География Великобритании
p align="left">93% учащихся школ получают образование в учебных заведениях за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, а также местными органами самоуправления. Наряду с государственными школами в Великобритании традиционно действует довольно широко разветвленная сеть т.н. независимых (частных) школ.

Существует госпрограмма материальной поддержки детей из малоимущих семей, а также ряд благотворительных программ, направленных на предоставление этой категории учащихся возможности обучения в независимых школах. Речь идет об обучении детей, которым местные органы образования не могут, с учетом их особенностей и потребностей, обеспечить получение необходимого образования: музыкально одаренных школьников, детей, решивших посвятить себя балету или овладению редкими иностранными языками и т.п.

В государственных начальных школах ведется совместное обучение мальчиков и девочек. В системе среднего образования число смешанных школ составляет около 80% от общего числа государственных школ. Большинство независимых начальных школ также проводит совместное общение. Однако среди независимых школ, дающих среднее образование, превалируют раздельные школы для мальчиков и девочек.

В системе начального и среднего образования можно выделить три основных типа государственных школ, полностью или частично финансируемых за счет центрального и местного бюджетов:

государственные школы графства (в Лондоне - муниципальные школы), территория и здания этих учебных заведений принадлежат соответственно графству или муниципалитету, а их финансирование осуществляется из средств местных органов народного образования, т.е. за счет средств, выделяемых централизованно из госбюджета, дополненных дотациями из бюджетов местных органов самоуправления;

добровольные школы, учрежденные религиозными общинами и взятые под покровительство государства. Первый тип таких школ, основанный одной из двух государственных церквей Великобритании, полностью финансируется местными органами образования. Два других типа школ также в основном финансируются из централизованных источников, однако, попечители школы в лице соответствующей религиозной общины должны обеспечить свое долевое участие в их финансировании в размере не менее 15% от необходимых средств. Им предоставлена автономия в том, что касается определения порядка набора учащихся, найма преподавательского и вспомогательного персонала и организации религиозного обучения;

государственные школы прямого подчинения были созданы по решению правительства консерваторов в 1989 году в целях повышения эффективности использования централизованного бюджетного финансирования и улучшения уровня преподавания. Данный тип школы является самостоятельным бюджетополучателем и имеет прямую подчиненность непосредственно Министерству образования и занятости.

Согласно подлежащим ежегодной публикации сведениям об успеваемости учащихся школ всех типов, учащиеся школ прямого подчинения имеют более высокую успеваемость. Отчасти такое положение объясняется тем, что реально бюджет этих школ больше бюджетов аналогичных учебных заведений других типов на 15-30%.

В основе получения среднего образования лежит обязательная общенациональная школьная программа. Министерством образования определен рекомендованный уровень знаний, которыми должен обладать учащийся по завершении каждого из четырех учебных циклов школы. Тестирование на уровень полученных знаний в британских школах проводится по достижении учащимися возраста 7, 11 и 14 лет, и совпадает по времени с окончанием обучения по программе соответствующей ступени. Тестирование проводится каждой школой самостоятельно, с правом контроля результатов независимой организацией инспектирования школ (OFSTED), работу которой координирует главный инспектор школ, назначаемый указом королевы. Итоги тестирования по возрастным группам подлежат доведению до сведения родителей и должны быть опубликованы в прессе, а также в специально издаваемых ежегодных справочниках "Какую школу выбрать?"

Последняя версия общенациональной программы среднего образования января 1995 года останется в силе и в начале третьего тысячелетия. Полученные учащимися знания с I по III ступень обучения оцениваются по восьмибалльной системе уровня знаний.

Экзамены на Единый сертификат о среднем образовании (GCSE), как правило, сдаются учащимися по завершении обучения в 10-11 классах, т.е. по освоении программы четвертой, последней, ступени средней школы в возрасте 16 лет. В определенной степени аттестат GCSE можно считать эквивалентом российского свидетельства о неполном среднем образовании.

Желающие продолжить среднее образование могут быть зачислены на два последующих года в классы для получения продвинутого среднего образования или поступить в т.н. колледж шестого класса для прохождения курса и сдачи экзамена на Единый сертификат о получении продвинутого среднего образования по избранным предметам (GCE-A). Местные органы народного образования согласно закону обеспечивают желающих продолжить учебу доступом к бесплатному обучению, либо непосредственно в школе, либо в системе внешкольных учебных заведений, по программе продвинутого среднего образования очной и заочной форм обучения.

Получение сертификата GCE-A может считаться равнозначным получению российского аттестата о полном среднем образовании и открывает для его обладателей возможность получения высшего образования. Обучение включает в себя две составляющие: двухгодичный курс по избранному предмету и итоговую письменную экзаменационную работу на GCE-A. Число предметов, которые может изучать школьник или учащийся колледжа, практически не ограничено, однако их не должно быть меньше трех, причем эти три предмета выбираются учащимися так, чтобы они совпадали с профилирующими предметами вуза, в котором данный школьник или учащийся колледжа планирует в дальнейшем получить высшее образование.

Экзаменационные работы соискателей на получение единых сертификатов направляются на оценку в независимые экзаменационные комиссии. Указанные комиссии создаются, как правило, исходя из географического принципа. В крупных городах, таких как Лондон, Бирмингем, Манчестер и т.д. комиссии могут создаваться также с учетом различий в учебных программах школ. В отличие от программы средней школы, продвинутые курсы среднего образования могут настолько отличаться друг от друга по целому ряду предметов, что из-за этого затруднен, в случае необходимости, перевод учащихся этой возрастной группы из одной школы в другую. Оценка знаний выпускников средней школы, прошедших курс продвинутого среднего образования, осуществляется по шкале оценок от А до G по латинскому алфавиту.

Большинство независимых школ также предоставляют своим выпускникам возможность продолжить среднее образование с последующей сдачей экзаменов на получение сертификата о продвинутом среднем образовании. Оценка полученных знаний проводится в том же порядке, что и оценка знаний выпускников государственных школ. Желающие могут продолжить образование также в частных колледжах, ведущих подготовку к сдаче экзаменов на сертификат GCE-A с одновременной подготовкой своих учащихся по основам избранной профессии.

Учащиеся средних школ, решившие продолжить свое образование в вузе, должны направить заявление-анкету с указанием заведения, в котором они хотели бы обучаться, в Службу организации приема в университеты и колледжи в г. Челтенхеме (UCAS). В анкете-заявлении администрацией школы по результатам "тренировочных экзаменов" даются предполагаемые результаты, которые выпускник должен показать при сдаче экзаменов на сертификат GCE-A. Полученные заявления анкеты регистрируются и затем направляются непосредственно в соответствующие учебные заведения.

Упомянутые заявления анкеты должны быть поданы в UCAS до 15 декабря года, предшествующего учебному году, когда должны начаться экзамены. Лица, желающие обучаться в Оксфорде и Кембридже, наряду с направлением заявлений анкет в UCAS, должны направить копию и непосредственно в приемную комиссию избранного университета. В соответствии с законом вузы Великобритании обладают правом самостоятельно определять критерии отбора абитуриентов.

Закон не содержит каких-либо ограничений по числу заявок, которые выпускник школы вправе направить в различные вузы. Чем известнее и авторитетнее высшее учебное заведение, тем выше предъявляемые им требования. Обладатели сертификатов GCE-A с оценками от А до G имеют достаточно высокие шансы быть зачисленными в высшее учебное заведение. Теоретически же студентом может стать и учащийся, получивший на экзаменах GCE-A все оценки "G".

В целях содействия получению высшего образования представителями национальных меньшинств, учащимся школ из многодетных семей и другим категориям школьников, не сумевшим на момент окончания курса среднего продвинутого образования получить оценки, достаточные для поступления в вуз, правительство финансирует систему подготовительных курсов (в общем по стране их число составляет порядка 600). В ходе обучения, которое продолжается от года до двух и может быть очным и заочным, слушатели курсов повторно проходят курсы по выбранным ими профилирующим дисциплинам и сдают соответствующие квалификационные экзамены. Важное место в выравнивании уровня знаний принадлежит здесь и частному сектору, который предоставляет возможность ускоренной подготовки и сдачи экзаменов по одному или ряду предметов. Как и в случае с выпускниками средних школ, экзаменационные работы выпускников упомянутых курсов направляются для оценки в независимые экзаменационные комиссии.

Выпускники британских школ при поступлении в вуз не сдают вступительных экзаменов. Первичный отбор студентов осуществляется на основе конкурса сертификатов о получении продвинутого среднего образования с последующим, в случае необходимости, проведением личного собеседования членов приемной комиссии вуза с заявителем.

Перспективная программа развития системы образования выдвигает необходимость доведения к 2000 году числа юношей и девушек, получающих высшее образование до соотношения один к трем от обшей численности молодежи против один к восьми в середине семидесятых годов. На сегодня данная цель практически реализована.

Финансирование системы государственного школьного образования. Заложенные в госбюджете средства на школу доводятся до местных органов народного образования как бы по двум каналам. Одна часть входит в бюджет, определяемый для Министерства транспорта, регионов и окружающей среды. По линии этого министерства осуществляется финансирование местных органов самоуправления (составной частью которых являются и местные органы народного образования): плата преподавателям, эксплуатация школьных зданий и территорий, школьное питание, приобретение учебников и т.п., порядка 80% наполняемости бюджетов местных органов народного образования. Другая часть средств направляется по линии Министерства образования и занятости в бюджет местных органов народного образования на капитальный ремонт школьных зданий, новое школьное строительство и т.д.

Школы получили право по своему усмотрению решать вопросы, такие как численность преподавательского состава и вспомогательного персонала, включая прием на работу и увольнение и др. Право распоряжения средствами находится в компетенции советов школ, в состав которых входят представители педагогического коллектива, родителей, местных общественных организаций, и соответствующих религиозных общин, когда речь идет о добровольных школах. В советах школ представлены и местные коммерческие структуры. На совет школы возложена обязанность ведения учета поступления и расходования всех, получаемых из различных источников средств, включая дополнительно привлеченные внебюджетные средства.

В основе подготовки местными органами народного образования обоснований на запрашиваемые ассигнования из государственного и местного бюджетов, лежит учет числа и возраста школьников, возможные расходы на возмещение школой транспортных расходов школьникам, несение дополнительных расходов теми школами, в которых значительно число школьников, для которых английский язык не является родным, и т.п.

Школы, в которых отмечается значительный отток учащихся в связи с тем, что последними отдано предпочтение другим учебным заведениям, оказываются в сложном финансовом положении. Выход из такой ситуации единственный - повышение уровня обучения с тем, чтобы вернуть школе прежнее доверие и уважение. Руководители народного образования рассматривают это как реализацию на практике принципа "деньги следуют за учащимися".

Министерство образования и занятости ежегодно выпускает в свет обновленную версию справочника для членов школьных советов "Введение в закон", дающего толкование законов на общедоступном уровне. Учитывая различия в правах школ графств и муниципалитетов и добровольных школ, упомянутый справочник выпускается, соответственно, в двух редакциях. Справочник распространяется бесплатно и должен иметься у каждого члена совета школы.

Закон запрещает взимание платы за обучение в госшколах. Вместе с тем им предоставлено право привлечения дополнительных средств (в денежной и иной форме) за счет добровольных пожертвований со стороны родителей и других граждан.

В законе предусматривается обязанность школьных советов (администрации) обеспечить соблюдение принципа добровольности таких пожертвований, и декларируется недопустимость ущемления интересов детей, чьи родители по той или иной причине не сделали соответствующего пожертвования.Учащийся не может быть отстранен от участия в таком мероприятии на том основании, что его родители не смогли или не захотели внести необходимые денежные средства. Использование советом школы бюджетных средств на полную или частичную оплату внешкольных мероприятий не допускается.

Наряду с практикой сбора добровольных пожертвований с родителей учащихся, в британских школах широкое распространение имеет привлечение пожертвований (в денежной или иной форме) со стороны коммерческих структур, а также сдача в аренду школьных помещений и территории (открытые спортивные площадки и т.п.) в аренду местным организациям. Широкое распространение получила и такая форма привлечения дополнительных средств, как распродажи поделок школьников и вещей, безвозмездно переданных родителями и коммерческими организациями для проведения "школьных базаров".

Имеет довольно широкое распространение использование во внеклассное время школьных помещений на условиях аренды различными образовательным организациями - лингвистическими школами, разнообразными курсами профессиональной подготовки, спортивными клубами, организациями. В тех случаях, когда помещения школ арендуются образовательными некоммерческими или общественными организациями, школы, как правило, освобождаются от уплаты налога с получаемой прибыли. В остальных случаях закон приравнивает учебные заведения, сдающие свои помещения и территорию в аренду сторонним организациям, к арендодателям.

В целях привлечения бизнеса и поощрения отдельных граждан, предприятий, компаний и фирм к оказанию финансовой поддержки школе, закон предусматривает освобождение из-под налогообложения денежных пожертвований и подарков школам, сделанных этим категориям спонсоров. Например, не подлежат налогообложению безвозмездно переданные учебным заведениям оборудование и денежные средства. Министерством образования и занятости выпущена специальная брошюра "Поддержи школу", ориентированная на потенциальных спонсоров, в которой детально рассматриваются возможные формы спонсорской поддержки школ и те льготы, которые государство предоставляет в этом случае спонсорам.

О шотландской Ассоциации частных школ. Ее руководящим органом является совет, в который входят педагоги, избранные от школ, входящих в Ассоциацию. Повседневная работа Ассоциации организуется штатом в 5 человек. Бюджет составляется из взносов школ, из расчета 5 ф. ст. в год за каждого обучающегося ученика.

Всего в Ассоциацию входят 80 частных школ, что составляет 90% от общего количества этой категории школ Шотландии. В частных школах, входящих в Ассоциацию, обучается 31 тыс. учеников, в них работают свыше 3 тыс. учителей. Все входящие в Ассоциацию школы имеют регистрацию Департамента образования Министерства по делам Шотландии и подлежат его инспекции.

Ассоциация оказывает следующие виды помощи школам: выработка рекомендаций консультативными группами; предоставление информации о новейших достижениях в образовательном процессе; повышение квалификации учителей и технического состава школ.

Школы-члены Ассоциации предлагают родителям широкий выбор оказываемых услуг их детям. Имеются школы с обеспечением школьников жильем, питанием и необходимыми учебными материалами или только с дневным пребыванием с последующим проживанием ребенка в семье.

Учителя допускаются к преподаванию после прохождения регистрации в Шотландском совете учителей. Большинство школ строго следуют требованиям сложившейся экзаменационной системы, критерии которой определяются государственными учреждениями. Ассоциация ежегодно обобщает предложения администраций школ по совершенствованию учебного процесса и представляет их в Министерство по делам Шотландии.

Ассоциация оказывает консультативную помощь родителям в определении ребенка в школу, в выборе приемлемого для него режима пребывания в школе, перечня предоставляемых услуг. В частных школах круглосуточное содержание ребенка, включая стоимость учебных занятий, обходится родителям до 12-14 тыс. ф. ст. за учебный год (19-22 тыс. долл.).

Инвалиды. В Великобритании существует несколько десятков специализированных организаций и ассоциаций для различных групп инвалидов. Это ассоциации слепых и глухонемых, Дома для инвалидов с сильными увечьями, организации для военных инвалидов, пенсионеров, женщин, молодых людей старше 16 лет и т.д. Существуют также различные службы и учреждения по обслуживанию инвалидов.

Политика правительства в отношении их работы построена в нескольких плоскостях: законодательное оформление, финансовая поддержка, координация на национальном и местном уровнях, содействие в международных контактах и т.д.

Финансирование деятельности организаций осуществляется в форме предоставления грантов или выделения безвозмездных ссуд со стороны центрального правительства и местных органов власти, а также за счет поступлений денежных средств от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности и сбора добровольных пожертвований. Существуют также отдельные группы инвалидов, строящие свою деятельность без поддержки государственных органов с исключительной опорой на собственные средства. Организации инвалидов являются некоммерческими организациями, что обеспечивает им возможность получения значительных финансовых и таможенных льгот при осуществлении административно-хозяйственной деятельности. Важную роль в их деятельности играет институт патронирования.

Одной из крупных организаций является Королевский Фонд инвалидов. Его патроном является Королева. Фонд специализируется на работе с людьми с сильными увечьями. Имеет отделения по всей стране. При Фонде существует колледж и бесплатные курсы по переобучению и профессиональной переподготовке. Фонд располагает солидной медицинской базой, а также своими домами отдыха. Королевский фонд инвалидов тесно сотрудничает с государственными департаментами, местными властями, добровольными организациями.

Британский Совет организаций инвалидов объединяет национальные, региональные, местные организации инвалидов, является важным информационным центром, где проводятся дискуссии, обсуждаются законодательные проекты, поддерживаются связи между новыми и уже существующими группами инвалидов. Здесь же инвалиды могут получить самую разнообразную информацию, квалифицированную помощь юристов, медиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать