География Албании
b>Законодательная власть. Осуществляется однопалатным парламентом - Собранием Республики Албания. Албанский парламент избирается всеобщим голосованием на четырехлетний срок и состоит из 140 членов (из них 40 членов выбираются по партийным спискам на основе пропорционального представительства, остальные 100 депутатов - по одномандатным избирательным округам).

Парламент-Кувенди, осуществляет верховную власть от имени народа и является высшим органом государственной власти. В этом качестве оно принимает законы и поправки к конституции, объявляет войну другому государству, одобряет государственный бюджет и экономические программы, ратифицирует или аннулирует международные договоры и соглашения, избирает президента, утверждает назначение или отставку премьер-министра и других министров, утверждает членов Верховного суда, генерального прокурора и его заместителей и в целом осуществляет контроль за деятельностью правительства, государственного радио и телевидения, государственного информационного агентства и других официальных информационных средств информации. Кроме депутатов парламента, правом законодательной инициативы обладает Совет министров и 20 тыс. избирателей, которые могут предложить на рассмотрение парламента любой закон.

Депутаты могут быть лишены своего мандата в связи с уголовным наказанием или после шестимесячного неучастия в заседаниях парламента. Из своего состава парламент выбирает Председателя Народного собрания, или спикера, и двух его заместителей, образующих Президиум. В целях законодательной работы парламент формирует 15 постоянных комитетов: законодательства; внешней политики; экономики и финансов; промышленности, торговли и транспорта; образования; труда и социального обеспечения; обороны; прав человека и меньшинств; средств массовой информации; науки и культуры. Каждый из комитетов включает от 7 до 15 членов.

Судебная система реорганизована в 1992. В Албании действует кодекс законов, который применяется в системе правосудия.

Судебная система Албании включает Конституционный суд, Верховный суд, апелляционные суды и окружные суды первой инстанции. Высшей юридической властью обладает Верховный суд. Его председатель и заместитель председателя назначаются президентом и утверждаются Собранием (Кувендом), а остальные члены избираются этим же органом на девятилетний срок, но могут переизбираться и на второй срок. Судьи в апелляционных судах и судах первой инстанции назначаются президентом по рекомендации Высшего судебного совета, который возглавляется президентом и состоит из пятнадцати членов, включая председателя Верховного суда, министра юстиции, трех членов, избираемых Народным собранием, и девяти судей всех уровней, избираемых Национальной судебной конференцией.

Конституционный суд насчитывает девять судей, назначаемых сроком на 12 лет. Четверо из них назначаются президентом, а пятеро избираются Народным собранием.31 марта 2000 принят новый Закон о Конституционном суде, круг его полномочий значительно расширен. Этот суд берет на себя толкование конституции и определяет соответствие ей принимаемых законов, выносит решения в случае разногласий, возникающих в правительстве, а также между правительством и местными органами власти.

Всем судьям по конституции гарантируется независимость, но это условие не всегда осуществлялось на практике.

Местное управление. В административном отношении Албания состоит из 12 префектур и 37 округов. В свою очередь округа поделены на более мелкие административные единицы и включают 43 муниципалитета и 310 коммун. Префекты назначаются Советом министров. Руководители администраций округов избираются окружными советами, в то время как члены местных советов выбираются по партийным спискам всеобщим и тайным голосованием на четырехлетний срок. Эти органы отвечают за пополнение местного бюджета и утверждают расходы на муниципальное жилищное строительство, коммунальные услуги, народное образование, культуру и прочие потребности.

На местных выборах в октябре 1996 Демократическая партия одержала победу над Социалистической и укрепила свои позиции во многих органах власти на местах. На выборах в 2000 и 2003, большинство в местных органах власти получили социалисты.

Избирательная система. На парламентских выборах 1991 все албанские граждане, достигшие 18 лет, смогли впервые свободно проголосовать за любого кандидата. Хотя на этих выборах победила правящая коммунистическая партия, но оппозиция набрала почти 40% голосов и получила 75 из 250 мест в законодательном органе, не предвещал ничего хорошего для коммунистов. В следующем году коммунистическое правление закончилось. На состоявшихся в 1992 парламентских выборах оппозиционная Демократическая партия набрала 62% голосов и получила 92 из 140 мест, одержав победу над коммунистами, которые стали называть себя социалистами (на их долю пришлось 26% голосов и 38 мест). На выборах в парламент в 1996 демократы победили во второй раз, но выборы большинством наблюдателей были признаны несвободными и недействительными. Под давлением оппозиции в 1997 были назначены внеочередные выборы. На этот раз верх одержали социалисты, получив 52,7% голосов и 101 из 155 мест, а демократам пришлось довольствоваться только 25,8% голосов и 29 местами. Остальные голоса и места разделились между несколькими небольшими партиями. На выборах в 2001 социалисты сохранили большинство, получив 73 из 140 мест, в то время как оппозиционный блок "Единство за победу", в который вошли Демократическая партия Албании, Республиканская партия Албании, Либерально-демократический союз, "Легитимность" и Национальный фронт, только 46 мест.

На каждых из вышеупомянутых выборов менялись либо общее число мест в парламенте, либо сама процедура голосования. В 1997 было принято сочетание двух принципов: голосование в два тура и выборы на основании пропорционального представительства. Из 155 депутатов однопалатного парламента (Народного собрания - Кувенда), избранных прямым всеобщим голосованием, 115 прошли по одномандатным округам в результате повторного голосования, а 40 - на основе пропорционального представительства. На выборах в 2001 число депутатов в Кувенде сократилось со 155 до 140. При первой системе кандидат должен набрать большинство голосов, но если в первом туре ни один из кандидатов его не получит, через неделю проводится повторное голосование, на котором выставляются кандидатуры двух претендентов, набравших наибольшее число голосов в первом туре. При системе пропорционального представительства процент голосов, полученных каждой партией, прямо соответствует доле мест, которые отводятся представителям этой партии в Народном собрании.

Следующие выборы должны состояться в июне 2005.

Внешняя политика. Албания в течение длительного времени была самой изолированной страной в Европе. Пытаясь удержать старомодный коммунистический режим, скопированный по образцу советской диктатуры сталинских времен, руководители Албании избегали устойчивых и продолжительных контактов с любыми странами.

Албания вышла из Второй мировой войны как близкий союзник Югославии и СССР. Наличие значительного албанского населения в Югославии и боязнь возможной экспансии этой страны породили трения в ее отношениях с Албанией. Когда в 1948 обнажились острые противоречия между СССР и Югославией, Албания активно поддержала советскую сторону. В 1949 она вступила в СЭВ, а в 1955 присоединилась к Варшавскому договору. В том же году Албания стала членом ООН.

В конце 1950-х попытки советского руководителя Н.С. Хрущева наладить "мирное сосуществование" с Западом и улучшить советско-югославские отношения встревожили албанские власти. Когда в 1960 развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В 1961 Албания прервала дипломатические отношения с СССР и прекратила сотрудничество с Организацией Варшавского договора, а в 1962 - с СЭВ.

В 1961-1978 Албания осталась единственным союзником Китая в Европе. Когда в 1966 в КНР развернулась "культурная революция", Албания последовала примеру "старшего брата". В 1968 после вторжения по инициативе СССР в Чехословакию Албания официально вышла из Организации Варшавского договора. В 1970-1980-е Албания установила дипломатические отношения со многими странами Западной Европы.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 (тесные связи с Китаем прервались в 1978), смерти албанского лидера Энвера Ходжи в 1985, а также после полного краха т. н. "реального социализма" в 1989-1990 Албания постепенно заняла менее радикальную позицию в международных отношениях. Были нормализованы отношения с Грецией. В 1987 греческая сторона заявила о прекращении состояния войны с Албанией и отказалась от притязаний на Гирокастру и Корчу. Возобновились политические, экономические и культурные связи Албании со странами Западной и Восточной Европы. К концу 1988 НСРА имела дипломатические отношения со 112 государствами.

В 1990-1991 Албания попыталась нормализовать отношения со всеми крупными странами мира и с соседями на Балканском п-ове. Страна вступила в члены ОБСЕ (июнь 1991), МВФ, МБРР и ЕБРР (1991), Исламского банка развития и Организации Исламская конференция (декабрь 1992), Совета Европы (июль 1995). В июне 1992 Албания стала соучредителем Организации Черноморского экономического развития (ЧЭС). Были восстановлены дипломатические отношения с СССР (30 июля 1990), США (14 марта 1991) и Великобританией (22 мая 1991). В мае 1992 подписано соглашение о сотрудничестве с Европейским сообществом (ЕС, теперь - Европейский союз) сроком на 10 лет. В декабре 1992 Албания одной из первых стран Варшавского договора обратилась в НАТО с просьбой о вступлении. Развитию отношений с США и Европейским союзом способствовала существенная помощь стран Запада. В 1996 США предоставили Албании кредиты на сумму 200 млн. долл., Италия - более 400 млн. и Германия - более 100 млн. долл. Кроме того, ЕС пожертвовал более 650 млн. долл. в качестве гуманитарной помощи.

Удалось наладить удовлетворительные отношения с Югославией (в составе Сербии и Черногории), несмотря на глубокую озабоченность судьбой албанцев, проживающих в крае Косово. Однако после событий в Косове в 1998 тысячи беженцев устремились в Албанию, что вызвало обострение албано-югославских отношений. В середине апреля 1999 произошел разрыв отношений с Югославией. Они были восстановлены только в январе 2001. Годом ранее были нормализованы отношения с Черногорией; между двумя странами подписаны соглашения о торговле и культурном обмене.

В апреле 1993 установились добрососедские отношения с Македонией. Проживающим в этой стране албанцам было рекомендовано сотрудничать с ее правительством. Однако время от времени правительство С. Бериши оказывало давление на Скопье с тем, что заставить македонское правительство расширить права албанцев в Македонии.

Непростыми в течение 1990-х оставались отношения с Грецией. В 1993 из Греции были высланы свыше 30 тыс. албанцев. Только после того как в 1996 были гарантированы права греческого меньшинства в южной Албании, отношения с Грецией нормализовались. Однако к концу 1990-х они вновь ухудшились, поскольку многие беженцы из Косова перемещались в этот регион, что вызвало недовольство греческой стороны.

Приоритетным направлением албанской внешней политики в начале 21 в. оставалась интеграция страны в ЕС и НАТО.

Вооруженные силы. Во времена правления коммунистов и ранее при довоенной монархии вооруженные силы Албании были самыми слабыми на Балканах и использовались главным образом для подавления мятежей внутри страны.

Вооруженные силы Албании формировались на базе партизанского движения в годы Второй мировой войны. Военные находились под строгим контролем АПТ. По проекту конституции 1991, главнокомандующим вооруженными силами является президент, который не должен занимать никаких партийных постов. В 1989 в рядах вооруженных сил состояло 40,7 тыс. человек, в т. ч. в сухопутных войсках 31,5 тыс., военно-воздушном флоте 7,2 тыс. и военно-морском флоте 2 тыс. В 1996 вооруженные силы достигли 72,5 тыс. человек, причем сухопутные войска насчитывали 60 тыс., военно-воздушный флот 10 тыс. и военно-морской флот 2,5 тыс. Если учитывать прочие военизированные организации, то общее число военнослужащих достигало 113,5 тыс. человек.

Однако в начале 21 в. в связи с реорганизацией вооруженных сил их численность сократилась с 47 тыс. человек в 2000 до 22 тыс. человек в 2002. Сухопутные войска включают 16 тыс., ВВС - 3,5 тыс. и ВМС - 2,5 тыс. человек. Продолжительность службы в вооруженных силах составляет 15 месяцев.

Оснащение и обучение вооруженных сил Албании нуждаются в модернизации. В 1960-е эту функцию выполнял СССР, в 1970-е - Китай, в 1980-е были мобилизованы внутренние ресурсы Албании, а в настоящее время надежды возлагаются на помощь западных стран. Процесс модернизации вооруженных сил планируется закончить к 2010.

Общие военные расходы в 2002 составляли 107 млн. долларов, или 2,5% ВВП.

Экономика

Претенциозные планы экономического развития Албании в значительной степени зависели от помощи СССР и других восточноевропейских стран, а после прекращения этой помощи в середине 1960-х произошло снижение темпов развития экономики. Особенно нуждалась в переоснащении горнодобывающая промышленность. Следует также иметь в виду, что в послевоенный период рынки сбыта экспортной продукции Албании находились в Восточной Европе и СССР, и оттуда же поступали жизненно важные предметы импорта. В конце 1980-х годов стали налаживаться отношения со странами Западной Европы, но дефицит капиталовложений, неэффективное управление и политическая нестабильность привели к резкому экономическому спаду в 1990-1991.

В 1992 ВВП Албании резко сократился по сравнению с уровнем 1989, и для дальнейшего развития экономики требовались неотложные меры. Правительство выдвинуло программу реформ, которая включала переход от административно-командной экономики с централизованным контролем к рыночной экономике и частному предпринимательству. Прежде всего была осуществлена приватизация большей части сельскохозяйственного сектора, мелких и средних предприятий, а затем наступила очередь крупных предприятий. В 1996 эти усилия в сочетании с иностранной помощью дали некоторые положительные результаты, ВВП вырос на 9% (по данным ЕБРР - на 5%) и составил 2,3 млрд. долл., т.е.700 долл. на душу населения, а инфляция сократилась до нескольких процентов. Была стабилизирована албанская валюта - лек. Однако эти достижения были омрачены ростом безработицы, официально превышавшей 20%, и распространением коррупции. Дальнейший прогресс в преобразовании экономики в целом тормозился из-за отсутствия надежной инфраструктуры и эффективной финансовой системы. В конечном итоге финансовые пирамиды, потрясшие общество на рубеже 1996 и 1997 годов, политическая нестабильность в 1997 и противоборство сил в 1998 привели экономику на грань полного развала. В 1997 ВВП сократился на 7%, а внешнеторговый баланс - на 22%.

Новое правительство, сформированное в июле 1997, приняло меры по восстановлению общественного порядка и экономической активности. В 2003 ВВП был равен 16,13 млрд. долл. США (2003). Реальное рост валового продукта вырос в 2002 на 4,7%, а в 2003 - на 7%. Годовой доход на душу населения составил 4,5 тыс. долл. По официальным данным, безработица сократилась с 15,8% в 2002 до 15,2% в 2003. Однако, официальные источники не учитывают высокий уровень неполной занятости на албанском рынке рабочей силы. В целом, за чертой бедности находится 30% населения.

Несмотря на прогресс в сфере приватизации и создании правовых рамок экономической деятельности, в албанской экономике сохраняются многочисленные структурные проблемы: рост экономики основывается в значительной степени на помощи международных доноров и живущих за границей албанцев, а также зависит от строительной отрасли, используемой с целью отмывания нелегальных доходов.

На 2004 МВФ прогнозирует увеличение ВВП на 6% при темпах инфляции от 2% до 4%. Внешний долг оценивается в 1,41 млрд. долл. (2003). Валютные запасы страны - 1,038 млрд. долл. (2003).

Объективно оценить экономическое положение Албании трудно. При коммунистическом режиме вся информация была засекречена, а к сведениям, относящимся к посткоммунистическому периоду, следует относиться с осторожностью.

Планирование и индустриализация. Пятилетние планы развития народного хозяйства на основе индустриализации разрабатывались с 1950, первый из них охватывал период 1951-1955. Эти планы, называвшиеся перспективными, намечали контрольные цифры производства продукции основных отраслей хозяйства и регулировали ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения плановых заданий. Детальные годовые или квартальные планы, известные под названием оперативных, определяли конкретные задачи каждого предприятия.

Однако сама Албания располагала крайне ограниченной и слабой базой для индустриализации. Без интеграции страны в более обширный рынок и крупных иностранных кредитов все прилагаемые усилия на национальном уровне были обречены на весьма скромные результаты. Поэтому индустриализация Албании находилась в тесной зависимости от помощи СССР и других социалистических стран, а с начала 1960-х до конца 1970-годов - от помощи КНР. В 1954 национальный доход официально оценивался в 270 млн. долл., или 200 долл. в расчете на душу населения. Впоследствии в стране не публиковались статистические данные, но, по одной из западных оценок, в 1982 ВВП Албании составлял ок.2,6 млрд. долл., или 880 долл. в расчете на душу населения. По размерам душевого дохода Албания занимала последнее место среди европейских стран.

По оценкам, в 1994 48,4% экономически активного населения приходилась на сельское хозяйство. В 1996 за рубежом находились ок.700 тыс. албанцев, включая 28% граждан страны трудоспособного возраста; их денежные переводы составляли около трети ВВП Албании.

Топливно-энергетическая база. Индустриализация по образцу, пройденному СССР, требовала быстрого освоения естественных ресурсов Албании - нефти, природного газа, угля и гидроэнергии.

Добычу нефти в Албании впервые стали проводить итальянские компании до Второй мировой войны. Объем производства вырос с 13 тыс. т в 1935 до 134 тыс. в 1938, из них 105 тыс. т экспортировались в Италию. По окончании войны развитие этой отрасли шло бурными темпами. Добыча нефти в 1987 достигла примерно 3 млн. т, тогда как ее запасы оценивались в 20 млн. т. Основные нефтяные месторождения находятся в районах Кучова и Патоси. Албанская нефть, отличающаяся повышенной плотностью, требует специальной переработки. До войны почти вся нефть направлялась по трубопроводу во Влёру, а оттуда - на судах на нефтеперегонный завод в итальянском городе Бари. Во время войны немцы построили в Албании два небольших нефтеперегонных завода. К сооруженному после войны в Церрике близ Эльбасана крупному нефтеперерабатывающему заводу годовой мощностью 150 тыс. т были проложены трубопроводы из месторождений в Кучова и Патоси. В 1987 в Албании было произведено 2,6 млн. т нефтепродуктов. В начале 1970-х годов был сдан в эксплуатацию крупный нефтеперерабатывающий комбинат в Фиери мощностью 450 тыс. т в год. В начале 1990-х годов производство нефтепродуктов в Албании поддерживалось на уровне 600 тыс. т в год, но затем сократилось до 360 тыс. т (1997).

Многие месторождения, в т. ч. в Патоси и Маринзе, неперспективны. Производство сырой нефти в 2001 достигло 2,17 млн. баррелей, тогда как ее запасы оценивались в 185,5 млн. баррелей.

Добыча природного газа, начавшаяся в 1938, существенно снизилась в годы войны. Однако в 1950-е годы она значительно увеличилась и достигла 40 млн. куб. м в 1959. В начале 1960-х годов были открыты новые газовые месторождения. В 1985 было добыто 420 млн. куб. м, но в 1990-е годы произошло резкое падение этой отрасли: добыча газа сократилась до 102 млн. куб. м в 1992 и 18 млн. куб. м - в 1997. В 2001 объем добычи природного газа возрос до 30 млн. куб. м. Разведанные запасы оцениваются в 3,316 млрд. куб. м (2002).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях