Демография в России и мире
p align="left">Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 году приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, пропагандируется семья из четырех человек: «Нас двое - нам двоих». В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, появляющиеся на свет в Индии.

Существует также международная демографическая полтика, которая обязана своим появлением проблемам «демографического взрыва».

Первые всемирные конференции по народонаселению состоялись еще в далеком 1954 г. (первая - в Риме, вторая - в Белграде в 1965 г.). Многие страны уже тогда начали переходить к активной демографической политике, семейному планированию деторождения. В 1966 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по народонаселению и развитию, а в 1967 г. был образован ЮНФПА (Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения).

В 1974 году в Бухаресте состоялась третья Всемирная конференция ООН по народонаселению, на которой был принят «Всемирный план действий в области народонаселения» (ВПДН). Дальнейшее развитие он получил на четвертой конференции в Мехико в 1984 году. ВПДН исходил из важнейшего принципа тесной взаимосвязи между демографическими и социально - экономическими процессами, он содержал много конкретных рекомендаций по снижению рождаемости и смертности, содействию различным странам в решении их демографических проблем.

В 1989 г. в Амстердаме состоялся Международный форум «Народонаселение в 21 веке», который определил ряд целей и программ в области народонаселения, включающие всеобщее снижение уровня рождаемости, сокращение ранних браков и подростковой беременности, расширение использования средств контрацепции и т.д.

В 1992 г. мировая политика народонаселения обсуждалась на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио - де - Жанейро. Был сделан вывод, что решением демографических проблем в каждой стране должно стать составной частью ее национальной стратегии устойчивого развития. Каждая страна должна определить свои демографические цели и программы, исходящие из возможностей жизнеобеспечения растущего населения.

В сентябре 1994 года в Каире состоялась пятая Всемирная конференция ООН по народонаселению. На ней был принят окончательный план «Программы действий», которая должна определять политику народонаселения во всем мире на ближайшие двадцать лет.

1.2.3 Демографическая политика в России, стимулирование рождаемости социально - экономическими инструментами

Так, как направление демографической политики, как мы указали выше, зависит, прежде всего, от демографической ситуации, то понятно, что Россия в своей государственной демографической политике делает ставку на стимулирование рождаемости, которая у нас очень низкая.

Резкий поворот в государственной политике в отношении семей с детьми произошел не так давно.

Впервые комплекс мер, направленных на поддержку семьи и стимулирование рождаемости, президент В.В. Путин сформулировал весной 2006 года в своем Послании Федеральному собранию. Вступили эти меры в силу с начала 2007 года.

Спустя год стало ясно, что эти меры действуют - рождаемость постепенно повышается.

Меры по стимулированию рождаемости в нашей стране не похожи на меры по стимулированию рождаемости в Европе, которая также страдает от демографического кризиса. На европейских женщин увеличение финансовой помощи и социальная защита не действуют, во многих странах Европы и так высокий уровень жизни, а дело все в культуре потребительского общества и карьерных приоритетах. В России именно экономические стимулы делают свое дело и пополняют запас человеческих ресурсов.

После выступления президента было разработано два федеральных закона, которые направлены на существенное улучшение демографической ситуации, рост рождаемости, улучшение материального положения семей с детьми.

Были увеличены размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих и неработающих женщин.

Введено единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.

Установлена новая мера государственной поддержки - предоставление материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей в размере 250 тысяч рублей.

Результаты не заставили себя ждать. С середины 2006 года ежемесячное число младенцев стало существенно увеличиваться. Число рождений возросло с 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 - 2006 г.г. до 133 тыс. детей в среднем за месяц в 2007 году. А в октябре 2007 г. был установлен своеобразный рекорд - родилось более 154 тыс. детей. Население России увеличилось на 1,5 млн. человек (Источник: Росстат).

Для того чтобы закрепить достигнутые результаты и не допустить снижения реального уровня денежных пособий семьям с детьми, разработан проект Федерального закона, предусматривающего введение механизма их индексации с учетом темпов инфляции. Ранее эти пособия не индексировались. В проекте закона предусмотрено ввести индексацию в размере не ниже уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В связи с уточнением прогноза уровня инфляции на 2008 - 2010 годы, предусматриваются также увеличить размер материнского капитала с 250 тысяч до 267,5 тысяч, затем до 271,25 тысяч в 2008 году, 290,24 - в 2009 году, 307,65 тысяч рублей - в 2010 году. В уточненном федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период предусматривается увеличить расходы на эти цели с 55 млрд. рублей до 55,8 млрд. рублей.

Вместе с тем необходимо учитывать, что, по предварительным оценкам Пенсионного фонда РФ, численность граждан, желающих воспользоваться средствами материнского капитала в 2010 году, будет больше, чем прогнозировалось раньше при составлении Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период до 2010 года.

Сумма расходов, по оценке Пенсионного фонда, составит 150,3 млрд. рублей, что на 95,3 млрд. рублей больше, чем предусмотрено действующим бюджетом (Из доклада Министра здравоохранения и социального развития, РГ № 32 от 14 февраля 2008).

Кроме вышеуказанных законопроектов и реформ, связанных со стимулированием рождаемости, введены еще и следующие новшества.

Введены специальные пособия для детей, чьи отцы ушли служить с 1 января 2008 года. Теперь беременные жены призывников смогут получать от государства единовременную выплату в размере - 14 тысяч рублей, а после рождения ребенка им положена ежемесячная выплата в размере - 6 тысяч рублей. Введение нового пособия - материальная поддержка молодым семьям, в которых отец призван на службу и поэтому не может содержать жену и ребенка. Введение пособия тем более важно, что теперь отменено большинство отсрочек, а поэтому солдат, успевших обзавестись ребенком, станет больше. Соответствующий закон был подписан еще прошлой осенью президентом Путиным, а в декабре правительство утвердило изменения в «Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей». В этом документе четко проговаривается, кто имеет право на то или иное пособие, какие документы для этого понадобятся («РГ» № 8 от 17 января 2008 г., «Солдатская прибавка»).

Кроме того, уже в новом году из Белого дома вышел пакет документов, определяющих финансирование многочисленных социальных программ в регионах, которые правительство также приняло в последние дни 2007 года. Речь о выделении субсидий регионам из федерального бюджета на выплату единовременного пособия, которое выплачивается теперь не только при рождении ребенка, но и в том случае, если семья берет к себе малыша из детского дома. Это пособие составляет 8 тысяч рублей.

Также определенны размеры субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях. Из этих средств в регионах будут выплачиваться опекунам и приемным родителям по 4 тысяч рублей в месяц на каждого взятого в семью ребенка, и, сверх того еще 2,5 тысячи рублей предназначаются в качестве оплаты труда приемных родителей.

Еще пример, с прошлого года семьи стали получать компенсацию оплаты за детский сад (Российская газета № 32 от 14 февраля 2008 года).

В одном из своих последних выступлений В.В. Путин проронил фразу о необходимости создать условия для улучшения жилищных проблем в «соответствии с меняющейся ситуацией». Именно здесь в развязывании жилищного «узла» и кроется, наверное, следующий серьезный резерв для младенческого бума (Российская газета № 14 от 24 января 2008 года).

1.3 Продолжительность жизни в России

Еще один важный демографический показатель - продолжительность жизни человека.

Все страны по продолжительности жизни можно разделить на три группы:

1. государства с высокой продолжительностью жизни, в среднем не менее 70 лет. Это в основном страны с развитой экономикой, высокими показателями ВВП на душу населения.

2. государства со средним уровнем продолжительности жизни - 55 -70 лет.

3. государства с низкой продолжительностью жизни - ниже 55 лет (в основном страны Африки).

В России продолжительность жизни средняя. По данным Всемирной организации здравоохранения (Воз), век среднего мужчины в России в 2007 году составил 58,7 года, а женщин - 71,8 года. По этому показателю наши представители сильного пола отстают от американских на 16 лет, а женщины - на 9 лет.

Россия не может выйти в лидеры даже на постсоветском пространстве. Более того, в списке республик бывшего СССР по средней продолжительности жизни мы занимаем одно из последних мест, отставая даже от республик средней Азии. Хуже, чем у нас, показатели только у Казахстана, где продолжительность жизни мужчин и женщин составляет 58,6 и 69,7 года соответственно.

Причем сколько - нибудь заметной динамики исправления ситуации в последние годы не видно. По данным Воз, в 2004 году средняя продолжительность жизни составляла 65 лет - примерно как и сейчас. У женщин этот показатель был равен 72 годам, у мужчин - только 59 лет.

Мы вымираем, продолжительность жизни, согласно данным, приведенным в последнем докладе Воз о состоянии здравоохранения в мире, число жителей в России уменьшается на 0,3 % в год и РФ входит в число 18 стран, население которых убывает. Статистику подтверждает и Росстат. Согласно исследованиям данной организации, население России ежегодно сокращается: в 2007 году - на 442 тысячи человек, в 2006 году - на 637 тысяч человек, в 2005 году - на 650 тысяч человек («РГ» № 262 от 22 ноября 2007).

Примерно такая динамика наблюдается уже второе десятилетие.

Ясно, что и с этой ситуацией необходимо бороться. Что и осуществляется в рамках государственной демографической политики.

Недавно на ежегодной пресс - конференции президент В.В. Путин выразил надежду на то, что всего за 12 лет, к 2020 году, в России средняя продолжительность жизни увеличится до 75 лет, то есть до средних европейских показателей (там же).

Программы по увеличению продолжительности жизни в России уже действуют. Два последних года демографов порадовали - в 2006 году впервые за последние годы было зафиксировано снижение смертности, а 2007 год стал рекордсменом, как мы указывали выше, по приросту рождаемости. Тем не менее, пока в России человеческий дебет с кредитом не сходятся - умирают все же больше, чем появляются на свет. Чтобы понять, в каком направлении действовать для увеличения продолжительности жизни, были проанализированы основные причины смертности граждан России. Выяснились следующие закономерности. В России традиционно умирают от неестественных причин, причем не редко в относительно молодом возрасте.

На первом месте по заболеваемости - недуги сердца и сосудов, эта причина практически каждой второй смерти, следом идет онкология, внутренние болезни, некоторые инфекции, которые для развитых, мягко говоря, не характерны. Например, от туберкулеза, особенно тюремного, ежегодно погибает почти столько же людей, что и в ДТП.

Поэтому развитие медицины, особенно в части диагностики и раннего выявления сердечно - сосудистых заболеваний, онкологии, инфекций, может серьезно улучшить положение, не менее важно и развитие высокой медицины.

Но государством задача ставится гораздо шире: речь идет не только о том, чтобы серьезно укрепить некоторые направления здравоохранения, но и о систематичном изменении организации всех уровней медицинской помощи.

Принятые меры и планы в данной области следующие:

врачам стали платить больше - на дополнительную медицинскую помощь, оказываемую участковыми врачами, врачами - терапевтами, врачами - педиатрами, врачами общей практики и их медсестрам и федеральным учреждениям здравоохранения ведомственного подчинения в 2008 и 2009 годах будут направляться средства из федерального бюджета («РГ» № 278 от 12.12.07). За оказание дополнительной медицинской помощи участковым врачам, врачам - терапевтам, врачам - педиатрам, врачам общей практики будет выплачиваться 10 тысяч рублей в месяц, а их медсестрам - 5 тысяч рублей в месяц (там же).

Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» рождаемость выросла на 8 % и на треть снизилась естественная убыль населения. Закуплено и поставлено в медицинские учреждения свыше 40 тысяч единиц диагностического оборудования, более 13 тысяч автомашин пополнили парк «скорой помощи». Программой «Родовой сертификат» охвачено 92 % рожениц, оплачена медицинская помощь 1,3 млн. женщин, а также свыше 300 тысяч детей (там же).

Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за 2 года прошли 10,6 млн. человек. В регионах РФ построены и готовятся к открытию федеральные центры высоких медицинских технологий. Почти в 1,6 раза была повышена заработная плата для 690 тысяч медработников первичного звена (там же).

По сообщению Министра здравоохранения и социального развития, приоритетом работы нацпроекта « Здоровье» на 2008 - 2010 г.г. станет уменьшение смертности от «управляемых причин» - в первую очередь от сердечно - сосудистых заболеваний, на профилактику и борьбу с болезнями сердца и сосудов будет направленно в ближайшие 2 года - 8 миллиардов рублей (там же).

Что касается неестественных причин высокой смертности, здесь лидируют: алкоголь, большое количество несчастных случаев, прежде всего на дороге, убийства и самоубийства.

Алкогольную смертность некоторые демографы связывают с самым высоким в мире потреблением легальных и нелегальных крепких напитков. Любопытно, что ликвидация только одной (!) этой причины покрыла бы собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью,, обуславливающего депопуляцию России. Тем более, что с повышенным употреблением спиртного тесно увязана смертность от других причин - травм, полученных в авариях и на производстве, убийств и самоубийств. Инфаркты и инсульты тоже нередко случаются после неумеренного возлияния.

С подпольным производством алкоголя государство активно борется. В 2006 году вступили в силу поправки о госрегулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, ужесточились правила производства и продажи спиртного. Произошла смена акцизных марок и внедрена ЕГАИС. Закрылась масса мелких торговых точек, не брезговавших продажей «паленной» водки. Результаты появились незамедлительно - смертность уменьшилась сразу примерно на 150 тысяч человек.

Разработана и программа, которая должна улучшить ситуацию на дорогах. Так, резкое ужесточение наказаний за нарушение водителями правил движения уже принесло первые результаты. В дополнение начинается реформа системы оказания медицинской помощи пострадавшим в авариях. Для того, чтобы оперативно оказывать помощь пострадавшим в ДТП, медучреждения, расположенные вдоль 7 главных федеральных трасс, будут в приоритетном порядке поставлять новое оборудование(www rg.ru: сборник новые законы и нормативные акты).

1.4 Старение населения и пенсия

Как мы указывали в разделе Рождаемость и Смертность, государство пытается бороться с демографическим кризисом путем стимулирования рождаемости и сокращения смертности. Но в России существует еще очень важная проблема, связанная с демографической динамикой - старение населения. С каждым годом стариков в России все больше и больше, а трудоспособного населения все меньше, а ведь кто - то должен кормить этих стариков, заботится о детях, так как те дети, которые рождаются сейчас станут экономически активны минимум через 15 лет. Как видно, реформы по стимулированию рождаемости - это долгосрочные инвестиции государства, а что сейчас делает государство в борьбе с этой проблемой?

Над сохранением достойного уровня пенсий бьются сегодня практически все развитые страны, поскольку проблема старения населения общая для всех.

Наиболее распространенный способ уменьшить расходы государства на пенсионеров - повысить пенсионный возраст, к чему в последнее время прибегли Франция, Италия, а в ближайшие годы собирается сделать то же самое, Швеция, США, Великобритания, Чехия. Россия от этого способа отказалась - не та продолжительность жизни и здоровье жителей страны.

В данный момент Россия пытается выработать свою модель усиления пенсионной системы страны.

С 2002 года действует пенсионная реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом, если за назначение и выплату первых двух отвечает государство, и выплачиваются они по солидарному принципу, то накопительная часть персонифицирована, это - личные деньги. Сумма пенсионных взносов, которые идут на накопительную часть, фиксируется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, и будущий пенсионер каждый год получает информацию из Пенсионного фонда о том, сколько денег у него накопилось. Кроме того, эти средства инвестируются для того, чтобы получить дополнительный доход, именно работник решает, кто будет заниматься размещением его накоплений - государственная управляющая компания или одна из частных управляющих компаний. Возможен и третий вариант - пенсионные накопления передаются в один из НПФ (сборник новые законы и нормативные акты).

Работник может получить свои накопления только после того, как выходит на пенсию - в виде ежемесячной прибавки к базовой и страховой частям пенсионных выплат(там же).

В этом же законе была установлена норма, которая гарантировала право на получение пенсионного накопления наследниками, если человек умирает, не успев оформить пенсию, но до недавнего времени она не выполнялась, потому что не было необходимого подзаконного акта, который установил бы четкий порядок оформления выплат этих средств. Теперь соответствующее правило утверждено Правительством, то есть теперь пенсия может передаваться по наследству («Пенсии по наследству», «РГ» от 15 ноября 2007, № 256).

Кроме этого, В.В. Путин поставил задачу об увеличении пенсий до 40 % от заработной платы, такой уровень замещения пенсией утраченного заработка рекомендован 102 - й Конвенцией МОТ(«Сверхдоходы на старость», «РГ» № 274 от 6 декабря 2007 года).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать