2-3%. Для условий высокоразвитой экономики это хорошие показатели роста,особенно с учетом влияния азиатского кризиса.

Об итогах парламентских выборов. 20 сентября 1998 г. состоялись очередные выборы в риксдаг. Одновременно прошли выборы в органы местного самоуправления в 21 ландстинге (в правление лена - области) и 272 коммунах.

По итогам голосования наибольшее число голосов избирателей, и право сформировать правительство получила Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) - 36,6% голосов (131 мандат); оппозиционная Умеренная коалиционная партия (УКП) набрала 22,6% (81 мандат); Левая партия (ЛП) - 12% (43 мандата); входящие в буржуазный блок Народная партия-либералы (НП) и Христианские демократы (ХД) - 4,7% и 11,8% (17 и 42 мандата).

На очереди выработка официального отношения Швеции к ЕВС, подготовка к выборам в Европарламент в июне 1999 г. и к председательству в ЕС в первой половине 2001 г.

Международная проблематика практически не прозвучала ни в манифестах, ни в предвыборной кампании в целом. Из «шестнадцати главных для Швеции вопросов» к ней можно отнести лишь вопросы политики Швеции в отношении ЕС и ЕВС, борьбы с глобальными угрозами природе и иммиграционной политики. Можно отметить заявления лидеров УКП о более тесном сотрудничестве с НАТО, в то время как СДРПШ делала упор на необходимости развития европейской интеграции с оказанием помощи странам Прибалтики и Польши по вступлению в ЕС, а также более тесном подключении России к ЕС.

"Козырями» социал-демократов стали экономические успехи по увеличению объемов торговли и сбалансированности государственного бюджета, что обеспечило рост инвестиций в промышленность, а также личного и общественного потребления. Социал-демократы в своих программных документах предлагали снизить уровень безработицы за счет выделения дополнительных финансовых средств для создания новых рабочих мест и переподготовки кадров (что не могло не привлекать избирателей), тогда как консерваторы видели основную причину проблемы в несовершенстве системы налогообложения.

Несмотря на самые плохие с 1956 г. для социал-демократов итоги выборов, СДРПШ с помпой отметила свою победу и лидер партии Й.Перссон заявил о намерении сформировать однопартийное правительство меньшинства. 6 октября 1998 г. состоялось открытие первой сессии нового состава риксдага, на котором тальман (председатель риксдага) Б.Даль объявила о том, что новым премьер-министром Швеции, обладающим правом формирования правительства, стал Й.Перссон. Глава кабинета выступил с традиционной декларацией правительства, содержащей основные направления его внутри- и внешнеполитической деятельности.

В отношении России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую поддержку демократическому развитию и движению к социально направленной рыночной экономике.

В декларации выражено стремление Швеции всемерно развивать сотрудничество в регионе Балтийского моря, а также на севере Европы во взаимодействии с государствами Балтии. Глава шведского кабинета высказался также против возникновения новых разграничительных линий в Европе и заявил о приверженности принципу нейтралитета и неприсоединения к военным союзам в мирное время. Кабинет намерен также поддерживать стремление государств Балтии и Польши стать членами ЕС. Планируется активизировать сотрудничество Швеции с региональными и международными организациями, в частности СГБМ, а также в рамках Евросоюза.

Среди внутриполитических задач основной упор был сделан на дальнейшее проведение борьбы с безработицей и осуществление запланированных мер в социальной сфере по увеличению социальных пособий и пенсий населению. Программным стало заявление премьера о намерении снизить уровень безработицы в стране до 4% к 2000 году и к 2004 г. добиться 80% занятости населения (что потребует создания около 600 тыс. новых рабочих мест). Темпы ежегодного прироста ВНП определены в размере 2% в год. При этом объявлено о плановом погашении государственного долга и сохранении низкого уровня инфляции.

На первом заседании риксдага Пирссон объявил об изменениях в составе правительства сокращении числа министров с 22 до 20 при сохранении ранее существовавшей пропорции, при которой половину мест в правительстве занимают женщины.

Так, Л.Ельм-Валлен, занимавшая пост министра иностранных дел, стала вице-премьером. В состав правительства на пост руководителя укрупненного министерства экономики, в которое вошли министерства рынка труда, коммуникаций и внутренних дел, назначен Б.Русенгрен, бывший губернатор провинции Норботтен, а его заместителем - М.Салин, занимавшая до октября 1995 года должность вице-премьера в социал-демократическом правительстве И.Карлссона.

Финансы

Определяющая роль в формировании основ деятельности финансовой системы Швеции, ее законодательной базы принадлежит риксдагу. Практическая работа по подготовке решений риксдага и осуществлению парламентского контроля в данной области ведется его финансовой комиссией. Финансовая комиссия разрабатывает основные направления государственной экономической и финансовой политики, бюджетного регулирования и регулирования государственной задолженности, системы страхования предпринимательской деятельности, работы Государственного банка, коммунальной экономической политики, государственного ревизионного контроля, статистики, управления госсобственностью.

В сферу ответственности министерства финансов входят вопросы планирования финансовой политики, формирования госбюджета и контроля за его исполнением, регулирования деятельности денежно-кредитного и страхового рынков, налоговая и таможенная политика, вопросы игорного бизнеса, международное экономическое сотрудничество. В ведении Минфина находится деятельность 12 государственных акционерных компаний (среди них - «Финансирование жилищного строительства», Шведская денежная лотерея, «Винные и спиртные изделия», Управление регистрации ценных бумаг) и около 50 государственных ведомств (среди них - управление по обслуживанию государственного долга, таможня, статуправление, фининспекция, ревизионное и налоговое управления, конъюнктурный институт, лотерейная инспекция, управления госсобственности и общественных пенсионных фондов).

Центральное место в финансовой системе Швеции занимает Государственный банк - старейший в мире центральный банк (образован в 1668 г.). Госбанк обладает монополией эмиссии национальной валюты (печатание банкнот и производство монет осуществляется госпредприятием «Тумба Брук» ), управляет золотым и валютным резервом страны, является главным оперативным звеном платежной системы, отвечает за формирование кредитно-денежной политики. Находится в подчинении риксдага. Управляется Советом уполномоченных (8 человек), 7 из них избираются риксдагом сроком на 4 года. Совет уполномоченных избирает председателя Государственного банка сроком на 5 лет. Главным инструментом контроля за функционированием платежной системы страны является объединяющая все банки Швеции электронная система Госбанка РИКС. Вместе с Государственной финансовой инспекцией Госбанк несет ответственность за поддержание стабильности и эффективности финансовой системы. При этом Госбанку принадлежат функции более общего характера, как, например, анализ того, как повлияет на стабильность и безопасность финансовой системы страны выдача банковской лицензии, в то время, как непосредственный контроль за деятельностью финансовых институтов входит в компетенцию Госфининспекции.

Основные сферы осуществляемого Госфининспекцией контроля - денежно-кредитный и страховой рынки. Под надзором инспекции находится 2,5 тыс. финансовых институтов и физических лиц (банки, фондовые компании, финансовые группы, частью которых являются банки и инвестиционные компании, Стокгольмская фондовая биржа. Управление регистрации ценных бумаг, брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», страховые компании и маклеры).

Важным звеном финансовой системы является Управление по обслуживанию государственного долга. Его основные функции - предоставление госзаймов, обслуживание госдолга, предоставление (наряду с Госуправлением гарантирования экспортных кредитов) госгарантий. Управление является также «внутренним банком» госучреждений и держателем «государственной кассы» . Общественные пенсионные фонды формируются за счет пенсионных отчислений работодателей. Находящиеся в управлении 6 фондов активы составляют более 600 млрд. крон.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать